Формирование, развитие и тренировка зрительной памяти у детей. Как определить нарушение зрительной памяти? Как развить зрительную память у взрослых и детей

Добрый день, дорогие читатели! А вы знаете, что около 80 % информации о мире мы воспринимаем через органы зрения. В связи с этим казалось бы, что и зрительная память должна быть столь же развита от природы. Но на деле оказывается все гораздо сложнее: этот вид запоминания во взрослом возрасте изрядно «хромает».

Вам интересно, как можно исправить данное положение и «подковаться» в этой области? Я думаю, что сейчас вы непроизвольно кивнули утвердительно. А раз так, то читайте дальше статью и знакомьтесь с интересными, а главное полезными «рецептами», помогающими развить зрительную память.

Перед тем как перейти к сути статьи, хочу вам показать, какие у нас красивые деревья в припорошенном снежке стоят прямо за окном. Погода на праздники нас очень порадовала: небольшой морозец, снежок. Настоящая зимняя сказка. Посмотрите сами.

А вот такие прикольные снеговички стоят у нас в некоторых магазинах города. Если вы заметили сделаны они из пластиковых стаканчиков. Правда, здорово и необычно? Такой снеговик точно не растает 🙂

Ну, а теперь давайте перейдем к самой теме статьи. Ведь вам наверняка уже не терпится познакомиться с такой любопытной информацией.

Эйдетическая память в детстве и зрелости

Память - это звено, связывающее прошлое и настоящее, помогающее не терять связь с корнями. Знать, как тренировать зрительную память, крайне важно, поскольку она является одним из рычагов развития человечества.

Иначе этот вид запоминания называют эйдетическим, а есть еще и другие разновидности:

  • Слуховая;
  • Моторная;
  • Обонятельная;
  • Тактильная.

Они могут быть кратковременными либо долгосрочными, механическими или сенсорными. Для каждого отдельного вида предусмотрены разные методики развития, есть они и для совершенствования эйдетической памяти.

Известно, что у детей она достаточно острая и прочная, но с годами способность отпечатывать в мозгу окружающее у человека утрачивается. И в зрелости подобными умениями могут похвастаться лишь единицы, которым посчастливилось получить такой дар от природы, от родителей.

Что же делать остальным? Не отчаиваться, вспомнить простое правило: любые навыки можно приобрести многократными упражнениями, тренировкой. И тогда мы сможем не особо напрягаться, «вбивая в голову» некую информацию, а усваивать ее «оптом», лишь взглянув на изображение или текст.

Что именно срабатывает в мозгу, знают лишь специалисты, но по факту, субъективно, все запомнившееся воспроизводится как видео, причем без усилий, само собой. Особенно ярки эти сюжеты, когда в процесс включены и другие типы памяти, тогда они работают в комплексе и дают максимальный эффект, дополняя друг друга.

Ассоциативный ряд

Сегодня наши дети, да и мы с вами, испытываем постоянные стрессы от переизбытка информации, которую сложно усвоить. Мозг порой автоматически блокирует часть этого потока, и не всегда лишнюю. Поэтому природная любознательность и врожденный талант запоминания могут и не срабатывать у среднестатистического современного ребенка, поэтому приходится над ним работать.

Для начала хорошо бы протестировать ваше чадо (а заодно и себя 🙂) и выяснить, что он реально умеет, а чему нужно поучиться. Например, дать ему внимательно посмотреть на какой-то рисунок, новый для него. Потом изображение закрыть и дать ребенку время, чтобы он попытался его восстановить. Чем больше «всплывет» мелких деталей, тем лучше эйдетические способности.

И малышам, и взрослым в запоминании помогают ассоциации. Многие убеждались на практике, что, например, номер мобильника легче отложится «на подкорочке», если его составляющие с чем-то связаны: скажем, одна группа цифр напоминает нам о дне рождения любимого человека, другая связана с какими-то приятными (или грустными) событиями нашей жизни. Пару-тройку раз распутать такие логические цепочки, и они отпечатаются в мозгу накрепко, будут потом всплывать автоматически, а номер вы долго будете помнить наизусть.

Кстати, а вы знали, что существует два типа мышления? Рекомендую прочитать вот нашу статью и определить к какому типу мышления вы или ваш ребенок относится.

Тренируем внимание

Тренировочный процесс - дело довольно увлекательное. Его можно и нужно вести в игровой форме, тогда мозг принимает сигналы тоже «играючи» и быстро их копирует, сохраняя подобно компьютерным файлам.

Приемы тренировки зрительной памяти довольно просты. Главное - постоянство, регулярность, постепенность увеличения нагрузки. При соблюдении этих правил процесс идет оперативно.

Тренировочные упражнения для развития зрительной памяти (нажми, чтобы развернуть)

1. Взять любую иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и мысленно ее воссоздать во всех подробностях. Делать так ежедневно по нескольку раз.
2. Бросить на стол кучкой 4 - 5 спичек. В течение 2 - 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 - 14 штук, снова начать с 4 - 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом.
3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.
4. Разложить на столе 7 домино «камнями» вниз. Накрыть их тканью и под ним перевернуть их камнями» вверх. Снять ткань и постараться как можно быстрее запомнить их. Потом опять накрыть и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество домино.
5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту.
6. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.
7. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.
8. Изученную вещь попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.
9. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.
10. Пять - семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд вы должны сказать, в каком положении находится выбранный предмет.
11. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «авксоМ - Москва». Для этого необходимо зрительно представить слово.
12. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 - 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.

Знаете, какая самая простая тренировка, которую может делать абсолютно каждый человек?

Для начала ответьте на вопрос: «Что вы делаете чаще всего?» Гуляете, ходите по магазинам, совершаете моцион до места работы. Вот эти маршруты и надо задействовать в первую очередь. Внимательно наблюдать, оценивать, отмечать, что изменилось со времени прошлой прогулки. Тем, кому это удается в совершенстве, не страшно отправляться за грибами: уж точно не заблудятся, а если и поводит их хозяин леса по своим неведомым тропинкам, то они сумеют выбраться.

Еще одно из самых эффективных упражнений - игра в шахматы. Не всем доступно, но можно подобрать и упрощенные варианты: шашки, лото, пазлы.

Еще мне очень нравится играть в «Звездный час» (это наше семейное название игры). Суть следующая: из одного длинного слова составить как можно больше маленьких. В детстве с родителями очень часто играли и мне до сих пор она безумно нравится. Сидя где-нибудь в очереди, я пытаюсь найти какое-то подходящее слово (из табличек на дверях, плакатов или еще откуда) и мысленно начинаю составлять из него более короткие. Таким образом, я решаю сразу две задачи: и время ожидания своей очереди быстро проходит, и мой мозг получает порцию тренировки, которая никогда не помешает.

Регулярно занимаясь этими семейными играми, мы и отношения укрепим, и себя подготовим основательно, даже на уровне высоких профессиональных требований к таким непростым специальностям как криминалист, детектив, психолог, журналист.

Фото-сканирование

Есть люди-сканеры, для которых не составляет труда снять информацию с предмета, изображения, текста, бегло взглянув на него. Можно им завидовать, но лучше попытаться и в себе, своих близких разбудить это качество. Тем более, что это не является непосильной задачей.

Например, есть такое простое упражнение, как развить данный навык. Разложить на столе несколько спичек, составив некую фигуру или в произвольном порядке, хаотично. Пусть испытуемый вглядится в этот рисунок, отвернется, а потом (после того, как искомый «чертеж» уже закрыт плотным листом бумаги) попытается воспроизвести конфигурацию.

Подобные задания можно давать и с цветными картинками: нужно будет назвать максимальное число мельчайших деталей изображения. Или описать свою игрушку, предмет одежды тоже подробнейшим образом. По возможности, попытаться нарисовать предмет исследования.

Мало кто может похвастаться фотографической памятью на лица, это действительно редкий талант. Опять же, если природа в этом на вас отдохнула, наверстывайте упущенное, тренируясь в запоминании методом сканирования. Берите любой текст, выхватывайте взглядом сначала пару-тройку слов, что сами бросаются в глаза, старайтесь усвоить их. Затем все больше расширяйте «территорию поиска» до строчки, фразы, абзаца - и так далее. Подобным образом можно научиться охватывать взором разные предметы.

Цепочка Цицерона

Как умудрялись помнить все самое нужное и массу необязательных вещей герои древности? У них ведь не было онлайн самоучителей, консультаций, сайтов полезных советов. Даже с печатными справочниками было непросто. Зато безотказно работал алгоритм передачи опыта, ученичества.

С давних времен нам осталось наследие одного из самых знаковых мыслителей - Цицерона. Он применял довольно действенный метод запоминания, основанный на выстраивании логических цепочек, четкого алгоритма взаимодействия структурированных частей, составляющих целое. По сути это напоминает раскладывание по полочкам, по сотам, по ячейкам «камер хранения». Только помещать нужные данные следует в хорошо знакомых нам координатах. Например, в любимой комнате, на рабочем столе, в заветной шкатулке, на полках шкафа или на веранде дачи и т.д. То есть там, где нам комфортно и где хорошо известно, что где находится.

Историки уверяют, что Цицерон так и поступал, готовясь к своим блистательным выступлениям: гулял по дому и «прятал» цитаты, красивые образы, яркие метафоры в заветных уголках жилища. Затем, выйдя к аудитории, он мысленно возвращался в свои покои и «шел» от образа к образу легко, как будто нужные слова сами являлись ему из «закоулков» сознания.

Никто не мешает нам по примеру этого мудрого человека таким же образом «населить» свой дом тем, что нам хотелось бы надолго оставить в памяти.

Таблицы Шульте и иные приемы мнемотехники

Мнемотехниками специалисты называют комплекс приемов, нацеленных на «крепкое» запоминание нужной информации. Например:

  • Разложение информации на мелкие детали;
  • Привлечение ассоциаций;
  • Самовнушение;
  • Методики скорочтения и др.

Маловероятным, на первый взгляд, кажется запоминание длинного пароля к аккаунту в соцсетях. Но если его «разложить на множители», задачка становится вполне решаемой. Особенно, когда каждый из фрагментов привязать к какому-то образу, выстроится цепочка подсказок. Этот прием нередко используют в обучении иностранному языку, есть даже талантливые пособия с шуточными стишками, полными ассоциаций.

Такие связи можно закодировать и самостоятельно. Например, термин - Net (Сеть), хорошо знаком опытным пользователям, а новичкам стоит напомнить старорусское слово «тенета» - сети для ловли птиц и мелких зверюшек.

Таблицы Шульте специально разработаны для обучения скорочтению, развития периферийного и объемного зрения. Работа с ними помогает постепенно расширять зону, которую способен охватить взгляд, а параллельно увеличивается и потенциал зрительного запоминания текстовых единиц.

Хочу предложить вам пройти красочный тест из видео и напишите потом сколько слов вы запомнили. Интересно будет почитать и сравнить со своим результатом, который я пока вам не скажу.

Вот и подошел к завершению наш обзор. Надеемся, он был вам полезным. Важно не останавливаться на достигнутом, пытаться применять разные приемы и методы в комплексе, и результат обязательно будет!

Не забывайте, что на нашем блоге проводятся конкурсы, о которых можете прочитать . Кстати скоро один из конкурсов «сыграет» и мы объявим победителя.

И не забудьте — впереди еще много интересного!

А как вы развиваете свою зрительную память? Жду ответов в комментариях 🙂

С вами была Екатерина Калмыкова

21 17 458 0

Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

Вам понадобятся:

Ежедневные мини-тренировки

Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

Воспоминания

Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

Детализация образа человека

После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

Рассматривание предметов

Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


Словесный портрет

Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

Метод спичек

Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

  1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
  2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
  3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
  4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
  5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

Метод тайной комнаты

Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

  • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
  • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

Метод Шульте

Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

Метод выделения отдельных элементов

Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

  • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
  • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
  • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.

Зрительная память – это психологическая функция человека. Психологи утверждают, что именно эта разновидность памяти сильнее всего развита у большинства людей. А кроме этого, зрительная память хорошо поддается развитию с помощью различных методик и упражнений.

Как развить зрительную память с помощью рисования?

Рисование – отличное упражнение для развития для тех, кто обладает соответствующими навыками. Суть тренировки состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести какой-либо объект. Например, на прогулке можно внимательно рассмотреть необычное здание, а дома – воспроизвести его на бумаге. А следующий день можно еще раз прогуляться до этого здания с рисунком и проверить свою память. Зарисовывать можно что угодно – украшения, лица, схемы.

Как улучшить зрительную память с помощью детских игр?

«Найди отличия» . Очень большое количество детских игр способствует развитию зрительной памяти. Например, игра «Найди отличия». Она заключается в том, чтобы найти несоответствия на двух очень похожих картинках. Играя, человек учится рассматривать изображение более детально, запоминать мелкие нюансы. Если часто играть в эту игру, запоминание в обычной жизни улучшится.

«Открой картинки попарно» . Еще одна полезная детская игра – «Открой картинки попарно» или мемори. Для этой игры нужно большое количество парных картинок (можно использовать карты, но не учитывать масть). Карточки нужно перемешать и разложить рядами обратной стороной вверх. Затем открывается одна картинка, а следом нужно открыть ее пару. Если пара не сложилась – обе картинка переворачиваются и продолжают играть. После нескольких попыток игрок запомнит расположение многих картинок и быстро откроет их все попарно.

«Найди что изменилось» . А в игру «Найди что изменилось» можно играть и во взрослой компании. Водящий игрок должен выйти из комнаты, а оставшиеся участники – что-то в ней изменить. Например, переставить статуэтки, убрать вазу и т.д. Побеждает тот игрок, который нашел перемену быстрее всех.

  1. Чтение . Обычное чтение, даже без попыток что-либо запомнить, значительно улучшает . Психологи советую читать не менее 100 страниц в день.
  2. Новые впечатления . Психологи доказали, что чем больше новых визуальных впечатлений у человека, тем лучше он запоминает зрительно. Поэтому они советуют чаще путешествовать, отрывать для себя новые места, знакомиться с новыми людьми.
  3. Ассоциации . Чтобы лучше запомнить визуальную картинку, предметы на ней нужно ассоциировать с чем-то хорошо знакомым. Например, дерево может быть похоже на какое-нибудь животное, а женщина, которую нужно запомнить, одета в платье такого цвета, как блузка у знакомой.

В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.

Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.

Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.

Зрительная память, запоминание

Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.

По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное .

  • При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
  • Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.

Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).



Запоминание — один из важных процессов в памяти

Зрительная память — особенности

Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.

ВАЖНО : Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.



Родители занимаются тренировкой памяти своего ребенка

Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.

Виды зрительной памяти

Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.



Подразделяются они по таким характеристикам :

  1. По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
  2. По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
  3. По способам запоминания: смысловой, механический
  4. По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
  5. По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
  6. По типам психологии : моторный, образный, словесный, эмоциональный


Кратковременная зрительная память

Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью , имеет маленький срок, ограниченный объем.

При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.

Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.



Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.

Зрительно моторная память

Двигательная память , она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).



Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.



На чем основывается зрительно моторная память у детей?

ВАЖНО : Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.

Объем зрительной памяти

Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем . Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.

Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.



Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.



Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту . Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.

Следует обратить внимание на ошибки :

  • Повторения детей
  • Объекты, которые не показывали
  • Сколько картинок помнят дети


Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.

Результаты оценивайте по следующим параметрам :

  • 8-10 фото — хороший результат
  • 5-7 фото — удовлетворительный результат
  • до 5 фото — неудовлетворительный результат


Объем зрительной памяти. От чего он зависит?

Диагностика зрительной памяти

Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.

Для определения зрительной памяти детей , используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.



ВАЖНО : Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.

Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.



Суть теста такова :

  1. Подбираем 11-16 слов , запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
  2. Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
  3. Используйте такие слова, как: путь , сад , обед , молоко , свет , поле , одежда , ошибка , ночь , конь , птица , учеба , стул , мышь , лес
  4. Применяйте такие изображения на картинках: хлеб , чашка , блокнот , фонарь , дом , школа , часы , фрукт , карандаш , шкаф , вертолет , мебель , санки , лампа , кот , корова , грабли , растение , нож , блузка , машина , луна , телега , диван
  5. Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
  6. Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
  7. К примеру, вы называете слово — учеба , а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
  8. Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд . Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
  9. После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
  10. Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
  11. В заключении ребенок называет слова по картинкам


Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.



Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

ВАЖНО : Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.

Тренировка зрительной памяти

Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.



При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения :

  • Интересная информация всегда усваивается лучше
  • В обучении лучше всего запоминается начало, конец
  • Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
  • Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно


ВАЖНО : Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.

Упражнения на зрительную память

По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.

Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.



Какие упражнения помогают развить зрительную память?

Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:

  • Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
  • Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
  • Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
  • Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»


Картинка для тренировки зрительной памяти — найди отличия

Игры на зрительную память

Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
  2. «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
  3. «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
  4. «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
  5. «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось


ВАЖНО : Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.

Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток

Некоторые люди имеют хорошую зрительную память, она помогает им запомнить большой текст, телефонные номера, стихи, мелкие детали у человека, которого видели две секунды. Это обычные люди, просто у них с рождения хорошо развита зрительная память.

Хорошо развитая зрительная память помогает человеку легко справляться с запоминанием большого потока информации, который он видит.

По мнению психологов у человека бывает, развит только один вид памяти зрительный, слуховой или обоняние.

Человек на своем жизненном пути постоянно что-то должен запоминать и зрительная память ему может быть большим помощником.

Как же развить зрительную память, если она от природы мало развита?

Зрительную память нужно развивать ежедневно, для этого понадобится немного дополнительного времени, заниматься можете вечером, в выходной день, по пути на работу, в обеденный перерыв, во время шопинга по магазинам и так далее.

Выполняя простые упражнения, вы можете хорошо развить зрительную память и не только память, но и внимание

Упражнение 1. Запомни и воспроизведи

Возьмите обыкновенные спички разложите на столе какую-нибудь фигуру, запомните ее отвернитесь и воспроизведите точно такую же фигуру по памяти.

Теперь повернитесь и проверьте, совпадают у вас фигуры или нет. На это упражнение уходит немного времени, но оно хорошо тренирует зрительную память.

Упражнение 2. Запомни картинку

Откройте любую книгу с картинками выберите нужную для запоминания картинку. Посмотрите на эту картинку в течении одной минуты, закройте ее и расскажите по памяти все до мелочей, что вы запомнили на этой картинке.

Для выполнения этого упражнения можно использовать картины, вазы, узор на ковре и так далее.

Упражнение 3. Посмотри и нарисуй

Если вы хорошо рисуете, посмотрите на какой-нибудь предмет, например, ваза закройте ее и нарисуйте точно такую же на бумаге. После того как вы нарисуете вазу, сравните ее с оригиналом. Посмотрите, что вы упустили в своей работе и исправьте недостатки.

Упражнение 4. Изучение окружающего вас мира

По пути на работу или в магазин посмотрите по сторонам очень часто вы ходите одним и тем же маршрутом и не замечаете, какие красивые деревья здесь растут, какая красивая архитектура у зданий. Посмотрите внимательно на то, что вас окружает, найдите для себя что-то новое и красивое.

Попробуйте сменить привычный маршрут и пройти по другому пути, изучите все, что попадает вам на пути, смотрите и запоминайте. Вечером обязательно вспомните и прокрутите в голове то, что вы сегодня видели нового и необычного.

Упражнение 5. Чтение книг

Упражнение 6. Запомни «Ромб»

В этом упражнении надо запомнить ромб, который состоит из слов. Дано слово из трех букв, затем из четырех, потом из пяти и так далее, затем слова идут на убыль и количество букв в них уменьшается.

Этот столбик слов похож на ромб, посмотрите на него и запомните. На запоминание дается тридцать секунд, затем ромб закрывается, и вы записываете слова на память. После того как, вы написали все слова проверьте их с упражнением.

ЛесЛистЛесникЛисичкаЛестницаЛесовичокЛесничийЛистокЛесокЛиса

Упражнение 7. Мысленный образ

Возьмите какой-нибудь предмет, например, игрушку рассмотрите ее в течении одной минуты, закройте глаза и постарайтесь, представить ее, мысленно нарисуйте ее перед собой закрытыми глазами. Откройте глаза и сравните свой нарисованный образ с натуральной игрушкой, в чем у вас получилась разница. Можно повторить это упражнение, если вы мало запомнили.

Упражнение 8. Запомни пять предметов

Возьмите любые пять предметов поставьте их перед собой и посмотрите на них внимательно тридцать секунд. Закройте эти предметы каким-нибудь материалом и постарайтесь описать эти предметы вслух.

Описание должно быть подробным и четким. Затем откройте все предметы и посмотрите на них еще раз внимательно. Что вы упустили в своем рассказе? Опишите еще раз.

Упражнение 9. Опиши по памяти

Вы можете описать по памяти обстановку новой комнаты или нового кабинета. Например, вы ходили в гости и вечером, придя домой, вы можете описать обстановку, которую вы видели в гостях. Это упражнение хорошо развивает память внимание и зрительную память тоже.

Упражнение 10. Вспомнить и сравнить

Вечером обязательно вспомните, что вы делали сегодня с самого утра до обеда, вспомните все мелочи, которые происходили с вами или вокруг вас.

Затем вспомните вчерашний день эти же часы с утра до обеда и сравните, чем отличаются эти два дня.

Потом вспомните еще, предыдущий день перед вчерашним днем и что происходило в этот день с утра до обеда.

Так вы вспоминаете, закрепляете свою память и зрительно представляете себе события, которые происходили в одно, и тоже время только в разные дни.

Развивать зрительную память можно не только при помощи упражнений, но и при помощи развивающих игр.

Развивающие игры для зрительной памяти

Игра 1 «Подводные лодки»

Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка.

В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?». Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление.При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос. За правильный ответ вы получаете очки и играете дальше. Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.

Игра 2 «Красно-черные таблицы Шульте»

Игра «Красно-черные таблицы Шульте» развивает внимание и зрительную память

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики по убыванию.

В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру. Сначала надо нажать минимальное черное число, затем максимальное красное число, теперь снова минимально черное число, затем максимально красное число и так далее.Если вы отвечаете правильно, то вы продолжаете играть дальше и набираете очки.

Игра 3 «Концентрация»

Игра «Концентрация» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры надо запомнить, где находятся пары одинаковых объектов и прокликать после того как ячейки закроются.

В этой игре даны объекты надо запомнить, эти объекты, где они находятся, затем ячейки закрываются. Вам надо вспомнить, где находились эти объекты и прокликать эти ячейки.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 4 «Космос»

Игра «Космос» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль.

В этой игре летает космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Можно ответить с помощью стрелочек на экране.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 5 «Сравнение объектов»

Игра «Сравнение объектов» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку.

В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет».Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 6 «Зрительный поиск»

Игра «Зрительный поиск» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры найти фигуру не похожую на другие.

В этой игре даны разные геометрические фигуры, надо найти среди всех фигур одну, непохожую на другие.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 7 «Аэропорт»

Игра «Аэропорт» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры указать, куда летит синий самолет и откуда летит красный.

В этой игре по небу летят вертолеты, самолеты и разные воздушные суда. По центру нарисован самолет, надо правильно ответить на поставленные вопросы и указать: «Куда летит самолет» и «Откуда летит самолет». Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 8 «Фланговая задача»

Игра «Фланговая задача» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры указать, куда летит птица в центре стаи.

В этой игре по небу летит стая птиц, надо определить, куда летит центральная птица. Ответить можно с помощью курсора. Если вы отвечаете правильно, набираете очки и играете дальше.

Игра 9 «Найди фигуру»

Игра «Найди фигуру» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры найти пару к загаданной картинке.

В этой игре нарисовано много предметов из них надо выбрать один предмет, который похож на заданный предмет. Если вы выбрали правильно, то вы набираете очки и играете дальше.

Игра 10 «Перемещения»

Игра «Перемещения» развивает зрительную память и внимание.

Главная суть игры запоминать перемещение сундука с сокровищами по карте.

В этой игре сундук с сокровищами перемещается по карте, надо запомнить, где находится сундук и внимательно следить за стрелками, куда они показывают, с помощью стрелок вы определите, куда переместился сундук.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

Занимайтесь улучшением зрительной памяти, она необходима вам каждый день и на протяжении всей жизни. С хорошей зрительной памятью вы будете легко и много запоминать. Играйте в развивающие игры и выполняйте упражнения. Желаем вам удачи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.