Что делать если ребенок ленивый. Почему ребенок становится ленивым

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Сегодня я бы хотела поговорить о детской лени. Что делать, если ребёнок ленивый? Каковы причины этого.

Очень часто от родителей можно услышать жалобы, что сын (или дочь) ничего не хочет делать, совсем обленился. Многим деткам свойственно лениться. Не все сразу бегут выполнять поручение или просьбу родителей, многие ленятся делать уроки, не хотят помогать по дому.

По большому счёту, у всех бывают периоды, когда ничего не хочется делать. Но к своей лени взрослые относятся снисходительно, а вот кроху ругают и "пилят" за это. Прежде чем выплёскивать свои негативные эмоции, разберитесь в причинах.

Почему дети ленивые

Каковы же причины, почему дети ленятся?

Вот основные из них:

1. Подавление инициативы.

Часто, когда ребёнок ещё маленький и хочет помочь маме или папе, родители говорят: "Не мешай, я сама(сам) быстрее сделаю", "Только грязь развёл", "Не путайся под ногами", "Ты ещё маленький" и подобные фразы.
А когда малыш подрастает, он уже и сам не хочет помогать, так как раньше ему запрещали.

2. Недостаток мотивации.

Если ребёнка заставлять что-то делать насильно, что ему не очень нравится, ничем не заинтересовав, желания работать у него не будет.

3. Наглядный пример родителей.

Известно, что детки копируют своих родителей. Например, мама просит папу прибить полочку несколько часов подряд (или даже дней), а он не может оторваться от компьютера или от телевизора, лёжа на диване. Ребёнок понимает, что если папа (или мама) ленится, почему я не могу так же.

4. Гиперопека.

Иногда родители слишком опекают своё чадо, всё делая за него даже если он легко может справиться сам. Не давая никаких поручений. Ребёнок привыкает к этому, и в дальнейшем его будет сложно просить что-то сделать.

5. Неуверенность в своих силах.

Такое может быть у малыша, когда родители часто критикуют, говоря, что у него ничего не получается.

6. Ребёнок ждёт за свой труд оценку или вознаграждение.

Если он этого не получает, то не считает нужным напрягаться.

7. Излишняя загруженность ребёнка.

Такое случается, когда помимо школьных уроков кроху водят сразу в несколько секций и кружков, он очень сильно устаёт физически и психологически. В какой-то момент наступает апатия, он ничего не хочет делать.

8. Темперамент.

Если ребёнок флегматик, то он очень медлительный, долго "раскачивается". Чтобы настроиться на работу, ему нужно время. Такая особенность характера часто принимается взрослыми за лень.

9. Когда малышу кажется, что поставленная перед ним задача трудновыполнима или очень сложная.

Что делать, если ребёнок ленивый

Разобравшись с причиной лени, родители должны выбрать правильный метод, в каком направлении действовать.

♦ Подавайте правильный пример, дети-это наше отражение.

♦ Поощряйте инициативу ребёнка, радуйтесь, что он сам предлагает помочь, хвалите за любую мелочь.

♦ Мотивация.

Когда крохе что-то интересно делать, его даже не нужно просить об этом. Поэтому старайтесь заинтересовать, объясняйте, что он получит в конечном итоге, если не будет лениться.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, .

♦ Творческий подход.

Иногда скучное занятие можно превратить в увлекательную игру или соревнование. Например, собирать игрушки наперегонки или кто больше. Кто чище прополет грядку или лучше уберётся в комнате.

♦ Разделение обязанностей.

Иногда за детьми можно закрепить определённые домашние обязанности, конечно с учётом возрастных особенностей.

♦ Делите работу на небольшие части.

Ребёнку будет легче психологически начать что-то делать, когда весь трудовой процесс разделён на этапы. Например, разобрал один ящик с игрушками, отдохни, потом продолжишь. Прописал буквы в прописях, сделай перерыв.

♦ Научите правильному режиму дня.

Не пытайтесь каждую свободную минуту занять сына (или дочь) каким-то полезным делом. У него должно быть достаточно свободного времени на игры, отдых и прогулки.

♦ В некоторых случаях можно дать возможность ребёнку пострадать из-за своей лени.

Для этого применить метод естественных последствий. Конечно, чтобы последствия были не опасны для здоровья и жизни.
Например, не сделал поделку на конкурс, не получил похвалу, приз или грамоту, как другие дети. Не выучил стихотворение или не выполнил домашнее задание, получил плохую отметку и замечание от учителя, не убрал с балкона журналы, они намокли под дождём и тому подобное.

♦ Объясните ребёнку, что отдыхать с чувством выполненного долга намного приятнее, чем постоянно откладывать работу, которую всё равно придётся выполнять.

Повторяйте пословицу: "Сделай дело-гуляй смело."

♦ И ещё не говорите малышу, что он ленивый, не наказывайте. Это только усугубит ситуацию.

Надеюсь теперь вы сможете разобраться в причинах и решите для себя что делать, если ребёнок ленивый.

Желаю, чтобы вы никогда не сталкивались с такой проблемой, а детки были трудолюбивые и работоспособные.

Далеко не все родители могут похвастаться тем, что их сын или дочка не ленятся выполнять процедуры по уходу за собой, наводить порядок в комнате, мыть посуду и бегать в магазин.

Детская лень – довольно распространенное явление, грозящее осложнениями в будущей жизни. Ведь то, что не получится вложить в ребенка до пубертата – ответственность, пунктуальность, способность к принятию решений, умение правильно распорядиться своим личным временем – обернется нереализованностью, низкой адаптивностью и неконкурентоспособностью во взрослой жизни.

Поэтому проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, и следует не отмахиваться от неё, а поискать причины поведения ленивого ребенка и постараться мягко их скорректировать.

Почему ребенок ленится

Любая черта характера имеет под собой какое-то основание. Психологи советуют внимательно отнестись к своему малышу, проанализировать его поведение и разглядеть истинные причины, заставляющие его лениться.

  • Возможно, «неповоротливость» малыша объясняется его природной заторможенностью, лежащей в основе индивидуальных особенностей личности.

Флегматичный темперамент ребенка не позволяет ему все делать быстро, а родителям это представляется нежеланием. Подгонять, а тем более ругать, таких детей нельзя – можно их только стимулировать быстрейшим наступлением результата.

Медлительность – не всегда плохо, такие дети отличаются собранностью, упорностью, тщательностью и кропотливостью на занятиях чем-либо. В таком случае лучше такой «ленивый» ребенок, чем деятельный друг-одноклассник, который не может сосредоточиться ни на одном из своих многочисленных дел.

  • Мотивация – горючее для активности даже у взрослых, а у детей – тем более.

«Правильно стимулировать» не включает в себя материальную заинтересованность, иначе ваши отношения с ребенком рискуют скатиться в пошлую сферу рынка на всю оставшуюся жизнь. На то они и родители, что должны постараться превратить обыденную домашнюю рутину в интерес для малыша, а не нудную повинность.

  • Критически следует пересмотреть загруженность ребенка обязательными занятиями.

В последнее время модно во что бы то ни стало вырастить преуспевающего вундеркинда, не приняв в расчет ни способности ребенка, ни его интересы. Беспрерывная череда «школа – секция – иностранный язык – танцевальный кружок» приводят рано или поздно к неминуемому физическому и психологическому истощению. Банальная усталость и проявляется нежеланием что-либо делать.

  • Повысить уверенность в своих силах.

Если от природы ребенок не уверен в себе, стеснителен и зажат, психологически зависим от старших, то он элементарно может бояться, что не справится с делами, а вовсе не ленивый, как считает мама. Чтобы такие дети не ленились, поможет только постепенное повышение уверенности в своих силах и постоянное внимание к его успешности, пусть, для начала, и в маленьких начинаниях.

Наиболее распространенная ошибка родителей заключается в том, что своим поведением они сами атрофировали у него способность к самостоятельности.

Всем знакома картина, когда малыш, по мнению мамы, лентяй, не может быстро собрать игрушки или доесть кашу, и начинает это делать за него – убирает их сама и кормит из ложечки.

Конечно, у него это становится установкой – «мне не обязательно это делать самому – мама сделает». Такую установку поменять сложно, но необходимо, иначе это чревато образованием в будущем привычки, что кто-то должен сделать его работу за него.

Пути решения проблемы

Как видим, поведение родителей – главный фактор в происхождении лени, в создании «тепличных» условий, при которых нет необходимости проявлять инициативу и ответственность.

Ленивый ребенок – это не приговор навсегда, а стимул к решению педагогических и психологических вопросов: «что делать, чтобы воспитать успешного и трудолюбивого человека».

Ежедневно и упорно нужно приучать детей к труду:

  1. Личным примером трудового участия, привлекая их к сотрудничеству.
  2. Присутствием творческого подхода во всякой неинтересной деятельности. Со временем эта необходимость исчезнет, а привычка у малыша останется.
  3. Стимулирование самостоятельности – пусть он сделает что-то неумело, но сам. Не забывайте хвалить даже за разбитую нечаянно тарелку – важно, что он сам захотел её помыть.
  4. Избегайте неконструктивной критики, не называйте ребенка обидными эпитетами, если он не справляется. Лучше вместе обсудите причины его неудач и поддержите его, вселив уверенность
  5. В домашнем хозяйстве составьте определенный список поручений, требующих его участия. Пусть небольших, но обязательных. Их выполнение не потребует много времени, но позволит выработать организованность, самостоятельность и ответственность.

Ребенка трудно заинтересовать? Он нелюбознательный, вялый и не хочет помогать родителям по дому? Как бороться с такой проблемой и как растормошить маленького ленивца, который ничему не хочет учиться, вы узнаете в этой статье.

Почему ребенок ленивый

Прежде чем винить малыша в отсутствии активности и любознательности, вам предстоит разобраться в причинах такого явления. Из-за чего же малыш ленится?

  • Отсутствие мотивации и интереса.

Даже взрослые знают, что любое дело, не подпитанное мотивацией и стимулом, становится скучной обязанностью, выполнять которую приходится через силу. Так же происходит и у маленьких детей. Унылое и неинтересное занятие, не приносящее удовольствие, вряд ли сможет увлечь кроху.

ВАЖНО! Любую скучную обязанность можно превратить в увлекательное приключение, используя фантазию и творческие способности.

  • Особенности характера.

Медлительность карапуза может быть особенностью его темперамента. Важно не забывать, что все дети разные. Флегматичный малыш не сможет быть таким же активным, как его сверстник-сангвиник.

  • Боязнь неудач и ошибок.

Некоторые занятия могут быть интересны ребенку, но он никак не решится их выполнять из-за стеснительности или боязни ошибок. Если родители часто ругают малыша за плохую успеваемость, медлительность и отсутствие результатов – он становится безынициативным и еще больше замыкаться в себе.

  • Усталость.

Многие дети помимо того, что перегружены школьными уроками, они еще и посещают различные секции, курсы. На это уходить много энергии, усталость постепенно накапливается. С таким плотным графиком у маленького человека просто не остается сил, работоспособность его падает, а желание чем-то увлечься пропадает. Если ваш малыш не хочет учиться, вполне возможно вам стоит пересмотреть его расписание и дать немного отдыха.

  • Чрезмерная опека.

Очень ленивый ребенок вырастает тогда, когда имеют место быть чрезмерная инициатива родителей и постоянное вмешательство в попытки чада осваивать мир, тем самым мама и папа лишают его самостоятельности и желания учиться новому.

  • Завышенные требования.

Зачастую родители ждут от своих детей выполнения непосильных задач, забывая, что у каждого ребенка свои возможности. Это вовсе не значит, что малыш неспособный. Если он не силен в математике, быть может он станет успешным лингвистом.

  • Болезнь.
  • Отсутствие правильного распорядка дня.

Что делать? Как воспитывать ленивого ребенка и мотивировать к учебе

Если ребенок очень ленивый, что делать родителям? Мы подготовили советы, которые помогут вам побороть лень малыша.

  • Подаем пример. Дети впитывают в себя все, как губки. Прежде чем винить свое чадо в лени и неактивности, начните с себя. Активный родитель станет лучшим примером для подражания.
  • Не мешаем самостоятельности. Не спешите помогать своему карапузу. Он легко может справиться сам. Поощряйте его желание помочь вам во взрослых делах – помыть посуду, полить цветы. Хвалите его даже, если у него будет плохо получаться. Если все-таки малыш не справляется, попробуйте немного помочь ему.

ОСОБЕННОСТИ! Родителям важно чувствовать тонкую грань: не делать ребенка самостоятельным слишком рано, но и не участвовать слишком долго и навязчиво в делах, которые уже под силу малышу.

  • Учитывайте интересы и увлечения крохи. Не заставляйте его углубленно заниматься математикой, если он предпочитает гуманитарные предметы.
  • Не навязывайте карапузу свои желания . Дайте ему возможность самостоятельного выбора.
  • Поощряйте даже самые небольшие успехи ребенка. Хвалите не самого малыша, а его поступки и действия. Кроха должен знать, что им гордятся. Однако не переусердствуйте, карапуз должен и сам получать удовольствие от занятий и своих умений, а не стремится все время стараться ради похвалы.

  • Дайте малышу возможность побыть взрослым , даже если ему пока что 3 года или 5 лет. Разговаривайте с ним на равных.
  • Проявляйте инициативу , попробуйте сами разжечь интерес малыша.
  • Даже если вам кажется, что у вас самый ленивый ребенок на свете, не сравнивайте достижения своего чада с возможностями других детей, такое поведение лишь ухудшит положение дел.
  • Не подкупайте малыша вознаграждениями за хорошее поведение.
  • Попробуйте сделать скучные занятия веселыми. Например, посоревнуйтесь, кто быстрее справится с уборкой игрушек.
  • Будьте терпеливы , не ругайте малыша, если он медлителен. Разговаривайте с ним спокойным тоном.
  • Советский психолог Л. С. Выготский рекомендует помогать детям в освоении нового круга обязанностей с помощью использования записок, схем и списков дел. Например, если подросший карапуз постоянно забывает что нужно надеть на улицу, от этого еще больше ленится, можно составить наглядный список необходимой одежды, используя рисунки и иллюстрации.
  • Придерживайтесь режима . Неправильно организованный день может увеличить утомляемость крохи.
  • Попробуйте заинтересовать свое чадо. Быть может, вы найдете то занятие, которое по-настоящему увлечет малыша.

Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.


Причины плохой успеваемости

Ответственность за учебу берут родители

Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.


Не стоит выполнять домашние задания за ребенка, предоставьте ему возможность научиться самооранизации и самоконтролю

Неуверенность в себе, заниженная самооценка

Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.


Станьте для своего ребенка авторитетом, поддерживайте его в трудных ситуациях

Гиперактивность

Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.


Организуйте гиперактивному ребенку режим дня и помогите освоиться с новыми правилами

Зависимость

На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.


Ограничьте пользование любыми техническими средствами у гаджет-зависимых детей, проведите это время вместе с ребенком

Одаренный, но ленивый

Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.


Чтобы одаренные дети не теряли интерес к учебе, поменяйте режим, создайте новые условия

Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.


Учитывая интересы своего ребенка, вы поможете привить у него желание учиться

Болезненный ребенок

Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.


Заинтересуйте ребенка игровыми уроками

Особенности темперамента

Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

  1. Меланхолик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Холерик.

Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.


Что делать родителям в таких ситуациях

Начальная школа

Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  1. У меня будет сердитый учитель.
  2. Я не смогу завести друзей.
  3. Как же сложно делать уроки.

Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.


  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.


  • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
  • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
  • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!


Среднее звено

Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

Что делать родителям

  • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
  • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
  • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
  • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
  • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
  • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
  • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.


  • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
  • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
  • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
  • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.

Ребенок ленится

Апрель 26, 2018 - Один комментарий

Где бы ни случалось общаться с родителями, бабушками и дедушками, все чаще можно услышать разговоры и жалобы о том, что ребенок ленится. Никак не заставить заняться чем-то полезным. Ребенок ленится помогать маме по дому, ленится ходить на кружки дополнительного образования, ребенок ленится учиться .

Бабушки разводят руками - где это видано, что ребенок, само воплощение любопытства в своем познании мира, фонтанировавший энергией, вдруг стал беспросветным лентяем? Примеры о трудолюбивых соседских ребятах или одноклассниках не помогают. Никакие уговоры и наказания не действуют. Что делать отчаявшимся родителям, если ребенок ленится?

Природа детской лени

Лень - это естественная составляющая человеческой психики, часть нашей природы, стремление к статичному состоянию. Но ребенок не может быть ленивым, потому что его психика еще формируется и развивается. В нем преобладает влечение к жизни, у него много энергии. Тем не менее, мы видим, что ребенок ленится и ничего не желает делать.

Точнее, это мы, взрослые, воспринимаем его поведение как детскую лень, но, на самом деле, причина кроется совсем в другом.

Когда мы делаем заключение, что ребенок ленится? Когда ребенок отказывается выполнять наши требования: посещать кружок, который нам кажется нужным, немедленно оставлять свои занятия и переключаться на занятие тем, что нам представляется более важным, и так далее. Ребенок протестует, он не согласен и предпочитает ничего не делать.

А мы считаем, что наш ребенок ленится, не разобравшись в причинах.

Разные дети - разные причины лени

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что дети изначально рождаются с разными психологическими свойствами и наборами желаний. Они могут совпадать по свойствам с родителями, а могут иметь полностью противоположные. Мы оцениваем других через восприятие себя, поэтому обладателя свойств, отличных от наших, неосознанно можем воспринимать неправильным, пытаться его переделать и переучить. Разберем на примерах, почему дети ленятся.

Например, ребенок может быть обладателем кожного вектора, свойства которого - скорость, амбициозность, гибкость, экономность, стремление к материальной выгоде. Фактор новизны приносит ему удовольствие, а сидеть на месте и заниматься скрупулезной, кропотливой работой - для него стресс. Поэтому ребенок будет якобы лениться, не желая посещать кружок по рукоделию, ведь это противоречит его природным желаниям.

Кроме того, такой ребенок изначально не нацелен на обучение. Он не сможет часами неподвижно сидеть над учебниками. Если заставлять, начинает лениться учиться. Поддержание порядка и чистоты в комнате не имеет для него особого значения, поэтому убираться он будет всегда поверхностно. А родителям кажется, что он ленится, и они задаются вопросом - что делать, если ребенок ленится?

Если мама такого ребенка обладает анальным вектором, свойства которого нацелены на качество, а ценностью является обучение, она может с особым рвением заставлять его сидеть на месте, долгое время заниматься одним и тем же делом в стремлении к совершенству. Или добиваться от него поддержания идеальной чистоты.

В результате у кожного ребенка формируется устойчивая установка, что прилагать усилия бесполезно, так как никакого удовольствия это не принесет. Ему приходится делать то, что полностью противоположно его свойствам. При этом он ничего за это не получает. Его стремление - быть быстрее, выше, сильнее, а не доводить дело до детального совершенства. Скорость, а не усидчивость. И очень скоро у него пропадает желание делать что-то, не приносящее никакой выгоды. Уже с детства формируется бессознательный навык лениться учиться или помогать маме, без какой-либо способности преодолевать эту лень.

Почему дети ленятся? Потому что любые усилия ощущаются как бесполезные. А если еще мама постоянно твердит, что он безрукий или бестолковый, ни на что не способен, у кожного ребенка формируется неудачный жизненный сценарий.

Разные свойства детей и родителей

Бывает наоборот: мама обладает кожным вектором, а ребенок - анальным. И когда он делает все медленно, тщательно, стремится сделать все максимально качественно и самым наилучшим образом, скупая на проявление любви мама может просто не хвалить его за приложенные усилия. А ведь именно похвала является стимулом к действию в анальном векторе.

Кроме того, кожная мама может такому ребенку не давать закончить дела, подгонять, торопить, требовать быстрой переключаемости, которая есть у нее самой. Мама будет считать, что ее ребенок ленится. В результате у ребенка пропадает всякий стимул к действию, а в душе назревает тяжелая обида на мать. Формируется состояние ступора, вязкости мышления, патологического упрямства.

И тогда такого ребенка уже очень тяжело заставить что-либо делать, а его жизнь превращается в сплошное сопротивление. Мать будет от него требовать выполнения каких-то действий, станет заставлять его делать уроки, а он будет делать все наоборот - лениться учиться и не выполнять требований.

Или из ощущения протеста не будет делать вообще ничего, что может выглядеть как детская лень. Во взрослом возрасте такой человек может стать патологическим спорщиком, упрямцем, не желающим ничего делать и проявляющим протест к любым просьбам.

Лень как проявление инфантильности

Но может быть и так, что лень является проявлением инфантильности. Когда ребенок привык получать все от родителей и не имеет навыка достигать целей посредством своих усилий и труда.

Так происходит, если родители не учат его самостоятельности, если любая инициатива и проявление себя со стороны ребенка не поощряются, а наоборот, подавляются. Вместо того, чтобы позволить ребенку быть самостоятельным, родители продолжают делать все за него, брать на себя ответственность и решение его проблем, которые он должен учиться решать сам. Что остается ребенку? Сначала - лениться учиться. Дальше - больше.

Особенно часто такой сценарий взаимоотношения с детьми проявляется со стороны анально-зрительной мамы в состоянии тревожности. Боясь за ребенка, испытывая постоянную тревогу за него, она проявляет гиперопеку, из-за чего у ребенка не развиваются жизненно необходимые навыки адаптации в обществе. То есть мама невольно подталкивает ребенка быть лентяем. А затем сама же задается вопросом - что делать, если ребенок ленится.

Кожная мама тоже может вести себя подобным образом, но уже из побуждений к контролю и ограничению. Так происходит, если ее свойства не имеют достаточной реализации в обществе. И тогда она начинает контролировать ребенка во всем, все ему запрещает, не позволяет ему ступить и шагу, буквально душа его ограничениями.

Почему дети пассивны и ленятся

Результатом для ребенка в обоих случаях будет неспособность брать на себя ответственность, достигать желаемого. Из-за того, что все делают и решают за него, что самому ничего делать нельзя или ненужно, у ребенка бессознательно формируется привычка получать все напрямую от родителей, а далее и от других людей. Сформированная в детстве лень остается с человеком как способ жизни. Он не знает, как можно жить иначе.

Во взрослом возрасте неосознанно он будет искать тех, кто все сделает за него, будет его опекать. Либо останется жить с родителями, продолжая жить беззаботно и не прилагая никаких усилий, лишь ожидая, что все сделают за него. Причем, даже если он будет понимать, что это нехорошо, все равно не сможет ничего сделать, поскольку сформировавшиеся привычки и сценарии действуют бессознательно.

А со стороны это может выглядеть как детская и подростковая лень и нежелание что-то делать в принципе. На самом деле у ребенка просто нет навыка реализации своих желаний своими силами и умения брать на себя ответственность. Вот почему дети ленятся.

Победить лень возможно

Родители могут решить проблему того, что ребенок ленится. Об этом написано более тысячи позитивных отзывов родителями, которые столкнулись с тем, что ребенок ленился учиться, помогать по дому, заниматься в детских кружках:

«…Сейчас я пишу эти строки, и у меня наворачиваются слезы на глаза. Почему? Потому что безумно жаль, что я не познакомилась с системно-векторной психологией Юрия Бурлана раньше, когда моему сыну было хотя бы лет пять. Тогда бы я знала, что из детей со звуковым вектором не надо делать спортсменов, а лучше отвести в музыкальную школу. Тогда бы я понимала, что анальному малышу противопоказана спешка, его нельзя подгонять и торопить.

Я бы не подтрунивала над его какими-то непонятными орфографическими ошибками, а забеспокоилась бы, так как это один из признаков дислексии, которая бывает у звуковых детей. Более того, невинные, как мне казалось, шутки насчет ошибок, больно ранят его кожный вектор и взращивают в нем чувство неуверенности. Я бы понимала, почему анальный малыш часто обижается и долго помнит все обиды. Я бы не говорила своему зрительному ребенку: «Вытри слезы, будь настоящим мужчиной! Что ты как девчонка расплакался?» И НИКОГДА бы не отпустила его с папой на охоту, где он увидел, как стреляют в живых лисиц. И у моего сына не ухудшилось бы зрение. Горько осознавать все это.

Я очень завидую сегодняшним родителям, которые получат знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и смогут избежать трагических ошибок в воспитании своих детей…»

Если ваш ребенок ленится, и вы до сих пор не знаете, почему дети ленятся; если вы ответственные родители, бабушки, дедушки, которые любят своих детей и внуков; если вы желаете, чтобы ваши дети выросли счастливыми и самодостаточными людьми, вам стоит узнать о том, как нежно и бережно вырастить именно вашего неповторимого малыша. Приходите на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Регистрация по ссылке .

Редактор Янина Буракова

Корректор Мария Климнюк

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.