Рисунки по теме на что похожа буква. На какие буквы похожи эти зверюшки? Запомни, как они стоят

Ежонок со змеёй друзья,

Только часто ссорятся.

Первой сердится змея,

Спиной к ежу становится.

А ежонок, славный малый,

Тоже может посердиться:

Отвернуться от подруги,

Чтобы вскоре помириться.

Выучи рифмовки про буквы. Запомни картинки.

Вспоминая стишок и картинку, вспомни, как пишется буква.


И ежата, и енот

Букве Е смотрели в рот:

Ходит только вправо ,

Смело, гордо, браво.

Зайцы зебру повстречали,

Букву З к себе позвали.

Замечательная дева

Зорко смотрит только влево .

Как ходят стрелки на часах?

1). Поводи пальцем по часовой стрелке.

Нарисуй завитушку по часовой стрелке.

Какая буква получилась?

2). Поводи пальцем против часовой стрелки.

Нарисуй завитушку против часовой стрелки.

Какая буква получилась?

Запомни, как пишутся буквы.

На что похожа буква З?

Буква З и цифра 3,

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри:

Пишем З, как цифру 3.

Выучи стихи.

На что похожа буква З?

Нарисуй буквы Е и З.

На подносе с манкой пальцем;

На песке во дворе;

На снегу.

Выложи буквы

шерстяной ниткой, цепочкой на ткани.

Сделай то же самое с закрытыми глазами.

Вылепи буквы Е и З

из пластилина, повторяя правильность расположения буквы.

Собери буквы из деталей.

Прочитай стихи-загадки. Отгадай и запиши имена сказочных героев.


1. Сами, сами

Едут сани!

Вымолвил словечко-

Покатила печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

Кто же был этот лентяй,



Поскорее отгадай!

2. В сказке той есть злой король,

Остров и дворец хрустальный.

Добрый Иржик всех спасает

И невесту выбирает.

А король-жених хитёр.

Выбирает, догадайтесь сами,

Из 12 сестёр

что с золотыми волосами.

Замечательная сказка

Под названьем __________!

3. В сказке той

Лисе досталось

От совы и от дрозда.

Как была,

Ни с чем осталась,

Хоть и хитрая была!

Детей спасти от лисы умеючи

Сорока помогла __________________.

4. Жил-был солдат

У нечистого духа

В почёте и воле.

Был тот солдат

Своей жизнью

Вполне доволен.

Ради любопытства

Он малиновкою был.

Из-за страха смерти

Королеву обхитрил

И женился мудро

На ______________!

Подсказки:

Дрозд Еремеевич, Емеля, Златовласка, Елена Премудрая.


Что ты знаешь про этих сказочных героев? Вспомни нужную сказку и составь небольшой рассказ о любимом герое.


1. Знайка;

3. Золушка;

4. Елена Премудрая;

5. Златовласка.

Тебе помогут вопросы-подсказки:

Из какой он (она) сказки?

Какие приключения с ним (ней) происходят?

Как он (она) себя в них показал (а)?

Чем он (она) понравился (ась) тебе?

Отгадай загадку. Напиши отгадку с заглавной буквы.


1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

2. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

3. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

4. Нам нужны иголки для шитья,

А кому нужны иголки для житья?

5. С виду – клин,

Разожмёшь – блин.

6. Сто один брат

Все в один ряд

Вместе связаны стоят.

7. Маленькая собачка домок стережёт.

8. Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

9. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ………. .

10.В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс ………. .

11. Я сижу, едва не плача:

Очень трудная ………. .

12. Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо:

Жили – были серый ёж

И его ………. .

13. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – луна,

А дочки ………. .

14. Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля ………. .

15. Михаил залез на дуб,

Чтобы врач не вырвал ………. .

16. Я круглое и гладкое,

Но не румяное и сладкое.

Глядят в меня, а видят себя.

17. В землю ляжет, чтобы встать

И до солнышка достать.


Проверь:

Земляника

Запиши названия картинок с заглавной

Буквы.


Проверь:

Замок Ежиха

Замок Ежи

Енот Забор


Исправь ошибки.


11. Напиши слова с заглавной буквы .

забор зонтик звонкий ехать

енот забава ежовый звать

зубы ежиха зоркий есть

звезда зебра злой занести

ель ежата еловый заснуть

Ответь на вопросы одним словом. Запиши слова с заглавной буквы.

1. Как называется по-другому пища?

2. Небольшой зверёк с ценным мехом.

3. Полосатое копытное животное.

5. Сизо-чёрная ягода, похожая на малину.

6. Множество небесных светил.

7. Мама в ежиной семье

8. Сын ежа.

9. Дети ежа и ежихи.

10.Надёжное средство от дождя, если нет ветра.

11. Драгоценный металл жёлтого цвета.

12. Если попадёт в палец, будет больно.

13. Непоседливый ребёнок.

14. Записная книжка на каждый день.

15. Вечнозелёное хвойное дерево.

1. познакомить с новыми звуками З, З, буквой Зз;

2 научить правильно произносить звуки и соотносить данные звуки с буквой;

3. развивать умение вычленять эти звуки в слове и читать слоги, слова и предложения с буквой з, понимать прочитанное; развивать фонематический слух, речь, расширять кругозор учащихся;

4. воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква З,з", 1 класс, 2017 г.

Цели:

  1. Познакомить с новыми звуками З, З, буквой Зз;
  2. Научить правильно произносить звуки и соотносить данные звуки с буквой; развивать умение вычленять эти звуки в слове и читать слоги, слова и предложения с буквой з, понимать прочитанное;
  3. Развивать фонематический слух, речь, расширять кругозор учащихся;
  4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Ход урока.

I Орг. момент

Психологический настрой

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

Начинаем разговор.

II. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим буквы, почитаем слоги и слова и познакомимся с новой буквой. Самые активные, старательные и внимательные ребята получат в конце урока вот такие цветы.

Чтобы нам легко говорилось и читалось, проведем гимнастику для язычка.

III. Артикуляционная зарядка.

  1. Улыбка 2 р. До 5
  2. Чистим зубки
  3. Высунули язычок, спрятали.

Итог

IV.Повторение

Какое время года? Как вы узнали?(много снега)

И наши буквы замело снегом. А какие же буквы замело?(называют по одному).

Освободили буквы от снега. Хором.

С Х П Ш Л К Т У Н Р

Какая буква лишняя? Почему?

Хором прочитаем гласные буквы. Какая буква особенная?(и) Почему? (она делает согласные мягкими).

Прочитаем слоги с буквой и.

си ти ли ни ри ки

по одному

А какая буква отказалась быть мягкой? (ш). Она всегда твердая.

Прочитаем слог

ши

А теперь слова с сочетанием ши.

ши-ло

ши-ла

Шиш-ка

Ма-ши-на

3. Итог.

Повторили буквы, слоги и слова. Молодцы!

V. Изучение нового звука и его закрепление

1. Выделение звуков З,З

Итак, внимание (пение птиц)

Вспомните прекрасный день. Светит яркое солнышко. Поют птицы, летают бабочки, ползают жучки. (лето) Солнышко спряталось и наступила….

Наступает ночь. (пауза) (картинка)

Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам.

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся

Кто же прилетает по ночам и не даёт нам спать?

Как сердито звенит комар? (з-з-з)

Губы в улыбочке. Кончик языка упирается в нижние зубки и включается голосовой аппарат - «Моторчик» - произнесите

Этот звук гласный или согласный? Почему? Зубки мешают воздуху пройти

Давайте позвеним, как комарики. (з – з – з)

Вывод: Звук З – согласный, звонкий.

Физ.пауза

Полетаем как комарики

– большие – маленькие

Молодцы, тихо садимся на свои места

4. Игра «Хлопочки»

Послушайте внимательно стихотворение и услышав звук З, хлопните в ладоши.

Замок, пила, Лиза, кожа, язык, стул.

Найдите на картинке названия предметов, в кот. есть звук з.

Игра «Услышал – повтори»

Я называю слоги, а вы повторяете за мной.

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

VI. Знакомство с буквой и её закрепление

1.Какая буква к нам поселится в домик.

Посмотрите как она выглядит.

На что похожа буква З? (цифра 3, змея, замок) картинки

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3

2. Пальчиковая гимнастика

Пальцы рук мы округлим

В полукруги превратим

Большие пальцы друг к другу прижмем

Красивую З мы сейчас же прочтём

Умницы!

3. Работа в тетрадях «Я тетрадочку открою…..»

Посмотрите, как печатается буква Зз

А сейчас в тетрадках напечатайте букву, но послушайте внимательно, сколько раз простучу ручкой, столько нужно напечатать заглавных и строчных печатных букв Зз (5)

4. Чтение слогов

Настало время познакомить нашу букву с гласными, но сначала разминка для глаз.

Зрит. Гимнастика «Бабочка»

Кто летал над цветами?(бабочка) У меня бабочка. Какая на ней буква?(з)

А какие буквы на цветах? (а,о,у,ы) Бабочка подлетит к каждому цветочку, а вы прочитаете, что получилось.

хором, по одному.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ (хором, 1-2 уч.)

Покажите слоги за, зо, зу, зы.(слайд)

Назовите предмет в классе, в котором есть слог за.

Какого цвета она? А какие еще бывают розы? А названия каких цветов вы знаете еще?

Хором. роза. Первый слог, второй слог.

Понюхайте розу. Как она пахнет? Вам нравится запах ?

Ребята, а вы трогали розу, что на стебле у цветка? Можно ли пораниться шипами? (шипы от роз могут проткнуть кожу и остаться там, это называется заноза.

И читаем последнее слово? Почему это слово написано с большой буквы?

С какой буквой мы читали слова?

Откройте учебник на стр. 72. Какая буква написана. В каком кружочке? Почему?

Хором прочитаем еще раз слоги. Какой предмет нарисован с левой стороны от буквы. (замок). Для чего он нужен. С какой буквы начинается слово? Прочитаем слово.

О каком цветке мы говорили? (роза) Найдите на рисунке.А как много? (розы) Кто стоит около цветов? Прочитаем как ее зовут. Что она делает? (смотрит на розы).

Составим предложение.

Лиза смотрит на розы. Проговорили хором.

Ребята, скажите, вы трогали розу, что на стебле у цветка? (шипы)

Можно ли пораниться шипами? (шип от розы может проткнуть кожу и остаться там, это называется заноза)

VIII. Работа с букварём

1. Чтение текста «Роза»

Послушайте внимательно (читает учитель)

Что случилось с Лизой?

(хором, по одному)

2. Игра «Слово убежало»

На доске напечатано предложение, но слово «убежало»

Лиза у ……

Найдите в тексте это предложение и подумайте, какое слово нужно вставить (чтение хором)

IX. Итог урока

С каким звуком и буквой познакомились?

Оценивание.


Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

З, з (называется: зэ) — буква всех кириллических славянских алфавитов (9-я в русском, белорусском, македонском и сербском, 8-я в болгарском и в украинском — 10-я); также применяется в письменностях ряда не славянских народов. На её основе в них даже образованы новые буквы, такие как Ҙ. В церковно- и старославянских азбуках является 8-й по счёту, и именуется «земля́».

В кириллице обозначается как (более древняя — Z-образная форма) и эквивалентна числу 7. В глаголице пишется как и означает число 9. Кириллическая форма произошла от греческой буквы Ζ, ζ (дзета); глаголическая, возможно, тоже (но имеются и другие гипотезы).

Буква З в произношении очень давно совпала с буквой Ѕ - «зело», употреблявшейся намного реже. С введением гражданского шрифта сначала (1708) букву З (в пользу буквы Ѕ) исключили из русского алфавита, но во 2-й модификации шрифта (1710) её восстановили, а Ѕ — исключили. Правда, обе азбуки употреблялись параллельно до 1735 г., когда окончательно убрали Ѕ.

Произношение

Буквой «З» в русском языке обозначают (перед рядом мягких согласных и ё, е, и, ь, ю, я) такие звуки, как свистящие [з]/[з`]; оглушается перед глухой согласной и в конце слова, соответственно, в [с`] / [с] (кузька [кус’ка], мазь [мас`], сказка [скаска], туз [тус]).Перед шипящими подобна им: напр., низший (чит. — ни[шш]ий), без жены (чит. — бе[ж-ж]ены) и т. п. В сочетаниях здч, зч читается как щ, т.е., как мягкое долгое [шш`]: звёздчатый (чит. —звё[шш`]атый), извозчик (чит. — изво[шш`]ик).

В целом аналогично читается буква З и в иных славянских языках; отличия, в основном, могут быть в меньшем распространении оглушения [з] в [с] и в произношении сочетания дз не в 2 звука, а как единого целого — звонкой аффрикаты, которая па́рна к глухой ц.

Приставки на з/с и их правописание

В целом этимологическая, русская орфография делает одну из малочисленных уступок произношению при написании приставок, с окончанием на з/с. Их правописание восходит к старославянским правилам, и несколько раз менялось. В частности, были следующие виды систем.

Русская современная орфография

Приставка с- неизменна; иные приставки (раз- и низ-, из- и чрез- (через), без- и вз- (воз-)) имеют з перед звонкой согласной и гласной, перед глухой согласной — с. (Считают, что слово «близстоящий» имеет не приставку, а 2 корня, и поэтому не противоречит данному правилу.)

Русская дореволюционная орфография

Не изменяются приставки чрез- (через-), без- и с-; приставки другие (из-, раз-, низ- и вз- (воз-)) имеют перед звонкой согласной, гласной, а также перед с — з, но перед иными глухими согласными — с.

Орфография церковнославянская (с середины XVII в.)

Никогда не изменяются приставки без-, с-, низ- и чрез- (через-) (лишь глагол згарати исключение, хотя сгорѣти); у приставок раз-, вз- (воз-) и из- имеется з перед звонкой согласной и гласной, и перед с и ш, но перед другими глухими согласными — с. В ряде изданий з на с не меняется также перед ч и ц, но это формально считают ошибкой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.