Ребенку 2 года но разговаривает. Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение. Отклонения от нормы

Родители умиляются первым осознанным «словам» своего малыша. Но нередко наблюдается обратная картина: ребенок в года не разговаривает и даже не предпринимает попыток.

Этапы и нормы речевого развития

Поскольку речь важна не только для полноценного общения, но и оказывает влияние на психическое развитие ребенка (связана с развитием памяти, внимания, мышления и воображения), на задержку речевого развития стоит обратить пристальное внимание.

Выявить подобного нарушения помогает знание этапов и норм формирования речи.

Важно помнить, норма – относительное понятие, и каждый ребенок обладает индивидуальными возможностями и особенностями, время появления определенных речевых форм может варьироваться по срокам.

Основные этапы развития:

  • С рождения до 1-го месяца жизни малыш реагирует на интонацию обращенной к нему речи (проявляет радостное оживление, плачет). В данное время появляется первая голосовая реакция – ребенок кричит, и уже к второму-третьему месяцу крик отличается разнообразными интонациями.
  • Со 2-го – 3-го месяца наблюдается гуление – карапуз издает отдельные певучие звуки и внимательно прислушивается. Эти звуки одинаковы для детей любой национальности – а-а-а, о-о-о, гу-у-у, м-м-м. К 4-му месяцу сочетания усложняются, а малыш постепенно отсеивает сочетания звуков, несвойственные его родному языку.
  • С 4-х – 5-ти месяцев гуление переходит в лепет - малыш воспроизводит сочетания слогов, подражая речи окружающих. После 6-го месяца лепетные звуки интенсивно накапливаются и постепенно переходят в лепетные слова.
    Важно: в случае задержки речевого развития лепет появляется в более позднем возрасте, а при наличии проблем со слухом – гуление прекращается.
  • С 6-ти до 10-ти месяцев «количество переходит в качество» - малыш неоднократно повторяет одни и те же лепетные цепи звуков, появляются также лепетные слова, соотносимые с конкретными предметами и лицами («би-би», «ав-ав» и т.д.). Речь отличается эмоциональной выразительностью, присутствует реакция на свое имя. Малыш начинает соотносить звуковой образ слова с предметом, реагирует на вопросы (показывает названный предмет, смотрит в его сторону).
  • С 10-ти месяцев до года появляются слова-предложения (слово выражает в зависимости от ситуации чувство, желание, обозначает предмет).
  • С 1 до 3 лет у активно познающего мир малыша темп развития речи ускоряется. Ребенок интересуется, как называются новые предметы и объекты и активно использует новые слова. Присутствуют звуковые искажения, перестановка слогов, а труднопроизносимые звуки пропускаются. Нередко используются только начальные слоги.

Важно – в норме ребенок второго года жизни способен произносить без труда звуки о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф, а ближе к 3-м еще и й, л’, э, с’.

Элементарная фразовая речь формируется к 2-м годам – малыш способен объединять несколько простых слов в процессе общения (дай пить и т.д.).

В полтора года словарный запас ребенка составляет приблизительно 100 слов, в возрасте двух лет – около 300, а к концу раннего возраста – приблизительно 1500 слов.

Правильное использование грамматических категорий начинается у малышей после 2,5 лет.

Отклонения от нормы


Незначительные отклонения от сроков с сохранением этапов речевого развития обычно указывают на индивидуальную особенность карапуза. Следует помнить, девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков и больше любят подражать взрослым. Сильный пол более ориентирован на действие, у мальчиков чаще первыми словами являются обозначения действий, а повторять за взрослыми они иногда не желают.

Если малыш не говорит в 2 года, но мало отличается от сверстников и отлично понимает, что от него хотят взрослые, излишне беспокоиться не стоит. Иногда активная речь проявляется внезапно, и вчерашний молчун при должном внимании со стороны взрослых оказывается вполне разговорчивым ребенком.

В случае беспокойства родителям следует установить причину молчаливости малыша методом исключения возможной патологии. С этой целью нужно обратиться к педиатру, врач даст направления к логопеду и прочим узким детским специалистам (лору, неврологу, психиатру).

Почему двухлетний ребенок не говорит?

Всех детей, не разговаривающих в двухлетнем возрасте, можно поделить на две группы:

  1. Абсолютно здоровые малыши, «хранящие молчание» в силу темперамента и других индивидуальных особенностей развития.
  2. Дети с различными патологиями, препятствующими нормальному развитию речи.

Часто при отсутствии проблем со здоровьем малыш в 2 года не разговаривает в следующих ситуациях:

  • Речь невостребованна. Данная ситуация возникает и у детей, предоставленных самим себе, и малышей, страдающих от гиперопеки. Долгое время молчат крохи, по различным причинам не получающие полноценного общения с родителями – у них нет ни примера для подражания, ни стимула к развитию речи. Чрезмерно трясущиеся над ребенком взрослые, практически угадывающие желания чада и тут же несущиеся их исполнять, стимулируют длительное молчание (обычно у таких деток присутствует ограниченный набор слов, позволяющих манипулировать окружающими). У слишком сильно опекаемых детей отсутствует потребность озвучивать желания и чувства, они прекрасно обходятся жестами.
  • Присутствуют стрессовые ситуации, испуг. Здоровые дети, находящиеся в неблагополучной в эмоциональном отношении обстановке, замыкаются и молчат из-за сильных стрессовых переживаний (в первую очередь стрессовое воздействие на ребенка оказывают регулярные семейные скандалы). Негативно влияет на малыша в данном возрасте переезд, серьезная, требующая стационарного лечения болезнь, неправильная адаптация к детскому саду и т.д. Особенно остро дети данного возраста воспринимают разлуку с матерью.
  • В семье наблюдается билингвизм. Хотя дети гораздо легче взрослых усваивают разнообразные языки, регулярное использование разных названий для одних и тех же предметов мешает ребенку точно определить, какие названия следует употреблять.
  • Ребенок негативно относится к речи. Обычно упорно молчат и не реагируют на просьбы что-либо сказать, повторить дети с упрямым, независимым характером. И чем больше настаивают родители, тем замкнутее и молчаливее становится ребенок.
  • У ребенка неограниченный доступ к телевизору, компьютеру и т.д. – в таком случае он часто воспринимает речь как шумовой фон, не выделяя родительские голоса из потока звуков.

Патологии, вызывающие задержку речевого развития


Кроме вышеперечисленных социально-психологических факторв, существуют и причины медицинского характера. К таким причинам относятся:

  • Нарушения слуха. Слух является ведущим речевым анализатором, и различные проблемы с ним приводят к расстройствам речи у детей. Глухой с рождения ребенок освоить речь самостоятельно не в состоянии. У детей со сниженным слухом из-за неполноценности восприятия речи страдает ее понимание и воспроизведение.
  • Ограниченная подвижность органов речи , возникающая в случае поражения нервной системы (дизартрии) у малышей. Появляется по причине травм, нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекций и т.д. Часто является одним из проявлений ДЦП. В зависимости от тяжести патологии речь детей отличается незначительными нарушениями артикуляции либо практически отсутствует.
  • Врожденные аномалии развития челюстно-лицевой области, затрудняющие развитие речи у детей.
  • Наследственные заболевания (семейная брадилалия, миастения, синдром Дауна и т.д.).
  • Патологии головного мозга и нервной системы. При органических поражениях корковых речевых центров, расположенных в головном мозге (бывают внутриутробными или происходят на протяжении первых лет жизни), развивается алалия, в данном случае речевые реакции у малыша проявляются поздно, словарный запас беден, слоговая структура и звукопроизношение нарушены. Локальные органические поражения мозга ведут к развитию у детей афазии, в данном случае утрачиваются приобретенные ранее навыки речи.

Достаточно распространенной причиной, объясняющей молчание ребенка при отсутствии физических патологий, является аутизм. Это нарушение развития нервной системы выражающееся в замкнутости, слабым проявлением эмоций и активным избеганием внешнего мира. Незначительная задержка речевого развития наблюдается и в случае напоминающего аутизм синдрома Аспергера.

Предрасполагающими факторами к тому, что малыш к концу 2 года жизни не говорит, являются:

  • длительный токсикоз, заболевания матери во время беременности;
  • слишком длительные/стремительные роды;
  • гипоксия плода;
  • родовые травмы у детей;
  • прием матерью в период беременности противопоказанных медикаментов.

Помощь ребенку в освоении речевых навыков

Когда причиной длительного молчания ребенка является какая-либо патология, развитие речи должно сопровождаться лечением основного заболевания. Медикаментозную/хирургическую терапию детям назначают врачи узкой специальности – невролог, психиатр, лор.

Активизации деятельности речевых зон у ребенка способствуют кортексин и другие препараты, магнитотерапия, а при отсутствии противопоказаний и электрорефлексотерапия.

Проводятся занятия с дефектологом, помогающие в индивидуальном порядке предотвратить развитие новых отклонений и откорректировать имеющиеся.

Плохо разговаривающим детям показан и логопедический массаж.

Больным и абсолютно здоровым молчунам для развития речевых навыков необходимы регулярные «разговорные» занятия с родителями, включающие:

  • Артикуляционную гимнастику.
  • Разнообразные занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, пальчиковые игры, пересыпание и перебирание мелких предметов и т.д.), они стимулируют работу речевого центра.
  • Медленное, с выражением, чтение (легче воспринимается детьми ритмичная речь, отдавайте предпочтение детским стихам), рассказы по картинкам.
  • Совместное пение детских песенок, игры с подражанием голосам животных и т.д. (то, что вы произнесли вместе, кроха запоминает быстрее).

Если в случае наличия нарушений у малыша действия родителей корректируются специалистом, то что делать и как разговорить ребенка, не страдающего какими-либо патологиями?

Если упрямый независимый малыш понимает, но не повторяет за вами слова – не настаивайте, иначе он начнет еще больше противиться «навязываемому». Постарайтесь создать ситуацию, в которой ему захочется высказаться самостоятельно.

Упражнения, способствующие развитию речи, показаны и абсолютно здоровому ребёнку.

Мнение Комаровского

Если ребёнок в 2 года не разговаривает - это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года - явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

Этапы формирования речи

  1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
  2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
  3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1–2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2– 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4–5 мес Попытки повторения слов за взрослым
8 месяцев – 1 год 2 мес Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1 год 6 мес – 2 года 2 мес Объединяет по 2-4 слова в предложения
1 год 9 мес – 2 года 6 мес Начинается период вопроса: «что это?»
2 года 4 мес – 3 года 6 мес Пытается строить предложения с использованием чисел
2 года 6 мес – 3 года 5 мес Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по .

Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

Причины задержки речи

Физиологические

  • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
  • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
  • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
  • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
  • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
  • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
  • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

  • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
  • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
  • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
  • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
  • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

Психологические

  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.

Алалия

Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

  1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
  2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
  3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по . А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по .

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

Когда ребенок начинает произносить первые звуки, у родителей появляется ощущение непередаваемого счастья. Надеются, что у него все будет хорошо. К сожалению, не всегда желания бывают реальностью, и по мере взросления появляются проблемы с речью. Она может быть несвязной, произносятся лишь некоторые звуки, малыш не разговаривает вообще. Почему ребенок в 2 года не разговаривает, а лишь мычит, указывает на видимые предметы пальцем? Физиологические ли тому причины или может неправильное воспитание, разберемся в ситуации, обрисовав имеющиеся причины.

Симптомы задержки развития речи у малыша

Когда ребенок не говорит в 2 года, но все схватывает на лету, у него развит интеллект, активно общается с родителями, окружающими людьми, обычно родители не бьют тревогу. Напрасно. Это явление называется экспрессивной речью. В логопедии и педиатрии выделяются несколько причин, которые объединены в группы: физиологические, психологические и социальные.

Физиологические

Изменения в наследственности, внутренние отклонения развития организма.

  1. В роду были родственники с задержкой речи, то есть начали произносить первые звуки поздно.
  2. Нарушение развития органов артикуляции – короткая уздечка языка, пониженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии неба, языка, губ.
  3. Не развитость слуховых органов: тугоухость, отсутствие слуха.
  4. Расстройства нервной системы.
  5. Аутизм.
  6. Перенесенные травмы.

Психологические

Причины характеризуются психологической обстановкой в семье.

  1. На ребенка не обращают внимания.
  2. Родители находятся в постоянной ссоре, не разговаривают друг с другом.
  3. Ссоры, драки происходит на глазах малолетнего.
  4. Вредные привычки мамы или папы, или совместные.
  5. Воспитывают мать или отец одиночки.


Социальные

Причины связаны с внешними факторами, действующими на малыша:

  1. Постоянное сюсюканье, коверканье слов родителями. Ребенок не может понять правильность и смысл произношения слов.
  2. Отсутствие мотивации к разговору. Мама с папой обычно все выполняют за него. Чувствуя опеку, чрезмерную заботу, малыш не стремится к разговорам.
  3. Зависимость родителей от работы. Обычно такие родители мало проводят времени с ребенком, сидят за компьютером, планшетом, телевизором и не общаются с чадом. Ребенок говорить вообще не сможет.
  4. Двуязычие – мама, папа говорят на разных языках. Пытаясь понять смысл слов и их произношение ребенку становится трудно. Он замыкается в себе, перестает участвовать в беседе.
  5. Излишнее давление – нельзя требовать, нужно только подталкивать его к разговорам.

Не стоит откладывать поход к врачу, так как проблема в дальнейшем только усугубляется. Придется обращаться за помощью к специалистам.

Норма речевого развития в детском возрасте

Как определить правильно ли формируется речь у малыша? У ребенка за речь отвечает несколько органов, единого речевого органа нет. Слова формируются с помощью: дыхательной системы, жевательных и глотательных рефлексов. Прежде всего за речь отвечает определенный отдел головного мозга.

Этапы становления детской речи:

  1. 0 - 10 месяцев. Обычно младенец напоминает родителям, что голоден, нужно сменить памперс при помощи определенных сигналов: агуканье, гуление, крик. С возрастом, прислушиваясь к словам взрослых, он начинает произносить слоги. Часто это первые буквы словоформ. Например, слово мама, произносится как «ма» и т. д.
  2. 10 месяцев - 2 года. У ребенка появляются эмоции, он понимает фразы, сказанные взрослыми, но отвечает жестами. Ему свойственно звукоподражание. Например, слово конфетка, может быть заменено на «ляльку». Часто мама, чтобы облегчить малышу задачу, придумывает сокращенные названия предметам, животным, следуя из своего детства (машина – би-би и т. д.).
  3. 2 года и старше. В 2-3 года ребенок может соединять слова, превращать их в смысловую конструкцию. Его запас должен быть не менее 300 слов.


Практически в каждом кабинете педиатра на стене висят стенды, на которых расписаны нормы языкового развития младенца. С каждым месяцем, при посещении врача, он задает вопросы маме о том, какие звуки произносит малыш. Такое необходимо, чтобы заранее определить имеется ли патологии речевых особенностей.

Важно! У девочек развитие идет быстрее. Дочери всегда, начиная с раннего возраста, пытаются подражать матери в поведении и в разговорах. У мальчиков первыми словами чаще всего бывают слова, обозначающие действие.

Признаки «молчунов»

Определяют задержку в речи по некоторым симптомам, их должна знать каждая заботливая мама:

  1. У малыша отсутствует реакция на слова, жесты матери.
  2. В возрасте от 2 месяцев младенец пассивно ведет себя, не оказывает внимания на окружающее.
  3. Отсутствие речевых возгласов в возрасте до 1 года.
  4. В год он не произносит даже слоги, не реагирует на просьбу показать тот или иной предмет.
  5. Когда в 1 год 6 месяцев маленький не может сказать слово мама.
  6. В 2 года ребенок не может составить простые словосочетания, произносит слова неправильно, ему легче показать предмет рукой, нежели сказать, как он называется.
  7. Старше 3 лет дети не могут составить простые предложения, часто слово не произносят полностью, съедают окончания. Их речь не разборчива.

При таких проявлениях нужно обратиться к врачу за квалифицированной помощью. А поможет в этом логопед. Раннее обнаружение проблемы позволит вам быстрее установить причину и начать лечение.


Как помочь малышу научиться разговаривать в раннем возрасте

До обращения к врачу заботливые родители должны заниматься со своим чадом. Для этого существуют не очень хлопотные занятия и игры:

  1. Развивающие картинки. Вырежьте из газет, журналов, картинки с изображением животных, транспорта, окружающих предметов и т. д. На усмотрение родителей. Можно купить развивающие карточки в магазине детских игрушек. Ребенок должен достать картинку и назвать, что на ней изображено. Если затрудняется, сами назовите. Потом опустите картинку в общую кучку и снова попросите вытянуть изображение. Если попалась та же карточка, то малыш должен вспомнить, что вы говорили и как назвали.
  2. Купите азбуку для маленьких детей. В таких имеются маленькие четверостишья, которые легко воспринимаются детьми. Обычно они направлены на ассоциативную память. Дети хорошо запоминают их.
  3. Спрашивайте у ребенка кто, как говорит? Например, показав петуха, малыш должен прокукарекать и т. д. Можно также спросить какие звуки произносят предметы: едет машина, работает звонок.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев и рук, которая отвечает за работу головного мозга в области речи.

Таких обучающих игр очень много. Эффект зависит от того, начнет ли ваш малыш произносить слова, которые вы просите от него. Проводить такие игры и упражнения нужно каждый день. Вспоминайте пройденный материал.

Важно! Не давите и не ругайте, чтобы желание учиться не пропало.

Если ваш ребенок не говорит в 2 года и отказывается говорить – это две проблемы. Первую можно исправить, изучив причины появления такого отклонения. Вторая проблема также поправима, но от вас потребуется много времени и желания. Не забывайте про детей, не думайте, что явление само пройдет. Если вовремя не оказать помощь (родительскую или врачебную), в дальнейшем такому ребенку с неправильной речью будет тяжело жить, общаться со сверстниками.

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот - вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» - это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. .

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям - отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз - означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим - ЗПР - задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.

Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.

Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.

Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка , речевое расстройство или он развивается нормально.

Признаки задержки речевого развития в 2 года:

  • Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;

Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.

Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.

Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Сенсорная алалия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

  • Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

  • Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

  • Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.

  • Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

  • Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

  • Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

  • Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.