Игра - тренинг "мы разные, но мы вместе". Проект «Мы разные, но мы вместе

Галина Викторовна Архипова
Развлечение по толерантности в старшей группе «Мы такие разные, но мы вместе»

Задачи : научить детей любить, принимать и уважать друг друга такими , какие они есть, не обращая внимание на цвет кожи, разрез глаз, национальность человека, на язык, на котором они говорят,

на примере сказки «Репка» , которую тянули дети разных национальностей и вытянули потому, что действовали все вместе , сообща, объяснить, что только вместе – мы большая сила ,

подвести детей к пониманию того, что если все люди будут дружить и помогать друг другу, то тогда на земле никогда не будет войны,

воспитать чувство дружбы и уважения ко всем людям на земле

Образовательные области : познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие .

Под видеоклип «Мы вместе » дети входят в зал, поют и исполняют под него танцевальные движения, затем садятся на стульчики. На экране появляется изображение людей разных национальностей .

Ведущий : На земле живёт очень много людей. И все они совершенно разные , не похожие друг на друга.

Большие и маленькие,

Грустные и весёлые,

Худые и толстые,

Чёрные и белые.

Все они живут в разных городах , в разных странах , говорят на разных языках , носят разную одежду .

Каждая страна имеет свою культуру, свои традиции, свои национальные костюмы

Мы живём с вами в какой стране? Правильно! В России. Мы россияне, мы русские. Посмотрите-это наш русский народный костюм. (на экране) Есть такая страна Шотландия, там живут шотландцы, у них свои национальные костюмы. (на экране) Посмотрите. Это шотландский костюм.

На Украине живут украинцы-это украинский костюм. (на экране) Я уже вам говорила,что на земле много стран, но в какой бы стране не жил человек,он мечтает о мире,о счастье для себя и для своих детей.

А сейчас давайте посмотрим сказку «Репка» и подумаем о чём она.

Выносится репка.

Ведущий : Посадил Ванечка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл Ванечка тянуть репку. (под рус. народ. музыку, в рус. народ. костюме выходит Ваня) Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Ваня : Что же делать? (чешет затылок, думает.

Под негритянскую музыку, а затем под муз. не похожий на меня, не похожий на тебя, просто на себя похожий парень чернокожий,выходит мальчик негритёнок.

Негритёнок : Хелоу!

Ваня : Привет! (подаёт руку) Ваня.

Негритёнок : (подаёт руку) Мамука! Чего такой смурной?

Ваня : Да вот репку никак не вытяну.

Мамука : Давай вместе попробуем !

Ваня : Давай!

Ведущий : И стали они тянуть репку вместе . Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Ваня : Всё напрасно! Ой, как же ты испачкался! Дай-ка я тебе хоть лицо вытру. (трёт платочком ему щёки) Не получается!

Мамука : И не получится!

Ваня : Почему?

Мамука : Я же чернокожий, я же негритёнок!

Ваня : И правда! И откуда ты взялся?

Мамука :Из Африки,к бабушке в гости приехал!

Ваня : Здорово! Давай дружить!

Мамука : Давай!

Под украинскую музыку выходит девочка в украинском костюме.

Девочка : Здоровеньки булы, хлопцы! Я Маруся!

Ваня : Привет! Ваня. (подаёт руку)

Мамука : (подаёт руку) Мамука!

Ваня : И откуда ж такая красота нарисовалась?

Маруся : С Украины! К бабушке в гости приехала. А вы чего такие расстроенные ?

Ваня : Да вот, репку никак не вытянем

Маруся : Так давайте помогу!

Мальчики : Ну помоги.

И стали они тянуть репку вместе , Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Маруся : Да, крепко сидит.

Под таджикскую музыку выходит мальчик в таджикском костюме.

Мальчик : Салом алейкум!

Дети : Привет!

Мальчик : Джонибек! Я с Таджикистана, к бабушке в гости приехал.

Дети : Ваня, Мамука, Маруся (подают руки) Давай дружить!

Джонибек : Давайте. А чего печальные такие ?

Ваня : Да вот репку не можем вытянуть.

Джонибек : Так я помогу. Вы не против?

Дети : Мы за!

И стали они тянуть репку вчетвером. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Джонибек : Да, проблема!

Ведущая : А мимо проходил еврейский мальчик, он тоже в гости к бабушке приехал.

Под еврейскую музыку выходит мальчик в еврейском костюме.

Мальчик : Шалом! Давид.

Дети : Привет! Ваня. Мамука. Маруся. Джонибек (каждый подаёт руку)

Давид : А что это вы тут делаете?

Ваня :Да вот репку тянем.

Мамука : Да никак не вытянем.

Давид : Не унывайте! Я вам помогу. А ну-ка дружно, а ну-ка вместе .

Ведущий : Тянут-потянут и вытянули репку.

Дети : Ура (все танцуют под еврейскую музыку)

Ведущий : А теперь давайте вспомним, ребята, кто же тянул репку.

Ванечка-мальчик из России, он русский.

Мамука-из Африки, он негритёнок.

Маруся-с Украины, она украинка.

Джонибек с Таджикистана, он таджик

И еврейский мальчик Давид.

Посмотрите, какие они все разные , не похожие друг на друга, одни беленькие, другие чёрненькие, все они разной национальности , живут в разных городах . Но всех их объединяет дружба, желание помочь другому.

Ведь именно сообща, все вместе дети вытянули репку . Если мы с Вами, как вот эти дети будем уважать и любить друг друга такими какие мы есть , не обращая внимания ни на цвет кожи,ни на разрез глаз, ни на национальность человека, ни на язык на котором он говорит, а будем просто дружить и помогать друг другу, тогда на нашей планете никогда не будет войны, все мы будем жить дружно и счастливо. (звучит фонограмма :Я, ты,он, она вместе целая страна… .Так давайте же встанем в большой хоровод….

Ребёнок : Солнышко для всех одно,

Ярко светит всем оно.

Радуга для всех одна,

Одна на всех земля, луна.

Нужно всем нам в мире жить,

Всем друг друга уважать

Танец (Солнышко» Дружат звёзды и луна…. В конце танца девочка кладёт глобус вкруг из солнечных лучиков.

Ведущий : Пусть всегда на планете земля светит солнце. Пусть никогда не будет войны.

Выпускайте, ребята, своих голубей мира. Пусть они принесут всем людям на земле счастье, мир и дружбу.

(дети выпускают бумажных голубей) На экране появляется видеоклип «Мы разные , но мы вместе » (просмотр,затем дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Классный час по воспитанию толерантности «Мы разные, но мы вместе» в рамках недели инклюзивного образования Классный час: «Мы разные, но мы вместе»» Цели: 1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности; 2) научить детей выделять.

Конспект интегрированной НОД по гендерному воспитанию для детей старшей группы «Мы такие разные - мальчики и девочки» МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка» Конспект интегрированной НОД по гендерному воспитанию для детей старшей группы «Мы такие разные.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета» «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета» Цели: - Сформировать новое понятие о словах, обозначающих признак предмета;.

Данное занятие было представлено в рамках участия в конкурсе «Воспитатель года». Дети, присутствовавшие на занятии, и педагог ранее не встречались.

Мы ране, но мы

Конспект занятия в подготовительной группе

Воспитатель: Бодрова О. В.

«Мы разные, но мы все вместе»

Цели:

Образовательная: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательная: Воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре разных народов. Воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Развивающая: Продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой, способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между сверстниками. Изготовление «дерева толерантности».

Предварительная работа: Знакомство детей с флагами и гербами наций и народностей, живущих в Оренбургской области.

Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре.

Чтение художественной литературы разных народов.

Изобразительная деятельность – рисование на тему « Мы разные, но мы все вместе».

Разучивание народных игр, знакомство с фольклором наций и народностей, проживающих в Оренбургской области.

Материал : тюбетейка, платок, украинский венок, русский кокошник, «дерево толерантности», альбом с изображением кукол в национальных костюмах, разрезные картинки кукол.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «толерантность»? А как вы понимаете это слово?

Дети : это дружба, уважение, когда люди делятся друг с другом.

Воспитатель: Как вы думаете, какой толерантный человек?

Ответы детей: внимательный и добрый, умеет делиться с другими людьми, терпеливый, переживательный.

Воспитатель : Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. А как вы думаете вы сами люди толерантные?

(ответы детей: да, нет.)

Воспитатель : А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

Игра «Комплименты»

Воспитатель: Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут ему комплименты.

Проводится игра.

(Ребята, какие комплименты вы скажите друг другу)

Воспитатель : Молодцы! Я очень рада, что вы нашли добрые хорошие слова для своих друзей. А теперь давайте рассмотрим символы толерантности: это радужный флаг, сплетенные разноцветные руки.


Воспитатель : Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек много знал и умел, был полезным и нужным нашей стране.

Наша Оренбургская область – многонациональная. Какие нации и народности проживают у нас?

Ответы детей: татары, казахи, русские, башкиры, украинцы и т. д.

Воспитатель : Они имеют свои обычаи, традиции, культуру.

Воспитатель : В нашей группе тоже есть дети разных национальностей. Поднимите руку, кто татары? Кто украинцы?

Ответы детей.

Какие национальные блюда готовят в ваших семьях?

Ответы детей. бешбармак, галушки, вареники, чак-чак, сладости.

Воспитатель: А что эта за шапка?

Ответы детей – тюбетейка.

Воспитатель: Это национальный головной убор татарина. Давайте рассмотрим ее. Видите, на ней – орнамент. А женщины носят платки.



(Надеваем мальчику тюбетейку, девочке надеваем платок и повязываем его по-татарски. Под музыку ребята танцуют, остальные хлопают).


Воспитатель: А сейчас девочки в русском, татарском и украинском головных уборах прочитают нам стихи на языках этих народностей. Давайте послушаем. Дети читают.

Воспитатель : Скажите, эти языки отличаются друг от друга?

Дети : Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Руки дружбы»

П одвижная игра «Руки дружбы»


Воспитатель : У каждой нации не только разные языки, но и разные костюмы. Тюбетейку и платок – татарские национальные головные уборы, украинский венок с ленточками и русский кокошник мы видели. Давайте посмотрим альбом кукол в национальных костюмах.

Рассматривание альбома и рассказы детей .

Дидактическая игра «Собери куклу в национальном костюме по образцу».

Воспитатель: Ребята, на занятиях по оригами с Любовью Васильевной вы изготовили дерево и кукол разных национальностей.

Давайте дерево, превратим в «дерево толерантности». Наклеим слова, с которыми мы познакомились и которые означают толерантность.

Дети читают слова и наклеивают на дерево (м илосердие, уважение, дружба и т. д)



Воспитатель: А теперь давайте возьмемся за руки и встанем около нашего дерева.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о толерантности?

Дети: мы все должны быть дружными и терпимыми по отношению друг к другу, никого не обижать и уметь договариваться.

Воспитатель: К сожалению еще не все люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что вы будете уважительно относиться друг к другу и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.


Ребята, я предлагаю изготовить символы толерантности.

Наши символы готовы. Давайте сфотографируемся.


группы «Непоседы»

"Мы разные, но мы вместе"

Цель: формирование у детей чувство патриотизма и любви к детям разных национальностей.

Программное содержание:

Познакомить детей с разными национальностями, посещающих нашу группу, их обычаями, играми, традициями, блюдами. Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и полно познавать себя и других людей, выразительность речи детей, актуализировать и обогащать словарь. Воспитывать в детях сплочённость, сотрудничество, понимание, уважение к национальности друг друга.

Предварительная работа:

Беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», чтение русских народных сказок, сказок народов России, слушание музыки разных народов России; рассматривание альбома о костюмах разных национальностях, разучивание стихов

Знакомство с жизнью, традициями, обычаями людей разных национальностей (презентации: «Башкортостан », «Дагестан », «Узбекистан», «Ханты – Мансийский автономный округ»).

Оборудование:

Интерактивная доска

Аудиозаписи с музыкой народов Башкортостана, Узбекистана, Дагестана, Ханты

Презентация по конспекту

Самовар, игрушечная посуда, продукты – имитация

Стол с национальными блюдами

Стойки – берёзы

4 платка

Материал:

Готовые бумажные ободки, вырезанные из бумаги цветы

Разрезные картинки с изображением посуды

Картинки с изображениями ягод, грибов, предметов для рыбалки и охоты народов ханты

Цветные карандаши, фломастеры, мелки

Образовательная деятельность

(Заходят дети в национальных костюмах.

В группе оформлен уголок под горницу.)

Дети: Здравствуйте!

(Заходит воспитатель в роли сказочницы)

Воспитатель: Здравствуйте, я сказочница Арина.

Воспитатель: Сегодня мы расскажем историю простую.

1 ребёнок: А может, не простую!

2 ребёнок: ведь это как сказать!

3 ребёнок: о том, как на планете все взрослые и дети...

Воспитатель:

В согласии и мире сегодня жить должны.

За лесами, за степями.

За Уральскими горами

Есть в России уголок,

Где построен теремок.

В нём когда-то звери жили,

Жили дружно — не тужили.

1 ребёнок: ну а кто живёт сейчас?

Воспитатель: мы узнаем в тот же час!

(Проходят и садятся на стульчики)

(Музыка. Раскрывается домик, Маша в русском костюме)

Воспитатель: В теремочке том жила Маша — русская душа.

Я сходила на базар

И купила самовар.

Только скучно мне одной,

Не с кем чай попить порой.

Воспитатель:

Тесто Маша замесила,

Плюшек сдобных напекла.

Стол скатёркой застелила

Да и села у окна.

Долго Маша не сидела,

Вдруг сказала скуке...

Нет! Загляну я в Интернет.

Сайт открою для друзей.

Созову к себе гостей.

Со всех стран и волостей.

И узнаю, как живут

Дети разных областей.

Воспитатель:

И тут... Откладывать не стала в долгий ящик все дела.

Только Маша сайт открыла,

Адресочек поместила,

Слышит Маша: тук, тук, тук.

Ой, а гости тут как тут!

(Заходят дети в дагестанских костюмах с угощением.)

1 Ребёнок:

1 Ребёнок:

Можно к вам в теремок?

Мы ребята – дагестанцы,

Вместе весело нам жить,

С вами мы хотим дружить.

2 ребёнок:

Дагестан – древнейший край,
Многокрасочный, как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны

Презентация про Дагестан (экран)

Оба ребёнка:

Приезжайте в Дагестан,
В гости к нам из разных стран.
Примем вас всей душой,
Всем салам большой.

Маша: Проходите, гости доро­гие. Я вам рада!

Снова стук в дверь.

Заходят двое детей в башкирских костюмах с угощением – чак-чак.

Вместе: Исяммесез!

В Интернете прочитали. Что и нас на праздник звали.

1 Ребёнок:

Башкирская земля родная,
Традиций мне её не счесть.
Другого я не знаю края,
Где б также почитали их.

2 ребёнок:

Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем все тобой гордиться,
В объятьях родины своей.

Воспитатель: Моя Родина Башкортостан, столица Башкортостана – город Уфа. Это очень большой, старинный город, стоящий на реке Белая. У башкир, так же как у народов других национальностей есть свои традиции и обычаи. Башкирский народ очень любит свои народные праздники, такие как Сабантуй, Ураза байрам. В праздничные дни в каждом доме готовят традиционные башкирские блюда: бишбармак, баурсак, чак - чак. Этими блюдами угощают всех гостей. У нас есть свои национальные музыкальные инструменты - домра и курай. Вот послушайте, как звучит курай.

Слушают мелодию.

Наши дома очень похожи с русскими избами, потому что строятся из дерева и украшаются деревянной резьбой. Но у нашей национальности есть и кочевые народы, которые живут в юртах.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Заходят дети в узбекских народных костюмах с угощением – лепёшки

Ассалому алайкум!

Ребёнок:

Жемчужина в оправе скал,
Пустынь, степей и рек;
Страна моя - Узбекистан,
С тобою я - навек!

Шурпа, лепёшка, плов, шашлык -
Пусть будут на столе,
И не погаснет ваш тандыр
У дома в махалле.

Здесь уважают мир и труд.
Мы каждый брату - брат.
Карнаи весело поют.
О Родина - рахмат!

Презентация на экране про Узбекистан

Но вот незадача. Гости несли нам узбекскую чайную посуду – пиалу, но они разбились. Давайте поможем их склеить.

(Дети собирают пиалы из частей)

(Рассматривают, любуются красотой)

Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в русских народных костюмах с угощением - блины

Здравствуйте.

1 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

3 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Презентация о России

– Воспитатель: Вот берёзонька – символ нашей Родины. Давайте присядем около берёзки. В давние времена, после сбора урожая девушки по традиции собирались в берёзовой роще – пели песни, да плели венки, давай те мы с вами сядем на полянку и украсим свои веночки.

Работают под песню «Во поле берёзка стояла».

После того как сплели венки, наряжают гостей и кланяются.

Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в хантыйских народных костюмах с клюквой

Вуща вулаты!

Оба ребёнка:

Всех людей мы называем – ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек,
Потому что слово – ханты
В переводе значит человек.

Презентация про народы ханты и манси

Народы ханты и манси трудолюбивые, мужчины занимаются охотой и рыболовством, женщины занимаются детьми, готовят еду, рукодельничают . В тайге водится много грибов и ягод.

Сейчас поиграем в игру «Собери ягоды, грибы»

(из разложенных карточек нужно выбрать мальчикам необходимые предметы для охоты и рыбалки, а девочкам съедобные лесные ягоды и грибы)

Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Воспитатель: Сколько гостей собралось! Какие вы все разные! Кто с косичками, кто с веснушками , у кого голубые глаза, у кого карие, кто выше, кто ниже. У вас разные национальные костюмы, вы принес­ли свои национальные угощения, приветствовали друг друга на род­ных языках. Но несмотря на всё это всех объединяет то, что вы — «земляки». Повторите это слово: «зем-ля-ки». Земляки — это люди, ро­дившиеся на одной земле. Вот как называется край, где вы родились?

В Ханты - Мансийском крае

А как называется наш город, в котором мы живём?

Город Нижневартовск

А какие ещё народы являются нашими земляками?

Дети: Казахи, армяне, белорусы, чуваши и многие другие.

Воспитатель: В России прожи­вает более 170 национальностей.

(пальчиковая гимнастика)

А у нас в стране живут:

Русский, коми и якут.

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят—

Все они дружить хотят!

Воспитатель: Большинство людей на нашей планете живут дружно. Уважают друг друга, понимают, сотруднича­ют, помогают друг другу, ходят в гости, устраивают весёлые празд­ники. Вот как сегодня у Маши.

Пока пели и плясали,

В теремочек постучали.

(Входит Незнакомец, роль кото­рого исполняет ребёнок)

Маша: ой, кто это такой?

(Дети здороваются, разгляды­вают Незнакомца.)

Незнакомец: Здравствуйте!

Вы так весело играли.

Песню пели, танцевали.

Я зашёл на огонёк

В ваш красивый теремок.

Меня зовут Ваня Зеленок.

Воспитатель: Как вы решите, ребята, пригласим гостя в теремок? Он так не похож на нас.

Маша: Конечно, пригласим, доброму гостю всегда рады!

Воспитатель: Я другого и не ожидала, правильно, ребята! Ведь мы тоже не похожи друг на друга, а вместе всегда весело. Ребята, бывает так, что к нам в группу приходят новые дети. Они чувствуют себя в новом коллективе неуверенно, стесняются, а некото­рые боятся. Что можно сделать, чтобы новенький чувствовал себя комфортно, уютно в нашей группе? Как мы можем ему помочь?

Игра «Я могу»

(передают друг другу сердечко)

Все национальности России должны беречь и передавать следующим поколениям богатейшую культуру, язык, традиции своих предков.

В заключении давайте проведём эксперимент. Сейчас я вам предлагаю взять по одной палочке и попробовать её переломить. Посмотрите, как ваши палочки легко сломались, а попробуйте переломить связку палочек. Не получается. Одного человека можно легко обидеть, а вот если люди разных национальностей живут дружно, крепко прижавшись плечом к плечу, им ничего не страшно, они могут преодолеть любые трудности.

– Сейчас я вам и нашим гостям предлагаю взяться за руки, что бы получился хоровод дружбы. Ведь мы должны дружить, независимо от того, какой мы национальности, должны знать, чтить и уважать традиции и обычаи друг друга, и тогда нас никто не сможет обидеть, и никаким злым силам нас не одолеть.

(Дети встают в круг)

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть нижневартовцем? (выставляют большие пальцы)

Маша: Спасибо, что пришли в гости. Принесли тепло и радость.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам Ваня принёс подарок. Что это? Да, ребята, эта карта нашей страны, но она что-то не яркая. Как мы можем её украсить?

Дети: раскрасить.

Воспитатель: А чем?

Дети: красками, карандашами.

Воспитатель: давайте дружно раскрасим карту России.

Маша: А сейчас всех приглашаю к столу отведать национальные блюда.


Подготовила: Овсянкина Е.Н. Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик» комбинированного вида 2014-2015г.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.
Задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.
3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, на практике процесс толерантного воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности дошкольников.
Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно - педагогические условия, пути и способы реализации проекта, состоящего из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности, содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности, операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания, оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.
Работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:
процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»;
определены критерии сформированности толерантности у дошкольников;
разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, людьми разных национальностей;
педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.
Образовательное пространство является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:
единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;
признание ценности образовательного пространства всеми
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст: дети 4-5 лет
Тип проекта: познавательно - творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 4 месяца
Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Продукты проекта: Создания уголка «Дружбы», семейные фотоальбомы «Мы такие разные»
Основными направлениями проекта являются:
1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания.
Проект реализуется в три этапа.
Этапы Мероприятия
Подготовительный этап.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
3. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта
Содержательный этап.
1. Подбор материала.
2. Реализация проекта в образовательную практику.
3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта
4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.
5. Реализация запланированных мероприятий.
6. Презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Заключительный этап.
1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.
Реализация содержательного этапа проекта:
Предварительная работа:
Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран. Организация уголка «Дружбы».
Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.
Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях. Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
Дидактические игры на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии.
Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
Практическая деятельность
Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатохо
дец», «Перепелочка»;
Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Цветик - семицветик».
Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Солнышко», «Мирилки»
Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? » Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
Образовательная деятельность: «Моя семья», «Страна, в которой мы живем»», «Мой город родной», «Мои друзья - мальчишки и девчонки»». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья»,
Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) .
Работа с родителями
Консультация "Психологическое здоровье ребенка" Консультации для родителей: « Учим ребенка дружить»», «Семейные традиции». Акции «Покормите птиц зимой», "Построим горку сами" Создание семейных альбомов
Работа с коллективом
Консультация на тему: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста». Консультация на тему: «Дружба»
Ожидаемые результаты:
-В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
-У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.
-Создание уголка «Дружбы» в группе.
-Оформление картотеки игр.

Был проведен мониторинг по методике У.А. Кухаревой. Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в возрастной группе. Кроме того, методика проста и не требует больших временных затрат на её проведение и анализ.

Уровень сформированности толерантного отношения у детей в начале учебного полугодия

Уровень сформированности толерантного отношения у детей к концу учебного полугодие

План работы с детьми

Занятие на тему: «Моя семья» Сентябрь
Занятие на тему: «Мой город родной» Октябрь
Занятие на тему: «Страна, в которой мы живем» Ноябрь
Занятие на тему: «Мои друзья - мальчишки и девчонки» декабрь
Разгадывание загадок о дружбе декабрь
Народные подвижные игры ежедневно
Дидактические игры ежедневно
Беседа на тему: «Моя семья» сентябрь
Беседа на тему: «Что такое дружба» декабрь
Психологические этюды ежедневно

Занятие на тему: «Моя семья».
Цель:
Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Изготовление вместе с родителями семейных гербов.
Материал:
Семейные фотографии, ширма, игрушка – Чебурашка, хлопушка, корзина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу – «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места. (дети садятся на стульчики) Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали. (Хлопушка)
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Валентина Ивановна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Сказка» города Вуктыл. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наш Чебурашка. Давайте-ка, ребята, мы его поставим вот сюда на ширму, ему отсюда будет лучше видно. (Ставит Чебурашку на ширму.)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ой, кто это? Чебурашка! Произошло какое-то чудо, и наш Чебурашка ожил. Здравствуй, Чебурашка!
Чебурашка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня?
Воспитатель: Сегодня, Чебурашка, мы с ребятами хотим тебе рассказать о том, что такое семья. Но в начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю всех участников. Чебурашка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Чебурашка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?
Восп.: Да, знают. Ну-ка, дети, подскажите Чебурашке, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Анастасия Храмова
Проект «Мы разные, но мы вместе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Проект

«Мы разные , но мы вместе

Составила :

воспитатель Храмова А. О

Г. Арзамас, 2015г

Актуальность.

Данный проект организован в рамках мультикультурного образования дошкольников, которое в последнее время приобрело особую актуальность.

После распада Советского союза, наше многонациональное, многокультурное государство раскололось на несколько частей и многие, ранее союзные республики стали проявлять откровенную враждебность. Нарушились многолетние дружественные, межкультурные связи. Стала расти национальная неприязнь. Как следствие таких событий нарушение коммуникативных навыков современных детей. Современные дети имеют затруднения в общении и по причине повышения уровня опасности от социального окружения. Современный мир может быть опасен для ребёнка, участились случаи проявления насилия. Без присмотра порядочные родители не отпускают детей гулять. Нарушается формирование детского микро-сообщества, которое, в былые годы, было в каждом дворе. Часто мы слышим фразу от родителей : «Ты с этим ребёнком не дружи….» .

Дети часто проявляют жестокость по отношению друг к другу, к инвалидам, к людям другой национальности, к плохо одетым людям. Дети утрачивают сопереживание, взаимопонимание, взаимопомощь.

Мультикультуральное образование детей в педагогическом смысле представляется как целенаправленный учебно-воспитательный процесс, процесс создания условий формирования мультикультуральности ребёнка, как компонент процесса социализации личности ребёнка – будущего гражданина, который является залогом процветающего духовно развитого общества. Воспитывать толерантность, уважение к окружающим людям, взаимопонимание, формировать навыки ведения конструктивного диалога, умение решать конфликты без насилия. Воспитывать эти качества эффективней начать с дошкольного возраста, когда процесс становления личности только начат.

Актуальность вопроса обусловлена и для конкретной группы детей. Коллектив нашей группы не отличается сплочённостью. Дети дружат микро-группками, родители многие конфликтуют и это отражается на взаимоотношении детей. Назрела необходимость объединения коллектива группы. Исправить ситуацию, было решено средствами проектной деятельности . Так и появился проект «Мы разные , но мы вместе » .

Цель : Формировать навыки коммуникативного межличностного и межкультурного взаимодействия детей дошкольного возраста, способствовать формированию личности в духе толерантности и миролюбия.

Задачи :

Расширить представления воспитанников о культуре и традициях народов России и ближайшего зарубежья;

Актуализировать семейные ценности и традиции;

Развивать коммуникативные навыки взаимодействия в социуме;

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, солидарность, способствовать развитию чувства духовного

Участники проекта : воспитанники (второй младшей – подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст воспитанников : на начало проектных действий 3-4 года

Продолжительность проекта : 4 года (2012-2013 у. г. - 2016-2017 у. г)

Тип проекта : познавательно-творческий

Ожидаемые результаты :

Расширятся представления воспитанников о культуре и традициях народов России и ближайшего зарубежья;

Актуализация семейных ценности и традиции семей;

Будут сформированы начальные коммуникативные навыки взаимодействия в детском коллективе и социуме;

У воспитанников будут сформированы чувства взаимопонимания, взаимопомощи, солидарности, толерантности.

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП : 2013-2014 у. год «Подготовительный»

Целеполагание

Решение организационных вопросов

Изучение методической литературы

Подбор дидактического материала.

2 ЭТАП : 2014-2017год «Реализационный»

Подэтапы :

1. 2014 – 2015 у. г. (средний возраст)

Знакомство с традициями группы, семьи и детского сада.

Проведённые мероприятия :

На 2014-2015у. г. была поставлена цель : знакомство с традициями группы, семьи и детского сада. Данные темы органично вписываются в перспективное планирование ДОУ. Традиционные для среднего возраста темы «Дружба» , «Моя семья» , «Мой детский сад» будут наполнены дополнительным содержанием.

Работа по мультикальтурному образованию начата с приобщения к семейным ценностям, как с самой маленькой ячейки общества. В последние годы отмечается проблема снижения уровня нравственной культуры большинства современных родителей, утраты семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Сложившееся положение является следствием перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Родителям воспитанников было предложено оформить семейные древа и составить небольшие рассказы о семейных традициях. Организуя работу, было отмечено, что многие родители и не задумывались, есть ли у их семьи традиции. Некоторые, оформив семейное древо, принесли его в детский сад, не познакомив с ним ребёнка.

Чтобы решить проблему, было решено провести родительское собрание и разъяснить для родителей актуальность и важность этого вопроса.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Семейно – бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи.

После проделанной работы, ситуация исправилась. Мы в группе провели презентацию «Древо моей семьи» . Было приятно видеть, что дети с удовольствием рассказывали о своей семье, многие семьи творчески подошли к заданию. Лучшую презентацию семейной традиции, я вам продемонстрирую.

Хочу подчеркнуть, что семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит : «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему» .

На второе полугодие запланировано родительское собрание, посвящённое семейным традициям, с использованием активных форм взаимодействия с родителями. Целью, которого будет создание условий для обмена опытом в вопросе формирования семейных традиций между родителями воспитанников.

Работу по сплочению детского коллектива и развитию коммуникативных навыков было решено начать средствами использования коллективных форм работы. Летом 2014 г. в группе был организован проект «Маленькие огородники» . Ребятам понравилось заниматься совместной деятельностью . Мы учились, помимо основных задач проекта , взаимопомощи, взаимовыручке, сопереживанию за положительный результат общего дела.

При организации творческих видов деятельности, стараемся использовать коллективные формы, коллективные творческие работы. Учимся уступать друг другу, помогать, не мешать, способствовать успеху всех членов коллектива.

Одной из ярких коллективных работ является «Гирлянда дружбы» , для которой мы с ребятами изготавливали своими руками куклы кувадки. С этой работой мы участвовали в международной миротворческой акции на сайте МААМ. Акция идёт во имя мира на планете. Мы с ребятами познакомились, что такое кукла - кувадка. Узнали, что это традиционно русский оберег, побеседовали о том, как важно дружить и решать конфликты без насилия, к каким последствиям могут привести конфликты. И что дети, как будущие взрослые члены общества, всегда должны об этом помнить.

Также воспитанники группы участвовали в общедетсадовских коллективных творческих мероприятиях, являющихся также традицией нашего детского сада. Наш детский сад ежегодно проводит праздник «День пожилого человека» , на который приглашаются сотрудники пожилого возраста, как те которые работают в детском саду, так и те, кто ушёл на пенсию. Многие из них заработали в стенах д/с звание ветерана труда, их у нас 17 человек и это особая гордость учреждения. Воспитанники участвовали в праздничном концерте, в группе мы подробно познакомились с историей детского сада и разобрали, почему это мероприятие имеет особую важность.

Также мы с ребятами придумали традицию группы : проведение дня именинника. В нашей группе дни рождения детей подобрались так, что преимущественно дни рождения выпали на октябрь, март и июнь. Для всех ребят, у кого близко день рождение мы проводим праздник.

2. 2015 – 2016 у. г. (старший возраст)

Знакомство с культурой и традициями региона и России

Планируемые мероприятия :

Посещение историко-художественного музея г. Арзамаса, знакомство с историей города

Посещение музея прикладного искусства с. Выездное

Экскурсия по достопримечательностям города

Виртуальная экскурсия по Нижегородской области

Нижегородская ярмарка, знакомство с промыслами области

Выставки детского творчества по мотивам промыслов региона

Знакомство с литературными произведениями

Драматизация русских-народных сказок

Развлечения, посвящённые традиционным русским национальным праздникам «Рождество» , «Масленица» , «Пасха»

Родительское собрание «Приобщаем детей к историко-культурному наследию»

3. 2016 – 2017 у. г. (подготовительная к школе группа)

Знакомство с культурой и традициями субъектов Российской Федерации

Планируемые мероприятия :

Серия занятий «Мы разные , но мы вместе » , посвящённые изучению культуры народов России

Традиционные праздники народов России

Конкурс семейного творчества куклы в национальных костюмах

Чтение сказок народов мира

Включение национальных подвижных игр в образовательный процесс

Совместное мероприятие с родителями «Дружба народов» , с приглашением родственников воспитанников для рассказа о национальных традициях

Итоговое мероприятие «Фестиваль национальных культур»

В результате проделанной работы, планируется, что у воспитанников, с малых лет сформируется знание о многообразии и богатстве национальных культур не только русского народа, но и других народов. Это поможет детям в будущем проявлять толерантность, терпимость к окружающим. Дети не будут ограничивать себя в общении предрассудками, не будут проявлять национальную нетерпимость. Ведь дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека, период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности.

Те немногие мероприятия, которые мы уже провели, говорят о том, что мы можем рассчитывать на успех, нам удастся сплотить родительский и детский коллектив.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.