Друга ищи а найдешь береги смысл пословицы. Классный час. Час общения «Нет друга — ищи, а нашел – береги. Материал и оборудование

Открытое занятие на тему: "Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.

Коммуникативные задачи:

Формулировать собственное мнение, позицию

Уметь общаться, слушать и слышать друг друга

Формулировать собственное мнение и объяснять свою позицию

Уметь работать в группе, предлагать помощь

Материал и оборудование:

Для каждого из детей:

- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш

- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь разноцветных лепестков)

- Диплом лучшего друга (распечатать)

Для каждой группы:

- Конверт с пословицами в виде паз лов

- Листы А3 с изображением детей

- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для педагога:

- Конспект

- Карточки - подсказки для вывешивания на доску

- Видео физ. минутка музыкальная

- Презентация

- Мяч мягкий для игры

- Смайлики – наклейки для оценки (рефлексия)

Предварительная работа:

Чтение книжек: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Цветик семицветик» и другие, где в тексте встречается упоминание о дружбе, друзьях.

Перед проведением занятия разделить детей на две группы и поставить для работы парты и стулья

Эмоциональный настрой. Игра «Микрофон».

Ребята прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг другу что – то очень хорошее, приятное. А начинать свои пожелания мы будем со слов: «Я желаю тебе…». Я начну, а вы продолжите. И вместе со своими пожеланиями мы будем передавать друг другу цветок – микрофон.

- «Я желаю тебе… (хорошего настроения, счастья, радости, улыбок, успехов в учебе, терпения, солнечного тепла, добра, любви, исполнения желаний…). Учащиеся передают друг другу цветок – микрофон со своими пожеланиями.

А теперь возьмитесь за руки. Ребята, когда вы передавали друг другу цветок с самыми наилучшими пожеланиями, какое у вас было настроение? (ответы детей). Вот таким образом, при помощи приятных слов и улыбок мы с вами сплели веночек радости и дружбы, в котором вместо цветов вы – дети и ваше хорошее настроение.

Ход мероприятия:

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

Ребята посмотрите пожалуйста на экран.

Что вы увидели? (ответ детей)

Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно, у него не было друзей)

Зачем? (решил найти друзей)

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг? узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.

Для начала попробуйте к этому слову подобрать (родственные, однокоренные) слова (ребята называют: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружелюбный)

Ребята что же такое дружба? (выслушиваем варианты детей)

Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас оказалось несколько мнений.

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать:

« Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

О дружбе во все времена размышляли поэты, писатели, учёные, философы. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем по мнению автора что такое дружба?

Чтение учащимися наизусть первой части стихотворения.

1 . Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино.

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски.

2 .Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем. Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

3 .Разве это дружба, если кто-то

Дроби не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

4 .Разве это дружба. Если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы из школы?»

Оба дружно начинают врать.

5 .Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Ребята как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?

А сколько может длиться дружба?

Можно ли обойтись без друзей?

Кто знает и может рассказать, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»? (ответы детей)

Действительно, « дружба» может длиться очень долго и появилась она много лет назад. Вспомните пожалуйста, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Работа в группах: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Для этого я раздам каждой группе конверт. В конверте по две пословицы в виде «пазл» самодельных. Вам необходимо их собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

О чем все эти пословицы? (о дружбе)

А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)

Скажите пожалуйста, можно ли прожить без друзей? (ответы детей).

Правильно, ребята. Прожить без друзей нельзя. Есть очень верная, мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». И судя по вашим рисункам, которые вы подготовили к этому занятию, у вас получился целый лес дружбы. И если мы посмотрим на большое дерево, то у него много корней, то есть у ребят нашей группы столько друзей. (Рисунки вывешиваются на доску)

Друзья, а давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах?

Поиграем в Викторину (задаются по 4 вопроса каждой группе по очереди):

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили …. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)

3. Какая девочка выручила своего друга из плена Снежной Королевы? (Герда)

4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, и произнес: «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).

6. Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

8. Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам тот поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)

А есть ли друзья у вас?

Почему вы считаете их друзьями?

Какими качествами должен обладать ваш друг?

А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах, и узнать какими же качествами должен обладать ваш друг?

Работа в группах: Воспитатель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные воспитателем карты Аз. Все полученные работы вывешиваем на доску.

Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)

На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).

Почему?

Могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей? Давайте попробуем их найти вместе!

Воспитатель предлагает поиграть с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того человека, кому передают мяч.

Так могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей?

А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).

А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

Физминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» (Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец - (Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай», (Топаем ногами.)

Когда делать нечего... (Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты - отличник, (Приседаем.)

Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)

А теперь ребята посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали? (ответы детей)

Работа в группе: Воспитатель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

Как вы думаете, что означает эта пословица?

«Легче друга потерять,чем найти»

Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? (ответы детей)

Как его можно потерять, это же не вещь!? (поссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)

А к чему все это может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать, играть и пр.)

Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)

Что же за правила это могут быть? (ответы детей)

Правила дружбы:

    Быть добрым и делиться игрушкой с другом.

    Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.

    Не стараться всегда быть первым.

    Не злиться и не завидовать, когда проигрываешь.

    Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.

    Уметь уступать, не спорить по пустякам.

    Уметь принять помощь, совет или замечание друга.

Ребята давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток через север, через юг …)

Кто герой этого произведения? Девочка Женя

Что за необычный подарок получила девочка? Цветик-семицветик

А какие желания она загадывала? 1. Вернуться домой с баранками. 2. Мамина ваза собралась на место. 3. Оказаться на северном полюсе. 4. Вернуться во двор. 5. Чтобы все игрушки в мире были Женины. 6. Чтобы все игрушки вернулись в магазины. 7. Мальчик Витя выздоровел.

Какое было последним желанием? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)

Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)

Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)

Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

Какое название мы дадим нашему цветку? (Цветок «Дружбы»)

А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?

Что такое дружба?

Кого можно назвать другом?

Какие правила дружбы мы теперь знаем?

С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наше занятие? Для этого выберите свой смайлик – наклейку настроения и поместите на доску.

По окончанию нашего занятия, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом! Всем спасибо.

Тема: «Нет друга - ищи, а нашел – береги!»

Цели деятельности:

1.Создать условия для формирования у детей доброжелательного отношения с окружающим их людям, умений ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

2. Способствовать формированию ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям, дружного и сплоченного коллектива ;

3.Способствовать развитию артистических способностей у детей;

4.На основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня : приобретение школьниками знаний о важности и ценности доброжелательного отношения к окружающим, дружбы, ее законах и правилах, овладение способами самосознания, рефлексии;

Результаты второго уровня : формирование ценностного отношения к дружбе, осознание важности и ценности настоящей дружбы.

Оборудование : запись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского);

плакаты «Дружба в классе нужна», пословицы и поговорки о дружбе, макет корабля «Дружба».

маска людоеда, синяя ткань, острова из картона.

С ц е н а р и й з а н я т и я

Сообщение темы занятия.

Какое прекрасное слово – «дружба» Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу, фантазировать. Друг - это любимая книга, друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Русские пословицы гласят:

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- Друга ищи, а найдешь - береги.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Вводная беседа о дружбе

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами .

Какого человека можно назвать другом? (Ответы детей)

(Подготовленный ученик читает стих )

Требуется друг

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: »Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: »А ты со мной подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: »Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. А. Барто

Как вы думаете, какими должны быть друзья? (Верными, надежными.)

Чем отличаются слова «друг», «товарищ», «приятель»?

Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Честный, преданный, скромный, доброжелательный.)

Можете ли вы смело сказать, что у вас есть друзья?

Сегодня мы проверим, хорошими ли вы стали друзьями, научились ли вы понимать друг друга. Даже, если до сих пор вам по каким-то причинам еще не удалось найти общий язык друг с другом, значит, будем этому учиться

Для начала сядем в круг и поиграем в игру «Я люблю!»

1 участник (Вика) говорит: »Я люблю яблоки», 2 участник (Андрей) – «Вика любит яблоки, а я люблю конфеты», 3 участник – «Вика любит яблоки, Андрей любит конфеты, а я люблю собак» и т. д.

Тот, кто по какой-то причине ошибся, отдает вант. В конце занятия, все проигравшие, должны выкупить свои фанты творчески, например, поздравить класс с…(новым учебным годом, с хорошей оценкой и т. д.)

В дружбе всякое бывает: огорчения, радости. Добрые друзья – это радость! Очень хорошо, если друзья вместе веселятся, да так, что смех аж сыплется из нас. Правда не стоит забывать, что засмеявшись, можно обидеть человека. Сейчас мы потренируемся - не смеяться, когда очень смешно. Игра называется «Не смейся».

Все игроки садятся на корточки в круг. Ведущий предупреждает, что смеяться нельзя. Дает задание детям: взять за нос соседа справа, обнять за плечи друг друга, оттянуть у соседа уши, показать соседу рожки, поквакать, покрякать, оттянуть щеки соседа и т. д.

А ведь все-таки стало смешно … Да и смейтесь на здоровье! Ведь смех – это лучшее лекарство, не только от скуки, но и от болезней. Учеными установлено, что человек веселый, жизнерадостный реже болеет и дольше живет.

Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем. О дружбе споем,

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

Подарит нам радость, согреет теплом!

Ребята исполняют песню: «Если с другом вышел в путь».

Самый лучший друг веселый, добрый и готовый прийти на помощь в любую минуту. Ну а друга надо сначала найти, он с неба не свалится, поиграем в игру «Найди друга».

С закрытыми глазами наугад нужно подойти к человеку, на ощупь его узнать. Познакомить, то есть представляться, можно даже именами сказочных героев или мультипликационных героев.

Представьте, что мы отправились в кругосветное путешествие на корабле. Солнце ярко светит, море ласково светится, соленый ветер наполняет легкие. Вдруг ветер усилился и наш корабль, как щепку заметало по морюсь, и он подвергся крушению. Крепко держитесь друг за друга. Совсем близко видны острова. Покажите, как поддерживая своего товарища, вы добрались до спасательной земли. В трудной ситуации друзья могут надеяться только на помощь и поддержку друг друга.

(Чтение стихотворения)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

С. Михалков

Трудности не закончились. Представьте, что на вас нападает племя людоедов. Они указали пальцем на одного из вас и уже хотят его съесть. Теперь его жизнь только в ваших руках. Вы можете уговорить вождя - не есть вашего товарища, только, если расскажите о его самых лучших качествах. Всего несколько слов и жизнь друга спасена!

Молодцы, ребята, вы не побоялись кровожадных людоедов!

Но вот, о ужас! Половина острова вот-вот окажется под водой. Увы, придется расставаться и по одному перебираться на соседние острова. Время на раздумье нет, где же вас примут? Как ни странно, но самым сухим останется остров, на котором окажется больше всего ребят.

Учитель подыгрывает «топит» острова, на которых осталось мало детей так, чтобы все ребята собрались вместе на одном воображаемом острове.

Пора звать на помощь! Договоритесь за 30 секунд, как вы будете звать на помощь, покажите.

В выполнении задания участвуют все.

Да. Эти задания могли выполнить настоящие друзья. Помощь подоспела вовремя. Все в безопасности.

Проверим домашнее задание. Кто больше подобрал пословиц о дружбе.

Друзья познаются…(в беде).

Человек без друга, что земля… (без воды).

Человек без друзей, что дерево… (без корней).

Старый друг лучше … (новых двух).

Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью).

Нет лучше дружка, чем …(родимая матушка).

Дружба не гриб, в лесу (не найдешь).

Верный друг …(лучше сотни слуг).

Друг лучше старый, а платье …(новое).

Дерево живет корнями, человек …(друзьями).

Дружбой дорожи, забывать. ..(не спеши).

Рефлексия. Итог занятия.

- Расскажите о своем главном достижении в этом году. В ответ на каждое достижение, все дети хором произносят: «Это здорово!». Одновременно поднимают вверх палец правой руки.

Давайте снова встанем в круг. Теперь нужно сказать товарищу, стоящему рядом справа «Ты мой лучший друг, потому что…».

Проигравшие в начале занятия выкупают фанты

Час общения «Нет друга — ищи, а нашел – береги».

Цель: Формирование толерантных коллективных и личностных качеств детей

Задачи:

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование:

Пословицы о дружбе, стихи, песня «Если с другом вышел в путь», мультимедийная презентация, ручки, фломастеры, карандаши, листочки бумаги, карточки для игры с пословицами. Законы дружбы на лепестках. Клубок ниток.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. Организация группы. Эмоциональный настрой.

Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. Пожмите дружески руки друг другу.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

II. Сообщение темы

На доске зашифровано слово — «абжурд» («дружба»)

— Что за слово зашифровано на доске? Чаще бывает крепкой, верной и долгой.

— Что же означает это слово? (Близкие отношения, основанные на взаимномдоверии, привязанности, общих интересах). Это определение по словарю Ожегова.

Игра №1. Ребята, давайте попробуем определить, какие же слова относятся к этим понятиям дружба и друг. Попробуйте вспомнить слова с корнем -друж- и – друг-

(Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, содружество, дружина, дружище)

(на экране Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).

— Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (Они все дружат)

Правильно, это друзья. Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

— Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить? (Тема нашего классного часа «Дружба»)

III. Дружба – главное чудо.

Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда

С нею любая беда – не беда.

— Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

    На ощупь?

    На вкус?

    Как пахнет?

    Какого она цвета?

    С какой погодой ее можно сравнить? (выводы детей на доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

IV. Игра №2 «Найди себе подобного ». (предварительно на столы поставить картинку).

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Детям даются маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. — Найдите «себе подобного» и сядьте вместе за столами. Не разговаривать.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

— займи место в любой группе.

V. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» —

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже)

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу

VI. Игра№3 «Кто с кем дружит?»

— А сейчас поиграем. Перед вами разные герои, разные имена.

— Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

1. Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

2. Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

3. Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

4. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

5. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

6. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

7. Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

(Кот, петух, пес, осел)

8. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

А с кем вы дружите?

Дружите ли вы со своими родителями?

Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

— Дружите ли вы с животными, природой, книгами

VII. Обсуждение ситуаций.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные одноклассниками, и ответьте на вопрос: смогли бы вы дружить с такими людьми, как герои этих стихов и почему?

1. (ученик читает стихотворение)

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул

2. (ученик читает стихотворение)

Тронь её нечаянно – сразу: -Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, — слышен Сонин голос

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: — Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы

— сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

3. (ученик читает стихотворение)

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу

— Так каким же должен быть настоящий друг? Какой должна быть настоящая дружба?

В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

VIII. Работа с пословицами

Игра№4 «Найди конец пословицы»

— О дружбе придумано много пословиц.

— Что такое пословица? (Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Люди с уважением относятся к пословицам, употребляют их в своей речи.)

Вот мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу». На экране написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.(на листах — вторые половинки пословиц).

1. Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

2. Человек без друзей, что …..(дерево без корней).

3. Друга ищи, а нашёл…..(береги).

4. Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

5. Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

6. Старый друг лучше…(новых двух).

7. Нет такого дружка, как …(родная матушка)

8. Друг познается …(в беде)

9. Дружба крепка не лестью,…(а правдой и честью).

10. Дружба как стекло:… (разобьешь — не сложишь)

11. Скажи мне кто твой друг, … (и я скажу, кто ты).

12. Друг спорит, а враг … (поддакивает).

— Где вы встречали пословицы? — Какая подойдёт для вашего класса? Почему?

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

IX. Обсуждение темы.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал)

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(Ответы детей)

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

X. Инсценировка «Ни за то и ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

— Что же такое бескорыстная дружба? (Ответы учащихся)

— Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно погулять, повеселиться, погрустить, поиграть. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом крепкая дружба.

Игры:

«ВЕРНАЯ РУКА» — каждой паре выдается три палки. Участники игры берут по одной палке в руки и с их помощью несут третью на определенное расстояние, держа палки параллельно полу

«КЛУБОК» — ребятам предлагается взять с двух концов веревку и смотать ее за минимальное время в клубок.

«ПАРНЫЙ БЕГ В МЕШКАХ» — ребятам предлагается получить мешки, залезть в них и по команде ведущего преодолеть расстояние от старта до финиша.

XI. Стихотворение «Дружба» по ролям в масках.

Что такое дружба?– спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

XII. Чтение стихотворения М. Садовский «Если б капли не дружили»

Если б капли не дружили,

Как тогда бы лужи жили?

Как бы реки потекли?

Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,

Как бы песню мы сложили?

Как бы птицам распевать?

Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

XII. Подведение итогов.

— Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Сбор «цветика – семицветика». Дети по одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок.

Законы дружбы (записаны на лепестках)

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

10. Уважай друга и помогай другу.

11. Один за всех и все за одного.

12. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Какие законы вам уже были известны? — Какие для вас новые?

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Эти законы вы можете повесить в свой классный уголок.

Игра «Рука дружбы» (под музыку)

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы их откроете со своим учителем.

(Дети на альбомных листах обводят свою руку (или дать готовые руки).На ладошке можно написать своё имя и пожелание другу)

Прикрепляем руки на доску.

XIII. Рефлексия

Что было интересным?

В чём испытывали затруднения?

Игра «Ты мне нравишься» (Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Педагог берёт клубок нити, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Коля! Ты мне нравишься, потому что…» Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет ). Каждый ребёнок говорит о том, чем ему нравится этот ученик, за что он хотел бы его поблагодарить.

— Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

— Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

Ребята, давайте жить дружно!

Педагог:

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Если друг твой что-то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется, что эти строки стихотворения вам очень подойдут.

Стихотворение В. Шекспира (рассказывает ученик)

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

XIV. И в заключение:

Давайте друзья встанем в круг и сыграем в игру.

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Тепло своей руки ему подари. (Дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней

Имей друга и два и три,

И другу слева кивок подари. (Дети дарят кивок в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней

Той, что гласит «имей сто друзей»

Пусть растет наш Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

Литература

1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».

2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному руководителю о классном часе», 2002г.

3. Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

4. Ресурсы Интернет

Цели мероприятия

1. Закрепить и расширить представления второклассников о настоящей бескорыстной дружбе.

2. Развивать умения анализировать свои поступки и поступки своих товарищей, прогнозировать последствия своих действий.

3. Способствовать формированию дружного классного коллектива.

Подготовка

1. Готовятся литературные произведения по теме классного часа.

2. Подбираются аудиозаписи для музыкального сопровождения.

3. Учащимся раздаются стихотворения.

4. Учащиеся читают рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», подбирают пословицы и поговорки о дружбе.

5. Разучиваются песни «Настоящий друг», «Вместе весело шагать».

6. Печатается тема классного часа.

7. Готовится оформление, оборудование, инвентарь: «лепестки ромашки», плакат с темой классного часа, текст с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное», магнитофон, кассеты с фонограммами песен «Настоящий друг», «Вместе весело шагать».

Участвуют ученики 2-го класса, классный руководитель.

Плакат с темой классного часа прикреплен к доске.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о дружбе, о друзьях, узнаем, умеете ли вы дружить. На доске написано предложение: «Друг — это тот, кто...». Скажите, кого можно назвать другом?

Дети отвечают.

С чего же все начиналось? Как возникло само слово «друг»? Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово "друг"».

Когда еще никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки.

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей-людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять. Послушайте стихотворение и ответьте: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?

1-й ученик

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

2-й ученик

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне напоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

3-й ученик

Он для милого дружка не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

Классный руководитель . Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Учащиеся пишут на лепестке ромашки одно качество, которое они ценят в своем друге, а затем прикрепляют свой лепесток к цветку.

Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг».

Дети исполняют песню.

Вы, наверно, замечали, что разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие готовы во всем уступить, лишь бы играть вместе. Но иногда игра не ладится, потому что ребята не могут договориться друг с другом. Подумайте, как надо играть вместе, чтобы было всем весело и интересно?

Послушаем рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» и узнаем, что может случиться с теми, кто не умеет дружить.

Текст рассказа имеется у каждого ученика. Текст читает учитель, учащиеся следят за его чтением по тексту.

А теперь обсудим рассказ, ответив на вопросы.

1. Почему Вова гордился собой, своим поведением?

2. Хорошо ли, если тебя все боятся?

3. Почему в один из дней с ним никто не захотел играть9

4. Что самое страшное случилось в жизни Вовы?

5. Какие советы вы могли бы дать герою рассказа, чтобы он не остался один?

Почему распадается дружба?

Дети высказывают предположения.

Давайте придумаем правила дружбы.

Дети работают в группах и создают правила дружбы.

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, или им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы. Для того чтобы всегда было много друзей, нужно помнить...

Учащиеся по цепочке читают подобранные ими пословицы и поговорки о дружбе.

Ученики читают отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

1-й ученик

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

2-й ученик

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

3-й ученик

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

4-й ученик

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

5-й ученик

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

6-й ученик

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых и цветных.

Классный руководитель. Что нового выузналио дружбе?

Дети отвечают.

Настоящий друг никогда не бросит товарища в беде. Будьте внимательны друг к другу, к своим родным и близким. Классный час заканчивается песней «Вместе весело шагать»





















1 из 20

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Монолог о дружбе. Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Слово “ Дружба” что обозначает?Может быть, поход вдвоем в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил все видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок дает ему списать.Разве это дружба, если двоеВздумали уроки прогулять,А спросила мама: “Вы не в школе?”-Оба дружно начинают врать.Ну а может, дружба – это еслиДруг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая льстиво,И не скажет резкость никогда?

№ слайда 3

Описание слайда:

Цели классного часа: Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. Воспитательные: учащиеся должны убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

№ слайда 4

Описание слайда:

Задачи классного часа: Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества. Улучшить межличностные отношения в деятельности группы. Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений. Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.. Провести «инвентаризацию» собственных качеств личности. Помочь возникновению продуктивных обратных связей. Мотивировать желание самоизменений.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

№ слайда 8

Описание слайда:

Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

№ слайда 9

Описание слайда:

Вопросы к учащимся. Чем отличается друг от знакомого или приятеля? Образуйте глагол от слова «Дружба». Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?» Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?

№ слайда 10

Описание слайда:

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ о ДРУЖБЕ Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает. Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

№ слайда 11

Описание слайда:

Легче друга потерять, чем найти.Без беды друга не узнаешь. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.Старый друг лучше новых двух. Дружба дороже денег. Все за одного и один за всех. Нет друга - ищи, а нашел - береги.Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.Одинокое дерево ветер легче валит.

№ слайда 12

Описание слайда:

Умный себя винит, глупый - своего товарища. Кто хвалится, тот кается. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Враг смотрит на ноги, а друг - в лицо Друг тебе тот, кого ты любишь, пусть даже он похож на медведя. Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних.Не всякий, кто смеется, - друг, не всякий, кто сердится, - враг. Ненадежный друг хуже явного врага. С другом и в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей степи пропадешь.

№ слайда 13

Описание слайда:

Положительные качества личности доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле.

№ слайда 14

Описание слайда:

Отрицательные качества личности злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем,отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,Ты судом поспешным не греши.Гнев на друга, может быть, мгновенный,Изливать покуда не спеши.Может друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай,Провинился друг и повинился,Ты ему греха не поминай.Если верный конь, поранив ногу,Вдруг споткнулся, а потом опять,Не вини коня, вини дорогу,Ты коня не торопись менять.Люди, я прошу вас ради БогаНе стесняйтесь доброты своей,На земле друзей не так уж много,Опасайтесь потерять друзей.

№ слайда 17

Описание слайда:

Настоящий ли, ты, друг? От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Проявляйте интерес к заботам и увлечениям друга. При возникновении конфликтных ситуаций старайтесь решать их совместно. Не давайте советов, а помогайте другу найти решение. Умейте отстаивать собственные интересы. Для человека много значит его имя. Клички и обидные прозвища не лучший способ поддерживать дружбу. Если вы хотите, чтобы вас понимали, объясняйте. К сожалению, мы часто ошибаемся, пытаясь понять мысли и чувства друг друга. Не стесняйтесь переспрашивать, уточнять. Выражайте свои чувства открыто, но старайтесь избегать оценок. Не старайтесь все слова и поступки человека оценивать только как «хорошие» и «плохие». Помните: одну и ту же ситуацию два человека видят с разных точек зрения. Они могут воспринимать ее совершенно по-разному, каждый может быть прав по-своему.

№ слайда 20

Описание слайда:

Мне от жизни немного надо.Дать урок, чтобы душу согретьИ звенящую песнь листопада,И мальчишек галдящую рать.Надо мне, чтоб мои ребятаСозидали дома и дворцы.Знали, помнили год 45,Как страну защищали бойцы.Надо мне, чтобы юные души Научились любить и дружить,Друга выслушать, песню послушатьИ любовью могли дорожить.Чтоб весною нам ласточка пела,И судьба всех была хороша.Чтобы вечной струною звенелаИ была вечно юной душа.Я – учитель, мне многое надо!И чего там душою кривить,Ваше счастье мне будет наградой,Для того мне так хочется жить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.