B_a_n_s_h_e_eуже много чего писала про ужасы викторианской жизни: про…: anna_warvick. Эксплуатация детского труда: законодательство, особенности и требования

Около 250 миллионов детей во всем мире до сих пор лишены нормального детства. Их удел – тяжелая работа и часто, в невыносимых условиях. Мировое сообщество много делает для того, чтобы обеспечить детям доступ к образованию и здравоохранению, но детский труд, несомненно, остается одной из основных проблем современного мира.

По оценкам Международной организации труда, около 250 миллионов детей в мире работают вместо того, чтобы учиться.

Финансовый кризис только усугубил эту ситуацию, поэтому преодолеть проблему вряд ли удастся до 2016 года, как это планировалось ранее международными детскими организациями. Что же делать?

Бенин. Учиться, учиться и учиться

Рынок в городе Котону, точка транзита и пункт назначения для тысяч эксплуатируемых детей в Западной Африке. Это самый большой рынок детского труда в регионе, здесь мы можем найти почти все, в том числе самые страшные примеры детской эксплуатации.

Около 200 тысяч детей, по последним оценкам, ежегодно становятся жертвами торговли людьми в Западной Африке. Они работают по дому, на фермах, в шахтах или на таких рынках, как этот. Бенин, одно из беднейших государств в мире, стал ключевым игроком в этом бизнесе. Почти 800 километров границы с Нигерией плохо контролируются с обеих сторон.

Многие местные НПО, такие, как “Ассоциация Дон Боско”, борются с этой проблемой в течение многих лет. Каждый день двери организации открыты для “ детей с улицы”. Работа педагогов здесь заключается не только в обучении чтению или письму.

В 2011 году НПО помогла более чем двум с половиной тысячам беспризорников на рынках Котону, Портонова и Сема, (последние два, всего в нескольких метрах от нигерийской границы). Благодаря Ассоциации, дети сделали первые шаги в образовании и овладели профессиональными навыками. Теперь им проще интегрироваться в общество.

Женева: международная программа по ликвидации детского труда

По данным Международной организации труда, несмотря на все усилия мирового сообщества и многочисленные проекты, число работающих детей растет. В Женеве программа “Мир знаний” встретилась со специалистам в области детского труда. Итоги разговора – в нашем следующем сюжете.

Наш собеседник – Патрик Куинн, старший специалист международной программы МОТ по борьбе с детским трудом. Он знакомит нас с общими данными и объясняет, как лучше действовать, чтобы целиком искоренить худшие формы детского труда к 2016 году:

“250 миллионов детей по всему миру вынуждены трудиться. И более половины из этого числа трудятся в условиях, которые мы называем наихудшими формами детского труда. Это работа, опасная для здоровья и развития детей.

Почти 70 миллионов детей в мире не ходят в школу. Это глобальная проблема, требующая решения. Более 60% детей трудятся в таких опасных сферах, как добыча природных ископаемых и сельское хозяйство.

В Африке в целом и в Бенине, в частности, в течение последних четырех лет мы наблюдаем наиболее тревожную тенденцию, когда число детей, занятых тяжелым трудом, только растет. Так что это серьезная проблема.

В Юго-восточной Азии, мы наблюдаем некоторый прогресс в борьбе с детским трудом. Но на фоне огромной перенаселенности, концетрация детского труда здесь по-прежнему самая высокая в мире.

Бедность – вот коренная причина детского труда.

Необходимо улучшать систему социальной защиты, чтобы бедным семьям не приходилось искать средства на то, чтобы отправить ребенка в школу. Необходимо обеспечить работой взрослых.

Например, дети работают на рудниках, в сельском хозяйстве с пестицидами, на строительстве. Все это очень опасно. Во-первых, мы должны сделать все возможное, чтобы дети учились. Мы должны развивать программы социальной защиты, чтобы бедные семьи в случае кризиса не были вынуждены забирать детей из школы и отправлять их работать. Во-вторых, должна быть правовая основа для обязательного образования и для того, чтобы работодатели не могли использовать детский труд. И наконец, у взрослых должна быть достойная работа, чтобы они могли прокормить свои семьи, тогда и дети будут ходить в школу.”

Индия: “Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира”

Наш следующий герой живет в Южной Азии, в Индии, которая всегда считалась черной дырой на рынке труда, где не соблюдаются никакие законы. Его зовут Сузай. Ему пришлось многое преодолеть, чтобы не сломаться. Сегодня он работает в благотворительной организации, которая помогает детям, подвергшимся насилию.

Спасаясь от кровопролития в Бирме, где он родился, Суза оказался в Индии. Нужно было начинать новую жизнь.

Суза – из многодетной семьи. Четверо из его братьев и сестер умерли. Он был вынужден работать, чтобы кормить тех, кто выжил.

Суза сблизился с христианской благотворительной организацией, и под ее влиянием начал бороться за права работающих детей. Но жизнь приготовила новый удар. Утонул его 15-летний сын.

В 1994 Суза создал благотворительную организацию в память сына. За последние 18 лет его организация помогла тысячам детей. Сейчас здесь нашли приют многие “дети с улицы”, а также те, кто работает на рисовом комбинате и на кирпичной фабрике, где трудился в детстве сам Суза. Организация также выступает за права рабочих вообще, помогает бороться с несправедливыми условиями труда и плохими условиями жизни.

Когда особенно тяжело, Суза молится:” Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира.”

С 1995 года организация, которую создал Суза, помогла получить начальное образование почти 5 тысячам детей. Три четверти из них потом попали в школы.

Причины

Детский труд может быть рассмотрен как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, например:

  • мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей
  • традиция преемственности профессии
  • убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек

Вышеуказанные традиции могут быть так сильны, что как дети, так и их родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.

История

Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. Скорее всего трудоспособные дети помогали ещё в первобытных обществах . В средневековой Европе дети, обучаясь у вольных ремесленников, а затем у цеховых , помогали им.

Детский труд в мире

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живёт в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. «Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития» .

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Детский труд" в других словарях:

    Труд детей, т. е. лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной организации труда, в нач. 1990 х гг. работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся странах было ок. 80 млн. человек (в т. ч. ок. 59% мальчиков и 41%… … Большой Энциклопедический словарь

    Детский труд - (child labour), наемный многочасовой труд детей, не достигших трудоспособного возраста. До промышленной революции дети часто были вынуждены работать начиная с раннего возраста, однако к 1800 г. применение Д.т. на грязных и опасных работах на… … Всемирная история

    Наёмный труд малолетних, т. е. лиц, не достигших возраста трудовой дееспособности. В период утверждения капиталистического способа производства применение наёмного труда детей (начиная с 5 6 лет) стало обыденным явлением. Говоря… … Большая советская энциклопедия

    Труд детей, то есть лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной организации труда, в начале 1990 х гг. работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся странах было около 80 млн. человек (59% мальчиков и 41% девочек) … Энциклопедический словарь

    Детский труд - (child labour), работа, выполняемая детьми, часто под принуждением, в нарушение нац. и междунар. норм; дает ср ва существования детям и приносит прибыль тем, кто их эксплуатирует. Большинство работающих детей, нек рым бывает всего по 4 года,… … Народы и культуры

    Детский труд - Любая работа, выполняемая ребенком, которая причиняет ущерб его здоровью, образованию, физическому, умственному, духовному, моральному или социальному развитиюМеждународное миграционное право: глоссарий терминов

    «ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ» - в России общество по внешкольной культурно воспитат. работе с детьми и подростками Москвы. Организовано в 1909 С. Т. Шацким и группой педагогов вместо закрытого царским пр вом об ва «Сетлемент». Об во продолжило и углубило работу дет сада, клуба… … Российская педагогическая энциклопедия

    Детский труд и отдых - общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909 19, Москва. Продолжило деятельность общества Сетлемент, включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали… … Педагогический терминологический словарь

    Оплатите детский труд! - Просьба требование рассчитаться за услугу, выполненную работу … Словарь народной фразеологии

    ТРУД - ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы...........881 Рационализация труда............... 893 Рабочее время....................901 Женский труд....................911 Труд несовершеннолетних.............9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Детский совет. Методические рекомендации для педагогов , Л. В. Сивирская. На детском совете, удобно расположившись, малыши вместе с педагогом обсуждают новости и решают, каким интересным делом займутся сегодня. Каждый услышан, каждая идея принимается всерьез и чаще…

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого. Использование детского труда.

6 мая 1890 года (24 апреля по ст. ст.) в России были пересмотрены законы 1882 и 1885 ггоду о работе малолетних и подростков в сторону их ухудшения: для малолетних допускалась девятичасовая работа, а также работа в праздники с разрешения инспекции; допущена ночная работа подростков; фабриканты также получили право увольнять рабочего при неявке на работу более шести дней в месяц и т. д.

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.


Ложкарное производство

Столярное производство
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок
Кустарные промыслы России 1910-е гг.


Окрашивание деревянной посуды
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных — известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику — даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя … детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istor i.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок — за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kale nd2009/sim.htm

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде «Ладожское озеро»:
«Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! … Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды — обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют …»
***http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=p lant

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы…К 1906 году на заводе работало уже 250 человек…
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе — это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная
».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик — 24 коп., относчик — 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 — 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionn oe_vremya.htm

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда - 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего - 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.
***http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/1 28-135.html

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин - шестерни, ременные передачи, трансмиссии - не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, - а перепадало на каждого не более десятка, - столько и получит копеек.
*** http://www.bogorodsk-noginsk.ru/narodnoe/g luhovo20/1.html

Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным… Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино, театр, эстрада). Дети часто бывают вовлечены в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию. В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях. Вики ru.wikipedia.org/wiki/Детский_труд

Начало XIX и. характеризуется господством во всех промышленно развитых странах капиталистического строя, в основе которого покоится господство капитала над трудом, наемный труд рабочего в пользу капиталиста- владельца средств производства.
Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, а потом и ремесленников помогали родителям.

Долгое время ребенок считался взрослым человеком лишь тогда, когда начинал трудиться. В средние века дети бедных родителей могли с восьмилетнего возраста поступить в услужение в чужую семью.

Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше.

Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание.
С конца XVIII века и на протяжении XIX будущих ремесленных учеников обычно набирали в работных домах, и, когда они попадали в „учение“ на городские фабрики, то не получали никакого жалования, одежды. Часы труда были ограничены лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). Дети часто работали до 16 часов подряд, иногда ночью, а в воскресенье чистили машины. Кормили их самой дешёвой и плохой пищей, которая часто шла также на корм свиньям. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые пытались бежать с фабрики, и чтобы предупредить бегства, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы: они работали и спали в цепях. Такому же обращению подвергались и молодые женщины. Многие, не выдержав непосильного труда, умирали, и их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого «рабства».

О колоссальных размерах применения детского труда, в особенности на ткацких мастерских, свидетельствует тот факт, что в 1788 г. Наряду с 26 тыс. мужчин и 31. тыс женщин работало не менее 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе 10 лет.

Обслуживание машин тогда еще не требовало высокой квалификации, зато размеры(маленький рост, маленькие руки) ребенка часто подходили гораздо лучше (например, дети могли пролезать между станками и под ними, а взрослый человек этого сделать не мог.) При этом станки можно было ставить довольно тесно, экономя тем самым фабричную площадь.

На фабриках и заводах даже образовались особые детские профессии. Так на хлопчатобумажных фабриках существовали мусорщики и сучильщики. Мусорщик должен был быть мал ростом и проворен. Мусорщики весь день ползали под прядильными станками и собирали упавшие на пол куски хлопка, вдыхая хлопковую пыль и уворачиваясь от рабочих механизмов.

Из воспоминаний 1832 года: «Мусорщик должен подметать щеткой под колесами… Мне часто приходилось лезть под колеса, а они все время двигаются, и я мог попасть в машину. Мне часто приходилось ложиться ничком, чтобы меня не затянуло».

Дети-сучильщики ходили по цеху и перебирали нити, шедшие по станку. Было подсчитано, что за день ребенок перемещаясь по цеху, проходил около 24 миль.

При этом фабриканты настаивали на том, что дети должны быть им благодарны, поскольку те обеспечивали их едой и одеждой. О качестве еды были такие свидетельства: «Детей провели в просторную комнату с длинными узкими столами и деревянными скамьями. Им приказали сесть за столы, мальчики и девочки раздельно. Им принесли ужин - молочную овсяную кашу, которая выглядела почему-то совершенно синей».

Грузчики на железной дороге.

В производстве спичек работали вообще почти только дети, и притом в самом нежном возрасте.
Подобное массовое использование детского труда, да еще при подобных условиях жизни, походило на настоящее «избиение младенцев», даже во второй половине 19 века применение детского труда было систематическим убийством детей.

И в других отраслях промышленности детским трудом пользовались не меньше, особенно в вышивании и производстве галантерейных товаров. Дети должны были даже исполнять тяжелую работу взрослых мужчин. В 1865 году в металлургической промышленности Бирмингема и окрестностей работали 30тыс. детей, молодых людей и 10 тыс. женщин, исполняя большей частью очень тяжелую работу.


Дети страдали не только от чрезмерно длинного рабочего дня (часто от 5 утра до 10 вечера), но и от самых ужасных условий жизни.
В докладе 1864 года говорится: «В Ноттингеме часто от 14 до 20 детей втиснуто в маленькую комнату не более 20 кв. футов, причем из 24 часов в сутки 15 уходило на работу, изнурительную вследствие однообразия и отвращения к ней, на работу, протекающую среди самых антигигиенических условий. Даже самые маленькие дети работают с напряженным вниманием и с удивительной быстротой, и почти никогда не замедляют движений своих пальцев, почти никогда не дают им отдыха. Когда к ним обращаются с вопросом, они не отрывают глаз от работы из боязни потерять хоть одну минуту. Чем более удлиняется рабочее время, тем чаще пускают надсмотрщицы в дело длинную трость».

Работая на производстве, дети недоедали, тормозилось их физическое развитие, наблюдались недостаток веса, задержка роста, искривления позвоночника. Они приобретали профессиональные болезни, связанные с производственной средой. Те, кто работал на шахтах или на текстильной фабриках, особенно часто болели туберкулезом и бронхитом.

Пенсильвания. Угольные разработки.

Шахтные работы.

Камнедробильня.


В большинстве магазинов рабочее время не было установлено, так что часто девушка не имела для сна и отдыха более 6 часов (а иногда и 2-3). Единственным пределом, положенным для их работы, является физическая невозможность держать в руке иголку. Были случаи, когда работницы в продолжении 9 дней ни разу не раздевались, растягиваясь для отдыха на несколько минут на матрасе, куда им приносили еду, нарезанную мелкими кусочками, чтобы они могли ее как можно скорее проглотить.
Работающим девушкам было в среднем 14-18 лет.

Датский романист Андерсен-Нексе описывает виденное им в Андалузии: рядом со многими женщинами стоит колыбель, где спит или играет ребенок. Бедная испанская работница не состоянии отдать свое дитя кому-нибудь на попечение и потому берет его с собой на фабрику, где оно дышит едкой табачной пылью.
Масса грудных младенцев погибала от опия. Прикованные к швейной машинке матери не могли ухаживать за своими детьми и поэтому вынуждены были успокаивать их сонными средствами.

В случае с сиротами все было намного проще. Предприниматели практически покупали их из работных домов и подписывали с ними кабальные контракты, фактически превращавшие их в рабов. Так поступал, например, Джордж Кортолд, владелец шелкопрядильной фабрики в Эссексе и большой либерал. Кортолд был ревностным протестантом и убежденным противником всякой тирании. Он, будучи англичанином, восторженно приветствовал американскую революцию и даже прожил несколько лет в США, а позже, уже вернувшись на родину, точно так же поддерживал французскую революцию. Но все это не помешало ему заделаться настоящим рабовладельцем. Кортолд покупал детей, в основном девочек, в работных домах Лондона, причем предпочитал брать их в возрасте от 10 до 13 лет. Бизнесмен платил по £5 за ребенка сразу при покупке, а потом доплачивал £5 через год, если ребенок все еще был жив.

Дети работали и в сельском хозяйстве.

Собирали хлопок.

Разделка рыбы.

Производство табака.

Лесопилка.

«Классика» детского труда - чистильщик обуви.

Стеклодувы на фабрике бутылок.

Разносчики и курьеры.

Очень не многим посчастливилось заниматься «чистым трудом».

Помошники продавцов.

Кондитеров.

Мойщики посуды.

«Автоматы» в боулинге.

Продавцы газет.

Лишь в XIX веке взрослые стали задумываться об ограничении
труда маленьких детей. Так, например, фабричные акты 1840-х годов впервые защитили детей Англии от неограниченной эксплуатации на работе.
Нельзя сказать, чтобы британская общественность совершенно не интересовалась условиями жизни трудящихся детей. Напротив, их положение регулярно обсуждалось в парламенте с первых лет XIX века. Уже в 1802 году был принят закон, ограничивший рабочий день детей-сирот, трудившихся на хлопкопрядильных предприятиях, 12 часами.
Борьба за детские права в США диктовалась примерно теми же соображениями, что и в Англии. Здесь были и религиозные моралисты, и честолюбивые политики, но главными участниками кампаний по защите детства были все те же наемные работники, не желавшие, чтобы малолетние конкуренты сбивали цену на труд.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Детский труд в викторианской Англии

    Не секрет, что в викторианской Англии детям приходилось трудиться наравне со взрослыми. Дети постарше могли, к примеру, устроиться на фабрику или пойти в услужение, но даже самые маленькие городские жительницы не чурались работы. Так, популярным родом деятельности для девочек была торговля водяным крессом. Водяной кресс можно было собирать самим, но гораздо чаще его покупали на рынке, а потом перепродавали чуть дороже. Чтобы купить кресс на рынке, да еще и по выгодной цене, нужно было встать спозаранку и прийти на рынок в 4 часа утра, а иначе весь кресс будет раскуплен. Чтобы получить хоть какую-то прибыль, девочкам приходилось отчаянно торговаться, ведь иные торговки старались продать им поменьше и подороже. Когда кресс был куплен, его нужно было вымыть у колонки - холодным утром пальцы коченели от воды - а потом связать в пучки и начать трудовой день. Маленькие торговки стучались в двери, предлагая свой нехитрый товар, или же бродили по улицам, выкрикивая "Кресс, четыре пучка за пенни!" Заработки день на день не приходились. Так, восьмилетняя торговка, у которой взяли интервью в 1851 году, сообщала, что однажды она заработала феноменальную сумму - 1 шиллинг и 6 пенсов за день, при стоимости кресса в 6 пенсов. Обычно ее доход бывал гораздо скромнее - 3 - 4 пенса в день.

    Самый продуктивный период торговли выпадал на интервал между 6ю и 10ю утра. Многие девочки завтракали лишь после того, как кресс был распродан. Завтрак зачастую представлял из себя пару кусков хлеба с маслом и чашку чая. Мясо дети видели только по воскресеньям, и то не каждый раз. Вернувшись домой после торговли крессом, девочки не теряли времени даром и занимались уборкой или же помогали матерям с их работой (например, дочки швеи могли пришивать пуговицы к рубашкам). Хотя у многих были игрушки, времени на игры почти не оставалось.


    Watercress Girl, 1867 by Ifold, Frederick

    Кроме того, женщины и дети нередко работали в шахтах, по 12 и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось передвигаться на четвереньках. Дети нередко тянули вагонетки наравне со взрослыми или же открывали затворку, чтобы вагонетки могли проехать. Сара Гудер, 8летняя девочка, открывавшая дверь вагонеткам, так описывала свою работу, "Я не устаю, но там где я сижу нет света, и мне страшно. Если рядом есть свет, иногда я пою, но только не в темноте. Тогда я не смею петь. Мне не нравится находится в шахте." В 1842 годы в шахтах работали 2 350 женщин, одна треть из них в Ланкашире. Но в 1842 году работа женщин под землей была законодательно запрещена. Кроме того, владельцы шахт больше не имели права нанимать на работу детей младше десяти лет. А десятью годами ранее, в 1833 году, были определены часы работы для несовершеннолетних - дети младше 13 лет не могли работать больше 8 часов в день, подростки до 18 лет - только 12 часов в день. Кроме того, детям запрещено было работать по ночам. Тем не менее, законодательные препоны можно было обойти с помощью махинаций - в некоторых случаях родители прибавляли свои детям пару лет, чтобы они могли работать дольше, а следовательно и зарабатывать больше. После 1842 года, женщины и девочки работали на поверхности, занимаясь в основном сортировкой угля. Их называли pit brow lasses.


    Женщины несут на поверхность корзины с углем


    Сортировка угля



    Сортировка угля



    Работницы



    Типичный костюм pit brow lassie.


    Согласно подписи к фотографии, этой девушке всего 17 лет.

    Источники информации
    Joan Perkin, Victorian Women
    http://www.balmaiden.co.uk/WomenUK.htm
    http://www.wiganshades.pwp.blueyonder.co.uk/

    Но самая известная детская профессия 19го века - это, конечно, трубочист. Дома тогда отапливались преимущественно углем. Когда топливо сгорает, выделяется копоть, которая частично оседает на стенках трубы. Чтобы камины работали эффективно, не дымили, трубы приходилось время от времени чистить. Но каминная труба - это не футбольное поле, зачастую она была очень узкой. Поэтому для чистки труб требовалось или специальное оборудование, или же трубочисты маленького роста. Дети, иными словами. Ну а поскольку дети стоили дешевле новых технологий, англичане предпочитали применять именно их.

    В подмастерья у трубочистам обычно отдавали мальчиков-сирот в возрасте от 4 лет - чем меньше тем лучше. Сиротские приюты хотели таким образом "обустроить будущее" своих воспитанников. Кроме того, вполне законным было принуждать к этой работе бродяжек. Хозяин маленького подмастерья обязался одевать его, кормить и обучать мастерству. Теоретически подмастерье мог дослужить до помощника трубочиста, но большинство мальчиков, когда их рост больше не позволял лезть в трубы, вынуждены были искать другую работу. А некоторые так и погибали в юном возрасте, потому что профессия трубочиста была связаны с серьезным риском.

    Работа состояла в том, чтобы залезть в трубу и почистить ее скребком или щеткой. Некоторые дети на первых порах боялись лезть вверх по трубе, вдруг еще застрянешь. Обычной практикой считалось зажечь немного соломы или бумаги в камине, чтобы вынудить трубочиста двигаться вверх. Отсюда и происходит выражение, to light a fire under you (т.е. заставить кого-то работать побыстрее). Разумеется, у них не было защитной одежды или респираторов. В некоторых случаях дети застревали в трубах, срывались вниз или погибали прямо в трубе, задохнувшись от пыли. И можно только представить, какой они получали психологический ущерб, каждый день карабкаясь в узкое пространство - не все рождены диггерами, а для тех, кто страдает клаустрофобией, это воплощение кошмаров.

    Хозяева редко заботились о благополучии подмастерьев, потому что маленький трубочист - это не долгосрочная инвестиция, он нужен лишь пока не подрастет. Дети спали в подвалах или на чердаках. Кормили их плохо, потому что чем тоньше подмастерье, тем он полезней. Кроме того, маленькие трубочисты редко мылись - воду для них никто разогревать не станет - поэтому год за годом на их теле накапливались слои сажи. Постоянное прикосновение кожи и копоти приводило,в частности, к раку мошонки (не говоря уже о раке легких и туберкулезе).

    Никого особо не заботило их физическое состояние, а вот за духовным развитием маленьких работников строго следили. Согласно лондонским законам, подмастерья трубочистов могли работать лишь 6 дней в неделю. Воскресенье было выходным днем, когда мальчики должны были посещать воскресную школу чтобы изучать Библию. Можно лишь представить, что чувствовали дети, никогда не знавшие милосердия, сталкиваясь с подобным лицемерием. С другой стороны, религия давала им утешение и прогоняла одиночество. Это двоякое чувство отражено в стихотворениях Уильяма Блейка (см. ниже). В стихотворениях можно увидеть игру слов: трубочисты ходили по улицам и кричали "Sweep!" рекламируя свои услуги. В детских устах слово sweep - "чистить" - звучало как weep - "плакать."

    В 1803 году было сформировано Общество по Замене Детей-Трубочистов, целью которого было найти оборудование, способное чистить трубы без применения детского труда. Такие щетки действительно были изобретены еще в 18м веке и улучшены Джозефом Глассом в 1828. Но использовать детей было все равно дешевле. В 1804, 1817, и 1819 предпринимались попытки запретить наем детей до 10 лет, но все законопроекты и политические кампании результата не принесли. Лишь в 1840м году Парламент запретил забираться в трубы лицам до 21 года. К сожалению, штрафы были так малы, что этот закон мало кого останавливал. Но в 1864м стараниями лорда Шафстбери штраф повысили до 10 фунтов (значительная сумма по тем временам). Эта новая мера получила как юридическую, так и общественную поддержку, и эксплуатация маленьких трубочистов пошла на спад. А теперь предоставим слово Уильяму Блейку, несколько стихотворений про трубочистов.

    "The Chimney Sweeper" (from Songs of Innocence)

    When my mother died I was very young,
    And my father sold me while yet my tongue,
    Could scarcely cry weep weep weep weep.
    So your chimneys I sweep & in soot I sleep.

    Theres little Tom Dacre, who cried when his head
    That curi"d like a lambs back, was shav"d, so I said,
    Hush Tom never mind it, for when your head"s bare,
    You know that the soot cannot spoil your white hair.

    And so he was quiet, & that very night,
    As Tom was a sleeping he had such a sight,
    That thousands of sweepers Dick, Joe, Ned & Jack
    Were all of them lock"d up in coffins of black,

    And by came an Angel who had a bright key,
    And he open"d the coffins & set them all free.
    Then down a green plain leaping laughing they run
    And wash in a river and shine in the Sun.

    Then naked & white, all their bags left behind,
    They rise upon clouds, and sport in the wind.
    And the Angel told Tom, if he"d be a good boy,
    He"d have God for his father & never want joy.

    And so Tom awoke and we rose in the dark
    And got with our bags & our brushes to work.
    Tho" the morning was cold, Tom was happy & warm.
    So if all do their duty, they need not fear harm.

    МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ

    Когда я еще начинал лепетать,
    Ушла навсегда моя бедная мать
    Отец меня продал, - я сажу скребу
    И черную вам прочищаю трубу.

    Заплакал обстриженный наголо Том.
    Его я утешил: "Не плачь, ведь зато,
    Покуда кудрями опять не оброс,
    Не сможет и сажа испачкать волос".

    Затих и уснул он, приткнувшись к стене,
    И ночью привиделись Тому во сне
    Гробы на поляне - и их миллион,
    А в них трубочисты - такие, как он.

    Но Ангел явился в сиянии крыл
    И лучиком света гробы отворил.
    И к речке помчалась ватага детей,
    Чтоб сажу в воде оттереть поскорей.

    Мешки побросав и резвясь на ветру,
    Затеяли в облаке белом, игру.
    Сказал Тому Ангел: "Будь чистым душой!
    И Бог, как отец, встанет рядом с тобой".

    Со всеми во тьме пробудился наш Том,
    Со всеми за щетку с тяжелым мешком -
    И утром промозглым согрет трубочист:
    Трудящийся честно пред Господом чист.

    "The Chimney Sweeper" (from Songs of Experience)

    A little black thing among the snow,
    Crying ""weep! "weep!" in notes of woe!
    "Where are thy father and mother? say?"
    "They are both gone up to the church to pray.


    And smil"d among the winter"s snow,

    "And because I am happy and dance and sing,
    They think they have done me no injury,
    And are gone to praise God and his Priest and King,
    Who make up a heaven of our misery."
    A little black thing among the snow:
    Crying weep, weep, in notes of woe!
    Where are thy father & mother? say?
    They are both gone up to the church to pray.

    Because I was happy upon the heath,
    And smil"d among the winters snow;
    They clothed me in the clothes of death,
    And taught me to sing the notes of woe.

    And because I am happy, & dance & sing,
    They think they have done me no injury:
    And are gone to praise God & his Priest & Kingj
    Who make up a heaven of our misery.

    МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ

    Весь в саже на белом снегу он маячит.
    "Почищу! Почищу!" - кричит, словно плачет.
    "Куда подевались отец твой и мать?"
    "Ушли они в церковь псалмы распевать.

    Затем, что я пел по весне, словно птица,
    И был даже в зимнюю пору счастлив,
    Заставили в саван меня обрядиться
    И петь научили на грустный мотив.

    Затем, что я снова пляшу и пою,
    Спокойно родители в церковь ушли
    И молятся Богу, Святым, Королю,
    Что Небо на наших слезах возвели". Стихотворения и переводы отсюда

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.