6 месяцев ее. Поведение: понимаем малыша. ребенок рано просыпается

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои , будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка - помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Без подобных забав ребенок отстает от своих сверстников как в плане физического развития, так и интеллектуального – он начинает позже говорить, вставать на ножки и ходить (подробнее в статье: ). Такая статистика наблюдается сегодня во многих странах.

Формируем мелкую моторику

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения - такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.


Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку , надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан . Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).

Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Традиционный способ научить кроху ползать – (рекомендуем прочитать: ) положить любимую детскую игрушку недалеко от малыша , но так, чтобы он не смог дотянуться до нее ручкой. Что будет делать в такой ситуации ребенок? Конечно, попытается приложить все усилия, чтобы добраться до игрушки.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: ). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Разговариваем с крохой

С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.

В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.

Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.


Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх - это понадобится малышу уже очень скоро

Что еще нужно знать о развивающих играх?

Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.

  • выбирайте подходящее время для развлечений и упражнений: желательно проводить их после сна или кормления, если ребенок устал или болеет, лучше их отложить;
  • для активного времяпровождения больше подходят утренние часы, на вечер нужно оставить более спокойные забавы;
  • не переутомляйте малыша развлечениями, для полугодовалого крохи достаточно и 15 минут в день, с 7-8 месячным ребенком можно заниматься дольше;
  • для хорошего самочувствия малютки комнату перед проведением обучения необходимо хорошо проветривать, иначе ребенок начнет капризничать, хныкать и быстро устанет;
  • в процессе игры старайтесь постоянно находиться с крохой на одном уровне - например, усадив малютку на пол, также устраивайтесь на полу;
  • регулярно хвалите и подбадривайте приятными словами малыша, если ему удалось справиться с заданием, так он будет ощущать поддержку взрослого и браться за новое дело с еще большим усердием;
  • наконец, вспомните сами, что такое быть ребенком, вернитесь в детство на некоторое время.

Веселые обучающие игры не только принесут удовольствие малышу, но и помогут ему сформировать новые навыки, лучше узнать окружающее пространство. Еще больше о методах развития малыша в 6 месяцев можно узнать из полезного видео.

Рождаясь, маленький человек не обладает ворохом навыков и знаний. Родителям по силам сформировать развитую физически, психически и морально личность. Полезно полагаться на ориентиры эволюции малыша и самим вносить вклад в его будущее. Так вы сможете многократно преумножить то, чем природа наградила ваше чадо.

Из этой статьи вы узнаете:

На плановом ежемесячном приёме в доврачебном кабинете проводят мини-тест на соответствие развития крохи в 6 месяцев его возрасту. Карапуз оценивается по ряду параметров:

  • бросает игрушки;
  • лепечет;
  • держит предметы, перекладывая их то в одну, то в другую руку;
  • кладёт игрушки из одной ёмкости в другую;
  • ползёт к игрушке, находящейся поблизости;
  • слушает окружающих;
  • отличает «своих» от «чужих»;
  • громко смеётся;
  • устремляет взгляд на предметы, о которых говорят в данный момент;
  • самостоятельно сидит;
  • пробует подниматься, ухватываясь за опору;
  • меняет положение своего тела.

Смена положений заключается в способности стоять на ножках, опираясь на стопу с поддержкой, перевороте на бок, со спины на живот и обратно, подтягивании тела вперёд на вытянутых руках, а затем назад. Когда чадо лежит на спине, то пытается подтянуться вперёд, протягивает руки, чтобы ему помогли сесть.

Некоторые 6 месячные малыши уже способны ходить у опоры или даже без неё. Это не рекомендуется, если заметен неестественный изгиб в коленях и лодыжках. Ребёнок использует взрослого как партнёра для спортивных поддержек. Отталкивается, ухватывается, виснет на нём. Малыш притягивает и отталкивает предметы. Практикует эти навыки, в том числе, с маминой грудью.

Нарушение очерёдности или пропуск этапов

Развитие 6 месячного ребёнка может пойти по немного отличающимся друг от друга сценариям. Например, сидеть начинает раньше, чем ползать или минует процесс ползания. Родители частенько стремятся ускорить становление чада – знакомят его с ходунками и прыгунками.

Ортопеды против этих приспособлений. Они не учат ребёнка ходить или прыгать, но способны вызвать ненужную нагрузку на костно-мышечную систему. В этом возрасте позволительно недолго сидеть и стоять с поддержкой. Длительные физические упражнения негативно сказываются на освоении новых двигательных навыков.

Самый ожидаемый навык

Это, конечно же, умение сидеть без поддержки. В стульчике для кормления малыш тоже сидит, но опирается на спинку стула. А когда дитя сможет самостоятельно приподнять корпус и усесться на попу – это большое достижение. К этому времени, дети, как правило, уже умеют ползать. Месяцев с 5 практикуется ползание назад и по кругу, а к полугоду – вперёд. Встречаются случаи, когда малыши полазают по-пластунски.

Если, например, еще не сел без поддержки, а заваливается набок или сгибает спину, то ужасаться рановато. Возможно, в течение недели эта крепость будет взята.

Когда ситуация не меняется на протяжении месяца потребуется осмотр неврологом и ортопедом. Часто проблемы исходят из-за пониженного мышечного тонуса. Ситуация исправляется массажем, а также физиопроцедурами.

Нормы веса, роста, окружности головы и груди

Параметры развития полугодовалого малыша, предлагаемые ВОЗ, расширяют границы показателей по сравнению с данными наших педиатров. К нормальному формированию малыша в полгода относят прибавку роста в среднем на 15-17 см, а веса на 4 кг 100 г – 4 кг 600 г по отношению к новорожденному. За истекший месяц ребёнок может вырасти примерно на 1,5-2 см и поправиться на 300-600 г. Показатели мальчиков обычно выше, чем у девочек, за исключением окружности груди.

Сон

Детишки, режим бодрствования которых содержит надлежащие гигиенические мероприятия, игры, массаж с гимнастикой, кормления, спят по 14 часов в сутки. Днём могут поспать не больше 2-3 раз. Длительность каждого промежутка отдыха от получаса до двух. Теперь малютка ночью дольше спит, не просыпаясь. Он уже способен проспать шесть часов без перерыва, потом может потребоваться кормление. А дальше продолжение сновидений.

Прорезывание зубок

Полугодие обычно ознаменовано тем, что ребёнка начинают беспокоить зубки. Первые резцы могут появиться и после 8 месяцев и старше. Некоторые дети обзаводятся зубками, не доходя до полугодовалого возраста. Довольно распространён рубеж в 4,5 месяца.

День прививок

Вы соблюдали рекомендуемые сроки вакцинации до этого момента? Тогда, отправляясь в детскую поликлинику с полугодовалым малюткой, будьте готовы ко дню прививок. Настал момент для АКДС (единая вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка), вакцинации от полиомиелита и вирусного гепатита B.

Все эти прививки делаются уже в третий раз. Но до этой поры одновременно выполнялась только пара вакцин, считая АКДС за одну единицу, включающую три компонента. Теперь же детскому организму предстоит выдержать натиск повышенного числа микробов.

Поэтому к поствакцинальному периоду сейчас стоит отнестись с повышенной ответственностью.

По каким-либо обстоятельствам ранее пропустили прививки? Значит, теперь крохе сделают меньшее количество. Как правило, 6 месячные дети, развитие которых немного запаздывает, освобождаются от ряда вакцин. Разумеется, если изначально вы предоставили письменный отказ от вакцинации, то вас не станут приглашать в процедурный кабинет. Риски от последствий реальных заболеваний и возможных недомоганий после прививок вы взвешиваете сами.

Психо-эмоциональное совершенствование

Заметно по следующим признакам:

  • усиление осознанности, изобретательности, самостоятельности;
  • узнавание себя в зеркале;
  • позитивная реакция на голоса близких.

Малыш передаёт расширенный спектр эмоций, а не только радость и несчастье. Можно даже проследить раздражение с гневом, если совершить действия, идущие вразрез детским ожиданиям. Вследствие этого усовершенствуется лепет. Дитя отличает себя от другого человека. Осознаёт, что когда сам ударится, то ему больно, а когда стукнет другого ребёнка, то у себя болезненных ощущений нет.

Общение

Выглядит таким образом:

  • знает и откликается на своё имя;
  • повторяет слоги (если повторять за ним, то малютка радуется и произносит их вновь);
  • способен дать понять некоторые свои желания;
  • часто улыбается;
  • запоминает произнесённые окружением слова;
  • длительно удерживает внимание;
  • подражает чиханию, кашлю и смеху взрослых.

Развитие 6 месячного ребёнка предполагает недовольство при виде нового человека, особенно если незнакомец пришёл в гости. Когда малыш оказывается в общественном месте и транспорте, то более спокойно реагирует на неизвестные лица.

Игры

Должны быть нацелены на мелкую моторику рук. Играя, чадо любит:

  • рассматривать предметы детально;
  • с интересом ощупывать новое;
  • использовать игрушки по назначению;
  • хлопать, стучать и трясти;

Детям по нраву песенки и потешки. Они ждут «развязки», особенно если она выражается в действии. Например, при словах «прилетели, на головку сели» взрослый кладёт ладони на голову крохи. А тот уже ожидает этого действия, приходя в восторг от случившегося. Игрушки чадо сначала изучает, рассматривает, вертит их в руках, а затем уже тянет в рот. Существенно расширяется круг интересов полугодовалого дитя. Ведь раньше он только желал попробовать всё на вкус.

Этап введения прикорма

Если имели место срыгивания, то они становятся реже и не столь обильными или исчезают. До этого возраста ребёнка следует брать с собой во время семейного приёма пищи. Так он будет интересоваться тем, что делают взрослые, какие манипуляции совершают, когда едят, и что этот процесс им приятен. Ребёнок умеет приоткрывать ротик, если поднести к нему ложку. Снимает пищу губами, ест с ложки пюреобразную еду.

Случается, что по большинству признаков ребёнок готов к введению прикорма, но есть отказывается. Одним не по нраву новый предмет – ложка. Других отталкивает внешний вид пюреобразной еды. Третьи предпочитают, есть из бутылочки, так как жидкая каша стекает из ложки на подбородок. Так что подход к разгадыванию гастрономических предпочтений придётся поискать. Отсутствие аппетита может быть связано с болезненным прорезыванием зубов.

Большинство родителей ждут от полугодовалого карапуза способности сидеть без поддержки. Эволюционным скачком в этот период является введение прикорма. Эмоциональные проявления крохи становятся многообразнее. Наряду с совершенствованием внимания проявляются исследовательские инстинкты.

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.



Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.


Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.



Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.


Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев? К этому периоду жизни он научился поворачиваться со спинки на бочок. Он пытается сидеть, немного опираясь на ручки, делает попытки ползти, увидев что-то интересное впереди. Игрушки перекладывает из одной руки в другую и держит их уже всей кистью. В шестимесячном возрасте он знает родных и близких, отдает предпочтение матери. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он понимает некоторые жесты, выражает мимикой эмоции. При крике издает звуки, некоторое время может самостоятельно заниматься игрушками.

Питание ребенка

До полугодовалого возраста малыш питался только грудным молоком. Ему было достаточно всех жизненно необходимых веществ. После шести месяцев жизни малышу необходимо давать прикорм, потому что он достиг того уровня развития, когда:

  • организм может переработать чужеродный белок;
  • появились или готовятся прорезаться первые зубы - малышу потребуется кальций, фосфор, витамин D2;
  • пробует жевать пищу.

Первый прикорм заменяет одно дневное кормление. При этом надо помнить, что:

  • знакомиться с новой едой ребенок будет начинать не более чем с одной или двух чайных ложек;
  • после съеденного его необходимо докормить грудью или молочной смесью;
  • не надо кормить малыша насильно, лучше уменьшить объем или заменить вид продукта;
  • еда должна быть жидкой и однородной массой, напоминающей грудное молоко;
  • каждый новый продукт вводится один раз в 2-4 недели, большой промежуток времени необходим для привыкания к новой пище желудка малыша и всего пищеварительного тракта.

Кушая по всем правилам, малыш будет здоровым и веселым.

Физическое развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Девочка или мальчик в этом возрасте владеет следующими навыками:

  1. Переворачивается со спинки набок, а потом на животик.
  2. Передвигается в пространстве, пытается ползать.
  3. Самостоятельно пробует садиться.
  4. Стоит на ровной поверхности, держась за какой-то предмет или с помощью поддержки.
  5. Сам(а) берет игрушки и предметы, находящиеся рядом.

Эмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Мальчик или девочка проявляет следующую эмоциональную и умственную активность:

  1. Фиксирует внимание короткий промежуток времени на понравившемся предмете.
  2. Выражает эмоции: радуется и печалится.
  3. При исчезновении игрушки начинает ее поиски, крутя головой в разные стороны.
  4. Реагирует на произношение имени.
  5. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он наблюдает за выражением лица взрослого человека, находящегося рядом.
  6. Любит смотреть на движущие предметы, бросает игрушки и наблюдает за их падением.
  7. Не любит одиночества, предпочитает играть со взрослыми.
  8. Начинает лепетать, произнося отдельные слоги.
  9. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он умеет пить из чашки, если ее придерживают взрослые, хорошо ест с ложки.

Каждый ребенок развивается индивидуально. Некоторые навыки у одних появляются раньше, у других позже. Беспокоиться следует только в следующих случаях:

  • малыш не реагирует на обращение к нему близких людей, равнодушен к еде и играм;
  • наблюдается подергивание конечностей или лицевых мышц;
  • нарушается сон.

Детские обучающие игры

Здорового ребенка можно научить всем навыкам в процессе игр. Для развития моторики, надо вкладывать малышу в руки мелкие предметы, постепенно увеличивая их объем. Форма игрушек должна быть разной, а поверхность: гладкой или ребристой, кожаной или бархатистой. Возбуждение, возникающее в тактильных рецепторах или рецепторах соприкосновения, поступает в головной мозг.

У ребенка развивается чувство формы, величины и характера поверхности предмета. Развивая двигательную активность, нужно учить ребенка дотягиваться до различных предметов и человека. Игру продолжать и во время купания малыша. Пытаясь плавать, он укрепляет мышцы, находящиеся на спине и шее. Это облегчит ему переворачивание и придаст устойчивость при сидении. Для укрепления мышц делать зарядку и массаж.

Для стимулирования речевого развития надо больше разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песенки, читать стихи, рассматривать книжки, комментируя картинки. Словарный запас малыша зависит от количества слов, которые он слышит ежедневно. Для усвоения артикуляции иногда ручки ребенка надо прикладывать при выговаривании отдельных слов к своим губам. Малыш запоминает форму губ при их произношении. Надо больше играть с ребенком: показывать и называть игрушки, просить найти одну из них, показывать фотографии близких, называя людей, играть с зеркалом и в прятки. Только от родителей зависит физическое и интеллектуальное развитие малыша, поэтому им необходимо:

  • организовать ребенку правильный режим дня;
  • для первого прикорма правильно подобрать блюдо;
  • играть с ребенком в обучающие игры, в процессе которых он приобретает новые знания.

Первый юбилей

Полгода - это первый серьезный юбилей крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. Родителям надо обратить особое внимание на ребенка, если он очень пассивный, не делает никаких попыток, чтобы ползать, сидеть, привставать, не интересуется игрушками и предметами, которые его окружают, не узнает никого из родных.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Что должен уметь?

Вес шестимесячного малыша должен быть 7-9 кг при росте в 65-70 см. Это время, когда у ребенка начинают появляться первые зубы, заметить которые несложно: он капризничает, становится вялым, плохо ест, десны опухают и становятся красными, сует в рот пальцы и игрушки. Если 6 месяцев ребенку, что должна уметь девочка? Ребенок в этот период обязан уметь:

  • Быстро и уверенно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Совершенствуя свои движения, меняет свое местоположение и может даже упасть с дивана или кровати. Лежа на животе, приподнимает верхнюю часть тела, опираясь на одну руку, а другой пытаться взять игрушку.
  • Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Садиться самостоятельно или придерживаясь за предметы. Сидеть 15-20 мин. за один раз, так как позвоночник не выдерживает долго вес собственного тела малыша.
  • Может держать игрушки двумя руками и перекладывать их из одной в другую.
  • Ползать или пытаться это сделать: отталкиваясь от пола, он пятится назад или, переставляя ручки, крутится вокруг себя. Для поддержания двигательной активности, ребенка несколько раз в день надо выкладывать на пол, постелив одеяло.

Нервно-психическое развитие малютки

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Малыш должен:

  • Сосредотачивать взгляд на небольших предметах, различать эмоции взрослых. Радоваться похвале, обижаться, когда на него сердятся. Реагировать на свое имя, поворачивая голову.
  • Знать свои игрушки, слушать короткие стихи, произносить разные слоги, отдельные гласные, петь и гулить даже в одиночестве.

В шестимесячном возрасте ребенок способен выполнять задания развивающего характера. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев в сидячем положении? Он может брать предметы двумя руками, нанизывать крупные детали пирамидки на палочку, вставлять одну деталь в другую, как у матрешки, передвигать игрушку за веревочку, держать в руках предметы разной формы и фактуры.

Как проверить уровень развития шестимесячной девочки?

Для выявления навыков развития малышки можно провести такой тест:

  1. Проверить, может ли ребенок концентрировать свое внимание на предмете. Для этого предложить ей яркую игрушку и посмотреть, обратит ли она на нее внимание или нет. Если да, то все нормально.
  2. Окликнуть ребенка по имени. Если она отреагирует на это, то тест пройден.
  3. Попробовать отнять у малышки заинтересовавшую ее игрушку. Она должна оказать сопротивление.
  4. Разговаривая с малюткой, менять мимику. Она должна попытаться повторить за вами.
  5. Предлагая девочке сначала еду, а потом любимую игрушку, посмотреть на ее реакцию, если она будет разной, то это хорошо.

Необходимо ежедневно уделять внимание ребенку, играя с ним и постоянно разговаривая. Это поможет его быстрому развитию.

Физическое развитие полугодовалого мальчика

Физическое развитие мальчиков, как правило, отстает от девочек. Мальчики в этом возрасте могут еще и не делать попыток садиться самостоятельно. Но навыком переворачивания в обе стороны они должны владеть. Для скорейшего развития ежедневно стоит делать простейшие физические упражнения, которые побуждают его переворачиваться, пробовать ползти и пытаться садиться. Эти навыки можно развивать и в процессе игры, раскладывая игрушки, чтобы малыш мог до них дотянуться, сделать переворот или продвинуться вперед, вбок и, упершись ручками, сползти назад.

Вес и рост шестимесячного ребенка

К этому периоду ребенок набирает ежемесячно примерно 650 г, рост его прибавляется около трех сантиметров в месяц. Итак, он весит уже ориентировочно 8,5 кг, а рост его - приблизительно 67 см. Не следует паниковать, если параметры не совсем вписываются в эти рамки. Здесь надо учитывать вес, с которым родился малыш, и его наследственность. У недоношенных детей вообще особенный календарь развития.

Максимум движения

Когда 6 месяцев ребенку, что должен уметь мальчик? Малыш начинает быстро развиваться. Он постоянно чему-то учится, приобретает новые навыки и умения, лучше справляется со своим телом, находится в движении, его все интересует.

  • У малыша полностью окрепли шейные мышцы, он хорошо управляет головой.
  • Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он может крепко держаться за пальцы взрослого и подниматься. Он еще не может долго сидеть и заваливается набок. Мышцы спины пока не окрепли, и ребенок плохо держится в вертикальном положении. Придет время, и он сам сядет.
  • Придерживайте малыша за подмышки, и он с удовольствием будет пружинить, поднимаясь на носочки.
  • Ребенка можно отучать от соски, когда начинается прикорм. Иногда еще у него бывают проблемы с животиком, но уже редко. Причем у мальчиков проблемы с газообразованием чаще, чем у девочек.
  • В режиме дня шестимесячного ребенка обязательны: прогулки на свежем воздухе, занятия по развитию, нормальный сон, физкультура и купание.

Введение первого прикорма

В 6 месяцев пора вводить прикорм, если все нормально со здоровьем. За консультацией по питанию необходимо обратиться к врачу-педиатру. При быстром прибавлении в весе начинают с кефира, фруктов или овощей. Молочная каша подойдет для прикорма, если у малыша недобор веса. Начинать надо с ложечки одного вида продукта и за неделю довести объем до нормы. Заменять лучше одно дневное кормление до обеда, чтобы посмотреть на реакцию организма. Пища должна быть однородной структуры и не содержать сахара и соли. При кормлении в руку ребенка вложить ложку, чтобы он тоже участвовал в этом процессе.

Распорядок дня малыша

Малыш в шесть месяцев должен спать 2-3 раза, до и после обеда по два часа, продолжительность ночного сна - около 10 часов. Он может проспать подряд семь часов. День лучше начинать с зарядки.

После утреннего приема пищи необходимо отправиться на прогулку. В теплую погоду гулять можно долго, совмещая бодрствование со сном в коляске. В зимнее время прогулка должна быть менее продолжительной. Не следует выходить на улицу, когда температура меньше -15 градусов. За коляской всегда нужно следить, не надо оставлять ее без присмотра.

Заключение

Долгожданным событием для родителей является день, когда исполняется ребенку полгода. Что умеет ребенок 6 месяцев? Развитие подросшего малыша идет более активно, и он требует больше времени от родителей, энергично применяет полученные навыки. Он может быть недовольным, изображать радость, страх, удовлетворение, подолгу агукает, узнает маму и радуется ей.

В шестимесячном возрасте малыш уже достаточно хорошо адаптирован к окружающей среде. А его родители умеют понимать и предугадывать его нужды и желания. Организм малыша постоянно растет и развивается, поэтому меняется и обычный распорядок дня, по сравнению с тем, каким он был ранее. Окрепший маленький человек достаточно много времени проводит в активных играх и нуждается в более длительном времени для бодрствования.

Особенности режима

Режим ребенка в 6 месяцев может быть примерно таким:

  1. Утренний подъем (6-8 часов утра). Это нормальное время для пробуждения совершения гигиенических процедур приема воздушных ванн и утреннего кормления.
  1. С 8 и до 10 часов необходим первый сон.
  1. С 10 утра до часу дня у малыша в шесть месяцев период бодрствования. Это время можно занять играми, легким массажем и обязательным кормлением.
  1. С часу дня и до трех с ребенком следует гулять на свежем воздухе, вероятнее всего, что в этот период он спит.
  1. С 3 часов дня следует кормление, и до 5 вечера лучше всего заниматься активными играми и занимать досуг малыша чередованием их с определенными упражнениями.
  1. Примерно с пяти часов и до половины шестого малыш должен поесть четвертый раз.
  1. До семи вечера полезно совершить познавательную прогулку, во время которой малыш знакомится с окружающим миром, или спит.
  1. В 7 вечера и до 9 часов он может общаться с мамой и другими близкими ему людьми, активно играть, принимать водные процедуры.
  1. Примерно в 9 вечера следует последний раз покормить малыша, после чего до 6 утра рекомендуется длительный ночной сон.

Такой распорядок дня для 6 месячного ребенка является желательным, но не всегда следует соблюдать его досконально. В любом случае нужно учитывать индивидуальные особенности организма малютки, его потребности в виде активных игр и отдыха.

Тем не менее, обязательно следует предусматривать при составлении схемы режима тот факт, что промежуток между кормлениями должен составить не менее 4 часов, должны быть в день 2 прогулки на воздухе и 3 периода активности. Согласно этим принципам молодая мама должна составить расписание дня для своего ребенка с учетом его личных биологических ритмов.

Проведение гигиенических процедур

Гигиенические процедуры в обязательном порядке включают в себя для малыша в шесть месяцев проведение утреннего туалета, подмывание после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, купание по вечерам.

Утром крошку следует умывать, чистить ушки, глазки и ротик. Это важно не только для здоровья ребенка, но и для закрепления у него полезных навыков и привычек. Не все знают, но очищать полость рта следует задолго до появления первых зубов. Для этого можно приобрести специальные салфетки, которые одеваются на палец. Они имеют в своём составе гигиенический раствор, поэтому идеально подходят для ухода за полостью рта малыша. Обработка десен помогает защитить от патогенной микрофлоры, предотвратить в будущем развитие кариеса, стоматита или поражение грибком. Промывать или споласкивать ротик ребенка в результате обработки такой салфеткой не нужно.

После каждой смены подгузника малютку следует подмывать, используя струю воды из-под крана (обязательно теплую), либо обработать влажной салфеткой, которая предназначена для гигиены малютки. Последний способ более предпочтителен. Потом нужно малышу дать побыть короткое время на воздухе голеньким. Такие воздушные ванны помогут предотвратить образование опрелостей на нежной коже, а также послужить в качестве закаливающей процедуры.

Купание лучше всего проводить за 1,5 часа до ночного сна. Оптимальная температура в ванной должна составлять около 37 градусов. Для ребенка в шесть месяцев можно использовать специальное средство для мытья. Поскольку к этому времени он обычно уже хорошо сидит, то в ванную можно положить одну или несколько игрушек, и превратить эту гигиеническую процедуру в веселую игру.

Сон у малыша в 6 месяцев

Длительность сна в возрасте полугода должна составлять около 15 часов в сутки. Из них 10 приходятся на ночное время, а каждый дневной сон составляет примерно полтора часа. Большинство детей в этом возрасте нуждаются в полноценном отдыхе днем, однако встречаются среди них и более активные, которым вполне хватает и двукратного отдыха. Определить это можно легко. Если малыш хорошо себя чувствует, не капризничает и не показывает признаков усталости к моменту, когда график подходит к очередному дневному сну, то не стоит укладывать его насильно, так как это может вызвать выраженное недовольство ребенка в виде каприза и истерики.

В том случае, когда ребенок здоров и хорошо себя чувствует, то засыпает он совершенно самостоятельно, без качания на руках и какой-либо другой стимуляции (соски или колыбельной песни). Особенно важно приучать малыша спать шестимесячного возраста исключительно в своей кроватке.

Как проводить кормление ребенка в 6 месячном возрасте

У полугодовалого малыша грудное вскармливание остается таким же важным моментом питания, как это и было раньше. Если верить мнению специалистов, то кормить грудью желательно как можно дольше. Однако для растущего организма молоко матери перестает быть питательным. Именно поэтому 6 месяцев требуется ввести прикорм, которым малыши, находящиеся на искусственном кормлении, питаются уже на протяжении двух месяцев. Когда ребенку 6 месяцев развитие и питание тесно взаимосвязаны.

Для начала прикорма лучше всего использовать пюре, как фруктовое, так и овощное. Наиболее полезные продукты в этом возрасте: тыква, кабачок, цветная капуста, брокколи. Начинать вводить прикорм нужно понемногу: несколько капель сока или половинку чайной ложечки пюре из овощей.

Лучше всего знакомить кроху с новым продуктом во время второго кормления, так как именно в это время появляется возможность внимательно проследить за его реакцией. Если переваривание пищи сохраняется на том же уровне, не возникает поноса или высыпание на коже, то прикорм можно постепенно увеличить в объеме.

Безмолочные каши также следует вводить постепенно, увеличивая порцию до необходимого количества. Обязательным продуктом, который будет полезен шестимесячному малышу, является желток куриного яйца, сваренного вкрутую. Вначале давать его следует в виде нескольких крупинок, растворенных в грудном молоке. После того как ребёнок привыкает к новым продуктам, его рацион становятся приблизительно следующим:

  • первое кормление – грудное молоко;
  • второе кормление – овощное пюре в количестве 200 миллилитров и несколько крупинок желтка;
  • третье кормление состоит из грудного молока и фруктового пюре (около 30 мл);
  • четвертое кормление состоит из безмолочной каши с одним злаком, в количестве 200 миллилитров, к ней полагается 30 миллилитров сока свеклы или моркови;
  • пятое кормление включает только грудное молоко.

Так выглядит режим 6 месячного ребенка на грудном вскармливании. При составлении приблизительного рациона следует учитывать, что за одно кормление грудным молоком ребенок должен получать его около 200 миллилитров. Суточное потребление составляет около 850 миллилитров молока и 400 граммов прикорма.

Если для малыша такое питание подходит, то в промежутках между кормлениями он ведет себя спокойно, хорошо спит. Это является свидетельством того что ребенок получает все необходимые вещества и чувствует себя сытым. При этом обязательно следует еще обращать внимание на нормальный набор веса.

Режим 6 месячного ребенка на искусственном вскармливании практически не отличается. Но дети, получающие материнское молоко иногда просыпаются ночью, и их следует докармливать.

Показателем правильного кормления малыша является степень набора массы тела. Норма веса ребенка в 6 месяцев составляет около 7 килограммов. А набор его за этот месяц – 650 граммов.

Занятия для развития

Шестимесячному малышу уже очень интересные яркие звучащие предметы и игрушки. Когда он получает в руки их, то желательно чтобы мама громко произносила названия.

Неплохо, если бы ребенок получал постоянно игрушки из различных материалов, так как когда он прикасается к поверхности дерева, меха, ткани или резины активно развиваются его сенсорные и тактильные способности. Когда мама сопровождает игру постоянными комментированием и рассказывает о свойствах игрушек, она обогащает словарик малыша новыми фразами, которые впоследствии, при формировании речи, будут играть большую роль.

Рекомендуется приобрести в этом возрасте игрушки, которые помогут облегчить состояние малыша при прорезывании зубов, поскольку именно в этом возрасте у него начинают появляться нижние резцы. Не следует также забывать о том, что игрушки все должно быть тщательно обработаны, прежде чем они попадут в рот малыша.

Мелкая моторика развивается при помощи специальных спиралек, шариков, кубиков и колечек. Полезны также игрушки, которые имеют кармашки, замочки и другие мелкие детали. Однако играть с ними малыш пока должен только в присутствии взрослого.

Если до сих пор у малыша еще не было развивающего центра, то именно в 6 месячном возрасте следует его купить. Возможности такой игрушки трудно переоценить: световые и звуковые эффекты доставят маленькому человеку массу удовольствия, и позволят быстрее развить слух и зрение.

Только при условии регулярны занятий все, что должен делать ребёнок в 6 месяцев, он будет выполнять и нормально развиваться физически и психически.

Упражнения, массаж и прогулки

В 6 месячном возрасте большинство малышей уже активно сидят, ползают и свободно переворачиваются с живота на спину и обратно. Если у вас ребенок шесть месяцев то развитие его проходит гораздо эффективнее, если проводить специальные упражнения для укрепления мышц.

Большую роль в этом играет также и массаж. В утренние процедуры следует включить упражнения для растяжки ручек и ножек, проводить их сгибание-разгибание и постановку малыша на ноги. После этого рекомендуется делать массаж для расслабления, который снимет избыток напряжение с мышц и принесет много удовольствия ребенку. Для того чтобы проводить массаж правильно, молодая мама должна проконсультироваться с педиатром, так как кожа у малыша нежная, и она требует определенного к себе отношения. Получая навыки массажа, женщина сможет проводить его гораздо эффективнее.

После купания также следует немного помассировать конечности малыша и проделать легкую гимнастику.

Большую важность в этом возрасте играет свежий воздух. Он укрепляет здоровье ребенка и позволяет ему продолжать изучение окружающего мира. Поэтому проводить время на прогулке следует не менее двух раз в день, а общее количество времени должна составлять не менее двух с половиной часов. При сильной занятости матери, на прогулку с малышом может пойти отец или другой член семьи.

Если по какой-то причине выйти на улицу не удается, то следует тщательно проветривать комнату, где находится ребенок, и укладывать его спать с открытым окном или форточкой. Но при этом нужно позаботиться об отсутствие в ней сквозняков.

Возможные проблемы

На шестом месяце жизни малютки могут возникать разнообразные проблемы. С некоторыми из них можно справиться самостоятельно, а более серьезные требуют врачебной консультации.


Учимся ползать

Так, например, многие мамы хотели бы знать, как научить 6 месячного ребенка ползать. Простимулировать развитие этого навыка можно, но для начала следует предоставить малютке необходимое пространство – достать из кроватки, и с соблюдением мер предосторожности, и опустить на пол.

К этому времени малыш уже может приподнимать голову, и при осмотре, находить для себя что-нибудь интересное. Это может привести к желанию добраться до предмета самостоятельно. Лучше всего положить неподалеку любимую его игрушку, и по мере продвижения, отодвигать ее. Рекомендуется показать пример, хорошо, если папа или мама сами станут на четвереньки, или же пригласят в гости семью с малышом, который уже хорошо ползает.

Не умеем сидеть

Врач на приеме обязательно задает вопрос о том, умеет ли малютка в шестимесячном возрасте садиться самостоятельно. Не следует беспокоиться, если ребёнок в 6 месяцев не сидит. Это не считается патологией, и у каждого маленького человечка этот навык приходит по-разному.

Но для того, чтобы помочь в этом, следует сначала научить его активно ползать, а затем проводить упражнения для укрепления мышц груди, спинки и пресса. Единственное, что не стоит делать – это насильно сажать, когда ребенок заваливается на бок, и обкладывать его подушками. Данные действия приведут к тому, что малютка приобретет сколиоз или другую патологию позвоночника.

Первые зубки

Часто появляются первые признаки прорезывания зубов у ребенка 6 месяцев. У некоторых это проходит практически незаметно, но у части малышей может возникать недомогание, небольшой подъем температуры, выраженное слюнотечение. Эти явления проходят в течение недолгого времени.

Помочь малышу в этом случае можно, если на время перестать его кормить по расписанию, так как он часто отказывается кушать, и давать грудь по его требованию. Следует купить ему игрушки, которые можно грызть, чтобы снизить зуд в деснах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.