Михаил державин - биография, информация, личная жизнь

15 июня Михаилу Державину исполнится - шутка ли - 75 лет! При этом выглядит артист просто потрясающе. Я, говорит, элегантный, как рояль! В глазах - все те же озорные искорки, и все так же (сама видела!) поклонницы не дают прохода. «Уж столько, наверное, было у Михал Михалыча романов!» - подумала я. Да и решила порасспрашивать юбиляра о любви, о жизни да о творчестве. Журналисты знают: Державин - чудо-человек! Мало того, что удивительный актер, так еще и человек на редкость доброжелательный.

Пошел в «Ленком», чтобы не забрали в армию

- Михаил Михайлович, вы - замечательный актер. И, кажется, мы все про вас знаем. А есть ли скелет в шкафу? Можете удивить?

А вот вы не представляете, чем я сейчас занимался! У меня сегодня выходной, и я очищал лифт от жвачки. Моя сестра сказала: «Миня, там прилипает жвачка к подошвам. Никто этим не занимается». Я переоделся в легкий халат и счищал. Ведь это дом, где жили мои родители, мои педагоги.

- Кстати, они хотели, чтобы вы стали артистом?

Мой папа, Михаил Степанович, был лауреатом Сталинской премии, ведущим актером Театра Вахтангова. Папочка умер в возрасте 48 лет, мне тогда было 15. Так вот, он хотел, чтобы я был художником. А я все-таки окончил школу и поступил в Щукинское училище - оно ведь в 15 метрах от моего подъезда было!

Учиться мне было трудно, потому что все педагоги - папины коллеги, играли с ним на сцене. Приходилось привыкать называть их по имени-отчеству, а не тетя Циля или дядя Боря. Иначе сказали бы: по блату поступил!

Вообще я вырос на улице Вахтангова, среди памятников архитектуры Москвы. Сейчас все это сломали. Построили Новый Арбат. Но сохранился дом, в котором появились на свет я, почти все мои знакомые - Шура Ширвиндт, Андрей Миронов, Марк Захаров, Гриша Горин... Это родильный дом имени Грауэрмана. Сейчас там никто не рожает: задыхаются от выхлопных газов автомобилей, которые едут по Новому Арбату... Мне Шурик Ширвиндт предлагал повесить досочку на этом доме, что здесь появились на свет такие-то и такие-то. А я ему: «Боюсь, скоро этот дом тоже разломают. И зачем нам с тобой бахвалиться?»

- А почему вы не пошли в Театр Вахтангова, по стопам отца?

Чтобы не служить. После учебы я пошел в «Ленком» - только там была бронь от армии! А позже меня захватил в плен Театр сатиры. Вскоре туда пришел мой друг Александр Анатольевич Ширвиндт. Вот мы вместе и работаем. Я уже под его началом. Он - художественный руководитель театра, я у него простой старательный артист.

С супругами расходились тихо

- Михаил Михайлович, помните свою первую любовь?

Она жила на соседней улице, ее звали Мариша. Она была похожа на Дину Дурбин, замечательную американскую актрису. В ее дворике жил артист Валя Никулин, там собирались потрясающие люди: Леня Енгибаров, ставший потом знаменитым цирковым артистом, Сашенька Збруев и та девочка, похожая на Дину Дурбин. После того как сломали Арбат, уничтожили мое детство архитектурное, я ее никогда не видел.

- Вы влюбчивый человек?

Да, у меня все-таки было три жены. А с Роксаночкой Бабаян мы отметили уже 30-летие совместной жизни. У меня чудная дочка от второй жены - Маша, которая родила мне дивных двух парней: Петра и Павла. Я с обеими бывшими женами прекрасно общаюсь. А фамилии у них какие звонкие: первая - Райкина, вторая - Буденная!

С Катей Райкиной мы поженились во время учебы. Поступили в разные театры, жить было негде тогда. Так, видимо, жизнь нас развела... А с Ниночкой Буденной мы прожили больше 19 лет.

- Вы уходили или от вас?

Как-то по обоюдному согласию получалось... Тихо-тихо расходились, очень мирно.

- Видимо, вы влюблялись...

Ничего подобного. Спокойно жил, существовал и потом неожиданно встречал… Так и с Роксаной. Хотя я часто объявлял по радио ее песни, даже не представлял, как она выглядит. А потом нас познакомили в самолете. Я увидел тоненькую очаровательную женщину, в моем вкусе. Все три жены у меня кареглазые... В полете я ей анекдоты рассказывал. А потом, когда она мне позвонила, я сказал: «Рокочка, мы разошлись с Ниночкой, жду тебя в Москве». С Ниночкой тогда близких отношений уже не было, оставалось расторгнуть брак. С тех пор Роксана больше 30 лет меня терпит.

- Что же это за минусы такие, которые нужно терпеть?

Я слишком сговорчивый, не могу «послать», отказать. Она меня за это ругает. Я плохо отношусь к своему здоровью. Все-таки возраст уже такой, когда бегаешь по театру, по сцене, изображаешь из себя подвижного молодого человека, а что-то побаливает. Вот она меня везет в клинику, заставляет, чтобы я все-таки следил за собой...

А романов «на стороне» я никогда не заводил. Да, мне нравились мои партнерши очаровательные. И, может быть, они были влюблены в меня. Но себе я никогда не позволял подобных отношений.

Державин - это псевдоним!

- Вы способны на экстравагантные поступки ради любимой?

Когда Роксана задерживается по работе, позволяю себе моментально сделать несколько акварелей - написать двор, сад на даче. Оформить в рамки и развесить. Роксана приходит домой уставшая, а тут - акварель... И у нее сразу поднимается настроение. А потом мы раздариваем эти картины...

А еще Роксаночка очень любит животных. И знает, что я не оставлю в беде брошенное создание. Этим пользуются некоторые. Сколько раз было: прихожу, а к ручке входной двери привязан пес. Рядом записка, мол, нет денег на содержание, помогите. ­Пристраиваем в хорошие руки.

- Дома у вас животные есть?

На даче два пса живут: немецкая овчарка и собачка, которую нас уговорила взять какая-то дама: мимо проезжала, позвонила в ворота... А дома у нас кошка изумительная породы шотландская вислоухая. Ее не брал никто, потому что у нее сросшиеся пальчики были на задней ноге. Мы сделали ей операцию, пальчики разъединили.

- А как предпочитаете отдыхать?

На даче. На рыбалке с Ширвиндтом... Расскажу вам случай один. Я вот не выкурил ни одной сигаретки в жизни, а Александр Анатольевич курит трубочку. Руководитель ГДР ему подарил кресло с надувными полозьями, и он мог его ставить на болотистый берег и сидеть на самом краю речки или пруда. А я бродил вокруг, рыбу ловил. Шурик засыпал, и трубка падала в воду. И тогда я надевал маску (ее мне подарил Аркадий Райкин) и нырял за трубкой. Но однажды, после того как трубка упала Александру Анатольевичу на причинное место и чуть не прожгла ему все, я привязал ему трубочку на шею.

- Гавриил Державин написал: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный./ Металлов тверже он и выше пирамид.../ Всяк будет помнить то в народах неисчетных,/ Как из безвестности я тем известен стал,/ Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить». А вы чем из безвестности известным стали?

Наверное, не фамилией. Может, тем, что много работал, и зрители любили те спектакли, в которых я играл... Кстати, никакого родства с Гавриилом Державиным у меня нет. Одна из моих прабабушек была крепостной у Державина, и звали их державинские. А папа был Захаров, но уже несколько Захаровых во время его поступления приняли в театральное училище, и он взял себе псевдоним Державин. Эту историю я на гастролях в Казани рассказал тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Он спросил: «Михаил, а вы были в своей деревне Державино? Она здесь, километрах в тридцати отсюда». И на правительственной машине нас повезли в деревню. Нас милиционер остановил, спросил, что мы тут делаем. А мы ему: «Вот приехали приватизировать деревню!» И потом нас народ из окошек рассматривал так подозрительно: милиционер уже оповестил, что приехал новый владелец! Тогда же было зарождение приватизации, и нашу шутку за чистую монету приняли.

- Так все-таки вы воздвигли себе нерукотворный памятник?

Как-то неловко об этом говорить... После Державина-то и Пушкина!

Фото PHOTOXPRESS и ИТАР - ТАСС.

5 лучших фильмов Державина

* «Трое в лодке, не считая собаки»

* «Зимний вечер в Гаграх»

* «Бабник»

* «Чокнутые»

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Державина Михаила Михайловича

Державин Михаил Михайлович – советский, российский киноактер, актер театра.

Детство

Михаил Михайлович Державин, сын знаменитого вахтанговца Михаила Степановича Державина, родился 15 июня 1936 года на Арбате (г. Москва).

Михаил Михайлович вспоминал: «Детство, наверное, самая счастливая пора в моей жизни. Арбат для меня был микромиром, в котором умещалось все – и музеи, и театры, и кинотеатры. В Театре им. служил мой папа Михаил Степанович Державин, народный артист. Его знаменитые коллеги жили в одном с нами доме, в котором я живу до сих пор. Со всеми актерами я был знаком.

Самое интересное впечатление детства – эвакуация. В 1941 году Театр им. отправили в город Омск. Мама (Ираида Ивановна – прим. ред.) была беременна. У меня две сестры: старшая – Анечка и младшая – Танечка. Вот Танечка и должна была родиться. Мы ехали в Омск, но задержались в городе Балахна, на Волге. Жили там в школе, и я из географических карт делал декорации и кулисы. Так что к театру меня тянуло с самого раннего возраста. Когда мы все-таки добрались до Омска, то Таня уже появилась на свет. В старом омском театре, который казался мне когда-то громадным, прошла часть моего детства. Там я видел потрясающие вахтанговские спектакли в исполнении артистов первого вахтанговского поколения.

Когда у нас еще не было своего дачного участка, мои родители снимали на лето дом. Туда тоже приезжали их знаменитые друзья. Как-то и Вадим Тонков, артисты, которые играли популярных старушек Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну, привезли с собой человека в плаще и кепке. Решили играть в футбол против деревенской молодежи. В воротах стоял этот элегантный дядя в кепке, в нападении и защите играли Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Я играл за противоположную команду и забил гол. говорит: «Михал Михалыч забил гол лучшему вратарю мира». Все ребята насторожились, а продолжает: «В воротах стоит ». Это было невероятно!

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В нашей школе учились актерские дети и будущие актеры Театра им. . Рядом со школой были театральное училище имени Щукина и мой дом. Мне ничего не оставалось, кроме как перейти в соседний подъезд и выучиться на артиста. Правда, отец хотел, чтобы я был художником. Я иногда брал кисти в руки и ему нравились мои работы. Я даже ходил в художественную школу. Эти занятия мне потом помогли – я делал смешные гримы. До сих пор иногда люблю написать какой-нибудь пейзаж. Просто для души» .

Тогда же, еще в детстве, зародилась знаменитая дружба между Михаилом Державиным и . Дело в том, что Ширвиндты жили неподалеку, и родители Миши и нередко встречались у общих знакомых. Впоследствии дружба Державина и переросла в творческий союз.

Щукинское училище

Проблемы с выбором профессии у Михаила Державина не было. «Я просто не представлял, чем бы я мог еще заниматься в жизни. С детства вся жизнь училища проходила на моих глазах. Я окончил школу и просто перешел из одного подъезда нашего дома в другой» , – признавался он.

Итак, в 1954 году Державин поступил в Театральное училище им. Щукина на курс к Иосифу Моисеевичу Толчанову (в то же самое училище тремя годами раньше поступил и ). «Педагоги училища все были актеры Театра им. , друзья моего папы. Но я поступал на общих основаниях. Хотя, наверное, меня жалели, потому что папа, ведущий актер театра, умер рано – в 1951 году» , – вспоминал Михаил Михайлович.

На втором курсе Державин впервые снялся в фильме Юрия Егорова «Они были первыми», где сыграл свою первую роль в кино – гимназиста Женьку. В том же 1956 году Михаил Державин сыграл небольшую роль комсомольца на собрании в фильме «Разные судьбы».

В те годы в Доме актера нередко проходили театральные капустники. В них принимали участие такие выдающиеся актеры, как , Никита Подгорный, . В то же время возник и дуэт -Державин, а знаменитыми на всю страну их сделал «Кабачок 13 стульев».

«Кабачок 13 стульев»

Идея этой передачи принадлежала актеру , который часто посещал Польшу, где снимался в фильмах. Он же сначала и был ведущим «Кабачка», затем его сменил , а после ведущим стал Державин.

Интеллигентный, ироничный пан Ведущий полюбился телезрителям, как, впрочем, и остальные персонажи «Кабачка». Состав был поистине звездный: пан Директор – , пан Профессор – Борис Рунге, пани Моника – , пан Зюзя – .

В начале сериала было всего 13 персонажей, потом их стало больше. Популярность актеров, игравших в «Кабачке», была фантастической. На улице и в транспорте у «кабачкистов» (так их называл главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек) брали автографы, появление актеров в гастрольных залах и на предприятиях сопровождалось криками «Стулья идут!» .

«Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом» , – вспоминал Михаил Державин.

В августе 1981 г. политическая ситуация в Польше резко обострилась и передача с польским «акцентом» стала лишней. К моменту закрытия «Кабачка» Державин снялся в 140 сериях.

Кино и театр

В 1979 году пришел и долгожданный триумф Михаила Державина в кино. И это событие вновь было неразрывно связано с . Они вместе с составили восхитительное, неподражаемое и удивительно смешное трио в комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (по одноименному Джерома К. Джерома).

К сожалению для кинозрителей, после такой удачной роли Михаил Державин вновь исчез с экранов. Он полностью сосредоточился на работе в Театре сатиры, где в 80-е годы стал одним из ведущих актеров. Им были сыграны Скалозуб в «Горе от ума», Епиходов в «Вишневом саде», Бобчинский в «Ревизоре», Виктор Викторович в «Самоубийце», Тартюф в одноименном спектакле, генерал в спектакле «Швейк, или Гимн идиотизму» и много других интересных и незабываемых ролей.

Однажды (первый тесть Михаила Державина) дал ему на спектакль свой костюм. После выступления молодой актер похвастался: «Мне так аплодировали!» . ответил: «Даже если бы ты просто вышел в этом костюме и помолчал, аплодисменты были бы не хуже!» .

Зал всегда взрывался аплодисментами при появлении Державина на сцене. Неважно, в каком наряде, пусть даже в женском! Выход Державина в женской одежде был придуман в спектакле Театра сатиры «Молчи, грусть, молчи». Этот ход был использован и Державиным на творческом вечере , и потом они часто выступали с этим номером на эстраде.

В начале 90-х про кинематограф вновь вспомнил Державина. Особенно часто приглашал его в свои картины режиссер . С 1990 по 1998 гг. Михаил Державин (с разным успехом) снялся в его фильмах «Бабник», «Моя морячка», «Жених из Майями», «Третий не лишний», «Импотент», «Ночной визит».

Чуть позже карьера Державина как киноактера потихоньку начала сходить на нет. До 1998 года он более-менее часто появлялся на экранах, затем был двухлетний перерыв. В 2000 году она снялся в двух картинах в эпизодических ролях. После этого в течение целых семи лет Михаил Михайлович не снимался в кино, но потом вновь вернулся, правда, ему вновь доставались лишь малозаметные персонажи.

Телевидение

В середине 80-х Михаил Михайлович в компании своего надежного товарища вел музыкальную передачу «Утренняя почта».

В 2013 году Михаил Державин стал одним из ведущих познавательного телепроекта «Хочу знать» и оставался им вплоть до самого закрытия шоу.

Личная жизнь

Благодаря кинематографу Михаил Державин приобрел имидж большого любителя слабого пола. «Чего греха таить, романов у меня было много , – признавался он сам. – Я могу об этом говорить открыто, потому что между моими браками были перерывы…» . А браков у Державина было три…

На первом курсе театрального училища студент Миша Державин влюбился в свою однокурсницу Катю Райкину (дочь ). Державин вспоминал: «Мы часто прибегали к в гостиницу «Москва», где он останавливался, приезжая из Питера. Вечно голодные, мы там кормились. Он никогда не вмешивался в нашу жизнь, не давил на нас. И после того, как мы развелись, продолжал тепло ко мне относиться» . Михаил и Екатерина были женаты всего два года – с 1958 по 1960.

Второй женой Державина в середине 60-х гг. стала дочь Семена Михайловича Буденного Нина Буденная. В то время она была студенткой факультета журналистики МГУ. Так Державин попал в знаменитый дом на улице Грановского. В этом браке родилась дочка Маша, а продлился он 16 лет. Маша Буденная закончила ГИТИС, потом стала домохозяйкой и родила двух детей – Петра и Павла.

В 1980 году Михаил Державин женился на певице, народной артистке России . Когда-то он вел на радио передачу «После полуночи» и часто объявлял: «Сегодня для вас будет петь !» . Как певица, она ему нравилась, и представлялась грузной армянской женщиной. Познакомились они в самолете, летели на гастроли в Казахстан. Через три месяца после знакомства Державин сделал предложение. «…это была любовь с первого взгляда. Знакомство произошло в небе, значит, и брак зарегистрирован на небесах» , – признавался сам Державин.

Свою жизнь молодожены начали с нуля, оставив все сбережения своим предыдущим половинам.

В заключение

Державин всегда вызывал симпатии у своих коллег. Вот что говорила о нем актриса Ольга Мысина: «Михаил Державин – тонкий, интеллигентный, нежный актер с юмором. И что удивительно, возраст ему очень к лицу, он делает его более значительным» .

Юные зрители знают опытного и признанного театрального актера Михаила Державина. Зрители среднего поколения помнят его по фильму «Трое в лодке, не считая собаки» и комедиям начала 90-х гг. А старшее поколение никогда не забудет слова из песенки пана Ведущего, которыми он заканчивал очередную серию: «Закрыт, закрыт «Кабачок», но мы верим, что наше веселье мы взяли с собой» .

Основные награды и премии

Народный артист РСФСР (1989).

Заслуженный деятель искусств Польши (1976).

Заслуженный артист РСФСР (1974).

Фотографии Державина Михаила Михайловича

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ


Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец - Державин Михаил Степанович (1904-1951), народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова. Мать - Державина Ираида Ивановна (1916-2000). Супруга - Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь - Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).

Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь всегда было весело и шумно, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, здесь пели, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера... Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.

К Державиным часто приходили знаменитые вахтанговцы - Р.Н. Симонов, В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве, кроме театра, есть еще места, куда можно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, который был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины вместе с другими актерами Театра имени Е. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился "Фельдмаршал Кутузов", в котором Державин-старший играл главную роль. В свои пять лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.

Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара своего отца, но "семейные черты" ярко проявились в его творчестве - сильный драматизм, яркий юмор, колоритность бытовых деталей.

Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мама не работала, остались еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на "Мосфильме", десятый класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.

В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Е. Вахтангова, которых он помнил еще с детства.

Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время, когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, он сыграл семь эпизодических ролей. А после возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую роль в пьесе-фельетоне "Опасный возраст" Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел гигантский успех у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.

В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и М. Захарова он перешел в Московский академический театр Сатиры, где работает до настоящего времени.

Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в "Последнем параде" А. Штейна (1968), в котором он вместе с Анатолием Папановым исполнял специально для этого спектакля написанные песни Владимира Высоцкого, в том числе и очень популярную впоследствии "Утреннюю гимнастику".

Всего за время работы в Московском академическом театре Сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов. В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек добрый, веселый, открытый (например, Елисеев в "Банкете" А. Арканова и Г. Горина, 1968; Велосипедкин в "Бане" В. Маяковского,1970; Телятев в "Бешеных деньгах" А. Островского, 1981; Николай Буркини в "Прощай, конферансье!" Г. Горина, 1984) и человек агрессивный, ироничный, жестокий (например, Красная кепка в "Ремонте" М. Рощина, 1975; Скалозуб в "Горе от ума" А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.-Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана; Виктор Викторович в "Самоубийце" Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.

По словам Михаила Державина, сатира для него - это прежде всего высокая гражданственность, ее назначение - помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение и, если роль написана одной краской, старается найти в ней еще и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обычно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с почти мистическим обаянием, исходящем от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа - литератора Виктора Викторовича ("Самоубийца"), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.

Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в "Ревизоре" Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в "Ревизоре" в постановке Театра Сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый план, отношения их резко конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут существовать один без другого. При этом для актеров важно было показать причины, породившие отчаянное соперничество их героев: сознание собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.

Работая над ролью, Державин всегда старается играть живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, абсолютно уверенный в собственной непогрешимости Скалозуб в "Горе от ума" Грибоедова (1976), однако по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в "Вишневом саде" Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и смех, и жалость.

В 1970-х - начале 1980-х годов на сцене Театра Сатиры, помимо уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в "Обыкновенном чуде" Е. Шварца (1971), Иванова в "Феноменах" Гр. Горина (1979), Брауна в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта (1980).

Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина отчетливо проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого "Бремя решения"(1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина - не реакционер и милитарист, как этот персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а прежде всего честный, интеллигентный человек, преданный своей стране и своему долгу.

В пьесе "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл роль Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ - философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина вне своей должности, за пределами своей социально-политической функции - жизнелюбивый, приятный, остроумный человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить жизнь оканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как грустный символ давно исчерпавшего себя государственного аппарата.

В спектакле "Прощай, конферансье!" Григория Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом одновременно смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини - тонкий, добрый, интеллигентный человек, перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле "Прощай, конферансье!" Державин - не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он постепенно усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.

Среди недавних работ Михаила Михайловича Державина в Театре Сатиры - Американец в спектакле Ф. Искандера "Привет от Цюрупы!" (1999) и участие в новом спектакле-обозрении "Андрюша", посвященном Андрею Миронову.

Есть в творческом портрете актера Державина еще одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась еще со времен "капустников", где родился знаменитый дуэт Ширвиндт-Державин. Она позволила ему стать настоящим мастером точной и тонкой репризы - в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин - так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре Сатиры в спектакле Ширвиндта "Молчи, грусть, молчи..." (1985), который изначально делался как капустник, к юбилею театра, а в результате шел на его сцене более пятнадцати лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля "Счастливцев - Несчастливцев" Горина - спектакля для двух исполнителей - Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.

Первой киноработой Михаила Державина стала роль в картине "Они были первыми". В последующие годы он снялся в фильмах "Джамайка", "Жених из Майами", "Бабник", "Импотент", "Лебедев против Лебедева", "Моя морячка", "Настоящий мужчина", "Новый Одеон", "Ночной визит", "Следствие ведут знатоки. Дело 15. Ушел и не вернулся", "Сон", "Спасите утопающего", "Старые клячи", "Третий не лишний", "Трое в лодке, не считая собаки", "Чокнутые"... Недавно он снялся в новой картине режиссера А. Эйрамжана "Агент в мини-юбке", принимал участие в киноконцерте "Старые песни о главном-2".

Еще одна яркая страница творчества Державина неразрывно связана с телевидением. Это - знаменитая передача "Кабачок 13 стульев", которая в течение долгих лет была одной из популярнейших передач на отечественном "голубом экране". В ней артист играл роль пана Ведущего.

Михаил Державин удостоен звания "Народного артиста России".

Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит петь. Готовит к изданию свою автобиографическую книгу "Бесполезные воспоминания".

.:: ИСТОРИИ::.

Между Райкиным и Буденным

Три жены Михаила Державина
(из интервью с актером)

Еще в училище я влюбился в свою однокурсницу - Катюшу, прелестную девушку. Так получилось, что с ее папой я познакомился гораздо раньше, чем с ней. Он приезжал в наш дом, потому что в квартире напротив меня жил отоларинголог, который лечил всех артистов. Катин папа выходил из своей «Победы» - такой элегантный, тоненький. Мы его называли «дядя Аркадий», потому что на всех афишах блистало его имя - Аркадий Райкин. Он стал первым моим тестем. Костя Райкин был тогда маленьким мальчишкой с громадными глазами. До сих пор я очень люблю эту семью и иногда разговариваю с Катенькой по телефону.

Наш брак быстро распался. Мы снимали отдельную квартиру. Но уже в конце нашего обучения Катеньку взяли в Театр им. Вахтангова, а меня - в Ленком, где молодым актерам давали отсрочку от армии. Мы бесконечно гастролировали, разъезжались в разные стороны и в конце концов расстались.

Аркадий Исаакович до конца жизни относился ко мне очень тепло. Это был замечательный и потрясающе деликатный человек. Иногда на студенческие спектакли он давал мне свои костюмы. На следующий день интересовался, как я выступил. Я говорил: «Вы знаете, были такие аплодисменты, Аркадий Исаакович». Он отвечал: «Даже если бы ты просто вышел в этом костюме и помолчал, аплодисменты были бы не хуже». Он это говорил с таким мягким юмором, что мне не было обидно. Это был фантастический артист и необыкновенной работоспособности человек.

Моя вторая жена - мама моей любимой дочери Маши, Нина Семеновна Буденная. Нас познакомила Юля Хрущева, внучка Никиты Сергеевича. Они учились вместе на факультете журналистики и часто приходили в Ленком.

Женившись на Нине, я попал в какую-то невероятную жизнь, в дом, где жили герои моего детства. Выхожу во двор, а из соседнего подъезда появляется Климент Ефремович Ворошилов, которого играл мой папа в кинофильме «Сталинградская битва» и которому мальчишкой я писал письмо. Из другого подъезда выходит Рокоссовский, красавец, и спрашивает: «Как дела, сынок?» Наверху живет Родион Яковлевич Малиновский. И наконец, мой тесть - Семен Михайлович Буденный.

Была смешная история. Английское телевидение снимало кабинет Семена Михайловича. Там все сохранилось в том виде, как было при Буденном, - висят портреты с надписями «Семену Михайловичу Буденному. Владимир Ильич Ленин (Ульянов)», «Другу и товарищу, создателю Первой конной Семену Буденному. Иосиф Сталин». И вот моего внука Петра английский журналист спрашивает, показывая на фотографию Сталина: «А кто это такой?» И Петя отвечает: «Приятель дедушки».

Меня Семен Михайлович встретил замечательно. Наверное, Нина его подготовила, рассказала, что мой папа играл Ворошилова. Так как он и сам был женат не один раз, то к тому, что я разведен, относился очень спокойно. Мы с ним дружили, ловили рыбу в Баковке, где он жил на государственной даче. Семен Михайлович рассказывал мне массу историй, ведь он был знаком с колоссальным количеством людей. Он был не таким, как его представляют в анекдотах. Обладал прекрасным чувством юмора, разбирался в искусстве. Был очень спортивным. Помню, рассказывал, как в 50 с чем-то лет мог пройти со второго этажа на первый на руках.

С Ниной мы расстались в 1980 году. Разводы в моей жизни происходили вовсе не из-за того, что я заводил романы. Хотя, когда играешь любовь на сцене, бывает, что влюбляешься по-настоящему. У меня так было с Таней Васильевой. Многие мужчины согласятся со мной в том, что она необыкновенно хороша. Но Татьяна еще и выдающаяся актриса, и я всегда рад объясниться ей в любви по телевидению или со сцены.

Случилось так, что совершенно случайно встретил в самолете очаровательную молодую женщину - Роксану Бабаян. Я тогда вел на радио музыкальную передачу, знакомил слушателей с новыми артистами эстрады и, надо сказать, часто произносил ее имя и слышал, как хорошо она поет. За несколько отпускных дней мы подружились. Прилетели в Москву, и она уехала на гастроли в Африку на три месяца. Я ее ждал, а когда она вернулась, пригласил в театр. И вот уже более 20 лет Роксана - моя жена. Знакомство произошло в небе, значит, и брак зарегистрирован на небесах.

Источник www.tv-ostankino.ru

На втором курсе Державин впервые снялся в фильме Юрия Егорова «Они были первыми», где сыграл свою первую роль в кино – гимназиста Женьку. В том же 1956 году Михаил Державин сыграл небольшую роль комсомольца на собрании в фильме «Разные судьбы».


Народный артист России

Заслуженный деятель искусств Польши (1976)

Детство

Михаил Михайлович Державин, сын знаменитого вахтанговца Михаила Степановича Державина, родился 15 июня 1936 года на Арбате.

Михаил Михайлович вспоминает: «Детство, наверное, самая счастливая пора в моей жизни. Арбат для меня был микромиром, в котором умещалось все - и музеи, и театры, и кинотеатры. В Театре им. Вахтангова служил мой папа Михаил Степанович Державин, народный артист. Его знаменитые коллеги жили в одном с нами доме, в котором я живу до сих пор. Со всеми актерами я был знаком.

Самое интересное впечатление детства - эвакуация. В 1941 году Театр им. Вахтангова отправили в город Омск. Мама была беременна. У меня две сестры: старшая - Анечка и младшая - Танечка. Вот Танечка и должна была родиться. Мы ехали в Омск, но задержались в городе Балахна, на Волге. Жили там в школе, и я из географических карт делал декорации и кулисы. Так что к театру меня тянуло с самого раннего возраста. Когда мы все-таки добрались до Омска, то Таня уже появилась на свет. В старом омском театре, который казался мне когда-то громадным, прошла часть моего детства. Там я видел потрясающие вахтанговские спектакли в исполнении артистов первого вахтанговского поколения.

Когда у нас еще не было своего дачного участка, мои родители снимали на лето дом. Туда тоже приезжали их знаменитые друзья. Как-то Борис Владимиров и Вадим Тонков , артисты, которые играли популярных старушек - Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну, - привезли с собой человека в плаще и кепке. Решили играть в футбол против деревенской молодежи. В воротах стоял этот элегантный дядя в кепке, в нападении и защите играли Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Я играл за противоположную команду и забил гол. Борис Владимиров говорит: «Михал Михалыч забил гол лучшему вратарю мира». Все ребята насторожились, а Владимиров продолжает: «В воротах стоит Лев Иваныч Яшин». Это было невероятно!».

В нашей школе учились актерские дети и будущие актеры Театра им. Вахтангова. Рядом со школой были театральное училище имени Щукина и мой дом. Мне ничего не оставалось, кроме как перейти в соседний подъезд и выучиться на артиста. Правда, отец хотел, чтобы я был художником. Я иногда брал кисти в руки, и ему нравились мои работы. Я даже ходил в художественную школу. Эти занятия мне потом помогли - я делал смешные гримы. До сих пор иногда люблю написать какой-нибудь пейзаж. Просто для души».

Тогда же, еще в детстве, зародилась знаменитая дружба между Михаилом Державиным и Александром Ширвиндтом. Дело в том, что Ширвиндты жили неподалеку, и родители Миши и Шуры нередко встречались у общих знакомых. Впоследствии дружба Державина и Ширвиндта переросла в творческий союз.

Щукинское училище

Проблемы с выбором профессии у Михаила Державина не было. «Я просто не представлял, чем бы я мог еще заниматься в жизни. С детства вся жизнь училища проходила на моих глазах. Я окончил школу и просто перешел из одного подъезда нашего дома в другой», - признается он.

Итак, в 1954 году Державин поступил в Театральное училище им. Щукина на курс к Иосифу Моисеевичу Толчанову (В то же самое училище тремя годами раньше поступил и Александр Ширвиндт) . «Педагоги училища все были актеры Театра им. Вахтангова, друзья моего папы. Но я поступал на общих основаниях. Хотя, наверное, меня жалели, потому что папа, ведущий актер театра, умер рано - в 1951 году» - вспоминает Михаил Михайлович.

На втором курсе Державин впервые снялся в фильме Юрия Егорова «Они были первыми», где сыграл свою первую роль в кино – гимназиста Женьку. В том же 1956 году Михаил Державин сыграл небольшую роль комсомольца на собрании в фильме «Разные судьбы».

В те годы в Доме актера нередко проходили театральные капустники. В них принимали участие такие выдающиеся актеры, как: Леонид Марков , Всеволод Ларионов , пан Зюзя – Зиновий Высоковский .

В начале сериала было всего 13 персонажей, потом их стало больше. Популярность актеров, игравших в «Кабачке», была фантастической. На улице и в транспорте у «кабачкистов» (так их называл главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек) брали автографы, появление актеров в гастрольных залах и на предприятиях сопровождалось криками «Стулья идут».

«Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом» вспоминает Михаил Державин .

В августе 1981 г. политическая ситуация в Польше резко обострилась и передача с польским «акцентом» стала лишней. К моменту закрытия «Кабачка» Державин снялся в 140 сериях.

Кино и театр

В 1979 году пришел и долгожданный триумф Михаила Державина в кино. И это событие вновь было неразрывно связано с Александром Ширвиндтом. Они вместе с Андреем Мироновым составили восхитительное, неподражаемое и удивительно смешное трио в комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (по одноименному Джерома К. Джерома).

К сожалению для кинозрителей, после такой удачной роли Михаил Державин вновь исчез с экранов. Он полностью сосредоточился на работе в театре Сатиры, где в 80-е годы стал одним из ведущих актеров. Им были сыграны: Скалозуб в «Горе от ума», Епиходов в «Вишневом саде», Бобчинский в «Ревизоре», Виктор Викторович в «Самоубийце», Тартюф в одноименном спектакле, генерал в спектакле «Швейк, или Гимн идиотизму» и много других интересных и незабываемых ролей.

Однажды Аркадий Райкин (первый тесть Михаила Державина) дал ему на спектакль свой костюм. После выступления молодой актер похвастался: «Мне так аплодировали!». Райкин ответил: «Даже если бы ты просто вышел в этом костюме и помолчал», аплодисменты были бы не хуже!».

Сейчас зал взрывается аплодисментами при появлении Державина на сцене. Не важно в каком наряде, пусть даже в женском! Выход Державина в женской одежде был придуман в спектакле Театра сатиры «Молчи, грусть, молчи». Этот ход был использован Ширвиндтом и Державиным на творческом вечере Эльдара Рязанова, и потом часто выступали с этим номером на эстраде.

В начале 90-х про кинематограф вновь вспомнил Державина. Особенно часто приглашал его в свои картины режиссер Анатолий Эйрамджан . С 1990 по 1998 г.г. Михаил Державин (с разным успехом) снялся в его фильмах: «Бабник», «Моя морячка», «Жених из Майями», «Третий не лишний», «Импотент», «Ночной визит».

Личная жизнь

Благодаря кинематографу Михаил Державин приобрел имидж большого любителя «слабого пола». «Чего греха таить, романов у меня было много, - признается он сам. - Я могу об этом говорить открыто, потому что между моими браками были перерывы…» А браков у Державина было три…

На первом курсе театрального училища студент Миша Державин влюбился в свою однокурсницу Катю Райкину (дочь Аркадия Исааковича Райкина). Державин вспоминает: «Мы часто прибегали к Райкину в гостиницу «Москва», где он останавливался, приезжая из Питера. Вечно голодные, мы там кормились. Он никогда не вмешивался в нашу жизнь, не давил на нас. И после того, как мы развелись, продолжал тепло ко мне относиться».

Второй женой Державина в середине 60-х г.г. стала дочь Семена Михайловича Буденного – Нина Буденная. В то время она была студенткой факультета журналистики МГУ. Так Державин попал в знаменитый дом на улице Грановского. В этом браке родилась дочка Маша, а продлился он 16 лет. Маша Буденная закончила ГИТИС, сейчас она домохозяйка, воспитывает двух детей Петра и Павла.

Более 20-ти лет Михаил Державин женат на певице, народной артистке России Роксане Бабаян. Когда-то он вел на радио передачу «После полуночи» и часто объявлял: «Сегодня для Вас будет петь Роксана Бабаян!». Как певица она ему нравилась и представлялась грузной армянской женщиной. Познакомились они в самолете, летели на гастроли в Казахстан. Через три месяца после знакомства Державин сделал Роксане предложение. «…это была любовь с первого взгляда. …Знакомство произошло в небе, значит, и брак зарегистрирован на небесах - признается сам Державин.

Свою жизнь молодожены начали с нуля, оставив все сбережения своим предыдущим половинам.

В заключение

Державин всегда вызывал симпатии у своих коллег. Вот что говорит о нем актриса Ольга Мысина: «Михаил Державин – тонкий, интеллигентный, нежный актер с юмором. И что удивительно – возраст ему очень к лицу, он делает его более значительным».

Юные зрители знают опытного и признанного театрального актера Михаила Державина. Зрители среднего поколения помнят его по фильму «Трое в лодке, не считая собаки» и комедиям начала 90-х г.г. А старшее поколение никогда не забудет слова из песенки пана Ведущего, которыми он заканчивал очередную серию: «Закрыт, закрыт «Кабачок», но мы верим, что наше веселье мы взяли с собой».

Фильмография:

1956 Они были первыми

1956 Разные судьбы

1965 Лебедев против Лебедева

1967 Спасите утопающего

1973 Эффект Ромашкина

1979 Трое в лодке, не считая собаки

1980 Следствие ведут Знатоки. Дело N15. Ушел и не вернулся

1982 Ревизор

1987 Джамайка

1990 Бабник

1990 Моя Морячка

1991 Настоящий мужчина

1991 Чокнутые

1992 Новый Одеон

1994 Жених из Майами,

1994 Третий не лишний

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.