Михаил державин - биография, информация, личная жизнь

15 июня Михаилу Державину исполнится - шутка ли - 75 лет! При этом выглядит артист просто потрясающе. Я, говорит, элегантный, как рояль! В глазах - все те же озорные искорки, и все так же (сама видела!) поклонницы не дают прохода. «Уж столько, наверное, было у Михал Михалыча романов!» - подумала я. Да и решила порасспрашивать юбиляра о любви, о жизни да о творчестве. Журналисты знают: Державин - чудо-человек! Мало того, что удивительный актер, так еще и человек на редкость доброжелательный.

Пошел в «Ленком», чтобы не забрали в армию

- Михаил Михайлович, вы - замечательный актер. И, кажется, мы все про вас знаем. А есть ли скелет в шкафу? Можете удивить?

А вот вы не представляете, чем я сейчас занимался! У меня сегодня выходной, и я очищал лифт от жвачки. Моя сестра сказала: «Миня, там прилипает жвачка к подошвам. Никто этим не занимается». Я переоделся в легкий халат и счищал. Ведь это дом, где жили мои родители, мои педагоги.

- Кстати, они хотели, чтобы вы стали артистом?

Мой папа, Михаил Степанович, был лауреатом Сталинской премии, ведущим актером Театра Вахтангова. Папочка умер в возрасте 48 лет, мне тогда было 15. Так вот, он хотел, чтобы я был художником. А я все-таки окончил школу и поступил в Щукинское училище - оно ведь в 15 метрах от моего подъезда было!

Учиться мне было трудно, потому что все педагоги - папины коллеги, играли с ним на сцене. Приходилось привыкать называть их по имени-отчеству, а не тетя Циля или дядя Боря. Иначе сказали бы: по блату поступил!

Вообще я вырос на улице Вахтангова, среди памятников архитектуры Москвы. Сейчас все это сломали. Построили Новый Арбат. Но сохранился дом, в котором появились на свет я, почти все мои знакомые - Шура Ширвиндт, Андрей Миронов, Марк Захаров, Гриша Горин... Это родильный дом имени Грауэрмана. Сейчас там никто не рожает: задыхаются от выхлопных газов автомобилей, которые едут по Новому Арбату... Мне Шурик Ширвиндт предлагал повесить досочку на этом доме, что здесь появились на свет такие-то и такие-то. А я ему: «Боюсь, скоро этот дом тоже разломают. И зачем нам с тобой бахвалиться?»

- А почему вы не пошли в Театр Вахтангова, по стопам отца?

Чтобы не служить. После учебы я пошел в «Ленком» - только там была бронь от армии! А позже меня захватил в плен Театр сатиры. Вскоре туда пришел мой друг Александр Анатольевич Ширвиндт. Вот мы вместе и работаем. Я уже под его началом. Он - художественный руководитель театра, я у него простой старательный артист.

С супругами расходились тихо

- Михаил Михайлович, помните свою первую любовь?

Она жила на соседней улице, ее звали Мариша. Она была похожа на Дину Дурбин, замечательную американскую актрису. В ее дворике жил артист Валя Никулин, там собирались потрясающие люди: Леня Енгибаров, ставший потом знаменитым цирковым артистом, Сашенька Збруев и та девочка, похожая на Дину Дурбин. После того как сломали Арбат, уничтожили мое детство архитектурное, я ее никогда не видел.

- Вы влюбчивый человек?

Да, у меня все-таки было три жены. А с Роксаночкой Бабаян мы отметили уже 30-летие совместной жизни. У меня чудная дочка от второй жены - Маша, которая родила мне дивных двух парней: Петра и Павла. Я с обеими бывшими женами прекрасно общаюсь. А фамилии у них какие звонкие: первая - Райкина, вторая - Буденная!

С Катей Райкиной мы поженились во время учебы. Поступили в разные театры, жить было негде тогда. Так, видимо, жизнь нас развела... А с Ниночкой Буденной мы прожили больше 19 лет.

- Вы уходили или от вас?

Как-то по обоюдному согласию получалось... Тихо-тихо расходились, очень мирно.

- Видимо, вы влюблялись...

Ничего подобного. Спокойно жил, существовал и потом неожиданно встречал… Так и с Роксаной. Хотя я часто объявлял по радио ее песни, даже не представлял, как она выглядит. А потом нас познакомили в самолете. Я увидел тоненькую очаровательную женщину, в моем вкусе. Все три жены у меня кареглазые... В полете я ей анекдоты рассказывал. А потом, когда она мне позвонила, я сказал: «Рокочка, мы разошлись с Ниночкой, жду тебя в Москве». С Ниночкой тогда близких отношений уже не было, оставалось расторгнуть брак. С тех пор Роксана больше 30 лет меня терпит.

- Что же это за минусы такие, которые нужно терпеть?

Я слишком сговорчивый, не могу «послать», отказать. Она меня за это ругает. Я плохо отношусь к своему здоровью. Все-таки возраст уже такой, когда бегаешь по театру, по сцене, изображаешь из себя подвижного молодого человека, а что-то побаливает. Вот она меня везет в клинику, заставляет, чтобы я все-таки следил за собой...

А романов «на стороне» я никогда не заводил. Да, мне нравились мои партнерши очаровательные. И, может быть, они были влюблены в меня. Но себе я никогда не позволял подобных отношений.

Державин - это псевдоним!

- Вы способны на экстравагантные поступки ради любимой?

Когда Роксана задерживается по работе, позволяю себе моментально сделать несколько акварелей - написать двор, сад на даче. Оформить в рамки и развесить. Роксана приходит домой уставшая, а тут - акварель... И у нее сразу поднимается настроение. А потом мы раздариваем эти картины...

А еще Роксаночка очень любит животных. И знает, что я не оставлю в беде брошенное создание. Этим пользуются некоторые. Сколько раз было: прихожу, а к ручке входной двери привязан пес. Рядом записка, мол, нет денег на содержание, помогите. ­Пристраиваем в хорошие руки.

- Дома у вас животные есть?

На даче два пса живут: немецкая овчарка и собачка, которую нас уговорила взять какая-то дама: мимо проезжала, позвонила в ворота... А дома у нас кошка изумительная породы шотландская вислоухая. Ее не брал никто, потому что у нее сросшиеся пальчики были на задней ноге. Мы сделали ей операцию, пальчики разъединили.

- А как предпочитаете отдыхать?

На даче. На рыбалке с Ширвиндтом... Расскажу вам случай один. Я вот не выкурил ни одной сигаретки в жизни, а Александр Анатольевич курит трубочку. Руководитель ГДР ему подарил кресло с надувными полозьями, и он мог его ставить на болотистый берег и сидеть на самом краю речки или пруда. А я бродил вокруг, рыбу ловил. Шурик засыпал, и трубка падала в воду. И тогда я надевал маску (ее мне подарил Аркадий Райкин) и нырял за трубкой. Но однажды, после того как трубка упала Александру Анатольевичу на причинное место и чуть не прожгла ему все, я привязал ему трубочку на шею.

- Гавриил Державин написал: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный./ Металлов тверже он и выше пирамид.../ Всяк будет помнить то в народах неисчетных,/ Как из безвестности я тем известен стал,/ Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить». А вы чем из безвестности известным стали?

Наверное, не фамилией. Может, тем, что много работал, и зрители любили те спектакли, в которых я играл... Кстати, никакого родства с Гавриилом Державиным у меня нет. Одна из моих прабабушек была крепостной у Державина, и звали их державинские. А папа был Захаров, но уже несколько Захаровых во время его поступления приняли в театральное училище, и он взял себе псевдоним Державин. Эту историю я на гастролях в Казани рассказал тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Он спросил: «Михаил, а вы были в своей деревне Державино? Она здесь, километрах в тридцати отсюда». И на правительственной машине нас повезли в деревню. Нас милиционер остановил, спросил, что мы тут делаем. А мы ему: «Вот приехали приватизировать деревню!» И потом нас народ из окошек рассматривал так подозрительно: милиционер уже оповестил, что приехал новый владелец! Тогда же было зарождение приватизации, и нашу шутку за чистую монету приняли.

- Так все-таки вы воздвигли себе нерукотворный памятник?

Как-то неловко об этом говорить... После Державина-то и Пушкина!

Фото PHOTOXPRESS и ИТАР - ТАСС.

5 лучших фильмов Державина

* «Трое в лодке, не считая собаки»

* «Зимний вечер в Гаграх»

* «Бабник»

* «Чокнутые»


Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец - Державин Михаил Степанович (1904-1951), народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова. Мать - Державина Ираида Ивановна (1916-2000). Супруга - Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь - Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).

Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь всегда было весело и шумно, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, здесь пели, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера... Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.

К Державиным часто приходили знаменитые вахтанговцы - Р.Н. Симонов, В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве, кроме театра, есть еще места, куда можно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, который был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины вместе с другими актерами Театра имени Е. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился "Фельдмаршал Кутузов", в котором Державин-старший играл главную роль. В свои пять лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.

Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара своего отца, но "семейные черты" ярко проявились в его творчестве - сильный драматизм, яркий юмор, колоритность бытовых деталей.

Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мама не работала, остались еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на "Мосфильме", десятый класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.

В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Е. Вахтангова, которых он помнил еще с детства.

Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время, когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, он сыграл семь эпизодических ролей. А после возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую роль в пьесе-фельетоне "Опасный возраст" Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел гигантский успех у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.

В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и М. Захарова он перешел в Московский академический театр Сатиры, где работает до настоящего времени.

Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в "Последнем параде" А. Штейна (1968), в котором он вместе с Анатолием Папановым исполнял специально для этого спектакля написанные песни Владимира Высоцкого, в том числе и очень популярную впоследствии "Утреннюю гимнастику".

Всего за время работы в Московском академическом театре Сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов. В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек добрый, веселый, открытый (например, Елисеев в "Банкете" А. Арканова и Г. Горина, 1968; Велосипедкин в "Бане" В. Маяковского,1970; Телятев в "Бешеных деньгах" А. Островского, 1981; Николай Буркини в "Прощай, конферансье!" Г. Горина, 1984) и человек агрессивный, ироничный, жестокий (например, Красная кепка в "Ремонте" М. Рощина, 1975; Скалозуб в "Горе от ума" А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.-Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана; Виктор Викторович в "Самоубийце" Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.

По словам Михаила Державина, сатира для него - это прежде всего высокая гражданственность, ее назначение - помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение и, если роль написана одной краской, старается найти в ней еще и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обычно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с почти мистическим обаянием, исходящем от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа - литератора Виктора Викторовича ("Самоубийца"), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.

Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в "Ревизоре" Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в "Ревизоре" в постановке Театра Сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый план, отношения их резко конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут существовать один без другого. При этом для актеров важно было показать причины, породившие отчаянное соперничество их героев: сознание собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.

Работая над ролью, Державин всегда старается играть живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, абсолютно уверенный в собственной непогрешимости Скалозуб в "Горе от ума" Грибоедова (1976), однако по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в "Вишневом саде" Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и смех, и жалость.

В 1970-х - начале 1980-х годов на сцене Театра Сатиры, помимо уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в "Обыкновенном чуде" Е. Шварца (1971), Иванова в "Феноменах" Гр. Горина (1979), Брауна в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта (1980).

Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина отчетливо проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого "Бремя решения"(1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина - не реакционер и милитарист, как этот персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а прежде всего честный, интеллигентный человек, преданный своей стране и своему долгу.

В пьесе "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл роль Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ - философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина вне своей должности, за пределами своей социально-политической функции - жизнелюбивый, приятный, остроумный человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить жизнь оканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как грустный символ давно исчерпавшего себя государственного аппарата.

В спектакле "Прощай, конферансье!" Григория Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом одновременно смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини - тонкий, добрый, интеллигентный человек, перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле "Прощай, конферансье!" Державин - не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он постепенно усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.

Среди недавних работ Михаила Михайловича Державина в Театре Сатиры - Американец в спектакле Ф. Искандера "Привет от Цюрупы!" (1999) и участие в новом спектакле-обозрении "Андрюша", посвященном Андрею Миронову.

Есть в творческом портрете актера Державина еще одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась еще со времен "капустников", где родился знаменитый дуэт Ширвиндт-Державин. Она позволила ему стать настоящим мастером точной и тонкой репризы - в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин - так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре Сатиры в спектакле Ширвиндта "Молчи, грусть, молчи..." (1985), который изначально делался как капустник, к юбилею театра, а в результате шел на его сцене более пятнадцати лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля "Счастливцев - Несчастливцев" Горина - спектакля для двух исполнителей - Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.

Первой киноработой Михаила Державина стала роль в картине "Они были первыми". В последующие годы он снялся в фильмах "Джамайка", "Жених из Майами", "Бабник", "Импотент", "Лебедев против Лебедева", "Моя морячка", "Настоящий мужчина", "Новый Одеон", "Ночной визит", "Следствие ведут знатоки. Дело 15. Ушел и не вернулся", "Сон", "Спасите утопающего", "Старые клячи", "Третий не лишний", "Трое в лодке, не считая собаки", "Чокнутые"... Недавно он снялся в новой картине режиссера А. Эйрамжана "Агент в мини-юбке", принимал участие в киноконцерте "Старые песни о главном-2".

Еще одна яркая страница творчества Державина неразрывно связана с телевидением. Это - знаменитая передача "Кабачок 13 стульев", которая в течение долгих лет была одной из популярнейших передач на отечественном "голубом экране". В ней артист играл роль пана Ведущего.

Михаил Державин удостоен звания "Народного артиста России".

Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит петь. Готовит к изданию свою автобиографическую книгу "Бесполезные воспоминания".

Михаил Державин на сегодняшний день - известнейший актёр с прославленным именем и богатой творческой биографией. Популярность и слава пришли к нему сразу после выхода на экран первых же фильмов с участием этого легендарного теперь уже актёра. За свою 79-летнюю биографию Михаил Державин не раз заставлял учащённо биться сердца влюблённых в него женщин. Артист не скрывает, что в его жизни случалось множество романов. Да и законных, или официальных, как сейчас говорят, жён, у Михаила Державина было целых три. И все - известные персоны и дочери талантливых и интеллигентных родителей, цвета общества того времени. Первая жена Михаила Державина Екатерина Райкина , о которой пойдёт речь в этой статье, вошла в жизнь знаменитости ещё в ранней молодости.

Несмотря на то, что первый брак актёра и Екатерины Райкиной не отличался продолжительностью, оба вспоминают об этом времени с теплотой и сердечностью. Избранница Михаила Державина - дочь Аркадия Исааковича Райкина. Их любовная история началась ещё в студенческие годы. Оба учились в училище при театре имени Вахтангова. Артист вспоминает, что с будущим тестем познакомился даже раньше, чем с любимой девушкой, ещё во время визитов последнего к отоларингологу, который практиковал в соседнем доме с тем, в котором проживала семья Михаила Державина. Естественно, начинающий актёр испытывал уважение и благоговение перед талантом знаменитого актёра, стараясь многому у него учиться. Такие же чувства, несомненно, переполняли и Екатерину Райкину в отношении не менее знаменитого отца её любимого. Официально зарегистрировали свои отношения молодые влюблённые на третьем курсе, тогда обоим было по 19 лет.

На фото - Михаил Державин с первой женой Екатериной Райкиной (крайняя справа) и её семьёй

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Державина Михаила Михайловича

Державин Михаил Михайлович – советский, российский киноактер, актер театра.

Детство

Михаил Михайлович Державин, сын знаменитого вахтанговца Михаила Степановича Державина, родился 15 июня 1936 года на Арбате (г. Москва).

Михаил Михайлович вспоминал: «Детство, наверное, самая счастливая пора в моей жизни. Арбат для меня был микромиром, в котором умещалось все – и музеи, и театры, и кинотеатры. В Театре им. служил мой папа Михаил Степанович Державин, народный артист. Его знаменитые коллеги жили в одном с нами доме, в котором я живу до сих пор. Со всеми актерами я был знаком.

Самое интересное впечатление детства – эвакуация. В 1941 году Театр им. отправили в город Омск. Мама (Ираида Ивановна – прим. ред.) была беременна. У меня две сестры: старшая – Анечка и младшая – Танечка. Вот Танечка и должна была родиться. Мы ехали в Омск, но задержались в городе Балахна, на Волге. Жили там в школе, и я из географических карт делал декорации и кулисы. Так что к театру меня тянуло с самого раннего возраста. Когда мы все-таки добрались до Омска, то Таня уже появилась на свет. В старом омском театре, который казался мне когда-то громадным, прошла часть моего детства. Там я видел потрясающие вахтанговские спектакли в исполнении артистов первого вахтанговского поколения.

Когда у нас еще не было своего дачного участка, мои родители снимали на лето дом. Туда тоже приезжали их знаменитые друзья. Как-то и Вадим Тонков, артисты, которые играли популярных старушек Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну, привезли с собой человека в плаще и кепке. Решили играть в футбол против деревенской молодежи. В воротах стоял этот элегантный дядя в кепке, в нападении и защите играли Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Я играл за противоположную команду и забил гол. говорит: «Михал Михалыч забил гол лучшему вратарю мира». Все ребята насторожились, а продолжает: «В воротах стоит ». Это было невероятно!

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В нашей школе учились актерские дети и будущие актеры Театра им. . Рядом со школой были театральное училище имени Щукина и мой дом. Мне ничего не оставалось, кроме как перейти в соседний подъезд и выучиться на артиста. Правда, отец хотел, чтобы я был художником. Я иногда брал кисти в руки и ему нравились мои работы. Я даже ходил в художественную школу. Эти занятия мне потом помогли – я делал смешные гримы. До сих пор иногда люблю написать какой-нибудь пейзаж. Просто для души» .

Тогда же, еще в детстве, зародилась знаменитая дружба между Михаилом Державиным и . Дело в том, что Ширвиндты жили неподалеку, и родители Миши и нередко встречались у общих знакомых. Впоследствии дружба Державина и переросла в творческий союз.

Щукинское училище

Проблемы с выбором профессии у Михаила Державина не было. «Я просто не представлял, чем бы я мог еще заниматься в жизни. С детства вся жизнь училища проходила на моих глазах. Я окончил школу и просто перешел из одного подъезда нашего дома в другой» , – признавался он.

Итак, в 1954 году Державин поступил в Театральное училище им. Щукина на курс к Иосифу Моисеевичу Толчанову (в то же самое училище тремя годами раньше поступил и ). «Педагоги училища все были актеры Театра им. , друзья моего папы. Но я поступал на общих основаниях. Хотя, наверное, меня жалели, потому что папа, ведущий актер театра, умер рано – в 1951 году» , – вспоминал Михаил Михайлович.

На втором курсе Державин впервые снялся в фильме Юрия Егорова «Они были первыми», где сыграл свою первую роль в кино – гимназиста Женьку. В том же 1956 году Михаил Державин сыграл небольшую роль комсомольца на собрании в фильме «Разные судьбы».

В те годы в Доме актера нередко проходили театральные капустники. В них принимали участие такие выдающиеся актеры, как , Никита Подгорный, . В то же время возник и дуэт -Державин, а знаменитыми на всю страну их сделал «Кабачок 13 стульев».

«Кабачок 13 стульев»

Идея этой передачи принадлежала актеру , который часто посещал Польшу, где снимался в фильмах. Он же сначала и был ведущим «Кабачка», затем его сменил , а после ведущим стал Державин.

Интеллигентный, ироничный пан Ведущий полюбился телезрителям, как, впрочем, и остальные персонажи «Кабачка». Состав был поистине звездный: пан Директор – , пан Профессор – Борис Рунге, пани Моника – , пан Зюзя – .

В начале сериала было всего 13 персонажей, потом их стало больше. Популярность актеров, игравших в «Кабачке», была фантастической. На улице и в транспорте у «кабачкистов» (так их называл главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек) брали автографы, появление актеров в гастрольных залах и на предприятиях сопровождалось криками «Стулья идут!» .

«Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом» , – вспоминал Михаил Державин.

В августе 1981 г. политическая ситуация в Польше резко обострилась и передача с польским «акцентом» стала лишней. К моменту закрытия «Кабачка» Державин снялся в 140 сериях.

Кино и театр

В 1979 году пришел и долгожданный триумф Михаила Державина в кино. И это событие вновь было неразрывно связано с . Они вместе с составили восхитительное, неподражаемое и удивительно смешное трио в комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (по одноименному Джерома К. Джерома).

К сожалению для кинозрителей, после такой удачной роли Михаил Державин вновь исчез с экранов. Он полностью сосредоточился на работе в Театре сатиры, где в 80-е годы стал одним из ведущих актеров. Им были сыграны Скалозуб в «Горе от ума», Епиходов в «Вишневом саде», Бобчинский в «Ревизоре», Виктор Викторович в «Самоубийце», Тартюф в одноименном спектакле, генерал в спектакле «Швейк, или Гимн идиотизму» и много других интересных и незабываемых ролей.

Однажды (первый тесть Михаила Державина) дал ему на спектакль свой костюм. После выступления молодой актер похвастался: «Мне так аплодировали!» . ответил: «Даже если бы ты просто вышел в этом костюме и помолчал, аплодисменты были бы не хуже!» .

Зал всегда взрывался аплодисментами при появлении Державина на сцене. Неважно, в каком наряде, пусть даже в женском! Выход Державина в женской одежде был придуман в спектакле Театра сатиры «Молчи, грусть, молчи». Этот ход был использован и Державиным на творческом вечере , и потом они часто выступали с этим номером на эстраде.

В начале 90-х про кинематограф вновь вспомнил Державина. Особенно часто приглашал его в свои картины режиссер . С 1990 по 1998 гг. Михаил Державин (с разным успехом) снялся в его фильмах «Бабник», «Моя морячка», «Жених из Майями», «Третий не лишний», «Импотент», «Ночной визит».

Чуть позже карьера Державина как киноактера потихоньку начала сходить на нет. До 1998 года он более-менее часто появлялся на экранах, затем был двухлетний перерыв. В 2000 году она снялся в двух картинах в эпизодических ролях. После этого в течение целых семи лет Михаил Михайлович не снимался в кино, но потом вновь вернулся, правда, ему вновь доставались лишь малозаметные персонажи.

Телевидение

В середине 80-х Михаил Михайлович в компании своего надежного товарища вел музыкальную передачу «Утренняя почта».

В 2013 году Михаил Державин стал одним из ведущих познавательного телепроекта «Хочу знать» и оставался им вплоть до самого закрытия шоу.

Личная жизнь

Благодаря кинематографу Михаил Державин приобрел имидж большого любителя слабого пола. «Чего греха таить, романов у меня было много , – признавался он сам. – Я могу об этом говорить открыто, потому что между моими браками были перерывы…» . А браков у Державина было три…

На первом курсе театрального училища студент Миша Державин влюбился в свою однокурсницу Катю Райкину (дочь ). Державин вспоминал: «Мы часто прибегали к в гостиницу «Москва», где он останавливался, приезжая из Питера. Вечно голодные, мы там кормились. Он никогда не вмешивался в нашу жизнь, не давил на нас. И после того, как мы развелись, продолжал тепло ко мне относиться» . Михаил и Екатерина были женаты всего два года – с 1958 по 1960.

Второй женой Державина в середине 60-х гг. стала дочь Семена Михайловича Буденного Нина Буденная. В то время она была студенткой факультета журналистики МГУ. Так Державин попал в знаменитый дом на улице Грановского. В этом браке родилась дочка Маша, а продлился он 16 лет. Маша Буденная закончила ГИТИС, потом стала домохозяйкой и родила двух детей – Петра и Павла.

В 1980 году Михаил Державин женился на певице, народной артистке России . Когда-то он вел на радио передачу «После полуночи» и часто объявлял: «Сегодня для вас будет петь !» . Как певица, она ему нравилась, и представлялась грузной армянской женщиной. Познакомились они в самолете, летели на гастроли в Казахстан. Через три месяца после знакомства Державин сделал предложение. «…это была любовь с первого взгляда. Знакомство произошло в небе, значит, и брак зарегистрирован на небесах» , – признавался сам Державин.

Свою жизнь молодожены начали с нуля, оставив все сбережения своим предыдущим половинам.

В заключение

Державин всегда вызывал симпатии у своих коллег. Вот что говорила о нем актриса Ольга Мысина: «Михаил Державин – тонкий, интеллигентный, нежный актер с юмором. И что удивительно, возраст ему очень к лицу, он делает его более значительным» .

Юные зрители знают опытного и признанного театрального актера Михаила Державина. Зрители среднего поколения помнят его по фильму «Трое в лодке, не считая собаки» и комедиям начала 90-х гг. А старшее поколение никогда не забудет слова из песенки пана Ведущего, которыми он заканчивал очередную серию: «Закрыт, закрыт «Кабачок», но мы верим, что наше веселье мы взяли с собой» .

Основные награды и премии

Народный артист РСФСР (1989).

Заслуженный деятель искусств Польши (1976).

Заслуженный артист РСФСР (1974).

Фотографии Державина Михаила Михайловича

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Державин Михаил Михайлович (р. 1936) – российский актёр театра и кино, почти полвека выступает на сцене Московского академического театра сатиры. С 1989 года – Народный артист РСФСР.

Детство

Миша родился в Москве 15 июня 1936 года.

Его папа, Михаил Степанович Державин, 1903 года рождения, актёр, больше двадцати лет служил в театре имени Евгения Вахтангова. Снимался во многих кинофильмах, самые известные из которых «Дело Артамоновых», «Великий перелом», «Сталинградская битва». За свои творческие заслуги получал Сталинскую премию первой степени, имел звание Народного артиста РСФСР.

Мама, Ираида Ивановна Державина, 1916 года рождения, занималась воспитанием детей. У Миши ещё две сестры – старшая Анна и младшая Татьяна.

Детские годы актёр считает самой лучшей и счастливой порой в своей жизни. Семья проживала на знаменитой московской улице Вахтангова, которая казалась тогда маленькому мальчику каким-то микромиром со своими кинотеатрами, архитектурными памятниками, театрами и музеями. Знаменитые папины коллеги из театра жили в том же доме, что и Державины, часто бывали у них в гостях и со многими Миша познакомился, будучи ещё совсем ребёнком.

Самым ярким впечатлением из детства в памяти Михаила осталась эвакуация. Театр имени Вахтангова в 1941 году эвакуировали в Сибирь, в город Омск. Мама тогда находилась в положении, вот-вот должна была появиться на свет сестрёнка Танечка. В Омск добирались долго, по пути делали несколько затяжных остановок, одна из которых была в городе Балахна на живописном берегу Волги. Там их поселили в школе, и маленький Михаил мастерил из старых географических карт театральные кулисы и декорации. Наверное, тяга к театру была у него врождённой.

Потом семья всё-таки доехала до Омска, к этому времени уже родилась младшая сестра. Здесь был старый театр, в котором ставили спектакли эвакуированные из Москвы артисты. Михаил с утра до вечера пропадал за театральными кулисами, наблюдая за репетициями и потрясающими вахтанговскими постановками.

В местную больницу привозили много раненых солдат с фронта, а артисты театра давали для них представления. Во время одного из таких выступлений пятилетнего Мишу водрузили на деревянную табуретку и объявили: «А сейчас Михаил Державин прочитает для вас монолог фельдмаршала Кутузова». Эту роль в театре играл отец Миши, поэтому мальчик знал текст наизусть. До сих пор он чётко представляет перед своими глазами ту картину: множество раненых, у которых перебинтованы головы, руки и ноги. А когда мальчик произнёс последние слова: «Враг будет побеждён!», то услышал грохот аплодисментов, только приглушённый, ведь раненые бойцы хлопали забинтованными ладонями.

Школьные годы

Из эвакуации Державины вернулись в Москву, в свой родной дом, на свою любимую улицу. Здесь по-прежнему проживало много актёров, музыкантов и художников. А в пятнадцати метрах от подъезда располагалось театральное училище имени Щукина. Поэтому у Миши и его дворовых друзей было тогда одно занятие – театр. Им вообще казалось, что других профессий, кроме артистов, в мире не существует. Мальчишки и девчонки строили импровизированные театральные подмостки, сами придумывали и делали декорации, распределяли роли, ставили сказки и сами же их смотрели, то есть были и артистами, и зрителями.

В квартире Державиных по-прежнему собирались знаменитые вахтанговцы: режиссёр театра и кино Рубен Николаевич Симонов, Народный артист СССР Андрей Абрикосов, руководитель театра имени Маяковского Николай Охлопков, актёры кино и театра Анатолий Горюнов и Виктор Кольцов. С таким окружением вряд ли Михаил мог мечтать о другой профессии, кроме актёра.


Хотя его папе очень хотелось, чтобы сын стал художником. Именно поэтому, наряду с общеобразовательной школой, Миша ещё посещал занятия рисованием. Юный Державин часто брал в руки кисти, и отцу нравились его работы, но всё равно в будущем Михаил отдал предпочтение театру. Но не отрицает, что художественная школа внесла свою положительную лепту, сейчас иногда он рисует небольшие пейзажи, просто так, для души.

Мимо дома Державиных очень часто проезжал сам Сталин. Иногда ребята шли со школы, а вдоль дороги стояли охранники, и было понятно, что сейчас тут повезут Иосифа Виссарионовича. Мальчишкам даже удавалось разглядеть его в окошке заграничного автомобиля. Они были в диком восторге, ведь в школе детей тогда воспитывали так, что страна у них самая счастливая, а лучшее в мире детство подарил товарищ Сталин. Поэтому увидеть его было для детворы огромной радостью.

Лето артисты театра имени Вахтангова проводили в доме отдыха. Но семья Державиных снимала небольшой дачный домик у мельника, потому что папа обожал ловить рыбу. К сожалению, во время одного из таких отпусков отец Михаила умер, ему было всего 48 лет. Случился инфаркт, сын побежал в дом отдыха за врачом, но папу спасти уже не удалось.

Как говорит в шутку сам Михаил, окончив среднюю школу, он просто вышел из одного подъезда их дома и зашёл в другой, где подал документы для поступления в Щукинское училище.

Образование

В 1954 году Миша сдавал вступительные экзамены, подготовил всё как положено – стихотворение, басню и прозу. Читать это было тяжело, ведь педагогов, которые сидели в приёмной комиссии, Михаил знал с самого детства. Тем не менее у него всё отлично получилось, его похвалили. Придя домой, парень с воодушевлением рассказал маме и сёстрам, как прошёл экзамен. А на утро в их квартиру позвонили и сказали, чтобы Миша снова пришёл в приёмную комиссию и прочитал всё так же, как вчера. Парень жутко расстроился. Но потом оказалось, что в Москву приехал с гастролями французский театр, и им решили показать, как проходит приём в Щукинское училище.

Без отца семье Державиных приходилось очень тяжело, поэтому уже после первого курса Михаил стал подрабатывать. Начинал с массовок на киностудии имени Горького и «Мосфильме», а потом стал получать приглашения на съёмки в кино. В фильме «Разные судьбы» ему досталась эпизодическая роль комсомольца, выступающего на собрании. А в 1956 году в картине «Они были первыми» режиссёра Юрия Егорова Державин уже играл одного из главных персонажей – гимназиста и поэта Евгения Горовского.

Театральная деятельность

В 1959 году Державин получил диплом об окончании учёбы в Щукинском училище и сразу же поступил на службу в театр имени Ленинского комсомола. Актёр не скрывает, выбор именно на это театральное заведение был сделан лишь из-за того, что в нём была бронь на службу в армии.

В этом театре уже работал актёр Александр Ширвиндт, Державин был знаком с ним ещё с детства, их родители дружили и тесно общались. В дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу и вылилось в неподражаемый творческий дуэт.

В 1963 году в театр пришёл работать замечательный советский режиссёр и педагог Анатолий Васильевич Эфрос. Именно при нём в театральной среде Москвы стали греметь такие постановки как:

  • «Снимается кино»;
  • «Вам 22, старики»;
  • «Сто четыре страницы про любовь».

Опыт в театре имени Ленинского комсомола под руководством Эфроса Державин считает лучшей школой актёрского мастерства. Особенно ценилась театралами постановка «Опасный возраст», где Михаил играл главную роль – стилягу Бубуса. Пьеса имела невероятный успех, а Бубус стал для актёра Державина визитной карточкой.


В 1965 году Михаил вошёл в труппу театра на Малой Бронной, здесь он выходил на сцену в течение трёх лет. А в 1968 году актёр Андрей Миронов и режиссёр Валентин Плучек переманили Державина в Московский театр сатиры, где он трудится до сих пор. Михаила сразу утвердили на главную роль в постановке «Банкет» по пьесе А. Арканова и Г. Горина. В 1970 году в театр сатиры пришёл работать и Александр Ширвиндт.

На сцене Московского театра сатиры Державин сыграл огромное множество ярких запоминающихся ролей:

  • Марсиаль в «Интервенции»;
  • Бобчинский в «Ревизоре»;
  • полковник Скалозуб в «Горе от ума»;
  • Медведь в «Обыкновенном чуде;
  • шеф лондонской полиции Браун в «Трёхгрошовой опере»;
  • Тартюф в постановке «Тартюф, или Обманщик»;
  • Епиходов в «Вишнёвом саду»;
  • Велосипедкин в «Бане»;
  • Роберт Макнамара в спектакле «Бремя решений»;
  • Телятев в «Бешеных деньгах»;
  • Нароков в «Талантах и поклонниках»;
  • генерал Пуркрабек в постановке «Швейк, или Гимн идиотизму».

За большой вклад в развитие театрального искусства Михаил Державин имеет награды – Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. В 1974 году ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1976 году – Заслуженного деятеля искусств Польши, в 1989 году – Народного артиста РСФСР.

«Кабачок 13 стульев»

В конце 60-х годов в Доме актёра стало модным устраивать театральные капустники, в которых участвовали многие известные артисты. Именно на этих капустниках и сформировался дуэт Державина с Ширвиндтом, сделавший их известными на весь Советский Союз.


Особенная популярность пришла к Михаилу с выходом юмористической программы «Кабачок 13 стульев». Идею предложил актёр Александр Белявский, который в то время часто снимался в польских фильмах и видел там, какую силу имеют эстрадные передачи. Из зарубежного юмора социалистических стран отбирались миниатюры, а советские авторы ставили по ним шутливые номера.

У Михаила была роль пана Ведущего вместе с Андреем Мироновым и Александром Белявским.

Об огромном успехе можно было судить по тому, что большим любителем передачи стал Леонид Ильич Брежнев, он не пропускал ни одной серии. В истории Советского Союза «Кабачок 13 стульев» был самым продолжительным среди телевизионных сериалов.

Кино

Конечно же, такого яркого и талантливого артиста не могло обойти стороной кино. В послужном списке Михаила Державина много замечательных ролей:

  • «Спасите утопающего»;
  • «Чокнутые»;
  • «Трое в лодке, не считая собаки»;
  • «Моя морячка»;
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся»;
  • «Бабник»;
  • «Зимний вечер в Гаграх»;
  • «Импотент»;
  • «Старые клячи».

В кинематографе у актёра сложился имидж страстного любителя женского пола. Но таким он был не только на экране, Михаил не скрывает, что в его жизни случалось много ярких и романтических отношений.


Личная жизнь

Знакомство Михаила с его первой супругой Екатериной Райкиной произошло ещё во время учёбы в Щукинском училище, они были однокурсниками. Хотя её отца, знаменитого Аркадия Райкина, Державин знал ещё с детства. В их доме проживал хороший лор-врач, к которому многие артисты приезжали, если у них были проблемы с голосом. Навещал врача и Аркадий Райкин, чтобы поправить свой голос. К тому же известный сатирик неплохо знал отца Державина, поэтому, когда Михаил был представлен ему в качестве будущего зятя, отреагировал благосклонно.

Поженились Миша с Катей в 1958 году, это был брак по большой и настоящей любви. Райкины сняли для молодожёнов комнату в квартире своих знакомых. Но когда Аркадий Исаакович приезжал в Москву, он останавливался не у дочери с зятем, а в гостинице «Москва», и вечно голодные студенты Михаил и Екатерина прибегали к нему в гости, чтобы покушать.

Семейная жизнь продлилась недолго, прожили супруги вместе около двух лет. Окончив училище, они попали на работу в разные театры – Екатерина в театр имени Вахтангова, а Михаил в театр имени Ленинского комсомола. У Кати завязались любовные отношения с актёром Юрием Яковлевым. С Мишей они расстались по обоюдному согласию и до сих пор сохраняют тёплые отношения.

Вторая жена Державина – дочь знаменитого советского военачальника и маршала Советского Союза Нина Будённая. После развода с Райкиной Михаил ходил всё время хмурый, и друзья решили подсобить ему в устройстве личной жизни. Они познакомили его с Ниной, что вылилось в восемнадцать лет счастливого брака.


Семён Михайлович Будённый зятя сразу принял с радостью, сказав ему: «Здравствуй, сынок!» Сначала молодожёны жили отдельно, а потом переехали к родителям жены. Так Державин оказался в окружении знаменитых полководцев и военачальников – Жукова, Молотова, Когановича, Ворошилова. Такое общение было весьма полезным для Михаила, ведь тогда в театре ему часто доставались роли военных.

В этом браке в 1963 году у Державина родилась единственная дочь Мария, она закончила ГИТИС, но по стопам отца не пошла, актрисой не стала. Сейчас у артиста уже есть два замечательных внука Пётр и Павел. Старший из них Пётр отучился в МГУ на факультете журналистики, далее пошёл в аспирантуру.

Со своей третьей супругой – певицей, Народной артисткой России Роксаной Бабаян – Державин зарегистрировал брак в сентябре 1980 года. Они счастливы вместе уже 36 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.