Как научить ребенка кушать с помощью ложки? Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.


Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи

Овладение ребенком искусства самостоятельной еды иногда бывает сложным и требует от взрослых терпения и доброжелательного отношения.

На 7-8 месяце жизни малыш начинает живо интересоваться тем, что находится в тарелке, кладет на нее руку, пытается схватить ложку, которой его кормят. Таким способом кроха сигнализирует о желании научиться есть самому. Это важный момент в развитии ребенка, и нельзя его упускать. Поощряйте подобные стремления и давайте чаду возможность делать попытки есть своими силами – удовлетворение потребностей малыша стимулирует его развитие.

Освоение навыков самостоятельной еды не дается легко, да и взрослым понадобится недюжинный запас терпения: крики и попытки «подкупа» ничему научить не смогут, а лишь навредят. Вот несколько советов.

Позаботьтесь о том, чтобы во время еды царила комфортная атмосфера. Питание у ребенка должно ассоциироваться с удовольствием.

Важно, когда это возможно, садиться за стол всей семьей: такие моменты с точки зрения развития малыша просто бесценны.

Скука – это враг

Полугодовалый малыш не любит скучать. Даже когда он ест, ручки должны быть чем-то заняты. Не отбирайте у ребенка игрушек во время кормления – это может быть воспринято как наказание, ассоциируемое с едой.

Не заставляйте годовалого малыша сидеть за столом долго: это выше его сил, тем более что вокруг так много интересного! Пусть ваш непоседа поест быстро, на скорую руку. Но помните о важности территориальных границ: не позволяйте ребенку ходить с едой по всему дому, научите его есть только на кухне.

Простые столовые приборы

Если вы хотите научить ребенка правильно пользоваться ложкой, которая должна быть похожа на взрослую, только меньше размером. Хорошо, если первые чайные ложки будут изготовлены из мягкого пластика.

Не покупайте изделия причудливых форм или с ручкой, расположенной под большим углом к основанию. Это, возможно, и облегчает кормление, но не способствует нормальному развитию челюсти и мышц рта.

Прикорм – только ложкой

Супы, или десерт давайте исключительно с ложечки. Рефлекс жевания и глотания пищи развивается около 6 месяца жизни. Не использовать этот момент оправданно, только если ввод в рацион твердой пищи в рацион грудничка по каким-то причинам отложил ваш педиатр.

Кормить из бутылочки удобно, но не поддавайтесь искушению давать ребенку через соску что-то еще, кроме молока. Кормление ложкой научит его брать пищу губами, поможет быстро освоить правильные движения нижней челюсти, а это необходимые для самостоятельного питания навыки.

Чайную ложку кладите в ротик малыша в горизонтальном положении и таким же образом доставайте. Этот способ кормления заставляет принудительно закрывать рот, чтобы ухватить пищу – так развиваются и укрепляются мышцы губ, что предотвращает слюнотечение.

Частое и плавное открывание/закрывание детского ротика способствует правильному развитию речи и необходимо для произношения некоторых звуков.

Кормление в две руки

Дайте ребенку в руки ложку и положите еду сразу в две тарелки: с одной позвольте малышу есть самому, с другой кормить его будете вы.

Также можете попросить, чтобы кроха попытался накормить вас. Если он еще не умеет набирать еду, дайте ему в руки уже наполненную ложку. Хвалите каждую успешную попытку, на неудачи не обращайте внимание.

Без принуждения и перекармливания

Не засовывайте ложку в рот ребенку силой. Если первая попытка введения новой еды не удалась, подождите несколько дней, прежде чем попробовать снова. Помните: если кроха раз за разом отказывается от какой-то пищи, возможно, она ему вредна. Или пища просто категорически не нравится. Ведь родителям приходятся по вкусу тоже далеко не все блюда.

Не заставляйте малыша есть больше, чем он может и хочет, не воюйте с ним за каждый глоточек и кусочек – это только повредит. Здоровый ребенок знает, когда голоден или хочет пить. Принуждение – это первый шаг на пути превращения крохи в маленького «нехочуху».

Когда новорожденный находится на грудном вскармливании, ему разрешают есть столько, сколько хочется. Этот же принцип следует использовать и при введении в рацион новых продуктов, и позже – когда вы стараетесь научить маленького ребенка самостоятельному кормлению.

Ребенок имеет право испачкаться

Не запрещайте ему развлекаться с едой. Познание мира происходит через разнообразные ощущения. Примерно с 8-9 месяцев малыш обычно проявляет желание и сам делает попытки ручкой положить себе пищу в рот – позвольте ему это.

Если чадо не хочет надевать нагрудник, просто переоденьте его на время еды в одежду похуже. Будьте терпеливыми и понимающими, не кричите и не оскорбляйте. Запачканный костюмчик, стол и пол – все это выстирается и вытрется, а вот след от негативных эмоций в душе маленького человечка останется.

Знакомство с непроливайкой

Уже на седьмом месяце вы можете научить ребенка пить из кружки-непроливайки. Если вы кормите грудью, не давайте дополнительную жидкость из бутылки с соской – поите сразу из непроливайки. Так, шаг за шагом вы научите малыша пить из обычной чашки. И обязательно покажите на собственном примере, как это делается.

Доктор Комаровский считает, что проблемы, возникающие в процессе приучения ребенка к самостоятельному кормлению, могут быть связаны с отсутствием четких правил. Бывают случаи, когда малыш и в 2, и в 3 года отказывается держать в руках ложку и ждет, когда его накормят.


Маме нужно установить четкие границы (кто и в какое время участвует в кормлении) и дождаться момента, когда кроха действительно проголодается. Чувство детского голода, по мнению Комаровского, решает многие проблемы, в том числе – проблему избирательного аппетита.

Умение самостоятельно принимать пищу – важный этап развития малыша. Пользоваться бутылочкой дети начинают довольно быстро, но чтобы освоить работу ложкой им требуется приложить немало усилий.

Педиатры и детские психологи рекомендуют начинать обучение ребенка в возрасте до года, примерно с десяти месяцев. Если малыш в более раннем возрасте проявляет интерес к столовым приборам, поощряйте его – давайте подержать ложечку в руках, поковыряться в еде. Но не используйте ложечку как игрушку вне обеденного стола – малыш должен выстроить четкую логическую связь между ложкой и едой.

И наоборот, ребенок может отказываться брать ложку в руки даже в возрасте старше года, предпочитая кормление из рук мамы. Заинтересуйте малыша , удобной детской ложечкой ярких цветов. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, даже если ему предстоит идти в детский садик, где такое умение входит в число требований к ребенку.

Чтобы научить малыша новому навыку создайте благоприятную атмосферу. Психологическое давление и раздражение родителей дети сильно чувствуют и капризничают, противостоят попыткам обучения. Дети в полтора-два года, которые отказываются есть ложкой дома, быстро осваивают этот навык в садике, копируя сверстников.

Если кушать самостоятельно малыш стал пробовать до года, то в полтора года он вполне уверенно справляется с задачей, аккуратно орудуя ложкой и детской вилкой.

Подготовка

Распространенная ошибка родителей – чрезмерная опека детей в возрасте около года или нежелание тратить время и силы на дополнительную уборку после каждого самостоятельного приема пищи малышом. Не бойтесь дать ребенку больше самостоятельности, не подавляйте его инициативу в области освоения столовых приборов.

Родителям стоит подготовиться к новому этапу в жизни ребенка:

  • купите подходящую посуду;
  • проследите, чтобы вблизи места за столом, где сидит малыш, не было предметов, которые трудно очистить от следов пищи;
  • при необходимости застилайте или завешивайте бумажными полотенцами скатерть, обои;
  • надевайте на ребенка головной убор и слюнявчик;
  • в теплое время года сажайте малыша за стол в одних трусиках, а потом ополаскивайте под душем;
  • запаситесь терпением.

Проще научить малыша в возрасте около года действовать ложечкой, если у него есть навык игры в песочнице. Работа совочком при пересыпании песка в ведерко или формочки тренирует подходящие движения, развивает координацию.

Полезна и совместная с мамой игра «в гости». Посадите кукол и мягкие игрушки за столик (или перевернутую коробку подходящего размера), расставьте посудку. Пусть малыш «кормит» ложечкой игрушечный «гостей», подражая действиям мамы.

Покупаем посуду

Позаботьтесь о подходящей посуде для малыша. Рекомендуется использовать тарелку на присоске – ее карапуз не опрокинет неловким движением. Лучше, если на дне тарелки будет привлекательная картинка. Дети охотнее станут кушать, если перед ними поставить цель «поздороваться с зайчиком» или «улыбнуться солнышку».

Столовыми приборами служат небольшая ложечка и специальная детская вилка с широкими тупыми зубчиками. Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке малыша.

При выборе ложечки обратите внимание на форму и особенности материала:

  • Металлическая чайная ложечка. Классический, максимально доступный вариант. Если прибор выполнен из серебра, это еще и полезно для здоровья малыша, так как этот металл обеззараживает пищу.
  • Пластиковая одноразовая ложечка. Она очень легкая, и ребенку будет сложнее координировать свои движения, когда в руки попадет металлический столовый прибор. Обязательно убедитесь, что у ложки нет острых выступов пластмассы.
  • Резиновая ложечка для прикорма. Ребенку неудобно ей самостоятельно есть.
  • Анатомическая ложечка для малышей. Если научить ребенка кушать таким прибором, ему сложнее будет привыкнуть правильно держать нормальную ложку.

Правильная обстановка

Не приучайте малыша есть перед телевизором под просмотр мультиков. Важно, чтобы дети во время приема пищи были сосредоточены на процессе. Спокойная обстановка, окружение взрослых родных людей помогут малышу быстрее научиться правильно держать столовые приборы и самостоятельно кушать.

При каждом приеме пищи усаживайте ребенка на его стульчике на кухне за общим столом или устанавливайте детский столик рядом со своим. Малыш должен видеть, как правильно действовать ложкой, брать пример с окружающих.

Чтобы упростить уборку и иметь возможность в любой момент умыть заляпанного малыша, некоторые родители ставят пластиковый детский стульчик со столиком в ванну и сажают раздетого ребенка. Так не стоит делать, это мешает воспитать в малыше серьезное отношение к трапезе и научить аккуратности.

Основные правила обучения

Приготовьте блюдо, которое входит в число любимых у ребенка. Учтите, что для освоения ложечки подойдет еда с однородной структурой, которую легко зачерпнуть – каша, пюре из овощей, детский творожок. Если малыш хочет попробовать «поработать» вилкой, предложите ему кусочки вареных овощей. Некоторые дети быстрее осваивают манипуляции с вилкой, благодаря тому, что второй рукой можно придержать кусочек и благополучно отправить в рот.

Накладывайте еду в детскую тарелку небольшими порциями, иначе она остынет и станет невкусной. Да и меньше пищи попадет на стол, на пол и на самого ребенка. По мере необходимости доложите еды в тарелку.

Первым делом покажите, как правильно держать ложку. Дети норовят зажать столовый прибор в кулаке, поэтому следует аккуратно их поправлять, чтобы научить. Вложите столовый прибор в ручку ребенка и вместе с ним осторожно наберите немножко кашки и поднесите ее ко рту карапуза.

Научить проще всего на наглядном примере. Поставьте себе тарелку с той же кашкой, сядьте рядом. Отодвиньте тарелку дальше от края, чтобы ребенку было лучше видно, как вы действуете ложечкой. Обязательно комментируйте свои действия и поощряйте попытки малыша самостоятельно есть.

Ребенок должен ощущать вашу поддержку. Дайте ему понять, что всегда готовы помочь, если он не справляется или устал кушать самостоятельно. Не оставляйте малыша один на один с тарелкой, в таких случаях дети быстро начинают скучать и капризничать или баловаться. Наберитесь терпения и сидите рядышком, поправляя карапуза, если он неправильно держит столовый прибор.

Обязательно хвалите малыша за то, что он научился правильно держать ложку и аккуратно подносить пищу ко рту. Не ругайте за неудачи, перепачканные руки и одежду – это неизбежно в процессе обучения есть столовыми приборами.

Еда должна аппетитно выглядеть – кашку можно украсить кусочками фруктов, выложить на ее поверхности рисунок. Овощи красиво разложите на тарелочке. Можно придумать какую-нибудь историю о полезных витаминах, которые попадают на тарелочку, с тарелочки на ложечку, а с ложечки – в животик малыша.

Самостоятельно есть супчик малышу можно доверить только после того, как вы убедитесь, что он уверенно справляется с пюре и кашами. На первых порах ему будет сложно аккуратно справляться с жидкой пищей, но этот навык вырабатывается достаточно быстро. Кстати с рецептами приготовления пюре вы можете ознакомиться по ссылке .

Обязательно предупредите всех членов семьи, что теперь малыш будет есть сам. Объясните, что излишняя опека вредна ребенку старше года, ему нужно предоставить возможность кушать самому. Но если вы заметили, что малыш устал работать ложкой или вилкой, докормите его.

Целый ряд методик воспитания предусматривает предоставление полной свободы ребенку при освоении новых навыков. Дайте малышу в возрасте около года столовые приборы, но не заставляйте ими есть. Объясните и покажите, как правильно держать ложечку и вилку, но не требуйте их использовать – пусть он ест как ему удобнее, в том числе руками. Придет время – и он сам захочет быть «как взрослый» и быстро освоит столовые приборы.

Собираясь научить малыша есть ложкой, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Сразу настройтесь на то, что в процессе трапезы ваша кухня потеряет идеальный вид, частички пищи попадут на обои и занавески. Не стоит нервничать по этому поводу и срывать раздражение на малыше – правильное развитие ребенка и его душевное равновесие важнее хлопот со стиркой и косметическим ремонтом.

Быстрее научить малыша кушать столовыми приборами помогут регулярные трапезы за столом всей семьей. При этом не стоит заменять общение с родными и близкими просмотром телепередач.

Малыши в возрасте 10–12 месяцев становятся более активными и любознательными, с удовольствием осваивают новые навыки и стремятся делать все самостоятельно, без помощи мамы или папы. Этот период, по мнению детских психологов, идеально подходит, чтобы научить ребенка пользоваться столовыми приборами. Сначала каша будет везде: на столике, полу и даже стенах, но со временем юный ученик сможет приручить строптивую ложку и порадует маму своими успехами.

Набор первооткрывателя

Ручки у малышей маленькие и слабые, поэтому они не способны долго удерживать железные столовые приборы. Лучше начать с легких пластиковых ложечек и вилочек ярких оттенков, которые заинтересуют ребенка и сделают процесс кормления веселее. Дополнить набор первооткрывателя маленькой удобной чашкой и красивой тарелкой, разрисованной бабочками, цветами, животными или машинками. Малыш обязательно захочет съесть всю кашу, ведь под вкусным и полезным слоем спрятался симпатичный котенок или любимый персонаж из мультсериала о свинках.

Покупать следует прорезиненную неглубокую ложку, в которую помещается всего 5–10 г пюре, и вилку с закругленными тупыми кончиками. Дети часто размахивают столовыми приборами и используют их не по назначению, рискуя пораниться или выколоть себе глаз. Аксессуары, предназначенные для кормления малышей, не только удобные и яркие, но и безопасные.

Семейные обеды

Дети копируют родителей: привычки, слова, движения. Малыш быстрее научится кушать самостоятельно, если садиться за стол всей семьей. Ставить перед ним тарелку и чашку, класть рядом ложку или вилку, чтобы было все, как у папы или мамы.

Родителям советуют комментировать и объяснять свои действия. Например: «Мама взяла ложку, чтобы кушать супчик. У тебя тоже такая есть. Давай, возьми ее в ручку и попробуй самостоятельно съесть немного каши, чтобы вырасти большим, как папа».

Обязательно подключать к процессу всех присутствующих за столом. Можно предложить ребенку зачерпнуть немного пюре из маминой тарелки или покормить своей кашей папу. Пускай малыш испачкает стол и донесет до рта только десятую часть, но он попробовал, поэтому молодец.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

Терпение и спокойствие

Крики и шлепки не заставят малыша держать ложку крепче или не рассыпать кашу. Хорошие результаты дает похвала и терпение, когда мама не ругает за ненароком пролитый суп и радуется, что ребенку удалось самостоятельно съесть кусочек омлета.

Чтобы малыш быстрее освоил столовые приборы, нельзя никогда:

  1. Торопить и подгонять его, ведь скоро идти на прогулку или ехать в гости.
  2. Заставлять кушать только правой или левой рукой. Пускай самостоятельно выбирает, с какой стороны удобнее подносить ложку ко рту. Не страшно, если вечером он работал правой, а утром решил взять прибор левой рукой. Со временем малыш определится и сделает окончательный выбор.
  3. Ругать или шлепать по попе, когда еда из ложки падает на стол или недавно вымытый пол. У детей не такие точные движения, как у взрослых. Малыш действительно старается не пачкать одежду и скатерть, но у него не всегда получается.
  4. Называть ребенка плохим, когда он кушает мало или без охоты. Родители формируют у крохи комплексы, которые со временем приведут к ожирению или проблемам с лишним весом.

Нужно в обязательно порядке провести воспитательные беседы со всеми бабушками и дедушками, объяснить, как кормить ребенка, и что делать нельзя. Если дома мама не разрешает окунать в суп руки, то и в гостях такое поведение недопустимо.

Руководить и подсказывать

Чтобы научить ребенка обращаться с ложкой, следует подарить ему лопаточку. Обычную пластиковую, которая будет помещаться в детской ладошке. Пускай он загружает песок в машинку или ведерко, кормит им плюшевого медведя. Благодаря играм ребенок учится правильно держать лопаточку, чтобы было удобно, и зачерпывать землю.

Ложка чуть меньше пластиковой игрушки, но имеет похожую форму. Юным исследователям песочницы проще держать столовый прибор и набирать кашку из тарелки. Конечно, маме придется показать основы:

  • какие пальчики куда положить;
  • как должна двигаться рука, чтобы каша попадала в рот, а не в нос или ухо;
  • с какой силой сжимать ручку;
  • как зачерпывать пюре.

Малыша, который только знакомится со столовыми приборами, нужно поправлять. Держать вместе с ним ложку и подносить ее ко рту. Вытирать со щек остатки пюре. Давать передохнуть и набраться сил, когда он устанет кушать или поднимать тяжелый столовый прибор.

Иногда маме хочется накормить ребенка самой, ведь так быстрее и проще. Да, взрослые могут запихнуть в малыша кашу за считанные минуты, но тогда кроха так и не научится самостоятельно обслуживать себя за столом.

Как научить ребенка кушать ложкой и сохранить нервы

Стены, перепачканные кашей. Лужи из брокколи на полу. Стопки маечек и штанишек, которые нужно отстирывать от супа. Как маме не сойти с ума и не потерять самообладание? Заранее готовится к кормлению ребенка.

  1. Постелить на пол клеенку или положить несколько газет.
  2. Если в доме тепло, раздеть малыша до памперсов или полностью. Отмыть кроху от каши намного проще, чем вывести пятна сока или кабачкового пюре.
  3. Малыш пачкает волосы? Спасет чепчик, который не обязательно тщательно выстирывать. Достаточно смести остатки еды, а потом сполоснуть под краном.
  4. Покупать тарелки на присосках. Малыш не сможет сдвинуть миску с места, ему будет удобнее черпать суп, значит, меньше еды окажется на полу.
  5. Не позволять ребенку разгуливать по квартире с ложкой или тарелкой. Кушать нужно только на кухне, сидя за столом, как родители. Захотел пойти в зал? Поставил миску, положил ложку, сполоснул руки и лицо, а потом отправился по своим делам.
  6. Никаких мультиков. Кроха должен сконцентрироваться на ложке. Сначала кушать, а потом смотреть телевизор или играть машинками.

Ребенок может упираться и устраивать сцены, пытаться манипулировать родителями, но важно не поддаваться. Отказывается от еды, пока не включат мультфильмы? Ничего, проголодается и сам попросит каши. Берет суп руками и размазывает по лицу? Ребенок сыт и начинает баловаться. Нужно забрать тарелку, умыть и отправить играть.

Малыши учатся кушать самостоятельно неделями и месяцами. Не нужно торопить. Пускай экспериментируют, пробуют, ошибаются. Задача мамы – стоять рядом и помогать. Направлять и подсказывать, хвалить и радоваться маленьким успехам. Когда ребенок почувствует, что его поддерживают и любят, он обязательно сделает все правильно и научится кушать самостоятельно быстрее сверстников.

Видео: как научить ребенка есть самому

Есть с помощью ложки – первое чему должен научиться малыш, чтобы стать еще взрослее. Введение прикорма в 6 месяцев выполняется с помощью ложки. Столь юный возраст не позволяет деткам освоить процесс самостоятельного кормления, поэтому пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок научиться пользоваться ложкой. Родителям требуется терпение и выдержка, чтобы не торопить этот процесс, а ненавязчиво обучать малыша столь полезному навыку. Мы предложим вам ряд полезных советов и рекомендаций, которые облегчат решение вопроса, как научить ребенка кушать без помощи мамы.

Хотя прикорм вводится малышу при помощи ложки, в этот период он еще не может кушать сам. Тем не менее, мама может потихоньку учить ребенка несложному навыку самостоятельной пищи

Оптимальный возраст

Освоить навык самостоятельного приема пищи ребенок сможет не сразу, для этого понадобится не один месяц. Несмотря на дальность перспективы, не стоит начинать обучение слишком рано. Часто мамочки дают карапузу ложку, как только начинается прикорм, где-то в возрасте 6 месяцев. Полугодовалый малыш еще плохо владеет координацией движений и не осилит выполнение этой задачи. Результат слишком раннего приучения к ложке – грязь на полу или на стенах. Когда же наступает пора учить малыша есть самостоятельно?

Обучение малыша любому навыку пойдет быстрее, если начать его в возрасте, когда он в состоянии воспринимать и понимать речь. Постарайтесь не упустить этот момент. Чем старше будет становиться ребенок, тем все сложнее вам будет его увлечь процессом обучения. Подходя к рубежу 2 лет многие детки становятся упрямыми и могут противиться освоению самостоятельной трапезы.

Кушать самостоятельно нужно приучать примерно в 1 год с небольшим разбросом в ту или другую сторону. Заметив, что малыш отказывается от ложки и в этот период, не настаивайте. Отложите обучение еще на пару месяцев.

Доктор Комаровский убеждает мам, что не стоит заставлять ребенка пользоваться ложкой, если у него нет для этого внутренней готовности или отсутствует интерес. Излишняя настойчивость может привести к новым трудностям.

Малыш в 8-10 месяцев вполне может самостоятельно брать рукой небольшие кусочки пищи - порезанные фрукты, печенье. При выборе «сухомятки» учитывайте, что она должна легко растворяться во рту, чтобы ребенок не подавился. Еще один способ приучить ребенка к приему пищи – дать ему в руку ложку с пюре. Первые успехи придут не сразу, учтите это. Для освоения процесса питья возьмите кружку-непроливайку – это оптимальный переходный вариант к взрослой чашке.


Возможность кушать за одним столом со взрослыми - не только интересное познавательное времяпровождение для ребенка, но еще и отличный тренажер правил поведения за столом, использования приборов

10 правил для быстрого обучения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Научить ребенка есть самостоятельно можно и сделать это очень просто. Вы убедитесь, насколько это легко, стоит лишь запастись терпением, спокойствием и хорошим настроением. Наши специалисты подготовили для вас 10 простых правил, соблюдая которые, вы сделаете процесс обучения проще и приятнее, узнаете, как научить ребенка кушать ложкой.

Подготовьтесь

В первую очередь необходимо вызвать интерес у ребенка к процессу еды, а уж затем начинать обучение пользованию столовыми принадлежностями. При кормлении ребенка с помощью игр, угроз или мультиков маловероятно, что он захочет научиться есть самостоятельно. Отличный способ заинтересовать кроху – сесть за стол всей семьей. В идеале стоит сделать семейный обед или ужин традицией, особенно это важно для деток, находящихся на грудном вскармливании.

Увидев, что малыш проявляет желание держать ложку уже при первом прикорме, не препятствуйте этому. Если ребенок хочет что-то взять из взрослой тарелки, позвольте ему и это. Усвойте одно важное правило – никогда не заставляйте ребенка есть. Специалисты выяснили, что принуждение к приему пищи крайне негативно отражается на детской психике, а также нарушает систему пищеварения ребенка. Главный пример для ребенка – его родители и то, как они пользуются столовыми принадлежностями.

Не спешите

Малыш осваивает ложку, но кушает очень-очень медленно. Скорее всего, вы ужасно раздражаетесь этой медлительности. Он ест так неторопливо, чтобы быть максимально аккуратным и не расстроить вас своими ошибками. Если малыша постоянно поторапливать, он лишится удовольствия от еды, ведь обед или ужин для него - это не просто прием пищи, а еще и возможность проявить себя, поиграть и побыть вместе с любимой мамой. Когда ребенка не торопят, он скорее обучается правильно пользоваться ложкой и быстрее учится хорошо прожевывать пищу. Пусть ест в своем темпе, не торопите его. Самое лучшее – это подбадривать и поддерживать его.

Если вы планируете в скором времени отдать крошку в ясли и спешка научить его самостоятельному питанию вызвана именно этим, то мы рады вас успокоить - в яслях малыш быстро адаптируется и начнет есть наравне со сверстниками.

Не упустите момент

Не пропустите момент, когда кроха заинтересуется ложкой, ведь порой в спешке этого можно и не заметить. Видя потребность малыша попробовать свои силы в этом деле, незамедлительно выдайте ему собственную ложку, начиная таким образом тренировку. Правильно «подловленный» момент гарантирует, что уже к полутора годам ребенок сможет самостоятельно есть творожок, кашу и даже суп.

Помогайте

Иногда ребенку недостаточно только вашего примера в том, как научиться пользоваться ложкой. Если вы видите, что малыш боится ошибиться и никак не справится, помогите ему. Своей рукой возьмите его ручку вместе с ложкой и направьте к ротику. Увидев, что малыш понял принцип действия, дайте ему возможность попробовать это сделать самому.

Будьте рядом

Всегда будьте рядом во время еды, если ребенку будет нужна ваша помощь. Малыш может устать кушать сам и начать капризничать или он расстроится из-за пролитой каши, может подавиться - это все будет играть не в вашу пользу. Придите на выручку и покормите кроху сами. Хороший вариант кормления - в две ложки, когда одна ложка у мамы, а другая у ребенка, и он ест в меру своих сил.


Если малыш устал кушать сам или немного расплескал жидкую пищу, маме желательно прийти к нему на помощь и докормить кроху самостоятельно

Тренируйтесь

Можно тренироваться пользоваться ложкой не только дома. Отлично для этой цели подойдет игра в песочнице - по сути, эти процессы идентичны. Помогайте малышу освоить аккуратное наполнение формочек лопаткой. Еще хорошим подспорьем в обучении самостоятельному питанию станет игра в дочки-матери, где ребенок будет кормить своих куколок.

Приготовьте«кашу»

Выбирайте правильную консистенцию блюда - она не должна быть жидкой, иначе у ребенка будет меньше шансов донести еду в целости до ротика. «Удобными» блюдами будут каша, пюре из овощей, крем-суп или творожок. Чтобы кушать было приятно и обед не стыл в тарелке, кладите еду небольшими порциями и добавляйте по мере надобности. Порционные кусочки - не самый хороший вариант, потому что малыш их будет брать руками, а не ложкой.

Дайте выбор

Некоторые дети быстрее осваивают вилку, а не ложку. Для пробы дайте ребенку попробовать и то и другое. Покупайте специальные безопасные детские вилки с закругленными краями и тупыми зубчиками. Разумеется, в таком случае нужно изменить и подачу блюда. Нарежьте еду кусочками (морковку, капусту, картошку).


Иногда вилка оказывается для детишек даже более удобной, чем ложка. Нежелательно давать ребенку взрослый прибор, поскольку его зубчики достаточно острые

Проявите терпение

Обязательно вооружитесь терпением, оно - ваш главный помощник. Обустройте место для кормления, чтобы быть спокойными в тот период, когда малыш будет учиться кушать сам. Пол застелите клеенкой, чтобы не расстраиваться из-за возможных промахов крохи, а также будьте готовы сменить обои. Стирка в эти дни тоже будет увеличена. Если на улице и дома тепло, можно полностью раздеть карапуза, а после еды помочь принять душ.

Заинтересуйте

Чтобы вызвать интерес ребенка к еде, воспользуйтесь следующими вариантами:

  1. Оформите блюдо красиво. Выложите из продуктов цветочки, веселые мордашки, изобразите животных.
  2. Купите тарелочки с рисунками на дне и скажите крохе, что в конце трапезы его ждет сюрприз, тогда он очень будет рад, увидев «в конце» своей кашки веселого зайчика или медвежонка. Можно купить несколько вариантов таких тарелочек.

Чтобы найти для себя новые идеи для оформления детских блюд, посмотрите ряд видеоматериалов, которые мы подобрали для вас. Пусть ваши совместные трапезы будут веселыми и радостными!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.