Восклицания в оде на день восшествия

ЧАСТЬ 1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Вечернее размышление...

Ода на день восшествия...

Вопросы и задания к стр. 58

1-2. Темы и идеи од Ломоносова

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загадками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; // Звездам числа нет, бездне - дна» в том, что при проявлении небольшой наблюдательности можно обратить внимание на неисчерпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстаёт настолько безграничной и непонятной в своей сложности, что её можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звёздами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размышления о необыкновенной сложности божеского творения.

Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы.

Тему «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и самобытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа.

Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царствования дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тенденции правления Елизаветы, и можно было подводить промежуточные итоги.

Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установление «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «россам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн).

Вторая заслуга - возвращение к политике Петра (были восстановлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвидирован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): «...Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «...Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».

Третья заслуга - покровительство наукам: «...Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но её фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, друживший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.

Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил её тому, что она должна делать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что

.. .требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Тобой восставленных наук.

Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творчестве Державина.

3. Смысл строчек «...может собственных Платонов // И быстрых разумом Невтонов // Российская земля рождать» в том, чтобы обратить внимание на богатейшие интеллектуальные ресурсы России. Россия способна быть первой в науке, надо только обращать внимание на многочисленные таланты, а не приглашать беспрерывно специалистов из-за границы. Неверие в способности собственного народа обходится стране дорого, надо во всём рассчитывать прежде всего на себя.

4. Картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении...», величественны и полнозвучны.

Вопросы и восклицания превращают стихотворения во взволнованные диалоги, полные воодушевления от открывающихся возможностей. Многие из них фактически относятся к возможным читателям, призывая их к эмоциональному сопереживанию, к совместному размышлению над обозначенными проблемами.

В «Оде на день восшествия...» Ломоносов рисует скорее не реальное, а желаемое. Он описывает действия, которых следует ожидать от просвещённой императрицы, не только кровной, но и духовной дочери Петра Великого.

Вот, например, строки восклицания:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Их надо понимать как призыв обратить внимание на соотношение между красотой, полезностью и мирным, естественным ходом жизни. Многие стремятся достичь такого состояния, но именно России сейчас выпала удача надеяться на подобное отношение к жизни. М. В. Ломоносов этими строками словно показывает вступающей на престол Елизавете её историческое предназначение, выражает надежды нарождающейся просвещённой прослойки.

5. Прославление Елизаветы

Поэт прославляет Елизавету фактически за то, что она - дочь великого отца («Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь»), за то, что она русская и при этом очень красивая («Но краше в свете не находит / Елисаветы и тебя»). Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту

долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «возлюбленной» и «блаженством».

Когда на трон она вступила,

Всевышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

М. В. Ломоносов надеется на то, что при дочери Петра будут продолжены его преобразования, такое внимание будет уделяться развитию наук и искусств. Он обращается к императрице:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течёт;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветёт.

М. В. Ломоносов мечтает о дальнейшем процветании России, связанном с огромными природными богатствами, для освоения которых необходимо развивать отечественную науку. К науке же русские имеют и склонность, и таланты, невзирая на отрицания этого некоторыми иностранцами.

Развивайте дар слова (к стр. 58)

1. Словарная работа

Всевышний - Бог-творец, Создатель мира;

дерзнёт - попытает счастья, несмотря на неблагоприятные условия, решится что-то сделать вопреки складывающейся ситуации;

щедроты - качество щедрости, отсутствие жадности, готовность бескорыстно помогать и делать это умело;

ободренны - воодушевлены каким-либо явлением, событием;

утеха - радость от новой возможности, какой-либо факт, уменьшающий вечную скорбь и тревогу падшего мира;

Отечество - родная страна, её народ, её территория и культура;

благословенны - изначально: напутствуемы священником на трудное дело, получившие разрешение и одобрение от вышестоящего руководства, поддержка в каком-либо начинании;

посрамляет - показывает ограниченность и несовершенство, демонстрирует более удачный вариант, затмевает соперника собственными достоинствами;

Парнас - гора, на склонах которой жили музы, покровительствующие культуре. Здесь - высоты культурной жизни, своеобразная утопия, мир, в котором царит чистое искусство;

бездна - безграничное пространство, отсутствие видимых границ, «без дна».

В современной разговорной речи могут быть использованы такие слова, как дерзнёт, Отечество, благословенны, посрамляет, бездна.

2. Риторические вопросы

Риторические вопросы - это утверждения в форме вопроса, они не требуют ответа, то есть подразумевается, что ответ и так ясен. В этом смысле вопросы «Вечернего размышления...» трудно назвать риторическими: Ломоносов говорит о тех вопросах, ответы на которые ищет его пытливый ум; это не риторика ради риторики, а подлинное научное вопрошание, можно даже сказать, выдвижение гипотез:

Но где ж, натура, твой закон?

С полнощных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Несколько вопросительных предложений в «Оде на день восшествия...» вполне можно назвать риторическими: «Какая светлость окружает / В толикой горести Парнас?», «Твоей великодушной воле / Что можем за сие воздать?»



Упражнение 1.

В приведенных текстах найдите синтаксические средства выразительности и определите их функции.

1) Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(А. А. Фет)

2) Россия не только государство... Она - сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия - это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
(Н. К. Рерих)

Упражнение 2.

Определите особенности синтаксической структуры предложений и роль знаков препинания в тексте И. С. Тургенева.

Тысячи моих братий, собратий гибнут там, вдали, под неприступными стенами крепостей; тысячи братий, брошенных в разверзстую пасть смерти неумелыми вождями.

Они гибнут без ропота; их губят без раскаяния; они о себе не жалеют; не жалеют о них и те неумелые вожди...

Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь ?

Упражнение 3.

Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.

Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н.Гоголь)

Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.

Упражнение 4.

Запишите предложения в такой последовательности:

С двумя рядами однородных членов;
- с тремя рядами однородных членов;
- все остальные.

Укажите стилистические фигуры, встречающиеся в данных предложениях.

Аромат воздуха – нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)

Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А.Пушкин)

Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду.
За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.

Упражнение 5.

Выпишите три предложения с метафорами в причастном обороте.

И старый клен, о лете сожалея,
Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть.
(Васильев)

Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово- алая парча. (Прокофьев)

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины.
(Тютчев)

Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)


Упражнение 6.

Выпишите три предложения с деепричастным оборотом, распространяющим развернутую метафору.

Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака.
(Баратынский)

С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)

Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)

Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)

Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)


Упражнение 7.

Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются.

1) Орлам случается и ниже кур спускаться:
Но курам никогда до облак не подняться!
(И. А. Крылов)

2) Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?
(М. Ю. Лермонтов)

3) Земля - владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)

4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. А. Шолохов)


Упражнение 8.

Сравните предложения в первой и второй части. Выделите предложения, в которых содержится риторический вопрос. Что в них общего?

1. Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?

(М.В.Ломоносов)

Видали ль вы литовские цветные пояса?
Как будто вдоль овса –
Средь маков васильковая струится полоса.

(Саша Черный)

2. Богатство хорошо иметь;
Но должно ль им кому гордиться сметь?
В собольей дурака я шубе видел,
Который всех людей, гордяся, ненавидел.
В ком много гордости, известно то, что тот,
Конечно, скот.

(А.П.Сумароков)

«Помилуй ты меня,- сказал он с удивленьем,-
Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор».

(И.А.Крылов)

Упражнение 9.

Найдите в тексте поэмы Адама Мицкевича «Гражина» риторические вопросы, восклицания, обращения. Докажите, что эти синтаксические конструкции по своему содержанию повествовательные. Какую выразительную роль они играют в тексте?

Пустую Русь, варяжские болота!..
Вот где мне быть! Он, верно, оттого-то
Родных и братьев гонит в край чужой,
Что всей намерен завладеть Литвой.
Вон как решил! Хоть разные дороги,
Да цель зато у Витольда одна:
Была бы спесь его вознесена,
А равные – повержены под ноги!

Иль не довольно Витольд на коне
Держал Литву? Навеки ль, в самом деле,
Кольчуги наши приросли к спине,
Ко лбу заклепки шлема прикипели?
……………………………………….
А я что взял за ратный труд? С пеленок
Что принял я? Кольчугу да шелом.
Природный князь, как нищий татарчонок,
Я был вскормлен кобыльим молоком.
………………………………………..
«А где ж посол?» - Гражина восклицает.
Паж удивленно брови поднимает,
В упор княгиня смотрит на пажа,
Тот говорит: «Что слышу, госпожа!
Иль ты не помнишь слов своих? Не мне ли,
Когда вторые петухи пропели,
Ты княжескую волю принесла,
Чтоб до зари спровадил я посла?
И твой приказ я выполнил на деле».

Упражнение 10.

Прочитайте басню И.И. Хемницера «Лев, учредивший совет ». Выпишите из басни риторические вопросы. В каком из них содержится отрицание, а в каком - утверждение? С какой целью, по вашему мнению, И.И. Хемницер употребляет в басне «Лев, учредивший совет » риторические вопросы? Кого имеет в виду автор в образе льва, слонов, ослов? Какое явление подвергает осмеянию И.И. Хемницер?

Лев, учредивший совет
Лев учредил совет какой-то, неизвестно,
И, посадя в совет сочленами слонов,
Большую часть прибавил к ним ослов.
Хотя слонам сидеть с ослами и невместно,
Но лев не мог того числа слонов набрать,
Какому прямо надлежало
В совете этом заседать.
Ну, что ж? пускай числа всего бы недостало,
Ведь это б не мешало
Дела производить.
Нет, как же? а устав ужли переступить?
Хоть будь глупцы судьи, лишь счетом бы их стало.
А сверх того, как лев совет сей учреждал,
Он вот как полагал
И льстился:
Ужли и впрямь, что ум слонов
На ум не наведет ослов?
Однако, как совет открылся,
Дела совсем другим порядком потекли:
Ослы слонов с ума свели.

Упражнение 11.

Выпишите предложения, в которых использовано риторическое обращение.

1) Клён ты мой опавший,
Клён заледенелый!
Что стоишь, согнувшись,
Под метелью белой?
(С.Есенин)

2) Ох, лето красное!
Любил бы я тебя…
(А.Пушкин)

3) Рассказала Даша и про ягоды, и про плавание. Дедушка туча-тучей, она его успокаивает: - Дедушка, всё ведь хорошо кончилось. Даже лодка нашлась. (В.Бахревский)

4) Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
(Ф.Тютчев)

5) Соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
- Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать.
(А.Солженицын)

6) Какими шелками расшила тебя, Алтай, щедрая природа-мать! (Пермитин Е.)

7) – Дай же отряхнуться, папаша, -говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, -я тебя всего запачкаю… (Тургенев И.)

Упражнение 12.

Прочитайте тексты, укажите их стилистическую отнесенность, назовите использованные в них фигуры.

Пять чувств у человека есть…
Но сколько в нас таится их
Не учтены ни долг, ни честь,
Ни чувство интуиции.
И кроме чувства высоты,
Нам всем ничуть не менее
Знакомо чувство красоты
И чувство отвращения.
И чувство локтя - наконец,
Что гонит чувство страха?!
А чувство юмора - венец,
С которым - хоть на плаху.
Средь чувств, которым нет цены,
Могучих и несметных,
И чувство собственной вины-
Редчайшее у смертных!
(Николаев).

Оглянись, русский человек на древние гордые кремли твоих городов, на детей наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, еще не оскверненный мертвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоем богатырском сердце.
Подымись во весь рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России!
(Леонов).

Ты наденешь рукавицы,
Дверь откроешь, выйдешь в сени-
Тонко скрипнут половицы,
Улетят с крыльца синицы
В оснеженные сирени.
Хлынет в ноздри воздух синий,
На ресницы ляжет иней.
Лыжи под гору скользнут…
Мост, как кошка, спину выгнет,
Щелкнет дятел, белка прыгнет,
Зайцы в ельнике мелькнут.
Вспыхнет солнечное пламя,
Обожжет морозом щеку,
Лось лиловыми глазами
На тебя посмотрит сбоку.
(Ковалев)

Тест по теме «Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы, обращения и восклицания»

1. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

2. Найдите среди примеров риторические фигуры.

1) О, смертные, на что вы смертию спешите?
Что прежде времени вы друг друга губите?
Или ко гробу нет кроме войны путей?
Везде вас тянет рок насильством злых когтей!
(М.В.Ломоносов)

2) Орлам случается и ниже кур спускаться:
Но курам никогда до облак не подняться!
(А.И.Крылов)

3) Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия…За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.
(Илья Сельвинский)

А – Риторическое обращение;
Б – Риторический вопрос;
В – Риторическое восклицание

3. Напишите номера предложений, в которых есть риторическое восклицание.

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении…
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

4. Напишите номера предложений, в которых есть риторический вопрос.

(17)Помните, у Н. Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
(18)Хорошо поёт, собака, Убедительно поёт...
(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит. (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...
(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно - и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? (23) Кто, если не мы сами?!

5. Напишите номера предложений, в которых есть риторическое восклицание.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером…
(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное - неважно.

6. Напишите номер предложения, в которых есть риторический вопрос.

(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог... (2)А мне кажется, что самая большая романтика - в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный - это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия! (5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами.

7. Напишите номер предложения, в которых есть риторический вопрос.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо - не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием - принципиальность. (4)Вместо человека чести - человек принципов...
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

8. Напишите номер предложения, в которых есть риторическое восклицание.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Нйкто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

2. Композиция оды Ломоносова. Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается стройностью, каждая из основных тем получает своё обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей.

Ода имеет трёхчастную композицию:

1 часть - поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед Отечеством.

2 часть – прославление прошлых успехов страны, её правителей, гимн современным просветительским успехам в стране.

3 часть – прославление монарха за деяния на благо России.

Вводная часть/экспозиция – 12 строф. Поэт славит Елизавету на фоне следующих один за другим её предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделяется Пётр Первый – отец Елизаветы. Пётр Первый – кумир Ломоносова. Из высоко торжественной характеристики Петра понятно, что именно от него переняла Елизавета эстафету великих дел.

Основная часть начинается с 14 строфы. На первый план выходит величественный образ России, её неисчерпаемые природные богатства, громадные духовные и творческие возможности. Достоинства прекрасной Елизаветы уходят на второй план, меняется тематическое направление оды. Автор теперь – патриотически настроенный учёный, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги, Дальнего Востока. Русские моряки с помощью учёных – картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам». И главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это – новые поколения людей: образованные, просвещённые, преданные науке русские юноши.

Кульминация оды –

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

…………………………..

В градском саду и наедине

В покое сладки и в труде.

Финальная 24 строфа посвящена вновь Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная, непосредственно обращена к Елизавете. Не самая выразительная строфа.

Значение оды заключается в том, что в ней содержится стройная, чётко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых учёных. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем её благополучие и процветание. Как приверженец просвещённой монархии, Ломоносов верил, что образованный, думающий о государстве правитель способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. При этом советником царей должны быть не корыстолюбивые и льстивые царедворцы, а люди науки и искусства, бескорыстно служащие отчизне «Ода на день…» показывает, что таким «учителем монархов готов стать и сам Ломоносов.

Ломоносов на протяжении всей оды сумел выдержать классицистическую строгость построения: выдержанный четырёхстопный ямб, десятистрочную строфу и единую схему рифмовки (абабввгддг).

Генезис оды (история создания). Ода написана в год, когда Елизавета утвердила новый устав и штаты Академии Наук, вдвое увеличив количество средств на её нужды. В это же время Австрия, Англия и Голландия, воевавшие с Пруссией и Францией, втягивали Россию в новую войну, требуя отправки русских войск к берегам Рейна.

В этой оде особенно остро сказались противоречия всего жанра похвальной оды – противоречие между его комплиментарностью и реальным политическим содержанием: поэт излагает свою собственную программу мира.

3. Какая тема является главной, какие – побочными.

Центральные темы оды - тема труда и тема науки. Поэта волнуют не заслуги Елизаветы, а будущее России, которое зависит от науки. То есть Елизавета – это не главная тема.

Какими стилистическими средствами выражена каждая тема? Смотри во втором документе

Торжественный, высокий стиль оды создаётся разнообразными средствами: употреблением старославянизмов – воззри , кроткий глас , град, дщерь, зрак, очи, пределы небес, выя, огнь, узреть, усечённые формы прилагательных- российски грады, вяща радость, горы превысоки, риторические восклицания – О утра час благословенный, дражайший нам златых веков! … О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!... О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град, обращение к античной мифологии – верх Парнасских гор прекрасных, Минерва (олицетворяет собой понятия разума и науки), Марс и Нептун (олицетворяют войну и морскую стихию, эпитеты – красны лики, заря багряная, скорбная темнота, сладостный покой, метафоры - солнце «во все страны свой взор возводит», пламенные звуки, наглы вихри, праведная печаль, звучащая слава, гиперболы – «Лена … бреги наконец теряет, сравнившись с морем широной».

4. Образ императрицы в оде . Ода посвящен прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но ещё до её появления в оде поэт успевает высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует не война, а мир. Императрица, по художественной логике, оказывается производным от этой всеобъемлющей тишины (Душа её зефира тише). В оде императрица предстаёт как объект поклонения, восхищения и любви. Поэт восхваляет императрицу за дела, которые она ещё не совершила, но которые сам Ломоносов видел важными и полезными для государства. Ломоносов считал, что это обяжет императрицу, которой надлежало продолжать дела великого отца, в будущем оказаться достойной похвалы.

Способы его создания.

Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит её

    как поборницу мира:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих льётся крови ток.

    Как государыню, которую волнует благополучие и счастье её народа

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

    Как поборницу просвещения

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течёт;

Богатство в оных потаенно

Наукой будет откровенно…

5. Выпишите в тетрадь примеры выразительных средств, с помощью которых поэт создаёт образ императрицы.

Не дочь Петра, а Петрова дщерь

5 строфа из «Оды»

Чтобы слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения твоих похвал;

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бугу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает,

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Это изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что у него нет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует себя он при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку через «яры волны» переплыть «понт», тот есть Чёрное море.

4 строфа – эпитет - божественные уста, метафора - доброт твоих прекрасный лик

6. Лирический герой оды. С первых строк произведения автор обозначает свою позицию. Всё повествование ведёт лирический голос поэта. Доминирующая роль лирического героя в оде - художественное достижение ломоносова.

Риторические вопросы - это утверждения в форме вопроса, они не требуют ответа, то есть подразумевается, что ответ и так ясен. В этом смысле вопросы "Вечернего размышления..." трудно назвать риторическими: Ломоносов говорит о тех вопросах, ответы на которые ищет его пытливый ум; это не риторика ради риторики, а подлинное научное вопрошание, можно даже сказать, выдвижение гипотез:

Но где ж, натура, твой закон?С полнощных стран встаёт заря!Не солнце ль ставит там свой трон?Не льдисты ль мещут огнь моря?

Несколько вопросительных предложений в "Оде на день восшествия..." вполне можно назвать риторическими: "Какая светлость окружает / В толикой горести Парнас?", "Твоей великодушной воле / Что можем за сие воздать?"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Риторические вопросы в одах М. В. Ломоносова уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось сесть). Хоть я и не пророк, Но Видя мотылька, что он вкруг свечки вьется, Пророчество почти
    М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия). Ломоносов был щедро одарён многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых активно занялся картографией. Очень много М. В. Ломоносов сделал для становления русского литературного языка. Он составил
    Картины мира, рисуемые в "Вечернем размышлении...", величественны и полнозвучны. Вопросы и восклицания превращают стихотворения во взволнованные диалоги, полные воодушевления от открывающихся возможностей. Многие из них фактически относятся к возможным читателям, призывая их к эмоциональному сопереживанию, к совместному размышлению над обозначенными проблемами. В "Оде на день восшествия..." Ломоносов рисует скорее не реальное, а желаемое. Он описывает действия, которых следует ожидать от просвещённой императрицы, не только кровной, но и духовной дочери Петра Великого. Вот, например,
    Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, "Письмо о правилах российского стихотворства" с приложенной к нему одой "На взятие Хотина" как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в "Письме" принципов нового русского стихосложения. Ломоносов-реформатор стиха, в отличие от Тредиаковского, смело и последовательно утверждает
    К созданию теории "трёх штилей" Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковнославянской речи, и писатель подбирал особенные, книжно-старинные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер - "Прочтоша, написаша", "Беззаконновахом, неправдовахом". Вместо "ещё, тотчас" писали "паки, аще, абие". Письменная речь была переполнена славянизмами: "иже", "якоже", "понеже"... Употреблять "простой" язык в книжном сочинении
    Стихотворения Задумчивость Испускающаяся роза На птичку Объявление любви Признание Фелица Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина Анализ произведений Лирика 1779 - 1783 гг. Торжественная ода "Фелица" Основные черты лирики Державина 1790 - 1800 гг. "Домашняя" поэзия Социальные связи в поэзии Державина Отражение исторической эпохи в одических произведениях Г. Р. Державина Народность лирики Державина Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах Критика о творчестве Г. Державина К. Орешин М. Эпштейн П. А.
    Ломоносов стоит впереди наших поэтов, Как вступление впереди книги. Н. Гоголь Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов был великим поэтом и писателем, оставившим свой неповторимый след не только в развитии русского языка в целом, но и в развитии литературного языка. Первым в истории стихосложения он начал писать на языке, доступном широкому кругу читателей, что делает его произведения вполне понятными и для нас. Достоевский считал Ломоносова первым "бесспорным гением", сказавшим "бесспорное
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.