Детские дома ликвидируются. Детских домов больше не будет

В современном обществе прогрессивно решается проблематика, связанная с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Также во многих семьях рождаются дети, имеющие различные отклонения в здоровье: глухота, слепота, неврологические заболевания и так далее. Такие дети нуждаются в нахождении в специализированных образовательных учреждениях – интернате и детском доме.

Интернатом принято называть особое учреждение, имеющееся при каком либо учебном заведении, служащее для проживания учащихся, осуществляющееся по большей степени за родителей и лиц их замещающих. Чаще всего заведение подобного рода принято называть таким образовательным учреждением, как «школой-интернатом».

В данном месте дети могут находиться круглосуточно, оно создается исключительно в воспитательных целях для формирования у детей определенных навыков самообслуживания, раскрытия творческих потенциалов.

Интернаты принято делить по:

  1. Контингенту (для детей сирот, детей с ограниченными возможностями, трудных подростков и так далее).
  2. Общеобразовательному профилю (углубленное изучение предметов, спортивные интернаты, кадетские корпуса).
  3. Коррекционные школы-интернаты (насчитывается 8 видов, различаются по диагнозу заболевания).

Образование в школе-интернате

Дети, проживающие в подобного рода заведении, могут пребывать в нем постоянно. Однако, по просьбе родителей, либо же лиц их заменяющих – опекунов и попечителей воспитанники интерната могут на некоторое время покидать стены своего места проживания в выходные дни, на время каникул и по уважительной причине.

Воспитанники интернатов обеспечиваются всеми необходимыми вещами:

  • Предметами личной гигиены.
  • Одежда и обувь.
  • Хозяйственный инвентарь.
  • Игрушки и так далее.

По окончанию школы-интерната для детей, оставшихся по каким-либо причинам без родительского попечения, отправляют для дальнейшего получения образования к месту, закрепленному за ребенком. Данная процедура осуществляется в принудительном порядке. Она распространена в случае лишения родителей родительских прав, которые в отсутствие ребенка не имеют права, согласно юридическому законодательству, продавать, либо разменивать имеющуюся у них жилплощадь. По сути ребенка после окончания среднего образования возвращают в ту же семью, из которой он был изъят, будучи маленьким. По большей части бывшие воспитанники интернатов приезжают к развалинам, либо возвращается в ту аморальную среду, в которой пребывали в детстве.

Полным сиротам дается право самостоятельно выбирать место жительства и род дальнейшей деятельности. После окончания интерната им предоставляется бесплатное обучение в любом вузе страны по их личному выбору.

Интернат после выпуска ребенка может на протяжении некоторого времени принимать бывшего воспитанника. Такое отношение к детям составляется исключительно в административной среде учебного заведения: их бесплатно кормят в столовой, педагоги помогают материально.

Согласно статистическим данным, около 70% подростков, обучающихся в интернате и его выпускников попадали на учет по делам несовершеннолетних, многие отбывали срок в местах лишения свободы. В свою очередь дети бывших воспитанников интерната попадают в аналогичные заведения.

Детским домом называют образовательное учреждение, в котором содержатся дети, оставшиеся без родителей, либо же их попечения по различного рода причинам. Такие дети нуждаются в полноценной помощи в лице государства и его защите.

Детский дом считается образовательной организацией, оказывающей социальные услуги.

История возникновения

В Российской империи дабы искоренить проблему, связанную с социализацией беспризорников, принято было строить различные приюты и воспитательные дома, которые в свою очередь находились под надзором особой организации, она была представлена в виде Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Немного позднее образовалась система Ольгинских приютов для беспризорных детей.

Систему приютов реорганизовали сразу же после Октябрьской революции. Особую систему обучения и воспитания беспризорников написал великий и талантливый русский педагог Антон Семенович Макаренко. Собрав весь имеющийся у него материал, он написал знаменитый на весь сегодняшний мир учебник по воспитанию «Педагогическую поэму».

Новая система образования и трудового воспитания, обращенные на беспризорников, описанная Макаренко долго не просуществовала, так как ее не приняло советское руководство. Правительство СССР выступило с резкой критикой эксплуатации детского труда: дети, не достигшие 16-тилетнего возраста трудиться не должны.

Статистика

В период распада СССР на территории Российской Федерации насчитывалось около 564-х детских домов. На сегодняшний день это число увеличилось в 5 раз. Дети из детских домов постоянно усыновляются, находятся под опекой.

На сегодняшний день самым крупным приютом (детским домом) считается приют Лилиан Трэшер, находящийся в городе Асьют, Египет.

Общее и различия между интернатом и детским домом

Общее:

  1. В обоих заведениях живут дети.
  2. В детских домах содержаться сироты, также они проживают и в интернате.

Различие:

  1. В интернате дети содержаться за родительский счет, в детском доме – за счет государства.
  2. Родители имеют полное право забирать из интерната на время своих детей, в детском доме дети находятся постоянно.
  3. В большинстве случаев интернаты имеют коррекционную направленность.

Уже осенью этого года в России такое понятие, как «детский дом» исчезнет. В сентябре в стране запускается программа реорганизации подобных учреждений. Они станут социальными организациями и обратят внимание на профилактику сиротства, а также семейного неблагополучия.Сказка, а не реформа. Однако из-за бюджетного дефицита все задуманное может так и остаться лишь на бумаге.

Детдом нового типа

С вступлением в силу закона о реорганизации планируется не просто сократить количество детских домов, но и поменять саму их концепцию. Детский дом нового типа будет выглядеть, как обычный жилой дом, где в каждой квартире живут семьи из воспитателя и прикрепленных к нему воспитанников. Ранее такая система действовала только в некоторых частных детских домах. Рабочий вариант названия детского дома - Центр помощи.

«Мы сейчас имеем детский дом как образовательную организацию. Изменения предполагают, что теперь мы получим социальное учреждение, которое занимается всем спектром работы с категорией детей-сирот и тех, кто остался без попечения. Не только их содержанием, но и всеми остальными проблемами: помощь кровным семьям, их сопровождение. Например, есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?», - говорит министр образования Карелии Александр Морозов.

В учреждениях дети будут проходить реабилитацию. Проживание там временное - пока ребенок не найдет себе семью. Кроме того, разрешено бесплатное проживание в детских учреждениях воспитанников до 23 лет.

Регионы в дефиците

В настоящее время в России более 80 тысяч детей находятся в детских домах. Для реорганизации детских домов свои усилия объединили Минздрав, Минобрнауки и Министерство труда и социальной защиты, что в принципе бывает не часто. Главная цель детских учреждений - возвращение в родную семью или поиск приемных родителей и опекунов. Хороший опыт переходу детских домов к новому типу есть, однако, по мнению экспертов, процесс вряд ли пройдет гладко.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, постановление правительства разрабатывалось в благополучный период. Сейчас, в условиях бюджетного дефицита, регионам трудно найти средства для переоборудования детских домов и обучения персонала.

Есть и противодействие: содержание ребенка в детдоме для государства в разы дороже, чем в приемной или профессиональной семье, - немало руководителей учреждений привыкли рассматривать воспитанников как ресурс.

«Процесс постепенного закрытия советских детских домов шел сам по себе из-за демографических причин, однако резко ускорился в последние два-три года. Заявленный государством приоритет семейных форм устройства сирот сначала совпал с трендом оптимизации бюджетных учреждений. Повлиял ли на это «закон Димы Яковлева» (внутри страны надо было показать хорошую статистику) или общая задача реструктуризации образования и здравоохранения, но для чиновников на местах сокращение числа детдомов стало плюсом в отчетности. В последний год, очевидно, свою роль играет и кризисная экономия», - сказала в интервью Ведомостям Елена Альшанская.

По мнению специалистов, главная проблема в том, что один неверный стимул для чиновника - коррупция - сменяется другими неверными стимулами - экономией и отчетностью. Органы опеки порой раздают детей в семьи почти не глядя, а неподготовленные родители затем возвращают их обратно.

Однако однозначные выводы делать пока рано. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Соответственно, у регионов еще есть переходный период до января 2016-го.

Марина Староверкина

Вам понадобится

  • - заверенные у нотариуса копии документов об образовании обоих супругов;
  • - заверенные копии паспортов;
  • - заверенная копия свидетельства о браке;
  • - выписки из трудовых книжек;
  • - справки о заработной плате;
  • - медицинские заключения о состоянии здоровья обоих супругов;
  • - заявление в орган опеки и попечительства о желании открыть детский дом семейного типа;
  • - согласие всех совместно проживающих членов семьи;
  • - акт обследования жилого помещения.

Инструкция

Детские дома семейного типа создаются на базе семей, которые хотят и могут взять на воспитание от пяти до . При этом необходимо заручиться согласием всех членов семьи, совместно проживающих, а также родных и , достигших десятилетнего возраста. В семейном детском доме общее количество всех (включая родных и усыновленных) не может превышать двенадцати человек.

Прежде всего необходимо получить заключение, в котором подтверждается возможность супругов стать воспитателями в детском доме семейного типа. Для этого надо собрать папку документов и написать заявление в органы опеки и попечительства по месту вашего жительства.

К заявлению необходимо приложить заверенные у нотариуса копии документов об образовании обоих супругов, свидетельства о браке и паспортов. Кроме этого, взять на работе выписки из трудовых книжек и справки установленного образца о средней заработной плате, а также получить медицинские заключения о состоянии здоровья.

На основании собранных документов, поданного заявления и акта обследования опеки жилищных условий семьи, желающей создать детский дом, в течение выносится постановление о возможности супругов быть воспитателями.

Если решение органов опеки и попечительства отрицательное, то вам обязаны сообщить об этом в десятидневный срок. По законодательству Российской Федерации его можно обжаловать в установленном порядке.

Если же заключение носит положительный характер, то между органами опеки и попечительства и будущим детским домом семейного типа заключается договор, в котором обговариваются все нюансы: количество взятых на и сроки их пребывания в семейном детском доме, а также воспитателей и суммы пособий, выплачиваемых на каждого ребенка.

Возраст детей, которые передаются на воспитание в семейные детские дома, может быть самым разным: от рождения и вплоть до восемнадцати лет. Для обеспечения психологического комфорта обязательно заручаются согласием каждого ребенка и взрослых, берущих на себя обязанности воспитателей. Также учитывается мнение администрации государственного учреждения, где находится ребенок.

Обратите внимание

Органы опеки контролируют условия жизни детей в семейном детском доме, а также проводят обучение желающих взять детей на воспитание.

Полезный совет

При создании детского дома семейного типа органы опеки дают преимущество семьям в которых есть педагоги, социальные работники и люди с медицинским образованием, а также тем, кто уже является опекунами и усыновителями.

Источники:

  • Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа»

В каждом городе России наблюдается острая нехватка мест в детских садах . Многих молодых родителей, не желающих оставлять свою карьеру раз и навсегда, именно этот фактор останавливает от расширения семьи. Родители, не желая по несколько лет отстаивать в очередях, все чаще отдают предпочтение семейным детским садам.

Инструкция

Будем говорить откровенно, большинство подобных действуют на нелегальной основе. Для того, чтобы открыть легальное частное дошкольное учреждение, не достаточно создать все необходимые условия, нужно также пройти массу инстанций и соблюсти список требований.

Для начала необходимо оформить юридическое лицо. Индивидуальное предпринимательство не подходит для этого дела, так как не позволяет получить необходимую сертификацию. Откройте счет в банке и встаньте на учет в налоговых органах. Помните об обязательных в пенсионный фонд и ежеквартальных отчетах. Для этого наймите профессионального бухгалтера.

К помещению для детского сада предъявляются особые требования. Рассчитать площадь можно по принципу - на одного ребенка 6 квадратный метров. У вас должно быть несколько помещений: игровая зона, спальня с оборудованными кроватями, столовая с мебелью, соответствующей , кухня, прачечная, санузел с душем.

К площадке для прогулок также предъявляются специальные требования. Она должна находиться по крайней мере в 6 метрах от проезжей части, быть огороженной, озелененной. А также быть оборудованной для активного отдыха и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

После того, как вы оборудуете , закупите необходимые игрушки, дидактические материалы, постельное белье, посуду и оборудование, вы должны получить разрешение на ведение деятельности в санитарно-эпидемиологической службе и пожарной охране. Также необходимо подтвердить программу образования и аттестовать каждого сотрудника.

Как вы можете заметить, легально открыть детский сад в обычной городской квартире, даже большого размера, не представляется возможным. К тому же, для прохождения всех инстанций и уплаты налогов, требуются финансовые средства. И для окупаемости, стоимость пребывания ребенка в вашем детском саду должна быть не менее 600, а то и 1000 долларов в . Не каждый родитель сможет оплатить такой детский сад. Именно поэтому многие семейные детские сады ведут свою деятельность незаконно, зарабатывая деньги и давая возможность родителям заниматься своей карьерой.

Для того, чтобы открыть такой семейный детский сад, будет лучше, если вы уже работали няней или педагогом и получили доверие и рекомендации родителей. Тогда вы сможете довольно быстро набрать свою группу. У вас обязательно должна быть санитарная книжка. Педагогическое образование послужит дополнительным плюсом.

В должно быть не более 5 детей. Спланируйте пространство таким образом, чтобы они все время были у вас на виду. Наймите помощника, который будет заниматься приготовлением пищи и помогать вам присматривать за детьми на прогулке.

Спальную зону можете организовать в игровой комнате, купив раскладную мебель и комплекты постельного белья.
Помните, что вы должны не только присматривать за детьми в течение дня, но и заниматься их всесторонним развитием. Для этого необходим инвентарь - скакалки и обручи, кисти и краски, альбомы и тетради.

Объясните родителям правила пребывания детей в вашем детском саду. Обговорите сумму оплаты и сроки, при наличие каких заболеваний ребенок не сможет посещать детский сад. Расскажите о распорядке дня и согласуйте программу.

Видео по теме

Детский дом - это учреждение, где растят и обучают детей, оставшихся без попечения родителей. Количество таких детей в нашей стране растет с каждым годом . Но и семейных пар, которые бы хотели заботиться о таких детях, также становится все больше. Согласитесь, что семья - это лучшее, что можно предложить ребенку. Поэтому правительство РФ разработало «Правила организации детского дом а семейного типа» (Постановление Правительства РФ №195 от 19 марта 2001 г).

Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Все фото - из личного архива Г.Л. Прохорычева.

Детский омбудсмен во Владимирской области Геннадий Прохорычев в самом начале нашего общения признался в том, что долго не хотел возвращаться к теме насилия и жестокого обращения в сиротских учреждениях. Но нашумевший случай в омской школе-интернате, где четверо подростков избивали своего сверстника, снимали это на смартфон и выкладывали видео в сеть, побудил Геннадия Леонардовича заново осмыслить проблему насилия и даже посмотреть на нее сквозь призму собственного сиротского прошлого, которое представлено в фотографиях из его личного архива.

— Расскажите, какие виды насилия бывают в детдомах, приютах и других сиротских учреждениях? Объясните, пожалуйста, механизмы возникновения ситуаций насилия.

— Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в том числе и в кровной, и в замещающей семье) распространены в современном обществе. Сообщения о них регулярно попадают в СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы — колония для несовершеннолетних преступников, школа закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь — могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Насилие в детских домах было всегда, еще во времена Советского Союза. Внутренняя социальная структура таких учреждений — конечно, не всех — строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения. Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими. Были и такие случаи, когда воспитатели избивали детей, считали это правильным и необходимым воспитательным моментом.

Утренняя гимнастика. Специально для Уполномоченный по правам ребенка предоставил свои детские фотографии.

Приведу примеры из своего детства. В дошкольном детском доме с детьми от 3 до 7 лет за любую провинность воспитанников клали на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались. Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89. Номера очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытывали на себе не раз.

Но самый бесчеловечный «воспитательный» прием был другим, он назывался «профилактическим мероприятием» для тех, кто плохо себя вел. Выбирался ребенок, которого заставляли мазать лица других детей отходами человеческой жизнедеятельности.

Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтоб мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.

Самоподготовка.

Когда ребенок не знает других методов воспитания, и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, что это норма поведения взрослых людей. Мы, дети, привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть. И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.

Когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают основными потребностями ребенка и систематически истязают своих детей.

— Геннадий Леонардович, что происходит в российских детдомах сейчас, есть ли проблемные учреждения в той же Владимирской области?

— Ситуация с насилием различается в зависимости от региона РФ. Например, за Уралом детских домов все еще очень много, и в них достаточно много детей. Там ситуация меняется очень медленно, и все проблемы, которые были в советских детских домах, существуют и сегодня.

В столовой.

До недавнего времени во Владимирской области было 22 детских дома. В каждом воспитывалось более 100 детей. Но с развитием института приемной (замещающей) семьи и системы усыновления количество детских домов сократилось. В настоящее время их осталось всего десять. Это маленькие, устроенные по семейному типу учреждения. В них есть все для полноценного развития ребенка, материальная база очень хорошая. В каждом — от 15 до 40 детей, всего по области 280 воспитанников.

Тяжелых случаев насилия во Владимирской области не было давно. Но случаи жестокого обращения и насилия в подростковой среде все же есть. Как правило, они скрываются руководителями учреждений, чтобы избежать скандала. Довольно часты случаи, когда старшие отнимают деньги или просто понравившуюся вещь у младших, посылают их за сигаретами, понуждают ребенка что-то сделать вместо себя; дети воруют. По сути, дедовщина в детских домах продолжает существовать, она пока не побеждена.

— А с чем вы связываете позитивные изменения?

— В первую очередь, с увеличением количества усыновлений и развитием института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.

Октябрьское мероприятие.

Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением в педагогической практике.

Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений. Важно также и изменение национального законодательства в пользу реорганизации системы детских домов, их внутреннего содержания и обеспечения, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров, соответствующих новым реалиям и вызовам современной России.

— Каковы, на ваш взгляд, эффективные инструменты предотвращения жестокого обращения?

— Во-первых, это ответственное, неравнодушное отношение губернатора области, а также регионального правительства к этой проблеме. Губернатор должен иметь реальную картину происходящего в регионе. И самое главное — должен иметь искреннее желание менять существующий порядок вещей в лучшую сторону, тотально бороться с насилием в сиротских учреждениях.

Во-вторых, профессиональный и ответственный директор детского дома. Все очень просто, но вместе с тем и непросто. Ребенок переступает порог образовательной организации, в данном случае детского дома, и всю полноту ответственности (в том числе и уголовной) за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Он должен хорошо понимать, что за его спиной негласно стоит следственный комитет и прокурор, которые в случае противоправных действий в учреждении определят меру ответственности руководителя.

«Делаем вид, что смотрим телевизор. А на самом деле — он выключен».

Поэтому директор — главная фигура, которая может остановить насилие в своем учреждении. Персональная ответственность директора очень велика. Он должен знать, что происходит в детском доме, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать. Планы воспитательной работы должны быть ясными, конкретными и эффективными.

В-третьих, это подготовленный педагогический коллектив единомышленников, который не должен работать формально, для галочки. Коллектив, который постоянно ищет новые педагогические подходы, методики, инструментарий для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей педагогов и воспитателей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.

Чтобы остановить дедовщину, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах учреждения и знать, что в нем происходит, какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом все: о его семье и родителях, состоянии здоровья, сильных и слабых чертах характера, сфере интересов, наклонностях, о том, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории. Это необходимо, чтобы выстроить образовательную и воспитательную траекторию реабилитации и предупредить возможные риски развития деструктивного поведения.

«Слушаем радио».

Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс на основании принципа «старший все может» и за дисциплину отвечает он, перекладывая тем самым свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят. Старших нужно мотивировать на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления. Необходимо выстроить воспитательную траекторию настолько четко и интересно, чтобы у ребят не оставалось свободного времени для деструктивного поведения.

Мой жизненный опыт подсказывает, что человек должен работать в детском доме по призванию. Идеалом в этом отношении для меня служит подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру. Это образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.

— Есть ли положительные примеры сиротских учреждений, в которых буквально на ваших глазах решилась проблема насилия?

— Да, это было в школьном детском доме, где я воспитывался. Нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в коллективе. А происходило многое из того, о чем мы говорили выше. Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. Они вешали в церкви кошек и собак, сдирали с них шкуры, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян. В Пасху требовали идти на кладбище в ночное время и собирать оставленную людьми на могилах родственников еду, отбирали новогодние подарки, принуждали драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. Много чего еще было…

Дежурные по кухне.

И вот пришел в наш детских дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы: стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, музыкально-поэтические вечера при свечах и так далее. К нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.

Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что способный обижать тех, кто слабее, сам является слабаком. И доказал: тот старший нас больше не трогал.

Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который поменял жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.

  • Добавить в избранное 1

История детских приютов в США

В XIX веке в ответ на проблемы бедности, преступности, неустроенности, безработицы возникло движение за благополучие детей, которое сосредоточило свои усилия на защите несовершеннолетних от нездорового, развращающего влияния городской жизни. На начальном этапе участники движения «За спасение детей» ставили перед собой задачу установить в американском обществе светскую разновидность нравственности. Идеологи движения руководствовались общим принципом: носители отклоняющегося поведения должны быть возвращены в русло позитивной социализации, то есть реабилитированы, а не наказаны. Они видели свою миссию в исправлении нарушителей закона, а также возлагали на себя обязанность «учить беспризорников, бродяг и пьяниц более пристойному образу жизни».

В 20-х годах XIX века в трёх крупных городах - Нью-Йорке , Филадельфии и Бостоне были созданы первые приюты , которые имели целью изолировать находящихся в опасности детей от развращающей среды их домов и заведений для взрослых и отчасти заменить им семью и общину. Однако достаточно быстро обнаружилась неэффективность приютов и воспитательных учреждений именно как воспитательных. Скорее, они оказывались временным пристанищем ребёнка в экстремальных ситуациях.

В настоящее время в США, также как и в других развитых странах, детских домов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью (при этом зачастую речь идёт не об усыновлении , а о содержании ребёнка в семье, которой выплачивается компенсация).

На 2010-й год в фостерной системе США находилось 408 тысяч детей. 48 % из них (194 тысячи детей) проживали с фостерными родителями-неродственниками, 26 % (103 тысячи)- в фостерных семьях родственников, 6 % (25 тысяч) - в групповых домах, 9 % (37 тысяч) - в учреждениях. 50-60 % детей из фостерной системы возвращаются к своим родителям. Около 100 тысяч детей из фостерной системы ожидают усыновления За год из фостера усыновляют примерно 50 тысяч детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из фостерной системы самое низкое по стоимости или полностью бесплатное

Пики беспризорничества в России ХХ столетия

История детских домов в России ХХ столетия

Словесная риторика и дела большевиков по правам человека и, в частности, ребёнка заметно расходились с самого начала их правления. На беспризорников не спешили обращать внимание. Только когда М. Горький, сам испытавший уличную жизнь, обратился в правительство с письмом о необходимости учреждения срочной государственной заботы о беспризорных детях, недопустимости оставления их на произвол судьбы, последовавшим вскоре Постановлением ВЧК были созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания подобных детей - детские дома.

Направленность их деятельности вскоре приобрела два заметно разных русла.

Первое - превращение детского дома в своего рода колонию по содержанию несовершеннолетних преступников (с трёхметровыми заборами, вышками с вооружённой охраной и т. п.). Оно остаётся главенствующим (с учётом некоторых внешних изменений и атрибутов) и по сей день, при том, что плоды его применения не утешительны. Так, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова , для подавляющего большинства российских детских домов и сегодня характерна «уголовная субкультура, власть „маленьких паханов“, отсутствие у детей личных вещей, пьянство детей, равнодушие взрослых».

Второе направление - создание колоний и коммун по перевоспитанию бывших беспризорников и даже осуждённых за не тяжкие преступления на основе производительного труда, коллективной ответственности, привлечения воспитанников к соуправлению всей жизни колонии или коммуны. Характерной внешней особенностью таких сообществ было принципиальное отсутствие заборов и охраны воспитанников от побега (дружины и дежурства самих воспитанников по охране от внешних неправовых посягательств нередко имели место). Характерной чертой последующей судьбы этих воспитанников - чрезвычайно малая доля рецидивов, более того, многие из выпускников впоследствии стали героями войны и труда. Любопытно, что «высшей мерой» наказания за нарушение устава коммуны было изгнание из её рядов … на улицу. И этой мерой, хотя и крайне редко, но пользовались.

Одной из первых поселений второго типа стала Болшевская коммуна под рук. чекиста М. С. Погребинского в Подмосковье, послужившая прообразом для известного на весь мир кинофильма «Путёвка в жизнь». Наиболее подробно её деятельность описана в книге Погребинский М. С. «Трудовая коммуна ОГПУ» (1928) (под ред. М.Горького). Её крайне успешная деятельность на трёх заводах, с несколькими тысячами несовершеннолетних воспитанников и вольнонаёмных работников, привлекала многочисленные советские и зарубежные делегации в течение многих лет с конца 20-х по середину 30-х годов. Погубило коммуну то, что поначалу ей очень помогало - она была посвящена имени одного из действующих (живших в ту пору) руководителей ЧК-НКВД. Когда последнего деятеля (в порядке очереди) арестовали и расстреляли, вскоре разогнали и коммуну его имени, из библиотек изъяли и уничтожили книги Погребинского (он сам успел застрелиться), а из к-ф «Путёвка в жизнь» вычистили все упоминания и привязки к Болшевской коммуне. Подробнее о ней см. в источнике .

Другим, более известным, начиная с 30-х годов (но отнюдь не единственным) последователем и более умелым продолжателем этого направления стал А. С. Макаренко. Именно он собрал и дополнил разрозненные и не слишком устойчиво работавшие до того отдельные приёмы в целостную систему, сумел её описать (по многочисленным призывам того же М.Горького) и обнародовать с помощью последнего в виде художественных произведений (М.Горький был редактором «Педагогической поэмы», в книге сохранилось авторское посвящение его имени).

Получившаяся система (система Макаренко) была хороша всем (высокой воспитанностью выпускников и, насколько позволяли условия и способности учащихся, их обученностью, умению достойно жить в обществе) за исключением того, что

  • первые два-три года при её освоении требовали самоотверженной и грамотной работы всех сотрудников коммуны по 12-14 часов в сутки без выходных и отпусков,
  • включала настоящую, а не внешнюю (показушную) демократию (соуправление) коллектива (что всё более входило в противоречие с выстраиваемой И. В. Джугашвили (Сталиным) властной вертикалью),
  • включало управление педагогическим риском (в том числе существенным), как естественное и неотъемлемое право и обязанность ответственного воспитания с целью устойчивого снижения этого риска в расчёте на всю ожидаемую жизнь воспитанника (а не только до тех пор, пока его или её не «выпустят» из заведения).

Таким образом обществу в целом от применения этой системы было очень хорошо, а её исполнители при той же зарплате и, более того, постоянном риске повышенной, вплоть до уголовной, ответственности за всё, что могло произойти при производительном труде с их воспитанниками, попадали в область высочайшего хронического душевного, умственного и физического напряжения, за которое, в качестве расплаты, они получали не награды, премии и общественное признание, а, зачастую, постоянные нападки и гонения вплоть до увольнения с работы со стороны «осторожных» инспекторов наробраза. Последних, как и большинство чиновников от образования, интересовало не столько то, насколько порядочным удастся воспитать человека на всю оставшуюся жизнь (а без управляемого риска и делегирования ответственности воспитаннику это сделать невозможно), сколько возможность минимизировать ЧП исключительно на время учёбы в самих учебных заведениях, а кто из них выйдет и что потом будет делать - за это они предпочитали и по сей день предпочитают не отвечать.

Чисто человеческий итог работы педагога в подобных условиях предсказать было не сложно. Сам Макаренко в 50 лет напоминал 80-летнего старика, состояние его здоровья производило на многих, по его собственным словам, гнетущее и отталкивающее впечатление, и вскоре умер от разрыва крайне изношенного сердца. Здоровяк, многолетний физкультурный руководитель коммуны им. Дзержинского, участник лыжных марафонов, а впоследствии сам руководитель детских домов по методике А. С. Макаренко С. А. Калабалин умер от сердечного приступа в 68 лет. Другой воспитанник и продолжатель дела своего учителя А. Г. Явлинский не дожил и до этого возраста. И здесь - причина та же и по причине того же отношения чиновников к делу, которому он беззаветно отдал всю свою жизнь.

Ко всему сказанному необходимо добавить, что «из самых лучших побуждений» в советское время было законодательно запрещено «эксплуатировать детский труд», иными словами в СССР детям до 16 лет заниматься любым производительным трудом, даже посильным, увлекательным, безопасным, непродолжительным по времени, было запрещено законом

Этих «недостатков» оказалось достаточно, чтобы на деле запретить сколько-нибудь широкое и длительное использование Системы Макаренко, а достоинств - чтобы эту Систему помнили и будут помнить многие действительно ответственные и профессиональные педагоги. А вот широко применять её при сохранении нынешних границ ответственности системы «образования» за свою деятельность по сути невозможно.

Некоторые специалисты, например семейный психолог Людмила Петрановская, говорят о том, что воспитанники Макаренко очень отличались от современных детдомовцев тем, что большинство из них в раннем детстве имели опыт нормальной семейной жизни

Статистика

В 1999-м году были озвучены данные Генпрокуратуры РФ , что только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления , ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами , 10 % кончают жизнь самоубийством . На какой выборке проводились эти исследования, к сожалению, неизвестно. Некоторые специалисты по работе с детьми-сиротами начинали собирать новую статистику жизнеустройства выпускников детдомов , чтобы выяснить, какие факторы влияли на их успешность или неудачи .

Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко С. А. и Г. К. Калабалиным (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.

Тем не менее применение нынешней, судя по плодам её применения, явно не подходящей для данного случая (детских домов) «педагогики» считается нормой и, как указано выше, расширяется ударными темпами, а систему Макаренко предпочитают называть не иначе, как «тюремной педагогикой» и кратко «проходят» в пед. вузах разве что по разделу «история педагогики».

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ , за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильём .

Детский дом в литературе

Одним из самых известных произведений об «обычном» детском доме советской эпохи стала повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Нельзя не упомянуть об повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД ».Также, заслуживают внимания автобиографические произведения выпускников советских детских домов Рубена Гальего «Белое на чёрном » и Александра Гезалова «Солёное детство ».

Однако самым известным, в том числе за границей, и самым воодушевляющим уже не одно поколение читателей произведением о жизни детского поселения, по сути, детского дома, была и остаётся книга Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма». Многие её зарубежные переводы получили характерное и очень точное название - «Дорога в жизнь» («Road to Life»).

Один из воспитанников А. С. Макаренко - Л. В. Конисевич оставил подробные, яркие и искренние воспоминания о жизни в коммуне им. Дзержинского в течение около 5 лет (с 1929 по 1934 гг.) именно с точки зрения её воспитанника

Детский дом в кино

  • - На тебя уповаю

См. также

Ссылки

  • Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
  • Статьи и полезная информация для воспитанников, выпускников и работников детских домов и интернатов
  • Сайт А. Гезалова «Сиротская душа»

Примечания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.