Патронаж новорожденных на дому. Когда ждать врача? месяца жизни: ортопед

Как обеспечивается патронажное наблюдение за новорожденными на дому?

В нашей стране существует система бесплатного патронажного наблюдения за новорожденными детьми в возрасте от 0 до 1 месяца. Первый и самый подробный осмотр проводится участковым педиатром и медсестрой в течение первых 3 дней после выписки малыша из роддома. Следующие визиты приходятся на 14 и 21 день жизни младенца. А когда ребенку исполнится месяц, вам предстоит первый поход в детскую поликлинику. Участковый врач и медсестра посещают новорожденного без предварительного предупреждения.

Очень важно отметить, что патронажное наблюдение должно проводиться бесплатно и в полном объеме за всеми новорожденными детьми, независимо от того, имеется ли у их родителей постоянная прописка и полисы обязательного медицинского страхования. Если малыш по тем или иным причинам появился на свет вне медицинского стационара, то участковый педиатр оформляет справку о рождении, на основании которой родители потом регистрируют ребенка в ЗАГСе.

Кто сообщает в детскую поликлинику о появлении новорожденного?

Если женщина выписывается из роддома в своем городе, то сведения о ребенке в детскую поликлинику предоставляет медсестра или роды проходили вне стационара, то о появлении новорожденного участковому педиатру должна сообщить сама мама. Для этого достаточно позвонить в районную детскую поликлинику.

Как проходит первый патронажный визит врача-педиатра?

При первом посещении участковый педиатр заводит на ребенка медицинскую карту. Он заносит в нее сведения о родителях (Ф.И.О., образование, место работы), оценивает бытовые условия, в которых будет жить младенец (наличие кроватки и места для пеленания, экология помещения). Затем врач должен расспросить о состоянии здоровья родителей и близких родственников. Если в семье известны факты заболеваний почек, неврологической патологии, бронхиальной астмы и аллергии, алкоголизма, инфекционных заболеваний, эта информация будет зафиксирована в медицинской карте.

Женщине в роддоме выдают обменную карту, в которой содержатся сведения, касающиеся состояния ее здоровья, течения родов и послеродового периода (эту часть следует отдать врачу женской консультации), а также информация о ребенке, адресованная участковому педиатру. Ознакомившись со сведениями, содержащимися в этой выписке, врач непременно попросит мать рассказать следующее:

  • как протекали беременность и роды;
  • закричал ли ребенок сразу после рождения, каков был, по мнению матери, характер его крика;
  • был ли ребенок приложен к груди в родильном зале;
  • находился ли ребенок в роддоме вместе с матерью и как было налажено кормление. Далее врач приступает непосредственно к осмотру новорожденного.

На что обращает внимание участковый педиатр, проводя первый осмотр новорожденного?

У каждого педиатра своя методика осмотра. Квалифицированное обследование подразумевает получение самой полной информации о малыше. Для этого врач осматривает ребенка буквально с головы до пят. Расскажем обо всем по порядку.

Кожа. Педиатра интересует цвет кожи, наличие родимых и сосудистых пятен, сыпи. Врач обращает внимание и на проявление физиологической желтухи. Обычно желтушный оттенок исчезает к середине первой –началу второй недели, и кожа становится бледно-розовой. На ощупь кожа малыша должна быть гладкой и бархатистой.

Голова. Врач измеряет объем головки малыша и внимательно осматривает ее, обращая внимание на ее форму, состояние родничков и швов черепа. Цель такого осмотра –исключение пороков костной системы головы и своевременное обнаружение признаков повышенного внутричерепного давления.

Глаза. Врач следит, как реагируют зрачки на свет, движутся ли они вместе или отдельно друг от друга. Он обращает внимание и на состояние век. Отек и покраснение века могут быть признаками непроходимости слезного канала или конъюнктивита.

Нос. Здоровый младенец дышит через нос. Если носовые проходы закупорены, ему приходится дышать ртом – в таком случае могут возникнуть трудности с кормлением малыша.

Полость рта. Полость рта исследуется для того, чтобы исключить врожденные аномалии: расщепление губ или нёба, изъяны в строении языка, наличие врожденных зубов. Особого внимания заслуживает слизистая оболочка рта. Иногда на ней могут быть видны проявления грибкового стоматита (молочницы) в виде белого творожистого налета.

Шея. Врач устанавливает, не увеличены ли у ребенка лимфатические железы, расположенные на шее, нет ли кист. Одновременно он проверяет состояние мышечной системы. К сожалению, во время родов мышцы шеи довольно часто травмируются (особенно при тазовом предлежании). Если вовремя не заметить патологических изменений, то у ребенка может развиться кривошея.

Ключицы. Для проверки ключиц врач вытягивает руки ребенка, разводит их в стороны и заводит за головку малыша –при этом важно, как ребенок реагирует на подобные манипуляции. Если его ручка висит как плеть (парез руки), врач заподозрит перелом ключицы.

Грудная клетка. Педиатр измеряет объем грудной клетки. С помощью стетоскопа определяет, с какой частотой бьется сердце ребенка. Нормальной частотой пульса у новорожденного принято считать 120-140 ударов в минуту. Очень важно исключить порок сердца, на который могут указывать различные шумы. Педиатр прослушивает дыхание ребенка спереди и со спины – на предмет наличия хрипов. Дыхание у здорового малыша довольно равномерное – 35-40 вдохов и выдохов в минуту.Некоторые врачи начинают осмотр именно с таких манипуляций – пока ребенок не раскричался.

Живот. Педиатр обычно ощупывает живот ребенка, чтобы убедиться, что он мягкий. Затем он проверяет, не увеличены ли внутренние органы. Очень важно, чтобы размеры печени и селезенки были в пределах нормы.

Пупочная ранка. Врач расскажет, как правильно ухаживать за пупочной ранкой, ведь при неправильном уходе она может стать очагом инфекции. Если у малыша образовалось маленькое вздутие, важно не пропустить появление пупочной грыжи.

Бедра. Врач уложит ребенка на спинку, согнет его ножки и попытается развести их в стороны, чтобы они коснулись поверхности стола. Таким образом проверяют, нет ли у малыша врожденного вывиха бедра. Когда через год ребенок начнет ходить, его тазобедренным суставам придется справляться с серьезной нагрузкой. Если обнаружена патология, то успех лечения зависит от того, как рано оно будет проведено.

Половые органы. Врач должен убедиться, что половые органы имеют нормальную форму. У девочки важна общая форма строения половых губ: малые половые губы должны прикрываться большими. У доношенного мальчика яички должны быть опущены в мошонку. При осмотре врач также исключает водянку яичек.

Рефлексы . Проверка рефлексов –обязательный элемент первого осмотра. Мамам порой кажется, что врач проделывает с их чадами настоящие акробатические трюки. Для того чтобы проверить рефлекс обхватывания (объятия), сосательный, ладонно-ротовой и хватательный рефлексы, ребенка укладывают на спинку. Рефлекс опоры и автоматической походки можно наблюдать, поддерживая малыша под мышками так, чтобы его ножки касались горизонтальной поверхности. При проверке защитного рефлекса и рефлекса ползания ребенка выкладывают на живот. Для полной оценки работы нервной системы малыша доктор проверит и другие спинальные автоматизмы – рефлексы Галанта, Переса, реакцию на испуг (рефлекс Моро).

Мышечный тонус. Мышечный тонус – один из критериев, по которым оценивается работа нервной системы ребенка.

В норме физиологическое повышение мышечного тонуса сохраняется у детей до 2,5 месяцев на ручках и до 4 месяцев на ножках. Мама наверняка сама заметит, как трудно разогнуть ручки и ножки новорожденного малыша. Если врач обнаружит нарушения мышечного тонуса (значительно повышенный или пониженный тонус, асимметрия напряжения мышц правой и левой стороны тела), он назначит консультацию у невропатолога.

Поведение и самочувствие. Осматривая грудничка, врач обязательно играет и разговаривает с ним, одновременно внимательно наблюдая за его поведением: не вялый ли ребенок, нормально ли он себя чувствует. Пожалуй, будет нелишним заметить, что по желанию родителей ребенка может наблюдать педиатр с другого участка. Для этого маме необходимо лично договориться с врачом. Если основная нагрузка не позволит педиатру полноценно наблюдать малыша с другого участка, в такой просьбе может быть отказано.

Как проходит патронажный визит медицинской сестры?

При первом патронажном визите медсестра обязательно проведет с матерью беседу о правилах ухода за младенцем, обучит приемам поглаживающего массажа и простой гимнастики. Кроме того, медсестра оставит информацию, которой непременно должны располагать родители, а именно:

  • адрес и телефон участковой поликлиники, амбулатории и детской районной больницы;
  • часы консультаций участкового педиатра и приемов в «грудничковый день»;
  • телефон скорой помощи или медицинского отделения, куда можно обратиться за срочной помощью на дому;
  • сведения о том, где и как оформить на ребенка полис обязательного медицинского страхования.

Придя к вам в дом, врач и медсестра непременно должны вымыть руки. Среди нормативных документов не существует положения, по которому они обязаны снимать обувь и носить халат. Но если вы заранее приготовите бахилы (понятно, что бахил у вас под рукой может не оказаться – мы возьмем на себя смелость посоветовать вам предложить медицинскому работнику обыкновенные чистые полиэтиленовые пакеты) и халат, то врач или медсестра вряд ли откажется.

Патронаж новорожденного - это посещение малыша на дому медицинскими работниками на первом месяце его жизни. Еще в роддоме у вас спросят ваш фактический адрес и отправят данные в ближайшую поликлинику. И на 1-й, 2-й день после вас посетит педиатр или медицинская сестра. Патронаж на дому обычно осуществляется три раза. Это очень удобно для матери, так как в домашних условиях будет произведен необходимый осмотр ребенка, даны рекомендации по уходу за малышом, а также во время него можно задать любые интересующие вопросы о малютке и о своем состоянии.

Первичный патронаж новорожденного

К первичному патронажу новорожденного лучше подготовиться заранее и составить список волнующих вас вопросов, которые вы хотите задать врачу. Во время посещения медицинская сестра или педиатр осуществят следующие манипуляции:

  • осмотрят пупочную ранку и дадут рекомендации по ее обработке;
  • прощупают животик;
  • осмотрят кожу малыша на наличие опрелостей, дав совет по ее уходу;
  • поинтересуются, на грудном или находится малыш, расскажут правила вскармливания;
  • сделают вывод о здоровье малыша;
  • соберут сведения о течении беременности, родов, прививках в роддоме, наследственных семейных заболеваниях и т.д.;
  • сделают вывод о физическом и психологическом состоянии матери;
  • заполнят детскую ;
  • осмотрят жилищные условия и их пригодность для проживания младенца;
  • сообщат адрес и телефон ближайшей поликлиники, приемные часы вашего участкового педиатра и день, в который осуществляется прием грудничков.

Во время осмотра малыша не все врачи подробно рассказывают матери об уходе за крохой, поэтому сами задавайте настойчиво все вопросы.

Вторичный патронаж новорожденного

Второй визит врача или медсестры на дому осуществляется примерно на 14-й день жизни малыша. Во время него медицинский работник также осуществит осмотр ребенка. Посмотрит, насколько своевременно зажила пупочная ранка и сошла физиологическая желтушка. Врач поинтересуется о грудном вскармливании, даст советы по этому поводу. К этому визиту также составьте список волнующих вас вопросов об уходе за малышом (ногти, уши, глаза, кожа, обработка опрелостей, купание и подмывание, кормление, очищение «молочных корочек" и т.д.). Также вы сможете поинтересоваться о своем здоровье и попросить рекомендации по поводу этого.

Третий патронаж новорожденного

Третий визит медицинского работника на дом осуществляется примерно на 21 день жизни крохи. Во время него педиатр произведет осмотр ребенка, составит вывод о его здоровье, даст полезные рекомендации и советы. Также он напомнит о том, что вы должны посетить поликлинику для осмотра ребенка, когда ему исполнится месяц. Как и во время первого и второго визита, не забывайте задавать волнующие вас вопросы.

Патронаж новорожденных на дому. Подведение итогов

Наблюдение малыша в первый месяц его жизни на дому производится три раза бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у родителей регистрация или нет. Однако для того, чтобы посещать поликлинику после месяца, вам необходимо сделать ребенку и зарегистрировать его по адресу одного из родителей.

После родов молодая мама часто не знает, как вести себя с новорожденным малышом. Помочь ей почувствовать себя уверенной, вырастить здорового и развитого ребенка и призван патронаж.

  • Молодая женщина, которая готовится стать матерью впервые, ощущает на себе груз ответственности за своего малыша. Она осознает, насколько хрупким он будет, и боится, что своими неумелыми действиями может навредить ему
  • Будущей маме иногда кажется, что она осталась наедине с этой ответственность. Но это не так
  • Еще во время беременности рядом с ней появляются участковый врач-педиатр и медсестра, задачей которых является патронаж новорожденных и детей первого года жизни, который включает в себя не только контроль здоровья малыша, но и психологическую поддержку матери

Что такое сестринский патронаж новорожденного? Цели патронажа к новорожденному

Термин «патронаж» дословно переводится с французского языка как «покровительство» (patronaqe). В медицине он означает комплекс мероприятий, осуществляемых врачом или медсестрой на дому у пациента, задачами которых являются лечение больного, профилактика у него различных заболеваний, а также его просвещение.

В первый — третий день пребывания домой к новорожденному придет педиатр.

ВАЖНО: Одной из важнейших задач государственной медицины (да и медицины в общем) является воспитание здоровых, крепких детей с сильны иммунитетом. Участковые врачи и медсестры должны не только лечить маленьких пациентов, но и предпринять все возможные меры, чтобы предупредить у них возможные болезни и нарушения в развитии

Персоналу детской поликлиники важно вовремя осуществить первичную профилактику различного рода заболеваний и нарушений в развитии у детей, которая заключается в мерах следующего характера:

  • медицинского
  • психологического
  • педагогического

Во время визитов в рамках дородового патронажа, а также патронажа новорожденных, медицинская сестра должна выявить и предупредить неблагоприятные факторы окружающей среды (внутренние и внешние), которые могут негативным образом сказаться на здоровье и нормальном развитии малыша, который только что появился на свет.

ВАЖНО: Первое знакомство женщины с персоналом детской поликлиники происходит еще во время ее беременности. Первый раз детская медсестра навещает ее сразу же после постановки на учет в женской консультации, чтобы оценить условия, при которых будет протекать беременность и родиться ребенок, а также дать беременной некоторые рекомендации.

Позже, в середине третьего триместра, медсестра придет еще раз, чтобы проверить, выполнены ли ее рекомендации. Она проконсультирует будущую маму по вопросам ухода за новорожденным, грудного вскармливания, организации послеродового периода в целом



Патронаж — не только медицинское мероприятие, он также преследует цели поддержать молодую маму и помочь ей научиться ухаживать за новорожденным.
  • О том, что на территории, обслуживаемой определенной детской поликлиникой, появился новорожденный пациент, лечебное учреждение информирует родильный дом
  • В первый-третий день после выписки мамы и малыша к ним домой совместный визит должны осуществить участковый педиатр и патронажная сестра. Это визит называется первым педиатрическим патронажем к новорожденному.
  • Примечательно, что помимо того, что первичный патронаж должен быть проведен в срок, предполагается его торжественность
  • Врач и медсестра ни в коем случае не должны выполнять роль строгих учителей или надзирателей. Молодую мамочку, которая после находится в стрессе физическом и психологическом, ни в коем случае нельзя тыкать носом в ошибки, если таковые допущены
  • Персонал детской поликлиники должен продемонстрировать дружественность и готовность помочь женщине в любых вопросах касательно новорожденного, его здоровья, развития и быта

Целями первичного патронажа новорожденного являются:

  • помощь женщине в послеродовой период
    консультации касательно ухода за новорожденным
  • консультации касательно организации режима новорожденного
  • помощь в организации и налаживании вскармливания новорожденного
  • содействие в грудном вскармливании
  • профилактика распространенных детских заболеваний (рахит, анемия, прочие), в том числе и инфекционных
  • оценка здоровья и развития ребенка, контроль за ними
  • консультации касательно профилактических осмотров ребенка до года педиатром и врачами – специалистами, его вакцинации

ВИДЕО: Патронаж детей

Бланк патронажа к новорожденному и образец заполнения



Бланк патронажа к новорожденному: часть 1.



Сроки патронажа новорожденных. Сколько раз проводится патронаж новорожденного?

Сроки патронажа новорожденного и частота посещения его педиатром и медсестрой зависят от состояния его здоровья и условий в семье.
Если малыш развивается нормально, он здоров и растет в благоприятной атмосфере, визиты персонала детской поликлиники осуществляются таким образом:

  • первое посещение – 1-3 сутки после выписки из родильного дома
  • второе посещение — 10-е сутки после выписки из роддома
  • далее до месяца – 1 раз в неделю
  • далее до 6 месяцев – 2 раза в месяц
  • далее до 1 года – 1 раз в месяц
  • с 1 года до 3 лет – 1 раз в 3 месяца

ВАЖНО: По показаниям патронаж ребенка до года осуществляется чаще

ВИДЕО: Патронаж новорожденных

Схема патронажа новорожденного



Пример сестринского патронажа новорожденного

Сестринский патронаж может происходить в разной последовательности и в разной атмосфере. Но есть некоторые общие принципы. Так, медсестра:

  1. Уточняет собенности протекания беременности и родов. Она изучает документы новорожденного, выданные в роддоме, заводит и заполняет карточку ребенка
  2. Осматривает ребенка. Она оценивает состояние его пупочной ранки, проверяет его родничок, по необходимости взвешивает малыша, замеряет его рост, объемы груди и головы. Также осматриваются кожные покровы малыша, его слизистые оболочки.
  3. Ооценивает его нервно-психологическое состояние. Она фиксирует наличие у крохи определенных рефлексов, оценивает работу его анализаторов. Так, в 10 дней отмечается, умеет ли ребенок удерживать движущийся предмет в поле своего зрения, в 20 дней – фиксировать взгляд на неподвижном предмете, в 1 – 3 месяца — приподнимать и удерживать голову в положении на животе, прочее. Дает рекомендации касательно обработку пупочной ранки. Рекомендует посетить тех или иных врачей — специалистов, если к этому есть показания. Показывает, как делать грудничку массаж и гимнастику
  4. Оценивает жилищные условия и эмоциональную атмосферу в семье. Дает рекомендации по улучшению условий жизни новорожденного
  5. Уточняет тип вскармливания ребенка. Если оно грудное, осматривает грудь матери, оценивает правильность захвата, дает рекомендации касательно режима кормления, гигиены молочных желез, питания кормящей матери, прочее. Если ребенок – искусственник, разъясняет схему вскармливания смесью, гигиену кормления, прочее
  6. Обучает женщину особенностям проведения туалета малыша, обработки его ушей, носика, глаз. Рассказывает, как купать ребенка. Рекомендует средства и косметику по уходу за грудным ребенком
  7. Рассказывает, как делать маникюр грудничку


ВАЖНО: Медсестра – не просто лектор. Она показывает различные манипуляции с ребенком грудного возраста и предлагает матери провести их самостоятельно, но под ее контролем

Патронаж недоношенного новорожденного

Если на участок врача-педиатра выписывают малыша, родившегося недоношенным, он обязан посетить его в первый день после выписки из роддома.



Совместно с медсестрой врач проводит патронаж по схеме, одновременно с этим он разрабатывает схему последующих посещений ребенка. Будут они чаще:

  • сам врач должен посетить ребенка 4 раза за первый месяц
  • медсестра осуществляет патронаж малыша, родившегося раньше срока, дважды в неделю

Врач и медсестра разъясняют маме недоношенного малыша необходимость обратиться в поликлинику, чтобы провериться у врачей-специалистов, в частности, кардиолога, невролога и ортопеда. Важную роль отводят профилактике рахита малышей, появившихся на свет раньше времени:

  • в две недели их облучают ультрафиолетом
  • назначают им витамин Д
  • проводят леченый массаж
  • осуществляют закаливание

ВАЖНО: Ребенок, рожденный раньше срока, находится на диспансерном наблюдении в поликлинике до 7 лет

Патронаж новорожденного с наследственными заболеваниями

  • Ребенка с наследственными заболеваниями из роддома переводят на стационар, где его обследуют до тех пор, пока не будет поставлен точный диагноз. По необходимости проводят лечение
  • Выписывают малыша только тогда, когда появиться уверенность в том, что дома родители смогут организовать ему необходимый уход
  • Ребенок с наследственными заболеваниями в поликлинике ставится на диспансерный учет
  • Помимо педиатра и медсестры патронаж за таким ребенком могу осуществлять заведующий педиатрическим отделением и врачи-специалисты

Отказ от патронажа новорожденного

Если родители не хотят, чтобы персонал государственной детской поликлиники по месту жительства осуществлял патронаж их новорожденного ребенка, они могут написать письменный отказ, в котором аргументировать его причины.
В данном случае ответственность за здоровье малыша и его нормальное развитие полностью ложится на его родителей.

ВИДЕО: Ваш новорождённый — Школа доктора Комаровского

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Здоровый новорожденный - ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и ро­дов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, имеющий массу тела от 3 до 4,5 кг, с массо-ростовым коэффициентом 60-80, с нормально протекав­шим периодом адаптации, с максимальной убылью первоначальной массы тела не более 6-8%, находящийся на естественном вскармлива­нии и выписанный из родильного дома на 5-6 сут.

К новорожденным условно относят детей первого месяца жизни (до 28 сут).

Выделяют следующие клинические группы новорожденных.

Доношенные дети, родившиеся при сроке беременности 38-40 нед,
с массой тела 2501 г и более, ростом 47 см и более, морфологически и
функционально соответствующие гестационному возрасту.

Недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее
38 нед, массой тела менее 2500 г, ростом менее 47 см. Недоношенные де­
ти могут быть зрелые, незрелые, с внутриутробной гипотрофией.

■ Классификация степеней недоношенности по гестационному
возрасту к моменту рождения приведена ниже.

♦ I степень - 35-37 нед беременности.

♦ II степень - 32-34 нед беременности.

♦ III степень - 29-31 нед беременности.

♦ IV степень - менее 29 нед беременности.

■ До сих пор существует классификация недоношенных детей в
зависимости от массы тела.

♦ Масса тела от 2500 до 2001 г - недоношенность I степени.

♦ Масса тела от 2000 до 1501 г - недоношенность II степени.

♦ Масса тела от 1500 до 1001 г - недоношенность III степени.

♦ Масса тела от 1000 до 500 г - недоношенность IV степени.

Незрелые дети - не соответствующие по степени зрелости гестаци­
онному возрасту. Они могут быть доношенными и недоношенными.

Переношенные дети - родившиеся при сроке беременности более
42 нед и имеющие признаки переношенности.

Дети с внутриутробной гипотрофией - дети, у которых массо-рос-
товой показатель ниже нормы (норма 60-80) или имеются признаки за­
держки внутриутробного развития.

■ Формы задержки внутриутробного развития приведены ниже.

♦ Гипотрофическая форма: характерно преимущественно дефи­
цит массы тела по отношению к длине.


♦ Гипопластическая форма: относительно пропорциональное
уменьшение всех показателей физического развития.

♦ Дистрофическая (диспластическая) форма: выраженные
диспропорции, нарушение телосложения, трофические рас­
стройства на фоне значительного снижения не только массы
тела, но и длины тела и окружности головы.

■ Выделяют следующие степени тяжести задержки внутриутроб­ного развития.

♦ Легкая: снижение массы тела на 2 сигмы по сравнению с нор­
мальным значением массы тела соответствующего гестацион-
ного возраста при нормальной или умеренно сниженной дли­
не, размеры головы не выходят за пределы М - 2 сигмы.

♦ Средняя, снижение массы и длины тела на 2 и более сигмы по
сравнению с нормальными значениями этих показателей со­
ответствующего гестационного возраста. У 75% таких детей
отмечают аналогическое уменьшение окружности головы.

♦ Тяжелая: значительное уменьшение всех параметров физичес­
кого развития и особенно длины тела (на 3 и более сигм)

Маленькие дети, рожденные в срок - дети с массой тела менее 2500 г, анатомически и функционально зрелые в соответствии с геста-ционным возрастом, имеющие рост пропорциональный массе тела.

После выписки новорожденного из родильного дома ребенок пере­водят под наблюдение в детскую поликлинику. Сведения о выписке де­тей поступают в детскую поликлинику ежедневно. Эти данные записы­вают в журнал регистрации новорожденных и в тот же день передают участковым педиатрам.

Врачебно-сестринский патронаж к новорожденному проводят вне зависимости от прописки матери. Профилактическая работа с этой воз­растной группой детей заключается в проведении первичного врачебно-сестринского патронажа в первые 3 сут после выписки из родильного дома, если новорожденный здоров, и обязательно в первые сутки, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятные условия проживания.

ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЙ ПАТРОНАЖ

Первичный врачебно-сестринский патронаж проводят по опреде­ленной схеме.

Участковый педиатр должен уточнить и оценить социальный, гене­алогический и биологический анамнез, используя сведения опроса ма­тери, дородовых патронажей и данные из обменной карты новорожден­ного.


Особое внимание уделяют вскармливанию новорожденного.

Оценивают навыки и знания матери о кормлении ребенка грудью
для выявления трудностей и проблем со вскармливанием.

Осматривают грудные железы матери.

Как правильно располагать и прикладывать ребенка к груди.

Кормить ребенка по требованию (до 8-12 раз в сутки) без ночных
перерывов.

Не давать новорожденному никакой иной пищи, кроме грудного
молока.

Не пользоваться сосками и пустышками.

При объективном обследовании новорожденного обращают внима­ние на ряд признаков

Общее состояние, крик, активность сосания.

Состояние кожи, слизистых оболочек, наличие отеков, пастознос-
ти, цианоза, «переходных состояний», реакции на введение вакцины
БЦЖ.

Телосложение, питание.

Поза, мышечный тонус, двигательная активность.

Костная система: форма черепа, швы, роднички, стигмы дизэмбри-
огенеза, ключицы, врожденный вывих бедра

Дыхательная система: тип, частота, характер дыхания, форма груд­
ной клетки, перкуссия, аускультация органов дыхания.

ССС: границы сердца, звучность тонов, шумы, видимая пульсация,
ЧСС.

Состояние живота: осмотр пупочного кольца и пупочной ранки, оп­
ределение размеров печени, селезенки, осмотр половых органов. Выяс­
няют частоту и характер стула.

Антропометрические данные новорожденного сопоставляют с пока­зателями физического развития детей данного возраста, дают оценку физического развития.

Существует ряд особенностей неврологического обследования но­ворожденных, свойственных только этому возрастному периоду. Вна­чале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз, и в последнюю очередь в положении на животе. Обращают внимание на положение головы, ту­ловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние че­репных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогемато-мы, родовой опухоли, а также кровоизлияний в кожу головы, лица, склеры глаз.


Для новорожденных характерен физиологический, нерезкий гипер­тонус сгибательных мышц конечностей, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. Мышечный тонус разгибательных мышц го­ловы и шеи несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме от­мечают легкую тенденцию к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в стороны. В положении на животе он временами поднимает голову на 1-2 с.

На первой неделе жизни отмечают следующие особенности.

Ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете, вздрагивает при
громком звуке (звонок, хлопок), глазные яблоки плывут в сторону
громкого звука.

Возможно легкое сходящееся косоглазие.

Торможение преобладает над возбуждением.

При пробуждении и голоде ребенок кричит, а на лице появляется
гримаса неудовольствия.

Сон спокойный, ребенок просыпается, если мокрый.

У груди матери, сытый и переодетый, ребенок засыпает.

Все безусловные рефлексы симметричны; из сухожильных рефлек­
сов наиболее постоянными бывают коленные.

Хорошо можно вызывать физиологические рефлексы: Бабкина,
Робинсона, Моро, подошвенные, рефлексы подвешивания, опоры, вып­
рямления, автоматической ходьбы, Переса, Таланта, сосания, глотания.
К 10-му дню ребенок, положенный на живот, пытается поднять голову,
задерживает взгляд на лице матери.

Наличие выраженного тремора рук, нистагма, симптома «заходяще­го солнца», судорог, ригидности затылочных мышц, парезов, параличей указывают на функциональное или органическое поражение нервной системы новорожденного.

В итоге оценки состояния здоровья, определяют группу здоровья, группу риска и составляют план диспансеризации на первый месяц жизни. План должен включать моменты режима, ухода, воспитания, вскармливания и закаливания ребенка, а при показаниях - восстанови­тельные, профилактические и лечебные мероприятия. Предусматрива­ют также меры по профилактике гипогалактии у матери.

Данные первичного врачебно-сестринского патронажа вносят в ис­торию развития ребенка (форма № 112/у).

При последующих осмотрах оценивают адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, состояние его здоровья, динамику массы те­ла, особенности поведения и нервно-психического развития, контроли­руют соблюдение правил ухода, вскармливания и выполнение назна­ченных мероприятий.


ПОВТОРНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ

Повторный врачебный патронаж здорового новорожденного участ­ковый педиатр проводит на 14-21 дни жизни ребенка, а в возрасте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в поликли­нику. Детей II-V групп здоровья врач посещает, как правило, чаще:

Детей II группы здоровья педиатр осматривает в первые сутки пос­
ле выписки из родильного дома, на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни, а в воз­
расте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в
поликлинику.

Детей III группы здоровья посещают в первые сутки после выпис­
ки из родильного дома, затем каждые 5 дней в течение первого месяца
жизни, далее соответсвенно основному заболеванию.

Детей IV-V групп здоровья обязательно осматривают в первые
сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, затем
2 раза в неделю в течение первого месяца жизни и далее соответсвенно
основному заболеванию.

Патронажная медицинская сестра на первом году жизни посещает ре­бенка 20-25 раз: на первом месяце в первые сутки после выписки, далее 2 раза в неделю, в течение 2-го и 3-го месяцев - 3 раза в месяц, в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев - 2 раза в месяц и во 2-м полугодии - 1 раз в ме­сяц. При подозрении на гнойно-воспалительные заболевания медицинс­кая сестра осматривает новорожденного ежедневно в течение 10 сут.

5 течение первого месяца жизни медицинскую помощь детям оказы­вают педиатр и специалисты детской поликлиники только на дому.

К концу периода новорожденное™ участковый педиатр составляет план диспансеризации на первый год жизни ребенка, в зависимости от группы здоровья и групп риска. В плане предусматривают следующие мероприятия.

Проведение профилактических прививок.

Осмотры специалистами (возможно диспансерное наблюдение).

Дополнительные обследования (анализы крови, мочи, по показа­
ниям биохимические, рентгенологические и инструментальные иссле­
дования и др.).

Профилактические (профилактика анемии, рахита), корригирую­
щие и оздоровительные мероприятия.

При оказании медицинской помощи заболевшему новорожденному на дому участковый педиатр и медицинская сестра наблюдают его ежед­невно до полного выздоровления. По показаниям ребенку на дому про­водят все необходимые лабораторные исследования, вызывают для кон-


сультаций специалистов узкого профиля. При затруднениях в диагнос­тике или дифференциальной диагностике выявленный у новорожден­ного патологии участковый педиатр обязан пригласить заведующего отделением или более высококвалифицированного специалиста. Ос­тавлять ребенка с неясным диагнозом на дому без оказания медицинс­кой помощи или проведения консультации врач не имеет права.

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ НА ДОМУ

Для здорового новорожденного очень важно создать оптимальный индивидуальный режим. Чередование сна и бодрствования со своевре­менным кормлением ребенка способствует нормальной деятельности всех функциональных систем организма.

При кормлении новорожденного рекомендуют использовать мето­дику свободного вскармливания, при которой ребенок получает пита­ние 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. При такой практи­ке кормления?юворожденного у матери формируется быстрая и доста­точная выработка грудного молока, поведение ребенка становится более спокойным, его потребность в пищевых веществах удовлетворя­ется полностью, что обеспечивает качественное и полноценное физи­ческое и нервно-психическое развитие. При свободном вскармливании новорожденный, как правило, не нуждается в дополнительном введе­нии жидкости (кроме особых случаев, например, в жаркое время года, при обильных срыгиваниях, во время заболеваний и др.). Обычно в до­машних условиях к концу периода новорожденности, когда у матери ус­танавливается достаточная лактация, а ребенок способен за каждое кормление высасывать необходимое количество молока, у него выраба­тывается индивидуальный режим кормления (6 или 7 раз в сутки, обыч­но без ночного перерыва).

Детям, поздно приложенным к груди, или находящимся на раннем смешанном и искусственном вскармливании целесообразно назначать пробиотики в течение 3-4 нед.

Ко времени выписки новорожденного из родильного дома необходи­мо подготовить помещение, где он будет находиться и предметы ухода за ним. Перед выпиской в комнате должна быть проведена генеральная влажная дезинфицирующая уборка.

Кроватку следует поместить в самом светлом и теплом месте комна­ты, но не у батареи и не на сквозняке. Постоянное пребывание ребенка в коляске нежелательно. Для того чтобы верхняя половина туловища новорожденного была несколько приподнята (примерно на 30°), голов­ной конец матраца слегка приподнять (под него подкладывают плоскую подушку или сложенное одеяло).


Температура воздуха в комнате, где находится новорожденный, должна быть в пределах 22 "С, а для недоношенного или ребенка с ги­потрофией - 23-24 °С. Проветривать комнату следует через каждые 3 ч по 10-20 мин в любое время года. Зимой форточку следует закрыть сеткой для уменьшения скорости воздушного потока.

Заранее для новорожденного должны быть приготовлены следую­щие предметы.

Ванночка для купания, миска для умывания и тазик для подмыва­
ния ребенка, кувшин для воды.

3 градусника: для измерения температуры тела, воздуха и воды.

Резиновые баллончики: для очистительной клизмы и для очистки
носовых ходов от слизи и корочек.

Газоотводная трубка.

2 кастрюли: для кипячения сосок и для кипячения бутылочек.

3-5 бутылочек с делениями (в случае искусственного вскармлива­
ния).

Стеклянные банки с крышками для стерильной ваты, сосок, ло­
жечки.

Емкость для сбора грязного белья.

Для ежедневного ухода за новорожденным и его туалета необходи­мы следующее.

Детский крем или прокипяченное, а затем процеженное подсолнеч­
ное масло.

5% раствор перманганата калия.

Детское мыло.

Ножницы, пипетки (для носа и для глаз).

4-6 детских простыней.

3 пододеяльника.

2 тонких и 1 теплое одеяло.

20 тонких квадратных пеленок площадью 1 м 2 .

10 фланелевых пеленок.

25-30 подгузников длиной 65 см и шириной 60 см из марли или
выношенной хлопчатобумажной ткани.

10-12 распашонок, из них 6-8 хлопчатобумажных и 4-6 фланеле­
вых.

2-3 чепчика или косынки.

Памперсы соответствующего размера.

Следует осуществлять ежедневный туалет новорожденного.

Туалет глаз проводят, протирая глазные щели отдельными для
каждого глаза стерильными ватными тампонами, смоченными охлаж­
денной кипяченой водой. При необходимости используют раствор фу-


рациллина (1:5000). Протирать глазные щели следует от наружного края глаза к внутреннему. При наличии показаний, после туалета в гла­за закапывают 20% раствор альбуцида, 0,25% раствор левомицетина. При стойком сохранении гнойного отделяемого из глаз рекомендовано проконсультировать ребенка у офтальмолога, сделать бактериологичес­кое исследование.

Туалет носа осуществляют утром и в течение дня по мере необхо­
димости. Носовые ходы очищают при помощи ватных жгутиков (для
каждого носового хода используют отдельный жгутик), смоченных
стерильным растительным маслом. При наличии сухих корочек можно
использовать физиологический раствор или грудное молоко (при отсу­
тствии гнойного отделяемого). При появлении ринита (заложенность
носа, обильное серозное отделяемое) следует перед каждым кормлени­
ем, а при необходимости и чаще, отсасывать слизь из носовых ходов
маленьким резиновым баллончиком, наконечник которого смазывают
стерильным растительным маслом. После отсасывания в носовые ходы
закапывают 0,01% раствор називина, фурациллин-адреналиновые кап­
ли, используют противовирусные мази. При наличии гнойного отделя­
емого необходимы осмотр отоларинголога, бактериологическое иссле­
дование.

Туалет пупочной ранки проводят 70% этиловым спиртом, а затем
5% раствором перманганата калия или 2% раствором бриллиантового
зеленого. При наличии свежего или засохшего отделяемого из пупоч­
ной ранки его предварительно удаляют с помощью 2-3% раствора пере­
киси водорода. В случаях геморрагических корочек или кровотечения
для обработки ранки используют раствор адреналина гидрохлорида.

Обработка слизистой оболочки полости рта у новорожденного ре­
бенка необходима при появлении молочницы. Обработку проводят 2%
раствором соды (1 чайная ложка соды на 200 мл кипяченой воды) или
противогрибковыми препаратами. Ротовую полость обрабатывают пе­
ред каждым кормлением с помощью марлевой салфетки. Эффектив­
ность лечения молочницы у ребенка зависит от качества обработки ма­
теринского соска перед кормлением грудью. При стойко сохраняющей­
ся молочнице и наличии в анамнезе у матери или ребенка терапии ан­
тибактериальными ЛС необходимо обследовать ребенка на дисбакте-
риоз.

Туалет наружных слуховых проходов производят редко: их проти­
рают сухими ватными жгутиками.

Ногти новорожденному и ребенку грудного возраста нужно обре­зать. Удобнее использовать ножницы с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.


Уход за кожей новорожденного включает утренний туалет, подмыва­ние после дефекации и гигиеническую ванну. Утром после сна мать про­тирает все кожные складки ребенка салфеткой, смоченной в кипяченой воде, и после их подсушивания мягкой пеленкой, смазывает стерильным растительным маслом или детским кремом. В настоящее время в прода­же существует большой выбор этих средств. Использовать детские при­сыпки нежелательно, поскольку они с кожным отделяемым ребенка ска­тываются в шарики и вызывают микротравматизацию кожи новорож­денного, что может стать причиной опрелостей и гнойничковых сыпей.

Белье ребенка должно быть чистым. Стирать его можно только детс­ким мылом или специальными порошками для детского белья, а затем обязательно проглаживать с обеих сторон.

Купа гь ребенка следует после отпадения пуповины ежедневно. Ку­пание проводят в кипяченой воде с температурой 36,5-37 °С, а детей в возрасте 6-12 мес - с температурой 36-36,5 °С. Дважды или трижды в неделю при купании используют детское мыло. В остальные дни ребен­ка купают без мыла, используя фланелевую или махровую рукавичку. Купать ребенка лучше перед последним кормлением. Продолжитель­ность купания должна составлять 5-10 мин Лицо и голову моют в пос­леднюю очередь. После купания ребенка обливают из кувшина водой с температурой 36 °С. Затем кожу тщательно высушивают мягкой прос­тыней или пеленкой. Кожные складки (за ушами, на шее, в подмышеч­ных и паховых областях) смазывают детским кремом или маслом. Если родители неопытные, то при первом купании должна присутствовать медицинская сестра, которая это купание и проводит. После купания мать кормит ребенка и укладывает спать.

При нарушении санитарно-гигиенических условий ухода у ново­рожденного возможно развитие потницы - мелкоточечной краснова­той сыпи, локализующейся в местах естественных складок на коже ту­ловища и конечностей. Появление потницы связано с недостаточным или неправильным уходом за ребенком, с его перегреванием. Потница обычно исчезает после ликвидации указанных факторов. В качестве ле­чебных средств можно рекомендовать ванны с отварами череды, чисто­тела, коры дуба, ромашки, зверобоя. Отвар трав готовят из расчета 15 г сухого вещества на одно купание.

У новорожденного при нарушении условий ухода могут появиться опрелости. Чаще они локализуются в области ягодиц, внутренней пове­рхности бедер, в естественных складках и за ушами. Различают 3 степе­ни опрелости.

I степень: умеренное покраснение кожи без видимого нарушения ее целостности.


II степень: яркая гиперемия кожи с большими эрозиями.

III степень, яркая гиперемия кожи, мокнутие в результате слив­
шихся эрозий.

Опрелости II и III степени могут инфицироваться.

Лечение опрелостей заключается в правильном санитарно-гигиени­ческом уходе за новорожденным: тщательное подмывание ребенка пос­ле акта дефекации, с последующим высушиванием кожи мягкой пелен­кой или простыней и обработка складок маслом или детским кремом, драполеновой мазью, 1% раствором бриллиантового зеленого. Гигиени­ческую ванну желательно проводить с добавлением отваров лекар­ственных трав 2 раза в день (утром и вечером). Пеленки необходимо тщательно проглаживать с обеих сторон. При опрелостях II и III степе­ни можно использовать открытое пеленание и местное УФО-облучение пораженных участков кожи. Участковый врач должен обратить внима­ние на диету матери, исключив из нее облигатные аллергены, а ребенку назначить антигистаминные препараты. При подозрении на аллерги­ческий генез опрелостей препаратами выбора служат хлоропирамин, хифенадин, клемастин в дозах, соответсвующих возрасту. Антигиста­минные препараты можно использовать и в виде мазей.

При инфицировании потницы или опрелостей можно назначить ма­зи с антибактериальными средствами, которые можно сочетать с лечеб­ными ваннами из отвара трав. В таких случаях ребенка следует обследо­вать на дисбактериоз.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Новорожденному в помещении рекомендуют находиться без чепчи­ка. Пеленать ребенка нужно на время сна или кормления, чтобы ограни­чить его общую двигательную активность. Во время бодрствования ре­бенок должен быть в распашонке, ползунках или трусиках. Хорошим средством закаливания с периода новорожденности служит обнажение стоп. Если стопы холодные и ребенок начал чихать, можно накрыть нижнюю часть тела одеялом, но не пеленать ребенка.

Прогулки в теплое время года при отсутствии противопоказаний можно начинать сразу после выписки из родильного дома, избегая воз­действия прямых солнечных лучей на ребенка. Продолжительность прогулки вначале должна составлять 15-20 мин, а затем ее постепенно доводят до 1,5-2 часов. В ветреные, дождливые, и в очень жаркие дни (более 30 °С) ребенку лучше спать в помещении при открытых окнах или на веранде. Зимой прогулки с новорожденным следует начинать дома при открытой форточке или окне. К пребыванию на свежем возду­хе в прохладное время ребенка следует приучать постепенно, начиная с


продолжительности прогулки равной 15-20 мин Выносить гулять на улицу его можно при температуре не ниже минус 10 °С. Лицо ребенка закрывать не следует, а одевать его нужно в соответствии с погодой.

Для правильного физического развития необходимо с возраста 2 нед укладывать новорожденного на живот перед кормлением на 2-3 мин с постепенным увеличением этого времени до 10 мин Вначале ребенка выкладывают на живот 1-2 раза, затем 3-4 раза в сутки.

Показателем эффективности диспансерного наблюдения за ново­рожденным на педиатрическом участке служит его нормальное физи­ческое и нервно-психическое развитие при отсутствии заболеваний.

Результаты наблюдения за новорожденным и оценку его состояния фиксирует врач в истории развития (форма № 112/у).

Быстрыми темпами идет физическое и нервно-психическое развитие, во многом определяющее здоровье ребенка в будущем. Вот почему посещать детскую поликлинику маме с малышом придется в течение первого года жизни регулярно, даже если кроха абсолютно здоров.

Целью визитов в поликлинику в первые месяцы после рождения является исключение различных врожденных болезней у ребенка, выявление ранних форм заболеваний, определение предрасположенности к ним, а также предупреждение риска развития патологий в будущем. В последующие месяцы основными задачами диспансеризации являются: динамическое наблюдение за развитием малыша, своевременное проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

На первом месяце жизни новорожденного осматривает врач-педиатр, как минимум, 3 раза. Эти посещения происходят на дому и называются .

Первый визит мамы с малышом в поликлинику должен состояться через 1 месяц после рождения крохи. Очень важно, чтобы в первый месяц ребенка осмотрел не только педиатр, но и другие специалисты - невролог, окулист, ортопед, хирург, ЛОР – для выявления незамеченных ранее врожденных заболеваний.

1 месяц жизни: педиатр

Самый главный врач для ребенка первого года жизни – это педиатр. Он должен осматривать ребенка от рождения до года ежемесячно.

Для детей 1 года жизни в поликлинике 1 раз в неделю выделяется специальный день, называемый «грудничковым». В этот день все врачи медучреждения стараются принимать только младенцев, чтобы оградить маленьких пациентов от контакта с больными детьми. Чтобы узнать, когда следует первый раз прийти на прием к врачу-педиатру, нужно позвонить в регистратуру и уточнить, какой день недели в вашей поликлинике – «грудничковый», а также выяснить часы приема вашего участкового врача.

Педиатр ежемесячно проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, вес, окружность головы и груди. На основе полученных данных он делает заключение о том, насколько хорошо развивается ребенок, проводит оценку его физического развития в соответствии с показателями возрастной нормы. Во время приема врач осматривает малыша, оценивает функциональное состояние всех органов и систем и дает маме рекомендации по вскармливанию и режиму дня ребенка.

При отсутствии противопоказаний доктор выписывает направление на плановые прививки.

На первом приеме в поликлинике врач – педиатр должен объяснить маме, как и когда проводить профилактику рахита, рассказать про закаливающие мероприятия, при необходимости, – если малыш находится на искусственном вскармливании – выписать рецепт на молочную кухню.

Из дополнительных обследований доктор может назначить ребенку УЗИ брюшной полости, которое проводится для выявления патологии печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек и электрокардиограмму (ЭКГ).

ЭКГ проводится в качестве дополнительного исследования при наличии шумов в сердце. Кроме того, врач может дать направление на эхокардиографию (УЗИ сердца), что поможет исключить пороки сердца и сосудов. При дисфункции сердечно-сосудистой системы (нарушения ритма, пороки развития) ребенок должен наблюдаться и лечиться у кардиолога.

1 месяц жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает мышечный тонус малыша, проверяет врожденные рефлексы, оценивает нервно-психическое развитие и становление моторных функций.

Посещение невролога в 1 месяц очень важно для здоровья малыша, так как именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, т.е. возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы, такие как: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, синдром угнетения центральной нервной системы. При наличии неврологической патологии у ребенка важно начать лечение именно в первые месяцы жизни, так как в этот период происходит дозревание нервной системы, она обладает хорошей способностью восстанавливать нарушенные функции и, следовательно, отклонения в ее работе являются обратимыми и хорошо поддаются лечению.

Кроме того, врач-невролог дает направление на УЗИ головного мозга (нейросонография).

Это обследование чаще всего проводят детям в роддоме. Если требуется повторное обследование или ребенок не был осмотрен в роддоме – исследование проводят в 1 месяц жизни.

УЗИ головного мозга позволяет распознать изменения, имеющиеся в структуре мозга: сосудистые кисты, внутричерепные кровоизлияния, пороки развития, расширение желудочков мозга (гидроцефальный синдром), признаки повышенного внутричерепного давления (гипертензионный синдром).

1 месяц жизни: ортопед

Ортопед осматривает малыша с целью выявления врожденной патологии, в первую очередь – дисплазии тазобедренных суставов (их недоразвитие или неправильное развитие). Для этого он оценивает разведение ножек малыша в тазобедренных суставах и симметричность ягодичных складок. Дисплазия тазобедренных суставов, выявленная в раннем возрасте, когда сустав ребенка до конца еще не сформирован, как правило, хорошо поддается безоперационной коррекции и не приводит к неправильному формированию суставов и нарушению функций нижних конечностей. Также при осмотре ортопед исключает такие патологии как врожденная мышечная кривошея, вывихи, врожденная косолапость. Дополнительно к осмотру ортопеда всем малышам назначается УЗИ тазобедренных суставов для выявления или подтверждения диагноза дисплазии тазобедренных суставов.

1 месяц жизни: хирург

Хирург осматривает ребенка с целью выявления хирургической патологии, такой как: гемангиомы (сосудистая опухоль на коже), пупочная или паховая грыжи (выпячивание тканей или части органов через слабые места передней брюшной стенки), крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти) у мальчиков.

Важно как можно раньше диагностировать эти заболевания, для того чтобы вовремя провести хирургическое лечение и избежать осложнений. В случае наличия паховой или пупочной грыжи – это ущемление (сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах), при фимозе – воспаление головки полового члена (баланит, баланопостит).

Часто в поликлиниках эти две специальности (ортопед и хирург) совмещает один доктор.

1 месяц жизни: окулист

Окулист проверит, как ребенок фокусирует взгляд на предмете, осмотрит глазное дно с целью раннего выявления патологии сетчатки, проверит проходимость носослезных каналов. Обнаружив заболевание на ранних стадиях, врач назначает малышу консервативное (неоперационное) лечение, что позволяет предотвратить дальнейшее нарушение функций зрительного органа и не допустить развития осложнений.

1 месяц жизни: ЛОР

ЛОР на первом месяце жизни может провести аудиологический скрининг для раннего выявления нарушений слуха у ребенка. Если врач заподозрил нарушение слуха у малыша, он должен дать направление в специальный (сурдологический) центр, где младенца тщательно обследуют с целью выявления тугоухости (снижение слуха). Чем раньше диагностировано снижение слуха, тем быстрее можно начать соответствующее лечение и реабилитацию, чтобы не допустить отставание в психическом и речевом развитии крохи.

2 месяца жизни

В этом возрасте малыш с мамой посещают только участкового педиатра для оценки состояния здоровья, показателей физического и нервно-психического развития.

3 месяца жизни: педиатр

При диспансеризации в 3 месяца ребенка, помимо педиатра, должны повторно осмотреть невролог и ортопед.

В 3 месяца врач-педиатр не только осматривает ребенка, но и дает направление на общий анализ крови и мочи. По их результатам доктор оценит, здоров ли ребенок и готов ли к первой плановой вакцинации АКДС и против полиомиелита. Кроме того, врач может рекомендовать малышу занятия в бассейне.

3 месяца жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает нервно – психическое развитие малыша, мышечный тонус, освоение двигательных навыков. Если у ребенка в 1 месяц было выявлено неврологическое заболевание и назначено лечение, врач оценивает динамику заболевания и эффективность проводимой терапии. Доктор может назначить курс массажа и лечебной гимнастики для коррекции мышечного тонуса.

Осмотр невролога в этот период необходим для решения вопроса о возможности предстоящей вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрев ребенка, врач должен дать свое разрешение на проведение вакцинации, если малыш не имеет противопоказаний со стороны ЦНС. Проведение этой прививки детям с неврологической патологией может усугубить течение заболевания в поствакцинальный период.
При затруднениях в постановке диагноза невролог может назначить младенцу повторное проведение УЗИ головного мозга.

3 месяца жизни: ортопед

Во время консультации врач-ортопед уточняет данные предыдущего осмотра, исключает первые признаки рахита у малыша. Рахит – заболевание, связанное с недостатком витамина D, которое ослабляет не только кости, но и мышцы ребенка.

4 и 5 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом – педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

6 месяцев жизни: педиатр

В 6 месяцев, если ребенок не состоит на учете у специалистов, ему нужно пройти осмотр врача-педиатра и невролога.

Возраст 6 месяцев ознаменован началом прикорма, поэтому педиатр должен рассказать маме, с каких продуктов следует начинать прикорм, в каком количестве и в какое время его давать.

При отсутствии противопоказаний доктор разрешит сделать малышу третью (последнюю) вакцинацию против гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

6 месяцев жизни: невролог

Невролог оценивает динамику психомоторного развития ребенка.

7 и 8 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок в плановом порядке осматривается педиатром, который оценивает его физическое развитие, темпы росто-весовых прибавок. Также дает маме рекомендации по введению новых продуктов прикорма, корректирует общий график прикорма, учитывая индивидуальные особенности малыша.

9 месяцев жизни: стоматолог

В 9 месяцев, помимо педиатра, мама с малышом должны впервые посетить детского стоматолога, даже если у крохи до сих пор нет ни одного зуба. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост молочных зубов и оценивать правильность закладки еще непрорезавшихся зубов. Стоматолог осмотрит первые зубки малыша и скажет, правильно ли формируется прикус, даст маме рекомендации по уходу за полостью рта ребенка.

9 месяцев жизни: хирург

В этот период ребенка повторно должен осмотреть хирург. Он исключает такие заболевания, как паховая и пупочная грыжи. У мальчиков тщательно осматривают наружные половые органы с целью раннего выявления крипторхизма (неопущение одного или обоих яичек в мошонку), водянки яичек (скопление жидкости в мошонке), гипоспадии (аномального расположения отверстия мочеиспускательного канала). При выявлении какого?либо из данных заболеваний важно как можно раньше провести хирургическое оперативное лечение, для предупреждения развития воспалительных заболеваний и бесплодия у мальчиков.

10 и 11 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом-педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

Годовалый малыш: педиатр

После 1 года педиатр будет осматривать ребенка 1 раз в 3 месяца. При наличии показаний или хронических заболеваний осмотр малыша специалистом проводится по индивидуальному графику, который устанавливает врач.
Итак, в 1 год младенец проходит последнее в раннем детстве комплексное обследование, которое включает в себя консультации следующих специалистов: невролога, ортопеда, хирурга, отоларинголога, окулиста и стоматолога.

Врач-педиатр на приеме проводит антропометрические измерения малыша, оценивает его физическое развитие, с помощью пальпации (прощупывание) и аускультации (прослушивание фонендоскопом) анализирует функционирование всех органов и систем и дает направления на дополнительные обследования.

В 1 год ребенку нужно сделать электрокардиографию, общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование кала на яйца глистов и соскоб с перианальных складок на энтеробиоз.

Кроме этого, в 1 год малышу делают туберкулиновую пробу или пробу Манту. С этого возраста проба Манту должна проводиться ежегодно.

Годовалый малыш: ортопед

Ортопед проверит осанку, посмотрит, насколько правильно развит скелет у малыша, как работают суставы, как ребенок ставит стопу. Дает маме рекомендации по выбору правильной детской обуви.

Годовалый малыш: хирург

Хирург вновь осмотрит животик малыша для исключения паховой и пупочной грыжи. У мальчиков обязательно осматриваются наружные половые органы для исключения патологии их развития.

Годовалый малыш: стоматолог

Стоматолог оценивает количество прорезавшихся зубов, их состояние (отсутствие или наличие кариеса), формирование прикуса у малыша.

Годовалый малыш: окулист

Окулист осматривает глазное дно, выявляет предрасположенность или отклонения в остроте зрения от возрастной нормы (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие. При выявлении патологии врач назначает лечение или очковую коррекцию, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения.

Годовалый малыш: ЛОР-врач

ЛОР-врач осматривает горло, носовые ходы и уши ребенка, дает рекомендации маме по уходу за слизистыми полости носа и рта с целью профилактики простудных и воспалительных заболеваний.

Годовалый малыш: невролог

Невролог оценивает психическое и двигательное развитие малыша.

Группы здоровья

По результатам обследования ребенка у специалистов врач- педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья, на основании которой определяет группу здоровья малыша.

Группы здоровья – это шкала оценки здоровья и развития ребенка, с учетом всех факторов риска, которые на него влияли во время беременности и родов, воздействуют на данный момент и прогнозируются в будущем.

Выделяют 5 групп здоровья:

  • первая – здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием;
  • вторая – здоровые дети, имеющие факторы риска по возникновению патологии, и дети с незначительными функциональными отклонениями;
  • третья – дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (редкие обострения);
  • четвертая – дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья: хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии с частыми обострениями.
  • пятая – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (частые обострения и тяжелое течение заболевания), дети-инвалиды.

Исходя из группы здоровья, для каждого ребенка устанавливаются сроки обязательного диспансерного наблюдения у профильных специалистов, разрабатывается индивидуальный план оздоровления (массаж, лечебная физкультура, закаливание) и лечения малыша. Учитывая группу здоровья и тяжесть заболевания, врач порекомендует соблюдение особого режима дня и методы физического воспитания, ориентированные на конкретного ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.