12.06.2019
Занятие по ознакомлению с окружающем миром. Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с подземным царством
Ознакомление с окружающим миром и экология
Предшкольная группа
Цель :
- дать представление о почве, как о компоненте природы;
- познакомить с представителями почвенной фауны на примере крота;
- дать представление об особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
- подчеркнуть значимость подземных жителей;
- дать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений, животных, птиц
- научить детей правильно выкладывать цепь питания,
- объяснить, что в природе все взаимосвязано;
- воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: почва, чернозем, кочки, кротовины.
Билингвальный компонент: крот - кйртышан, земля - жер.
Предварительная работа: Рассматривание картин, знакомство с внешним видом крота, чтение произведений о кроте.
Подготовка к занятию: игрушка Боровичок, подарок от Боровичка (мешочек с землей), конверт с загадками, картина «Семья кротов», схема подземных ходов крота, банка с водой для эксперимента с почвой, картинки (березовый лист, паук, стрекоза, лягушка, крот, лиса, сова) для выстраивания цепи питания, магнитофон.
Ход занятия:
1. Мотивационно-побудительный этап:
Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Боровичок. Он принес в подарок нам мешочек земли, по-казахски земля - жер. Эта земля волшебная, с лесной тропинки. О ком же пойдет речь?
2. Организационно-поисковый этап:
Давайте рассмотрим картину. («Семья кротов»)
Крот по-казахски КиРТЫШљАН
Вопросы :
- какие животные изображены на картине?
- где живет семья кротов?
- как она оказалась на поверхности земли?
- что делают кротиха и кротенок?
- кого они нашли?
- что делают кроты под землей?
- чем они питаются?
- что это такое? (кучи земли)
- откуда они появились? Их называют КРОТОВИНАМИ.
- как выглядят кроты?
- особенности шубки крота?
- как устроены лапы крота?
Ребята, а хотите попасть в подземное царство? Посмотреть, как живет крот? Боровичок приготовил для вас загадки о подземных жителях. Отгадаете, отправимся в путешествие.
1 Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
(корни)
2 В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
3.Каждый год осенью с деревьев опадает много листьев,
А куда они потом исчезают?
Кто помогает таким волшебным превращениям?
(дождевые черви)
Вход в подземное царство открыт! Закройте глаза, начинаем телепортацию!
Релаксация (спокойная музыка).
Дети открывают глаза и видят схему подземных ходов крота
Рассказ воспитателя о кроте:
Крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок, жуков, которых мы считаем «вредными», но в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крота.
Одна из главных забот крота - добывание корма. Крот должен съесть за день столько, сколько весит он сам целиком. Сюрпризом для крота являются мышиная норка с мышатами, ящерки, жаба, зарывающаяся в землю от врагов.
Но каким же образом крот узнает, в каком направлении следует рыть ему подземный коридор? Ведь крот - полуслепой, а запахи под землей не распространяются. У него очень хорошо развит СЛУХ.
Кроту остается только пустить в ход лапы, похожие на когтистые лопаты. Как же протекает жизнь крота под землей?
Довольно глубоко, на метр под поверхностью земли, находится его главная квартира, от которой в разных направлениях отходят коридоры для постоянного пользования, есть ВЫХОД наружу на взгорках - КРОТОВИНЫ. коридоры достигают 40-60 метров, он чуть шире самого крота. Три раза - утром, в полдень и вечером пробегает крот, прислушиваясь, не раздается ли шум? Наевшись, отправляется домой.
Зимой крот не перестает охотиться, в отличие от ежа, который впадает в спячку. Охота идет на большой глубине, куда, спасаясь от холода, перемещаются насекомые и черви. Кроты могут переплывать небольшие речки.
Если крот голоден 14-16 часов - он погибает. Живут кроты 4-5 лет.
Гнездовая камера (квартира) располагается на глубине 1,5-2 метра, в защищенном месте- между корнями деревьев и кустарников, под пнями, постройками.
Кроты - неуживчивые, драчливые, поэтому они одиночки.
Физминутка
Чем же дышат кроты под землей? Как воздух проникает под землю?
Правильно, через кротовины. А еще воздух содержится между частицами почвы. Не верите? Давайте проверим.
В банку с водой опускаем комочек почвы. Он сразу не тонет. Почему? При помощи палочки опускаем на дно. Из комка выходят «шарики» . что это за шарики? Это ВОЗДУХ.
Какую же пользу приносят кроты? - ответы детей.
Истребляют вредных насекомых, разрыхляют почву, обогащают удобрением. Почва становится лучше, избыток влаги глубоко проникает в почву по кротовинам. Но если крот завелся в огороде - это плохо. Почему?
Повреждают корни растений, они гибнут. Уничтожают полезных для почвы дождевых червей.
Как бороться? Поместить рядом с кротовиной нарезанный лук, чеснок. Кроты не любят этого запаха, уходят сами.
Ребята, давайте выстроим цепь питания.
Ответы детей, выстраивание цепи питания.
3. Рефлексивно-коррегирующий этап:
Вот и закончилось наше путешествие в подземное царство. Пора возвращаться в группу. Закройте глаза.
Звучит музыка.
Вот мы и дома! Расскажите, что нового и интересного вы узнали о подземном царстве, о жизни крота?
Ответы детей.
Отмечаю активных ребят.
Благодарим Боровичка за интересное путешествие.
Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.
Тема: Предметы рукотворного мира.
Программное содержание.Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.
Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.
Ход занятия:
Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!
Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?
- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.
Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.
Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.
Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.
Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!
Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.
Распределение материала на учебный год
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Примерные конспекты занятий
Сентябрь
1. Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
2. Моя семья
Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Ход занятия
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Физкультминутка
У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
План-конспект занятия
« Помоги Зайке сберечь здоровье »
Программное содержание:
Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;
Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоровье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по словицы:
Здоровье - лучшее богатство.
Здоровому все здорово.
Здоровье - всему голова.
Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан.
Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внимание детей на внешний вид Зайки и говорит , что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает детям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.
Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .
Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;
- как спускаться по лестнице;
Как одеваться, собираясь на прогулку.
Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель побуждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям показать все это, собираясь на прогулку.
Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.
Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.
Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!
Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,
А потом уже
и в путь
.
Ничего не разорвёте.
Вы надели
башмаки -
Завяжите все шнурки!
Чтоб в дороге не упаст ь
Чтобы
в
лужу
не попасть.
Можно использовать персонажи
кукольного театра
.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Доктор Айболит »
Программное содержание:
Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;
Формировать навыки здорового образа жизни;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Развивать речь, воображение.
Оборудование:
игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов,
шапочки с изображением животных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!
Игра «И я тоже»
Я умею аккуратно ее есть.
Я не слушаю старших.
Я с ребятами дружу.
Хорошо себя веду!
Я на улице гуляю!
Я ребят всех обижаю!
В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка
я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..
Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».
Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.
Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадайте, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)
Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.
Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.
Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.
Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался з айка!
Со скамейки слезть не мог.
Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)
Айболит
:
Ай-я-яй! Нехорошо бросать
свои
игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.
Игра «Полезное – неполезное»
Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.
Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?
Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А.Барто)
Айболит: Лапка? Мы ее сейчас перевяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.
Игра «Кому что нужно»
Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.
Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)
Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.
Надо, надо нам помыться! шагаем
Где тут чистая водица? разводят руками
Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук
Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук
Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.
имитируем мытьё щёк, шейки
Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук
Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос
Не ленились вымыть уши показываем уши
И вытерли всё посуше.
Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других деток и зверюшек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)
Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)
Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Чтобы быть здоровым »
Программное содержание:
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:
Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со
стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия
:
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:
Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».
Вопросы:
Какой из мальчиков вам больше нравится?
Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
А другой мальчик кому-нибудь понравился?
Почему не понравился?
Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
Что, кроме мыла и губки , необходимо для мытья?
Давайте же мыться, купаться,
Плескаться, нырять, кувыркаться
В лохани, в корыте,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Педагог предлагает выучить чистоговорку:
Мама Милу
С мылом мыла.
В глаз попало
Миле мыло.
Мама Миле говорил а:
Не сердись, дочу рка М ила .
Не сержусь, - сказала Мила,
Я выплакиваю мыло.
Затем воспитатель читает стихотворение К. Чуковского «Мойдо-дыр» полностью, выясняет, почему от мальчика убежали все вещи, и напоминает о правилах гигиены.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
» 4-ый год жизни
« Экскурсия в прачечную
детского сада»
Программное содержание:
Познакомить с работой мастера по стирке белья,
Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье;
-
воспитыв
ать уважение
к
труду людей, работающих в прачечной
.
Ход
экскурсии:
До начала экскурсии воспитатель предлагает послушать отрывок из знакомого стихотворения и назвать его.
Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Воспитатель уточняет, почему от мальчика убежали все вещи, говорит, что хотя среди ребят в группе нет грязнуль, но полотенца иногда бывают грязными; задаёт вопросы, кто стирает полотенца и постельное белье, предлагает познакомиться с мастером по стирке белья, повторяет ее имя и отчество, закрепляет слова: «прачечная», «белье», «постельные принадлеж-ности».
В прачечной после осмотра помещения и знакомства с мастером по стирке белья предложить послушать её рассказ, сопровождаемый показом действий: белье замачивается, загружается в стиральную машину, засыпает-ся стиральный порошок. По ходу рассказа взрослые задают вопросы, пред-лагая сравнить стиральные машины в детском саду и дома, демонстрируют грязные полотенца, объясняя, что дети недостаточно чисто мыли руки и теперь полотенца придется кипятить или дополнительно отстирывать руками. Затем показывают, как сушат и гладят белье, предлагают сложить несколько выглаженных вещей.
Подводя итог, воспитатель обращает внимание, как много белья нужно выстирать и отгладить, как трудно отстирывать грязные вещи , объясняет, что дети могут помочь работникам прачечной, если будут тщательно мыть руки.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
» 4-ый год жизни
« Тел о человека»
Программное содержание:
Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека,
Рассказать о роли органов чувств.
Оборудование:
кукла, картинки с изображением разных кукол, фотографии (картинки) детей разного возраста.
Ход занятия:
В гости к детям пришла кукла Маша, принесла картинки с изображением своих подруг, предлагает рассмотреть их. Воспитатель обращает внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предлагает найти различия. Затем побуждает дет
ей определить, чем похожи все куклы, подводя к выводу: у всех однии те же части тела, предлагает показать их на себе.
Далее воспитатель выясняет с детьми:
что можно делать ногами, в какие игры играть;
что делают руками;
почему руки называют первыми помощниками;
для чего нужны уши;
от чего нужно беречь глаза.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть фотографии детей разного возраста, обращает внимание на изменение их роста, побуждая прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильным и здоровым, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя и рисование (комплексное)
4-ый год жизни
« Витамины и
полезные продукты»
Программное содержание:
- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека,
Закрепит умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);
Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.
Оборудование:
Картинка или фотография с изображением крепких , здоровых людей, картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед), загадки, гуашь, листы бумаги.
Ход
занятия:
Показать картинку или фотографию с изображением крепких, здоровых людей, подвести детей к пониманию того, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание, побеседовать о любимых блюдах детей.
Рассказать о витаминах, оказывающих влияние на работу организма, назвать некоторые витамины, рассказать, работе каких органов они помогают и в каких продуктах содержатся:
витамин А важен для зрения, содержится в моркови, луке, петрушке, яйцах;
витамин В способствует хорошей работе сердца, содержится в молоке, мясе, хлебе;
витамин
С
укрепляет весь организм, помогает не
болеть,
Вспомнить, как выглядят знакомые овощи, назвать их по картинкам, подобрать картинки-отгадки к загадкам.
Показать картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед). Объяснить: для того чтобы быть здоровым, крепким и сильным, нужно ку шать только полезные продукты. Рассказать, что некоторые про ду кты не очень полезны, особенно если употреблять их в большом количестве (шоколад, конфеты). Предложить нарисовать любимые продукты.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Безопасность на дорогах»
Программное содержание:
- познакомить детей с элементарными правилами
поведения на улице, правилами дорожного движения,
Рассказать о светофоре.
Оборудование:
Картинка «Машины на улицах города», манишки с изображением участников дорожного движения, картинка с изображением милиционера
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям, что они научились играть с машинка-ми, а на настоящих дорогах машин много, предлагает рассмотреть картинку «Машины на улицах города». Объясняет, что для того, чтобы управлять ими, нужно много знат ь и уметь, задает вопросы, подводя детей к тому, что водители дол жны знать правила дорожного движения.
Воспитатель предлагает подумать, почему машины не сталкиваются друг с другом, кто помогает им двигаться без аварий, загадывает загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый,
красный.
Педагог уточняет значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей и предлагает поупражняться
в
движении в
соответ
ствии с сигналами светофора. Дети надевают манишки с изображением участ-ников дорожного движения
и и
митируют движение машин и пешеходов на улице. Воспитатель напоминает правила: не спешить, следить за движением других и сигналами светофора , переходить улицу в указан-ном месте.
Затем воспитатель показывает картинку с изображением милиционе-ра, предлагает рассмотреть ее, объясняет его роль в управлении движением на улице.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Здоровье в порядке,
спасибо зарядке!»
Программное содержание:
Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;
Закрепить название некоторых видов спорта.
Оборудование:
Кукла в спортивной одежде, картинки с изображением разных видов спорта, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.), мыльные пузыри.
Ход занятия:
На занятие приходит кукла в спортивной одежде - тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта, уточняет, знают ли дети их название, задает вопросы:
какие виды спорта нравятся и почему;
каким видом хотели бы заниматься;
какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.
Гантелькин объясняет, почему полезен каждый вид спорта и спорт вообще, и предлагает детям позаниматься физкультурой:
Состязание, ребятки.
Мы начнем сейчас с зарядки!
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Если кто-то от зарядки
Убегает без огляд к и –
Он не станет нипочём
Настоящим силач
ом!
Каждый день у
нас,
ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз ,
Все присели, подняли сь,
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку!
Провели разминку ловко.
Приступаем к тренировке.
Выполняются упражнения с мячом:
Эстафета «Кто быстрее передаст мяч».
«Перебрось, поймай, упасть не давай!».
«Мыльные пузыри».
Гантелькин предлагает еще позаниматься:
Чтобы сильным быть и ловким,
Продолжаем тренировку.
Выполняются знакомые упражнения с предметами. После упражнений Гантелькин предлагает поиграть:
Чур-чура, чур-чура,
Начинается игра.
Проводится подвижная игра по желанию детей.
Прощаясь, Гантелькин еще раз напоминает, что нужно заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть сильными и здоровыми:
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт - здоровье, спорт – помощник,
Спорт - игра, физкульт-ура!
Гантелькин дарит детям спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.).
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Айболит в гостях
у детей»
Программное содержание:
Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,
Закрепить знания о витаминах,
Уточнить представления об овощах,
Учить сажать лук
.
Материал для занятия:
Машина, кукла Доктор Айболит , овощи, фрукты, плоды шипов-ника, термос с настоем шиповника,
репчатый лу
к
и инвентарь для посадки и полива.
Ход занятия
:
В группу приезжает автомашина, в которой лежат мешочки с ши повником, овощами и фруктами и доктор Айболит.
Проводятся игры:
«Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют овощи (огу-рец, помидор, картофель, свекла, морковь), называют их и дают небольшое описание.
«Угадай на вкус» - после рассматривания и уточнения названия фруктов детям предлагается с закрытыми глазами определить их на вкус (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).
Затем Айболит показывает плоды шиповника, предлагает их по-трогать, понюхать, объясняет, что это та кое. Плоды шиповника очень полезны, их надо собирать, сушить, а зимой заваривать вкусный витаминный чай. Объясняет, что после занятия угостит детей таким чаем.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в автомашине лежит мешочек с луком, объясняет, что в зелёном луке много витаминов, и предлагает вырастить лук самим и есть его за обедом.
После показа проводится посадка лука в ящики. Доктор Айболит напоминает, что после работы нужно помыть руки, чтобы не занес-ти микробы, быть здоровыми и не болеть, и угощает детей витамин-ным чаем.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
«Экскурсия в парк (лес)»
Программное содержание:
Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения,
Формировать бережное отношение к природе.
Ход экскурсии:
Воспитатель предлагает детям осмотреться в парке и загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем
(Лес)
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие по чудесному зелёному до
му, полюбоваться,
рассмотреть и запомнить все, что покажется
интересным.
Дети с воспитателемрассматривают деревья, растущие в парке, сравнивают листья, ствол, кору, отмечают характерные черты, высоту, крону.
Зате м проводится игра «Найди дерево»: воспитатель называет знакомое детям дерево, они должны найти его, добежать и обхватить руками ствол.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, что растет в лесу интересное и полезное, уточняет название лекарственных растений, показы-вает иллюстрации и предлагает найти, но не рвать знакомые лекарствен-ные растения. Воспитатель подходит к каждому ребенку, нашедшему растение, напоминает его название и полезные свойства, предлагает сорвать по одному лекарственному растению каждого вида для гербария как чудесный подарок и воспоминание о лесе.
Дети, какой день недели? Занятие называется ознакомление с окружающим миром.
Ребята, перед занятием давайте выполним пальчиковую гимнастику «Помощники».
Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
Ребята, какая сегодня погода? Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко давайте улыбнемся солнышку, а теперь откроем ротик, чтобы лучики солнышка погрели наш язычок. А теперь язычок вышел погулять влево, вправо.
Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Блинчик», «Часики».
Настроить детей к учебной деятельности.
Обратить внимание детей на лежащий на столе конверт.
Ребята, в конверте какая то загадка.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
Пришла весна, первые денечки весны.
Беседа
А вы ребята, заметили, что изменилось в природе?
После, какого времени года приходит весна?
Как называется первый месяц весны?
Март, апрель, май.
Март - утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной пахнет.
Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку.
Май. Зеленеет, цветет и веселится все в природе.
Какие вы знаете весенние признаки?
Игра «Четвертый лишний»
На столах у детей картинки. Задача детей найти и объяснить, почему именно этот предмет лишний.
Поговорили мы с вами о весне. Какой самый первый праздник мы отмечаем в марте? Чей это праздник?
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.
Д\И «Назови ласково»
Я предлагаю передавать друг другу сердечко и сказать красивые слова о маме. Какая твоя мама?
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома?
Будем мамам помогать?
Дидактическая игра «Поможем нашим мамам».
Дети выбирают самостоятельно предметы и проводят с ними действия:
Я буду маме помогать гладить …рубашку.
Я буду маме помогать стирать… белье.
Я буду маме помогать готовить… обед.
Я буду маме помогать - …гулять с младшим братиком.
Я буду маме помогать - … мыть полы.
Рассказ с презентацией о маме.
Как зовут маму?
Где работаем мама? Кем?
Какую работу выполняет?
Чем занимается дома?
Как ты помогаешь маме?