Шри ауробиндо биография. Биография. Шри Ауробиндо: важная встреча


Великий Зов, безмерная надежда
Пылали ныне в сердце у него -
Сверхчеловека различая образ,
Он восходил к незримым высям духа,
Стремясь призвать на Землю горний мир.
«Савитри». Книга I, песнь 5

Шри Ауробиндо Гхош - великий индийский мыслитель, Учитель, исследователь сознания человека, основоположник интегральной и супраментальной йоги, поэт, писатель, революционер. В работу включены стихотворные строки поэта. Примечание: «Шри» - уважительный титул, переводится как «Святой».

Данная работа написана на основе книги Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», которая является классическим введением в мировоззрение Шри Ауробиндо, выдержала издание во многих странах мира, переведена на русский, английский, итальянский, немецкий, голландский, испанский языки и на несколько языков Индии.

Отец Шри Ауробиндо, доктор Кришна Дхан Гхош

Арберден, Шотландия. 1871

Ауробиндо Гхош родился 15 августа 1872 г. в Калькутте. Это было время, когда королева Англии Виктория собиралась стать императрицей Индии.

Отец Ауробиндо изучал в Англии медицину и вернулся в Индию доктором и законченным англоманом. Он не хотел, чтобы его трое сыновей (Ауробиндо был самым младшим) знали о традициях и языках Индии. Поэтому Ауробиндо получил английское имя Акройд и английскую гувернантку. В возрасте 5 лет он был отдан в ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге, где учились сыновья английских чиновников.

Ауробиндо. 1879

В 7 лет (1989г.) Ауробиндо вместе с братьями уезжает в Англию, где их отец - доктор Гхош, поручает воспитание своих сыновей священнику, причём, со строгими наставлениями, которые запрещали им заводить знакомства с индийцами. Отец мальчиков также распорядился, чтобы пастор не давал его сыновьям никаких религиозных наставлений, чтобы они затем, в 18 лет, могли сами выбрать религию, если захотят. Их отец, доктор Гхош, наверное, был странным человеком: в то время, как он отдавал деньги бедным бенгальским крестьянам, его сыновья в Лондоне голодали и мёрзли в одежде не по северному климату. Очевидно, отец таким образом воспитывал в мальчиках мужской характер.

В 12 лет Ауробиндо уже знал латынь и французский. Английский же язык был его как бы «родным» языком. Директор школы был поражён способностями мальчика и стал с ним заниматься ещё и греческим. Ауробиндо учился, намного опережая одноклассников. Это ему позволяло в освободившееся время заниматься любимым делом - чтением. В подлинниках Ауробиндо уже читает Гомера, Аристофана и всех европейских поэтов и мыслителей.

Ауробиндо. 1884

В школе его пытались обратить в религиозного человека, но Ауробиндо не думал им становиться. Он говорил: «Религия и духовность не обязательно синонимы. Религии разъединяют человечество, а духовность - объединяет. Истинная теократия - это царство Божие в человеке, а не царство папы, духовенства или сословия жрецов». Ауробиндо не стремился к общению, он жил своей собственной жизнью, но одиноким себя не чувствовал. Он жил миром литературы, поэзии. Находился, как говорил сам: «где-то в иных сферах». И мир его был полон.

В школе оценили поразительные способности и познания Ауробиндо и определили ему стипендию для продолжения обучения в Кембридже - в Королевском колледже. За первый год учёбы в колледже он получил все призы за стихосложение на греческом и латыни, но теперь он думает об освобождении своей родины. Его интересует подвиг Жанны дАрк и американская революция.

Ауробиндо становится секретарём Ассоциации индийских студентов, затем членом тайного общества «Лотос и кинжал». Его имя занесено в чёрный список английского правительства. Кембридж Ауробиндо закончил блестяще, но на службу (в Министерство) его не взяли, т.к. в Министерстве колоний считали Ауробиндо Гхоша опасным человеком. И были недалеки от истины.

В возрасте 20 лет (в 1892г.) Ауробиндо Гхош вернулся в Индию, в Бомбей. Только что умер его отец, мать больна - его не узнала. У него не было ни положения, ни титулов. А как-то надо было себя прокормить. И он находит место преподавателя французского и английского языков в колледже. Затем становится заместителем директора колледжа.

Шри Ауробиндо. 1893

Овладев всеми европейскими языками, Ауробиндо, по возвращении в Индию, начинает изучать свой родной - бенгальский. Учитель бенгальского так описывает свою первую встречу с Ауробиндо: «Прежде, чем я встретил Ауробиндо, я представил его (рослым) безупречно одетым с ног до головы на европейский манер, со строгим взглядом и ужасным акцентом (он же - из Кембриджа!) и очень трудным характером. Кто бы мог подумать, что этот смуглый молодой человек с мягкими мечтательными глазами, длинными волнистыми волосами, разделёнными посередине и ниспадающими на шею, одетый в обычное грубое ахмедабадское дхоти и облегающую индийскую куртку, обутый в старомодные туфли с загнутыми носками, чьё лицо было слегка отмечено оспой, был ни кто иной, как господин Ауробиндо Гхош, живое вместилище французского, латыни и греческого».

Учитель бенгальского жил два года вместе с Ауробиндо и поэтому остались его воспоминания о своём ученике. Ауробиндо часами сидел в одной позе, читая книгу, до часа ночи, безучастный к укусам москитов. Он читал английские, русские, немецкие и французские романы, а также священные книги Индии: Упанишады, Бхагавадгиту, Рамаяну, труды Рамакришны. Но Ауробиндо не ограничился чтением священных текстов в переводе. Он изучил санскрит - древне-индийский священный язык. Изучил его самостоятельно. Ауробиндо обладал феноменальной памятью: запоминал текст всей страницы с одного прочитанного раза.

Шри Ауробиндо с офицерами Бароды, Кашмир. 1903

Но по возвращении на родину Ауробиндо продолжает волновать политическое положение Индии. Он пишет статьи, убеждая соотечественников избавиться от британского ига. У Ауробиндо была цель: собрать и организовать все силы нации для революционных действий. Но у него свой, необычный подход к проблеме: он возлагает вину не на англичан, а на самих индийцев. «Наш настоящий враг это не какая-то внешняя сила, но наша вопиющая слабость, наша трусость, наша тупая сентиментальность» - говорил он.

И в этих словах Ауробиндо - один из главных его принципов: как в политической, так и духовной борьбе, при всех обстоятельствах нужно прежде всего смотреть внутрь себя, чтобы выяснить причину собственных несчастий и страданий.

И, может быть, тщету всех упований испытав,
Мы к совершенству ключ внутри обрящем.

Чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в неё силу, и в поисках этой силы Шри Ауробиндо обратился к интегральной йоге, т.е. йога стала для Ауробиндо средством эффективного действия, а не уходом от жизни: «Потусторонние небеса - велики и удивительны, но гораздо более велики и более удивительны небеса внутри вас».

Шри Ауробиндо не идёт традиционным путём йога: не в уединении, а в гуще повседневной жизни, более того, в активной революционной деятельности; он показал, что человек способен овладеть своими скрытыми силами, раскрыть потенциальные возможности.

Ты на земле ищи Его…
Ты Он еси, о Царь, лишь ноши тьмой
Душа твоя объята. -
Но то была твоя лишь воля.
Так сбрось же сей покров и возврати
Ту цельность ясную,
С которой ты воистину одно.

У Шри Ауробиндо нет никаких чудесных рецептов, нет магических формул - вся его интегральная йога основана на двух очень простых и бесспорных фактах:

1) присутствие духа в нас,
2) проявление духа в материи.

«В каждом человеке есть Бог, и проявить Его - это цель божественной жизни. Это то, что все мы можем делать». Интегральная йога Шри Ауробиндо - это синтез традиционных йогических методов, которые позволяют достичь единства с божественным на всех уровнях человеческого существа и трансформировать низшую человеческую природу.

«Цель интегральной йоги - преображение низшего и возвышение его до уровня высшей природы». (Шри Ауробиндо. Синтез йоги).

«Прикосновение Небес Земле не смерть, но полноту дарует».

Шри Ауробиндо хочет усилить огонь сознания каждой клетки тела, преобразовать материю в сознание. «Тело будет создано из концентрированной энергии, повинующейся воле». Первым шагом в йоге Шри Ауробиндо было успокоение своего разума. Человек живёт в изматывающем непрестанном вихре мыслей. И первой задачей йога Ауробиндо было избавиться от этих постоянных, пустых, ненужных ментальных сгустков, открыть свободный путь для иных тонких вибраций, чистых образов, услышать и увидеть истинный мир.

«Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить её».

Агни-Йога говорит об этом же: «Гоните маленькие мысли, Нам душно от них». Избавиться от пустых, ненужных мыслей можно только заменив их хорошими воспоминаниями, чтением стихотворения, молитвы, представлением образа Учителя, близкого по духу Святого. Шри Ауробиндо пишет: «Есть только один путь утихомирить эту вакханалию: не бороться с умом ментально, не пытаться просто гнать наши суетливые мыслишки, но необходимо сконцентрироваться на другом: безбрежный океан, шелест золотой листвы, образ Учителя. Так мы будем учиться не только расширению ума, но и расширению сознания (т.е. расширению канала от низшего разума - 4-го принципа к высшему - 5-му принципу, Л.К.) . Каждый должен найти свой путь. Практиковать успокоение ума можно и на улице, и в метро».

(Автор этой статьи решила однажды последовать этому совету Шри Ауробиндо, в подземном переходе метро в Санкт-Петербурге. Был час пик. Толпа пассажиров давила со всех сторон, казалось, на эскалатор не попаду. Тогда я представила над головой образ Шри Ауробиндо. Тут же исчезли беспокойство и тревога. Толпа как будто отступила от меня, мои глаза стали увеличиваться, и вот я - только огромные глаза, только зрение - свободно ступаю на эскалатор («пустой») в состоянии необыкновенной радости и любви ко всем. Дальше, подумав, что надо прекратить этот опыт, я вернулась в действительность, но светлое радостное состояние осталось до конца дня. - Л.К.).

Далее, Шри Ауробиндо говорит: «Когда останавливается машина ума (низший разум - Л.К.), человек делает разного рода открытия и, прежде всего, он понимает, что если способность думать - это замечательный дар, то способность не думать - дар гораздо более великий. Пусть человек попытается не думать хотя бы в течение нескольких минут, - он быстро поймёт, с чем он имеет дело! Он поймёт, что живёт в невидимом хаосе, в изматывающем непрестанном вихре его мыслей». И «Живая Этика»: «Чтобы устремить дух, надо изгнать ненужные мысли и готовыми принять волны вибраций, Нами посылаемых». .

Когда устанавливается покой в нашем низшем, земном разуме, Высшая божественная энергия Космоса постепенно нисходит в наши тела: ментальное, астральное, физическое, происходит очищение, обожествление, трансформация низшей материи огненной энергией Высших планов.

«Христос говорил: «Материя будет побеждена материей, вспомнившей о духовном происхождении». .

В каждой клетке тела, в каждом атоме заложен огонь, сознание. Мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания и работать над собой каждую минуту. И мы будем сосредоточены, сконцентрированы, нам пойдёт помощь с Высших планов, от Учителей. Всё в наших руках.

Когда в уме довольно прочно установилось если и не абсолютное безмолвие, то хотя бы покой, мы начинаем чувствовать «нисходящий» ток силы, принося ощущение свежей энергии. Этот поток окружает, омывает, озаряет нас и придаёт спокойствие, уверенность и радость. Эта радость -везде, в нас, рядом, повсюду. Мы живём с улыбкой, «Улыбкой Будды». Мы освободились от хаоса, окружающего нас. Мы становимся хозяевами ментального мира.

Отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определённого периода занятий практикующие начинают ощущать восходящую (а не нисходящую, как в йоге Шри Ауробиндо) силу, которая пробуждается довольно грубо, у основания позвоночника (в центре кундалини) и затем восходит, пока не достигнет макушки головы. Это различие в направлении тока - восходящее-нисходящее - объясняется различием целей этих йог. В традиционной йоге ищущий пытается выйти вверх, в Покой, экстаз, но целью Шри Ауробиндо является не только найти вечный покой, но сделать это, преобразовав Жизнь и Материю, нисходя от озарённой вершины нашего существа от уровня к уровню мягко, спокойно, неотразимо. Когда устанавливается Покой, Божественная Сила свыше сможет снизойти и работать в нас, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она всё объединяет, приводит в гармонию.

Но, как в овладении традиционной йогой, так и в овладении интегральной йогой Шри Ауробиндо, есть большая опасность.

Шри Ауробиндо об этом предупреждает: «Чем глубже мы нисходим, тем более высокое сознание нам нужно, более сильный свет. А так как сознание -это сила такая же осязаемая, как электрический ток, то мы можем вообразить, какие травмы, терзания и муки могут создать сверхментальные силы и свет, когда они низвергаются, подобно водопаду, в грязную лужу физического подсознательного (поток эфира и огня). Здесь таятся величайшие трудности и опасности!» Нельзя идти в обход нормального развития. Прежде всего нужно достичь духовного совершенствования, а открытие центров, усиление их активности, связь с нашим Высшим Я - всё это будет происходить параллельно с ростом нашего духа, без технических приёмов. Занятия интегральной йогой без руководства опытным Учителем может нарушить гармоничное развитие, привести к расстройству нервной системы, одержанию и даже сумасшествию.

Шри Ауробиндо со своим классом, колледж Бароды.

1906

В 1906г. Шри Ауробиндо Гхош переезжает в Калькутту, чтобы погрузиться в самое сердце политической борьбы. Работает в газете, создаёт партию. 5 мая 1908г. его арестовывают по обвинению в покушении на жизнь английского судьи. Хотя он и не был замешан в этом, год он проводит в тюрьме. В тюрьме записывает: «Я верил, что моя миссия - освобождение Индии от английского ига… В гордыне сердца я полагал, что без меня эта задача не будет выполнена…» Но в его сознании появляются слова: «У Меня есть для тебя другое, и именно ради этого Я привёл тебя сюда (т.е. в одиночную камеру) - научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к Моей работе».

Камера в алипорской тюрьме, где Шри Ауробиндо получил

фундаментальную реализацию Космического Сознания и

Божества (Шри Кришны, Васудевы), как Одного во всем.

В тюрьме, в одиночной камере, Шри Ауробиндо продолжает исследование и погружение в более высокие планы сознания, т.е. здесь проходит следующий этап работы по йоге. Здесь, в камере, Шри Ауробиндо испытывает то состояние, которое в буддизме называют нирваной. Он пережил состояние Единства с Высшим, Глобальным Разумом, в определении Шри Ауробиндо - Супраментальным. Его сознание достигло Супраментального Сознания. Не было больше личности, были только Бесконечность, Вечность, Бессмертие. Он достиг состояния самадхи. Он прорвался в иные Пространство и Время, т.н. супраментальное сознание - это другое измерение.

Самадхи - (ск) «самообладание» - состояние восторженное, исступлённое, состояние экстаза, не имеющее эквивалентов в речи человека. Достигший самадхи способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными, это высшее состояние йоги.. Достигнув супраментального плана, сознание «становится массой непрерывного света. Появляется всеобщее глобальное видение… человеческая душа как бы превращается в сплошное зрение. Познаётся всеобщая радость, всеобщая красота». .

Теперь в просторах Я бескрайних
Блуждающей скорлупкою казалось тело…

В это тело и хотел Шри Ауробиндо низвести супраментальное сознание, низвести в каждую физическую клеточку своего тела. В этом и состоит цель супраментальной йоги по Шри Ауробиндо: превратить материю в сознание.

Тот тайный враг, что в недрах естества сокрыт,
Тобой сражён быть должен, человек,
Иль не исполнишь ты свой высший долг.
Сей брани внутренней не избежать тебе.

Супраментальное - это прежде всего сила, непосредственно сила Духа в Материи. Любое сознание - это сила, и чем выше мы растём, тем больше наша сила, но при этом мы удаляемся от Земли. Поэтому, если мы захотим применить силу Глобального Разума к делам земного мира, то нам придётся низводить её через все уровни, прежде чем она достигнет дна. Это высшее Сознание - Сила - Огонь, которые, нисходя вниз по чакрам человека, крайне опасны, о чём говорилось раньше.

Шри Ауробиндо после освобождения из

тюрьмы. Май 1909

Через год (5.05.1909) Шри Ауробиндо оправдывают. Он покидает тюрьму, но английская полиция продолжает его преследовать, и он вынужден скрыться на французской территории Индии - в Пондишери. Здесь, в 1910г., он основал Ашрам, где продолжал работу по преобразованию материи. Он хотел изменить, улучшить жизнь уже всего человечества путём изменения его сознания, но, начав эту работу, прежде всего с себя.

Путешествуя в своём сознании до Высочайшего, Супраментального плана, Шри Ауробиндо был способен в этом состоянии нирваны издавать газеты, посещать собрания и даже выступать на них: «Моя речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из некоего источника, который находится выше головы».

Шри Ауробиндо обладал многими способностями, не свойственными простым смертным: 1) обладал ясновидением, настолько сильным, что видел огненные субстанции в клетках человеческого тела;

2) левитировал;
3) излечивал от болезни за несколько секунд;
4) мог обходиться без пищи около 25 дней и больше, и не ослабевал, а продолжал активно работать. Но когда стала теряться масса тела, которое ему ещё нужно было, прекращал голодать;

5) мог спать 1 раз в три ночи.
Все эти феноменальные способности мог обрести только высочайший дух. Перед тем, как начать писать, Шри Ауробиндо сосредоточивался минуту, а затем стихи лились потоком:

И знаками души своей всё во Вселенной постигая,
Он письмена явлений Высших читал из внутренней их сути.

Это глубоко духовно-философская поэзия. Сам Ауробиндо считал себя в первую очередь поэтом и политиком, а вовсе не философом: «я никогда не был философом, хотя и писал философские произведения… Я должен был только записывать на языке интеллекта всё, что я наблюдал и узнавал во время ежедневной практики йоги, и философия присутствовала там автоматически».

Он описывает главные вехи своей Йоги: нирвана, планы сверхсознания (возвышенный Разум, озарённый, интуиция, и, наконец, открытие Супраментала - непостижимого, лежащего за пределами даже высочайших уровней ментального сознания).

У Шри Ауробиндо написано несколько поэм на индийские сюжеты, несколько пьес в стихах, труды по теории поэзии. Величайшее его произведение - эпическую поэму Савитри сам поэт считал своим главным трудом. Он работал над ней около 30 лет. Этот поэтический эпос состоит из 12 книг. Эта поэма - духовный опыт автора. Это как бы дневник его йоги, в котором он записывал каждый этап достижения нового высокого уровня сознания, нового плана тонких миров, нисхождение его до физического тела, затем снова подъём и т.д.

Современным языком - это научно-исследовательский труд по йоге, изложенный в стихотворной форме. Может быть, через тысячи лет, когда большая часть человечества достигнет соответствующего уровня сознания и будет готово к трансформации низшей материи, этот труд Шри Ауробиндо Гхоша будет служить пособием в этой работе. Н.К.Рерих сказал о Шри Ауробиндо: «Его работа полна знания для будущего». Шри Ауробиндо Гхош не искал своего личного спасения в возвышенных небесах. Он пришёл на землю, чтобы покорить эти Высшие планы, низвести их в Земную жизнь и с помощью всемогущих Высших Сил сделать жизнь на Земле божественной.

В 1910 г. в Пондишери приезжает французский писатель Поль Ришар, который был настолько поражён широтой взглядов Шри Ауробиндо, что уговаривает его излагать на бумаге аспекты своих воззрений по различным вопросам. И в течение семи лет он публикует 19 томов своих сочинений. Но писал Шри Ауробиндо не совсем обычно: не одну книгу за другой, а 4 или 6 книг одновременно и на самые разные темы:

Жизнь Божественная;
- синтез Йоги;
- этюды о Гите;
- Тайна Вед;
- Человеческий цикл;

«Я не принуждал себя писать, я просто предоставлял Высшей силе работать: «Я пишу в безмолвии Разума и лишь то, что приходит свыше, причём уже в законченной форме».

Шри Ауробиндо в Пандишери. 1918-1920

В 1920г. к Шри Ауробиндо приезжает из Парижа Мирра Альфасса, чтобы посвятить свою жизнь той же работе, которую проводил Шри Ауробиндо - работе по преображению материи. Мирра Альфасса родилась в 1878г., в Париже. Отец родом из Турции, мать - египтянка. Она с детства имела духовные прозрения, видела и Шри Ауробиндо, знала его задолго до встречи с ним. Шри Ауробиндо свою сотрудницу называл Матерью. Их совместная работа была продолжением идеи Шри Ауробиндо о духовном преобразовании человека. Они работали с группами учеников, которые осуществляли поразительные эксперименты, переживали различные состояния, видения, так называемые «чудеса». Шри Ауробиндо понимает, что эти чудеса не могут изменить мир. И с 1926г. он уходит в уединение. Только 3-4 дня в году перед ним могли пройти все желающие.

Мирра Альфасса, 1897. Франция

В 1946г. в Индию приезжает Сатпрем, где он впервые увидел Шри Ауробиндо, но не остался в его ашраме, «…поскольку любые стены казались мне тюрьмой», где он провёл полтора года во время войны - в Бухенвальде и Матхаузене. Во время заключения Сатпрем испытал глубокие переживания. Ему открылись «бескрайние внутренние просторы» и «сила, которая помогла выстоять». - Всё это похоже на переживания Шри Ауробиндо, когда тот находился тоже в тюрьме. Сатпрем пишет о тех, кто стремился пройти мимо Шри Ауробиндо: «Они приезжали не для того, чтобы посмотреть на него, а чтобы его взгляд мог приоткрыть в нас ту дверь, через которую нас нечто может наполнить».

«Для меня он был мыслитель, философ. Но тот, кого я увидел, был не философ. Это было некое существо, Бытие. Вся безбрежность в одном Существе». . Безусловно, это был уже не просто земной человек, а существо далёкого будущего. Об отношении Вл.М. к Шри Ауробиндо читаем: «Ур., пройди открытым порядком Учения: первый год в Адьяре, затем у Ауробиндо Гхоша, после Я пришлю проводников».. И ещё: «Ур., читай книгу А.Гхоша…» [Там же, с.51].

Сатпрем

Сатпрем Итак, с 1926г. Шри Ауробиндо в уединении продолжает работу по изменению своего тела на уровне сознания каждой клетки. Но здесь он столкнулся с пока непреодолимым препятствием: трансформация - это не только индивидуальная проблема, но и общечеловеческая. Оказалось, что осуществить индивидуальную трансформацию невозможно до тех пор, пока не произойдёт хотя бы минимальное духовное продвижение всего человечества. Чем более высоких сфер он достигал и пытался пропустить через себя Свет этих сфер и их энергию, тем больше он страдал от хаоса, поднятого этим светом в низших слоях земной материи.

Как и православные подвижники всегда подвергались и так называемым искушениям и нападениям тёмных сил, как только достигали новых духовных побед. Шри Ауробиндо говорит о единстве каждого человека (микрокосма) со всей Вселенной (макрокосма). Это есть проявление одного из Космических Законов - Закона Единства. Человек живёт в единой духовной сфере со всем человечеством, и полное очищение сознания, его обожествление не может произойти без духовного роста всех живущих рядом. «Ничто нельзя преобразовать до тех пор, пока не будет преобразовано всё». В противном случае - просто одиночество в маленькой отдушине света. Какой в этом смысл? Что хорошего в том, что один человек переделан, а всё человечество страдает в своём несовершенстве?

Е.И. Рерих, говоря о своём Опыте, пишет: «Многие приближались к этому опыту, но условия не были годны. Ближе всех был сейчас Ауробиндо Гхош, но у него всё-таки не было жизненной простоты, он удалился от жизни. Ценно, не будучи медиумом, не покидая жизни, подойти к высшим путям»..

Шри Ауробиндо и Мать.

5 декабря 1950г. Шри Ауробиндо Гхош оставляет своё тело. Несколько дней оно излучало тепло и свет. В 1953г. Сатпрем вернулся в Индию. Встреча с Матерью в корне изменила его жизнь. 19 лет Сатпрем находился рядом с Матерью и записывал беседы с ней. Свою первую работу он посвящает Шри А Ауробиндо Гхошу - «Шри Ауробиндо, или путешествие сознания». Интересно сопоставить духовные прозрения Шри А Ауробиндо Гхоша и других мыслителей. Шри Ауробиндо о человеке будущего: В процессе трансформации физические органы будут заменены усиленно действующими энергетическими центрами (чакрами). Новое тело будет состоять из концентрированной энергии, т.е. оно будет лучистым.

«Тело человека необходимо сделать полностью сознательным сосудом и инструментом, символом и печатью Силы Духа». Аналогичны этому и идеи русских космистов. Так Фёдоров и В.С.Соловьёв говорили о телесном преобразовании и преодолении смерти. А.В. Сухово-Кобылин - писатель, философ, говорил о «воздушном, эфирном теле».

А.Л. Чижевский и К.Э. Циолковский - говорили «о лучистом человечестве». Т.е. русская духовная мысль едина с восточной мудростью.

В.И. Вернадский был знаком с трудами Шри А.Гхоша: «Шри Ауробиндо вошёл в область явлений, наукой ещё не охваченную, но уже осмысленную индийской философией».

В 1968г. на берегу Индийского океана в 180 км. От Мадраса был заложен «Город Рассвета» - Ауровиль. В закладке города приняли участие представители 124 стран, в т.ч. и СССР. За прошедшие десятилетия на месте выжженной солнцем пустыни вырос прекрасный сад из 2 млн. деревьев и город, город будущего. Его жители (их 1,5 тыс. постоянных и 3 тыс. временных) стремятся воплотить идеал подлинного человеческого единства (вне всяких национальных и религиозных различий). Этот идеал представлен в Учении Шри Ауробиндо. Создание этого города было инициировано Матерью. Она говорила, что Ауровиль мог быть построен только ещё в одной стране - России, т.к. Россия олицетворяет идеал братства. Рерихами и была выдвинута идея создания Города будущего на Алтае. Но в то время из-за тяжелейшей ситуации на планете этот план не был претворён. В июне 2001г., в Санкт-Петербурге прошёл Всемирный конгресс под названием «Ауровиль и Россия - духовная связь». На Конгрессе были представители США, Англии, многих европейских стран, 20 человек из Ауровиля, Санкт-Петербургское отделение Международного центра Рерихов. Жили участники Конгресса в усадьбе Знаменка - бывшей летней резиденции русской императорской семьи, т.е. сбываются слова сподвижницы Шри Ауробиндо, что Россия олицетворяет идеал Братства.

Рабиндранат Тагор. 1918.

Рисунок Матери

Рабиндранат Тагор сказал о Шри Ауробиндо: это «голос, в котором воплотилась душа Индии». Ромен Ролан провозгласил его «величайшим мыслителем нашего времени». В Индии Шри Ауробиндо известен как революционер, организатор национально-освободительного движения, а также как великий Гуру (Учитель) и основоположник интегральной йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса «Савитри». И хотя Вл. М. советовал Е.И. Рерих поехать к Шри Ауробиндо, Е.И. пишет: «по разным соображениям, понятным лишь для бывших на Востоке, пришлось отказаться от личной встречи с А. Гхошем…» .

Шри Ауробиндо оставил после себя огромное творческое наследие. В 1972г. - год 100-летия со дня его рождения - в Индии издано 30 томов юбилейного «собрания сочинений» великого мыслителя. Мысль его была многогранной и масштабной. Многие вопросы метафизики, философии, истории, социологии, психологии нашли своё отражение в его творчестве.

Кроме того, Шри Ауробиндо был замечательным литературным критиком, публицистом, переводчиком древних текстов, был автором духовно-философской поэзии и трудов по теории поэзии. Шри Ауробиндо Гхош - выдающийся духовный подвижник, Йогин. Все теоретические выводы, изложенные в его трудах, были сделаны в результате исследовательской работы над собой, со своим сознанием. Шри А Ауробиндо Гхош продолжил развитие идей великих индийских философов - Рамакришны и Вивекананды.

Святослав Николаевич Рерих в течение 30 лет был покровителем, наставником и другом одной из школ в Бангалоре, носящей имя Шри Ауробиндо. Эту школу основали ученики Шри Ауробиндо Гхоша. Закончим краткое изложение о жизни великого Человека будущего строками из его эпоса «Савитри»:

Вновь вознеслась великая мольба
о совершенной жизни на Земле,
о просветленьи тёмного ума,
о счастии для страждущих сердец,
об Истине в невежественном мире,
о Боге, что возвысит смертный прах.

Литература

1. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. - Л.: изд-во Ленинградского университета, 1989.
2. Агни-Йога, в 3-х т.т. - Самара: РЦ, 1992. «Озарение».
3. Агни-Йога, в 3-х т.т. - Самара: РЦ, 1992. «Зов».
4. Агни-Йога, Откровение. - М.: Сфера, 2001.
5. Е. П. Блаватская. Теософский словарь. - М.: ЭКСМО, 2003.
6. В.В.Смирнов . ж. «Дельфис» 2001 - №2.
7. Агни-Йога. Высокий Путь, ч.1 - М.: Сфера, 2001.
8. Е.И.Рерих. У Порога Нового мира. М.:МЦР, 1994.
9. Д.Мельгунов, А.Шустова. ж. «Дельфис» 2001 №3. Е.И.Рерих. Листы дневника.

В 1893 г. в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал LБанде Матарам¦ стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние священные писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в 1904 г. решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

Этот год стал для него Lуниверситетом йоги¦: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей природы мироздания, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет Lвнешнюю¦ революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле Lжизни божественной¦. Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.

С 1914 по 1921 г. он издает ежемесячное философское обозрение LАрья¦, где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, обретенного в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний N Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма LСавитри¦, которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо N утверждение о том, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции. Поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, Lбожественного¦ вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек N лишь переходное ментальное существо, чье призвание N достичь более высокого, Lсупраментального¦, уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины.

Всю свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию на земле мира истины, гармонии и справедливости, предвещенного пророками всех времен и народов

Лучшие дня

Баскетболист, актер и вегетарианец

Общая информация

Название и местоположение: Шри Ауробиндо Ашрам и Ауровиль, Пондичерри, Тамил Наду.

Основатели: Шри Ауробиндо (1872–1950) и Мать (1878–1973).

Адрес: Sri Aurobindo Ashram, Rue de la Marine, Pondicherry, Tamil Nadu 605002, INDIA.

Tel.: 91-413-34836.

Адрес Ашрама Ауробиндо в Дели : Sri Aurobindo Society, Adabhchini, Near Qutab Hotel, New Mehrauli Road, New Delhi, 110017.

Tel.: 2651-2491, 2652-9022.

Сайты:


Делийское отделение ашрама Шри Ауробиндо было открыто в феврале 1956 года. Во время его открытия Мать передала сюда священные реликвии Ауробиндо. С тех пор делийское отделение, принимает всех людей, чье сердце воспламенено идеями Мастера, кто стремится посвятить жизнь высшим, божественным целям. Мать однажды назвала Ашрам в Пондичерри «подлинной лабораторией для создания будущего общества», а делийское отделение «местом расширения центра садханы». Главные святыни - это место поклонения и зал для медитации. Они продолжает быть центром жизни и познания, любви и благословения Шри Ауробиндо и Матери, всегда пребывающими здесь.

Ашрам расположен на большой (около 10 га) территории, здесь очень светло, чисто - строения и дома утопают в цветах и зелени, и это действительно настоящий оазис в 12-миллионном мегаполисе - Дели. В общеобразовательной школе ашрама занимаются сотни детей - это одно из самых престижных учебных учреждений Дели. В течении всего дня здесь кипит жизнь - на занятиях йогой и на стадионе, на беговых дорожках и в школе. Ашрам предлагает несколько программ обучения, но главное, в соответствии с идеей Мастера, считавшего, что «вся жизнь есть Йога», - это жить так, чтобы любые детали и события жизни стали божественными.

Ашрам располагает небольшой гостиницей-гестхаузом «Тапасья», где можно снять комнату. Для этого следует обратиться в главный офис (с 8 утра до 20 часов вечера).

Стоимость комнаты для одного человека - 400 рупий, для двоих - 600 рупий, включая питание.

Обстановка в комнате скромная - на мраморном полу стоит кровать (всегда чистое белье), стенной шкаф, небольшой стол и над ним книжная полка, где всегда находится несколько книг с трудами Шри Ауробиндо и Матери. В каждом номере есть душ с горячей водой, а вот кондиционеров нет , и летом используют только вентиляторы.

Еда. В столовой Ашрама предлагаются блюда южноиндийской кухни с умеренным количеством специй, а после трапезы вам следует вымыть посуду и поставить ее на место.

Расписание работы столовой:

Завтрак: 07.30–8.00;

Обед: 11.30–12.30;

Полдник (чай): 16.30–17.00;

Ужин: 19.30–располагает около 20.00.

В Ашраме есть несколько магазинов, где можно приобрести книги, тематика которых связана со Шри Ауробиндо и Матерью, ароматические палочки, продукты питания и средства личной гигиены.

Ашрам открыт с 06.00 до 22.00.

Дорога от аэропорта на машине занимает 30–40 минут и стоит 150–200 рупий.

Глава из книги И.И.Гарина "Эволюция души: новое сознание". Примечания и ссылки даны в тексте книги.

Есть только два естественных гармоничных движения - несознательное или в значительной степени подсознательное движение жизни, гармонию которого мы находим у животных тварей и в низшей природе, и движение Духа. Человеческое состояние - это стадия перехода, усилия и несовершенства между одним движением и другим, между жизнью естественной и идеальной, духовной жизнью.
Шри Ауробиндо Гхош

Один из выдающихся гуру XX века Шри Ауробиндо Гхош (1872–1950), соединивший в одном лице мистику, поэзию, философию и политическую борьбу, стал одним из проводников Востока на Западе и получил широкую известность среди западной интеллектуальной элиты. Свою задачу Ауробиндо усматривал в единении системы йоги с аналитическими методами западной философии, результатом чего стало учение интегральной йоги, адаптирующее индуизм к европейскому сознанию. Склонный к синтезу индуистских идей с современной наукой, Шри Ауробиндо Гхош переводил символику «Бога в человеке» на язык сверхментальной силы сознания, способной охватить истину:

Сверхразум в своем первоисточнике является динамическим сознанием, и он по своей природе неотделим от бесконечной мудрости, бесконечной воли и божественного знания Знающего и Творца. Сверхразум - это сверхчеловек. Это - гностическая сверхчеловечность, в своем следующем триумфальном эволюционном шаге достигающая земной природы. Шаг от человека к сверхчеловеку будет следующим достижением земной эволюции. Этот шаг неизбежен, потому что это - намерение внутреннего Духа и логика самого процесса развития природы.
Мы должны рассматривать все становления как события движения в нашей истинной Самости, а эту Самость - как обитающую во всех телах, а не только в нашем теле. В своих отношениях с миром мы должны осознанно быть теми, кто мы есть на самом деле, - этой единой Самостью, которая становится всем, что мы наблюдаем. Все движения, все энергии, все формы и все события мы должны считать проявлениями нашего единого и истинного «Я» во многих существованиях.

Цель Шри Ауробиндо - добиться преобразования мира с помощью космической силы Агни. Йога Ауробиндо - это йога действия, йога обретения космической силы и преобразования мира с помощью этой силы. Этого, в частности, можно достичь техникой расширения сознания в условиях «безмолвия разума». Важнейшим понятием мистики откровения Шри Ауробиндо является безмолвие разума - ментальное состояние, необходимое для просветления. Безмолвие разума, по Шри Ауробиндо, необходимо для улавливания энергетических вибраций, не воспринимаемых разумом, но заполняющих мир. Поэтому первый шаг, понуждающий разум к молчанию, это медитация, ориентированная на пустоту, - если процесс будет протекать правильно, то вскоре вы ощутите опустошенность разума как первый признак разрыва «ментальной завесы», разделяющей грубый и несовершенный материальный мир и мир Духа. Не следует прекращать медитацию на этой стадии - необходимо дождаться момента, когда внутренняя пустота начнет заполняться. Первым признаком этого является ощущение нисходящего потока Божественной силы (воли) шакти.
Наполнение сознания шакти просветляет его, делает прозрачным и восприимчивым… Вы начинаете ощущать сокрытые ранее энергетические вибрации и идущий извне (из Высшего Разума) поток мыслей, объединяющий всех просветленных. Именно такое состояние сознания является признаком полного овладения ментальным планом Души и одновременно шагом в направлении нового сознания.
В отличие от многих других мистиков, Шри Ауробиндо не усматривает в силе зло, а ставит ее в один ряд с любовью и знанием. Воля, сила, шакти - движитель миров, и чем бы она ни была, - Знанием-Силой, Любовью-Силой, Жизненной Силой, Силой Действия или Телесной Силой, - эта сила «…всегда духовна по своему происхождению и божественна по своему качеству. Как раз применение этой Силы, которую в неведении используют животные, человек или титан, нужно отбросить и заменить его изначально присущим ей великим - даже если оно нам покажется сверхъестественным - действием, направляемым внутренним сознанием, которое созвучно Бесконечному и Вечному. Интегральная Йога не может отбросить Работу Жизни и удовлетвориться лишь внутренним опытом; она должна идти внутрь для того, чтобы изменить внешнее».
Агни-йога Шри Ауробиндо ориентирована не на нирвану и саньясу (отречение от мира), а на практическое действие, на совершенствование мира и себя самого. Нирвана не есть цель конечных исканий и завершение Пути, а только ступень к новому видению, к высшему постижению бытия. Если Вселенная - многоступенчатая шкала разных планов бытия и сознания, простирающаяся от пропастей грубой материи к вершинам чистого духа, то процесс эволюции включает в себя длинный путь от внешнего и внутреннего освобождения до нового сознания, или Супраментального разума, охватывающего все планы сознания - от бессознательного до сверхсознательного.
Двигаясь к Супраментальному, Ауробиндо обнаружил, что человек является пленником Материи - Черного Яйца, которое сжимает его со всех сторон. Из этого яйца есть два выхода: сон (или медитация) и смерть. Однако задача человека заключается не в том, чтобы покинуть эту оболочку, а в том, чтобы преобразовать ее в ясное и живое пространство. Поэтому для того, чтобы проникнуть в Супраментальное, - считал Ауробиндо, - следует овладеть всеми планами своего Подсознания.
«Всё, чем мы становимся, что мы делаем и претерпеваем в физической жизни, подготавливается за покровом внутри нас. Поэтому для йоги, которая стремится к трансформации, преобразованию жизни, необычайно важно начать осознавать то, что происходит внутри этих сфер, стать там господином и научиться чувствовать, знать и обращаться с теми скрытыми силами, которые определяют нашу судьбу, внутренний и внешний рост или падение».
Ауробиндо рассматривал Подсознательное как своего рода кладовую нашего эволюционного прошлого. Подобно Рудольфу Штейнеру, он верил, что человеческая душа хранит память обо всех своих предыдущих воплощениях, и считал, что все эти воспоминания хранятся в тайниках подсознания. В подсознании мы находим источник любви; но оно же является и вместилищем многочисленных темных сил, которые человек преодолел в ходе своего духовного прогресса. Ауробиндо назвал эти силы общим именем Врага. В борьбе с этим Врагом, укоренившимся в подсознании человечества, он видел теперь основную задачу своей революционной деятельности. «Мы предвидим духовную революцию, а революция материальная - это лишь ее тень и отражение», - сказал он однажды.
Ауробиндо видел в прорыве к Супраментальному глубочайшую духовную трансформацию, резко расширяющую духовные возможности человека.
Мы говорим об эволюции Жизни в Материи, об эволюции разума в Материи; но эволюция - это слово, которое просто констатирует феномен, не объясняя его. Ведь, по-видимому, нет никакой причины, вследствие которой Жизнь должна эволюционировать лишь из материальных элементов, а Разум - только из живых форм, если не допустить, что Жизнь уже заключена в Материи, а Разум - в Жизни, потому что Материя, в сущности, представляет собой форму завуалированной Жизни, а Жизнь - это форма завуалированного Сознания. Но тогда не предвидится особых возражений против того, чтобы сделать следующий шаг в этом ряду и допустить, что и само ментальное сознание может быть только формой, некоей внешней частью более высоких состояний, лежащих за пределами Разума. В таком случае непобедимое стремление человека к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию вполне оправданно занимает свое четко определенное место во всей цепочке, а именно это и есть властное стремление, некий императив, с помощью которого Природа старается эволюционировать за пределы разума, причем оно представляется таким же естественным, истинным и обоснованным, как и стремление к Жизни, которым Природа наделила формы Материи, или же стремление к Разуму, которым она наделила, в свою очередь, некоторые формы жизни. …Животное - это большая лаборатория, в которой природа, можно сказать, выработала человека. Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с помощью его, теперь уже сознательного сотрудничества, природа хочет создать сверхчеловека, Бога. Или, может быть, лучше сказать, проявить Бога?
Если старое сознание - это нескончаемое хотение, вожделение, стремление к обладанию, то новое переносит наши желания в сферу мастерства, духовного ритма, движений Души. Старое сознание разъединяет, новое единит разорванный мир, преобразует время в вечность и мельтешение в покой.

Ибо истина несет мир как на великой мантии нежности, как в бесконечности неба, где растворяются наши черные птицы, наши райские птицы, те печали, эти печали, серые крылья, розовые крылья. Всё объединяется, настраивается на эту ноту и становится верным; всё просто и безупречно, без следа, без отметины, без сомнения, потому что всё вытекает из этой музыки, и этот мелкий мимолетный жест согласуется с великой зыбью, которая будет еще накатываться, когда нас уже не будет.
Люди искали истину самыми разными способами - через религию и науку, магию и красоту, просветление и медитации, войны и завоевания, глубокие погружения и полеты в космос. Можно долго спорить, кто достиг большего: житель Фиваид, строитель Храма, фивейский маг или американский астронавт, но, если вглядеться в лицо правде, то нельзя не признать, что в рамках старого сознания истина не соединяла, а разъединяла людей. Для того, чтобы сами ее поиски стали плодотворны и позитивны, необходима не смена тактики поиска или самой истины, а радикальное изменение взыскующего истину сознания - переход от того, что нас разъединяет, к радикальному совершенствованию самих наших духовных структур. Некоторые считают, что это может стать настоящим скачоком в эволюционном развитии.
Совершенно ясно, что речь здесь идет не об улучшении наших законов, наших систем или наук, наших религий, философских школ или всяческих «измов» - частей старой Машинерии, и даже не о дальнейшем совершенствовании нашего интеллекта как такового, речь идет о переходе от человека разумного к человеку духовному. По словам Шри Ауробиндо, «несовершенство Человека - не последнее слово Природы, но его совершенство также не является последним пиком Духа». Человек - это не вершина; человек - это «переходное существо», считал великий индийский мыслитель, и в этом отношении был близок к идеям Ницше о сверхчеловеке, но не к белокурой бестии, а к вестникам, Сыновьям Божиим, возвращающимся к своему Отцу.

Нам нужен не сверхчеловек, а нечто иное, что уже прорезается в сердце человека и что столь же отличается от него, как кантаты Баха отличаются от первых бормотаний гоминида. И, в самом деле, кантаты Баха звучат очень бедно, когда наше внутреннее ухо начинает открываться к гармониям будущего.
Будущее за теми из нас, кто полностью отдает себя этому будущему и кто готов к бесконечному поиску и изменению собственного сознания.
Новое сознание - это новый способ бытия, новый прекрасный мир, еще это - касание Бога, момент внутреннего потрясения, свершившееся чудо. Но любое чудо раскрывается постепенно, и долгий путь к его постижению очень важен для наполнения сознания новыми смыслами, целями и ценностями. Новое сознание - это пробуждение от многовекового сна, восхождение к высшему ментальному плану, встреча с Богом в себе.
Шри Ауробиндо и его ученики связывают новое сознание с кардинальным изменением истины, с переходом к новому порядку идей, к мастерству единства и цельности:

Это как растворитель теней, проводник порядка, передатчик мира и гармонии, исправитель ритмов - ибо в действительности нет зла, нет врагов, нет противоречий: есть только плохо согласованные ритмы. И когда мы настраиваемся сами, настраивается всё - но не согласно нашим идеям добра и зла, счастья или несчастья, провала или успеха: согласно другому порядку, который постепенно и неизбежно проявляется из долгого видения - согласно порядку истины.
И каждая минута становится ясной. Каждый облик позади своих теней, каждое обстоятельство позади своего беспорядка, каждый случайный шаг, каждое происшествие, каждое падение раскрывает свой смысл и как бы ядро чистой истины, которой оно стремится стать. Тогда нет больше суждений, нет ложных реакций, нет ни спешки, ни напряжения, ни жадности, ни страха потерять или не иметь, нет ни смутной неуверенности, ни быстро разоблачаемых уверенностей: есть это, что течет, что истинно, что хочет просто быть все больше и больше истинным, потому что истина - это великая сладость жизни, мир существа, простор существа, точность жеста и совершенство минуты.
Мы вступили в новое сознание, сознание истины.

Новое сознание открывается человеку не извне, а внутри него - на пиках Духа, проясняющих взгляд и делающих доступной вечность. И тогда, когда это происходит, «нет ни великих вещей, ни малых: есть ровность истины, которая растет на каждом шагу и в каждом жесте».

Это новый великий Факт в мире. Это новое сознание, объявленное Шри Ауробиндо. Это микроскопическое начало земли истины. И поскольку мудрецы прошлых лет не видели этого (или момент еще не наступил), то в поисках небес они взбирались на высокие пики. Но небеса среди нас: они растут под нашим взглядом, они укрепляются через каждое препятствие, каждый жест истины, каждую действительно прожитую секунду; они вырисовывают свои грациозные холмы под нашими изумленными шагами и незаметно вибрируют в маленьком разрыве существа, вырванном из наших больших пустых земель.
Идеи Шри Ауробиндо развиты в книгах его ученика Сатпрема «Мое пылающее сердце», «Разум клеток», «Бунт Земли», «Божественный материализм», «Новый вид», «Мутация смерти», «Эволюция-2», «На пути к сверхчеловечеству», «Заметки Апокалипсиса», «Шри Ауробиндо, или путешествия сознания».

"В каждом человеке есть Бог и проявить Его — это цель жизни. Это то, что все мы можем делать". Шри Ауробиндо.

"И всё таки, кто такой Кришна? Вечный ребёнок вечно играющий в вечном саду". Шри Ауробиндо.

Кто такой Шри Ауробиндо? Рабиндранат Тагор говорил о нём, как о "голосе, в котором воплотилась душа Индии ". Ромен Роллан назвал его "величайшим мыслителем нашего времени". Он известен, как участник национально-освободительного движения Индии, один из величайших учителей, основоположник интегральной йоги, поэт, философ, автор множества философских и литературных трудов, одним из которых является поэтический эпос "Савитри", которая в Индии считается пятой Ведой.

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. Его отец, Кришна Дхан Гхош, был хирургом, а мать, Сварналата Деви, дочерью деятеля движения религиозно-реформаторского общества Брахмо-самадж.

Английская культура и образование наложила свой отпечаток на сознание Ауробиндо. В 1879 году он был отправлен в Кембридж, который окончил к 20 годам.

Вернувшись в Индию, он начинает изучать санскрит и Ведические писания, включая Упанишады и Бхагават-Гиту, Рамаяну. Также он начинает практиковать йогу.

На протяжении 13 лет он занимал различные административные посты, а в 1906 году переезжает в Калькутту и становится ректором Национального колледжа. Всё время своего пребывания в Индии он следит за развитием политических событий в стране. В 1905 году возникает вспышка по поводу разделения Бенгалии, которая заставляет его присоединиться к национально-освободительному движению. На протяжении 8 лет с 1902 по 1910 год он активно участвует в политической жизни, неоднократно был арестован и оправдан.

При этом он использовал йогу, как источник силы в освободительной борьбе. В отличие от многих других философов Шри Ауробиндо Гхош не стремился к освобождению, к бегству от мира, он пытался соединить материальное и духовное воедино, что и выделило его в особый ряд среди других величайших учителей в истории человечества.

Состояние Нирваны, которого он достиг, Шри Ауробиндо использовал, как трамплин для высшей эволюции. Он пережил множество различных мистических опытов.

Во время второго ареста он находился в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте, где на протяжении 2 недель его посещал дух Свами Вивекананды, рассказывая ему о высших уровнях сознания, которые ведут к сверхразуму. Он видел в своих тюремщиках, заключённых, деревья, саму тюрьму, судью как единое проявление божественности Кришны. Это дало начало новому этапу его жизни.

В 1910 году он уходит из политической жизни и полностью посвящает себя духовной работе, занятиям философии.

Шри Ауробиндо внёс огромный вклад в Веданту. Ему удалось сделать то, чего не удалось сделать до этого адвайте, соединив индийскую и европейскую мысль. Он отнёсся к духу, как к средству трансформации внешней, чтобы человек стал духовным существом в материальном мире. Для решения проблемы единства и многообразия, которую не удалось решить адвайте, Ауробиндо вводит переходный мост между ними в виде Сверхразума. Он отверг материалистические представления Дарвина и философии санкхьи, развил концепцию интегральной эволюции духа и материи. Он основывался на нисхождении Божественной силы в Материю, которая и привела к трансформации Материи.

По утверждению Шри Ауробиндо человеческая форма жизни не является высшей и говорит о преобразовании её в духовную, преодолевая тем самым ограничения материального мира. Это должно привести к состоянию Супраментального существования. Это и есть по утверждению Шри Ауробиндо Божественной жизнью на Земле.

"Для того, чтобы разрушение исчезло из этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души — незапятнанными, необходимо, чтобы корень зла был удалён из человечества. Для того, чтобы излечить мир от зла, необходимо излечить его основу в человеке. Есть единственный выход, — это изменение сознания. Когда глаза наши, ослеплённые ныне идеей материи, откроются Свету, мы обнаружим, что нет ничего неодушевлённого, но во всем присутствуют — проявленно или непроявленно — и жизнь, и разум, и блаженство, и божественные сила и бытие". Шри Ауробиндо.

В основе его учения было очищение души, которыми пренебрегла религия, храмы и церкви, сконцентрировавшись на ритуалах, а также развитию любви к Богу, пребывающему во всём, что на окружает.

Основными философскими трудами Шри Ауробиндо являются:

  1. Синтез йоги.
  2. Савитри.
  3. Основы Индийской Культуры.
  4. Человеческий Цикл.
  5. Эссе о Гите. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита.

Соратником Шри Ауробиндо была Мирра Альфасса, именуемая ещё как Мать. Шри Ауробиндо писал: "Сознание Матери и моё сознание — это одно и то же".

После ухода Шри Ауробиндо в 1950 году она продолжила его работу.

Всю свою жизнь он посвятил спасению, духовному росту, совершенствованию человечества. Его не интересовал собственный успех, он стремился вселить покой, чистоту и радость во всех людей. И это ему отчасти удалось. Его заслуга огромна и неизмерима. У него много последователей, а также тех, кто симпатизирует его идеям и по сей день. Несомненно, Шри Ауробиндо Гхош — один из величайших учителей за всю историю человечества.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.