Сценарий фольклорного праздника рождественские колядки. Сценария для урока орксэ рождественские колядки. Сценка для взрослых на колядки на одного короткая

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Рождественские колядки (сценарий).
    Праздник » Рождество
    По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
    Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
    русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
    - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
    становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
    прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

    Ведущая.
    Вот и матушка­зима пришла.
    Растворяй­ка ворота!
    Пришла и коляда, да из Новгорода.
    Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
    Приходила коляда
    Накануне Рождества.
    Кто даст пирога,
    Тому полон хлев скота,
    Овин с овсом,
    Жеребца с хвостом.
    Ведущая.
    Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
    Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
    Коляда­моляда!
    Прикатила молода!
    Мы нашли коляду
    Во Мироновом двору.
    Эй, дядька Мирон,
    Выноси добро во двор.
    Как на улице мороз
    Подмораживает нос,
    Не велит долго стоять,
    Велит скоро подавать.
    Выходила свет Сергевна,
    Собирала жемчуг себе на серьги,
    Коляда, коляда, подай пирога!
    Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
    Подашь пирога - будет рожь густа,
    Будет рожь чиста, обмолотиста,
    Будет с колоса по хлебу,
    С зерна по пирогу.
    Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
    Хозяин.
    Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
    Хозяйка.

    Сдобные лепешки не лезут в окошко.
    Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
    принимает дары. Колядующие славят хозяев.
    1­й ребенок.
    Дай Бог тому,
    Кто в этом дому!
    2­й ребенок.
    Вам и плюшек с творогом.
    Все.
    И детишек полный дом.
    Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
    Ведущая.
    Пойдем колядовать к дяде Николаю.
    Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
    Пришла коляда накануне Рождества.
    Мы ходили, мы искали коляду святу.
    Мы нашли коляду у Николина двора.
    Николин двор - железный тын,
    Посреди двора три терема стоят.
    Во первом терему - красно солнышко,
    Во втором терему - светел месяц,
    Во третьем терему - часты звездочки.
    Красно солнышко - то хозяюшка,
    Светел месяц - то хозяин тут,
    Часты звездочки - малы детушки.
    Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
    Колядовщики (говорком).
    Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
    С праздником! С Новым годом, со всем родом!
    Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
    Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
    Ведущий.
    Может, крепко спит дядя Николай?
    Давайте ему еще колядку споем.
    Овсень, овсень,
    Ты гулял по всем
    По заулочкам, по проулочкам.
    Кому песни поем - тому сбудется,
    Тому сбудется, не минуется.
    Выходи, хозяин, выходи, боярин,
    Принимай гостей со всех волостей!

    Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
    Николай.
    Кто тут орет,
    Спать не дает?
    Все.
    Это мы - колядовщики!
    Николай.
    И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
    Колядующие (хулят говорком).
    Ну не будет у вас удачи.
    Одна была корова - и та не здорова,
    один был петух - и тот хлопотух,
    одна была кобыла - и та бога забыла.
    Ребенок.
    У скупого мужика
    (показывает на дом Николая),
    Родись рожь хороша -
    Колосом пуста,
    Соломой густа.
    Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
    1­й ребенок.
    У Ивана на дворе да три терема.
    2­й ребенок.
    Сам Иван - господин светлый месяц.
    3­й ребенок.
    Красно солнышко - его Варварушка.
    4­й ребенок.
    Часты звездочки - его детушки.
    На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
    Хозяин.
    Здравствуйте, люди добрые,
    Вот вам угощение -
    Сыр да печенье.
    Хозяйка.
    Пряники, конфетки
    Кушайте, детки!
    Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
    Колядовщики.
    Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
    С праздником вас, с рублем и полтинничком.
    Вам на потешки, нам на орешки.
    1­й ребенок.
    Иван Ивановичу житья сто лет!
    2­й ребенок.

    Его женушке - всегда здравьице!
    3­й ребенок.
    И всем деточкам:
    Сыновьям, дочерям­барышням!
    Все.
    Жить всем вместе лет до двести!
    Чтоб у вас поле зеленело,
    И скотина не болела!
    Ведущая.
    Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
    погреться.
    Дети подходят к дому тетушки Арины.
    Все.
    Тетушка Арина, пусти погреться!
    Арина.
    Милости прошу, люди добрые, проходите!
    Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
    Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
    полукругом. Поют о зиме.
    Хлопья белые летят
    Холоднее стало,
    Только, зимушка, ребят
    Ты не испугала.
    Нет! Нет! Ты не испугала.
    Нет! Нет! Ты не испугала.
    Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
    Кто на горке, на горе,
    На широком на дворе?
    Кто на лыжах,
    Кто повыше,
    Кто с разбегу,
    Кто по льду,
    Кто по снегу,
    С горки - ух!
    На горку - ух!
    Бух! Захватывает дух!
    Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
    Заиграй­ка, балалайка,
    Балалайка - три струны!
    Подпевайте, не зевайте,
    Выходите, плясуны.
    Эй, топни, нога,
    Топни, правенькая.

    Я плясать пойду,
    Хоть и маленькая!
    Не хотела я плясать,
    Стояла и стеснялася,
    А гармошка заиграла -
    Я не удержалася!
    По деревне я шла
    И Ванюшу видела,
    Под кустом сидел и плакал -
    Курица обидела!
    Я маленькая девочка,
    Я в школу не хожу,
    Купите мне сандалики,
    Я замуж выхожу.
    Эх, топну ногой
    Да притопну другой,
    Устоять не могу,
    Вот характер какой!
    Мы всегда везде такие -
    Утром, вечером и днем,
    Потому что мы частушки
    Развеселые поем.
    Раздайся, народ,
    Меня пляска берет;
    Пойду, попляшу,
    Себя людям покажу.
    На столе стоит стакан,
    А в стакане - тесто;
    До свиданья, папа с мамой,
    Я уже невеста.
    У частушки есть начало,
    У частушки есть конец,
    Кто частушки наши слушал,
    Прямо скажем - молодец!
    Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
    девочки помахивают платочками.
    Девочка.
    Что с ногами, не пойму!
    Вправо­влево носятся,
    Не стоят они на месте,

    Так в кадриль и просятся!
    Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
    на зрителей.
    1­й ребенок.
    Всем людям добрым
    Желаем добра, золота, серебра!
    2­й ребенок.
    Пышных пирогов,
    Мягоньких блинов!
    3­й ребенок.
    Доброго здоровья!
    Маслица коровья!
    Все.
    Кому песни поем, тому сбудется,
    Тому сбудется, не минуется.
    Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
    Пояснение.
    Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
    участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
    данного сценария может быть следующим.
    Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
    звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
    друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
    Колядовщики.
    Коляда, коляда, святое Рождество.
    Разрешите, хозяева, коляду.
    Девушки.
    Разрешаем, будем рады спеть.
    Колядовщики.
    Мороз велик, стоять не велит!
    Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
    Проходите в дом, гости дорогие.
    Колядовщики.
    Как Христово Рождество
    Подкатилось под окно.
    Наша­то колядка
    Не мала, не велика.
    Под окошком шьет,
    Пирожки подает.
    Тут в хозяйском домку
    Дадут оладью в медку.
    1­й колядовщик (говорком).
    Кто даст пирога -
    Тому рожь густа,
    С зернышка пирог,

    С полузернышка - блинок.
    2­й колядовщик (выкрикивает).
    Кто даст пирога, -
    Тому двор живота,
    Овин с овсом,
    Жеребца с хвостом.
    3­й колядовщик.
    Кто не даст пирога -
    Тому куричья нога,
    Да лопата, корова горбата.
    Чем вы нас, девушки, одарите?
    (Спрашивают по очереди).
    Денег мешок или каши горшок?
    Кувшин молока или кусок пирога?
    Копеечки на конфеточки
    Или гривенники на пряники?
    Девушки.
    А вы хитрые, ребятки,
    Отгадайте­ка загадки!
    (Девушки наперебой загадывают загадки).
    Спереди пятачок,
    Сзади крючок,
    Посередине спинка,
    На спинке - щетинка.
    (Колядующие отгадывают: поросенок).
    Не всадник, а со шпорами,
    Не сторож, а всех будит.
    (Колядующие снова угадывают: петух).
    Маленький мальчишка
    В сером армячишке
    По полю кочует,
    Коноплю ворует!
    По дворам летает,
    Крохи собирает!
    (Колядующие задумываются… Воробей)!
    Колядующие. А теперь от нас загадка,
    Вы скажите нам отгадку.
    Не отгадаешь - по прянику дашь.
    Горбатый кот
    Девкам плечи трет.
    С самого утра
    Пошел со двора,
    На берегу валялся,
    А в воде не купался!
    (Коромысло).
    Девушки ответить затрудняются.
    В лесу тук­тук,
    В избе ляп­ляп,

    В руках дзынь­дзынь,
    На полу - топ­топ.
    (Девушки отвечают: «Балалайка»).
    Колядовщики.
    Балалаечка­гудок,
    Свое дело знает!
    Она в Ваниных руках
    Весело играет.
    Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

    Ирина Степанова
    Сценарий праздника «Рождественские колядки»

    муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

    Рождественские колядки

    Разработали и провели :

    Муз. руководитель - И. И. Степанова

    Воспитатель - Букшина И. Н

    Учитель- логопед : Устинская Н. Н.

    Цель : Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существуют на Руси.

    Задачи :

    Образовательные :

    Познакомить детей с понятием Рождественские Святки , с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением : гадания, народные гуляния, колядование , украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

    Развивающие :

    Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественныйвкус.

    Воспитательные :

    Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям .

    Предварительная работа : беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок ; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки , игры, поговорки) .

    Материалы и оборудование : диск с аудиозаписями, плоскостной театр (вертеп, звёзды для сюрпризного момента, маски, костюмы (для ряженых, предметы быта для «избы» ,мультимидийный проэктор, материал для гадания.

    Ведущая : Дети, наши новогодние встречи продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество . А вы знаете, что это за праздник ? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее за стол и слушайте.

    Ведущая : Кругом Рождественская мгла

    Во мгле звучат колокола

    А с ними в лад слова звучат

    Мир на земле и счастье всем.

    Мы рады нашей встрече

    Зажжем сегодня свечи

    Пусть горят меж нами

    Волшебными огнями.

    Ведущая : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том , что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий.

    Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

    Дети поют песню «Рождество » .

    Ведущая : Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришли к младенцу три дерева- пальма, маслина и маленькая елочка. Послушайте о том, что из этого вышло.

    Воспитатель

    Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

    И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

    Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

    А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

    Лишь скромная елка печально стояла : она не имела даров,

    И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

    Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал :

    «Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена» .

    Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

    И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

    А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

    Ребенок ли, взрослый - все празднику рады , и в каждой семье торжество!

    Ведущая : Повеселимся и мы у рождественской елочки .

    Песня «Вот какая елочка»

    Ведущая : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово . Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками . Послушайте песенку-колядку .

    Коляда , коляда , подавай пирога, дай блин, дай кишку,

    Свиную ножку, всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай!

    Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.

    Слышится веселая песенка колядовщиков .

    Ведущая : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

    Входят ряженые и поют :

    Пришла коляда ,

    Отворяй ворота!

    Ворота отворяй

    И гостей принимай!

    Здравствуйте, ребята!

    Щедрый день, добрый день!

    Сеем, веем, посеваем,

    С Новым годом поздравляем!

    (рассыпают зерно)

    Уж как наша коляда

    Ни мала, ни велика.

    Она в дверь к вам идёт

    Да всем поклон шлёт!

    Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

    Частушки

    1. Эй, спешите все сюда!

    В гости Коляда пришла .

    Будем мы шутить, кривляться,

    Бегать, прыгать, забавляться.

    2. Из снежинок чистых, новых

    Я снегурочку леплю.

    И весной её не брошу –

    В морозильник поселю!

    3. Вот пришла к нам Коляда

    На кануне Рождества

    Шире двери открывай

    Поздравляй всех поздравляй!

    4. Мы носы свои не прячем

    В шарфы и воротники.

    Жарче печки согревают

    Лыжи, санки и коньки!

    5. Коляда , Коляда !

    Никому не спится! Расступись, чесной народ!

    Мы выходим в хоровод

    С песнями да плясками,

    С шутками – побасками.

    Бородой козёл трясет,

    Так и рвется в хоровод!

    Его рожки завиты,

    Только валенки худы!

    Вот помчался во весь дух

    Расфуфыренный петух :

    Душегрейка на меху –

    Знай кричит : “Кукареку!”

    Из берлоги снеговой

    Вышел мишка, сам не свой.

    Не поймет никак со сна -

    То ль зима, то ли весна?

    А лисица, ну и пава,

    Выступает величаво

    Как с платочком пляшет,

    Нет лисички краше.

    Топни, ножка – нога,

    Топни правенькая.

    Мы частушки вам пропели

    А вы хлопайте дружнее.

    «Было у матушки 12 дочерей» -хоровод.

    А давайте погадаем,

    Под горшочек мы заглянем.

    Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

    (посередине зала на лавке стоят шесть горшочков. Из зала по очереди выходят желающие погадать)

    Дети (водят хоровод и поют)

    Горшочек с вершочек,

    Скажи нам дружочек,

    Что сбудется, станется?

    Плохое пусть останется.

    (Из горшочка вынимают полотенце)

    Хозяюшка Полотенце! Далеко расстилается… Ждет тебя дорога, путешествие.

    (Хоровод продолжает кружиться. Выбирают второй горшок-с булкой)

    Хозяюшка

    Мышь в горнице бежит,

    Каравай в дом тащит.

    В твоем доме достаток будет, благополучие!

    (В третьем горшке – кольцо)

    Хозяюшка

    Сейте муку, пеките пироги!

    К тебе гости будут, ко мне – женихи!

    (В четвертом горшке лента)

    Хозяюшка

    Через поле идучи,

    Русу косу плетучи,

    Шелком переплетаючи,

    Златом перевиваючи!

    Лента – к богатству, прибыли.

    (В пятом горшке пуговица)

    Хозяюшка

    Пуговица!

    Ой, ходил жучок по завалинке,

    Выбросил добро по мочалинке.

    Жить тебе в большой семье

    Счастливой жизнью.

    Проводятся игры подвижные.

    Игра- хоровод «Пошел козел» .

    Вед. Пришла пора нам поиграть

    Всех, всех, всех позабавлять.

    Игра «Плетень»

    Игра «Катится клубок»

    Хоровод «У оленя дом большой» .

    РЯЖЕНЫЕ :

    Не пора ли вам, друзья, колядовщиков – то одарить !

    Щедро всем распорядитесь!

    Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

    Колядовщики :

    Коли вы так добры,

    Дарим вам подарки мы!

    (раздают угощение, приговаривают) .

    Чтобы колос – с бревно,

    А зерно с ведро!

    Кому песни поём,

    Тому будет добро,

    Тому сбудется,

    Не минуется.

    (колядующие , пританцовывая, уходят с пением) .

    Уродись, коляда ,

    Накануне Рождества !

    Коляда , коляда ,

    Отворяй ворота!

    Ведущий : Снегу маленько я растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится.

    (Из ведерочка брызгает на ребят и гостей)

    Новогодний хоровод «Зимушка» .

    А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… И желание загадаешь… То оно непременно исполнится.

    (под потолком на тарелочках лежат звездочки из фольги. Тарелочки висят на леске. Хозяюшка берет в руки леску и дергает).

    Ребята ловите!

    (Дети ловят звездочки)

    Только берегите звездочку, а то вы забудете – и ничего не сбудется.

    Ведущий :

    Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами.

    Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

    (Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

    Ведущий :

    Всех гостей Рождества привечая ,

    Всех встречая и хлебом и солью,

    Приглашаю участников к чаю,

    Приглашаю гостей к застолью!

    (Преподносит пирог со свечами и говорит, что дети должны задуть свечи, загадав желание, идут в группу пить чай)

    Сценарий рождественских святки - колядки для детей старшего дошкольного возраста

    Тема : Театрализованное представление «Святочные колядки».
    Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие формирует у дошкольников представление о истоках национальной русской культуры.
    Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
    Задачи:
    - познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
    - познакомить с обрядом колядования;
    - приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
    - развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
    Оборудование: Спортивные фишки, 2 метёлочки, 2 плоскостные лошадки, гимнастические палки 5-6 штук, клубочек. Колокольчики и др. музыкальные инструменты, зернышки в мешочке, горшочек для гадания.
    Ход мероприятия:
    Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
    Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
    Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм, дети одеты в костюмы колядовщиков (Коза, Медведь, ряженые у которых в руке Рождественская звезда, Скоморохи).

    Ведущая-хозяйка Варварушка: Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите! Давно вас жду поджидаю.
    Дети! Велено для вас,
    Довести в сей час указ,
    Заготовленный самой,
    Нашей матушкой – Зимой!

    Читает указ. (заранее напечатать!)
    «Каждый год, сего числа,
    Как гласит указник,
    Людям велено всегда,
    Заходить на праздник!
    И конечно все должны
    Быть на празднике Зимы!
    Ведущая-хозяйка Варварушка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это - Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.Но сначала посмотрите театр.
    Дети садятся на стульчики, Варварушка показывает теневой театр «Рождество Христово»
    Ведущая - Варварушка:
    Эй, спешите в круг сюда!
    В гости Коляда пришла.
    Будем мы шутить, плясать,
    Бегать, весело играть.
    Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!

    Танец «Наша елка»

    Ведущая - Варварушка:
    К нам на Святки,
    Пришли Колядки!
    С Новым годом поздравляем!
    Счастья всем мы вам желаем!
    Гости мои дорогие,
    Собрались мы с вами для беседушки,
    Собрались мы с вами для забавушки!
    Как когда-то наши прадедушки,
    Ну, а с ними наши прабабушки!
    Ребенок:
    Приходили на веселые Святки,
    На песни всем миром да загадки!
    Ребенок:
    А что такое Святки?
    Праздник этот самый длинный.
    Он веселый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели.
    Ребенок:
    От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощенье,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в Святки.
    Ребенок:
    Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас!

    Песня - танец «Ах, вы сени мои сени»

    В сопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки, колокольчики)
    Варварушка: Мы сейчас с вами пойдем колядовать к дядьке Николаю! Подходят к домику.
    Колядовщики хором:
    Уродилась коляда накануне рождества!
    Пришла коляда, отворяйте ворота
    Коляда, молода
    Коляде нужна еда
    Дай Бог тому, кто в этом дому!
    Коза:
    Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
    Мы не сами идём, мы козу ведём!
    Медведь:
    Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
    Колядовщики хором: (коза и медведь)
    Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
    Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
    Николай выходит (взрослый): - Кто тут орет? Спать не дает?

    Дети: Это мы – колядовщики.
    Николай: И охота вам в такой мороз с теплой печки вставать, петь да плясать?
    (уходит в дом)
    Дети (все вместе)
    Эх, ты Коля –Николай!
    Сиди дома не гуляй!
    В тепленьком местечке, с бабушкой на печке!
    Варварушка: Давайте еще раз постучим.(стучат) Николай. что ты там делаешь?
    Николай: А я ножки у стола перевязываю(выходит).
    Варварушка: Азачем ты это делаешь?
    Николай: Это примета такая народная. В Рождество надо ленточкой ножки у стола перевязать, чтобы скот со двора не убежал, не пропал, не болел.
    Варварушка: Я тоже примету народную знаю: если клубочек мотать плотно-плотно, тогда капуста в моем огороде уродится тугая и крепкая. Вы приметы детушки запоминайте и всегда так делайте.
    Колядовщики хором:
    Чем, хозяин, нас одаришь?
    Что, хозяин, нам подаришь?
    Кувшин молока или каши горшок?
    Кусок пирога или денег мешок?
    Николай:
    Не плясали и не пели,
    Угощенья захотели?
    Погодите же, постойте,
    Попляшите и попойте!
    Варварушка:
    Мы вам споём Пошла коляда,
    Да по улицам гулять,
    Всех с новым годом поздравлять!
    Шуточные частушки.
    Нечетные поют девочки, четные – мальчики.
    1.Начинаю петь частушку
    Первую, начальную,
    Я хочу развеселить
    Публику печальную!
    2.Раздайся, народ,
    Сейчас пляска пойдёт!
    Пойду, попляшу,
    На народ погляжу!
    3.Наши девки маленьки,
    Чуть побольше валенка,
    Ну а как заголосят,
    Всех в округе удивят!
    4.Оханьки да аханьки,
    Какие парни махоньки,
    Из-за кочек, из-за пней
    Не видать наших парней!
    5. А я валенки надену.
    Выпью простокваши,
    Вся душа истосковалась
    По любимой Маше
    6. Моя милка маленька
    Обувает валенки,
    А когда обуется,
    Как пузырь надуется!
    7. Ой, пол провались,
    Потолок обвались,
    На доске остануся,
    С частушкой не расстануся!
    8. Мы вам пели и плясали,
    Дорогая публика,
    Не держитесь за карманы –
    Не возьмём ни рублика!


    Коза:
    Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
    Медведь:
    Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
    Коза:
    Пускай почитают родителей дети
    Варварушка:
    Пусть горе обходит сторонкою хату
    Пусть с песней живётся легко и богато!
    Николай:
    Ах, спасибо вам, ребятки,
    Что пришли в наш дом на святки!
    Пожелали мне добра, повеселили меня!
    Варварушка: А сорить у вас Николаша можно?
    Николай: Можно, можно, сори сколько хочешь!
    Дети разбрасывают зерна
    Николай: Вот спасибо гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатства! Ну, а теперь будем вечер продолжать, будем время коротать!
    Варварушка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
    Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.
    К козе встают девочки, к медведю – мальчики

    1.Игра – соревнование «ведьмина метелка»

    Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.
    Ведущая –Варварушка: Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»
    Дети садятся
    Варварушка: В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны.
    Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:
    «Горшочек с вершочек,
    Скажи нам, дружочек,
    Что сбудется, станется,
    Плохое пусть останется!»
    Вызывает детей по очереди, они достают один предмет
    Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
    Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
    Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
    Карандаш – к успехам в учёбе.
    Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
    Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
    Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
    Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
    Бусы – получите в этом году много подарков.
    Конфета – весь год сладости есть будете.
    Нитки – будете в этом году много путешествовать.
    Свечка – работящими будете.
    Ножницы детские – парикмахер.
    Сантиметр – портной.
    Книжка – писатель, учёный.
    Муз.инструмент – музыкант.
    Краски – художник.
    Градусник – врач.
    Машина - водитель.
    Монета – бухгалтер, кассир, банкир.


    Варварушка: Я молодая тоже гадала. Брала перед сном гребешок. Расчесывала волосы, а потом гребешок клала под подушку и приговаривала: «Суженый, мой ряженый. Приди ко мне наряженый». Кто приснится. Тот и жених. А еще выходили на дорогу и спрашивали первого встречного, как его зовут. Значит такое имя и будет у жениха.
    Николай:
    Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
    Силу ловкость покажите
    Меня старика удивите.
    Ну-ка, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

    2.Игра-соревнование «скачем на коне»

    Варварушка:
    А сейчас я предлагаю Вам игру,
    Мерить силу, как бывало в старину.
    Самых сильных приглашаю я ребят,
    Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.

    3.Игра-соревнование « перетяни канат»

    Хозяйка:
    Коляда пришла,
    Всем веселье принесла
    Заводите, дети, хоровод
    Будем дальше встречать новый год.
    Потанцуй со мной дружок.

    Танец «ледяные ладошки»

    Варварушка: А ещё, ребятки, поиграть хотите?
    Поиграем в игру «В цапки».
    Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец.
    Все говорят:
    Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
    При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
    Варварушка: В Святки все радовались празднику, веселились шутили друг с другом. Вот и у нас есть скомороки. Сейчас они тоже нас поздравят.

    Внеклассное мероприятие в начальной школе

    «Пришла Коляда, отворяй ворота!»»

    МБОУ СОШ №3 г. Липецка им. К. А. Москаленко


    Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

    Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

    Задачи:

      Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

      Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

      Возрождение русских обычаев и традиций.

      Сплочение детского коллектива

    Ход мероприятия.

    Выбегают глашатаи с указами.
    1-й глашатый.
    Гости, велено до вас
    Довести в сей час указ,
    Заготовленный самой
    Нашей матушкой Зимой.

    2-й глашатый.
    Каждый год сего числа,
    Как гласит указник,
    Людям города, села
    Приходить на праздник!
    Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы. Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята: 1-й
    Эй! Спешите все сюда!
    В гости Коляда пришла.
    Будем мы шутить, играться,
    Бегать, прыгать, забавляться.
    2-й
    Вот и зимушка пришла!
    Растворяй -ка ворота!
    Пришла и Коляда, да из Красногорода.
    3-й
    Гости наши дорогие!
    Взрослые и молодые!
    Собрались мы с вами для беседушки,
    4-й
    Собрались мы с вами для забавушки.
    Как когда-то наши прадедушки,
    Ну, а с ними и прабабушки.

    Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

    Выходят дети и читают стихи:

    1-й

    Праздник этот самый длинный.
    Он весёлый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели
    2-й
    От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощения,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в святки.
    3-й
    Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.

    Рассказ о славянском празднике «Коляда».


    Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

    Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

    Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался , под которую клали или . На столе рождественская да . Обязательно на блюде и, , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

    День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

    Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
    В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
    Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.


    Сценка «Колядки».

    На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

    По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

    1 колядующий.

    Приходила коляда накануне Рождества.

    Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

    Овин с овсом, жеребца с хвостом.

    2 колядующий:

    Пойдём к дядьке Николе колядовать.

    Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

    1-й

    Мы нашли коляду во Николином двору.

    Коляда, коляда, подай пирога!

    2-й

    Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

    Подашь пирога - будет рожь густа,

    3-й

    Будет рожь чиста, обмолотиста,

    Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

    Хозяин Никола:

    Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

    Хозяйка:

    Сдобные лепешки не лезут в окошко.

    Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

    1-й:

    Дай Бог тому, кто в этом дому!

    2-й:

    Вам и плюшек с творогом.

    Все:

    И детишек полный дом.

    Колядующие идут к следующему дому.

    Учитель.

    Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

      Мороз невелик, а стоять не велит.

      Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

      Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

      Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

      Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

      Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

    Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

    Мороз, мороз, иди кисель есть!
    Не бей наш овес, нашу рожь,
    А бей быльник да крапивник.

    Мороз, мороз, не морозь наш овес,
    Киселя поешь, нас потешь.

    Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

    Гадания.

    ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

    Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

    СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

    Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

    говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

    ЧУЖОЕ ИМЯ

    Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

    ГАДАНИЕ СНЕГОМ

    Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

    стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.

    ПОЛЕНОМ

    Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

    попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

    трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

    попадет суковатое

    И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

    Игра «Баба Яга».

    Дети.

    Бабка Ёжка, костяная ножка.

    Печку топила, ногу сварила,

    Вышла на крылечко,

    Съела человечка.

    А потом и говорит.

    Баба-яга. У меня живот болит.

    (Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

    Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

    «Дедкины потешки»
    Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

    2. Баран - буян залез в бурьян.

    3. Как на горке, на пригорке
    Стоят тридцать три Егорки.

    4. Сколько не ело сито,
    Ни разу не было сыто.

    5. На возу лоза, у воза коза.

    Игра «Пошла коза по лесу».

    Дети поют и выполняют движения.

    Давай, коза, попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем

    И ножками подрыгаем,

    Подрыгаем, коза,

    И ручками похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем,

    И ножками потопаем,

    Потопаем, коза.

    Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

    У медведя во бору

    Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

    Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру,
    А медведь не спит
    И на нас глядит.

    Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
    Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

    На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

    Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

    Проводится игра «К нам коза пришла»:

    К нам коза пришла, коляду привела.

    Сама прошла, всех детей провела,

    (говорком) А самого маленького оставила.

    Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

    После игр ведущий может загадывать загадки.

    А вы хитрые, ребятки,

    Отгадайте-ка загадки!

    1.Спереди пятачок,

    Сзади крючок,

    Посередине спинка,

    На спинке - щетинка.

    (Колядующие отгадывают: поросенок).

    2.Не всадник, а со шпорами,

    Не сторож, а всех будит.

    (Колядующие снова угадывают: петух).

    3.Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По полю кочует,

    Коноплю ворует!

    По дворам летает,

    Крохи собирает!

    (Колядующие задумываются… Воробей)!

    4.Горбатый кот

    Девкам плечи трет.

    С самого утра

    Пошел со двора,

    На берегу валялся,

    А в воде не купался!

    (Коромысло).

    5.В лесу тук-тук,

    В избе ляп-ляп,

    В руках дзынь-дзынь,

    На полу - топ-топ.

    (Балалайка).

    Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

    Девочки поют частушки.

    1.Заиграй-ка, балалайка,

    Балалайка - три струны!

    Подпевайте, не зевайте,

    Выходите, плясуны.

    2.Эй, топни, нога,

    Топни, правенькая.

    Я плясать пойду,

    Хоть и маленькая!

    3.Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялася,

    А гармошка заиграла -

    Я не удержалася!

    4.По деревне я шла

    И Ванюшу видела,

    Под кустом сидел и плакал -

    Курица обидела!

    6.Эх, топну ногой

    Да притопну другой,

    Устоять не могу,

    Вот характер какой!

    7.Мы всегда везде такие -

    Утром, вечером и днем,

    Потому что мы частушки

    Развеселые поем.

    8.Раздайся, народ,

    Меня пляска берет;

    Пойду, попляшу,

    Себя людям покажу.

    9.На столе стоит стакан,

    А в стакане - тесто;

    До свиданья, папа с мамой,

    Я уже невеста.

    10.Балалаечка-гудок,

    Свое дело знает!

    Она в Ваниных руках

    Весело играет.

    11.У частушки есть начало,

    У частушки есть конец,

    ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

    Прямо скажем - молодец!

    Пожелания всем зрителям.

    1-й ребенок.

    Всем людям добрым

    Желаем добра, золота и серебра!

    2-й ребенок.

    Пышных пирогов,

    Мягоньких блинов!

    3-й ребенок.

    Доброго здоровья!

    Маслица коровья!

    4-й ребёнок

    Кому песни поем, тому сбудется,

    Тому сбудется, не минуется.

    Учитель.

    И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.