Родительская любовь, её проявления и недостаток. Безусловная родительская любовь — какая она

Родительская любовь - это чувство, которое родители вкладывают в ребенка на протяжении всей жизни. Родительская любовь является главным средством воспитания любви у детей ко всему, что его окружает. В каждой семье родительская любовь понимается по-разному, как родителями, так и детьми. Так давайте разберемся, какой должна быть настоящая родительская любовь?

Проблема нехватки родительской любви

Ребенок уже с пеленок чувствует любовь своих родителей. Детям постоянно нужно показывать свою любовь как морально, так и физически. Они должны понимать и чувствовать, что их любят. Если ребенок будет получать необходимое количество родительской любви, значит, он будет по жизни идти твердыми ногами, он будет уважительно относиться к себе и близким людям.

Многие считают, что «боится – значит, уважает», и поэтому держат своих детей в строгости. Этого нельзя делать. Так как постепенно вы выращиваете жестокость в ребенке. А вас он будет бояться, а не любить.

Росс Кэмпбелл изучал отношения между родителями и детьми. Он рекомендует как можно чаще находить время для прикосновения. Прикоснитесь по-дружески к плечу ребенка, погладьте его по голове, пожмите руку. Это будет кинестетическим ответом на интересующий нас вопрос по поводу настоящей родительской любви.

Любовь у детей нужно воспитывать исходя не из того, что хочется вам, что вам нравится и удобно, а из того, что нужно ребенку, в чем он нуждается.

В воспитании должно быть четко определено место любви, строгости, ласки и требовательности. А самое главное, необходимо чувствовать, когда ребенку нужна ваша помощь, а когда требовательность. И вы должны первыми ему прийти на помощь и дать совет или, наоборот, расставить все по местам и потребовать объяснений. Только не перестарайтесь!

В настоящее время формирование психологических компонентов любви родителей является широко изучаемой и очень важной темой. Результаты этой темы помогут лучше освоить родительскую любовь, как загадочную особенность психики. Совокупность психологических компонентов этой любви поможет создавать методики и тренинги для того, чтобы ее развить. Многим людям, обращающим внимание на данное заглавие, сначала оно кажется настоящей глупостью. Ведь родительская любовь – она почти святая, несомненная, и как ее можно разбирать по психологическим полочкам, ведь это бессмысленно, для чего копаться в том, что чувствует каждый из нас? К глубокому сожалению, это не так, и для этого утверждения есть доказательство, так как своих детей любят далеко не все родители. Подтверждением этого служат жестокость, акты насилия в семьях, наличие неблагополучных семей, нерациональное поведение, а также множество детей, которые находятся в детских приютах. Ведь больше всего именно этих детей, которые живут в подобных условиях, мучают вопросы: «Что плохого я сделал своим родителям? Почему они не любили меня? ».

Поэтому данная проблема в настоящее время очень актуальна. Чаще всего сейчас случаются убийства ребенка, выбрасывания малыша на улицу и т. п. Изучение такого поведения являются тяжелым заданием, а также поведения, противоположного ему, необходимо попытаться найти психологические факторы, которые смогут привести нас к цели.

Специалистам все-таки удалось вывести принципы, из которых формируются психологические компоненты родительской любви, а кроме этого, факторы, которые необходимы для реализации этой любви.

Что представляет собой настоящая родительская любовь?

Многие философы и психологи очень много лет пытались вывести ответ для данного чувства, и каждый раз этот ответ был разным. Это особый, высокий, светлый вид любви, который воспринимается людьми как счастье и высший дар. Стать родителем - это значить стать счастливым человеком. Быть награжденным возможностью быть родителем, значит испытать истинное счастье. Как говорил Сухомлинский, родительская любовь – это способность сердцем чувствовать потребности души ребенка. Между людьми, которые любят, возникает особая интуиция, энергетическая связь, желание быть друг к другу ближе. В своих терминологиях многие выделяют то, что родительскую любовь нельзя воспринимать только как чувство, так как любовь по сути предусматривает в себе и действия. Ведь только если чувствовать, но ничего для ребенка не делать, то такое поведение не является доказательством любви, - так считают многие.

Собрав различные точки зрения вместе, можно вывести факторы, которые составляют родительскую любовь.

Психологическая структура любви включает четыре компонента:

Эмоциональный фактор, совокупность ощущений и переживаний по поводу ребенка, принятие ребенка, оценка ребенка, взаимодействия ребенка и родителя. Психофизиологический компонент подразумевает притяжение родителя к своему ребенку, стремление близости к ребенку, чувственность и желание родителя обнимать его, прикасаться к нему, перебывать и не разлучаться с ним.

К когнитивному фактору относят интуицию и подсознательное, возникающее по отношению к ребенку у родителя.

Поведенческий компонент выражает отношения, указывает на действенность родительской любви, поведение родителей по отношению к ребенку, а также уход за ним.

Данная структура целостно не всегда функционирует, и это зависит от индивидуальности родителей, от возраста. Из данной психологической структуры одни факторы могут доминировать над другими.

Существует интересный факт: родительская любовь имеет гендерные отличия, отцовская любовь отличается от материнской. Для материнской любви характерно безусловное принятие ребенка. Мать может предоставить возможность ребенку высказать свое мнение, а отец очень часто отказывается от равенства и демократичности с ребенком. Давно доказано, что для психологического полноценного развития детей нужны оба родителя, нельзя также сказать, что мать лучше относятся к ребенку, чем отец, или наоборот.

Чтобы ощутить родительскую любовь полностью, а также, чтобы эта любовь формировалась успешно, нужно удовлетворять некоторые особенности, такие, как умение принимать и любить себя и окружающих, эмоциональную и психологическую зрелость индивида. «Хороший родитель» имеет намного больше требований. Он хочет воспитать своего ребенка благополучно, и создать для его развития наилучшие условия. Здесь учитываются разные способности и умения, возможность обеспечить всем необходимым ребенка. Давно доказано, что родительская любовь – это главный фактор, который нужен для психологического здоровья и полного развития ребенка.

Самая искренняя. Безграничная. Мудрая. Противоречивая. Вынужденная. Разумная. Терпеливая. Такой разной бывает любовь к детям. Любое её проявление всегда сильно отражается на их личности, адаптации к миру, умении выражать свои чувства и взаимодействовать с другими людьми. В частности, любовь матери к ребёнку – это первое, что даётся ему ещё до рождения, это начало общения малыша с внешним миром, которое определяет его отношение к себе и окружающим.

Что влияет на родительскую любовь?

1. Готовность к рождению и воспитанию детей.

Очень важно то, насколько желанным был малыш для родителей, «созрели» ли они для того, чтобы стать мамой и папой. Конечно, в большинстве случаев наблюдается прямая зависимость: чем больше мужчина и женщина хотели ребёнка и готовились к его появлению, тем сильнее их нежные чувства к нему.

Но бывает и наоборот. Например, беременность могла быть незапланированной и вызвала отчаяние. Но после рождения крохи ситуация резко изменилась: мама и папа (или один из них) прониклись к нему искренней любовью, произошла переоценка ценностей.

Или другой пример: пара очень ждала малыша и испытывала к нему самые тёплые чувства, но после его рождения из-за столкновения с проблемами в процессе воспитания в детско-родительские отношения вплелись усталость, раздражение, непонимание потребностей и интересов крохи, и любить стало тяжелее.

В процессе ожидания малыша будьте готовы к трудностям, которых избежать нельзя, не питайте иллюзий, что всё пойдёт «как по маслу». Не отказывайтесь от помощи близких, строя из себя супер героя. Обязательно находите время на отдых и любимые занятия. Ваша задача – сохранить и усилить в процессе воспитания ребёнка тот позитивный настрой, те нежные чувства и то желание заботиться о нём, которые был у вас изначально.

2. Воспитание в родительской семье.

То, как относились к нам родители, практически всегда переносится на воспитание собственных детей. Крайне сложно любить других, если человек сам испытывал недостаток этого чувства со стороны матери и отца. Или, наоборот, если мы воспитывались в благополучной обстановке, в атмосфере тепла, заботы и доверия, то обычно стремимся перенести эту модель отношений на своих детей.

Важно вовремя осознать, вспомнить свои детские впечатления и ответить на вопросы: не переношу ли я свои обиды на сына или дочь? Учитываю ли их индивидуальные особенности или пытаюсь ломать? Необходимо понять, насколько эффективен демонстрируемый вами стиль общения с детьми, есть ли в нём место любви. Сделайте выводы и подумайте над тем, что ещё можно изменить или развить.

3. Отношения между супругами.

Если родители счастливы и довольны друг другом, то у них гораздо больше ресурсов для того, чтобы любить своего ребёнка. Негативные чувства по отношению к мужу или жене могут отражаться и на детях. К сожалению, бывает, например, так, что обида на мужа влияет на любовь матери к ребёнку (особенно после развода), и она начинает испытывать неосознанное раздражение к нему, недовольство им.

Или возможен другой перекос: один из родителей полностью отдаёт внимание и заботу детям, а супругу (супруге) их уже не достаётся. «Недолюбленные» муж или жена, скорее всего, будут испытывать обиду и могут неосознанно обвинять в этом ребёнка.

Будьте внимательны не только к малышу, но и к спутнику жизни, ведь ваши отношения – это не только фундамент семьи, но и пример для подрастающего поколения в том, как нужно взаимодействовать мужчине и женщине.

4. Отношение к себе.

Уверены ли вы в себе? Принимаете ли себя или чаще остаётесь недовольны собой? Часто отношение к себе мы проецируем на ребёнка, ведь он продолжение нас самих. В нём мы любим те качества, которые нам нравятся и в себе. И не принимаем то, что не принимаем в себе.

Важно понять и согласиться с тем, что ребёнок – это самостоятельная личность с собственным набором качеств и способностей. Позвольте ему быть собой. И обязательно работайте над самооценкой: не критикуйте себя, а уважайте и признавайте свои достоинства. Не унывайте и старайтесь меньше тревожиться, ведь ребёнку передаётся ваше эмоциональное состояние.

5. Опыт.

Любовь родителей к детям зависит также от прошлого опыта. Он бывает как позитивным, так и негативным. Есть ли уже у мужчины и женщины опыт воспитания собственных детей? Приходилось ли им раньше ухаживать за младшими сёстрами или братьями?

Любой опыт всегда ценен, важно лишь делать правильные выводы и стремиться к «мудрой» любви.

6. Личностные качества.

Высокомерие, эгоизм будут явными помехами в любви к своим детям. С такими качествами сложно жертвовать личными интересами, временем ради сына или дочери. А вот доброта, отзывчивость, жизнерадостность, терпение – верные спутники родительской любви и заботы.

Ресурсы для любви есть всегда, важно суметь открыться этому чувству.

Как проявляется материнская и отцовская любовь ? В чём различия?
Различаются ли любовь отца и любовь матери к ребёнку? Безусловно, да. В разных семьях подходы к воспитанию неодинаковы.

  • · Любовь мамы к малышу имеет биологические и социальные основы, любовь отца – только социальные. Что это означает? Ребёнок появляется в организме матери и живёт в нём девять месяцев. Это запускает различные физиологические процессы, которые отражаются на их отношениях после рождения. Это помогает женщине лучше чувствовать своего ребёнка, понимать его потребности, слышать его и вовремя проявить заботу. Отец учится понимать и любить своё чадо в течение жизни, общаясь с ним и привыкая к нему. Физиологической привязанности между ними нет, но вот эмоциональная может возникнуть очень даже тесная. Поэтому многие отцы в силу своих личностных особенностей и крепкой любви к детям, хорошо их чувствуют и понимают.

  • Разный вклад родителей. Часто можно встретить выражение, что «мать даёт ребёнку душу, а отец – разум». Истина в этих словах есть, поскольку мама с рождения всегда рядом с малышом и, ухаживая за ним, она создаёт условия для формирования у крохи доверия к миру, желания и умения общаться с окружающими, понимать и выражать свои эмоции. Отец часто выступает для сына или дочери проводником в мир, наставником, приобщает к порядку, учит действовать.
  • Материнская модель предполагает безусловную любовь к ребёнку, отцовская – обусловленную любовь. Первый вариант отражает полное принятие своего чада, каким бы он ни был, и радость оттого, что он родился и живёт рядом. Отцовская модель любви предполагает принятие ребёнка только при его соответствии определённым требованиям, например: «Ты должен быть смелым (порядочным, сильным, умным и т. д.)», основана на послушании. Материнская модель любви не всегда присуща только женщинам, а отцовская – только мужчинам. Иногда они проявляются вне зависимости от пола.

Стороны родительской любви, которые действительно нужны детям
«Вредными» составляющими любви родителей являются: гиперопека, излишний контроль, лишение ребёнка инициативы и самостоятельности, предъявление высоких требований к нему или чрезмерная похвала. «Вредные» они потому что отрицательным образом сказываются на его развитии и адаптации к жизни в обществе.

Какие проявления родительской любви детям необходимы?

Забота и внимание. В первые годы жизни малыша их важно проявлять постоянно. По мере его роста заботу и внимание следует постепенно снижать и демонстрировать уже в той степени, в которой они ему нужны.

  • Уважение и доверие.
  • Понимание и принятие.
  • Тепло и ласка.
  • Признание заслуг ребёнка и похвала за них.
  • Искренность. Если любовь между детьми и родителями основана на искренности, то их всегда будут связывать тёплые отношения и взаимопонимание.
  • Помощь в делах, наставничество, ненавязчивые советы.

Как показать любовь к своему ребёнку

  • Уважайте его личность.
  • Позволяйте проявлять ребёнку свои чувства.
  • Улыбайтесь и поддерживайте с ним зрительный контакт.
  • Слушайте его.
  • Демонстрируйте к нему истинный интерес.
  • Доверяйте ему, но при этом не попустительствуйте!
  • Цените любовь детей к вам и поощряйте её проявление.
  • Поддерживайте в трудную минуту и в минуты радости.
  • Рассказывайте о себе, делитесь опытом, будьте примером.
  • Больше времени проводите вместе со своими детьми.
  • Будьте для них наставником и другом.

А главное – учите своих детей любить и не бояться этого. В современном мире это ценный навык, укрепляющий семьи, дружбу и внимание к окружающим.

Прочитав отрывок из педагогического сочинения великого французского писателя, мыслителя Ж. — Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» . я стала размышлять. а что же такое разумная родительская любовь. Какой она должна быть?

Чувство любви в общении родителей и детей выражается через жесты, интонацию, мимику, эмоции, слова. Очень важно нам, взрослым, научиться произносить эти слова так, чтобы ребенок понял и почувствовал, что он любим. А как часто происходит совсем наоборот!

Мы взрослые, считаем, что выражаем свою любовь и понимание ребенку, а он видит другое и не чувствует любви. Поэтому родительская любовь должна быть разумной. Она не допускает осуждения, обсуждения, сравнения ребенка с другими. Такая любовь предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Если малыш чувствует, что он любим окружающими, ему доверяют, то он сам будет стараться расположить к себе взрослых, начинает сам их любить. Именно такая взаимная разумная любовь. доверие воспитает в нем много добрых качеств.

А как же быть, если на любовь не хватает сил? Ведь эмоции детей часто необычны для взрослых.

Нужно просто «погрузиться» в свое, давно забытое детство, обратиться к памяти детских переживаний, обид, первой неразделенной любви. можно вместе со своими детьми перечитать произведения русских детских писателей, чтобы опять проникнуться теми эмоциями, настроением, общими переживаниями с детьми за того зайку, которого бросила хозяйка, или за того мишку, которому оторвали лапу.

Бывает и, наоборот, когда дети не могут противостоять нашей «гипер» любви... и «гипер» заботе, не знают, как от нее защититься. Не надо говорить ребе нку. «Я сделаю тебя счастливым!» . Надо «поселить» в малыше уверенность в вашей любви и не заниматься мелочной опекой! Тем более, что это бесполезно, потому что последствия могут быть очень плачевными – озлобленность, различные неврозы, равнодушие. Просто не надо ничего упрощать. Ребенок естественен в своих проявлениях, чувствах, эмоциях, поэтому его нужно принять таким, какой он есть.

Одни считают, что запреты несут пользу, другие – наоборот. Как же запреты, ограничения – ведь это необходимые атрибуты воспитания? Моя позиция по этому вопросу такова. запреты и ограничения помимо пользы приносят много вреда для ребенка. Они порождают непонимание, мешают развитию личности малыша, это благодатная почва для появления множества комплексов, от которых потом непросто избавиться.

Как же необходимо применять запреты и ограничения, чтобы они не тормозили развитие малыша? Детские психологи предлагают использовать конструктивные запреты. 1) применение профилактических мер; 2) развитие взаимопонимания с ребенком; 3) психологические приемы.

На самом деле разнообразных приемов много, и мы, родители. должны определить, понять, почувствовать, какие из них примет наш ребенок.

Проанализировав свое отношение к собственным детям, пришла к такому выводу, что любви. как и всякому искусству, необходимо учиться и учиться. Необходимо не молчать, а говорить и показывать свои чувства к ребенку. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.

Родительская любовь является нежным и в тоже время сильным чувством защиты. Любовь обычно пробуждает у всех родителей то самое глубокое чувство беспокойства за своего ребенка, за его будущее счастье и благополучие в его будущей семье. Это чувство изначально призвано к тому, чтобы его несли сквозь времена. Оно позволяет людям «передвигать горы» и приносить себя в жертву ради близких. Примером сильной родительской любви может послужить фильм, описание которого можно найти на сайте wewed.ru/articles/semya... , где особенно чувствуется защита ребенка родителями. Самое главное, когда родители не стесняются показывать ребенку, что они его любят и ценят, ведут себя очень преданно по отношению к нему. Благодаря этому он перестает вообще чего-либо бояться в жизни.

Что касается характеристик взрослых людей, то родители, которые любят своего ребенка, реально дорожат им. Ребенок начинает ценить родителей и отводит для них самый высокий приоритет. Поэтому для родителей на первом месте должен быть их ребенок, а все остальное оставаться уже вторым. Дети – это настоящее сокровище, как для папы, так и для мамы.

Каждый ребенок уже с самого рождения чувствует любовь близких. Детям нужно обязательно показывать свою любовь как морально, так и физически. Они должны полностью ощущать, что их кто-то любит и что они не одни. Плохо когда родители ошибаются и делают глупые выводы по поводу своего ребенка, например «боится – значит уважает». Это не так, так как с каждым годом вы воспитываете жесткость в своем ребенке.


Открытая встреча с Анатолием Некрасовым

А. С. Спиваковская определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержки те­лесного и душевного здоровья.

По мнению В. А. Сухомлинского , родительская любовь есть могущественная сила воспитания, это способность чувствовать сер­дцем тончайшие духовные потребности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок любого возраста. Родительская любовь обеспечивает наличие чувства безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку. Переживая любовь к своему ребенку, родитель стремится стать для него опорой и, как следствие, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу.

Родительская любовь, как всякий динамический процесс, обладает способностью к развитию, которое включает: становление, формирование и преобразование.

Становление - созревание и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осуществленного и потенциально возможного.

Формирование - оформление, обретение формы и совершенствование родительской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление физических и социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

Преобразование - саморазвитие, смена основного направления родительской любви.

На основе этого можно выделить три составляющие родительской любви :

1. Биологическая составляющая . Включает инстинктивный (биологический) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности «любить» своего ребенка.

2. Психологическая составляющая включает эмоционально-чувственный (эмоциональная сфера сознания родителя) и когнитивный компоненты.

Эмоционально-чувственный - это сфера глубоких личностных, субъективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием-неудовольствием, комфортом-дискомфортом, стеничностью-астеничностью; воспоминаниями, предчувствиями родителя по поводу ситуаций взаимодействия с ребенком. Эмоционально-чувственный компонент включает: инстинктивно-аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др.).

Когнитивный компонент (рациональный) психологической составляющей родительской любви предполагает наличие определенных представлений о том, что такое любовь, каковы ее проявления (способы выражения), а также способность контролировать и регулировать проявление родительской любви. Представления о том, что есть родительская любовь, в сознании родителя отражены в когнитивных репрезентациях.

3. Социальная составляющая включает поведенческий компонент, семейные нормы и правила.

Поведенческий компонент предполагает проявление родительской любви в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.

Социальная составляющая реализуется во взаимодействии родителя и ребенка, семьи и общества в целом. Необходимой составляющей взаимодействия родителя и ребенка является общение. Стиль общения родителя и ребенка отражает качественный характер родительской любви.

Кроме того, социальная составляющая родительской любви реализуется в семейных нормах и правилах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.