Митрофан баданин биография. Биография. А иначе зачем вообще этим заниматься

Епископ Митрофан (Баданин)

ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ

Издание 3-е исправленное и дополненное


Не секрет, что мат в России в прошедшем XX веке обрел статус чуть ли не национального достояния, пытаясь утвердиться как неотъемлемый признак самоидентичности русского народа. Происходила героизация мата. Его представляли непременным фоном успешного выполнения особо ответственных задач, единственно возможным средством мобилизации как воинских подразделений, так и трудовых коллективов и, по сути, важнейшей духовной составляющей побед нашего народа в мирное и военное время.

С горечью приходится признать, что хотя сказанное, возможно, несколько и грешит преувеличением, но, по сути, поднимает большую морально-нравственную проблему, серьезную духовную беду, случившуюся с нашим народом в XX веке.

При этом, что скрывать, в наибольшей степени этим недугом поражены воинские коллективы - армия и флот.

Прошедшие в 1990-е годы тяжелые локальные войны очевидным образом показали, что никакой иной аргументации в словесном противостоянии с врагом, кроме дикого мата, у российского воина на сегодня нет. И эту войну слов и духовных ценностей, стоящих за этими «боевыми» словами, проиграли мы вчистую.

Так с горечью долгое время считал и я, автор этих строк, пока не так давно познакомился с активным и весьма известным участником тех тяжелых событий на Северном Кавказе. Речь идет о легендарном «Чукче-снайпере», в прошлом бойце нашего спецназа ВДВ, а ныне священнике Русской Церкви отце Николае Кравченко. Именно настоящая мужская работа, которая досталась ему на войне, и очень важное слово, прозвучавшее в бою, привели его к Богу.

Слово спасения

«Смерть и жизнь - во власти языка»

Притч. 18, 21.

В январе 1995 года группа разведки нашего спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от знаменитой площади Минутка. Здесь же на одном из этажей спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты - это были пацаны «срочники» с капитаном во главе. Объединившись и заняв в здании круговую оборону, наши ребята вступили в тяжелый бой. Была надежда, что соседи услышат звуки боя и придут на выручку. Со своей неразлучной СВД лейтенант Кравченко делал все, что могло зависеть от отличного снайпера. И хотя эту работу он делал весьма успешно, ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и натиск «духов» нарастали, а наши возможности таяли…

«Через сутки стало понятно: подмоги не будет. Патроны практически у всех уже закончились, и нас все сильнее стало охватывать чувство обреченности, предчувствия неминуемой страшной развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмолился к Богу: „Господи, сделай так, чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если останусь жив - построю Тебе храм!“».

Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв, и как можно скорее. Мы, офицеры, хорошо понимали, что эта отчаянная попытка вырваться безнадежна и, по сути, безумна, тем более с такими «вояками-срочниками», совсем еще детьми. Максимум, на что мы надеялись, - так это на то, что, может, хоть кому-то удастся прорваться и остаться в живых. Может, потом хоть расскажут о нас…

Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непрестанно голосил свои заклинания: «Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь парализовать волю.

И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: «Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным матом. А тут вдруг совсем противоположное - святое: «Христос Воскресе!» И эти удивительные слова, едва мы их произнесли, неожиданно лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутреннюю силу, такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны заколотых и задушенных «духов».

В результате мы все прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю, что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком - не прорвались бы, все бы там полегли.

«Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше противника поляжет, чем от пули снайперской. И еще, что самое главное: тем же словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу…»

Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? Откуда она черпается, где истоки той черной энергетики, воздействие которой ясно чувствует как сам матерящийся, так и объект его матерных поношений?

Пора сказать правду о русском мате.


Священник Николай Кравченко на конференции по взаимодействию СФ с Мурманской митрополией .

«Культурная традиция»

Много чего печального приключилось с нашей Родиной в прошедшем XX веке. Каких только социальных и экономических экспериментов, равно как и духовных опытов, не было поставлено над русским народом. Пагубные последствия этих испытаний довлеют над нами и поныне, отравляя нашу жизнь. Среди этого «наследия мрачных времен» оказалась и эта - особо прилипчивая - зараза, которая постепенно вошла в наш быт, в наши мозги и душу, цинично претендуя на часть российской «культурной традиции».

Тяжелое, грязное слово мата почти победило российский народ. Грех языка, грех похотливых, скабрезных слов, по сути, обрел в России статус нормы и уверенно и нагло претендует на некий героический «символ» российской духовной традиции. На этом нашем печальном заблуждении успешно спекулируют националистические силы бывших республик СССР, умело разыгрывая, надо признать, справедливое утверждение: «Жить с Россией - значит жить в матерщине». «В России матом не ругаются - на нем разговаривают» и т. п.

И действительно, матерное слово отвоевывает себе все новые территории, на которые еще совсем недавно вход ему был заказан. Еще в 60-е - 70-е годы XX века молодые люди никогда не допускали «крепких выражений» в присутствии девушек, строго оберегая девичий слух от этой грязи. Тогда еще срабатывал инстинкт сохранения рода, забота о здоровом потомстве.

О том, кого родят девицы нынешнего времени, можно себе представить, если они без стеснения стремятся перещеголять парней в умении материться. Будущая мама запросто поливает словесной грязью своих еще не родившихся чад, а потом будет удивляться, за что Господь наказывает ее скорбными обстоятельствами незадавшейся жизни. И уж точно вряд ли такое поврежденное грехом чадо будет утешением ей в старости.

Что же такое, собственно, есть мат? Мат с духовной точки зрения - это есть антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы» и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом человек, конечно же, чувствует эту черную энергию, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без этой подпитки, но плата за этот допинг непомерно велика - он лишает себя помощи Божьей.

Даже когда человек искренне стремится избавиться от этой зависимости, он вынужден прибегать в своей речи к словам-заменителям типа «блин» и т. п., точно так, как отвыкающие от наркотических средств или от алкоголя взамен подчас пьют крепкий кофе или заваривают чифирь.

Древние корни мата

Русский матерный язык есть наследие языческий верований, как славянских, так и индоевропейских. Во времена магических цивилизаций древности главной задачей выживания в тех условиях являлось привлечение на свою сторону энергий темных сил - падших ангелов или бесов, которых было принято уважительно называть «богами». Этим мрачным тварям строились величественные храмы и давались учтивые имена: Аполлон, Артемида, Перун, Велес, Осирис, Анубис, Ваал… В общем, «легион имя мне, потому что нас много » (Мк. 5, 9). Каждый стремился ублажить этих «богов» жертвоприношениями и заручиться их помощью в различных непростых жизненных ситуациях.

Епископ Митрофан, в миру Баданин Алексей Васильевич, родился 27 мая 1953 года в городе Ленинграде. Крещён во младенчестве в Ленинградском Никольском морском кафедральном соборе. Потомственный военный моряк. Его прадед 12 лет отдал Императорскому флоту, служил под началом адмирала Макарова, прошел вместе с ним два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках в 50-е годы ХХ века. Другой прадед будущего владыки, Степан Пименов, был управляющим дворцом Великого князя Михаила Александровича.

В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище и в том же году в звании лейтенанта начал службу на Северном флоте. С 1979 года — в должности командира корабля; в дальнейшем командовал кораблями различных классов. В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга.

С 1998 года состоял пресс-секретарём епископа Мурманского и Мончегорского Симона и руководителем Издательского отдела Мурманской епархии. Основатель и первый редактор газеты Мурманской епархии «Православная миссионерская газета».

В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 году.

В 2000 году получил благословение на монашество от архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 12 июня того года архиепископом Мурманским Симоном (Гетей) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, первого патриарха Константинопольского. 13 июня того же года был рукоположен во иеродиакона, а 25 июня — во иеромонаха. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга.

Является основателем и автором серии книг «Православные подвижники Кольского Севера» (с 2002 года издано четыре книги серии). Первая книга этой серии «Блаженный Феодорит Кольский просветитель лопарей» была удостоена медали и премии святителя Макария Московского за 2003 год. В 2006 году им основана серия книг «Кольский патерик», а с 2007 года начал выпускать ещё одну серию - «Святыни Кольского Севера» (издано три книги).

В 2009 году была присвоена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации, подготовленной по кафедре истории Русской Церкви ПСТГУ на тему: «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря во свете новых и малоизученных исторических документов». Служил благочинным церквей Терского берега Мурманской епархии, настоятелем Успенского прихода села Варзуга, председателем епархиальной комиссии по канонизации.

В 2009 году за книги «Преподобный Трифон Печенгский» и «Преподобный Варлаам Керетский» Союз писателей России присвоил звание лауреата премии «Имперская культура».

С 2010 года является членом Союза писателей России.

В 2010 году Издательский Совет Московского Патриархата по результатам V конкурса «Просвещение через книгу» объявил книгу «Неугасимая лампада «Курска». К 10-летию трагедии 12 августа 2000 года» - «Лучшей духовно-патриотической книгой».

В 2011 году по результатам VI конкурса книга «Варзуга. Жемчужина Кольского Севера» объявлена «Лучшей иллюстрированной книгой».

В 2012 году по результатам VII конкурса книга «Икона Великого князя» объявлена «Лучшей исторической книгой».

2 октября 2013 года решением Священного Синода был избран, 1 ноября — наречен, а 24 ноября того же года — хиротонисан во епископа Североморского и Умбского. Хиротонию в Духосошественском храме посёлка Первомайского города Москвы совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили митрополиты Крутицкий Ювеналий (Поярков), Саранский Варсонофий (Судаков), Мурманский Симон (Гетя); епископы Красногорский Иринарх (Грезин), Солнечногорский Сергий (Чашин), Воскресенский Савва (Михеев).

Митрофан, епископ Североморский и Умбский (Баданин Алексей Васильевич) Дата рождения: 27 мая 1953 г. Дата пострига: 11 июня 2000 г. Родился 27 мая 1953 г. в Санкт-Петербурге. Крещен в младенчестве в Никольском Морском кафедральном соборе Петербурга. В 1976 г. окончил Высшее военно-морское командное училище и в звании лейтенанта ВМФ убыл на службу на Северный флот. С 1979 г. - командир кораблей различных классов. В 1995 г. окончил Военно-морскую академию. В 1997 г. демобилизован в звании капитана 2-го ранга. С 1998 г. - пресс-секретарь епископа Мурманского Симона и руководитель издательства Мурманской епархии. Основатель и первый редактор газеты Мурманской епархии «Православная миссионерская газета». В 1999 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру. В 2000 г. получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества. 11 июня 2000 г. архиепископом Мурманским Симоном пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана, первого патриарха Константинопольского. 13 июня 2000 г. рукоположен во диакона, 25 июня того же года - во пресвитера. 28 марта 2007 г. возведен в сан игумена. До избрания во епископа являлся настоятелем Успенского прихода с. Варзуга, благочинным Терского округа, председателем комиссии по канонизации святых Мурманской епархии. В 2009 г. присвоена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации, подготовленной на кафедре истории Русской Церкви ПСТГУ (тема «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов»). С 2010 г. - член Союза писателей России. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 111) избран епископом Североморским и Умбским. Наречен во епископа 1 ноября 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 24 ноября за Божественной литургией в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 138) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области. Образование: 1976 г. - Высшее военно-морское командное училище. 1995 г. - Военно-морская академия. 2005 г. - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (кандидат богословия). Епархия:Североморская епархия(Правящий архиерей) Научные труды, публикации: Слово архимандрита Митрофана (Баданина) при наречении во епископа Североморского и Умбского. Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов (кандидатская диссертация). Автор 19 книг и 29 статей (в том числе в «Православной энциклопедии») по истории Крайнего Севера, богословию и агиографии. В частности, написана и издана книга "Правда о русском мате".

статьи

  1. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 года письма Соловецкого монаха Сергия (Шелонина) // Материалы научно-практической конференции II Ушаковские чтения. Мурманск, 2005. С. 252-262.
  2. Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв. // III Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2006. С. 43 - 50.
  3. Варлаам Керетский // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 632-633.
  4. Герман Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 227-228.
  5. Гурий Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 470-471.
  6. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие // Материалы XIV Богословской Конференции ПСТГУ. М., 2004.
  7. Просветители Кольского Севера преподобные Феодорит Кольский и Тифон Печенгский. Опыт православной миссии в XVI веке // Первые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2007.
  8. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале Канона письма соловецкого монаха Сергия (Шелонина)) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2009. Т. - LXI.
  9. Mitrofan Badanin. La missione tra i Lapponi: San Trifon di Pečenga, San Feodorit di Kola e i loro discepoli // Le missioni della chiesa ortodossa russa. Atti del XIV Сonvegno ecumenico internazionale di spiritualita ortodossa sezione russa. L’Italia, Bose. 2006.
  10. Проблема трактовки житийного образа прп. Трифона Печенгского в свете новых исторических документов // IV Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2008.
  11. Святитель Макарий и опыт православной миссии на Кольском Севере в XVI веке // IV Макарьевские чтения. Сборник научных статей. Можайск, 2008.
  12. Образы восхождения к православной святости на примере житий святых Кольского Севера XVI века. Уникальность пути при единстве цели. // IV Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2009.
  13. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере Житий святых Кольского Севера // Прославление и почитание святых. XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Материалы конференции. М., 2009. С. 33-42.
  14. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера // Церковный Вестник. М., 2009. № 6. С. 11.
  15. Нравственный пример святых, как верный ориентир в духовных поисках. По материалам агиографии святых Крайнего Севера // Вторая международная конференция «Амвросианские чтения». Сборник статей. Милан. 2009.
  16. Иона Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXIII.
  17. Нравственный пример святых Кольского Севера, как верный ориентир в духовных поисках в условиях современного мира // V Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2010.
  18. Возвращение к традиционным духовным ценностям - верный путь качественного скачка в повышении учительского потенциала // Новой школе - нового учителя. Материалы Областной научно-практической конференции. Мурманск, 2010.
  19. Варзуга - старейшее поселение Кольского Севера. Исторический путь формирова¬ния духовности и традиций // Вторые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2010.
  20. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // Вторая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Сборник научных статей. М., 2010.
  21. Путь страданий со Христом, как уникальная возможность исцеления человеческой природы // Третьи Феодоритовские чтения «Страдания и скорби в спасении человека». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2010.
  22. Некоторые аспекты духовных причин катастроф и потрясений в жизни современного человека. К десятилетию трагедии АПЛ «Курск» // Третья международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2010.
  23. Крайний Север, как феномен человеческой Истории // Четвертые Феодоритовские чтения «Север и история». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2011.
  24. Проблема исторического познания мира в «постхристианской» науке // Четвертая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2011.
  25. Человек - домоправитель творения Божьего. Опыт преображения окружающей природы в агиографическом наследии Крайнего Севера. XX международная богословская конференция. Монастырь Бозе. Италия. 2012.
  26. История Кандалакшского (Кокуева) монастыря // Православная Энциклопедия. М., 2012. Т. XXVII.
  27. Икона Дома Романовых. К четырехсотлетию спасения России от врагов в 1612 году заступлением Божией Матери ради Казанской иконы Ея. // Пятые Феодоритовские чтения «Дом Романовых в истории». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2012.
  28. К 400-летию Дома Романовых. Христианское свидетельство представителей династии в завершающий период правления // Пятая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2012.
  29. Мученики XX века // Пятые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2013.
интервью

Статус: Действующий Дата рождения: 07.01.1976 Постриг совершен: 28.10.2004 Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном (Гетя) Диаконская хиротония: 12.11.2004 Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном (Гетя) Иерейская хиротония: 28.12.2004 Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном (Гетя) Архиерейская хиротония: 02.05.2017 В храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального монастыря г. Москвы Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Светское образование 1999 г. ― Мурманский государственный педагогический институт (заочно).

2003 г. ― Северо-Западная академия государственной службы (заочно). Духовное образование 2009 г. ― Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (заочно).

2016 г. ― Санкт-Петербургская духовная академия (заочно).

Биография

Родился 7 января 1976 г. в г. Мурманске в семье служащих. Крещен в 2002 г.

В 1993 г. окончил среднюю школу № 34 г. Мурманска.

В 1999 г. окончил Мурманский государственный педагогический институт по специальности «История» . В 2003 г. закончил Северо-Западную академию государственной службы.

С 1 сентября 2004 г. нес послушания алтарника Никольского кафедрального собора г. Мурманска.

28 октября 2004 г. архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном пострижен в монашество с именем Тарасий в честь свт. Тарасия, архиепископа Константинопольского.

12 ноября 2004 г. архиепископом Мурманским Симоном рукоположен в сан иеродиакона, 28 декабря 2004 г. ― в сан иеромонаха.

С 15 ноября 2004 г. ― штатный диакон, с 8 января 2005 г. по 1 марта 2016 г. ― штатный священник Никольского кафедрального собора г. Мурманска.

В 2006-2013 гг. параллельно являлся настоятелем прихода храма свв. апп. Петра и Павла пос. Туманный Кольского р-на Мурманской обл. 5 июня 2009 г. назначен вторым священником церкви свт. Луки Крымского при Мурманском государственном техническом университете.

В 2005-2009 гг. обучался в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

В 2006-2009 г. ― руководитель молодежного, в 2014-2015 гг. ― социального отделов Мурманской епархии. В августе 2015 г. назначен руководителем Свято-Феодоритовских катехизаторских курсов.

В 2016 г. закончил бакалавриат Санкт-Петербургской духовной академии.

Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. (журнал № 9) избран Преосвященным Великоустюжским и Тотемским.

17 марта 2017 г. митрополитом Мурманским Симоном за Литургией в храме Спаса-на-водах г. Мурманска возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 8 апреля 2017 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 2 мая за Божественной литургией в храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.