Тал Бен-Шахар «Научиться быть счастливым» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Научиться быть счастливым

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

В 2002 году на курс профессора Бен-Шахара записались 8 студентов Гарвардского университета. В 2003-м - 380. В 2004-м - 855.
Профессор и его студенты занимались исследованием простого вопроса: «каким образом мы можем помочь себе и другим — будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом — стать счастливее». И применяли найденные ими принципы на практике.
Почему семинар на столь заезженную тему, книг по которой пруд пруди на любом лотке, собрал больше студентов, чем любой другой гарвардский курс?
Вы поймете это, когда прочитаете эту книгу и узнаете:
— что такое счастье, почему «счастлив ли ты» — вредный вопрос и что нужно спрашивать вместо этого,
— каковы необходимые составляющие счастливой жизни,
— как их, собственно, настроить, чтобы отказаться от трех распространенных моделей поведения — гедонизма, нигилизма и крысиных бегов — и научиться наконец быть счастливее. В строго научном смысле этого слова.

Глава 1
Проблема счастья

Возможность скрывается среди трудностей и проблем.
Альберт Эйнштейн

Мне было шестнадцать лет, когда я выиграл израильский национальный чемпионат по
сквошу. Именно благодаря этому происшествию тема счастья стала центральной в моей жизни.
Я всегда был уверен в том, что, если выиграю чемпионский титул, это сделает меня
счастливым и заполнит пустоту, которую я так часто ощущал. На протяжении всех пяти лет,
пока я готовился к этому турниру, я чувствовал, что в моей жизни не хватает чего-то очень
важного, - и сколько бы километров я ни пробегал, какие бы тяжести ни поднимал и какие бы
зажигательные речи вновь и вновь ни прокручивал у себя в голове, - ничто не могло мне
этого заменить. Но я считал, что это всего лишь вопрос времени и раньше или позже
«отсутствующее нечто» само проложит себе путь в мою жизнь.

И действительно, когда я выиграл национальный чемпионат Израиля, то был на седьмом
небе от счастья - в сто раз счастливее, чем мог вообразить. После финального матча мы с
друзьями и родными отправились в ресторан, чтобы отпраздновать это событие.
Мы праздновали целую ночь, а потом я ушел к себе в комнату. Я сидел на кровати и хотел в
последний раз перед сном ощутить пережитое в этот день чувство высшего счастья. Но вдруг
блаженство куда-то испарилось и возвратилось все то же безысходное чувство пустоты. Я был
удивлен и испуган, ведь если я не был счастлив теперь, когда казалось, что мне удалось
достичь всего, чего желала моя душа, мог ли я надеяться на счастье, которое будет длиться
вечно?

Я попытался убедить себя, что это был временный упадок, но проходили дни, недели и
месяцы, а я не чувствовал себя более счастливым. В действительности я ощущал еще большую
опустошенность, поскольку начал понимать, что простая подмена цели - скажем, победа на
мировом чемпионате - сама по себе не принесла бы мне счастья.

Минута на размышление

Вспомните два-три случая из своей жизни, когда вопреки вашим надеждам достижение
той или иной важной вехи не дало вам ничего в эмоциональном плане.
И тогда я осознал необходимость поменять свои представления о счастье - глубже понять
саму его природу или даже посмотреть на него совершенно иными глазами. Я был буквально
одержим поисками ответа на один-единственный вопрос: как обрести прочное счастье,
которое бы продлилось до конца моих дней? Я поступил в колледж, чтобы изучать
философию и психологию. Я научился читать и анализировать любой текст буквально под
лупой. Я прочитал то, что Платон писал о «благе», а Эмерсон - о «неподкупности вашей
собственной души». И все это оказалось для меня чем-то вроде новых линз, через которые и
моя собственная жизнь, и жизнь тех людей, которые меня окружали, смотрелась намного
яснее.

Я не был одинок в своем несчастье, поскольку видел, что многие из моих однокурсников
унылы и подавленны. Вся их жизнь проходила в погоне за высокими отметками, спортивными
достижениями и престижной работой, но, сколь бы страстно они ни стремились к своим целям
- даже если им удавалось их достичь, - это не приносило им ощущения стабильного
хорошего самочувствия. По окончании колледжа их конкретные цели во многом менялись
(например, вместо успехов в учении они начинали мечтать о продвижении по службе), но
общая схема жизни оставалась той же самой.
Создавалось впечатление, будто все эти люди воспринимают свои душевные проблемы как
неизбежную цену успеха. Неужели был прав Торо, однажды заметивший, что большинство
людей ведут жизнь «в тихом отчаянии»? Я упорно отказывался принять этот зловещий
постулат как неизбежный факт жизни и стал искать ответы на следующие вопросы: каким
образом можно добиться успеха, оставаясь в то же время счастливым человеком? как
примирить между собой амбиции и счастье? неужели нельзя раз и навсегда выкинуть из
головы пресловутую сентенцию «Терпи, казак, - атаманом будешь»?
Пытаясь ответить на эти вопросы, я понял, что прежде всего мне необходимо выяснить, что
же такое счастье. Со словом «счастье» часто используются такие слова, как «наслаждение»,
«блаженство», «экстаз» и «удовлетворенность», но ни одно из них не способно в точности
выразить, что я имею в виду, когда думаю о счастье. Эти эмоции мимолетны и хотя сами по
себе приятны и значимы, они не являются ни мерилом счастья, ни его оплотом.
В итоге мне стало ясно, какие слова и дефиниции не подходят для определения счастья, но
гораздо труднее оказалось подобрать слова, которые были бы способны адекватно
обозначить его природу. Английское слово happiness (счастье) происходит от исландского
слова happ, которое означает «удача», «шанс», «счастливый случай»; тот же самый корень и у
английских слов haphazard (случай, случайность, случайное происшествие) и happenstance
(случайное происшествие, случайность). Я не хотел сводить переживание счастья к удаче или
глупой случайности, поэтому стремился определить и понять, что же это такое.

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.





Почему мы решили издать эту...

Читать полностью

В 2002 году на курс профессора Бен-Шахара записались 8 студентов Гарвардского университета. В 2003-м - 380. В 2004-м - 855.
Профессор и его студенты занимались исследованием простого вопроса: "каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее". И применяли найденные ими принципы на практике.
Почему семинар на столь заезженную тему, книг по которой пруд пруди на любом лотке, собрал больше студентов, чем любой другой гарвардский курс?
Вы поймете это, когда прочитаете эту книгу и узнаете:
- что такое счастье, почему "счастлив ли ты" - вредный вопрос и что нужно спрашивать вместо этого,
- каковы необходимые составляющие счастливой жизни,
- и как их, собственно, настроить, чтобы отказаться от трех распространенных моделей поведения - гедонизма, нигилизма и крысиных бегов - и научиться наконец быть счастливее. В строго научном смысле этого слова.

Почему мы решили издать эту книгу
Это одна из немногих книг на сверхактуальную и сверхизбитую тему, действительно заслуживающих доверия.

Для кого эта книга
Абсолютно для всех. Даже для тех, кто уверен, что вряд ли лично он способен стать хоть немного счастливее.

От автора
Каким образом я определю, счастлив я или нет? В какой точке для меня начинается счастье?
Существует ли некий универсальный стандарт счастья, а если да, то каким образом можно его определить? Неужели все зависит от того, насколько велико мое счастье в сравнении со счастьем других, а если да, то как можно измерить счастье других людей? На эти вопросы нет сколько-нибудь надежного ответа, а если бы даже он и существовал, то я из-за этого не был бы более счастлив. Мы всегда можем стать счастливее, чем мы есть; ни один человек на свете никогда не испытывает совершенного и постоянного блаженства, когда ему не к чему больше стремиться. Поэтому, вместо того чтобы спрашивать, счастлив я или нет, полезнее задать другой вопрос: "Как мне стать счастливее?"

Скрыть

"Счастье – это смысл и цель жизни, единственное устремление и конечная цель человеческого существования" - так говорил Аристотель. Гарвардский профессор Тал Бен-Шахар с великим философом не согласен. Нельзя превращать счастье в вашу ультимативную цель, потому что что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни. А как именно это делать станет понятней после прочтения книги "Быть счастливее ".

«Мы всегда можем стать счастливее, чем сейчас». В основе этой книги – гарвардский учебный курс, за три года ставший самым популярным в университете.

Профессор Бен-Шахар и его студенты занимались исследованием простого вопроса: «каким образом мы можем помочь себе и другим – будь то отдельные люди, коллективы или общество в целом – стать счастливее» с помощью как научных изысканий, так и старого доброго здравого смысла. И применяли найденные ими принципы на практике. Поэтому перед вами одна из немногих книг на очень актуальную и очень избитую тему, действительно заслуживающих доверия.

Вы узнаете, что такое счастье с научной точки зрения, как можно его измерить, почему «счастлив ли я» – вредный вопрос и что нужно спрашивать у себя вместо этого. А главное – каковы необходимые составляющие счастливой жизни и как научиться наконец быть счастливее в строго научном смысле этого слова.

Эта книга сделает счастливее своих читателей.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Быть счастливее" Бен-Шахар Тал бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.