Когда покупать вещи для новорожденного ребенка? Приданое малыша: полный ликбез! Что нужно купить к рождению ребенка

Как и любая мамочка, я очень долго готовилась к рождению ребенка, изучала литературу и интернет, боялась что-то упустить или забыть! Логично было составить список и следовать ему. Опросив подружек и найдя просто огромное количество списков в интернете, и в частности на бебиблоге, за что девочкам огромное спасибо, у меня получился подробный список. Соответственно ему всё было куплено перед родами, что то до куплено в процессе! И по прошествии вот уже 4 месяцев я поняла, что списки конечно замечательные и подробные, но в них только перечислено, что нужно купить, а приходилось ли это и как пользовались вещами при появлении малыша, нет. Я добавлю свой список с подробными комментариями вещей, что приходилось, что еще докупила, а что в следующий раз (а я надеюсь он еще будет) не куплю вообще! Возможно кто то со мной не согласиться, но у каждого свой опыт, я поделюсь своим.

Вот собственно и список!

Средства гигиены

□ Подгузники (для новорожденных или на 3-6 кг)

□ Пеленки одноразовые

Особо не пригодились, в поликлинику брала обычные пеленки, дома под пеленку подкладываю клеенку.

□ Крем под подгузник

Тоже не пригодился. Покупала фирмы бюбхен. Но у малыша с рождения ни сыпи, ни покраснений, и лишний раз приучать кожу к химии не хочу. Если когда то и были пятнышки, несколько раз мазала мазью бепантен, вот она действительно понравилась, пригодилась и в роддоме, мазала ею соски, чтобы не так болели. Мы родились в ноябре, уже было холодно, возможно летом, когда будет жара и кожа будет хуже дышатьчем-то воспользуюсь, но пока не нуждаемся.

□ Сухие салфетки

Собственно тоже не пригодились, нечего ими еще вытирать, слюни которые у нас уже текут вытираю специально подготовленными платочками.

□ Влажные салфетки

Вот это вещь нужная, особенно в роддоме, понравились всё те же pampers обычные и с ромашкой, покупала гипоаллергенные, они ужасно пахнут(?

□ Молочко или масло для тела

Как писала ранее, младенческую кожу с рождения не пичкаю химией, так что складочки да и всю кожу ничем я не мазала, за почти 5 месяцев отрицательного эффекта нет, ничего не краснеет и не шелушиться, так что куча купленных пузырьков стоит и не одним из них не пользуюсь!

□ Присыпка

Не пригодилась (см выше)

□ Ватные диски

Нужны. Протирала ими глаза и умывала первые месяца 2 лицо.

Ватные палочки (обычные и детские)

Тоже нужны, но только детские, ими чищу нос и ушки.

□ Маникюрный набор

Вот тут ждал меня сюрприз. В детских магазинах огромное количество детских ножниц, я решила выпендриться и купила целый детский маникюрный набор, в нем специальные ножницы и закругленными концами, щипчики и пилочка, всё в чехле, чтобы не терялось. Из всего этого не пользуюсь ни чем. Щипцы и пилку использовать вообще некуда, а ножницы жутко не удобные, подлезть ими под крошечный детский ноготок просто невозможно. Купила обычные взрослые маникюрные ножницы с тонкими лезвиями, классической формы. Вот это другое дело, режут на ура. Еще не разу ими не поранились и не порезались. В любом случае, с ножницами нужно быть аккуратными.

□ Расчёска и щетка для волос

Пару раз чесала щекой, эффекта не заметила, корочки, которы появляются на голове после рождения ими не убираются. Всё лежит в шкафу, ждет своего часа.

□ Комплект одежды на выписку

Состоял из комбинезона, шапочки, пеленки, одеяла в конверт и самого конверта.

Теплый комбинезон или конверт для улицы 2 шт.

2 штуки не нужны. Мы родились в ноябре, было уже холодно, конверт купили на овчине, очень теплый. Прежде чем в него положить, пеленали в одеяло. Так проходили всю зиму, конверт как новый. Весной уже купили комбез, т к малыш отказывался сидеть связанным, да и потеплело, в конверте стало жарко.

□ Пеленки (тонкие – 10 шт., байковые – 10 шт.)

Пригодились, но недели на 3 или 4. После этого пеленание стало мучением. Ребенок без подгузника в пеленке(по совету "опытных матерей" я старалась не злоупотреблять подгузниками, одевала их на ночь и на прогулку), просто не мог днем спать, как только я его укачивала и перекладывала в кроватку, делал свои "мокрые дела" и тут же посыпался, приходилось менять пелёнку и укачивать по новой. И так весь день. И к тому же ему очень не нравилось что связаны руки, он старался выбраться из пленки, что тоже мешало спать. Без пеленки руками себя не будил. Недавно я еще столкнулась с информацией о том, что тугое пеленание вообще вредно для детей, оно мешает развитию суставов на ножках. Сейчас испльзую пеленки когда малыш лежит на диване, он еще не ползает, а только переворачивается и лежит то на спине, то на животе. 10 пеленок вполне достаточно.

□ Распашонки (тонкие – 2 шт., байковые – 2 шт.)

Не нужны, абсолютно неудобная вещь, вечно задираются.

□ Комбинезоны тонкие и тёплые. (6-8 шт.)

Вот это самая удобная детская вещь. Сейчас их великое множество, у нас из в процессе взросления появилось штук 15 разных, теплых велюровых и тонких хлопковых, с царапками и без, с закрытыми ножками и открытыми, на кнопках и на змейке. Положил ребенка сверху, ручки-ножки засунул и застегнул, никаких проблем.

□ Боди (6-8 шт.)

Вот тут дела обстоят сложнее. Купила я несколько боди, но новорожденного туда очень страшно засовывать, т к головку он еще не держит, а одеваются они именно через голову. А под росший ребенок просто отказывается просовывать руки в рукава и голову в горловину. Боремся и с горем пополам одеваем. Сверху угодно одевать штанишки.

□ Ползунки (2-4 шт.)

Не нужны, по крайней мере пока не ползает.

□ Носочки тонкие/теплые (2-4 пары)

□ Чепчики тонкие/теплые (2-4 шт.)

□ Шапочка для улицы

□ Трусы (4 шт.)

□ Майки (4 шт.)

Трусы и майки новорожденному не нужны, это можно приобрести когда начнет сидеть.

Для купания

□ Детская ванна и горках.

Купили цветную с рисунком, потом прочитала что желательно брать белую, в ней видно какой концентрации марганцовка или травы, в которых купают после рождения.

□ Детское и хозяйственное мыло

Твердое мыло пока не пригодилось, пользуемся только жидким.

□ Жидкое детское мыло

□ Средство для купания

Вот это средство для меня загадка. Купила фирмы бюбхен, на нём так и написано, средство для купания. Когда собрались купать, я так и не поняла для чего оно нужно, льется оно прямо в ванную, но это не пена для купания. Мылить его на мочалку нельзя. Если кто нашёл применение - напишите!

□ Шампунь

Пользуемся. Фирмы бюбхен. Пахнет хорошо, но мылиться плохо, пены почти не дает. Следующий раз попробую другого производителя.

□ Губка или мочалка

Используем где то с месяца, когда раз в неделю купаем с мылом. Остальные дни просто обливаем малыша водичкой без всяких средств.

□ Термометр для воды

Нужен где то месяцев до 3, потом научилась определять температуру воды просто рукой.

□ Кувшин для ополаскивания

Почему-то не купили и сейчас руки не доходят, но столкнувшись понимаю что очень пригодилась бы эта вещь, когда моешь головку, да и вообще всего малыша.

□ Полотенце с капюшоном

Купили 3 штуки, очень удобно.

Для прогулок и путешествий

□ Коляска

У нас 3 в 1, фирмы zippy. Коляской в целом довольно, но автолюлька нам практически не пригодилась, начали использовать месяца в 4, а она рассчитана до 6 месяцев, так что лучше купить отдельное автокресло и отдельно коляску.

□ Матрас для коляски

У нас уже был в коляске, не покупали.

□ Дождевик для коляски

Тоже шел в комплекте, как и москитная сетка

□ Слинг или рюкзак-переноска

Не купила, о чем жалею. Малыш практически с 3 месяцев отказывается сидеть в коляске на улице, о чем оповещает громким криком, приходится носить его на руках пока не заснет, а потом перекладывать. Подумываю все таки купить слинг, чтобы разгрузить руки.

□ Кроватка

Купили маятник, я довольна. Не всегда конечно помогает уложить, но иногда малышу нравиться качаться.

□ Матрас

Купили средней ценовой категории, из кокосового волокна. Сверху постелили клеенку, чтобы не пачкался, но подумываю её снять. Когда малыш спит в кроватке, спина всегда мокрая, когда спит на нашей кровати такого нет. Я так понимаю что от клеенки кожа совсем не дышит и потеет.

Постельное белье (3-4 шт.)

Купила 4 комплекта. Из каждого комплекта пользуюсь только простынью. Подушкой нельзя пользоваться до года, так мне сказал педиатр. Одеяло в наборе идет просто огромное, я боялась что дышать под ним будем нечем, соответственно пододеяльником не пользуюсь тоже. Сделала вывод что полноценный комплект можно купить после года, а в начале зачастить простынями. Когда их не хватало, стелила пелёнки.

□ Бампер в кроватку

Когда я покупала бампер, подумала я о своем ремонте и интерьере, и о том что люблю голубой цвет. В итоге купила нежно голубой бампер, точнее целый набор, в нем 8 предметом, с рисунком в белый цветочек. В изголовье только был нарисован мишка. И когда малыш подрос, ему стало интересно все цветное и яркое, так что медведя он только и рассматривал. А я сожалела о том, что не купила яркий и цветной бампер с выделяющимся рисунком. С постельное бельем та же беда. Малышу очень нравится рассматривать рисунки,лежа на животе, так что чем цветнее, тем лучше.

□ Одеяло тонкое

□ Одеяло теплое

Оба одеяла надо покупать маленьких размеров, или ушивать большие. Нам 4 месяца и я до сих пор боюсь им накрывать ребенка.

□ Клеёнка (4-5 шт.)

Уже писала выше что по стелила одну на матрас, но думаю снять. Другую стелю под пелёнку, когда лежим на родительской кровати.

□ Мобиль в кроватку.

С ними у нас целая драма. Я еще месяце на 5 увидела мобиль фирмы Fischer price "мечты о бабочках", такой милый и нежный. Купили, принесли домой, собрали, а на кроватку он не крепиться, ни на одну из сторон. Пришлось возвращать в магазин. Следующим был не очень дорогой мобиль, даже не знаю что за фирма. К кровати он прикрепился, был на пульте, в который мы батарейки меняли каждые 2 недели. Еще одним недостатком было то, что висячие игрушки не крутились. Но играла музыка и было что-то типа ночника. И кстати игрушки были такие длинные, что ложились прямо на ребенка, пришлось укорачивать. 3 мобилем был подарок от бабушки из Америки. Вот он то, что надо. Длинное крепление отлично подошло к кроватке. Сам механизм заводиться от ключа, крутится и играет музыка. Ребенок в восторге.

Дополнительно

□ Детский стиральный порошок (ручной и автомат)

Покупаю Bimax для детского, раздражения и аллергии никогда не было.

□ Кондиционер для белья

Когда какой придется, больше всех понравился lenor

□ Отбеливатель

Не пригодился, отбеливала им взрослые вещи

□ Пятновыводитель

Вот это полезно, сыплю при каждой стирке, фирмы разные, между жидким средством и порошком разницы не почувствовала

□ Средство для мытья посуды

Что может быть более хрупким, чем только что родившийся на свет маленький человечек? У него такие тонкие ручки и ножки и такая миниатюрная головка, что кажется — возьмешь его в руки и что-нибудь обязательно сломаешь!

Как правильно держать новорожденного, чтобы ему было удобно? Как максимально обезопасить кроху от возможных повреждений? Наконец, как можно держать малыша при купании и, к примеру, при кормлении?

Зачем нужно держать малыша на руках?

Вопрос интересный и крайне важный, потому что у «ручного» метода воспитания ребенка есть много сторонников и противников. И споры касаются не только момента «привыкания» ребенка к рукам: конфликтующие стороны пытаются понять, можно ли, взяв малыша на руки, повредить его косточки? Они ведь у него такие мягкие и хрупкие!

По этому поводу хочется сказать вот что: во всем нужна мера.

  1. Во-первых, если вы не будете брать ребенка на руки, он не сможет адаптироваться к окружающему миру, поскольку привык к материнской утробе и теперь ему страшно в большом воздушном пространстве.
  2. Во-вторых, мамины объятья помогают малышу справиться с болями в животике.
  3. В-третьих, если мама не станет держать карапуза на руках после того, как он поел, младенцу будет трудно отрыгнуть лишний воздух, попавший в желудок во время приема пищи. Следствием этого становится вздутие, газы, колики, обильное срыгивание, в результате чего ребенок может поперхнуться.

Как поднимать?

Самое трудное для большинства родителей — поднять малыша из кровати или с любой горизонтальной поверхности. Делать это нужно осторожно, но не с трясущимися руками, а уверенно.

Когда грудничок лежит на спинке, нужно просунуть ладошку ему под затылок, а другую положить под попу. После этого можно смело приподнимать малыша над поверхностью, но только нежно и без резких движений.

Если ребенок находится на животе, нужно просунуть ладонь ему под грудку, а другую под живот. Первое время стоит просто переворачивать младенца на спинку и пользоваться первым методом захвата, пока вы не приноровитесь ко второму варианту «подъема».

Как класть?

И здесь у некоторых мам возникают трудности, связанные с неуверенностью и боязнью навредить ребенку и нечаянно уронить его. Чтобы избежать случайного падения, нужно наклониться над кроватью, на которую вы хотите положить малыша, затем аккуратно уложить на нее чадо и зафиксироваться в «нависшем» положении на пару секунд.

По возможности удерживайте карапуза поближе к груди и не отрывайте от него рук слишком быстро: грудничок должен успеть перестроиться с ваших мягких объятий на «твердое» лежание.

Малыш расслабился и улегся? Смело вынимайте руки! При этом, если хочется уложить его на животик, просто переверните ребенка на пузико.

Держим во время кормления

Как правильно держать новорожденного во время кормления? Для этого нужно сначала взять ребенка на руки, а потом так же аккуратно положить к себе на колени.

Затылок ребенка фиксируется на вашем локте, а другой рукой вы ухватываете его за спину. Ножки карапуза не должны хаотично болтаться. Теперь просуньте руку ему под попу и бережно положите к себе на плечо его голову. Можете приступать к кормлению.

Это ведь только кажется, что трудности непреодолимы. На самом деле, освоить технику правильного подъема, кормления и укладывания вы сможете довольно быстро. Да и малыш с каждым днем будет прибавлять в весе и становится все более крепким.

Способы удержания

Носить новорожденного на руках нужно каждый день и по нескольку раз в сутки, а не только, когда он капризничает или плохо себя чувствует. Тем самым мама дает ему понять, что находится рядом и защитит его от всех опасностей.

При этом вовсе не обязательно держать младенца правильно только в одном формальном положении — горизонтальном. Мама может прибегнуть сразу к нескольким способам удержания.

В колыбельке

Классический метод удержания чада в горизонтальном положении. При этом его голова располагается на локте, а вы крепко придерживаете малыша рукой. Не забывайте чередовать руки — так вы не устанете и избежите нагрузки на позвоночник малыша.

Столбиком

Так малыши «гуляют» сразу после сытного кормления, потому как данная поза стоит на страже хорошей послеобеденной отрыжки и избавляет ребенка от воздуха, скопившегося в желудке. Главное в этом деле — фиксировать голову чада и его позвоночник.

В итоге ваш карапуз стоит, как суслик, и «смотрит» на вас, положив подбородок на плечо. Можете поменять ракурс «осмотра» и отвернуть ребенка от себя — ему это точно понравится.

Помните, что долгое нахождение в таком «столбовом» положении малышу вредит, потому носить карапуза вертикально необходимо дозировано (где-то по пять минут).

На животе

Младенцы обожают лежать, распластавшись на папиных и маминых руках и посматривая вниз. Ощущение полета им несказанно нравится и газики в это время отходят намного лучше.

Чтобы правильно держать грудничка в этой позе, нужно положить свою руку ему на грудь, а вторую пропустить между ножек. Благодаря таким «полетам» груднички начинают держать голову намного раньше, чем их сверстники, не «гуляющие» по квартире лежа на животе.

Будда

Малыш сильно смахивает на философствующего сидящего Будду, когда упирается спиной и головой в вашу грудь, а ступни складывает вместе. Это только кажется, что он сильно «скрючен»: положение Будды естественно и правильно для новорожденного, потому что в животе у мамы он целых 9 месяцев плавал в аналогичном состоянии.

Буддистская поза с разведением бедер также оказывает хорошую профилактику дисплазии суставов таза. Так что можете смело держать ребенка в такой позе пару раз в день.

Два способа поддержки

Захват «под мышками»

Можно использовать метод всякий раз, как вы хотите взять ребенка на руки и просто перенести его в другое место. Считается, что именно этот способ является одним из самых безопасных для поддержки ребенка, поскольку в процессе ношения все туловище карапуза находится в крепких маминых объятьях. Только следите, чтобы голова ребенка ложилась на вашу грудь, немного наклоняясь вперед.

«Лягушка»

Этот тип взятия и ношения малыша можно использовать после того, как ему исполнилось 4 месяца. Для этого карапуз должен обхватить вас ногами, согнутыми в коленях, и сидеть как бы под углом. Попа ребенка крепко прижимается к вашему туловищу мамы, а голова отклонена от него где-то на 30°.

Подмываем и купаем

Чтобы подмыть ребенка и не навредить ему в интимный момент, нужно аккуратно положить его животом вверх. Голова малыша удобно устраивается на вашем локте, а вы (этой же рукой) берете его за бедро — так, чтобы попа и тело чада как бы «висели» при подмывании.

Собравшись искупать младенца, положите его в ванночку затылком на ваше запястье и придерживайте за плечо. При этом ваши пальцы (кроме большого) крепко ухватывают купающегося грудничка подмышкой.

Чего нельзя делать?

  • ни в коем случае нельзя резко брать ребенка или тянуть его за запястья (это часто становится причиной вывиха);
  • нельзя поднимать чадо, не придерживая его голову, поскольку мышцы шеи у него настолько слабы, что при подъеме она автоматически запрокинется;
  • допускать «свисания» конечностей грудничка во время ношения на руках;
  • не поддерживать позвоночник ребенка, если ставите его вертикально (лишняя нагрузка приведет к искривлению спинки младенца);

  • брать его резко;
  • прижимать чадо слишком сильно к груди;
  • не «предупреждать» малыша, о том что хотите взять его на руки: карапуз не должен напугаться резкого изменения положения;
  • держать новорожденного только на одной руке — нужно менять руки во время ношения, чтобы позвоночник грудничка не искривлялся;
  • пренебрегать ношением ребенка на руках: чем больше вы будете проводить с ним времени и разговаривать, тем лучше ваш ребенок будет развиваться;
  • укачивать чадо на руках: когда малыш заснет, нужно положить его в кровать.

Сегодня мнение педиатров, педагогов и детских психологов кардинально изменилось: брать на руки ребенка можно и даже нужно, особенно когда у него возникает такая потребность.


Все родители знают, что плачущий младенец быстро успокоится, если взять его на руки. А подросший малыш начинает проситься на руки уже осознанно. Зачем же ему это нужно? Что это ему дает? Понимание того, что происходит с крохой, поможет неопытным родителям принять решение в этом вопросе. Находясь девять месяцев в утробе матери, ребенок привык ощущать маму рядом, сердечный ритм мамы является для него естественным. Именно поэтому, особенно первое время, он чувствует себя спокойнее именно на руках.


Тактильный контакт с мамой создает у ребенка ощущение защищенности, а это помогает адаптироваться к новой для него среде обитания. Грудничку такой контакт необходим, и он добивается его самым доступным ему способом – плачем. Когда мать держит ребенка на руках, расстояние между ребенком и лицом матери составляет 30-40 см, что наиболее оптимально для зрительной системы . При этом не будем забывать, что человеческое лицо – для ребенка это гораздо больше, чем просто объект для созерцания.


Немного подросшие малыши любят, когда их носят на руках по комнате, что-то показывают и рассказывают. Ребенок нуждается в вас для получения новой информации об окружающем мире за пределами кроватки или манежа, т.е. с вашей помощью он удовлетворяет свою потребность в новых впечатлениях. Но основная потребность ребенка, просящего взять его на руки – это, конечно, потребность эмоционального контакта. Каждый человек в детстве должен получать достаточно внимания и ласки со стороны матери. Дети, испытывавшие в младенчестве и раннем возрасте чувство одиночества, вырастают эмоционально неразвитыми, замкнутыми, неуверенными в себе, а это не лучшим образом повлияет на всю их дальнейшую жизнь.


Итак, на руках у матери малыш получает больше возможности для психоэмоционального развития. Можно даже сказать, что ребенок имеет право требовать, чтобы родители взяли его на руки. Не отказывайте ему в этом. Мать, которая боится избаловать ребенка, в первую очередь думает о собственном комфорте, не заботясь при этом о реальных потребностях малыша. Маленьких детей можно и нужно брать на руки, ведь для них это является лучшим доказательством того, что мир вокруг надежен, а они сами нужны и любимы.


Конечно, для загруженной ежедневными домашними делами мамы малыш на руках создает определенные неудобства. Но не следует расценивать время, проведенное с ребенком, как потерянное – не забывайте о положительных эмоциях, которые получает при общении с ребенком сама мама.

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми "просьбами" взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация - поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг - запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего - на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного - подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки - балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его "капризы" обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования "самостоятельности", они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: "Я голоден!", "У меня грязный подгузник!", "Мне трудно уснуть!". Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или "гулять" вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить "свою ношу"

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-"кенгуру". Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах.). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей. Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-"кенгуру" можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-"кенгуру" не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и "кенгуру" более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе "на ручки" или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш "ручной" ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша "тактика кенгуру", когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность "наплакаться".

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся "на маме", выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо "чувствуют" своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, "высаживают" и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.