Как определить прорезывание зубов у грудничка, признаки и симптомы. Когда у ребенка появляются первые зубы. Окончание процесса зарастания

Совсем недавно появился на свет смысл вашей жизни – малыш, которому вы готовы отдать всю себя без остатка. Две недели он исправно, через каждые два с половиной, три часа сосёт с аппетитом грудь, потом спит. Всё своё время вы посвящаете только ему – для себя не остаётся ни минутки. Вы любуетесь каждым мгновением, проведённым вместе, радуетесь любой мелочи. Вот он посмотрел на вас, вот улыбнулся во сне, вот поднял ножки и ручки… Радость омрачается лишь в том случае, когда ребёнок начинает плакать.


Он ещё пока не умеет говорить и доносит информацию о себе только через плач. Мамы, как правило, чувствуют интонационные изменения крика ребёнка и делают всё, чтобы малыш перестал плакать. Но что же делать, если плач не прекращается?

Причиной плача могут быть колики у младенца.

С какого возраста начинаются колики?


Через две-три недели после рождения в течение двух-трёх месяцев малышей мучают спазмы и образование газиков, с которыми они не в силах справиться самостоятельно. Новорожденные пытаются подтянуть ножки к животику, который после кормления становится твёрдым и сильно напрягается. У малышей часто отходят газики, они часто срыгивают, нарушается режим дня, портится сон и аппетит. Это основные симптомы колик у новорожденных.

Если вдруг у ребенка поднимается температура, колики здесь совершенно ни при чём – срочно покажите его к врачу, дело намного серьёзнее.

Почему появляются младенческие колики?


Причин довольно много. Желудочно-кишечный тракт младенца ещё только начал приспосабливаться к человеческой пище и реагирует моментально не только на любые изменения в составе материнского молока.

Капли «Боботик» в основе также имеют симетикон, но их принимают с возраста в 28 дней.


В основе пробиотиков – лакто- и бифидобактерии. Они помогают кишечнику новорожденного, у которого своих бактерий ещё недостаточно для переработки пищи.

Средства с пробиотиками: «Бифиформ», «Бифидумбактерин», «Ацепол» . Они совершенно безвредны для младенца, но всё-таки пусть их вам выпишет врач, он найдёт более подходящий пробиотик для грудничка.

Ферментные средства

Их действие основано на том, что они помогают усвоить грудное молоко или молочную смесь, то есть расщепить их. К таким средствам относятся: «Креон», «Мезим», «Лактазар». Компоненты последнего расщепляют молочный сахар и показан малышам, больным лактазной недостаточностью.

Фитопрепараты основаны на народной медицине

Хорошо против младенческих колик помогает настой обычных семян укропа или ромашки, а также тмина, аниса. Такой настой можно приготовить самостоятельно.

В аптеках также есть готовые фитопрепараты. Например «Бебинос» . В его составе совершенно безопасные ромашка, кориандр и фенхель, которые снимают симптомы колик.

В каплях «Бейби Калм» содержатся мята, анис и фенхель. Они очень хорошо снимают спазмы у грудничка, успокаивают животик, убирают газы.

Когда заканчиваются колики у новорожденных?


Грудничок обычно страдает от колик до трёх месяцев. На четвёртом месяце жизни колики прекращаются, и он может самостоятельно управлять своим кишечником. Но у некоторых деток этот период может длиться дольше – до пяти-шести месяцев, у кого-то даже год.

Что делать, если колики длятся слишком долго?


Понаблюдайте за малышом после наступления трёх месячного возраста. Если он продолжает кричать после кормления, прижимать ножки к животику и ему ничего не помогает, обязательно вызовите педиатра. Пусть он назначит подробное обследование. Когда причина колик будет найдена, врач подберет подходящее лечение. Может это окажется особая гимнастика или массаж, а может и медикаментозное лечение. Также скорее всего придётся пересмотреть питание кормящей мамы или качество смеси, если малыш находится на искусственном вскармливании.

Совместно с педиатром надо пошагово рассмотреть образ жизни и ваш, и вашего малыша. И найти совместное решение этой проблемы.

Обязательно вызовите доктора, если малыш плачет, не прекращая несколько часов подряд, и вы не можете его успокоить, и ни одно средство не помогает.

Потеря аппетита, боль в животике – более серьёзные симптомы. Причиной может быть какая-то инфекция. В таком случае также срочно вызовите доктора.

Проблемы с животиком могут возникнуть в любом возрасте – сначала из-за колик, потом когда режутся зубки, затем при переходе на прикорм. Не стесняйтесь консультироваться у доктора при каждом случае – так будет лучше вашему малышу, а значит и спокойнее на душе у вас.


Во время беременности женщина не раз представляет, как увидит своего малыша. Однако в реальности облик новорожденного ребенка может существенно отличаться от воображаемого. Что же может показаться маме необычным при первом взгляде на младенца что может встревожить или насторожить ее?

1. Внешность новорожденного - Первое впечатление.

Представления родителей о новорожденных нередко бывают далеки от истины. На фотографиях в журналах, по телевизору нам показывают веселых розовощеких крепышей. Мало кто догадывается, что такими младенцы становятся только к 3 месяцам жизни. Поэтому в момент первой встречи с ребенком многие мамы пугаются и думают, что с их малышом что-то не так. Чаще всего эти сомнения беспочвенны. Поговорим о том, как будет выглядеть малыш на вашем с ним первом свидании.

У только что родившегося малыша кожа, как правило, имеет синюшный цвет. Это связано с недостатком кислорода, который ребенок испытывал, проходя через родовые пути матери. Синюшное кожи пройдет уже через несколько минут, когда младенец начнет самостоятельно дышать и его кровь насытится кислородом. Кожа крохи становится при этом, как правило, ярко-красной. Это связано с состоянием подкожных сосудов, которые сначала сужаются после родов из-за резкой смены температур, а затем рефлекторно расширяются. Такая гиперемия (покраснение) кожных покровов сохраняется в течение 2-3 первых дней жизни.

Если ребенок недоношенный (рожденный до 37 недель беременности), кожа у него может быть темно-красной. Это связано с тем, что подкожные сосуды у таких детей расположены очень близко к поверхности кожи из-за того, что подкожно-жировой слой очень тонок. Именно поэтому кожа у недоношенных малышей легко собирается в складки и образует морщинки.

Ладошки и ступни крохи могут оставаться синюшными еще некоторое время. Это связано с несовершенством системы кровообращения: дистальные (более отдаленные от центра) части тела несколько хуже снабжаются кровью при отсутствии активных движений. Как только ребенок станет активнее, будет больше двигать руками и ногами, кожа ладошек и стоп станет розовой.

Еще одной особенностью кожи новорожденного ребенка является творожистая смазка, состоящая из отпавших клеток эпителия кожи, жиров. Она богата холестерином и гликогеном. До рождения она предохраняла кожу от размокания, так как малыш находился в жидкой среде (околоплодных водах). Во время родов эта смазка помогает прохождению ребенка через родовые пути матери. Также она обладает бактерицидными свойствами, препятствуя проникновению инфекции. Больше смазки бывает на задней поверхности тела, на лице, ушах, в складках кожи (подмышечных, шейных, паховых и т.д.). При первом туалете новорожденного, который проводит акушерка уже в родзале, первородная смазка удаляется, поскольку становится бесполезной.

У смуглых детей бывает заметно пятно, напоминающее синяк, в пояснично-крестцовой или ягодичной области. Это так называемое монголоидное пятно. За пигментацию кожи отвечают специальные клетки - меланоциты. Они вырабатывают пигмент меланин, придающий коже соответствующую окраску. В период эмбрионального развития меланоциты мигрируют из глубоких слоев кожи в поверхностные. Однако некоторые меланоциты остаются в глубоких слоях кожи. Кожа в этих местах приобретает сине-черную окраску. Этот процесс является генетически обусловленным и характерен для представителей национальностей, имеющих темный или желтый цвет кожи. Оно является нормальной особенностью кожи таких детей и исчезает чаще всего к 5-7-месячному возрасту, но иногда сохраняется до 3-4 лет.

2. Внешность новорожденного - Голова младенца.

Голова новорожденного малыша выглядит большой по сравнению с телом. Окружность головы новорожденного в среднем составляет 33-35 см, при этом окружность грудной клетки в среднем 30-33 см. Это нормальное явление. Выравниваются эти две величины лишь к 3 месяцам жизни крохи, а далее окружность грудной клетки постепенно становится больше окружности головы.

Несколько вытянутая вверх форма головы новорожденного может испугать маму. Дело в том, что кости черепа ребенка, находящегося в утробе, очень подвижны, это связано с тем, что соединяющие их швы мягкие. Поэтому в процессе родов они смещаются относительно друг друга, приспосабливаясь к форме родовых путей, и это облегчает прохождение головки младенца. При сдавливании головка приобретает яйцевидную форму, что и видит мама сразу после рождения крохи. Это проходит уже в первые дни жизни ребенка: подвижные кости черепа принимают привычное положение, и головка приобретает округлые очертания.

Помимо этого на головке новорожденного иногда бывает небольшая припухлость, наполненная кровью, - кефалогематома (кровоизлияние между надкостницей и костью черепа). Чаще она локализуется в теменной или затылочной области. Кефалогематома образовывается из-за сдавливания головы крохи во время прохождения через родовые пути: нарушается целостность стенки мелких сосудов головки ребенка, что вызывает скопление излившейся из них крови между надкостницей и костью черепа. Этому может способствовать применение процессе родов акушерских щипцов (медицинский инструмент, размещаемый на головке плода для ее извлечения по строгим показаниям).

Обычно небольшие кефалогематомы исчезают в течение 6-8 недель и не требуют лечения. Если кефалогематома имеет значительные размеры, то самостоятельное ее рассасывание может растянуться на месяцы, но большой размер гематомы не является показанием для медицинского вмешательства. В редких тяжелых случаях могут возникнуть осложнения, например нагноение гематомы, требующие обязательного медицинского вмешательства.

Часто встречаются так называемые родовые опухоли - отеки, локализующиеся на той части головки плода, которая первой проходила по родовым путям. Родовая опухоль чаще всего располагается в затылочной области или теменной части головы. Размеры отека зависят от длительности и сложности родов. Чем медленнее шел ребенок через родовые пути, тем сильнее выражена родовая опухоль. Она обычно рассасывается самостоятельно на 3-4-е сутки.

3. Внешность новорожденного - Физиологический гипертонус.

Ребенок рождается со сжатыми кулачками, плотно прижатыми к тельцу согнутыми ручками и ножками. Таким было его положение в утробе матери и таким оно будет оставаться еще некоторое время после появления на свет. Это физиологический гипертонус мышц. Постепенно ладошки будут раскрываться, ручки и ножки станут подвижнее. Гипертонус ручек в норме проходит на четвертом месяце жизни крохи, а гипертонус ножек - на пятом.

4. Внешность новорожденного - Волосы.

При рождении волосы на головке ребенка могут быть длинные, но их может и не быть вовсе. Цвет волос может быть различным. Чаще всего в течение первого года жизни первые волосики выпадают и на их месте начинают расти новые. Цвет волос также может измениться с течением времени.

При ближайшем рассмотрении...

5. Внешность новорожденного - Цвет глаз.

Новоиспеченных родителей часто волнует, какого цвета глаза будут у их ребенка: в маму, в папу, а быть может, в бабушку? К сожалей до полугода определить это сложно. Большинство малышей появляются на свет с голубыми глаза. Примерно к 1 месяцу цвет глаз начинает постепенно меняться. И только к 6 месяцам устанавливается постоянный цвет глаз. У новорожденного ребенка радужная (цветная) оболочка глаза содержит много пигмента, чем и обусловливается голубой цвет. А по мере роста ребенка количество пигмента может увеличиваться (тогда глаза темнеют) или не увеличиваться - и глаза остаются светлыми. Это зависит от наследственности.

Белки глаз сразу после родов могут быть красными, что обусловлено кровоизлиянием из лопнувших во время родов сосудиков глаз ребенка. Это проходит самостоятельно в первые дни жизни.

Еще одной особенностью некоторых малышей является косоглазие. Глазки могут периодически разъезжаться в разные стороны или, наоборот съезжаться к переносице. Это вполне нормальное явление, обусловленное слабостью глазных мышц. Ребенок не может долго фиксировать взгляд на предмете, мышцы глаза устают и перестают нормально функционировать. У большинства детей это проходит к з месяцам, но у некоторых продолжает до полугода - это вариант нормы.

6. Внешность новорожденного - Роднички.

Гладя малыша по головке, мама может нащупать два мягких углубления. Это большой и малый роднички. Роднички образуются в местах соединения костей черепа. Большой родничок имеет форму ромба, расположен на макушке головки в месте соединения лобной кости с двумя теменными костями и бывает разных размеров (чаще около 2х2 см). Приложив к нему руку, вы сможете почувствовать его пульсацию. Закрывается большой родничок примерно к 12 месяцам. Малый родничок имеет треугольную форму, располагается в области затылка и образован в месте соединения теменных костей с затылочной костью. Его больший размер составляет около 0,5 см. Но чаще всего к моменту рождения малый родничок бывает уже закрыт. Если же он все-таки присутствует, то через 2-3 месяца полностью закроется.

7. Внешность новорожденного - Лицо новорожденного.

В первые часы жизни лицо ребенка может быть отечным. Причем иногда из-за отека малыш даже не может открыть глаза. Это происходит из-за нарушения оттока венозной крови от лица при сдавливания во время прохождения через родовые пути. Беспокоиться из-за этого не стоит. Такие отеки проходят в первые дни жизни.

На лице некоторых малышей также могут появиться красные полоски или пятна неправильной формы - сосудистые пятна новорожденных. Это не что иное, как просвечивающие через тонкую кожу пучки кровеносных сосудов. Чаще всего они располагаются в области верхних век, между бровями, на задней части шеи и в области ушей. Некоторые дети рождаются с этими пятнами, а у некоторых они появляются на 2-3-й день жизни. Исчезают они обычно к 3 годам без постороннего вмешательства.

8. Внешность новорожденного - Пушковые волосы на теле.

У многих новорожденных на коже тела можно заметить первородный пушок - лануго. Этим пушком было покрыто все тело плода примерно с 7-го месяца беременности. Большая часть этого пушка отпадает еще до рождения, но некоторое его количество можно увидеть и после родов. Характерными локализациями лануго являются области под лопатками, плечи. А у недоношенных детей пушком могут быть покрыты и щечки. Как правило, пушковые волосы исчезают к 2-недельному возрасту крохи.

9. Внешность новорожденного - Половые органы новорожденного.

Много вопросов у мам может вызвать и внешний вид половых органов у ребенка. При рождении как у мальчиков, так и у девочек половые органы чаще всего отечны и кажутся очень большими. Связано это с присутствием в крови плацентарных эстрогенов. Это временное явление. Отек, как правило, спадает в течение одной-двух недель жизни малыша.

10. Внешность новорожденного - Первые дни жизни.

Желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха новорожденных встречается у многих малышей, их кожные покровы и слизистые крохи приобретают желтоватый цвет. Желтуха проявляется чаще всего на 3-4-й день после рождения. Она связана с распадом эритроцитов (красных клеток крови), содержащих фетальный гемоглобин (белок, находящийся в эритроцитах, который переносит кислород к клеткам организма), специфичный для плода. Одним из продуктов распада эритроцитов является билирубин. Ферментные системы печени еще несовершенны и не успевают быстро выводить билирубин, вследствие чего он накапливается в крови, вызывая желтую окраску кожи и слизистых оболочек.

Желтуха проходит в течение одной-двух недель по мере созревания систем выведения билирубина и в связи с завершением распада эритроцитов с фетальным гемоглобином.

При сильно выраженной желтухе малышу могут назначать внутривенные вливания глюкозы, УФ-облучение, желчегонные препараты, помогающие вывести избыток билирубина из организма. Тем самым врачи помогают организму ребенка справиться с этим состоянием. Игнорирование сильной желтухи может нанести непоправимый вред организму ребенка за счет выраженного токсического действия повышенного уровня билирубина на организм крохи. Возникает общая интоксикация организма, особенно страдает нервная система, в частности головной мозг (билирубин откладывается в сером веществе мозга, особенно в ядрах ствола мозга - «ядерная желтуха»), а также печень и селезенка новорожденного.

«Прыщики» (милии). На 2-3-й день жизни у ребенка может появиться мелкоточечная сыпь в виде желтоватых пузырьков, заполненных прозрачной жидкостью. Это так называемые мили или «просяные пятнышки». Их появление связано с закупоркой сальных желез кожи. Обычно милии проходят в первые месяцы жизни и специально лечения не требуют.

Шелушение кожи. На 3-5-е сутки может начаться шелушение кожи, чаще встречающееся у переношенных детей (родившихся после 42 недель беременности). Шелушение кожи - это слущивание верхнего слоя кожи. Таким образом происходит адаптация кожных покровов к новым условиям окружающей среды. Поскольку это состояние является патологией и проходит без каких-либо медицинских вмешательств, то не стоит смазывать кожу новорожденного увлажняющим кремом: это только помешает естественному процессу. Шелушение проходит через 5-7 дней самостоятельно.

11. Внешность новорожденного - Молочные железы.

Бывает, что на 3-4-е сутки как у мальчиков, так и у девочек происходит набухание молочных желез. В течение недели они могут увеличиваться в объеме. Причем набухают они симметрично, покраснения вокруг не наблюдаете но может начаться выделение из сосков белой жидкости, похожей на молоко. По составу эта жидкое схожа с молозивом матери. Такие изменения происходят из-за циркуляции в крови новорожденно материнских половых гормонов - эстрогенов (они передаются ребенку через плаценту). Вскоре эти гормоны выведутся из организма, и в течение месяца молочные железы вернутся к нормальному состоянию.

12. Внешность новорожденного - Пупочная ранка.

Пупок новорожденного тоже далеко не сразу приобретает привычный нам вид. После того как во время родов пуповину перевязывают, а потом и отсекают, остается пуповинный остаток, который врачи удаляют в роддоме на 2-3 сутки. На его месте остается пупочная ранка, которая заживает примерно к 20-му дню жизни малыш. А до этого времени она требует тщательного ухода и бережного отношения. В роддоме детская сестра покажет, как правильно обрабатывать пупочную ранку. Для этого используется перекись водорода антисептический раствор («марганцовка», «зеленка», раствор хлорфиллипта). Во время обработки нужно аккуратно удалять засохшие корочки. Обрабатывать ранку нужно два раза в день - утром и после купания крохи до полного ее заживления. До момента заживления пупочной ранки купать ребенка рекомендуется в детской ванночке, добавляя в воду раствор марганцовки до слабо-розово окрашивания.

Нужно постоянно следить за состоянием ранки. Если вы заметили покраснение ее краев, неприятный запах или различные выделения (чаще белого или желтого цвета), следует немедленно обратиться к врачу, так все это может быть признаками и инфицирования.

Малыш появился на свет, а это значит, что маме предстоит со многим познакомиться, особенно, если это первый ребёнок. При общении с педиатром, при чтении литературы можно столкнуться с терминологией – ранний неонатальный, поздний неонатальный периоды. Кроме этого, становится интересно, до какого возраста ребенок считается новорожденным, что такое возраст новорожденного и грудничковый период.

До какого возраста ребенок считается новорожденным?

Возраст новорожденного делится на периоды:

  • ранний неонатальный (от момента перевязки пуповины до 7-ми дней):
  • поздний неонатальный (до 28-го дня жизни), в целом, это время составляет возраст новорожденного.

До какого возраста ребенок считается грудничком? Есть мнение, что грудничок – это ребёнок на грудном вскармливании, но это не так, ведь кого-то с рождения кормят смесями, а некоторые детки продолжают питаться маминым молоком до 2-3х лет.

До 28 дней по медицинским параметрам у младенца идёт возраст новорожденного, далее он вступает в грудной возраст, длящийся до 1 года.

В целом, период до года считается важнейшим в онтогенезе человека. Возраст новорожденного, а затем и сам грудничковый период – это время, когда у ребёнка закладываются физические способности и психические функции.

Развитие ребёнка

Родителей в первую очередь интересует развитие малыша, чтобы он рос здоровым, без отклонений. Маме всегда интересно знать, какие есть этапы и как оценивать норму, узнать закономерности.

  • 1 месяц – время адаптации малыша к новому миру. Кроха совершенно беспомощен и нуждается в уходе, в тепле, в строгом соблюдении гигиены.
  • 2 месяца – время развития психики. Обостряется слух, зрение, устанавливается тесный телесный контакт с матерью.
  • 3 месяц – более активный. Ребёнок начинает больше двигаться, может часто плакать из-за беспокойства в кишечнике. Когда ребёнок хорошо себя чувствует, он улыбается, реагирует на собеседника. Движения ещё неконтролируемые, малыш может просыпаться от случайных шевелений ручками или ножками.
  • В 4 месяца движения становятся ещё активнее, ребёнок начинает переворачиваться, исследовать руки и ноги. Развивается мимика, по ней можно понять, доволен кроха или нет. Проблемы колик постепенно уходят, и ребёнок, в основном, находится в хорошем настроении.
  • 5 месяцев – это попытки сидеть, привычка тянуть в рот предметы. Малыш начинает отличать близких людей от чужих, узнаёт родных, на их появление реагирует улыбкой.
  • В 6 месяцев происходит активное мышечное развитие. Младенец садится, пытается подтянуться за предметы, переходит к ползанию. С полугода начинают вводить прикорм, у детей появляются первые зубы.
  • В 7 – 8 месяцев ребёнок ползает, самостоятельно встаёт, у него идёт рост зубов (индивидуально, у некоторых зубы появляются позже).
  • В 9 – 10 месяцев грудничок делает первые шаги, при помощи родителей, а затем сам. Без присмотра ребёнка оставлять нельзя, он может залезть, куда не следует или облокотиться на неустойчивый предмет и упасть.
  • К 1 году ребенку становится интересным общение со сверстниками, шаги становятся уверенными. Ребёнок уже выполняет просьбы, может отвечать на вопросы, появляются первые слова.

Развитие грудных детей подчиняется общим закономерностям, но всё же, носит индивидуальный характер.

Итоги развития малыша

Физическое развитие идёт от врождённых рефлексов, возраст новорожденного – самый ключевой момент адаптации. За год ребёнок учится делать многое: держать головку, переворачиваться, садиться, ползти, вставать, ходить. В эмоциональном аспекте происходят огромные подвижки.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Процесс адаптации организма ребенка к жизни в сухой воздушной среде требует времени. Слезы у новорожденных начнут идти спустя несколько недель после появления на свет.

Большинство младенцев, пройдя необходимый цикл внутриутробного развития, появляются на свет, еще не умея ряда вещей – например, плакать слезами. Эта функция до этого была не нужна, околоплодная жидкость отлично справлялась с функцией увлажнения и очищения глаза.

Многие органы ребенка на протяжении первых лет жизни вынуждены проходить процесс развития и усовершенствования – глаза у грудничка будут учиться фокусироваться на предмете и рассматривать окружающий мир в цвете. Большинство информации о мире человек воспринимает глазами, для их нормального функционирования необходима правильная работа слезного канала.

Плач без слез

Молодых родителей очень часто интересует, почему новорожденные плачут без слез и с какого возраста они должны появляться. Причина явления – в особенностях развития органов зрения младенца.

Тельце новорождённого после появления на свет покрыто тонким налетом. Эта смазка защищает ребенка от бактериальной атаки и легких повреждений. Но налет есть не только на коже, он присутствует на конъюнктиве глаз у младенца и желеобразной пробкой закупоривает слезный канал. Во время развития эмбриона эта пробка закрывает слезный канал, предохраняя его от проникновения амниотической жидкости.

Для того чтобы он открылся, необходимо время – обычно начаться слезоотделение должно до 45 дней, хотя есть уникумы, способные проливать слёзы с момента рождения.

Основные причины для более позднего открытия слезных протоков:

  1. незрелость, для начала функционирования нужно время, для каждого грудничка потребуется индивидуальный период;
  2. протоки имеют особенность развития – они чересчур узкие;
  3. пробка, закупоривающая проток, слишком толстая;
  4. врожденная слабая функциональность канала;
  5. врожденная патология;
  6. приобретенное воспалительное заболевание глаз.

Развитие каждого младенца индивидуально, и у каждого в разное время произойдет открытие слезного канала и начнут функционировать слезные железы. А до этого времени ребенок плачет без слез.

Уход за глазами

После рождения ребенок находится в непривычной воздушной среде, большую часть времени он спит. Во время бодрствования глаза младенца сухие – увлажнение глаз недостаточное. Малыш для большего комфорта нуждается в дополнительном уходе за глазами. Иногда о необходимости такого ухода свидетельствует покраснение глаз и век, в уголках глаз могут появиться гнойные выделения. Самостоятельно такое явление не проходит, поэтому родители должны выполнять очищение глаз младенца по утрам.

Умывая младенца, чистым ватным диском, смоченным теплой водой, нужно тщательно, но осторожно, промыть глаза двигаясь от уха к носу, для каждого глаза используют отдельный диск. Такую процедуру проводят вечером при ежедневном купании. Народная медицина рекомендует использовать для этой процедуры грудное молоко.

Если отмечаются симптомы покраснения или нагноения глаз, ребенка нужно показать врачу. Хорошо помогает промывание (раствор должен быть очень слабым) или . Марганцовку нужно разводить, тщательно следя за тем, чтобы все крупинки вещества растворились.

Для приготовления отвара ромашки стоит воспользоваться расфасованной в пакетики ромашкой, которую запаривают в чашке. Для одного пакетика нужно 100 грамм горячей воды. Для промывания настой нужно остудить до комнатной температуры.

Если есть аптечная трава, то для заваривания берут чайную ложку травы на 100 грамм кипятка. После того, как настой немного остынет, его следует отцедить через несколько слоев марли и использовать для промывания.

Первые слезы

Слезные железы начинают работать у грудничка через 45-60 дней с момента его рождения, до этого времени новорожденный плачет без слез. После их появления начинает активнее растворятся пробка, запечатывающая слезный проток. До момента полного восстановления свободного тока жидкости по протокам, влага не будет свободно выделяться.

По мнению доктора Комаровского, при нормально развитых каналах слезы текут в носоглотку, процесс проходит безболезненно, дети и мамы не замечают, как возникает и течет влага.

Такие младенцы смогут нормально заплакать к трехмесячному возрасту. Когда появляются слёзы у плачущего младенца, они идут по-разному – у кого-то крупные, как горох, у кого-то это будут мелкие одиночные капельки.

Если свободного оттока нет, то накапливаясь в протоках, слезы у новорожденного будут провоцировать раздражение слизистых носа, вызывая необъяснимые сопли. Застой влаги и насморк делает ребенка капризным, белки глаз могут покраснеть, при надавливании на носик и лоб ребенок будет кривиться и плакать.

Если похожая ситуация сохранится, ребенка следует показать врачу. Диагнозом будет , для исправления ситуации младенцу нужно помочь.

Помощь врача

После того, как ребенку исполнится месяц, малыша нужно показать врачу. Такие плановые осмотры необходимо проводить после достижения ребенком трехмесячного возраста, шести месяцев и года.

Цель осмотра специалистом:

  • состояние глаз малыша;
  • определение правильности строения глаза;
  • определение примерной даты открытия носослезного канала;
  • проверка зрения;
  • предоставление рекомендаций родителям по уходу за глазами ребенка;
  • назначение необходимых лечебных мероприятий.

В полугодовалом возрасте врача будет интересовать координация зрительного и хватательного рефлексов, способность ребенка четко воспринимать предметы и острота его зрения. К этому возрасту слезный канал должен нормально работать, малыш способен плакать с большим количеством слез.

Для определения качества функционирования слезных проток окулист проводит специальный цветной тест. Для этого:

  1. В глаза младенцу закапывается цветной раствор (это может быть желтый раствор фурацилина);
  2. В ноздри вставляются ватные тампоны;
  3. После 10 минут оценивается количество окрашенной жидкости в глазах и появление краски на тампонах.

Если окрашивания не происходит, определяется непроходимость носослезного канала.

Для восстановления проходимости носослезных каналов врач может назначить ребенку массаж. Его мама выполняет ребенку дома самостоятельно.

Если врач примет решение о необходимости восстановления проходимости протоков, офтальмолог проводит небольшое вмешательство с применением местной анестезии.

Ребенку закапывают глаза специальным составом, затем используют зонд для расширения слезного канала. После процедуры он очищается от пробки и становится свободным для оттока влаги, в глазах младенца появляется слеза.

Массаж слезных проток

Массаж помогает открыть второй проток, вытолкнуть пробку, которая в нем стояла. Для проведения массажа необходимо:

  1. тщательно вымыть руки мылом без запаха и теплой водой;
  2. приготовить чистый ватный диск;
  3. осторожно кончиками пальцев надавливать на кожу под глазным бугорком;
  4. массаж проводить сначала под одним, затем под вторым глазом на протяжении одной-двух минут;
  5. отделяющееся их слезного канала содержимое аккуратно снимать ватным диском.

Массаж проводят 5-6 раз в день по минуте. Процедура безболезненная, при правильном ее проведении ребенок не должен плакать. Открытие канала и выход родовой пробки происходит через 2-3 дня после начала массажа.

Дополнительно следует промывать глаза ребенку ромашкой, марганцовкой, раствором фурацилина. Какой именно раствор использовать и какова его концентрация должен сказать врач! После того, как во втором глазу появились слезы, нужно показать ребенка еще раз врачу, чтобы удостовериться, что болезнь прошла.

Родители должны тщательно наблюдать за младенцем и немедленно консультироваться с врачом при задержке появления слез – от этого зависит острота зрения, развитие малыша в дальнейшем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.