Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой: основные правила. Учимся есть самостоятельно

Воспитание ребенка – очень ответственный процесс, который не заканчивается ни на минуту. Сначала новорожденный малыш нуждается только в любви, ласке и уходе. Однако постепенно мы стараемся приучать кроху к различным бытовым умениям – в полгода малыш начинает пробовать «взрослую» пищу, учится играть в игрушки и пальчиковые игры, узнает близких, улыбается им, проходит первые этапы социализации. Родители при этом стараются научить ребенка все новым умениям, и это стремление действительно прекрасно. Один из главных навыков ребенка – это умение есть ложкой. В этой статье попробуем разобраться, как научить ребенка есть ложкой, когда приступать к обучению и что делать, если малыш напрочь отказывается от столовых приборов.

Когда приучать ребенка есть ложкой

К сожалению, сегодняшняя практика показывает, что современные дети учатся бытовым навыкам гораздо дольше, чем их родители в аналогичном возрасте. Загляните в любой сад с группу с трехлетками – часть детей этого возраста еще носят подгузники, а некоторые до сих пор не могут нормально есть ложкой. Еще несколько десятков лет назад детей отдавали в детский сад гораздо раньше, к трем годам они прекрасно одевались, ходили на горшок и самостоятельно ели. Проблема современного поколения в чрезмерной опеке и избытке вспомогательных средств (речь о подгузниках). Именно поэтому мамы должны понимать, что не стоит опекать ребенка слишком сильно, нужно давать ему возможность учиться, пробовать новое, даже если это не всегда получается.

С 6 месяцев ребенка начинают прикармливать кашками, фруктовыми и овощными пюре, в последствие мясом и супчиками. Малыш растет и развивается, его нервная система крепнет. Рано или поздно ребенок заинтересуется ложкой и попытается вырвать ее из маминой руки. В этот самый момент не нужно противиться и переживать, что малыш все заляпает. Как правило, первое знакомство с ложкой происходит в 8-10 месяцев. Если малыш взял самостоятельно ложку в руку раньше – не противьтесь, просто кормите кроху другой ложкой. Самый поздний срок, когда вы должны начать приучать ребенка к ложке – это полтора года. Но, как правило, до этого времени ждать не придется, малыш сам заинтересуется столовым прибором.

Какую ложку выбрать

На Руси ребенку, у которого вылез первый зуб, дарят серебряную ложку. Это прекрасная примета, причем дарить ее должны желательно крестные родители. Считается, что малыш «с серебряной ложкой во рту» никогда не будет иметь проблемы с питанием в будущем. Однако у приметы есть и практический смысл – серебро прекрасно обеззараживает пищу, так малыша стараются защитить от всевозможных бактерий и микробов. Однако педиатры не советуют давать ребенку серебряную ложку в качестве первого столового прибора. Ведь металл достаточно жесткий, может причинить боль хрупким молочным зубкам и нежным деснам. Серебряной ложкой можно пользоваться после 2-3 лет, когда малыш окончательно освоит данный навык. Но какую же ложку выбрать для первых самостоятельных приемов пищи?

Лучше всего для первого прикорма покупать резиновые или силиконовые ложечки. Зачастую они могут быть изготовлены из пластмассы, но иметь мягкий резиновый наконечник. Такая ложка не травмирует полость рта ребенка, после приема пищи малыш может с удовольствием погрызть предмет и почесать прорезывающиеся зубки. Современные производители детских товаров представляют нашему вниманию анатомические ложки, которые удобно держать в маленькой ручке, они не соскальзывают, их не сложно подносить к ротику. Подобными изделиями удобно пользоваться как правшам, так и левшам. Обратите внимание на то, что ложки могут быть глубокими или неглубокими, практически плоскими, как лопатка. Первые предназначены для супа, такие ложки нам пока не нужны. Супом мама будет пока кормить ребенка сама, а процесс обучения лучше начинать с вязких продуктов – пюре, каша. Именно для них необходимы плоские ложечки. Есть с них очень удобно – малышу не понадобится слишком высоко поднимать руку, чтобы содержимое ложки попало в рот.

Резиновые и силиконовые ложечки можно без проблем стерилизовать, кипятить, обеззараживать в микроволновке. Качественные изделия не плавятся от высоких температур и не выделяют опасных веществ. Еще одно преимущество силиконовых изделий – они не нагреваются от пищи, не обожгут нежную кожу ребенка. К тому же, они очень легкие по весу, в самый раз для малыша первого года жизни, с ними очень просто управляться.

Однако в некоторых случаях родители (и даже дети) отдают предпочтение металлическим ложкам. Чайная ложка для кормления ребенка – это классика. В продаже можно также встретить термочувствительные ложки. Это современная разработка, ложка меняет цвет, если пища слишком горячая и опасная для малыша. Такие ложки особенно удобны, если вы привыкли разогревать пищу в микроволновке – нередко еда может быть горячей именно внутри всей массы. Помните, что вся посуда ребенка должна быть качественной, никакого сомнительного и дешевого пластика, который выделяет в пищу вредные токсины.

Мамам и папам, которые только готовятся к этому статусу, нужно знать, что ложечка может понадобиться крохе с самого рождения, даже если малыш находится на грудном вскармливании. В ложечке можно давать лекарство. С ложечки дают грудное молоко, когда малыш простудился и у него забит носик. Как известно, при нарушенном носовом дыхании процесс сосания груди значительно усложняется.

Не надейтесь, что малыш сразу начнет использовать ложку по назначению, как только выхватит ее из ваших рук. Он может ею стучать, разбрасывать еду, тыкать ложкой в морду кошке, но только не использовать в процессе принятия пищи. Поэтому перед едой нужно провести некоторую подготовку.

Для начала постелите под стульчик для кормления небольшую клеенку – это защитит пол от еды, которая неизменно будет падать. Обязательно наденьте малышу слюнявчик и желательно даже чепчик, ведь зачастую каша оказывается именно на голове и в волосах. Желательно приобретать устойчивую посуду для ребенка – она должна быть либо тяжелой, либо на присосках, чтобы малыш не опрокинул тарелку. Старайтесь отвести процессу принятия пищи отдельное время, нельзя есть на бегу, в гостиной или под мультфильмы. Так у ребенка с раннего детства формируется правильное отношение к еде. Будет гораздо лучше, если малыш будет питаться одновременно с остальными членами семьи. Для ребенка это прекрасный пример – все едят с ложек, и делают это аккуратно.

Для начала вложите ребенку в руку ложку. Если малыш держит прибор неправильно, не старайтесь исправить это, со временем все войдет в нужное русло.

Держа руку ребенка с ложкой в своей руке, мягко зачерпните кашу и пометите ложку в рот. Пока малыш не развил мышечную память, так следует помогать ему в первые несколько дней. Постепенно ребенок все поймет и будет есть с ложки без вашей помощи.

Помните, что начинать обучение стоит только в том случае, если ребенок проявил интерес к ложке. В противном случае вы получите только испачканные вокруг поверхности.

Обучение должно происходить в рамках игры. Ребенка нельзя заставлять, торопить или ругать. От мамы требуется любовь и терпение.

Чаще старайтесь принимать пищу на виду у ребенка. Ведь маленькие дети часто повторяют за взрослыми. Малыш увидит, как правильно держать ложку, как нужно орудовать ею, поймет, что это неотъемлемый «атрибут» взрослой жизни. Если у малыша уже немного получается есть ложкой, во всеуслышание сообщите о таком большом достижении папе, бабушке. Ребенок уже многое понимает, для него это предмет гордости.

Есть детки, которые воспринимают ложку, как игрушку. В этом случае не стоит давать столовый предмет в другое время, только в период приема пищи. Понять смысл и предназначение ложки можно с помощью игрушек. Посадите на диван кукол и мишек, кормите их ложкой из игрушечной миски.

Пусть совет звучит немного странным, но старайтесь чаще играть в песочнице. Лопатка для песка – это увеличенная копия ложки. Играя с лопаткой, малыш научится лучше управляться с ложкой.

На время обучения старайтесь подобрать для малыша те блюда, которые он предпочитает. Ребенок любит банановое пюре – предложите вместе с ложкой именно это лакомство.

Не ругайте ребенка, если он хочет есть руками, а не ложкой, просто малыш еще пока не созрел до владения столовыми приборами. В этом случае процесс обучения лучше отложить.

Чтобы ребенку было интереснее, можно предложить ему на выбор несколько ложек – одна из предложенных непременно придется ему по вкусу. В некоторых случаях малыши предпочитают вилки. Не бойтесь травм – детские вилки не опасны, так как они не острые, края прибора затуплены.

Понятно, что в первое время из трех ложек до рта будет доноситься только одна. Поэтому не забывайте параллельно кормить ребенка своей ложкой, чтобы малыш не остался голодным.

Очень эффективна детская игра с машинкой и гаражом. Объясните ребенку, что ложка – это машинка, которая должна попасть точно в гараж – то есть, в рот. Можно сопровождать процесс звуками «ААА-А-АМ». Старайтесь не использовать звуки «ВЖЖ» или другие имитационные слоги, иначе ребенок может подавиться в процессе принятия пищи.

Важно понимать, что ребенок с ложкой пока плохо управляется, значит, на процесс приема пищи уйдет чуть больше времени. Не торопите дитя, но и не оставляйте его одного. Малыш может подавиться, может заплакать из-за разлитой каши или упавшей ложки. Будьте всегда рядом и начеку.

И помните, что обучение должно происходить в спокойной и здоровой обстановке. Нельзя приучать ребенка к ложке, если он болеет, если у него режутся зубки, если в доме гости или вы на время приехали погостить к бабушке. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с соседом, братом или другом, особенно старших детей, которые уже многое понимают. Так вы взращиваете в маленьком человечке детские комплексы.

В процессе обучения самое главное – это отсутствие обучения. Как правило, если ребенок часто видит кушающих людей, он постепенно сам научится этому, простой дайте малышу немного времени и свободы. Садитесь обедать вместе, предложите ребенку ложку и ешьте спокойно свою порцию, не приставая к ребенку. Ведь зачастую дети лучше всего учатся быть самостоятельными в детском саду, когда все вокруг просто едят, и никто не стоит над душой и не твердит, как правильно нужно держать ложку. Верьте в своего ребенка, доверяйте ему, успокойтесь и у него все непременно получится!

Видео: как научить ребенка кушать ложкой


Научить ребенка самостоятельно употреблять пищу не так и сложно. Для этого нужно соблюдать несколько правил.

1. Правильная подготовка.

Чтобы учиться есть самостоятельно, малышу нужно любить есть вообще. У ребенка должен быть интерес к употреблению пищи к тому времени как он будет способен учиться держать ложку. Если шестимесячного малыша вы кормите под спектакли, мультики или с угрозами, то вряд ли он захочет есть самостоятельно. Существует только один способ заинтересовать ребенка приемом пищи – это присутствие за столом всей семьей. Делать это нужно с самого раннего детства, и особенно это относится к детям, которые питаются маминым молочком.

Чтобы первые попытки кушать самостоятельно удались, разрешите малышу пользоваться ложкой при введении первого прикорма, а также разрешайте брать подходящую для него пищу из вашей тарелки. И самое главное – не заставляйте есть. Специалистами уже доказан тот факт, что пищевое насилие негативно отражается на психике малыша и на его системе пищеварения. Помните, что вы и то, как вы пользуетесь ложкой и вилкой – главный пример для ребенка.

2. Не спешите.

Многие родители постоянно торопят ребенка: «Быстрее ешь», «Давай глотай», «Не отвлекайся». Им кажется, что процесс принятия пищи слишком долго тянется. Но для малыша еда – не только утоление голода. Это и удовольствие, и игра, и общение с мамой. Дети, которых торопят, долго учатся жевать и пользоваться столовыми приборами. Дайте ребенку время, хвалите и подбадривайте его.
Часто спешка родителей вызвана подготовкой к яслям. Не стоит волноваться по этому поводу. Ребенок быстро научится есть самостоятельно в обществе ровесников.

3. Учтите индивидуальность.

Всегда помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому график его развития также индивидуален. В литературе пишут, что ребенок к году должен уметь держать ложку и зачерпывать ею еду, а к полутора годам есть самостоятельно. Но практически все несколько иначе. Некоторые сначала пытаются покормить родителей, некоторые хватают ложку к 7 месяцам, некоторые до 2,5-3 лет хотят чтобы их кормили. Не стоит переживать по этому поводу и ставить малыша в рамки. В свое время он обязательно научится есть самостоятельно.

4. Ловите момент.

Очень важно не пропустить момент, когда ребенок начинает проявлять интерес к ложке. Пытаясь поскорее накормить малыша, можно не заметить его. Как только увидите, что малыш хочет копировать ваши движения, сразу же выдайте ему желаемый инструмент – ложку, и дайте возможность тренироваться. Тогда к 1,5 годам ребенок вполне сможет самостоятельно есть кашу, суп или творожок.

5. Помогайте.

Бывает, освоить науку пользоваться ложкой только на примере родителей ребенок не может. Тогда помогите ему: возьмите ручку с ложкой в свою руку и поднесите вместе ко рту. Когда увидите, что это начинает получаться, ослабьте свою руку.

6. Тренируйтесь.

Например, в песочнице. Дети, освоив игру лопаткой, быстрее учатся управляться с ложкой. Ведь эти процессы схожи. Также очень помогает игра в кормление игрушек или мамы.

7. Будьте рядом.

Не оставляйте малыша одного с полной тарелкой. Возможно, ему будет необходима ваша помощь (на случай если он испугается вылитой на себя еды, или подавится), или из-за усталости от собственного бессилия справиться с едой, начнет капризничать. Это не будет хорошим помощником для вас. В таком случае необходимо докормить малыша. Родители с опытом едят «в две ложки». Одной ест ребенок сам, в меру своих возможностей, другой его кормит мама.

8. Приготовьте кашу.

Важным фактором в освоении ложки является консистенция блюда. Она должна легко зачерпываться и не быть очень жидкой, чтобы не проливалась. С этой задачей как нельзя лучше управляется каша, крем-суп, овощное пюре, творожок. Чтобы еда не остыла, кладите в тарелку небольшие порции, и по мере надобности добавляйте.
Еда кусочками не очень хорошо подходит для этой задачи, так как ее можно взять просто руками.

9. Дайте выбор.

Иногда детям проще учится есть вилкой, а не ложкой. Предложите малышу пробовать управляться и с тем, и с другим. Вилка должна иметь закругленные края и тупые зубцы, лучше всего приобретите специальную детскую вилку. В этом варианте меняется и содержимое тарелки. Нарежьте кусочками вареные овощи (морковь, картофель, капусту брокколи).

10. Проявите терпение.

Терпение – это первое, чем необходимо запастись родителям. Не лишним будет подготовить специальное место для приема пищи, застелите пол клеенкой и будьте готовы переклеить обои, когда малыш научится есть самостоятельно. Также увеличится и количество стирок. Повезло тем родителям, у которых обучение самостоятельной еде приходится на теплый период года. В этом случае ребенка можно раздеть до трусиков, а потом просто ополоснуть под душем.

Доброго дня вам, уважаемые читательницы! Надоело кормить свое чадо из ложки? Как научить ребенка кушать самостоятельно? Поделюсь своим опытом.

Путь к освоению ложки

Мои дети достаточно рано освоили ложку. Дочка — в год и 2 месяца. Сын — в год и 4. На мой взгляд, главное в этом вопросе — дождаться подходящего времени... И не упустить его.

Когда малыш готов кушать сам? Есть всего несколько критериев:

  • у ребенка уже проявился пищевой интерес. Он стремится не играть с пищей, а именно кушать;
  • у ребенка достаточно хорошо развита мелкая моторика. И вы видите, что он способен каким-либо способом донести кусочки пищи до рта.

Эти два условия очень важны: аппетит и мелкая моторика. Если нет аппетита — все бесполезно. Малыш будет разбрасывать кашу по столу, будет баловаться с едой, даже не пытаясь ничего скушать.

В принципе, это — нормальный этап развития. И если вас не напрягает убирать последствия такой игры — пусть играет. Однажды он начнет есть. Именно так я делала со старшей дочкой.

Но если у вас итак хватает хлопот... Можно не давать малышу тарелку с ложкой. До определенного момента. У сына это произошло к 1,3 году. До этого возраста мои попытки дать карапузу ложку заканчивались экспериментами с кашей. А в 1,3 сын вдруг начал пытаться кушать.

Кушаем самостоятельно

Повторюсь, если вы вводили , то в идеале ребенок почти с самого начала должен кушать самостоятельно. Я знаю мам, которые совсем не кормили детей с ложечки.

Но лично я не вижу в этом большой необходимости. Можно избавить себя от лишних хлопот. И как минимум, до года, кормить ребенка самой. А после года — смотреть на готовность малыша.

Заметив первые попытки карапуза кушать самостоятельно, нужно принять твердое решение... Не «докармливать» свое чадо самой. Да, первые попытки будут довольно нелепыми. Многое останется на полу. Но если вы перестанете совать ребенку ложку в рот, он быстро научиться кушать, движимый чувством голода.

Конечно, если у малыша очень большой аппетит, и ему очень тяжело наесться без вашей помощи — имеет смысл подождать с этим этапом. Помните, второе условие — достаточная мелкая моторика? Но также не стоит недооценивать своего ребенка.

Правильное время

Почему важно не упустить первый интерес малыша к ложке? Потому что, как правило, в первую неделю ребенок будет осваивать ложку с большим энтузиазмом. Это будет для него новым и интересным навыком. Он будет прилагать много терпения, потратит много усилий...

Спустя несколько недель малыш может потерять первоначальный интерес. Возможно, он начнет лениться. И если вы регулярно помогаете ему кушать, он может отказаться от самостоятельных попыток.

Поэтому первые попытки кушать (именно кушать!) ложкой — идеальный повод делегировать малышу его кормление. Как не прозевать подходящий момент?

Лично я пробовала давать своему сыну тарелку примерно раз в две недели. И смотрела на его реакцию. Балуется — значит, еще рано. Значит, нужно подождать.

У кого-то дети сами начинают выхватывать ложку... Это — прекрасный знак. Пора дать своему чаду чуть больше самостоятельности.

Если ребенок не желает есть сам

Однако, все дети совершенно разные. И если ваш карапуз не хочет брать столовые приборы, капризничает и требует вашей помощи... Я бы не стала настаивать.

Не нужно начинать кормить свое чадо «по первому писку», но доводить дело до истерики совершенно бессмысленно.

Большинство детей готовы кушать самостоятельно к 1,5 годам. Но даже если ваш малыш не сможет освоить этот навык к двум годам — в этом нет никакой трагедии.

Я знаю мам, приучивших своих деток к ложке только к 3-4 годам. Возможно, это связано с ошибками, которые допустили эти мамы на начальном этапе знакомства с ложкой. Возможно, все дело в самих детях... Но важно другое: сейчас эти дети прекрасно кушают сами.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.