Виды рубашек. Все виды мужских рубашек: подробная классификация с фотографиями

Думаете, что в мире рубашек всё просто, и все отличия между разными моделями ограничиваются цветом и тканью? Вовсе нет! Взять хотя бы воротник: существует по меньшей мере десяток разновидностей рубашечных воротников - и это если не брать во внимание мелкие вариации, которые часто имеют своё имя и находятся в ассортименте очень ограниченного круга производителей или и вовсе доступны только при пошиве рубашки на заказ. Такие экзотические варианты я рассматривать не буду, но самые основные опишу. Начну с формы, а продолжу конструкцией, высотой и цветовыми решениями.

Форма воротника

Определяется в первую очередь его углом, который может быть, как и любой угол, острым, прямым и тупым. Пожалуй, наиболее распространены воротники с углом, близким к прямому или практически прямым. Они же и самые универсальные.

Классический воротник с умеренно близко расположенными уголками (forward-point или просто point)

Один из самых известных вариантов этого воротника называется Кент (Kent) - он имеет практически прямой угол и весьма широк. С таким воротником сочетаются не очень крупные галстучные узлы (от виндзорского нужно отказаться), но в целом он вполне универсален и подходит как для официальных, так и для не слишком формальных случаев.

Внизу вы можете видеть две картинки: на первой (рубашка Olymp) показан воротник типа Кент - широкий, с почти прямым углом; на второй (рубашка Canali) - воротник с таким же углом, но более узкий.

Какой вариант выбрать? Зависит от вашего лица! Если оно большое, широкое, то лучше и воротник выбрать широкий. Если худое, то подойдёт узкий вариант. С узким вариантом, кстати, лучше будут сочетаться небольшие галстучные узлы, тонкие галстуки.

Что касается величины угла, то наиболее универсален вариант 80-90 градусов. Угол меньше 60 градусов противопоказан как широким, так и очень худым и длинным лицам: иными словами, вариантов удачных совпадений в этом случае не так уж много. Впрочем, воротники с таким углом сейчас встречаются очень редко.

Воротники с далеко расположенными уголками (spread collar)

Тут угол тупой. В случае со spread воротником он может составлять 120-160 градусов, а в случае с cutaway подчас превышает 180 градусов. Некоторые производители называют, кстати сказать, воротники spread словами Regent collar (Turnbull&Asser, Polo Ralph Lauren). Выше упоминавшееся слово Kent тоже иногда используется по отношению к воротнику типа spread/cutaway; кроме того, иногда такие воротники называют new Kent.


Воротники Spread/cutaway хорошо сочетаются с крупными галстучными узлами, в том числе виндзорским - хотя большинство экспертов склоняется к тому, что виндзорский узел вообще неудачный и почти всегда выглядит слишком массивным. Cutaway воротники официальны; их обычно сочетают с костюмами (особенно двубортными) и двубортными блейзерами. Что касается сочетания с формой лица, то cutaway вариант больше подходит обладателям худых и немного (!) вытянутых лиц; но если лицо очень длинное, то cutaway - не лучший вариант.

В целом, Spread воротники с углом 120-130 градусов универсальнее, чем cutaways с углом 180+.

Воротник на булавке (pin collar)

Если угол очень мал, то воротник оснащается булавкой; рубашки с таким воротником носятся только с галстуком, причём галстучный узел должен быть небольшим. Такие рубашки очень редко встречаются в продаже.

Воротник с дополнительной пуговкой (tab collar)

От pin collar отличается отсутствием булавки и присутствием специальной дополнительной стяжки на пуговице. Носится только с галстуком (не слишком толстым и с небольшим узлом) и тоже является редкостью. Угол у такого воротника небольшой. Николо Антоджованни называет tab collar универсальным воротником, подходящим как для официальной, так и неформальной одежды, но с этим сейчас можно поспорить, так как многие носят рубашки без галстуков.

Воротник с уголками на пуговицах (button-down)

Думаю, что каждый видел такой воротник. Он бывает двух типов: классический американский от Brooks Brothers с длинным элегантным скатом и модернизированный европейский, более узкий. Несмотря на то, что Brooks Brother’овский считается классикой, не стоит отказываться от второго варианта, тем более что и Brooks Brothers уже включили соответствующие рубашки в свой ассортимент. Тем не менее первый вариант считается более элегантным.


Следует отметить, что воротник с уголками на пуговицах - неофициальный, его не принято сочетать со строгими двубортными костюмами и пиджаками и носить в сколь-нибудь формальных обстоятельствах. Галстук к нему необязателен, но вполне допустим - только это не должен быть слишком строгий галстук.

Воротник на стойке с загнутыми уголками

Это, напротив, официальный воротник, который сочетают только со смокингом или с фраком и галстуком-бабочкой.

Воротник с закруглёнными уголками (club collar)

Очень редкая модель, которая выглядит необычно и старомодно. Рубашки с такими воротниками выпускают практически исключительно дизайнерские бренды (например, Gucci), выглядят они неоднозначно, но в целом вполне приятно. Считается, что их не стоит носить обладателям полных круглых лиц. Стоит добавить, что такой воротник считается неофициальным.

Неформальный мягкий воротник

Такой воротник не застёгивается на пуговицу. Галстук с ним надеть невозможно; носятся рубашки с такими воротниками только в неформальной обстановке; с костюмами не комбинируются. Рубашки такого рода выпускаются в основном итальянцами - например, Incotex/Glanshirt и Finamore.

Конструкция воротника

В воротники строгих рубашек «встроена» подкладка, которая придаёт им форму. Эта прокладка-подкладка может быть вклеена в воротник (и тогда воротник называется fused) или вшита в него (non-fused).

Мягкий воротник без подкладки

В неофициальных рубашках (например, с уголками на пуговицах, но не только) часто подкладка просто-напросто отсутствует, в результате воротник выглядит непринуждённо и неофициально. См. выше фото рубашки с воротником на пуговицах от Brooks Brothers и неформальной рубашки Finamore.

Клееный воротник (fused)

Если прокладка в воротнике есть, и она вклеена, то воротник выглядит очень строго и, как считают, некоторые, безжизненно. Впрочем, практически все производители готовых рубашек воротники проклеивают (включая топовые итальянские бренды). У клееного воротника есть одно бесспорное преимущество: его легче гладить и он лучше держит форму. Есть вероятность, что со временем клеевой слой иссохнет, и на воротнике появятся пузыри, но сейчас используются весьма качественные клеевые материалы - даже в недорогих рубашках.

Прошитый воротник (non-fused)

Это традиционная конструкция. Такие воротники могут встретиться в рубашках английских производителей, в частности Harvie&Hudson, Hilditch&Key, New&Lingwood, T.M.Lewin, Turnbull&Asser. Они выглядят более живо (хотя когда как), но хуже гладятся и сильнее мнутся. Консерваторы, однако, предпочитают именно этот вариант. Традиционно считается, что прошитый воротник является показателем более высокого качества рубашки, но на практике это уже не так.

Подробнее о fused/non-fused конструкциях читайте .

Высота воротника

Почти все воротники застёгиваются на одну пуговицу. Но бывают и исключения: воротники на двух, трёх и даже четырёх и пяти пуговицах. Если две пуговицы - это ещё туда-сюда (хотя и выглядит несколько претенциозно), то четыре-пять - хороший экспонат для музея стилистических курьёзов. Такие рубашки выпускают некоторые итальянцы (например, Brianza), а также турки и китайцы.

Важный нюанс: воротники на двух и более пуговицах подходят только тем, у кого довольно длинная шея. Если шея у вас короткая, то она рискует просто-напросто исчезнуть под высоким воротником. Если шея, напротив, очень длинная, то воротник на двух и, может быть, даже на трёх пуговицах будет смотреться удачно.

Цветовое решение воротника

Воротник может быть того же цвета/узора, что и рубашка, а может контрастировать с ней. Рубашки с контрастным белым воротником считаются вполне официальными, парадными и могут выглядеть очень красиво. Как правило, манжеты у таких рубашек тоже белые и застёгиваются на запонки. Это - самый классический вариант, но сейчас полно рубашек с контрастным воротником и манжетами на пуговицах.

Рубашки с контрастными воротниками всех цветов кроме белого считаются поклонниками классики и консерваторами моветоном, соответственно, их можно носить только в неформальной обстановке. Кроме того, контрастный воротник на пуговицах тоже считается моветоном.

Дресc-коды, шоппинги, обновление гардероба с учетом последних модных тенденций – все это часто оборачивается непосильным трудом для нашей сильной половины. Чтобы помочь мужчине справиться с такими премудростями, женщине, необходимо, прежде всего, самой научиться в них разбираться. Для этого в рубрике «Гардероб» периодически будут появляться «шпаргалки» по мужской тематике.

Арсенал мужской одежды довольно минемалистичен, поэтому небольшие детали, например, форма воротничка сорочки, или оригинальные манжеты позволяют вносить некоторое разнообразие в гардероб. К тому же, фасон воротника диктует, в каком случае следует надеть ту или иную сорочку, определяет тип галстука и вид узла.

Есть наиболее распространенные виды воротничков и масса вариаций на их тему.

Основные модели воротников мужских сорочек в Росси принято называть следующим образом (европейские названия не всегда соответствуют нашим):

Классический воротник - отложной воротник с заостренными концами, направленными чуть в стороны. Его размер и форма немного варьируются. Но при этом сохраняется классическая линия. В Европе такие воротнички чаще всего называют традиционными (Traditional), распространенными (Spread Collar)), воротничками с острыми уголками (Point Collar), или просто прямыми (Straight Point Collar). Классический воротник – беспроигрышный вариант для любого официального мероприятия. Здесь, уместны и галстук и бабочка.

Еще один классический воротник с более широкими и расставленными углами у нас иногда называют итальянским – (в Европе – «европейским» Euro Style Collar, а иногда просто широким воротником – Wide Collar). В принципе, все это классика, к которой естественно идет галстук, также не исключена и бабочка.

Кент - эту модель также причисляют к классическим.. Отложной воротник, с более длинными и острыми концами, чем у классического. В застегнутом виде образует остроугольный треугольник. Рубашка с таким воротником, как и две первые модели, универсальна, никогда не выходит из моды и прекрасно сочетается с галстуком и деловым костюмом любого покроя, единственное, узел галстука не должен быть очень массивным. Европейцы же считают, что эта модель не Кент, а Оксфорд (оксфордское острие) и обозначают ее – Oxford Point Collor.

Французский воротник (он же «акула»), - отложной воротник с концами различной формы (острыми, срезанными, закругленными и т.д.) широко разведенными в стороны. В застегнутом виде образует тупоугольный треугольник, а иногда, почти прямую линию. Галстук к такому воротнику следует подбирать из плотной ткани, в расчете на крупный узел.
Можно надеть и «бабочку». Рубашка с французским воротником хорошо сочетается с классическим деловым костюмом, но не подходит для смокинга. В Европе мнения разделились, одни производители согласны, что это French Collor, другие классифицируют его, как Euro Style. Правда, идет такой воротник не всем, так как разворот его углов дает горизонтальную линию, и если шея короткая, то укоротит ее еще больше.

Воротник «Таб» - отложной воротник, концы которого очень плотно прилегают к стойке. Раньше, для плотного прилегания, края такого воротничка скрепляли специальной перемычкой, подтягивающей их друг к другу и скрытой под узлом галстука. Сейчас это не обязательно, так как новые технологии позволяют воротничку плотно прилегать к стойке без всяких ухищрений. Такой воротник нередок для стиля Casual. Впрочем, это вполне «галстучная» модель, если ткань и расцветка сорочки соответствуют деловому стилю. Обозначение «Таб» (Tab Collar) принято и в Европе.

Воротник «Варио» (варно) - бывает у сорочки, верхнюю пуговицу которой вполне можно не застегивать. У него широкие отложные края, концы которых довольно сильно расходятся в стороны. Иногда они не острые, а срезанные, такие уголки по европейским стандартам обычно именуют cutaway. В застегнутом виде у этой модели воротничка образуется дугообразная линия.
Рубашка с воротником «варио» считается неофициальной формой одежды, хотя с костюмом и галстуком выглядит неплохо, просто данный вариант не для официальных и праздничных мероприятий, а вот в будни он уместен. Кроме того, сорочку с таким воротником, у которого, кстати, немало интерпретаций, можно носить с джемпером, пуловером и свободными брюками. Для европейцев эта модель либо широкий воротник (Wide Collor), либо воротник с изгибающейся линией (Curve Collor).

Воротник «Баттен-даун» - отложной, с разнообразными концами («баттен-даун» может быть и классическим, и острым как «Кент», и т.д.), уголки которого пристегиваются с помощью пуговиц к ткани сорочки. К нему подходит узкий галстучный узел, но рубашка с «баттен-дауном» не требует обязательного ношения галстука и часто носится с расстегнутыми верхними пуговицами. Надевать ее на официальные мероприятия не стоит. Зато можно носить с неформальной одеждой - джемперами, пуловерами или кардиганами. «Баттен-даун» и в Европе Button-down.

Воротник-стойка (или мандарин – напоминает китайский воротник) – полоска ткани, облегающая шею, без отложных краев, с небольшим расстоянием между краями под подбородком. Концы воротника – прямоугольные углы, четкие или округленные. Пуговицы рубашки с воротником этого фасона могут быть спрятаны под планку. Рубашку с воротником «мандарин» принято носить только с френчем. У рубашек в стиле Casual тоже бывает воротник стойка, но выглядит он несколько по иному. Понятно, что такой вариант не для костюма. Международное обозначение – No Collar, т.е. просто - без воротника.

Воротник «Бабочка» - тоже стойка, но с удлиненными и заостренными концами, отложенными в стороны под углом 45°. Предназначена для галстуков «бабочка», «пластрон» - (платок, который завязывается узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой, его британский вариант - «эскот»), или «лавальер» - (белый шейный платок, который в настоящее время чаще всего продается уже завязанным в небольшой узел, его свободно спадающие концы красиво драпируются).
Сорочку с элегантным воротником-стойкой с отгибающимися уголками надевают в особо торжественных случаях с фраком, смокингом или визиткой. А в Европе это вовсе и не бабочка, а крылышки – Wind Collar.

Ну а когда производители проявляют фантазию, на свет появляются различные нюансы, например, в виде закругленных уголков ворота, или дополнительных пуговичек на стойке под воротничком, очень вытянутых и острых уголков, срезанных углов и т. д.

Чтобы окончательно постичь «рубашечную тему», нужно знать некоторые особенности.

  • Классические сорочки под костюм и неформальные сорочки casual принципиально отличаются по дизайну, фактуре и тканям. Самые дорогие классические мужские сорочки изысканы, строги и просты.
  • Гладкая натуральная ткань – классика для консервативного бизнеса, протокольных мероприятий, переговоров высшего уровня. Чем проще рисунок, тем дороже смотрится ткань. А выигрышнее всего однотонность. Хотя полоска на рубашке допустима, но лишь едва заметная. И чем тоньше, тем лучше. Компромиссный вариант - однотонная ткань в жаккардовую полоску.
  • Правда натуральные ткани требуют почти профессиональной стирки, крахмаления и безупречного отглаживания. Идеальный вариант, когда такие ткани пропускают через специальный горячий пресс, или обрабатывают химическими составами. Ткань становится супергладкой и гораздо меньше мнется. Можно выбрать сорочку из ткани с небольшим содержанием синтетики, которая хорошо гладится, быстро сохнет и практически не мнется.
  • Для повседневного ношения качественной синтетики бояться не стоит, благодаря особым микроволокнам ткани, она отлично пропускает воздух, легко стирается и долго не теряет внешний вид.
  • А еще хорошая, дорогая классическая сорочка кроме, разумеется, качества кроя, отличается от дешевых собратьев особо прочными стежками - на каждый сантиметр шва приходится примерно 7 – 8 машинных стежков, чем больше стежков имеет шов, тем он прочнее.
  • Дорогая сорочка для официального случая или торжества должна быть без кармана. Карманы на груди предусмотрены у немее формальных сорочек. Накладной карман должен быть совершенно пуст - никаких ручек, визиток, платков и т.д.
  • У «официальных» жестких воротничков внутрь ворота вставлены пластмассовые или латунные съемные пластинки, сохраняющие его форму и предотвращающие загибание уголков. Это важно для рубашек, которые носят строго с галстуком.
  • Воротник не должен быть как слишком тесным, так и слишком свободным. В идеальном варианте между воротником и шеей свободно проходят пальцы руки.
  • Края воротничка сорочки должны прикрываться лацканами пиджака. Если же этого не происходит, то это говорит о плохом крое воротничка или неправильно подобранном пиджаке.
  • Галстучный узел должен «сесть» в треугольник воротника, а для этого нужно соблюдать соответствие размеров первого и второго.
  • Длина рукава у сорочки заканчивается на точке, где рука соединяется с кистью. Манжеты, бывают 2-х видов - на пуговицах (обыкновенные), и на запонках (французские). Они обязаны «выглядывать» из-под пиджака примерно на 1 сантиметр. А вот форма манжет, это опять таки фантазия и вкус производителя. КАРТИНКА
  • Низ рукава должен иметь несколько складок в месте соединения с манжетом. В очень дорогих сорочках петля для дополнительной пуговицы на рукаве располагается не вертикально, а горизонтально. Нередко все петли обрабатываются вручную.
  • Сорочку нужно правильно подбирать по длине. Иначе она может выбиваться из брюк.
  • Обычно сорочечные пуговицы бывают в 4-мя дырочками, с 3-мя - это особый шик дорогих экземпляров. Что касается материала для пуговиц, то это либо перламутр, либо высококачественная пластмасса, имитирующая его. Сейчас подобные подмены нередки, так как перламутр материал хрупкий и иногда ломается.
  • Традиционные консервативные цвета сорочек - белый и почти белый – экрю (экрю от франц. ecru - некрашеный, неотбеленный). Голубой, бледно-розовый, бледно-сиреневый и бледно-желтый, тоже можно считать уместными для бизнеса. Классикой считаются сорочки в тонкую полоску.
  • По правилам этикета на официальное мероприятие, к черному смокингу или просто темному вечернему костюму необходимо надеть белую рубашку. В обычные дни белые рубашки носят только руководители и сотрудники, работающие с клиентами.

Ну а остальные цвета, если их правильно сочетать с костюмом, джемпером, кардиганом, остаются для тех случаев, когда строгий дресс-код, к счастью, не нужен!

– вид одежды из легкой ткани, покрывающей верхнюю часть тела. Сейчас рубашкой называют и сорочку, и , и традиционную славянскую одежду, а также элемент нижнего белья.

История

Слово «рубашка» происходит от слияния двух слов «Рубъ» — грубая ткань, и «руш» — рвать, ломать. «Рубище», как раньше называли рубашку на Руси, — одежда из грубой толстой ткани.

Первая льняная рубашка, согласно археологическим находкам, обнаружена в египетской гробнице, построенной, предположительно, около 5-ти тысяч лет назад.

Предшественниками рубашки считаются античные хитон и туника, хотя в современном своем варианте рубашка по виду отличается от них.

В период раннего Средневековья, и среди мужчин и среди женщин, было принято носить две туники – нижнюю и верхнюю. При том, как правило, нижняя туника была длиннее и шире, нежели верхняя, которая к тому же имела и более короткие рукава.

В эпоху Возрождения в Италии обязательным элементом мужского костюма являлась сорочка, чаще всего изготовленная из белой ткани и имеющая длину примерно до середины бедра. Такой предмет одежды имел округлый или квадратный вырез горловины, которую в этот временной промежуток стали украшать кружевом, вышивкой или тесьмой. Ткань сорочки было принято пропускать через разрезы на рукавах верхней одежды, оформляя в виде пышных буфов. Также этот элемент одежды выпускали между штанами и короткой верхней одеждой. В женском гардеробе итальянок того времени также была в моде иссеченная ткань рукавов, сквозь отверстия которой был пропущен тонкий светлый материал нижней рубашки. Такая тенденция обеспечивала контрастные цветовые сочетания темных оттенков верхней одежды и светлых – нижней рубашки.

С течением времени белоснежные рубашки из тонкого льна становятся отличительным признаком людей знатного происхождения. Простолюдины, в основном, носили рубахи из более грубой по структуре и более темной по цвету ткани. Во-первых в связи со своим финансовым положением, а во-вторых от работы белая ткань быстрее пачкалась, а возвратить ей былой вид в это время возможности не было. Люди самых низших социальных слоев в принципе не могли позволить себе пошив рубашки, а также уход за ней – стирку, глаженье, крахмаленье. На создание 1 квадратного метра полотна уходило более 80 часов кропотливой работы, в связи с чем большой популярностью у населения пользовались услуги портных, однако позволить себе оплатить их могли немногие. В это время моду на рубашки стали высмеивать в народе, говоря, что дворянин «носит свое богатство на плечах».

Для Испании XV-XVI веков было характерно использование мужчинами сорочки, которая скрывалась под наглухо застегнутым колетом. Для сорочки того времени характерны брыжжевый воротник и высокие манжеты, выглядывающие из-под верхней одежды. У женщин нижняя рубашка также скрывалась под , однако воротник сорочек представительниц прекрасного пола мог быть не монолитным, а раскрываться спереди, открывая шею (так называемый «воротник Стюарт»).

В моде Германии, Англии и Франции этого периода сильно итальянское и испанское влияние.

С начала XVII века в мужском костюме на территории Франции сорочка являлась одновременно элементом нижнего белья и верхней одеждой. Стоит отметить, что примерно с этого времени известно появление первых запонок на манжетах: изначально они представляли собой две пары стеклянных пуговиц, соединенных между собой цепочкой .
С середины века количество сорочек в повседневном мужском наряде увеличивается: теперь сильный пол носит нижнюю, более узкую сорочку, и верхнюю, которая была значительно шире и украшалась кружевом и оборками. Особое внимание уделялось декору больших накладных воротников. Французские дамы в это время носят нижнее платье котт, состоящее из лифа и .

В XVIII веке сорочка по прежнему является составной частью нижнего белья мужчин. Во Франции, считающейся законодательницей мод, до середины века этот предмет одежды украшался и пышно отделывался кружевом на манжетах. С середины века модное течение из Англии привнесло свои изменения во внешний вид рубашки. Теперь она шилась с минимумом украшений, воротник был стоячим со слегка загнутыми концами. Такая одежда превосходно сочеталась с , вошедшим в моду в 70-х годах XVIII века.

На рубеже XVIII-XIX веков, после Великой Французской революции, перемены коснулись жизненного уклада многих европейцев, что, несомненно, не могло не отразиться на их внешнем облике. Одежда того периода стремится к простоте и удобству, а развитие промышленности и бурный рост производства, в сочетании с большим скоплением населения в крупных городах, способствуют образованию единого стиля европейского костюма и утрачиванию его национального своеобразия в различных областях региона.

В XIX веке рубашка постепенно становится общенациональной одеждой в США. В эпоху гражданской войны она входит в состав униформы для солдат. Впервые размеры рубашек стандартизируются. В то время классическая рубашка превращается в сорочку, знакомую нам. Ее перестают надевать через голову, теперь она застегивается на пуговицы спереди, как обычная верхняя одежда. Накрахмаленные жесткие воротники уступают место мягким. В конце века среди женщин пользуется особой популярностью английский костюм, состоящий из блузки, юбки и жакета. В это же время, в связи с развитием различных видов спорта, в мужском гардеробе появляются цветные рубашки.

Начало XX века было отмечено известной демократизацией в женской моде. В период Первой мировой войны некоторые женщины и вовсе надевали униформу, в состав которой входили рубашки. Популярны также были свободные блузки, не стесняющие движений. В 20-х годах прошлого столетия в моду вошли платья-рубашки из недорогих шелковых и хлопчатобумажных тканей.

В мужском же гардеробе рубашки прочно осели еще в конце XIX века, поэтому в начале XX особых изменений они не претерпели.

В 40-х годах рубашки стали неотъемлемой частью униформы военнослужащих. После Второй Мировой войны чрезвычайно популярными в женской моде стали костюмы, состоящие из и юбки, которые, разумеется, не обходились без блузки. Самым лучшим вариантом была блузка, созданная из ткани, схожей с подкладкой пиджака. Ворот блузки украшался бантом или галстуком.

Рубашка в России

Рубашка с давних времен является частью национального одеяния на Руси. Предмет одежды, своим внешним видом напоминающий рубаху, «достался в наследство» славянам от скифов.

К середине IX века под влиянием тесных связей с Византией некоторые элементы одежды, распространенные на территории этого государства, проникли в Киевскую Русь. В качестве парадной одежды киевские князья предпочитали носить туники из дорогих византийских тканей. Такая одежда шилась с длинным рукавом и имела разрезы внизу по бокам.

Согласно письменным источникам XIII века на Руси в это время был известен предмет одежды под названием «срачица» (совр. сорочка), который использовался в качестве нижней одежды и знатью и простыми людьми.

Крестьянская сорочка шилась из холста или пестряди и имела подкладки спереди и на спине, которые пришивались красными нитками. К цельнокроеному рукаву для удобства движения пришивали ластовицу красного цвета. Швы декорировались красной окантовкой. Носили такую рубаху навыпуск, подпоясываясь шнурком или нешироким поясом. В особых случаях рубаха украшалась съемными воротниками-ожерельями круглой формы и расшитыми зарукавьями – прототипами манжет. Женщины носили длинную рубаху, доходящую до ступней. Такая одежда шилась, как правило, из белого полотна, особы побогаче могли позволить себе рубаху из цветного шелка. Горловина, подол и низ рукава украшались вышивкой или обшивались тканью другого цвета.

Представительницы прекрасного пола, занимающие высокое социальное положение, помимо рубашек, носили также туники и далматики. Из-под рукавов верхней одежды у них всегда выглядывали богато украшенные зарукавья нижней сорочки.
С XV века в Московской Руси разрез рубахи переместился влево (появилась рубашка-косоворотка), а длина самой вещи несколько уменьшилась. С этого же времени появляются горничные рубахи (носятся в горнице). Рубахи, изготавливаемые из белого хлопка или шелка, стали основной нижней одеждой обеспеченных горожанок и знати. Как правило, такой вид одежды был прямого кроя, собирался у горловины и имел узкий рукав.

Крестьянство этого времени использует рубашку в качестве верхней одежды.

С начала XVIII века в русской моде верхних сословий, благодаря Петру I, распространилось европейское влияние. В соответствии с этим вся придворная знать одевается согласно западным модным тенденциям: нижние рубахи мужчин обильно декорировались кружевом на манжетах, изготавливались из тонкой белой ткани, со стоячим жестким воротом.

Представители других сословий — купцы и мещане неохотно отказывались от традиций ношения национального русского костюма, однако, спустя четверть века европейское влияние проникло и туда. Так у купчих стали встречаться рубашки и сарафаны с глубоким .

В середине XIX века в интеллигентской среде славянофилов популярность обрели рубахи-косоворотки, в то время, как для крестьянского сословия такая одежда оставалась основной. В городской женской моде наиболее заметны холщовые блузы, надеваемые в качестве нижнего белья. В конце века формируется униформа для зарождающегося рабочего класса, в которую также вошли и рубашки.

Мужчины-простолюдины, как и прежде, носят рубаху-косоворотку навыпуск, подпоясываясь ремнем или шерстяным кушаком. Такие рубахи украшались вышивкой или тесьмой по низу рукава, подолу и горловине.

Женские рубахи, как и мужские, были прямого покроя с длинным рукавом. На белой ткани женских сорочек чаще всего красовались различные узоры, вышитые красными нитями. Вышивка украшала горловину, оплечье, манжеты и низ этой одежды и считалась своеобразным оберегом от нечистой силы. Самые сложные орнаменты и картины помещались на низ рубахи. Ширина вышивки в этом месте могла достигать 30 сантиметров.

В крестьянской среде рубаха имела особый смысл. Первыми пеленками младенца были перешитые рубахи родителей – для мальчика отцовская, для девочки, соответственно, рубашка матери. Такие пеленки, по поверью, лучше сего оберегали от злых сил. По той же причине в первые годы жизни дети носили «наследство» от родителей или старших братьев и сестер. Подпоясанная рубаха доходила до пола, и часто была единственным элементом одежды.

Современный вид рубашки

Современная рубашка состоит из воротника, рукавов, манжетов, полочки, ластовицы и спинки. В основе рубашки – сшитые вместе полочки (передняя часть) и спинка (задняя часть). Между ними, у основания рукава, вшивается треугольный кусочек ткани – ластовица. Сверху к спинке пришивается кокетка, которая бывает цельнокроеной (состоит из целого куска ткани) и стачной (составной), состоящей из двух симметричных кусков ткани, сшитых посредине. Традиционная длина подола современной рубашки – чуть ниже середины бедра. Сам по себе подол может быть как прямой, так и закругленной формы.

Материалы, используемые при пошиве рубашки, выбираются самые разнообразные: от шелка, до синтетики. В отделке этого вида одежды выступают различные виды декора: , вышивка, клепки, стразы и т.п. Рубашки носят преимущественно те, кто предпочитает классический стиль и стиль . В мужском образе рубашки прекрасно сочетаются с , пиджаками. В женском, помимо всего вышеперечисленного, есть возможность комбинировать рубашку (блузку) с юбкой.

На сегодняшний день выделяют несколько видов воротников сорочек:

Классический (стандартный) воротник . Его концы располагаются на небольшом расстоянии друг от друга и могут прикрывать галстучный узел. К классическому типу воротников относят «таб» и «кент». У первого отложные края одинаковой длины прилегают к стойке, имеется также миниатюрная застежка, соединяющая концы такого воротника под галстуком. Отложные края воротника типа «кент» несколько больше по ширине, чем сама стойка. В застегнутом виде такой воротник образует треугольник с острыми углами.

Широкий (косой или полусрезанный) воротник оставляет галстучный узел открытым за счет большого расстояния между концами ворота. К наиболее распространенным воротникам широкого типа относятся «акулий плавник» и «итальянский воротник». Концы «акульего плавника» расходятся достаточно резко. «Итальянский воротник» являет собой нечто среднее между классическим типом воротника и широким.

Удлиненный воротник характеризуется более длинными концами по сравнению со стандартными параметрами. В настоящее время используется не так часто.

Воротник-бабочка (Торжественный воротник) – идеальный вариант для смокинга, фрака или визитки. Это воротник-стойка с удлиненными и заостренными краями, отогнутыми на 45о. Как правило носится с галстуком-бабочкой.

Воротник «баттен-даун» (Воротник на пуговицах) . Края такого воротника пристегиваются на пуговицы к ткани рубашки. Такую сорочку допустимо носить в неформальной обстановке, без галстука.

Воротник с закругленными концами (или Итонский воротник) – широкий отложной, может использоваться как на мужских рубашках, так и на женских платьях. Название получил от униформы, распространенной в престижном Итонском колледже для мальчиков. Сегодня встречается крайне редко – либо на официальных мероприятиях, либо — что чаще – в предметах одежды для женщин.

Воротник «мандарин» — узкий воротник-стойка, не имеющий отложных краев, с прямоугольными или закругленными концами. Изначально встречался исключительно в китайской национальной одежде, сегодня распространен значительно шире. Прекрасно сочетается с френчем.

Основными критериями при выборе сорочки с тем или иным типом воротника является форма лица, а также высота и ширина шеи. Мужчинам с большим размером головы и крупным лицом следует выбирать рубашки с крупными воротниками. Мужчинам с узким лицом и некрупной головой лучше обратить внимание на рубашки с воротниками небольших размеров.

Рукава и манжеты

Рукава рубашки бывают длинные, короткие – летний вариант, и — 3/4 — для любителей компромиссов. Ширина рукава обычно пропорциональна ширине самой сорочки.

Манжеты появились на рубашках приблизительно в XV-XVI веках. Своим названием они обязаны французскому слову «manche» (рукав). На сегодняшний день можно выделить три основные группы манжет: манжеты на пуговицах, французские манжеты, неаполитанские манжеты. Первый тип, как следует из названия, застегивается на пуговицы, чаще всего встречается на мужских рубашках. Сорочки с такими манжетами уместны для повседневной жизни и офисного стиля, однако совершенно недопустимо появление в них на официальных мероприятиях. Края таких манжет могут быть закругленными или острыми, а количество пуговиц варьируется от одной до трех.

На официальные и торжественные мероприятия принято надевать рубашки с французскими манжетами, которые шьются из двойного слоя ткани. Такие манжеты застегиваются на запонки, либо завязываются шелковыми лентами. Края таких манжет, также могут быть острыми или закругленными. Иногда, на заказ, левый манжет изготавливается чуть больше правого – специально для носящих крупные наручные . Такой манжет называется poignet montre, или «часовой манжет». Выступание края манжета из-под пиджака более, чем на 1,5 см считается дурным тоном.

Неаполитанские манжеты (или манжеты Джеймса Бонда, коктейльные манжеты) вошли в моду после выхода серий фильма про Джеймса Бонда с Шоном Коннери в главной роли. Внешним видом такие манжеты напоминают французские, однако застегиваются не на запонки, а на пуговицы.

Карманы и пуговицы

Считается, что чем больше карманов на сорочке – тем менее она элегантна. Наличие кармана на рубашке сегодня допустимо лишь в неформальной обстановке и в офисах с нестрогим . На официальные мероприятия надевать рубашку с карманами не рекомендуется.

Пуговицы для рубашки производятся сегодня из самых разнообразных материалов: от металла и пластмассы до натуральных (в том числе и полудрагоценных) камней. Они могут быть как одного цвета с рубашкой (классический вариант), так и иметь совершенно другой оттенок.

Виды застежек

Традиционные современные рубашки могут изготавливаться с любым из трех видов застежек:

  • обычным – пуговицы и петли расположены на подогнутых краях полочки;
  • застежкой на планке — в этом случае рубашка снабжается дополнительным элементом – планкой, выглядящей, как полоска ткани, на которой расположены пуговицы. Планка может быть пришивная (когда полоска материи пришивается к полочке рубашки) и цельнокроеной (когда планка образуется путем подгиба ткани полочки);

  • супатной застежкой (потайной) — при таком типе застежки пуговицы не видны, так как скрываются между двумя планками рубашки.

Считается, что сорочка, надеваемая под пиджак для официальных мероприятий не должна иметь планки, поскольку вместе с галстуком такой наряд может смотреться грубовато.

Виды рубашек

Блузка – женская приталенная рубашка, часто из легкой ткани.

Гавайская рубашка — рубашка с короткими рукавами, широкая. Как правило, выполненная в ярких цветах с крупными, заметными узорами, часто цветочными. Появилась в 30-х годах XX века.

Поло – рубашка с отложным воротником на двух-трех пуговицах. Также имеет короткие рукава с манжетами (в классическом варианте). Часто называют «футболкой-поло».

Ночная рубашка – «потомок» средневековых рубашек. Элемент одежды для сна.

Обязательная вещь мужского гардероба - рубашка. Мнение о том, что все рубашки у мужчин одинаковы и похожи друг на друга, - ошибочное. При всем сходстве рубашек модельеры сумели так разнообразить изделия, что можно составить обширную классификацию их.

Все мужские рубашки можно разделить на 2 основных типа - классические и спортивные.

Классический тип

Классические изделия - это строгость, сдержанность, универсальность. Их шьют из мягкого тонкого полотна.

Они не привлекают излишнего внимания своим цветом. Для классических сорочек считается уместной только однотонная расцветка, белый или светло-голубой оттенок, неяркие, спокойные тона светлых расцветок. Допустимым отступлением от цветового единообразия является мелкая, неброская более тёмная полоса на светлом фоне.

Рубашки классического типа элементам официального костюма, их носят с галстуком. Поэтому воротники классических изделий - жёсткие. Нижний срез классических сорочек традиционно выполняют изогнутым, более коротким по боковым швам, удобным для заправления в брюки.

Спортивный тип

Спортивные рубашки не имеют таких строгих ограничений. Кроме тонкого и мягкого полотна, при их изготовлении используют и более плотные, даже грубоватые ткани (деним). Разнообразно и качество полотна: хлопчатобумажные, шерстяные, фланелевые материалы.

Абсолютно свободны портные спортивных рубашек в отношении цвета. Он может быть практически любым: светлым и тёмным, ярким и спокойным, однотонным, с различными рисунками (широкая и узкая полоса, клетка разного размера, цветочные принты и пр.).

Спортивные рубашки носят в неофициальной обстановке, без галстука, не заправляя в брюки, поэтому их воротники - мягкие, а нижний срез - прямой

Виды рубашек по их фасону: (приталенные, классические, свободные)

Модельеры предлагают мужчинам рубашки, которые отличаются кроем спинки и полочек, а также тем, как они сидят на туловище.

Различаются 3 основных фасона рубашек: классический, приталенный, свободный.

Классический фасон

Классические изделия (Regular Fit) выкраиваются по основным размерам туловища, между тканью и полотном имеется небольшой зазор (1,5 – 2 см). Их носят под пиджаком, жилетом (в официальной ситуации) или свитером (неофициальная ситуация), при этом не возникает чувство неудобства. При заправлении в брюки над ремнём впереди образуется небольшая складка, на спине складок нет.

Справка! Изделия классического фасона может быть в гардеробе любого мужчины, независимо от его возраста и особенностей фигуры.

Приталенный фасон

Крой приталенной рубашки (Slim Fit) позволяет ей плотно сидеть по фигуре и подчёркивать её строение. Их часто носят не заправленными, поверх брюк, а при заправлении над ремнём не должно быть складок.

Справка! Приталенный фасон выигрышнее всего сидят на мужчинах, которые занимаются спортом и имеют атлетическую фигуру. Главное - следить за тем, чтобы не была натянута и не расходилась планка с пуговицами, а на спине полотно не слишком сильно обтягивало мышцы.

Сорочки свободного фасона (Custom Fit) позволяют чувствовать себя комфортно любым мужчинам. Стилисты рекомендуют носить их с пиджаком, иначе они выглядят излишне мешковато.

Справка! Изделия свободного фасона можно носить как под пиджак, так и навыпуск.

Современный фасон

Modern Fit - это самый подходящий вариант для мужчин, которые хотят выглядеть актуально. Этот фасон - сочетание всего лучшего и комфортного из традиционных вариантов.

Разнообразие видов рубашек по дизайну

Отдельные детали изделий (воротник, карманы, застёжки и т.д.) вносят большое разнообразие в классификацию рубашек.

По крою воротника

В зависимости от кроя воротника мужские сорочки делятся на следующие виды:

С классическим воротником

Классический воротник, который получил название благодаря имени английского герцога - Кент, имеет среднюю высоту, подходит к любому галстуку, допускается расстегивание на 1 (в некоторых случаях 2) пуговицы. Сорочки с таким воротником не имеют ограничения в носке, их сочетают с костюмом, курткой, джемпером.

С французским воротником

Французский воротник (или акула) - более широкий, его концы заметно отделены друг от друга в разные стороны.

Совет! Воротник акула желательно сочетать с галстуком, имеющим массивный узел.

С воротником-бабочкой

Бабочкой называют воротник с острыми и удлинёнными уголками, разделёнными прямым углом (45°). Такие рубашки очень требовательны к окружающим вещам. Они сочетаются только с галстуком-бабочкой, поэтому их воротники имеют сходное название. Поверх этих изысканных вещей надевают только фраки или смокинги.

Совет! Вместо галстука-бабочки сорочки с такими воротниками можно сочетать с мужским шейным платком.

С прямоугольным воротником

Разновидность классического воротника - кромби. Его отличие - прямоугольные концы, а также более широкий размер.

С пряжкой

Края воротника таб соединяет специальная пряжка из ткани, имеющая застёжку (кнопка, пуговица). Таб носят с галстуком, при этом перемычка скрывается под ним.

Справка! В неформальной обстановке допустимо надеть изделие с воротником таб без галстука (под джемпер, свитер с V-образным вырезом и т.д.). Пряжка в таком случае обязательно должна быть застёгнута.

С неформальными воротниками

Кроме перечисленных форм важной детали рубашки модельеры предлагают изделия с неформальными воротниками.

В них края уголков имеют пуговицы для крепления на ткань полочек (баттен-даун). Такую одежду носят без галстука, из пиджаков наиболее подходящи те, которые сшиты из плотной ткани.

К свитеру больше всего выбрать сорочку с жёстким воротником (варно), края которого не опущены на полочки. Этот вариант также уместен с жилетом.

С облегчённой курткой, с пиджаком модели френч хорошо смотрятся изделия, имеющие воротник, состоящий из одной стойки, без уголков (мандарин).

В гардеробе мужчин, которые носят приталенные пиджаки, обязательно должны быть сорочки с воротниками, имеющими не заострённые, а закруглённые (итонские) края.

Виды рубашек по наличию или отсутствию карманов

Немаловажной декоративной деталью мужских сорочек являются карманы.

Они тесно связаны со стилем и предназначением изделий.

  • Официальный вариант - карманы отсутствуют.
  • Полуофициальный вариант - на изделии допускается 1 карман. Сорочку надевают с костюмом, под пиджак, но её также можно носить отдельно от костюма.
  • Неофициальный вариант - вещи с 2-мя карманами. Одежда с карманами предназначена для использования в неформальной обстановке.

Виды рубашек по застёжке на манжетах

На мужских вещах используются разные способы застёжек на манжете.

  • Обычная застёжка: пуговица на одной стороне манжеты и петля на другой стороне.
  • Французская застёжка: с двух сторон на краях манжеты имеются петли, манжета застёгивается при помощи запонок.

Виды рубашек по застёжке

Неодинакова и застёжка, соединяющая две полочки изделия. Все застёжки отличаются по способу выполнения. В зависимости от их оформления сорочки делятся на 3 группы.

С обычной застёжкой

В большинстве изделий ткань для застёжки выкраивается вместе с полочкой, а затем подворачивается на изнаночную сторону. На одном подвороте делаются петли, к другой пришивают пуговицы.

С планкой

Второй слой ткани на застёжках с планкой обеспечивается таким же подворотом или дополнительной частью материала. В любом случае место застёжки (планку) оформляют строчкой.

С потайной застёжкой

Более сложный вид застёжки - потайная (супатная). Своё название она получила, потому что петли выполнены на нижнем слое планки, накрывающей пуговицы. Верхний слой этой планки полностью скрывает петли с застёгнутыми пуговицами.

Виды рубашек по ткани, из которой они сшиты

Дополнительным параметром классификации сорочек является полотно, из которого они сшиты.

По виду ткани рубашки делятся на:

Хлопчатобумажные

Экологичный, комфортный вариант, имеющий одно неудобство - сорочки быстро мнутся. В последнее время к хлопку добавляют небольшое количество вискозы, что позволяет рубашкам выглядеть хорошо в течение длительного времени.

Льняные

Натуральный лён стал настоящим спасением для мужчин. Льняные рубашки летом незаменимы в жарком климате, они позволяют чувствовать себя комфортно, независимо от высоких температур. Недостаток льняной ткани тот же - она сильно мнётся.

Шелковые

Рубашки из натурального - изделия не на каждый день. Они относятся к элитным вещам, придают особый шик и роскошь их владельцам.

Мужчина в правильно подобранной рубашке всегда выглядит достойно и зрело. В гардеробе должно найтись место моделям для официальных встреч и званых обедов, равно как и рубашкам, в которых можно сходить в клуб или на игру в гольф. Но как выбрать? Каким бывает крой, тип воротника и застежек? И как не купить втридорога брендовую вещь, для которой есть более качественные, хоть и менее именитые альтернативы?

Чем отличаются спортивные рубашки от классических

Весь арсенал мужских рубашек можно поделить на два типа: спортивные и классические.

Основные различия:

Классическая Спортивная
Ткань Мягкая (твил, королевский оксфорд, пинпойнт), плетение тонкое. Грубые и прочные материалы. Допускается использование денима, фланели, шамбре.
Цвет Белый или голубой. Слишком яркие и темные оттенки не допустимы. Максимум – темная мелкая полоска на светлом фоне. Любой.
Рисунок Отсутствует или почти незаметный: мелкая полоска, горошек. Клетка – гинем, тартан или plain (широкая, ассиметричная) цветочный принт, пейсли («огурцы») и пр.
Воротник Жесткий, предназначенный для ношения галстука в официальной обстановке Мягкий, без дополнительных вставок.
Низ Изогнутая форма. Часто с ластовицей. Прямой, не заправляется в брюки.

В спортивных рубашках допускаются карманы, различные декоративные застежки и эполеты, тогда как классический стиль карманов не признает. В некоторых моделях официального образца имеется один в качестве декоративного элемента – он должен всегда оставаться пустым.

Различные фасоны

Приталенная рубашка типа Slim-Fit всегда готова выступить самостоятельным элементом образа, то есть ее можно носить и без пиджака. Идеально подходит для атлетического телосложения.

При выборе внимание нужно обращать на несколько моментов:

  1. Рукав должен начинаться точно по плечу – не выше, иначе появятся складки и не ниже – это сигнализирует о слишком большом размере.
  2. В правильно подобранной рубашке планка с пуговицами ни в коем случае не натягивается.
  3. Не должно быть складок в области самых широких мышц на спине.
  4. Нельзя, чтобы заправленная в брюки приталенная рубашка нависала над ними, образуя складку за нижней линией ремня. В этой статье вы можете прочитать о том, .

Модели классического кроя (Regular-Fit) обычно носятся с галстуком в официальной обстановке и сочетаются со свитерами или жилетами в более формальном окружении.

Свободные рубашки, или Custom-Fit подходят для любого телосложения, но без пиджака обычно не носятся. При выборе главное, чтобы вещь не оказалась мешковатой, а тип воротника гармонировал со стилем костюма и был к лицу.

Полезные советы

  • Лучшее расстояние между шеей и воротником – в один большой палец, иначе рубашку не получиться застегнуть на последнюю пуговицу, или она будет «душить» своего владельца.
  • Если модель подходит для ношения навыпуск, то оптимальная длина – до середины заднего кармана джинсов.

Разновидности воротников

Идеальный воротник гармонирует с костюмом и приходится к лицу:
  1. Классический , средней высоты – для квадратного или «сердцевидного» лица.
  2. Широкий или cutaway – для лица узкого, треугольного, с резкими чертами.
  3. Удлиненный визуально вытягивает круглое лицо и удачно прячет длинную шею. Неуместен для случаев, когда шея полностью в нем тонет.

Формальные варианты

По типу кроя классикой считается воротник кент (получил название от имени герцога Кента) – универсальный вид, принимающий компанию любого галстука, носится с разными пиджаками и даже в комплекте с кожаной курткой или футболкой, как у доктора Хауса. Лучший узел для галстука – виндзор. Кент можно расстегнуть на одну или две пуговицы, и при этом не прослыть неопрятным.

  • Акула или французский воротник – широкий, с краями, разведенными в стороны. Он идеален в сумме с деловым костюмом и широким галстуком, завязанным массивным узлом (двойной виндзор, например). Маленькие узлы и узкие галстуки на фоне «акулы» теряются. Не подходит для сорочек под смокинг или френч.
  • Бабочка - стойка с удлиненными и острыми краешками, разведенными в стороны под углом в 45о. Название воротнику дало строгое его сочетание с галстуком-бабочкой. Англичане дали ему имя «wine» (крылышко), а французы - «Parasit». Гармонично смотрится только с фраком или смокингом. Вместо бабочки можно повязать декоративный мужской платок эскот или пластрон.
  • Таб подразумевает наличие матерчатой перемычки-пряжки и застегивается на кнопку или пуговицу. Под пиджак галстук обязателен, т.к. он помогает скрыть эту пряжку под собой, а под глубокий вырез свитера или кардигана его носят и так, но непременно с застегнутой пуговицей вверху.
  • Кромби – прямоугольный широкий воротник со смотрящими вниз краями.

Неформальные варианты

  • Баттен-даун – стойкий и плотный отложной воротник с длинными краями, пристегнутыми к рубашке пуговицами. Прерогатива спортивных сорочек, т.к. изначально его придумали для одежды игроков поло. Без него невозможно представить гардероб casual стиля - с галстуком он не совместим, зато отлично сочетается с пиджаками из плотной ткани.
  • Варно – этому типу характерна плотная ткань, которая не дает уголкам касаться края рубашки. Такие воротники носят со свитерами и жилетами.
  • Мандарин – плотная неширокая тканевая полоска-стойка, хорошо облегающая шею. Отложных краев нет. Носится с френчем, макинтошем или легкой курткой.

В отдельный вид определяют итонские , закругленные воротники – они хороши с приталенными пиджаками.

Какие бывают манжеты

Манжеты обязательно должны быть чистыми и показываться из-под рукава пиджака на 1.5 см, прикрывая половину циферблата часов (или часть запястья).

Они бывают двух видов:

  1. На пуговицах;
  2. Французские, или под запонки.

Интересный факт: запонки – признак высокого статуса в обществе, особенно если они сделаны из драгоценных металлов. Они обязательно подбираются под остальные ювелирные украшения.

О брендах и ценах

Лучшие модели из высшего ценового диапазона – неаполитанские (от 12-20 тыс. руб.). Это Barba, Anna Matuozzo, Luigi Borrelli, Finamore и др. Итальянский бренд Corneliani (с производством в Италии) просит за свои сорочки от 12 тыс. руб. Английский Paul Smith с пошивом в Италии установил цены на уровне 10-14 тыс. руб. и дороже. За рубашку с российским лейбом Artem Bayarinov придется заплатить 7-8 тыс., а за Denim&Supply или знаменитый Hugo Boss – 6 тыс.

В среднем сегменте оказались сорочки Ck Calvin Klein, Tommy Hilfiger и Lacoste (от 4 тыс.). В два раза ниже стоимость продукции марок ZARA, Mexx и Marks & Spencer.

Бюджетные варианты стоят 1000-1500 руб. В эту категорию попадают рубашки Romazotti, H&M и New Yorker.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.