Шитье золотом. Виды вышивок. Работы фантази с блестками и канителью

Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.

Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» - прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.

В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.

Способы золотного шитья

Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
очень редкой профессии - золотошвейка.

Редкая умелица - она вышивает
Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
жемчуг и пр.)

При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

У нее
высшее образование - сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
дарованный свыше талант.
Кроме того, она работала в мастерской Валентина
Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

Но самое
удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
Темы для рисунков
Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
- бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни - сначала покупала на свою
учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
культуры

Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
коллекционеров.

В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
чудесные пасхальные яйца.

"СПАСИТЕЛЬ"












На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа.

Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы.


Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье,облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.


Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились
талантливые мастерицы.Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана - типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия.


Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным
серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее
характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII-XIX веков.


Растительно-геометрические орнаменты второй половины - конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект.



Особую составляет кружево XVIII века западно¬европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d’Espagne». «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень
тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике.




В XVIII-XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их
главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество.







Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт.




Искусством металлического кружевоплетения в XIX - начале XX века по традиции занимались в женских монастырях

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией
дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течении поступали из Византии памятники ее искусства.

Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства,
привозимые из Царьграда.
]



С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим
издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.


Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.

РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ

К.А. Михайлов

Одной из новых и статусных категорий находок на Рюриковом городище под Великим Новгородом стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» 1 вышивали воротники и иногда нарукавники - «поручьи» древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати. После масштабных археологических исследований XX столетия находки золотного шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Особенно часто воротники, вышитые золотной нитью находят во время работ на древнерусских могильниках ХП-ХШ вв. Может показаться, что в этом ряду находка 2001 г. стала лишь одной из многих (Приложение II № 24). Уникальность городищенской находки связана с контекстом ее местонахождения. Два скопления фрагментов бити были открыты в 2001 г. во время раскопок верхних слоев древнего рва на южном краю Городищёнского холма, первое - в заполнении срубной постройки. Бить представляла собою клубок не затронутых коррозией металлических нитей желтого цвета. Ее нити изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк, который не сохранился до наших дней (рис. 1). Толщина нити около 0,3 мм. Сопутствующие находки позволяют сузить дату попадания находки в слой до второй половины XII в.2 До сих пор золотное шитье редко находили в городском слое и тем более в датируемом комплексе. Как мне кажется, эти обстоятельства находки на Городище дают повод в очередной раз подробно рассмотреть всю категорию подобных украшений костюма на территории всей Древней Руси.

В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (рис. 2-3). Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнез-дова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Аналогичные по технике изготовления нитей ткани, по мнению М.В. Фехнер, происходят из кургана близ с. Россавы и из гробницы кн. Андрея Боголюбского во Владимире3. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако точно в такой же технике изготавливали золотные нити в Китае и, по-видимому, в Византии. Например, нити, выполненные из кишок животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна, датируемой началом XIII вв.4 Германский исследователь средневекового текстиля Отто фон Фальк предположил, что изготовление золотых нитей из кишок животных начинает распространяться в Византии только с XI в. Находка из го-родищенского слоя, напротив, принадлежит к самой массовой технологической группе с навитой на шелковую основу фольгой. Судя по числу нитей, находка может оказаться остатками вышитого воротника.

Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно стала одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов древнерусской золотной вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев. Многочисленные работы исследователей вводят в научный оборот ее новые образцы5. Главным образом этот фонд находок пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно археологические находки древнерусского времени рассматривались в работах М.В. Фехнер, М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХИ-ХШ вв.7

Золотная нить

Рис. 2 Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу
Рис. 3. Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу

По моим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах отражено не менее 70 географических пунктов, из которых происходит более 155 образцов древнерусского золотного шитья Х-ХШ вв. (Приложение I-II) 8. Помимо опубликованных находок известного происхождения, в музейных фондах хранятся вещи из де-паспартизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОАВЕС) находится не менее 7 образцов золотного шитья; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского -не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории Украины -около 18 образцов домонгольского золотного шитья из археологических раскопок9. Значительная их часть осталась без документации. Новые находки также происходят из современных раскопок Белгорода, Переяславля-Хмельницкого, Чернигова, Дмитрова, Великого Новгорода. Точное число фрагментов трудно определимо, так как один и тот же предмет в музейном хранении может быть разделен на несколько фрагментов и далеко не все из них могли быть опубликованы10.

Несмотря на многочисленность находок золотного шитья, наиболее редкими остаются самые ранние его образцы. Долгое время таким ранним примером древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского «княжеского» кургана Черная могила, который датируется второй половиной X столетия и. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотным шитьем, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной могилы отстает от большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золотного шитья она выглядит редким примером, не связанным с последующей, древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли это утверждение?

Помимо 64 мест находок древнерусского шитья конца XI-XHI вв. (Приложение II), мне стало известно о 15 находках золотного шитья X столетия, выполненных из фольги и дротовой, круглой в сечении проволоки - бити, из не подвергшегося коррозии металла желтого цвета (Приложение I). Бить из белого металла (серебра) мною пока не учитывалась. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников: Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Эти находки немногочисленны и связаны с кругом ранних, «дружинных» древнерусских погребений.

Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу обряда трупоположений - погребальным камерам. Например, в захоронении под курганом Ц-301 археологи из МГУ обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу «саммит» или самитум/ samitum n. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды в отдельно стоящем берестяном туесе13. Из комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера СИ. Сергеева из нескольких погребальных комплексов, происходят три фрагмента золотной нити14. Нить сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины1S. По мнению исследователей, в кургане Дн-1 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами грибовидной формы16. Существуют упоминания о том, что фрагменты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 17. Вторая находка золотной нити из трупосожжения связана с большим «княжеским» курганом из раскопок В.И. Сизова. В предшествующих публикациях упомянуты следы золотой насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на погребальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от верхней, «парадной» одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре часть одежды из инвентаря оказалась прижатой к шлему. В результате, фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент18. Аналогичная находка была сделана в Чернигове. Там шитье с золотной нитью украшало одежду мужчины, захороненного в большом «княжеском» кургане Черная могила. Судя по прекрасной сохранности черниговской ткани, она была положена в могилу уже на потухший погребальный костер19.

После Гнездова самая представительная коллекция золотного шитья представлена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерёво. Фрагменты нитей из желтого металла найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297,348,38220. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов от воротника верхней одежды, изготовленных из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3-0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недо-шивинаи М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-П, 422, 424 21. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.

Вероятно, к той же группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бити из Пскова. Они происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное труло-положение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X - началом XI столетия. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды22. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания), с погребением в кургане Черная могила, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна23.

К числу ранних образцов золотного шитья можно отнести и остатки «парчи» - вышивка от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со сканным орнаментом, арабский дирхем, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной - концом X в.и

За время, прошедшее с момента публикаций М.В. Фехнер, несколько расширился круг находок ранних образцов золотного шитья и аналогий этих находок. Мы знаем, что множество женских и мужских древнерусских костюмов в X в. украшались шелковой тесьмой с металлическими нитями. Большинство из них оказались серебряными. Однако, небольшая часть этих вышивок была украшена нитями из золота. Большинство таких нитей оказались сделаны из шелка, обмотанного тонкой золотой фольгой. Эти ранние находки связаны с могильниками Чернигова, Гнёздова, Тимерёва, Пскова и Рюрикова городища. Всего 15 находок, которые относятся к X в.

Аналогии и происхождение: В эпоху раннего средневековья одними из первых в Европе золотную нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении позументы с вышивкой украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором - налобную часть головного платка или покрывала безымянной деiy шки погребенной в королевской усыпальнице25. Вслед за Меровин-i ";i ми, одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы 111 шзнаются англо-саксонские тесьмы с золотными нитями из погребе-11 ий VI-VII вв. Примером может стать тесьма шириной в 9 мм из кур-пшаТэгагов Барроу в Бэкингемсшире. Как считает М. Мюллер-Вилле 11 ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собой и копируют общие для всех образцы. Это касается как 1 ia6opa вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бытовую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие образцы тканей, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. Во-первых, в Хедебю - крупнейшем торговом центре Ютландии - тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960, 2/ 1963, 5/ 1964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см., при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2-0,5-0,8 мм26. В других частях Дании золотные нити, украшавшие одежду, найдены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (вторая половина X в.), в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.), в погребении первой половины X в., в кургане из Ладбю и в погребальной камере из-под церкви в Еллинге (вторая половина X в.)27. В последнем захоронении золотная нить украшала всю верхнюю одежду погребенного в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей, которые располагались по всей площади камеры28. Так же золотные нити украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений два - Еллинге и Ладбю - считаются местами захоронения представителей высшей знати - членов королевского дома.

В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка, где в 16 камерах золотная нить использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542,551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736,750, 791,824, 832, 844)29. Украшение из золотной нити найдено в составе погребального комплекса кургана Скопинтул из Адельсё. Тесьма из золотых и, по-видимому, шелковых нитей найдена среди инвентаря королевского кургана Гокстад, Норвегия30.

Анна Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X столетия. При короле Харальде Синезубом и его преемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Империи. Через двор Оттонов в скандинавскую среду распространяется византийское культурное влияние. Парадная придворная одежда с вышивкой или тесьмой из золотной нити появляется, по мнению А. Крог, вместе с распространением христианства31. Следует отметить, что в ряде женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная верхняя скандинавская одежда с металлическими фибулами. Ее заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен. Интересно отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые находки древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы и высоким социальным статусом погребенных, а также в восьми погребальных камерах, т.е. памятниках аналогичных камерным захоронениям Дании и Бирки.

По мнению М.В. Фехнер, большинство шелковых тканей привозились на территорию Руси из Византии или из Испании. Вероятно, действительно большая часть древнерусских очелий, поручей, накидок и воротников, вышитых битью, могла быть импортирована. В то же время, многие исследователи считают, что значительное число золотных вышивок являлось произведениями местных, древнерусских мастериц. Основой для таких представлений стали, например, сообщения летописи об открытии в Киеве в 1086 г. школы для обучения золотной вышивке; вклады с русским шитьем XII в. на Афоне и некоторые технологические особенности древнерусской вышивки.

В конце Х-начале XI вв. золотную нить с примесью серебра, крученую с шелком, активно, в качестве товара, вывозили из Багдада в Египет. Стоимость подобной нити в 20 раз превышала стоимость золота Л2. На основании этих сведений можно предполагать, что не ранее конца XI в. вместе с готовыми тканями и вышивками, на территорию Древней Руси могли попадать и сами золотные нити, которые, в свою очередь, использовались местными мастерами. В предшествующий период виды орнаментов, технология изготовления древнерусского.юлотного шитья ничем не отличаются от скандинавских образцов эпохи викингов. По-видимому, скандинавская и древнерусская золотная вышивка поступали из одного и того же зарубежного источника.

Золотым шитьем принято называть вышивку металлической нитью - золотной, серебряной. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченое золото и серебро - нити в виде тянутых проволочек. Позднее вместо волоченых нитей начинают использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. К XVI веку золотая нить почти полностью исчезает, ее заменяет золоченое серебро. Помимо пряденых нитей, в золотом шитье можно было встретить бить, имеющую форму плоской полосы, канитель - тонкую проволочку, скрученную спиралью, а также металлические блестки в виде плоских колец. Выполнялись вышивки металлической нитью в большинстве случаев в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как другая, льняная или шелковая, пришивала металлическую к ткани. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. При этом мастерицы могли прикреплять металлическую нить таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей, поэтому особую роль играла рельефность поверхности. Плоский рельеф шили простым наложением нити на ткань, то есть гладким швом. При желании создать более выпуклый орнамент подкладывали под узор бумагу, вату, бересту или делали настил из нитей. Этот прием, имеющий название "шитье по карте", был известен уже в XVII веке.


Золотое шитье являлось одной из наиболее распространенных вышивок, с неизменным успехом используясь в быту всех слоев населения. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода. Обратимся к использованию шитья в области одежды, поскольку здесь металлическая нить нашла самое разнообразное применение.


В XVII столетии, когда в России не существовало своего производства парчевых и шелковых тканей, при царском дворе нередко используют вместо дорогих привозных материалов вышивку золотым шитьем. Помимо русских национальных узоров, золотым шитьем воспроизводили орнаменты привозных тканей. Так возникает шов "на аксамитное дело", подражающий петельчатой ткани аксамиту. Вышивают шелком, повторяя узоры бархата. В одной из кроильных книг Мастерской палаты Кремля под 1628 годом мы читаем: "Скроен государю налатник тафта бела под шитье, земля зашивать серебром, а травы аксамитить золотом и бархатить" 1 . Русские мастерицы так искусно имитировали узор и технику, что отличить ткань от вышивки, без изучения изнаночной стороны, бывает затруднительно.

1 (А. Викторов. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584 - 1725 гг. Вып. I. М., 1877, с. 287, 291. )

В XVIII и XIX веках в купеческих домах и у зажиточного крестьянства можно было увидеть душегреи, платки, рубахи, кокошники и сорочки, покрытые золотым шитьем. Фантастические цветы XVIII века, обобщенно или реалистично трактованные цветочные узоры XIX века поблескивали позолотой и серебром на цветном фоне бархата или шелка. На ветках или между ними размещались фигурки птиц. Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах - в виде букетов или пышного дерева. При этом орнамент располагался или свободным узором по бархату, камке, атласу, или сплошь закрывал фон. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Сочетание золоченых блестящих нитей с ярким праздничным цветом фона мы часто встречаем на головных уборах и епанечках. В Нижегородской, Архангельской и других губерниях праздничными головными уборами женщин являлись головные платки и косынки с шитьем на налобной части и по углам. То плотные, как бы кованые из металла (этот шов и носил название "кованый"), то легкие, разбросанные по фону стебли со множеством листьев, цветов, гроздей винограда составляли причудливые орнаменты на белых, фиолетовых, черных и красных платках.


Примером украшения светской одежды золотым шитьем в XVIII веке может служить парадное платье Петра I из голубого гродетура работы русских портных. Кафтан, камзол и штаны этого комплекта богато расшиты серебряной нитью. Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых "на проем", способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья.


Не менее богато декорировались золотым шитьем одежды 1730 - 1740-х годов. После небольшого перерыва, падающего на середину столетия, к этому виду отделки возвращаются вновь, украшая им парадные и бальные мужские и женские платья, официальные придворные костюмы, военные мундиры. В XVIII веке богатые барочные мотивы проникают и в сферу культового шитья. Одежды священнослужителей, покровцы и пелены нередко перешивали из принесенных в дар женских и мужских платьев. Широкие робы, самары, юбки, носившиеся на фижмах, сшитые из богатых тканей и украшенные пышным шитьем, позволяли снова выкроить из уже готовых вещей более простые по форме облачения для церковнослужителей. В музейной практике имеются случаи, когда церковные облачения после реконструкции вновь принимали форму женского платья. Но даже тогда, когда облачение кроилось из новых материалов и вышивалось в монастырях, оно получало настолько светское оформление, что могло служить образцами шитья, характерными и для гражданского платья. Последнее особенно важно при незначительном количестве сохранившихся до наших дней мужских и женских костюмов XVIII века. Барочные завитки из металлической нити, бити и блесток первой половины XVIII века или идущие бордюром растительные мотивы, дополненные стеклянными блестками, характерные для конца XVIII столетия, или строгие гирлянды начала XIX века наглядно показывают изменение орнаментальных узоров золотого шитья.


В XIX столетии наиболее богато отделывались золотым шитьем введенные в 1834 году костюмы для придворных дам. Кроме вышивки на юбке, лифе и рукавах, особенно красивый и пышный узор покрывал длинные шлейфы. В шитье использовались различные материалы: металлическая пряденая нить, блестящая и матовая бить, часто можно встретить канитель, блестки. Рисунки узоров регламентировались, но в них, несомненно, находили отражение бытовавшие в то или иное время декоративные орнаменты. При этом наблюдается определенное изменение и техники шитья. В платье 1830-х годов встречается накладное шитье в сочетании с шитьем на проем битью - характерные для первой трети XIX столетия; в костюмах конца XIX столетия мы находим вышивку в прикреп, при этом либо прикрепляются предварительно вышитые по холсту узоры, либо шитье выполняется прямо по ткани платья, но без прокладки холста с изнаночной стороны, как это было свойственно народному шитью. Использовались в большинстве случаев бить, пряденая нить и блестки.


Продолжало использоваться золотое шитье и для отделки бальных женских туалетов. В них с наибольшей отчетливостью проявлялись требования своего времени как в общем характере отделки, так и в моделировках узоров. Одно из платьев эрмитажного собрания из розового атласа с вышивкой серебряной нитью и битью в сопровождении цветной глади знакомит с вариантом художественной отделки рубежа XIX - XX веков.


Украшались золотым шитьем и парадные мундиры придворных чинов и сановников. В конце XIX века на мундире обер-камергера вышивка располагалась на обеих полах во всю длину, по швам и разрезам на подоле, на воротнике, обшлагах, карманах. Шитье было настолько плотным и насыщенным, что почти не просвечивал фон ткани. В вышивке использовался целый набор материалов и технических приемов, аналогичных шитью на дамских придворных платьях этого же времени. Великолепие мундиров сановных лиц превосходно передано в картине И. Е. Репина "Заседание Государственного совета". Ярко-красные тона отделки мундиров и блестящее золотое шитье создают впечатление подавляющей пышности.


В продолжение второй половины XVIII и в XIX веке отделывалось шитьем золотной и серебряной нитью офицерское военное платье. Шитые детали военного костюма служили, как правило, для обозначения звания и принадлежности лица к той или иной части. Мундирное шитье XVIII и XIX столетий имело значительные различия в расположении, орнаменте, исполнении узора. Так, на офицерских мундирах ж лейб-гвардии Преображенского полка XVIII века вышитые узоры находились на полах, на клапанах карманов, на рукавах и по разрезу подола. Шитье делали накладным, пришивая уже выполненные по холсту в прикреп детали, из канители, пряденой нити и блесток. Орнамент представлял собой перекрученную петлю из стилизованных листьев, гроздей ягод и розетки. Постепенно видоизменяясь, этотузор в начале ХIХ века принимает более строгие очертания и предстает перед нами в виде вышивки на воротнике и лацкане обшлага. Шитье выполнялось теми же материалами, с добавлением блесток-плащенок на проем (нитью) и в прикреп (канитель и блестки). Шитье на гвардейских мундирах отличалось большей сложностью и изукрашенностью по сравнению с вышитыми отделками мундиров других частей армии.











Платок головной. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния. Шитье "на угол" золотными и серебряными прядеными нитями, битью и блестками. Золотое шитье в прикреп по карте по синей шелковой ткани. 95х92. PT-11734. Поступил в 1933 г. из собрания И. А. Гальнбека


Рубаха от костюма уральской казачки. Деталь. Вторая половина XIX в. Рубаха из белого узорчатого шелка, голубого атласа, ситца и кисеи. Шитье золотными прядеными нитями тамбурным швом, битью и блестками в прикреп. Длина передка 50, рукава 90. PT-102396. Приобретена в 1945 г. ЗК ГЭ




Кафтан и камзол Петра I. Деталь. 1724. Работа придворных мастериц. Шитье серебряными прядеными нитями на проем по шелковой голубой ткани гродетуру. PT-8559. Поступили в 1930 г. из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук СССР



Кисет в форме мешочка со складными боковыми сторонами. Конец XVIII в. Шитье золотными прядеными нитями, битью и канителью на проем и в прикреп по голубому шелку. 13х10,5. РТ-4672 Поступил в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина. Обложка для записной книжки. Конец XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями и сканью в прикреп по черному бархату. 11x15,7. РТ-5285. Поступила в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина



Платье придворное. Деталь шлейфа. Конец XIX в. Мастерская "Г-жа Ольга". Шитье золоченой битью и канителью в прикреп по темно-голубому бархату. РТ-13133в. Поступило в 1924 г. Происходит из Зимнего дворца

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.