Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей. Как определить, что ребенок левша и стоит ли его переучивать

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы - доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей - помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.



До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.


Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.


Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить «леворукость»

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку - например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.



Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.



Во взрослом возрасте левши часто выбирают творческую профессию и избегают рутины

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее - в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.


Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать - он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: ). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши - легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой - эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить-ли его...?
Каждый человек – это целый мир с уникальными особенностями и отличиями.

Не существует таких параметров, которым он непременно должен соответствовать.

Твой ребенок отличается от других тем, что он левша?
Стоит-ли пытаться сделать его таким, как все?

Попытка «переучить» ребенка использовать левую руку при письме, еде и т. д. не может не казаться странной… Если у крохи будут, например: карие глаза, рыжий цвет волос, курносый нос, большие уши… - станешь-ли ты пытаться изменить его внешность?

Во всех советских школах дети должны были писать исключительно правой рукой, и других вариантов у них не было.
Некоторые учителя рекомендовали родителям привязать левую ручку ребенка к телу, чтобы он не мог ею воспользоваться. Но не кажется-ли тебе, что на самом деле это невероятное кощунство, физическое и моральное издевательство над ребенком?

Детские, да и не только детские, психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь.

Почему мы разные

Известно, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, является Центром Управления нашим телом. При этом работает перекрёстно, т. е. левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое, соответственно, отвечает за левую половину тела . В зависимости от того, насколько развиты полушария, мы можем воспринимать информацию по-разному.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности, например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.

Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.

«Правополушарные» - «левши» существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.

Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации...

Люди, у которых левое полушарие более активно, способны мыслить логически, владеют аналитическими способностями, отлично запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков и решению арифметических задач.

А вот представители рода людского с развитым правым полушарием, которые отчасти и являются левшами, гораздо лучше реагируют на стрессы: они не теряются в сложной обстановке, могут оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Кроме того, они отличаются развитой интуицией, образным мышлением и творческими способностями. Неплохо, не так ли?

Кстати, знаешь ли ты, что среди людей искусства, а также общественных и политических деятелей есть довольно много левшей: Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель… Этот список можно продолжать бесконечно. Мы рекомендуем тебе не забывать о нем, если вдруг тебе придет на ум переучить своего ребенка-левшу.

Переучивание опасно(! )

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями , и прочим нарушениям психики. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Левши – это потенциальные гении

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.

Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе...

Когда становится понятным, что ребенок левшаОднако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.

Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится 3 года, говорить о том, что он левша, нельзя.

Если же ребенок уже достиг 3 лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку.

Существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами.

У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.

Как воспитать левшу

Если у тебя растет «леворукий» малыш, от тебя потребуется больше внимания, тонкий подход, применение интуиции в общении с ребенком.

Отнесись к особенности крохи как к уникальному, невероятному подарку судьбы. Однако не стоит стремиться вырастить из него вундеркинда. По сути, нет особого значения, какой рукой ребенок пишет и ест, ведь главное в жизни далеко не это.

Но ты должна иметь в виду, что для левшей существуют особенные ножницы, ложки и прочие приспособления, которые могут немного облегчить жизнь твоему ребенку.

Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
будьте доброжелательными и чуткими;
создайте благоприятный климат в семье;
не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
примите ”леворукость” как должное;
хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь «приготовить» вундеркинда;
чаще делайте ребенку сюрпризы;
поощряйте повышение уровня детской самооценки;
не противопоставляйте малыша обычным деткам;
лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
не предъявляйте завышенных требований;
любите ребенка таким, какой он есть.

Также не забывай, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь для такого малыша нужно расположить перпендикулярно привычному для правшей положению. Также малыш с рабочей левой рукой будет иметь трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик. Возможно, таким занятиям тебе следует уделить больше внимания.

Прежде всего, родители должны ознакомится с программами развития леворуких детей, так как процесс развития несколько отличается от традиционного. Ещё с первых месяцев жизни ребёнка можно определить леворукость: то, какой рукой ребёнок впервые хватает игрушку, а затем и ложку – явный показатель принадлежности к право- или леворукости. Таким образом, мама может начать индивидуальное развитие своего малыша как можно в более раннем его детстве. В первую очередь следует следить за эмоциями малыша. По данным научных исследований леворукие дети обладают более тонким эмоциональным восприятием, чем праворукие. Таких детей нужно чаще хвалить и поощрять за мелочи, так как это очень важно для правильного формирования их психики в целом.

Никогда не стоит обращать внимание третьих лиц на леворукость ребёнка, особенно, если он уже вышел из младенческого возраста и всё понимает. В некоторых случаях такое акцентирование может значительно повлиять на уровень самооценки ребёнка, повысить который ему вряд ли удастся даже во взрослой жизни. Случается, что ребёнок воспринимает своё «отличие», как ущербность, что делает его замкнутым и чрезмерно стеснительным. В других случаях излишнее внимание к леворукости может стать причиной неоправданно расслабленного поведения ребёнка и отсутствие дисциплины. Все свои неудачи, основанные на банальной лени, он будет «сваливать» на свою леворукость.

В дошкольном и школьном возрасте родителям стоит серьёзно подходить к адаптации ребёнка к детскому саду и школе. В первую очередь необходимо поставить в известность воспитателя или учителя о том, что ребёнок является левшой. Оговаривается при этом и вопрос того, переучивался ли он ранее на действия правой рукой или нет. Многие педагоги с многолетним стажем считают, что согласно методике прошлых лет нужно обязательно переучивать левшей. Родители должны внятно дать понять, что делать этого не стоит. В крайнем случае, можно спрашивать ребенка, не заставляет ли учительница (воспитательница) брать ложку или карандаш в правую руку.

Так или иначе, но вывод у нас один – переучивать левшу не только нежелательно, но и опасно. Позволь твоему ребенку быть таким, каким его создала природа. Не стоит пытаться подстроить его под других людей. Кто знает, возможно, именно в вашей семье растет будущий президент или знаменитый художник!?

Главное запомнить, что у мудрых, любящих родителей, которые не переучивают насильно леворукость, дети вырастают развитыми всесторонне, успешными личностями, которые могут использовать обе руки полноценно.

_________________________________
P. S.: Сама я от рождения левша.
В школе, первом классе меня, как и других ребят-левшей переучивали в правшу… Помню в классе нас, левшей, было много. Но моя мама всячески поощряла мою левую руку… И, благодаря маме, я смогла сохранить левую руку, а благодаря школе - «приобрела» правую руку.
Стала

- амбидекстрамом - обеерукой.

Проблемы в детстве:
- была упряма, т. к. считала, что то, о чём меня просят не правильно и глупо;
- долго не выговаривала букву «Р». Зарычала я, только в 13 лет;
- хотя научилась читать рано, к 3 годам, в слух всегда читала медленней, чем про себя, автоматически меняя местами слова, буквы..., что осталось до сих пор;
- писать научилась тоже рано, но и сегодня часто путаю местами буквы, от этого те, кто меня не знает, могут решить, что я не очень грамотна...;
- из-за того, что в школе переучивали, да, было небольшое заикание… С возрастом прошло, но иногда всё же всплывает, особенно когда нервничаю...;
- Гений! Не скромно, но без преувеличения. Отсюда много проблем в общении со сверстниками в школьные и студенческие годы, меня всегда раздражала их тупость, а их моя замудрость и индивидуальность...
Даже мой муж со временем признал гениальность во мне, и моя мама тоже.
Очень трудно мужу было признать мою гениальность, т. к. он мужчина-мусульманин, и ему надо во всём быть правей и выше - женщины-жены. Но всё же перед моим разумом он не устоял, отступил..., уступив мне место мозгового центра нашей семьи.
Маме моей было признать это ещё сложней, чем мужу, т. к. она очень тщеславна, из тех людей, которые ни признают ни какого другого мнения и опыта, кроме своего собственного, и из-за этого постоянно ошибается, но собственные ошибки её ни чему не учат… Повторяет их вновь и вновь. По этой причине, именно её признание было для меня наивысшим пилотажем.

За дочкой наблюдаю. Пока не понятно. Пользуется она обеими руками одинаково, преобладания пока не вижу.

Первый тест, определяющий, станет малыш правшой или левшой, - какой рукой он потянется к погремушке. Что делать, если и взрослеющий ребенок пишет, рисует и ест левой рукой?

Около 90% людей являются правшами. Примерно 5% левши и такое же количество одинаково успешно владеют левой и правой рукой.

Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.

В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой - правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша.

Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

Оптимальный возраст для выявления леворукости

Ведущую руку очень важно определить еще в дошкольном возрасте. Это позволит оградить ребенка от переучивания на активность правой руки и снизить риск его неудач в учебе.

Диагностику леворукости малыша можно начинать в возрасте от 4-5 месяцев, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов. Однако в возрасте 2-2,5 лет развитие ребенка предусматривает периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. До возраста 4-4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками. И лишь около 5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

Последствия переучивания леворуких детей

До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.

Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:

  • искажение формирования личности ребенка;
  • невроз;
  • подавление творческого развития;
  • повышенная раздражительность;
  • упрямство;
  • повышение невнимательности.

По статистике, сейчас на Земле почти 500 млн леворуких людей. Левшами в Европе рождается около 10% детей.

Особенности обучения леворуких детей

Родителям, воспитателям и педагогам необходимо учитывать доминантность правого полушария у леворуких детей. Созданию комфортных условий для учебы левшей помогут:

  • организация учебного места с хорошим освещением с правой стороны;
  • знание особенности, что левшу нежелательно сажать у окна, так как леворукие дети имеют свойство легко отвлекаться;
  • неакцентирование внимания на неудачах левшей, ведь они очень эмоционально реагируют на проблемы в учебе;
  • помощь в преодолении возможных трудностей в овладении точными науками;
  • поощрение интереса к гуманитарным наукам и творческой деятельности;
  • понимание, что переучивание леворуких детей создает дополнительные трудности в овладении ими счетом, письмом и чтением;
  • отсутствие негативного отношения к леворукости ребенка.

Левше - быть!

Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.

Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга , тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

В спорте левшей часто называют southpaw. Принято считать, что термин появился в США среди игроков в бейсбол. Бейсбольные поля обычно проектируются так, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Поэтому левши имеют преимущество при игре в бейсбол.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ориентация ведущей руки развивается еще до рождения ребенка. Первоначально руку доминирования можно диагностировать исходя из того, какую руку (кулачок) малыш чаще берет в рот.

Дети-левши более нетерпеливы, но очень общительны и контактны. Они часто выбирают творческие профессии. Левши особенно ценятся в боксе и фехтовании, так как они имеют фактор неожиданности в бою.

Сейчас уже никто не принуждает детей к праворукому письму в школе, не переучивает левшей. Конечно, леворукий ребенок будет сталкиваться с неудобствами окружающего пространства, так как вокруг нас все обустроено под праворуких. Но это не основание для беспокойства, а еще одна возможность проявить заботу о вашем особенном малыше».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Есть трешка, комнаты 10 квадратов, 14 и 19. И дети 1 год, 12 лет - девочки, 14 лет мальчик. Сейчас у старших детей по комнате, а родители с малышкой в большой. Планировала годика в 2 отселить малышку к средней, но неожиданно дочь заявила, что она ей там не нужна. И что-то не соображу, куда малышку теперь девать.
А как у Вас живут дети, если по комнате на каждого не получается?

401

татьяна конюхова

Прочитала тему " Как Вы поняли, что беременны". Удивилась, что бывает, когда первым, кто узнал об этом чуде был не муж., и стало интересно, а кому первому Вы рассказали о беременности? Если что, для меня не актуально, я уж точно не планирую)), просто интересно)

185

sveta de

Девочки купили тур на кубу,лететь 14 часов. Ребенок летит естественно с нами.Скажите кто-нибудь летал с ребенком 1.9 года?Как перенесли перелет?Расскажите как развлекали и что ели ваши детки.Кто не одобряет наш перелет просьба пройдите мимо темы.Заранее всем спасибо

152

Светлана Кареткина

Посоветоваться хочу. Моя вторая свекровь в общем и целом милая женщина, но у нее похоже какое-то расстройство психики. Она давно не работает, когда-то работала медсестрой в гнойной хирургии (свекр зарабатывает более чем достаточно), целыми днями сидит дома и занимается чистотой. их квартира сияет снизу доверху, я даже в операционной не видела такой чистоты как у нее в ванной кухне и туалете. у нее есть специальные тряпочки и моющие и дезинфецирующие средства для всего, импортные и дорогущие. Все бы это было наплевать, но иногда мы вынуждены ходить к ним в гости. Это происходит как в фильмах про эпидемию вируса эбола.

В общем с соседями коридоре (там тоже чистота и стерильность, соседи выдрессированы и переобуваются снаружи) нас разувают и раздевают с нас верхнюю одежду. Для обуви выдаются специальные пластиковые мешки. Нам выдаются тапочки, которые после нашего ухода обрабатывают паром из отпаривателя и спец.средством. нашу верхнюю одежду убирают в чехлы и вместе с обувью выставляют на балкон. До этого момента меня ничего не напрягает. Но дальше хуже.

В комнате рядом с прихожей нам выдают домашнюю одежду, в которую надо переодеться. Наши джинсы и кофточки, в которых мы пришли, у девочек платья-сарафаны - все убирается в пакеты. Надеваем все чистое, которое после нашего ухода все стирается и обрабатывается отпаривателем. Муж даже носки переодевает. Хорошо хоть трусы можно оставить те в которых мы пришли.

Потом мы все гуськом идем в ванную. Там средства для мытья рук. С дезинфектором, какие-то специальные которыми хирурги моют руки перед операциями. Моем со средством и со щетками. Потом умываемся обязательно! Моем лица, уши. Только после этого, вытеревшись чистыми полотенцами которые тут же после вытирания выбрасывают в корзину для грязного, подставляем щеки для поцелуев.

Туалет для гостей отдельный. В свекровский ходить нельзя ни по маленькому ни по большому. Я как-то сходила на заре нашего знакомства несколько лет назад, так свекровь прямо при мне весь вечер провела за выдраиванием всего туалета с хлоркой, даже потолки по-моему помыла.

Свекр ко всему этому привык. муж тоже. Говорит что раньше она не была такой помешанной, хотя чистоту всегда обожала, но с возрастом это усиливается (ей 62 года). Девочки вроде тоже нормально относятся. хихикают. А меня прямо все это бесит до невозможности. Стараюсь отправлять своих в гости без меня, мужа и двух младших (старшая от предыдущего брака, ее лишний раз свекровь тоже видеть не горит желанием). Но не всегда удается. На нейтральной территории последние три года не встречаемся вообще, свекровь не любит без скафандра выходить из дома. Кафе и рестораны вообще ужас и смерть от инфекций в муках. Готовит она все только супер-термо-обработкой, все разваренное и распаренное чтобы убить всю инфекцию, не дай бог свежие фрукты и овощи, никогда! Есть короче это очень трудно. Но свекр с мужем мне подмигивают и уговаривают не обижать хозяйку, и девочек заставляют.

Однажды я сдуру решилась поехать в путешествие вместе со свекрами, никогда не была за границей а тут предложили в ОАЭ. Это был ужас, все обрабатывалось стерильными салфетками с антисептиком даже посуда из которой мы ели, и девочек она протирала каждые пять минут, у средней (младшей еще не было тогда) на антисептик началась аллергия, в общем стараюсь эту поездку не вспоминать.

И вот я для чего пишу. Узнала, что в последние несколько раз когда девочки оставались ночевать у свекров в выходные, свекровь девочек опять обрабатывала дезинфецирующим раствором от которого у средней опять красные пятна на лице, на шее и по линии роста волос (она им голову что ли этим раствором мыла я не знаю?!), все вещи адски пахнут хлоркой, особенно обувь внутри. Я не могу больше. Она сошла с ума как мне кажется. Не могу девочек не пускать туда, только старшую могу дома оставлять, и никакого скандала тогда не будет. А если я младших не дам, то будет апокалипсец. Но каждый раз она их протирает этим адским говном! Я пробовала давать свои лосьоны с собой, чтобы она кожу ими протирала, но она говорит что это все не работает от уличной инфекции,а с улицы можно даже столбняк и сибирскую язву принести. Что делать подскажите я уже устала и девочек жалко. Справку от дерматолога я уже брала, написали - экзема какого-то неуточненного генеза код 10, исключить моющие средства содержащие такие-то вещества (и там перечень химических названий), но свекровь сказала что экзема у младшей не от них а это оттого что я во время беременности не соблюдала гигиену ((((

136

Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосаб­ливаться к жизни в этом мире, поскольку мы жи­вем в правостороннем мире.

96 процентов людей праворукие, и, естествен­но, все вещи - от дверных ручек, замков, отвер­ток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жиз­ни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев ми­ра, были левшами.

В то время как некоторые родители расстраи­ваются, если их дети - левши, большинство ме­дицинских авторитетов считают, что благоразум­нее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки - это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.

Итак, что же делает большинство людей праворукими?

Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат - большинство людей праворукие. По­этому считалось, что у левши что-то не в поряд­ке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большин­ство людей праворукие, потому что мозг боль­шинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей ле­вое полушарие мозга господствует, поэтому пра­вая половина их тела более искусна и лучше раз­вита. Наша правая рука работает лучше, чем ле­вая рука.

Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок, перекладывает ложку из правой руки в левую? Или когда малыш тянется за игрушкой, хватает её левой ручкой? Наверное, вы не раз думали над тем, нужно ли переучивать ребёнка, или оставить всё как есть.

Многие родители ошибочно считают, что левшество – это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребёнка жёсткими мерами, а дальше всё пойдёт, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врождённых генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребёнка.

Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырём годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребёнка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребёнок обычно берёт мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, бросает мячик и т.д.

Посмотрите, как относится ребёнок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из левой ручки в правую. Если вы видите, что ребёнку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, то это сигнал вам, что вы нарушаете естественный ход развития организма и рискуете причинить ему непоправимый вред.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.

Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих

условиях. Их стихия – индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Как вы думаете, много ли левшей среди выдающихся людей?

Да, много! Леворукими были: Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Может, и ваш ребенок один из одаренных детей? Зачем идти наперекор природе и переучивать, только для того, чтобы он был таким, как все? Природа умна, знайте: ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Статью подготовила учитель прогимназии д/c "ЛУЧиК" на Остоженке

Васюкова Юлия Васильевна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.