V.Анализ романа «Эмиль или о Воспитании

ГОУ ВПО «Алтайский Государственный Университет»

Реферат на тему:

Анализ произведения Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или О образовании»

Выполнила студентка 482 группы

Биличук Евгения

Руководитель Шкунов В. Г.

Введение

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Эмиль или О воспитании» – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями Франции. И это было влиянием времени. В настоящее время роман актуален. И, на мой взгляд, каждому родителю необходимо понимание трудности стоящей перед ним задачи. Дети – это будущее.

О романе

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим произведением Руссо. Этот роман он полностью посвятил проблемам воспитания человека. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек - это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований, естественный человек – гармоничный и цельный, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.

«Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа - не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду».

Так существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей: быть военным, адвокатом, служить церкви.

Такое воспитание вредно для воспитанника. Руссо призывает к другому. «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Но «жить - это не значит дышать: это значит действовать... пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа... Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».

Итак, цель воспитания - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому человеку.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

    младенчество - от рождения до 2 лет;

    детство - от 2 до 12 лет;

    отрочество - от 12 до 15 лет;

    юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. Вскармливать ребенка нужно самой матери. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить - всему свое время. «Подготавливайте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».

В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии. «...Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму». Тогда он вынужден много наблюдать, набираться опытности. Так, Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами - это значит научить его пользоваться умом других, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств.

Но все-таки необходимо учить ребенка чтению, письму, а для этого, советует Руссо, прежде всего необходимо возбудить желание учиться: «Внушите ребенку это желание... и всякая метода будет хороша», «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко».

Руссо описывает пример того, как Эмиль научился читать. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы он сам умел читать!» Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых. Ну, а затем дело идет быстро и легко. То же - с письмом.

Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Живя в деревне, ребенок получает из своих наблюдений понятия о полевых работах; этому возрасту свойственно желание создавать, действовать, подражать. И у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды: «...О, зрелище! О, горе! Бобы вес вырваны, почва вся взрыта - не узнать даже места. Увы! ...Молодое сердце возмущено... слезы текут ручьями». Выясняется, что натворил беду огородник – он засеял этот участок семенами дынь. «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собственный был обеспечен», - наставляет он Эмиля. Так идея собственности также осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных наставлений и рассуждений.

Также из опыта ребенок получает уроки поведения, нравственных отношений. Он не хочет считаться с окружающими, доставляет им жизненные неудобства - пусть из своего опыта поймет невозможность такого поведения: «Он ломает свою мебель - не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер - не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».

«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», - указывает Руссо. Не надо наказывать детей прямо за то, что они солгали, но на них должны отразиться все дурные последствия их поступка.

Итак, здоровый, крепкий, резвый, хорошо развивающийся ребенок в 12 лет будет живым, кипучим, бодрым. У него нет затверженных речей или заученных манер, но всегда верное поведение. «...Мой воспитанник не говорит бесполезных слов и не тратится на болтовню; ...если он ничего не знает на память, он много знает на опыте; если он хуже другого ребенка читает в книгах, зато он лучше читает в книге природы; его ум - не в языке, но в голове». Так в этом периоде осуществляется естественное развитие ребенка.

В отроческом возрасте (12-15лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосредоточиваться на одном предмете, но не с помощью принуждения, а с помощью получаемого им при этом удовольствия. Не стоит полностью удовлетворять его любопытство, когда он обращается к наставнику с вопросами, тогда у него возникает желание и самому дополнительно узнавать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения, а воспитатель - поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за ним, заранее предугадывая его чувства, так же незаметно направлять их, подмечать те выводы, которые делает ребенок.

Руссо поясняет свои выводы некоторыми примерами. Так, чтобы ознакомить ребенка с законом преломления света в воде, он подводит воспитанника к пруду, в котором находится палка, кажущаяся преломленной. Рассматривая палку, совершая с нею разные действия, доходят до понимания названного закона.

Или еще пример. Воспитатель попытался говорить с Эмилем о вращении Земли, об ориентировании на местности по Солнцу, но тот не стал его слушать - зачем это? На другой день, они решили совершить до завтрака прогулку в лес. Забрели в лес и заблудились. Изнемогая от жары, усталые и голодные, они запутываются все больше и больше. И тогда, сев, чтобы отдохнуть, воспитатель «наводит» Эмиля на ответ, как искать путь домой: по тени, по Солнцу, по времени и т.п. - обо всем этом говорилось вчера, но безуспешно. Теперь это воспринимается совсем по-другому. Путь домой найден, а польза астрономии определена и интерес к ней возбужден. Таким образом решается задача воспитателя - искусно зародить желание воспитанника к изучению науки, вызвав интерес к ней.

В результате принужденный учиться сам, Эмиль пользуется своим, а не чужим разумом. У него мало познаний, но те, какие есть, являются его собственными и у него нет полузнаний: «У него ум всеобъемлющий, но не по сведениям, а по способности приобретать их - ум открытый, сметливый... готовый к просвещению».

Еще одной важной стороной жизни Эмиля являются занятия трудом. Труд, по утверждению Руссо, - неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе: «Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Ручной труд больше всего приближает человека к его естественному состоянию, ремесленник зависит только от своего труда. Земледелие - первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, с него и началось трудовое воспитание Эмиля. А дальше он сам выберет, чем ему заняться; ведь он уже умеет пользоваться токарным станком, рубанком, пилой, нужно лишь приобрести быстроту и легкость в их употреблении. Мужчине не подойдут такие занятия, как портняжное дело (это женское ремесло), торговля. Эмилю пришлось бы по вкусу ремесло, столяра; тем же юношам, которые имеют другие наклонности, полезно делать математические инструменты, телескопы и т.п. Лучше всего заниматься несколькими ремеслами, ведь эти занятия нужны не для того, чтобы стать специалистом, а для того, чтобы стать человеком. К юношескому возрасту Эмиль трудолюбив, воздержен, терпелив.

Необычна и своеобразна роль воспитателя: он ничему не учит ребенка, он пробуждает у него желание учиться; он незаметно направляет его деятельность, создавая нужные условия; он организует ситуации, которые позволяют воспитаннику узнать о нормах морали. Таким образом, воспитатель ничего не навязывает своему воспитаннику, а способствует Эмилю почерпнуть знания из собственного опыта.

Юношеский возраст (от 15 лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца.

В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство - любовь к себе, а второе - к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

Любовь к себе должна быть в это время направлена к добру, а основой всей жизни становятся эмоции. Воспитание и в этом возрасте происходит не наставлениями, а общением с людьми, примером, изучением истории: «...Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов. Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта». Но в тех случаях, когда опыт опасен, вместо того, чтобы переживать его самому, можно остановится на извлечении урока из истории. Так Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты в нем симпатия к бедным и угнетенным и желание помочь им.

Таким же образом протекает религиозное воспитание - Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира. В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

Так закончился и этот этап жизни Эмиля, теперь ему нужна подруга. Ей посвящена последняя, пятая книга романа, названная «Софи, или Женщина».

Женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. Софи имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Софи не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин. Софи любит наряды и знает в них толк. У Софи есть природные таланты; она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать. Она может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. Софи религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю. Ее воспитание как женщины, естественно, довольно значительно отличается от того, которое получил ее жених.

Эмиль вступает в пору любви и счастья; когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в сельской местности: там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они смогут совершить много благодеяний для поселян.

Заключение

В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка. В основе воспитания «по Руссо» должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом:

    каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения.

    воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося.

    интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Педагогические взгляды Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день.

Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.

Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.

Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины»

«естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании)

Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании)

Жан Жак Руссо выдающийся представитель, французского просветительного движения XYIII века. Глубокий мыслитель, гуманист и демократ, он страстно обличал в своих произведениях феодальный строй, господствующее социальное неравенство, официальную религию, подавляющее личность ребенка воспитание.

Ж. Ж. Руссо родился в 1712 году в городе Женева, в семье часовых дел мастера. Оставшись в раннем детстве на попечение дяди, сначала обучался нотариальному делу, но, оказавшись неспособным, был определен в мастерскую к граверу, где и провел три тягостных года. Не в силах больше терпеть грубое отношение мастера Ж.Ж. Руссо в 16 лет бежал от него и покинул Женеву. Начались годы скитаний, во время которых он переменил ряд профессий: был лакеем, писцом, гувернером, преподавателем музыки.

Не получив систематического школьного образования, Ж.Ж. Руссо самостоятельно приобрел обширные познания в области философии, истории, литературы и других наук. В 1941 году он переселился в Париж, где сблизился с прогрессивными философами и публицистами, сторонниками идей французского Просвещения XYIII века. За свою жизнь Руссо много создал, он изумил человечество своими шедеврами: «Элоиза», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или о Воспитании», «Исповедь», трактатами. И первый из них - рассуждение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», в котором Руссо бросил вызов общепризнанному мнению своим отрицательным ответом.

В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Руссо называет первобытное общество золотым веком. Возникновение частной собственности, разделение на богатых и бедных привело человечество к неравенству и обусловленной им порче нравов. Идеальное общество, соответствующее требованиям разума и построенное на началах свободы, равенства и братства охарактеризовано Руссо в произведении «Об Общественном договоре, или Принципы политического права». В нем мыслитель провозгласил идеи верховной власти народа, которая является ярким свидетельством его демократизма.

Вместе с тем Ж.Ж. Руссо высказался за ликвидацию в условиях идеального общества только крупных состояний. Выражая интересы, взгляды и настроения мелкобуржуазных слоев общества, он считал собственность, добытую личным трудом, священной и неприкосновенной. По словам Ф. Энгельса, «государство разума, - общественный договор Руссо, - оказалось на практике только буржуазной демократической республикой. Великие мыслители XYIII века, так же как и их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха».

В 1762 году вышел педагогический роман-трактат «Эмиль, или о Воспитании», который тесно связан с предшествующими работами Ж.Ж. Руссо социально-политического характера. В этом произведении он подверг критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе, и создал план формирования нового человека. Как и все французские просветители XYIII века, Ж.Ж. Руссо видел в воспитании одно из действенных средств преобразования общества. Он мечтал о том, что Эмиль, получив правильное воспитание, которое соответствует передовым социальным идеалам, сможет в дальнейшем послужить примером для своих сограждан и таким путем способствовать общественным улучшениям. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В «Эмиле» Руссо дает идеал воспитания для того, чтобы войти в общество «свободы, равенства и братства». руссо педагогический воспитание роман

Руссо был деистом и верил в существование бога как первопричины мира и бессмертие души. Но, придерживаясь религии, основанной на внутреннем чувстве человека, он разоблачил религиозное лицемерие и ханжество, открыто выступил против догматического учения и обрядности, резко обличил католических священников в корыстолюбии, жадности. Католическое духовенство добилось, что труд «Эмиль, или о Воспитании» подвергся публичному сожжению на одной из площадей Парижа, Амстердамский тираж также сожгли, оставшиеся книги были казнены в Женеве. Роман был внесен в список запрещенных книг, а автор предан папой анафеме.

Русская императрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «… не люблю я эмильевского воспитания…» - и запретила ввоз романа в Россию.

В романе два главных действующих лица - Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем, вплоть до его женитьбы на идеальной девушке Софье. Для выражений своих педагогических идей Руссо создал в романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося сиротой с малолетства, и берет на себя все обязанности и права родителей. Эмиль таким образом является плодом многолетних усилий своего воспитателя.

Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т.е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» - эта первая строчка «Эмиля» свидетельствует о том, что Ж.Ж. Руссо не хотел бы доверить воспитание современному ему обществу, так как оно уродует человека и не достигает цели. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей. Такое воспитание вредно. Руссо призывает к другому: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком…». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Целью воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.

Детей тружеников, считал Руссо, воспитывать не нужно, поскольку они воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитывать феодалов, правильно воспитывать их детей, и тогда мир изменится в лучшую сторону. Поэтому героем своего романа он берет мальчика из знатной семьи, причем, по теории Руссо, до двух лет ребенку нужна мать, поэтому в руки воспитателя попадает в двухлетнем возрасте. Оберегая ребенка от дурного влияния города, Руссо помещает его на лоно природы, в деревню. Таким образом, воспитывая человека для общества, Руссо воспитывает его вне общества.

Кто является воспитателем? Руссо считает, что человек формируется под влиянием трех факторов воспитания: 1. Природа - та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. 2. Вещи - в широком понимании - это среда, окружающая Эмиля. 3. Люди.

Идеальная система воспитания та, в которой все три фактора действуют в одном направлении, поддерживая и дополняя один другой. Природа ребенка идеальна. Прекрасна. Ребенок рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Вещи - окружающая среда несправедлива, уродлива, противоречива. При столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно, его радо изолировать. Люди - современное общество не может сформировать гражданина, так как нет Отечества. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считает природу; люди и вещи лишь создают возможности для воспитания.

Понимание Ж. Ж. Руссо естественного природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменского. Убежденный в том, что все в природе, включая человека и его деятельность, подчинено единым универсальным законам, Я. А. Коменский полагал, что и педагогические средства должны быть природосообразными, т. е. находиться в соответствии с общими указаниями природы.

По мнению Ж. Ж. Руссо, воспитывать природосообразно означает: 1)строить воспитание, следуя естественному ходу развития природы самого ребенка - ничего нельзя вносит извне, надо помогать ребенку, раскрывать внутренние качества; 2)главный воспитатель - природа, люди-воспитатели создают для этого условия.

По мнению Ж. Ж. Руссо, естественное воспитание - это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности и подбирая индивидуальные способы, которые больше всего подходят к духовному складу того или иного ребенка. Каждый ребенок рождается свободным - это естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, так как это насилие над личностью. Воспитатель должен так осуществлять воспитание, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами - в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания. Гуманист и демократ Ж. Ж. Руссо горячо протестовал против любой формы угнетения личности, он выступал с призывом освободить ее от сковывающих феодальных пут. Этот призыв носил ярко выраженный прогрессивный характер, он соответствовал интересам передового класса буржуазии.

Так принцип свободы в воспитании приводит Ж. Ж. Руссо к обоснованию метода «естественных последствий». Его сущность заключается в том, чтобы результаты неправильных действий ребенка более убедительно, чем назидания взрослых, доказали ему, что он совершил ошибку. Но мыслитель ставит ребенка в зависимость не только от вещей, но и от постоянно находящегося при нем наставника, при этом воспитанник не должен чувствовать принуждения. На самом деле за ним сохраняется только видимость свободы, так как он всегда поступает в соответствии с желанием воспитателя, который заранее предвидит, направляет и побуждает ребенка к активности и самостоятельности.

Следовательно, свободное воспитание, по мысли Ж. Ж. Руссо, представляет собой такую систему прямых и косвенных воздействий на воспитанника, при котором он не испытывает принуждения, не чувствует над собой власти наставника и имеет возможность в полной мере проявит свою самостоятельность.

Естественное воспитание, описанное Ж. Ж. Руссо в произведении «Эмиль…», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Исходя из характерных признаков детской природы на той или иной ступени ее естественного развития, мыслитель установил в жизни воспитанника четыре возрастных периода. Для каждого периода он стремился найти его важнейшие особенности, на которые должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период «Младенчество» - от рождения до двух лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание, как считал Руссо, необходимо уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период «Детство» - от 2 до 12 лет - образно именовался «сном разума». Полагая, что в эти годы ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, предлагалось развивать главным образом его внешние чувства.

Третий период «Отрочество» - от 12 до 15 лет - Ж. Ж. Руссо в основном посвящал умственному воспитанию Эмиля.

Четвертый период «Юношество» - от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж. Ж. Руссо-период «бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

В младенчестве первые заботы о ребенке принадлежат матери, которая должна быть его естественной кормилицей. Физическое развитие требует движение, поэтому нельзя затягивать его пеленками, следует закаливать. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить и ходить. Никакого режима, никаких привычек, так как привычка - это тоже насилие, по мнению Ж. Ж. Руссо.

Детство связано с развитием ощущений, особенно с развитием зрения как основы наблюдательности. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, все окружающее служит ему книгой. Так Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами - значит научить его пользоваться умом других, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств. Уделяется внимание развитию тонкого точного слуха. В первый период, писал Ж. Ж. Руссо, можно слушать музыку, а во второй - играть, заниматься музыкой, когда почувствует это необходимым. Руссо описывает, как Эмиль научился читать. Мальчик получил записку с приглашение на прогулку, но прочитать не сумел, так как рядом не оказалось помощника. Наконец ему читают записку, но уже поздно, момент прошел «Ах, если бы он сам умел читать!» То же - с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием. «У Эмиля глаза на кончиках пальцев»

Одежда ребенка должна быть простой, удобной, не стесняющей движений. Пусть Эмиль бегает босиком, умеет прыгать, лазает по дереву. Благодаря движению у него развиваются представления о высоте, длине, расстояниях, таким образом, виденное зрением проверяется осязанием, слухом и т. д.

В этом возрасте Эмиль овладевает двумя понятиями:

  • 1) Понятием собственности оно внедряется на основе его опыта с посадкой бобов на огороде, возделанном садовником, - нельзя присваивать результаты чужого труда;
  • 2) Дисциплины - как идеи естественных последствий, ребенок наказывается результатами своего проступка (разбитое стекло, сломанный стул).

Третий возрастной период (отрочество ), по мнению Ж. Ж. Руссо, - наилучшее время для обучения, т.к. у воспитанника появляется излишек сил, которым следует воспользоваться для приобретения знаний.

Так как период этот очень короток, выбираются те науки, которые Эмиль сможет изучать с наибольшей пользой для него. Предполагалось изучение науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение). Гуманитарные науки, в частности история остались недоступны. Таким образом, движущая сила процесса обучения у Руссо - интерес: «Сильный человек тот, у которого потребностей меньше, чем возможностей их реализовать». Увлечение Эмиля астрономией, является примером явления магнетизма, когда поставленный вопрос вызывает интерес и требует необходимого знания, когда осознается практическая ценность знаний.

Ж. Ж. Руссо проводил аналогию между процессом обучения и процессом познания (обучать - значит познавать, включать ребенка в поиск). Руссо считал, что весь процесс обучения можно свести к одному пути - поиску, умения искать, думать, включаться в решение проблем - это прекрасные умения. Построение процесса обучения только на интересе - сложная задача. Руссо говорил: « Да на интересе, но задача учителя в том, чтобы этом интерес возбудить». В целях развития у подростка пытливости и самостоятельности, Ж. Ж. Руссо отвергал учебники, готовые учебные пособия в виде специальных приборов, географических карт, глобусов и т.д. Никакой книги, кроме мира, никакого руководства, кроме фактов, утверждал педагог. В случае необходимости Эмиль изготовит самодельные инструменты и нужные ему приборы.

Вместе с тем некоторые взгляды Ж. Ж. Руссо на образование были ошибочными. Он неправомерно противопоставил ограниченный опыт ребенка опыту, накопленному человечеством и выраженному в науке. Отождествив метод познания действительности с методом сообщения знаний, он крайне замедлил темп обучения Эмиля и фактически лишил его возможности приобрести систематическое научное образование.

Необходимо отметить еще две особенности процесса обучения у Ж. Ж. Руссо. Если для Я.А. Коменского в процессе обучения была важна изобразительная наглядность, то для Руссо - живой мир: закат, восход, непосредственное общение с природой. Мудрость руководства учителя в том, Считал Руссо, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему захочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его учителю.

Руссо считал, что труд - обязанность каждого гражданина. Труд он считал действенным средством развития умственных сил подростка. Ж. Ж. Руссо подчеркивает, что между физическим и умственным трудом должна существовать тесная связь, заявляя, что Эмиль должен работать как крестьянин, а думать как философ. Методика включения ребенка в атмосферу труда и возвышается до простого человека из народа.

В 15 лет Ж. Ж Руссо считал возможным возвратить Эмиля из деревни в город, т. к. к этому времени он уже достаточно закален, чтобы не дать себя увлечь чужими страстями. По мнению Руссо «Подросток взглянет на них оком мудреца, не увлекаясь их примером и не соблазняясь…» Руссо уделяет много внимания половому воспитанию Эмиля. Предполагая устранить все то, что могло бы спровоцировать юношу, сохраняя как можно дольше его целомудрие.

Ж. Ж Руссо не рекомендовал касаться вопросов религии с воспитанником до 17 -18- летнего возраста. Он полагал, что размышляя о мудром устройстве вселенной, юноша сам придет к мысли об ее творце и естественной религии, которая является личным делом каждого человека.

Руссо выделяет три этапа: формирование доброго чувства; воспитания добрых суждений; воли. Воспитать добрые суждения - это научить, не только сопереживать, но и правильно оценивать ситуацию. Для этого необходимо знание истории и литературы. Воспитание воли связано с правильными поступками.

В конце романа появляется третье действующее лицо - Софи. Излагаются взгляды Руссо на воспитание женщины. Именно в воспитании женщины Руссо остается не старых феодальных позициях. До женитьбы Руссо отправляет Эмиля в путешествие, на два года, чтобы тот узнал жизнь народов, государств, людей.

Возрастная периодизация, предложенная Ж. Ж. Руссо, представляет собой шаг вперед по сравнению периодизацией, установленной Я. А. Коменским, поскольку впервые ставится цель выявить законы развития ребенка, чтобы на их основе построить воспитание. Однако Ж. Ж. Руссо был не состоянии понять, что развитие ребенка осуществляется в условиях социальной обусловленности, что привело его к биологизации воспитания. Каждому из указанных периодов посвящена особая часть (книга) в произведении «Эмиль…».

В пятой книги рассматривается вопрос о воспитании девушки Софи, которая в дальнейшем становится женой Эмиля. Мысли Ж. Ж. Руссо о воспитании девушки определяются его взглядами на природу женщины и ее социальное назначение. Оно состоит в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки коренным образом отличается от воспитания юноши. Воспитание Софи сводится к выработке у нее повиновения и покорности, готовности усвоить чужие взгляды.

Ж. Ж. Руссо полагал, что женщине для рождения здоровых и крепких детей и приобретении естественной красоты и грации необходимо дать соответствующее физическое воспитание. Ее духовное формирование должно быть направлено на воспитание изящного ума и развитие таких качеств, как кротость, уступчивость, послушание. Утверждая, что Софи имеет ум приятный, но без блеска, основательный, но без глубины, Ж. Ж. Руссо крайне ограничивал ее образование. Невеста Эмиля до знакомства с ним прочитала всего две книги. В отличии от мужчин, женщина должна руководствоваться общественным мнением, ее книгой является свет. С детства Софи начинают обучать религии: ее взгляды в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится.

Считая, что наука и общественная деятельность не являются призванием женщины, автор заполняет врем Софи домашним хозяйством, шитье, вышиванием, плетением кружев. Эти занятия призваны содействовать выработке у нее хорошего вкуса, чему должны способствовать рисование, музыка, пение, танцы. Девушка, по мнению педагога, должна не гоняться за модой, а всегда одеваться просто, но к лицу.

Взгляды Ж. Ж. Руссо на назначение женщины в обществе отличаются консерватизмом. Восставая против развращенности нравов высшего дворянства и духовенства Франции, он возводил идеал скромную и нравственную женщину, принадлежащую к третьему сословию. Ж. Ж. Руссо неправомерно противопоставлял друг другу воспитание юноши и девушки.

В педагогической теории Ж. Ж. Руссо имеются ошибочные положения. К их числу относятся утверждения о том, что все дети рождаются совершенными; первоначальное воспитание должно быть отрицательным; противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества; недооценка учебной книги и систематических знаний; умаление роли женщины в обществе и вытекающие отсюда консервативные требования в отношении ее воспитания.

Несмотря на ряд противоречий, и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Ж. Ж. Руссо, они имеют исторически прогрессивное значение. Во Франции идеи Ж. Ж. Руссо высоко ценились якобинцами, которые нашли отражение в проектах реорганизации народного образования. Само существование идеи свободного воспитания есть признак свободного мышления автора. Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представил автор. Но он оставил идеи, воспринятые и развитые другими энтузиастами, и по-разному использованные в практике воспитания и обучения, хотя и в упрощенном варианте.

В конце XIX- начале XX века идеи Ж.Ж. Руссо стали изображаться в педагогической литературе чаще всего как нереальные, утопические. Причем под утопией понималось «не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом».

Литература

  • 1. Д.И. Латышина - История педагогики и образования 2007 Москва Гардарики
  • 2. В.А. Попов - История педагогики и образования 2010 Москва Изд центр Академия
  • 3. З.И. Васильева-История педагогики и образования 2009МоскваИзд центр Академия

В своем романе Жан-Жак Руссо досконально описывает идеал воспитания нового человека. Стоит сказать, роман пользовался существенной популярностью и в его времена и после, многие идеи использовались на практике в разных странах.

В основе история о воспитании оказавшегося на попечении Эмиля. В самом романе в форме диалогов, ситуаций и рассуждений излагаются педагогические идеи Руссо. Состоит книга из четырех частей, по этапам взросления ребенка:

  • до двух лет;
  • 2-12;
  • 12-15;
  • 15-18.

В первой части Руссо говорит о пользе естественности. Когда ребенок совсем мал, ему требуется только забота и возможность обеспечить естественные потребности. Руссо против пеленок и кормежки по расписанию, он призывает позволить природе самой действовать и только помогать в этом, а не создавать ненужные привычки и скованность.

Во втором периоде (части) нужно продолжать развивать здоровье ребенка, а воспитание тоже делать естественным, то есть не склонять специально ребенка к чему-то не заставлять. Даже наказания как таковые отсутствуют, ребенок учится на последствиях собственных действий. К примеру, если он сломал стул, то в дальнейшем ему предстоит сидеть на полу.

Также в этой части Руссо рассуждает относительно возможности привить детям более глубокие умопостроения такие как чувство собственности. В романе чувство собственности описывается через пример с Эмилем и садовником Гобером, у которого тот хотел взять кусок земли, где садовник выращивал дыни.

В третьей части ребенок состоялся умственно и физически, может активно постигать мир, но ему не хватает нравственности. Руссо описывает возможность предоставить ребенку самому выбирать предметы для изучения и также метод, где многое изучается на практике, к примеру, биология через доступные растения.

В четвертой части начинается нравственной воспитание, которое, по Руссо, включает в себя: добрые чувства, добрые суждения, добрую волю. Именно к развитию этих качеств нужно стремиться и воспитывать человека, а не представителя какого-то сословия. Нужно воспитывать чувства и стремления, но ничего не навязывать в сфере религии, так как разумная личность сама сможет прийти к верным выводам.

Также есть пятая часть, которая посвящена воспитанию девушек. Там рассказывается о невесте Эмиля Софи. Для женщин главными качествами является повиновение и зависимость от других (соответственно, от мужчины) поэтому Руссо не видел каких-то особых требований к интеллектуальному развитию и всестороннему воспитанию представительниц прекрасной половины человечества.

Картинка или рисунок Руссо - Эмиль, или О воспитании

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гёте Рейнеке-лис

    В прекрасный праздник Троицы король лесных зверей и птиц лев Нобель созывает своих подданных на пир. На зов короля собираются все птицы и звери кроме Рейнике-лиса. Долгое время он обижал лесных обитателей и теперь не хочет попадаться им на глаза.

  • Краткое содержание На заре туманной юности Платонова

    Ольга - главная героиня, у нее умерли родители во время войны, поэтому она осталась совсем одна. Маленькая девочка не привыкла к жизни сироты. Ольга начинает стирать убираться в доме, подражая матери

  • Краткое содержание Гамлет Щигровского уезда Тургенева

    Рассказчика приглашает на званый обед богатый помещик Александр Михайлович. Мужчина был холост и не любил женский пол. В своем поместье Александр Михайлович жил на широкую ногу. На обед должен был приехать высокопоставленный сановник

  • Краткое содержание Последний лист О Генри

    Две молодые художницы Сью и Джоанна вместе снимают небольшую студию в богемном квартале Нью-Йорка. Холодным ноябрем Джоанна тяжело заболевает пневмонией. Целыми днями она лежит в постели и смотрит в окно

  • Краткое содержание балета Лебединое озеро (сюжет)

    Балет начинается с того, что Зигфрид вместе со своими друзьями празднует своё совершеннолетие вместе с очаровательными девушками. В самый разгар веселья появляется мать юбиляра и напоминает парню, что его холостая жизнь сегодня заканчивается

Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека. Он заставляет почву питать несвойственные ей произведения, дерево – приносить несвойственные ему плоды. Он идет наперекор климатам, стихиям, временам года. Он уродует свою собаку, лошадь, своего раба. Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов, отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него, как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.

Иначе все пошло бы еще хуже. При настоящем порядке вещей, человек, с самого рождения предоставленный самому себе, был бы самым уродливым существом среди других людей. Предрассудки, авторитет, нужда, пример, все общественные учреждения, охватившие нас, заглушат в нем природу, и ничего не дадут взамен ее. С природой его было бы тоже, что бывает с деревцом, которое случайно вырастает среди дороги и которое прохожие скоро губят, задевая за него и заставляя гнуться на все стороны.

К тебе обращаюсь я, нежная и заботливая мать, сумевшая уклониться от большой дороги, и защитить молодое деревцо от столкновений с людскими мнениями. Лелей и поливай молодое растение, пока оно не завяло; плоды его будут современен твоею отрадою.

Первоначальное воспитание важнее других, и неоспоримо лежит на женщинах: если бы Творец вселенной желал предоставить его мужчинам, он наделил бы их молоком, для кормления детей. Поэтому в трактатах о воспитании надо обращаться преимущественно к женщинам: кроме того, что им сподручнее наблюдать за воспитанием, чем мужчинам, и что они всегда более влияют на него, но и успех дела им гораздо дороже, так как большинство вдов остаются в зависимости от своих детей, и тогда живо чувствуют хорошие и дурные последствия методы воспитания. Законы, которые всегда так много пекутся об имуществе и так мало о людях, потому что имеют целью спокойствие, а не добродетель, не дают достаточно власти матерям. Между тем, на них можно больше положиться, чем на отцов; обязанности их тяжелее; заботы необходимее для семьи. Впрочем, нужно объяснить, какой смысл я придаю слову мать, что и делается ниже.

Мы родимся слабыми, нам нужны силы; мы родимся лишенными всего, нам нужна помощь; мы родимся бессмысленными, нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и в чем нуждаемся впоследствии, дается нам воспитанием.

Это воспитание дается нам или природою, или людьми, или внешними явлениями. Внутреннее развитие наших способностей и органов составляет воспитание природою; уменье пользоваться этим развитием воспитывают в нас люди; а приобретение собственного опыта на основании воспринимаемых впечатлений составляет воспитание внешними явлениями. Следовательно, каждый из нас воспитывается троякого рода учителями. Ученик, в котором различные уроки эти ведут вражду, воспитан дурно и никогда не будет в ладу с самим собою. Тот только, в ком они сходятся и идут к одним общим целям, воспитан хорошо и будет жить последовательно.

Между тем, из этих трех различных воспитаний, воспитание природою вовсе от нас не зависит; а воспитание внешними явлениями зависит только в известной мере. Воспитание людьми – единственное, которое действительно находится в нашей власти; да и тут власть наша сомнительна: кто может надеяться вполне управлять речами и поступками всех людей, окружающих ребенка?

Поэтому, как только воспитание делается искусством, удача его почти невозможна, ибо содействие, необходимое для успеха, не зависит в этом случае от людей. При больших усилиях можно более или менее приблизиться к цели; но для полного достижения ее нужно счастье.

Цель тут природа. Так как содействие трех воспитаний необходимо для совершенства целого, то очевидно, что согласно тому, на которое мы не имеем влияния, надо направлять оба другие. Но, может быть, слово природа имеет слишком неопределенный смысл; нужно попробовать определить его здесь.

Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Что это значит? Разве нет привычек, которые приобретаются только благодаря принуждению, и никогда не заглушают природы? Такова, например, привычка растений, которым препятствуют расти прямо. Растение, предоставленное самому себе, сохраняет положение, которое его принудили принять; но растительный сок не переменяет от того своего первоначального направления, и, если растение не перестает жить, продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бывает и с людскими наклонностями. Пока мы остаемся в одном положении, мы можем сохранять наклонности, явившиеся вследствие привычки и вовсе несвойственные нам; но как скоро положение изменяется, привычка исчезает и природа берет верх. Воспитание, разумеется, есть не что иное, как привычка. Между тем, разве нет людей, у которых изглаживается и утрачивается воспитание, тогда как у других оно сохраняется? Откуда такое различие? Если название природы нужно ограничить привычками, согласующимися с природою, то не стоило и говорить подобной галиматьи.

Мы родимся чувствительными, и с самого рождения окружающие предметы производят на нас различные впечатления. Как скоро мы начинаем, так сказать, сознавать наши ощущения, является расположение искать или избегать предметов, которые их производят. Эта склонность развивается и укрепляется, по мере того, как мы становимся чувствительнее и просвещеннее; но, стесняемая нашими привычками, она более или менее изменяется, в зависимости от наших мнений. До такого изменения, склонности эти составляют то, что я называю в нас природой.

Следовательно, нужно было бы все сводить к этим первоначальным склонностям, что было бы возможно, если б три рода воспитания нашего были только различны: но что делать, когда они противоположны; когда вместо того, чтобы воспитывать человека для него самого, его хотят воспитывать для других? Тут согласие невозможно. Необходимость бороться или с природою, или с общественными учреждениями, заставляет сделать или человека, или гражданина, – так как того и другого вместе сделать нельзя.

Естественный человек, человек природы, весь заключается в самом себе; он есть численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение только к самому себе, или к себе подобному. Гражданский же человек есть только дробная единица, зависящая от знаменателя, и значение которой заключается в ее отношении к целому, т. е. общественному организму. Хорошие общественные учреждения всего лучше изменяют человека, уничтожают в нем абсолютное существование, заменяют его относительным и переносят его Я на общую единицу; так что каждый частный человек не считает себя единицей, а только частью единицы, и чувствителен только в целом. Гражданин Рима не был ни Каем, ни Люцием: он был римлянином. Регул считал себя кареагенянином, и в качестве иностранца отказывался заседать в римском сенате: нужно было для этого приказание кареагенянина. Он негодовал на желание спасти его жизнь. Он победил, и, торжествующий, вернулся умирать в мучениях. Мне кажется, что все это мало похоже на людей, которых мы знаем.

Педеарет является в совет трехсот. Его не выбирают, и он уходит вполне счастливый, что в Спарте нашлось триста человек более достойных, нежели он.

Спартанка, мать пяти сыновей, ждет вестей с поля битвы. Является илот. Трепещущая, она обращается к нему за вестью: ваши пять сыновей убиты. Презренный раб, разве я тебя об этом спрашиваю? Мы выиграли сражение! Мать бежит в храм и приносит благодарение богам.

Это граждане!

Тот, кто при гражданском строе хочет дать первое место природным чувствам, сам не знает, чего хочет. В вечном противоречии с самим собою, в вечном колебании между своими наклонностями и обязанностями, он не будет ни человеком, ни гражданином, он будет негодным и для себя, и для других. Это будет один из людей нашего времени, француз, англичанин, буржуа, – т. е. ничего не будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.