16.07.2019
Конспект ООД в средней группе. История русской матрешки. Интегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе РУССКАЯ МАТРЁШКА Цель: Познакомить детей с изделиями русского народного промысла - русской игрушкой «Матрешкой». Задачи: 1. Развивать речь детей 2. Воспитывать интерес к русской культуре 3. Развивать музыкальные способности детей 4. Учить рисовать игрушку «Матрешку», развивать воображение, учить подбирать контрастные цвета. 5. Воспитывать нравственные нормы поведения, сострадание и доброту. Здравствуйте, дорогие ребята. Доброе утро! Посмотрите, за окошком холодно и темно, а у нас светло и уютно. Давайте сделаем большой круг, встанем, как лучики у солнышка и улыбнемся друг другу. Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли, в русскую избу. Ой, что мы слышим? Кто-то плачет. Кто это? Куколка. Где она лежит? В колыбели. Как же нам ее успокоить? Покачать, спеть колыбельную песенку. Дети, давайте тихонько споем ей: «Баю-баюшки баю. Не ложися на краю, А то серенький волчок Тебя схватит за бочок». Всё равно куколка плачет. Что мы ещё можем сделать? Дать ей игрушку - но она должна быть яркой, вот такой, как матрёшка. Дайте матрёшку кукле – видите, кукла смотрит на неё и не плачет. А давайте, дети, поиграем с матрёшкой. Посадим куколку. Пусть смотрит на нас и радуется. Встанем в круг. Под весёлую русскую народную музыку («Светит месяц») будем передавать матрёшку друг другу, если музыка остановилась – тот ребёнок, у кого оказалась в руках матрёшка - выходит в круг и танцует, а мы хлопаем Присаживайтесь. Дети, рассмотрите нашу матрешку. Какая она? Красивая, яркая, нарядная, веселая. А как она одета? Какого цвета платочек, сарафан? Какие узоры на фартучке. Дети, а вы знаете, что наша матрешка с секретом? А с каким? Оказывается она там не одна, открываем нашу матрешку, а в ней еще одна – поменьше, а в ней – еще, и еще. По мере открытия раздавать матрешки детям. Сколько получилось всего? Восемь, как и нас. Потрогайте свою матрешку. Из чего она сделана? Из дерева. Но не всякое дерево для этого подойдет, а только липа или осина. Посадите матрешек на свои стульчики. Ребята, чем же нам еще развеселить нашу куклу? Давайте ей сыграем все вместе на музыкальных инструментах веселую песню «Во саду ли в огороде». Физминутка. «Мы матрешки – мы сестрички» - показываем щечки и платочки «Мы толстушки – невелички» - показываем полноту «Мы пойдем плясать и петь» - пружинки «Вам за нами не успеть» - шагаем «Восемь кукол деревянных» - показываем друг на друга «В разноцветных сарафанах» - показываем красивые платья и рубашки «На столе у нас живут» - пружинки «Всех матрешками зовут» - развести руки в стороны Ребята! Наши матрешки – красавицы, большие модницы. И хотят, чтобы мы им сделали новые наряды. Давайте нарисуем им новые красивые сарафанчики. На столе лежат заготовки с простым карандашом. Выбираем яркие краски. Одним цветом раскрашиваем платочки, другим – сарафанчики, третьим горошки на сарафанах. А наша куколка будет здесь сидеть и на вас смотреть. Приступили к работе. После рисования позвать гостей и куклу полюбоваться новыми нарядами матрешек. Дети, где мы сегодня с вами были? Что делали? Как успокаивали куколку? Из чего сделана матрешка? Как играли? Что нарисовали для матрешек? Вам понравилось? А гостям?
Цель: Приобщение детей к народному изобразительному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
Задачи:
1. Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей появления любимой игрушки в нашей стране.
2 . Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
3 . Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать нетрадиционной техникой.
4 . Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, к сверстникам другой национальности.
Способы: - сюрпризный момент (посылка с японской матрешкой, письмо от японских детей);
Чтение стихотворения В. Моисеева «Матрешка» и загадок о матрешке;
- «путешествие в прошлое»;
Игровой персонаж;
Рассказ педагога;
Дидактическая игра «Веселые матрешки»;
Физкультминутка «Мы – матрешки»;
Музыкальное сопровождение;
Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы матрешки»;
Нетрадиционная техника рисования (тычками);
Рефлексия: «Кто был у нас в гостях?», «Что мы сегодня делали?», «Для кого мы рисовали матрешки?», «Что вам понравилось?».
Средства:-
русский народный костюм для педагога;
- игрушки матрешки,;
Альбомы с иллюстрациями матрешек;
Плоскостное изображение матрешки (раскраска) на каждого ребенка;
Ватные палочки, тычки;
Краски, баночки для воды;
Салфетки;
Косынки для детей.
Предварительная работа : - просмотр мультфильмов «Про матрешку»;
Чтение стихов С. Иванова «Барышня- матрешка», А. Кулешовой «Кукла славная матрешка»;
Чтение потешек о матрешке;
Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением русских матрешек;
Игры с матрешками;
Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешками.
ХОД ООД.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон:
Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь!
(Воспитатель получает посылку)
Воспитатель:
Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем.
(Достает матрешку и письмо).
Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи.
(Читает):
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно. Мы очень хотим с вами подружиться.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель:
Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Достает матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.
Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5 , мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой.
Конспект занятия для детей 4-5 лет. Русская матрешка.
Конспект ООД «Откуда взялась Матрешка».
Колесникова Светлана Александровна.
Должность: Воспитатель. МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Назначение: Конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Знакомит детей с историей появления любимой игрушки – матрешки.
Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. С историей появления и развития игрушки в нашей стране.
Материалы и оборудование: Игрушки матрешки, альбомы с иллюстрациями матрешек, плоскостное изображение матрешки (раскраска) на каждого ребенка, кисти, краски, вода.
ХОД ООД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь!
(Воспитатель получает посылку)
Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем.
(Достает матрешку и письмо).
Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи.
(Читает):
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети: Да!
Воспитатель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Достает матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.
Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5 , мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой.
Матрешка:
Я тетушка Матрешка,
Несу грибов лукошко,
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они Матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Я – веселая игрушка – расписная матрешка – родилась в конце 19 века. Купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси.
-Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (ответы детей)
Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, т к она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.
-А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)
Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.
Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку:
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).
А теперь я вам загадаю загадки:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька. (матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется? (матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше. (матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир.. (Матрешка)
А вот новое задание.
Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка. Теперь я хочу научить вас песне и танцу матрешек.
Звучит песня «Матрешки»
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас \Чистые ладошки \ 2 раза (вытягивают руки, показывают ладони)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас \Новые сапожки \ 2 раза (руки сложены перед грудью, ноги по очереди выставляют в перед на пятку)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)
А сейчас давайте закроем глаза, я досчитаю до 5 и мы с вами окажемся дома.
Воспитатель громко считает до 5, и в это время снимает костюм матрешки.
Воспитатель:
Вот мы с вами и вернулись домой. Что же мы узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, мы узнали, что наша любимая игрушка Матрешка родом из Японии. Давайте мы нарисуем наших матрешек и пошлем ребятам в Японию. (дети получают плоскостное изображение матрешки (раскраску) и раскрашивают ее).
Воспитатель речевой группы Нехорошева Н. А.
Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.
Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Развивать навыки творческого рассказывании, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку. А что вы там увидите, угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом
расскажет.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз,
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (МАТРЁШКА)
Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная
Воспитатель: Тогда послушайте. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из самой древности. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Есть много предположений, как и когда она родилась. Вот одна из них. Около 100 лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку - куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже в русских костюм: в сарафан, фартуки, платочки. Этих кукол называли Матрёнами, ласково - Матрёшками.
Игра «Назови меня ласково»
Вот и ваши имена красивые, когда звучат ласково.
Воспитатель: Вернёмся к истории о матрёшке. Полюбилась россиянам эта игрушка.
Стали точить её из деревянного бруска на токарных станках. Фигурка матрёшки разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка.
Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. В начале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода - в селе Семёнове, и недалеко от г. Мурома - в Полхов-Майдане. У каждого мастера, матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.
Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? Я предлагаю поиграть с ними.
Игра на развитие мелкой моторики рук «Восемь матрёшек» , с чтением стихотворения.
Восемь кукол деревянных, круглощёких и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти куколку четвёртую
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая
А внутри пустая, в ней куколка шестая
А в шестой - седьмая, а седьмой восьмая
Эта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех.
Вот наставленные в ряд сёстры - куколки стоят.
Сколько вас? - у них мы спросим
М ответят куклы - Восемь!
Воспитатель: Тогда садитесь за столы и попробуйте сами расписать матрёшек
(бумажные силуэты матрёшек) как мастера - художники. Сначала обведите
силуэт матрёшки и все детали одежды чёрным карандашом, а затем
акварельными красками сделайте матрёшек цветными, яркими. Я
предлагаю пофантазировать вам ребята и раскрасить костюм вашей
матрёшки с помощью хохломской, гжельской, дымковской росписи.
Физ. минутка.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: После окончания работы предложить детям рассказать откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.
Ребята, за ваши красивые работы, в самой большой матрёшке на нашей выставке лежит угощенье. Давайте найдём эту матрёшку, угостим гостей и не забудем про себя.
Наше занятие закончено.
< Предыдущая |
---|
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
- Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
- Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о матрешках.
- Чтение стихотворений о матрешках.
- Загадывание загадок об игрушках.
- Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
- Изготовление книжки «Веселые матрешки».
- Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
Ход занятия
В группу входит Сказительница с сундучком.
Сказительница:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Сказительница: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 1.
Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Слайд 2
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Сказительница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
— «Люби дело – мастером будешь».
— «Дело мастера боится».
-« Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Слайд 7.
Сказительница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).
Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
— украл злой волшебник;
— отпали…
Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?
Дети:
— нарисовать;
— сделать аппликацию;
— вырезать из материала;
— посмотреть в сундучке.
Сказительница:(смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?
Дети:
— пришить;
— приклеить;
— прикрепить на липучки.
Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.
Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.
Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.
Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.
Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.
Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Слайд 7.
Слайд 8.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
На слайдах появляются матрёшки – сувениры.
Слайд 9 — 15.
Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?
Дети:
— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
— Сестренке – брелочки.
— Матрешками можно украшать елки.
Сказительница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
Сказительница: Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?
Дети: Да.
Сказительница: Но где сейчас их можно взять?
Дети:
— сделать своими руками;
— украсить;
— нарисовать;
— расписать;
— нарядить.
Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!