Как быть, если ребенок обижает других детей в школе? Ребенка обижают

Подскажите что нам делать. Мы пошли в первый класс, у нас начались проблемы, на моего ребенка жалуется учитель, они не находят с ним общего языка и он обижает своих одноклассников, стали жаловаться родители. С сыном разговаривала уже не один раз, обещает так больше не делать но все повторяется снова и снова. Обращает на все внимание, не внимателен и очень медленно все делает.Учитель нам посоветовала обратиться к школьному психологу .

Ответы психологов

Маша, здравствуйте!

Если у Вас есть возможность, то конечно, обратитесь к школьному психологу , это точно не будет во вред, а возможно наоборот очень поможет пройти процесс адаптации и развить умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Вы проанализируйте своё отношение к ребёнку, есть ли по отношению к нему агрессия, позволяете ли Вы себе его шлёпнуть, ударить? Как вы сами выражаете свои эмоции? Как учили ребёнка выражать свои эмоции без ущерба для окружающих?

Мария, не переживайте, отнеситесь с верой в способности ребёнка справиться без кулака, поддержите и научите другому!

Першукова Юлия Ивановна, психолог Сыктывкар

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Да, стоит обратиться к школьному психологу. Возможно, ребенок не принят классом и его провоцируют на драку. Психолог школьный сможет провести групповые занятия на сплочение класса.

Овсяник Людмила Михайловна, психолог Минск

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0

Здравствуйте,Маша.Школьный психолог -не опасный человек,и к нему можно обращаться как можно чаще.Если у сына плохие отношения с учителем,значит,у него такие же отношения с мамой или папой.или с обоими.То есть,если ребенок знает,что он всегда плохой у мамы,он придет в школу плохим,и будет стараться стать плохим и для учителя.Если его будет учитель хвалить-он воспримет эту похвалу,как розыгрыш и обман.Он не верит,что может быть хорошим.Вот за эту ниточку и надо потянуть.Изменить к сыну отношение дома.Принимать его безоценочно и тепло,с уважением.Через несколько месяцев он почувствует себя более хорошим,и его поведение в школе начнет выравниваться.

Каратаев Владимир Иванович, психолог Волгоград

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Маша, здравствуйте.

Мария, насколько я правильно поняла из вашей истории, вам хочется определиться со стратегией поведения по отношению к собственному сыну и еще решить для себя нужно ли обратиться к специалисту за дополнительной помощью. Наверное есть некая растерянность.... Не так ли?

Мария, чтобы прояснить ситуацию для вас я буду предполагать отчего возможно такое поведение, а вы читая мои размышления, возможно найдете отклик и что-то станет ясным.

Мария, ваш сын пошел в первый класс и вы говорите о том, что начались проблемы: жалобы учителей и родителей. И тогда возможно это связано с тем, как проходит адаптация к новым условиям. А это может проявляться, как в повышенной тревожности, так и к тенденции проявлять агрессию к сверстникам(то есть обижать).

Если бы Мария работали очно, я бы предложила вам поразмышлять: "На что может обижаться ваш сын?" Часто, когда у ребенка есть обида на взрослого это может никак не проявляться в отношениях со взрослыми, но четко просматриваться в отношениях со сверстниками. ..

Например, у ребенка может сложиться такая позиция: меня обижают и тогда я тоже буду обижать. Но это только мое предположение...... Все нужно исследовать индивидуально.

Будет хорошо, если вы решитесь обратиться к специалисту и еще лучше, если ребенок походит на песочную терапию. Это поможет снять стресс, отреагировать накопившиеся чувства и будет возможность поисследовать с чем связана его невнимательность и медлительность.

Желаю вам удачи и хорошего решения вашей проблемы!

С уважением к вашей истории, Татьяна Кушниренко, г. Оренбург

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому любое изменение в его поведении или психологическом состоянии может подсказать: в жизни малыша что-то происходит. На что обратить внимание? Например, ребенок стал скрытен и задумчив. Это может быть реакцией на конфликты со сверстниками. В таком случае лучше перестраховаться и выяснить причину.

Как понять, что вашего ребенка в садике обижают

Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

  • Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
  • Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
  • Без очевидной причины плачет.
  • Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
  • Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
  • Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
  • Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
  • Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
  • Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество - малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:

  • если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
  • если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
  • если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности - у школьника);
  • Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
  • если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).

Такие «признаки» могут уже быть результатом запугивания и даже шантажа, и оставлять ситуацию «как есть», мол, «само рассосется», ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка защищать себя как можно быстрее, пока ситуация не стала критической.

Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду

Для удобства «защитные» советы расположены в виде списка. Вы можете использовать какую-то одну рекомендацию или несколько сразу. Главное, подберите такие, которые помогут вашему малышу. И помните, что на самом деле ситуация, когда обижают ребенка, всегда индивидуальна. Поэтому решение о том, что делать, если ребенка обижают в детском саду, нужно предпринимать исходя из вашего конкретного случая.

Обязательно постарайтесь доверительно поговорить с воспитателями, они могут рассказать, что происходит, как они оценивают происходящее. Подчеркну, что разговор с воспитателем должен быть доверительным. В данном случае воспитатель - ваш союзник, ведь чем меньше конфликтов среди деток, тем спокойнее и комфортнее «микроклимат» в группе. Расспросите воспитателя, часто ли обижают вашего ребенка сверстники. Кто обижает? В каких ситуациях? Не бойтесь высказать свое беспокойство, попросите внимательнее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с другими детьми, особенно с обидчиками. Возможно, в группе есть забияка, который нападает на всех, а не только на вашего малыша. Если разговор с воспитателем не даст результатов, вы вправе обратиться к администрации детского сада. Ведь существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва. Вот один из пунктов этого Приказа:

«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…»

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе - действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Следующие разделы статьи посвящены тому, как научить ребенка защищать себя в садике и на детской площадке.

Как реагировать, если ребенка обижают, и как научить его защищать себя

Каждому родителю не лишним будет узнать, как реагировать в том случае, если ребенка обижают, и как ему помочь справляться с этой проблемой.

Если обиды направлены на внешность или физические особенности ребенка, поддающиеся исправлению, постарайтесь «ликвидировать причину». Например, чтобы избавиться от лишнего веса, вместе с малышом займитесь зарядкой, скорректируйте рацион питания (возможно, нужна будет консультация диетолога), регулярно проводите дома «спортивные соревнования» или «танцевальные пятиминутки». И научите малыша одной-двум фразам, чтобы он мог ответить обидчикам, например: «Я не толстый, а сильный», «Хорошего человека должно быть много». Потренируйтесь у зеркала, чтобы ребенок научился произносить эти слова, глядя в глаза обидчику, спокойно, громко и уверенно, с высоко поднятой головой. Такая уверенность очень действует на обидчиков.

Поговорите с малышом и вместе найдите плюсы, положительные стороны в том, за что его обижают и дразнят.

Ваша задача - настроить сына (или дочку) правильно, убедить малыша, что он умный, хороший, красивый. А дразнят и обзываются люди трусливые и слабые. При этом слова их совершенно ничего не меняют в самом ребенке - он как был, так и остался хорошим. Психологи дают такой совет: «Покажите ребенку на наглядном примере, что слова обидчика ничего не меняют в том, кому они адресованы. Например, скажите воде: «Ты плохая». Что стало с водой? Ничего. Подойдите к дереву: « Ты мне не нравишься, ты глупое». Изменилось что-то в дереве? Абсолютно ничего».

Обязательно рассказывайте о подобных случаях из личной жизни или из жизни близких, которых малыш любит и уважает. К примеру, дедушка ребенка - полный, лысый, маленького роста, а пользуется авторитетом и уважением у всех, кто его окружает. И никому в голову не приходит, что уважают только высоких и стройных. «Мы любим дедулю, и нам ясно, что он полный, ведь он самый-самый лучший! К нему раз обращаются за советом и помощью, он помогает решить разные сложные проблемы. Умные люди не на внешность обращают внимание, а на качества человека - добрый он или злой, внимательный или нет».

Зная, что делать, если ребенка обижают сверстники, вы сможете уберечь малыша от очень серьезных душевных травм.

Что делать, если ребенка обижают во дворе или на детской площадке

Первое, что вам надо сделать, что если ребенка обижают во дворе - это постараться понаблюдать за ситуацией так, чтобы дети этого не заметили. Вы сможете со стороны увидеть, что происходит. Не бросайтесь сразу с обвинениями, не рубите с плеча - сначала попробуйте во всем разобраться.

Если обижают за отсутствие «модных» вещей, не берут в игру, потому что у малыша нет какой-то популярной вещицы, ситуацию легко исправить. Просто интересуйтесь, чем увлекаются современные детки, старайтесь, чтобы ваш малыш не расстраивался по таким «мелким поводам».

Если ребенка обижают на детской площадке или в саду, загоните свои собственные тревоги, личный опыт и переживания «в дальний угол» и не выставляйте напоказ свое возмущение и гнев. Малыши очень остро реагируют на тревожность родителей и начинают еще больше переживать. А ведь, возможно, все ваши страхи - это ваши страхи, малыш не очень-то и нервничает и реагирует на дразнилки и обиды гораздо спокойнее, чем вы думаете. Если же вы ощущаете, что у ребенка реальные проблемы, действуйте!

Тактично расспросите ребенка. Покажите малышу, что вы понимаете его чувства и сопереживаете вместе с ним. Вообще ежедневно старайтесь «разговорить» ребенка, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение. Не отмахивайтесь от неприятностей и проблем ребенка: «Все это ерунда, пустяки! Не обращай внимания!» Для него, быть может, сейчас рушится мир и пропадает вера в людей. Попробуйте спроецировать ситуацию малыша на себя, заменив «детские» проблемы своими «взрослыми». Вряд ли вы сами будете спокойны, когда начальник в грубой форме делает вам замечание. Или хулиган в полутемной подворотне пытается вырвать у вас из рук сумку. Или в общественном транспорте незнакомый гражданин хамит и издевается над вашей внешностью. Позволить себе «не обращать внимания» может человек с сильной волей, умеющий спокойно и твердо отвечать на то, что нас оскорбляет или задевает. Малыш пока делать этого не умеет, его надо научить, надо помочь ему обрести уверенность, поверить в себя. Лучший способ - личный пример, дети всегда внимательно наблюдают за поведением родителей. А значит, показывайте, как правильно реагировать на обиды или угрозы. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас - пустяк, он закроется от вас. Все, что тревожит ребенка, начнет «грызть его изнутри», будет расти неуверенность, умножатся переживания. Результатом «потери веры в себя» может стать дискомфортное положение малыша в любом коллективе.

Статья прочитана 15 049 раз(a).

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Здравствуйте, дорогие родители!

Некоторые жизнерадостные семьи сталкиваются с проблемой обидчивости своего ребенка. Сначала это происходит не так часто, но вот уже все чаще и чаще, и ребенок обижается уже по малейшему поводу, и подобные ситуации становятся для родителей именно проблемой.

Излишняя обидчивость мешает как самому ребенку, так и всему окружению. Обидчивый ребенок что делать с его обидой? Как поступать родителям, чтобы еще больше не травмировать маленькую личность? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Причины детской обидчивости

Почему ребенок обидчивый, в чем причины его поведения? Обида — психологическая реакция, эмоция, неоправданные ожидания ребенка.

Обида, скорее демонстративное чувство, чтобы все видели и знали, что я обиделся, с целью получить раскаяние со стороны обидчика. И это чувство склонно перерастать в привычку. Чем старше становится ребенок, тем сложнее избавиться от этой привычки.

Как часто родители не обращают должного внимания на детские обиды, не придают значения, а ведь именно они могут сопровождать нас на протяжении всей нашей жизни и болтаться ненужным балластом, преследуя нас. Отсюда и развитие комплексов, и недоверие к окружающим, и плохие отношения с близкими.

Почему так происходит, где корень детской обидчивости и как его выкорчевать?

Основные причины обидчивости ребенка в дошкольном возрасте:


Как помочь ребенку

Справиться с обидой, как вести себя родителям в подобных ситуациях:


Игры для обидчивых детей

Если малыш иногда обижается на друзей или близких, но быстро отходит и забывает, то нет причин для беспокойства. Но если обиды стали постоянны и ни дня не проходит без них, и они сопровождаются долгим затяжным плачем, то нужно принимать меры.

Попробуйте поиграть с ребенком, это еще больше вас сблизит и вызовет доверие.

Отпускаем обиды . Берем воздушный шарик и ребенка. Идем в любое понравившееся место, пишем маркером на шарике все свои обиды, переживания, неудачи. Дайте ребенку подумать, не торопитесь. И отпустите шарик в небо. Отпустите все свои обиды.

Игра: «Чур не обижаться!» Нам потребуются небольшие листки для записей или можете использовать любые другие. Главное правило: чур не обижаться! Ведь это игра. На каждом листке мама пишет обидные для ребенка словосочетания. Например «ты жадина», «ты злюка», «ты нарисовал некрасивый рисунок сегодня».

Каждая записочка заворачивается в трубочку и перемешивается и кладется в любую емкость, будь то вазочка, шляпа, или мешочек. Ребенок тянет записочку и должен зачеркнуть обидные слова и написать противопоставления к ним. Например: «я добрый», «я люблю делиться со своей сестрой игрушками», « А эта картина мне и самому не понравилась». Обсудите записочки, если ребенок затрудняется ответить, вместе ищите решение. Больше фантазии и юмора.

Заполните сердце ребенка своей любовью и обидам там не будет места!

Буду сердечно признательна, если увижу ваши комментарии, напишите, как вы справляетесь с детскими обидами вашего малыша.

Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.

Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.

Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?

Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.

К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?

Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.

Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.

В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Как понять, что ребёнка обижают? Признаки

Нередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).

Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?

Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • жалобы ребёнка на поведение других детей по отношению к нему;
  • синяки, ссадины, ушибы;
  • пропавшие или испорченные вещи;
  • отсутствие желания идти в школу или в детский сад;
  • замкнутость;
  • сниженное настроение;
  • плаксивость;
  • сниженная самооценка;
  • отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • повышенная тревожность;
  • кошмары по ночам;
  • истерики;
  • нервный тик;
  • заикание;
  • энурез и др.

Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.

Почему обижают именно моего ребёнка? Причины

К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.

Перечислим некоторые причины травли:

  • Заниженная самооценка. Это, пожалуй, самый главный фактор. Авторитет ребёнка среди сверстников складывается из его самооценки. Заниженная самооценка приводит к низкому авторитету среди сверстников. Ребёнок с низким авторитетом всегда будет жертвой в любом коллективе.
  • Особенности характера и поведения. Чаще других подвергаются травле замкнутые, тревожные, пугливые, застенчивые, неуверенные в себе, чувствительные, склонные к одиночеству и депрессии, чаще своих ровесников думающие о самоубийстве дети.
  • Особенности внешности. Если ребёнок рыжеволосый, полный или носит очки, у него гораздо больше шансов привлечь внимание обидчиков. Но даже идеальная внешность, отсутствие в ней каких-либо особенностей не являются гарантией того, что ребёнка не подвергнут травле.
  • Принадлежность к другой расе или национальности. Имея особенности внешности и поведения своего народа, такой ребёнок, безусловно, будет отличаться от основной массы детей.
  • Физические недостатки, проявления болезни. Например, хромота, нервные тики, большие родимые пятна и т. д.
  • Дефекты речи или её особенности. Заикание, плохое произношение звуков, иностранный акцент.
  • Уровень физической подготовки. Этот пункт больше относится к мальчикам. Если ребёнок слабее ровесников, неуклюжий, отстаёт по физкультуре, плохо играет в активные игры и т. д., он, несомненно, лёгкая добыча для обидчиков. Но даже мальчик-спортсмен может стать жертвой травли, ведь в школе всегда найдётся кто-то более сильный, например, старшеклассник или кучка хулиганов из школьной банды.
  • Успеваемость. Тут достаётся и двоечникам, и отличникам, так как они, хоть и по-разному, но отличаются от основной массы детей. Не любят ни тех, ни других.
  • Слабое здоровье. Из-за частых пропусков занятий ребёнок не имеет друзей, так как ни с кем не успевает выстроить близкие отношения.
  • Отсутствие друзей. Одному ребёнку нравится общаться со сверстниками, своё свободное время он предпочитает проводить с ними. Другому вполне комфортно наедине с самим собой, он не стремится к общению и развлекается в одиночку. У ребёнка-изгоя часто такого выбора нет, с ним не хотят дружить из-за его статуса. Дети-одиночки (и добровольные, и вынужденные) рискуют стать жертвой травли гораздо больше, чем те, кто проводит свой досуг в компании. Обидчику легче и безопаснее дёргать одиночку, зная, что за него никто не заступится. Задирать ребёнка, который в данный момент общается с другими детьми, опасно: можно навлечь на себя гнев сразу нескольких людей, которым обидчик помешал. Задирать ребёнка, у которого есть друг или даже своя компания, тоже глупо: не исключено, что обидчик настроит против себя всю компанию. Так что друзья и приятели ребёнка – это его маленькая армия.
  • Новый коллектив. Новичку не так-то просто завоевать авторитет среди сверстников, так как роли в устоявшемся коллективе обычно уже распределены (авторитетные «старички» не горят желанием пустить в свои ряды ещё одного конкурента). К тому же, у других детей уже выстроены дружеские отношения, а новичок пока один.
  • Необычные имя или фамилия ребёнка. Они также служат приманкой для обидчиков.
  • Низкий социальный статус семьи. Часто дети знают не только самого ребёнка, но и его семью. Ребёнок из бедной, многодетной или неблагополучной семьи, у которого родители трудятся на непрестижных работах или страдают алкоголизмом, менее привлекателен для сверстников и рискует стать жертвой травли. Дети богатых и влиятельных родителей гораздо популярнее среди сверстников, с ними хотят дружить, их опасаются задирать. Видимо, здесь играет роль не только ореол богатства и успешности, который окружает ребёнка, но и подсознательно предполагаемая мощная поддержка со стороны влиятельных родственников, которые при желании могут причинить обидчику большие неприятности. Таким образом, авторитет родителей или других родственников влияет на авторитет ребёнка (меняет его в лучшую или худшую сторону).
  • Одежда, аксессуары, игрушки. Если ребёнок выделяется среди других детей заношенной, дешёвой, некрасивой одеждой, отсутствием вещей, которые в данном коллективе есть практически у каждого (например, мобильный телефон, планшет и т. д.), то от этого может страдать и его статус (ребёнок выглядит как выходец из бедной семьи). Зато в глазах сверстников привлекательны те, кто обладают вещами (одеждой, игрушками, электроникой и т. д.), о которых другие дети пока только мечтают. Ведь хорошее общение со счастливым обладателем крутой вещицы даёт шанс, что удастся её поближе рассмотреть и даже испробовать её действие.
  • Неряшливость. К ней можно отнести несвежую одежду, дефекты на ней и на обуви (дырки, потёртости, заплатки, швы на месте дыр и т. д.), поношенные грязноватые вещи (портфель, пенал и т. д.), обросшую причёску, грязные ногти, кожу, уши, волосы, неприятный запах от одежды или тела. Также других детей могут оттолкнуть педикулёз и различные кожные заболевания.
  • Гиперопека родителей. Как можно стать самостоятельным, научиться чему-либо, если кто-то постоянно за тебя всё делает, жёстко контролирует каждый шаг? Гиперопека – это, безусловно, очень плохо, ведь в таких неблагоприятных условиях развивается характер ребёнка (гиперопека отражается на нём негативно). Родителям нужно срочно исправлять свою ошибку. Но даже если вы подозреваете себя в гиперопеке, ни в коем случае не демонстрируйте её при чужих детях. Какое у них сложится впечатление о вашем ребёнке, когда они увидят, как мама с ним носится? Несамостоятельный неумёха, ничего не может сделать сам, без мамы и шагу не ступит. Не исключено, что после такой демонстрации дети станут хуже относиться к вашему ребёнку.
  • Непрофессионализм педагогов. Для детей мнение значимых взрослых очень важно (значимыми взрослыми для ребёнка, к примеру, могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, воспитатель и т. д.). И учитель, и воспитатель легко могут спровоцировать травлю ребёнка, если в присутствии других детей начнут негативно отзываться о нём или каким-либо другим образом демонстрировать своё неодобрение. Поэтому и слова, и действия в адрес детей должны быть предельно корректны.

Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.

Авторитет ребёнка среди сверстников

У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:

  • Поговорите с ребёнком по душам. Поинтересуйтесь, есть ли у него проблемы. Не спрашивайте про учёбу, оценки и т.п. В разговоре сделайте упор именно на чувства. Главное, показать, что вы его любите, что он может обратиться к вам за поддержкой и помощью в любой ситуации. Возможно, ребёнок сам назовёт вам причину издевательств над ним.

Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.

Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.

  • Поговорите с классным руководителем (воспитателем). Поинтересуйтесь, как ваш ребёнок ведёт себя, с кем дружит, с кем конфликтует. Это даст возможность увидеть его глазами других людей, поможет понять, почему ребёнка обижают другие дети. Возможно, он сам провоцирует конфликты, задирая своих сверстников.

Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.

Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.

  • Проанализируйте список причин травли. Если разговор с ребёнком и педагогом не прояснил ситуацию, постарайтесь найти истинную причину издевательств, проанализировав выше приведённый список причин травли. Выявленную причину травли необходимо устранить. Например, если ребёнок не ухожен, нужно привести внешность в порядок, если есть дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду и т. д. К сожалению, устранить причину издевательств не всегда возможно. Нередко родителям не удаётся самостоятельно уладить конфликт ребёнка с другими детьми. В таком случае обратите внимание на следующий совет.
  • Обратитесь к психологу. Казалось бы, зачем, если всю информацию теперь можно найти в интернете? Но дело в том, что каждая ситуация уникальна. Иногда правильные ответы и решения лежат не на поверхности, доступны лишь тем, кто обладает знанием психологии. Специалист не только выявит истинные причины травли, но и подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации.

Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.

  • Если решили сменить школу (детский сад), хорошенько взвесьте своё решение. Когда у ребёнка возникают проблемы из-за низкого авторитета среди сверстников, выходом из ситуации кажется смена детского коллектива. Но это не всегда верное решение. Авторитет ребёнка понижен не просто так, на него негативно воздействует какой-то фактор (факторы). Какой именно – это и нужно выяснить родителям. Если ребёнок «заберёт» его с собой в новый коллектив, данный фактор (факторы) продолжат снижать его авторитет уже на новом месте, а значит он снова станет изгоем. Потому что ребёнок с низким авторитетом всегда будет становиться жертвой в любом коллективе.

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:

  1. По закону каждый ребёнок имеет право жить в безопасной среде, способствующей его росту и развитию. Унижения, оскорбления, побои и т. д. со стороны других людей (и взрослых, и детей) – это нарушение прав вашего ребёнка, а значит нарушение закона.
  2. Существует немало учреждений, которые обязаны обеспечить соблюдение прав каждого ребёнка. В первую очередь, это организации, занимающиеся воспитанием и обучением детей, то есть детские сады и школы. Также существуют учреждения, которые следят за тем, чтобы дети, права которых нарушены, были защищены, а нарушители их прав – наказаны. К примеру, это различные социально-реабилитационные центры для детей и подростков, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. Видите, как много у вас потенциальных защитников?
  3. Обращаясь за помощью, не начинайте с порога «качать права» и требовать. Именно просите о помощи, а не требуйте её. Не исключено, что сотрудник учреждения проникнется вашей ситуацией и искренне захочет помочь ребёнку. Но если вы успеете испортить с ним отношения, вам будут помогать исключительно по обязанности. Или найдут повод отказать в помощи. Сначала попробуйте добиться желаемого добром. А вот если откажут, тогда можно и потребовать.
  4. Не взваливайте решение проблемы на плечи своего ребёнка. Некоторые родители рассуждают так: «Пусть сам учится нормально общаться со сверстниками и разрешать конфликты с ними». Проблема слишком сложна (практически неразрешима) для ребёнка. Такие вещи должны контролировать взрослые. Хорошо, если это будут не только родители, но и психолог.
  5. Те родители, которые бездействуют из-за предрассудков типа «жаловаться нехорошо», кто боится прослыть скандалистом и доносчиком, оберегают своё спокойствие за счёт сильной душевной боли своих детей. Такие родители бездействием фактически помогают хулиганам изводить своего ребёнка. Забота родителя – защитить своего отпрыска от морального и физического насилия. Пересильте свои растерянность, страх и нежелание действовать. Если нужно обратиться к директору школы, значит обращайтесь к директору. Если необходима помощь полиции, значит обращайтесь в полицию. А если кому-то из окружающих это не нравится, то, скорей всего, благополучие вашего ребёнка их совершенно не волнует. Пусть думают, что хотят. Давайте правильно расставлять приоритеты.
  6. Разберитесь, что это за конфликт. Случайная ли это ссора или травля, насколько серьёзен причинённый вашему ребёнку вред. Действительно, в некоторых «лёгких» случаях родителям можно ничего не предпринимать. Например, если это случайная ссора, обычно обидчик и его жертва нормально общаются друг с другом и после ссоры, скорей всего, отношения наладятся, и вред причинён небольшой (к примеру, один обозвал другого). Но если ребёнка избили или он стал объектом для травли со стороны других детей, тогда родителям нужно срочно принимать меры.
  7. Не выясняйте отношения с обидчиком и его родителями сами. Лучше это сделать через посредников (воспитателя, классного руководителя и т. д.). Помните, вы не имеете права трогать чужого ребёнка! Иначе проблемы с законом будут уже у вас. Даже гневные слова, брошенные в адрес чужого отпрыска, могут иметь для вас неприятные последствия.
  8. Сообщите о проблеме тому взрослому, который непосредственно отвечает за благополучие вашего ребёнка. Если его обижают в детском саду, сообщите воспитателю. Если в школе – классному руководителю. Если в спортивной школе – тренеру. И так далее. Часто проблему удаётся решить уже на этом уровне.
  9. Если проблема не решена, напишите заявление на имя администрации учреждения (то есть на имя заведующей детским садом, директора школы и т. д.). В заявлении опишите ситуацию, попросите оградить вашего ребёнка от обидчиков и принять меры в отношении последних. Если вас будут отговаривать от подачи заявления, не ведитесь на эти уговоры. Заявление – это документ, письменное подтверждение того, что вы поставили администрацию учреждения в известность о конфликте. Есть заявление, значит должны быть приняты меры. Если заявления нет, всегда можно сказать, что меры не приняты, потому что родители не обращались.
  10. Если после этого ребёнка по-прежнему продолжают обижать, не верьте уверениям администрации детского учреждения, что они сделали всё возможное для разрешения конфликта. У них есть возможности урезонить хулиганов, но для этого придётся «вынести сор из избы». А этого делать не хочется («как бы чего не выплыло наружу»).
  11. Также на страже прав и интересов ребёнка стоят социально-реабилитационные центры для детей и подростков, центры помощи семье и детям. Обратившиеся в такой центр получают комплексную помощь. В первую очередь, с ними работает психолог. Он не только оказывает ребёнку психологическую помощь, но также выясняет скрытые причины конфликта с другими детьми и даёт рекомендации, как правильно из него выйти. С обидчиками и их родителями также проводится работа (по профилактике дальнейших правонарушений). Такие центры контактируют с детскими садами, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, так как иногда проблемы клиентов можно решить только совместными усилиями этих учреждений.
  12. Если ребёнка избили, нужно как можно скорее (желательно в этот же день) снять побои. Для этого необходимо обратиться в травмпункт, а при средней и высокой степени тяжести телесных повреждений незамедлительно вызвать скорую. Если адрес травмпункта вам неизвестен, позвоните в любую больницу (лучше в регистратуру или справочную), узнайте, где находится травмпункт (или другое учреждение, где можно снять побои). В травмпункте врач обследует ребёнка, окажет ему первую медицинскую помощь и выдаст справку. В ней, в числе прочего, будут перечислены все телесные повреждения и указано точное время обращения за медпомощью. Обязательно проверьте наличие в справке подписи врача и печати лечебного учреждения. Без них документ будет недействителен.
  13. Итак, если обращение в детское учреждение результата не принесло, или ребёнка обижают не на территории детского учреждения (например, на улице), идите в полицию и пишите заявление. Для него достаточно не только нескольких ссадин и синяков, но даже и одних угроз. Предъявите в полиции справку из травмпункта (если она есть). В заявлении нужно описать ситуацию и указать как можно больше информации о хулиганах (если она вам известна, конечно): их фамилии, из каких они классов или школ, где проживают и т. д. Сотрудники полиции поставят обидчиков на учёт, будут вести с ними профилактическую работу и периодически их контролировать. Возможно, хулиганов отправят в спецучреждение для несовершеннолетних правонарушителей. После вмешательства полиции проблема, как правило, исчезает.
  14. Если сотрудник полиции отговаривает вас от подачи заявления (ведь этим вы добавите ему работы), проявите настойчивость. Причём пусть вам поставят пометку о том, что заявление принято такого-то числа. Так оно не сможет «потеряться».
  15. Если в полиции не хотят брать заявление, обращайтесь в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов. В заявлении укажите, что сотрудник полиции такой-то отказался его принять. Можно отослать копию заявления в районное управление образования.
  16. Пока ваши действия не принесли результата, постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребёнка от нападок хулиганов (например, встречайте его из школы).
  17. В таких сложных ситуациях большую пользу могут принести и современные технические устройства. Сейчас практически всем детям родители покупают мобильные телефоны. Есть модели, оборудованные тревожной кнопкой. Есть телефоны с функцией слежения за ребёнком. С помощью таких устройств можно и увидеть, где сейчас ваш ребёнок, и услышать происходящее вокруг него. Диктофон можно включать автоматически. Это очень удобно, так как есть возможность сделать запись угроз или оскорблений. А это уже доказательства, а не просто слова, которые, как говорится, «к делу не пришьёшь».
  18. К сожалению, иногда приходится переводить ребёнка в другое учебное заведение. Поэтому заранее разузнайте о школах, куда его можно будет перевести, если проблема так и не решится.

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.