Организация детского вскармливания на первом году жизни. Вскармливание ребёнка первого года жизни

Полноценное сбалансированное питание – обязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца. Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными. Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.

Виды питания детей до года

Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.

Естественное вскармливание

Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.

При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.

Искусственное вскармливание


При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.

Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.

Смешанное вскармливание

Необходимость в смешанном вскармливании возникает тогда, когда у матери вырабатывается грудное молоко, но его недостаточно для ребенка. Нехватка компенсируется с помощью искусственных смесей.

Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.

Как рассчитать объем необходимый объем пищи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые 7-10 дней

Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:

  1. Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
  2. Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.

Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.

Старше 7-10 дней

Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.

Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.

В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.

Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.

Введение прикорма

Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.

Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.

Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.

Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Продукт Срок Количество Блюда для начала прикорма
Овощи При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета.
Каши При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков.
Растительное масло 6 месяцев Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса.
Сливочное масло 7 Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши.
Фрукты 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда.
Мясо 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины.
Желток 8 Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу.
Кисломолочные продукты* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями (рекомендуем прочитать: ).
Творог* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре.
Печенье детское 9-10 Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук.
Рыба Средний срок введения – 10 месяцев (рекомендуем прочитать: ). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре.
Соки 10-12 Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. Осветленные соки из зеленых и белых фруктов.

*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки - кефира и творога.

Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.

Питание после года

Меню ребенка после 12 месяцев включает все основные группы продуктов. Он уже не нуждается в грудном молоке в качестве пищи, поэтому многие мамы принимают решение о прекращении лактации. Однако в нем содержатся ценные для малыша вещества, и причины продолжать естественное вскармливание остаются.

Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.

Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции (рекомендуем прочитать: ). На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными. На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.

За последние годы существенно изменились подходы к вскармливанию детей раннего возраста. Особенно это относится к детям первого года жизни, характеризующимся интенсивным ростом и развитием и являющимся наиболее критическим периодом жизни. А так как относительно ограничены возможности ферментативных систем желудочно-кишечного тракта, то и велики требования не только к количеству, но и химическому составу поступающих пластических пищевых веществ. Он должен соответствовать физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта и уровню обменных процессов.

Все это послужило основанием для пересмотра сложившегося ранее отношения к вскармливанию ребенка женским молоком, сроков коррекции питания и введения прикорма. Появление в настоящее время адаптированных смесей для детского питания высокого качества позволило наиболее рационально подойти и к искусственному вскармливанию. Пересмотрен также питьевой режим и режим вскармливания.
Три основных вида вскармливания используется на первом году жизни ребенка: естественное, искусственное, смешанное.

Естественное вскармливание - вид вскармливания, когда ребенок первые 4-4,5 месяца получает женское молоко в полном суточном объеме или его доля составляет не менее 80%.
Искусственное вскармливание представляет собой вид вскармливания, при котором ребенок получает только молочные смеси или доля женского молока в суточном объеме питания составляет менее 20%.
Смешанное вскармливание предусматривает сочетание женского молока в объеме менее 80%, но более 20% от суточной нормы питания ребенка с докормом молочными смесями.
Педиатры всего мира все более убеждаются в необходимости естественного вскармливания для правильного роста и развития ребенка первого года жизни. Это связано с биологическими характеристиками женского молока. Оно обладает оптимальным и сбалансированным составом, высокой усвояемостью, широким спектром биологически активных веществ - ферментов, гормонов, антител и др. Наличие бифидогенных факторов обеспечивает формирование нормального биоценоза кишечника. При естественном вскармливании снижается риск развития аллергических состояний.
Кроме того, психоэмоциональный контакт между матерью и ребенком во время кормления оказывает благоприятное воздействие на формирование в дальнейшем у ребенка поведенческих реакций и влияет на его интеллектуальное развитие. В связи с этим женское молоко можно рассматривать как «золотой стандарт», единственно незаменимый продукт, созданный самой природой для вскармливания детей первого года жизни.
В международном документе ООН «План действий по осуществлению декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», подписанном и представителями России поставлена цель по обеспечения кормления всеми женщинами своих детей грудным молоком в течение первых 4-6 месяцев жизни. Во втором полугодии жизни к грудному вскармливанию добавляется еще и введение прикорма. Требование это обосновано научными исследованиями, проведенными в различных странах мира. Бороться за сохранение грудного вскармливания должен весь персонал женских консультаций, роддомов и детских поликлиник.

Естественное вскармливание

Важной задачей в работе участкового педиатра должно стать сохранение естественного вскармливания у максимального количества детей первого года жизни. Это может быть достигнуто с помощью убеждения матери в преимуществах грудного вскармливания ребенка и обеспечения его гармоничного развития. Грудное вскармливание бывает успешным лишь тогда, когда мать уверена, что именно она может дать своему ребенку все необходимое и для этого она предпринимает все, чтобы сохранить лактацию. Кормящим матерям необходимо объяснить, как подготовиться к лактации поддерживать ее. При этом акцент должен быть сделан, в первую очередь, на необходимость сбалансированного питания.
В случае невозможности кормления ребенка грудью (госпитализация, выход на работу, причины, связанные со строением груди, и пороки развития ребенка) кормления следует продолжить сцеженным молоком. Для этого необходимо научить мать правильно сцеживать и хранить свое молоко. Сцеживание производят в соответствии с графиком кормлений в пластмассовые или стеклянные бутылочки, предварительно простелиризованные или в стерильные пакеты для сбора грудного молока. Грудное молоко хранится в холодильнике в течение 12 часов. По истечении этого времени молоко необходимо пастеризовать, при этом срок хранения молока увеличивается до 24 часов. Для хранения грудного молока можно использовать также морозильную камеру, при этом срок хранения может достигать 6 месяцев, а при температуре -20С - до 1 года. Перед кормлением бутылочку с молоком подогревают на водяной бане или под струей теплой воды до температуры 36,5-37С. После чего ее интенсивно встряхивают и перемешивают до получения однородности.
В последнее время появилось много сторонников свободного вскармливания детей. Свободное вскармливание, в том числе, рекомендовано ВОЗ. Однако наблюдения показывают, что этот метод имеет ряд недостатков: невозможность контролировать объем кормления, сцеживать молоко после кормления, что может привести к снижению лактации, беспокойство ребенка, неконтролируемая прибавка массы тела ребенка, особенно в первые месяцы. Этот метод оправдан лишь первые 10-14 дней жизни ребенка. В последующем младенец сам устанавливает индивидуальный режим кормлений, который, в зависимости от степени адаптации ребенка, может составлять от 6 до 8 раз в сутки. Однако практически все дети предпочитают при этом не соблюдать длительный ночной перерыв.

Для расчета объема пищи используется несколько методов:

1. Расчет питания первые 10 дней жизни ребенка производится по формуле Филькенштейна: объем кормления составляет 10хn, где n - число дней.
2. Объемный. Используется для расчета питания детей старше 10 дней. При этом учитывается фактическая масса тела. Ребенок от 10 дней до 2-х месяцев должен получать 1/5 часть от своего веса, от 2 до 4-х месяцев - 1/6, 4-5 месяцев - 1/7 часть массы тела, но не более 1 литра. Объем питания, равный 1 литру - суточный объем для ребенка старше 5 месяцев.
3. По формуле Шкарина. Ребенок в возрасте 2 месяцев (8 недель) должен получать в сутки 800 мл молока. На каждую неделю, недостающую до 8 недель вычитают 50 мл, а на каждый месяц после 2-х прибавляют 50 мл.
Грудное молоко является наиболее оптимальным для питания детей первых 4-5 месяцев жизни, но оно не может обеспечить растущий организм необходимыми витаминами и микроэлементами. Поэтому по мере взросления ребенка необходимо проводить коррекцию питания, вводя в рацион питания ребенка соки, овощные, фруктовые пюре. Это является основой правильного его развития, профилактики рахита, железодефицитных состояний, дисфункции пищеварительного тракта.
При естественном вскармливании с 3,5-4 месяцев следует вводить соки. Более раннее введение соков с 1,5-2 месяцев, как это было принято раньше, нецелесообразно, так как может приводить к нарушению процессов переваривания, аллергизации организма. Соки назначают между кормлениями, начиная с 2-5 капель, постепенно увеличивая дневную дозу. Суточное количество соков можно определить по формуле 10хn, где n - количество месяцев. Соки не входят в общий объем питания и не учитываются.
Лучшим первым соком является сок из зеленых яблок. Через 2 недели - 1 месяц после его введения можно давать морковный, капустный, черносмородиновый, гранатовый, вишневый и др. соки. При склонности к запорам можно использовать сливовый, морковный, свекольный соки, а при неустойчивом стуле - лимонный, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный. Малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый, томатный соки дают детям не раньше 6 месяцев, но с большой осторожность в силу их выраженных аллергизирующих свойств. После 4-х месяцев можно давать мякотные соки - грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки.
При появлении метеоризма у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, из рациона питания матери следует исключить продукты, способствующие газообразованию - капуста, бобовые, орехи, молоко, черный хлеб др. Ребенку можно давать чаи с ромашкой и фенхелем, которые сейчас можно в большом разнообразии найти на нашем рынке.
Через 2 недели после введения в рацион питания ребенка соков в возрасте 4-4,5 месяцев вводятся пюре из яблок, абрикосов и др. фруктов.
Со временем грудное молоко перестает удовлетворять потребности растущего организма и, кроме того, необходима тренировка развивающейся пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляция моторной активности кишечника. В этой целью в возрасте 4-5- месяцев вводится прикорм.
Более раннее введение прикорма показано при рахите, железодефицитной анемии, упорных срыгиваниях, запорах, отставании в физическом развитии, недоношенным детям.
Прикорм - это блюда, постепенно вытесняющие женское молоко (смеси), приучающие ребенка к взрослой пище. Он вводится с помощью ложечки, начиная с небольших объемов (1/2 чайной ложки), дополняя недостающий объем молоком или смесью. Постепенно в течение нескольких дней доводят объем до полного кормления.
Первый прикорм - овощное пюре. Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, вымоченный в течение 10-12 часов, капуста, кабачок и др.). Это позволит в случае появления пищевой аллергии наиболее рано выявить аллерген и исключить его из рациона питания. На каждый новый вкус отводится не менее 2-х недель. Постепенно ассортимент овощей увеличивается, возможно приготовление овощных смесей, содержащих различные виды овощей. Позднее всего вводятся томаты, зеленый горошек, тыква.
Второй прикорм вводится только после замены одного кормления овощным прикормом. В качестве 2-го прикорма используются безглютеновые злаки (рисовая, гречневая, кукурузная мука), которые предотвращают развитие глютеновой энтеропатии. Первые 1-2 недели прикорм вводится в виде 5% каши, спустя 1-2 недели - 10% каша. Если ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к неустойчивому стулу, целесообразно в рацион питания вначале ввести кашу, а затем овощное пюре.
С 6-7 месяцев можно вводить в рацион желток куриного яйца, сваренного вкрутую, с ¼ части и растертого с грудным молоком, 2-3 раза в неделю. С 7-8 месяцев рекомендуется вводить творог с дозы 5-10 г перед основным кормлением. К году доза творога составляет 50 г. Более раннее введение творога, как это было принято раньше, нецелесообразно, так как необходимое количество белка ребенок получает с грудным молоком.
Мясо в виде мясного пюре вводится с 7 месяцев. В дальнейшем оно заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетками (10-12 месяцев).
С 7,5-8 месяцев начинает вводиться 3-й прикорм в виде кисломолочных продуктов. Могут назначаться также молочные продукты на основе коровьего молока с низким содержанием белка и оптимальным набором жирных кислот, минеральных веществ и витаминов.
Использовать неадаптированные молочные смеси в более раннем возрасте нецелесообразно, так как это может привести к аллергизации организма, нарушению кислотно-основного состояния, задержке физического развития ребенка.
С 8-9 месяцев вместо мясного блюда дается рыбное 1-2 раза в неделю. Можно давать хлеб, белые сухарики, печенье, они предварительно размачиваются в одном из видов прикорма. С 10-12 месяцев вводится тертый сыр.
Растительное масло вводится уже в первый прикорм, начиная с 1/2-1/3 чайной ложки до 1 чайной ложки к 12 месяцам. Сливочное масло вводится лишь, начиная с 6 месяцев.
Приблизительно к году ребенка начинают отлучать от груди. Если по достижению годовалого возраста ребенка у женщины сохраняется лактация и имеется обоюдное желание продолжить питание грудным молоком при условии, что оно сочетается с адекватным по возрасту прикормом, то этому не стоит противиться. В этом случае ребенок сам откажется от груди. Однако, кормление грудью свыше 3-х лет не может считаться оправданным, так как мешает нормальному развитию личности ребенка.
Гармоничное развитие ребенка, хорошее эмоциональное состояние, своевременное прорезывание зубов, своевременное формирование двигательной активности, хороший иммунитет, правильное формирование скелета служат признаками, указывающими на адекватное по возрасту и полноценное питание.

Смешанное и искусственное вскармливание

На смешанное и искусственное вскармливание следует переходить только в случаях, когда не удалось сохранить в достаточном объеме лактацию или по медицинским показаниям, как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
В настоящее время создано много адаптированных молочных смесей, как пресных, так и кисломолочных, сухих и жидких. Наибольшее распространение получили смеси от 0 до 12 месяцев жизни. Однако по современным данным при выборе той или иной смеси следует придерживаться возраста. Наиболее оптимальными для питания первого полугодия жизни являются смеси, в названии которых присутствует цифра «1». Эти смеси максимально приближены к женскому молоку, что, безусловно, способствует оптимальному росту и развитию ребенка.
По достижении ребенком возраста 5-6 месяцев следует переходить на смеси, в названии которых стоит цифра «2» или имеется запись о том, что данная смесь рекомендуется для кормления детей, начиная с 5-6 месяцев. Содержание белка и энергетическая ценность таких смесей выше, что соответствует возросшим потребностям организма.
При выборе смеси следует учитывать:
1. возраст ребенка. В первые 2 - 3 недели следует использовать для питания ребенка пресные смеси. В последующем в рационе питания могут присутствовать и кисломолочные смеси в соотношении 50:50;
2. степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он нуждается в максимально адаптированных смесях;
3. индивидуальную переносимость смеси.

Несколько слов о лечебном питании

Лечебное питание играет огромную роль в терапии любого заболевания детского возраста. Питание при различных заболеваниях ребенка является мощным лечебным фактором, при котором правильно составленная диета становится ключевым механизмом, позволяющим воздействовать на нарушенные звенья метаболизма, нормализовать функции пищеварительной системы, активизировать защитные силы организма, что во многом определяет течение и исход болезни.
Все это послужило основание для разработки специальных видов лечебных продуктов с заданным составом в соответствии с особенностями патологии, при которых используется данный продукт.
Производство специализированных продуктов для диетического и лечебного питания в настоящее время представляет собой особое направление в деятельности ряда ведущих фирм, занимающихся выпуском детского питания.
Специальные научные исследования показали, что при большинстве заболеваний потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах и энергии практически не отличается от потребности здорового ребенка. И только если во время болезни значительно нарушаются обменные процессы, потребности в некоторых пищевых веществах могут меняться либо в сторону увеличения в связи с большим их расходованием больным организмом, либо снижаться из-за плохой переносимости того или иного ингредиента. При некоторых заболеваниях требуется качественное изменение какого-либо компонента - белка, жира или углеводов.
Учитывая особенности лечебного и диетического питания при различных патологических состояниях, промышленностью выпускается большой ассортимент специализированных продуктов, которые условно могут быть поделены на следующие основные группы:

1. Продукты на молочной основе.
2. Продукты на основе гидролизатов белка.
3. Продукты на основе растительного белка.

В каждой из основных групп можно найти продукты, содержащие тот или иной белковый, жировой или углеводный состав: высокобелковые, малобелковые, низколактозные, безлактозные смеси. Жидкие и сухие смеси, обогащенные железом, содержащие бифидогенные факторы и с добавлением бифидобактерий. Гипоаллергенные продукты с низкой и высокой степенью гидролиза белка. Продукты с низким содержанием или лишенные фенилаланина, безглютеновые и продукты на основе соевого белка.
Остается лишь добавить, что многие смеси содержать таурин и селен, необходимые для формирования центральной нервной системы, построения сетчатки глаза, коньюгации желчных кислот, осморегуляции, поддержания структур клеточных и субклеточных мембран и др.

Питание детей старше года

В питании детей старше года по-прежнему большая роль отводится молочным продуктам, которые должны входить в ежедневный рацион. Белковая часть рациона обеспечивается также за счет мяса, рыбы и птицы, причем ассортимент их значительно расширяется. Дети могут получать говядину, нежирные сорта свинины, мясо кур, кролика. После года детям также дают колбасные изделия - сосиски, вареные колбасы. Количество рыбы в рационе питания по сравнению с первым годом увеличивается до 3-х раз в неделю. Ребенок может получать цельное яйцо, однако больше, чем ½ яйца в день давать не следует.
Пища детей до 1,5 лет по кулинарной обработке отвечает тем же требованиям, что и на первом году жизни, старше 1,5 лет можно предлагать более густую пищу, а при появлении коренных зубов - салаты, отварное, тушеное мясо, порезанное кусочками. С этого же возраста необходимо приучать ребенка к самостоятельному питанию, активному жеванию твердой пищи, что способствует правильному развитию зубов, челюсти и лицевого скелета.

Питьевой режим

Существует мнение, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании не нуждается в дополнительном введении жидкости. Однако, достаточно большое количество жидкости ребенок должен получать в первые дни после рождения, оправданно также введение 5% раствора глюкозы для восполнения энергетических затрат в период ранней адаптации ребенка и в связи с катаболической направленностью обмена веществ. В дальнейшем потребности ребенка в воде уменьшаются. Следует, однако, помнить, что при жирном грудном молоке ребенок нуждается в дополнительном введении жидкости. При этом потребности в воде в сутки составляют двойной объем кормления.
При искусственном вскармливании режим питья тот же, т.е. объем жидкости определяется потребностями ребенка. В жаркое время года, если температуры выше 25, суточный объем жидкости увеличивается в 1,5 раза, а при температуре 35 и выше - в 2 раза.
Детям старше года жидкость дается в виде молока, компотов, чая, минеральной воды. Суточное количество жидкости регулирует сам ребенок, в зависимости от характера пищи и времени года.

Особенности вскармливания недоношенных детей

Недоношенный ребенок, по сравнению с доношенным, отличается недостаточной зрелостью органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, лабильностью обменных процессов, большей интенсивностью нарастания массы тела и роста, низкой сопротивляемостью к различным факторам внешней среды.
Изучение моторики желудочно-кишечного тракта недоношенного ребенка показало выраженные отличия от взрослого человека и доношенного ребенка. У недоношенных детей снижен тонус нижних отделов пищевода, отсрочено опорожнение желудка, а способность сосать появляется у новорожденных только после 32 недели гестации. При применении минимального количества энтерального питания отмечается повышение концентрации желудочно-кишечных пептидов, регулирующих моторику кишечника (гастрин, мотилин и др.). Хорошо известен то факт, что энтеральное питание во многом определяет развитие желудочно-кишечного тракта у новорожденного ребенка. Поступление питательных веществ в желудочно-кишечный тракт способствует процессам созревания моторики. У новорожденных детей, получавших парентеральное питание в течение длительного времени, отмечалось снижение уровня гормонов кишечника и снижался уровень обмена белка.
В настоящее время действует концепция «минимального энтерального питания» или «трофического питания». Сформулированы основные рекомендации по «трофическому питанию»:

1. трофическое питание направлено на кишечник, а не на ребенка в целом;
2. цель трофического питания - предотвращение атрофии слизистой и развитие моторики кишечника;
3. начинается вскоре после рождения (в пределах 12-48 часов);
4. начинается с очень маленького объема (10 мл/кг/день с очень медленным увеличением объема);
5. лучше всего использовать грудное молоко (молозиво).

Поэтому к смесям, применяемым для питания недоношенных детей, предъявляются особые требования, они должны быть адаптированы к особенностям пищеварительной системы и обменных процессов.
Расчет питания при естественном вскармливании и вскармливании смесями, не предназначенными для кормления недоношенных детей, производят по объемному методу с поправкой на приблизительно долженствующий вес (М+20%М). Ребенку с I степенью недоношенности объем питания на долженствующую массу считают с 11-го дня жизни, со II степенью - с 15дня, а с III и IV степенью - с месяца.
Самым оптимальным видом вскармливания для недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством высасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами.

Однако, как показали многочисленные исследования, несмотря на все преимущества грудного молока, у него есть существенный недостаток: оно не обеспечивает необходимого для недоношенного ребенка количества белка и некоторых минералов. Поэтому в настоящее время во многих странах разработаны и используются в клиниках специальные белково-минеральные добавки к грудному молоку. Оптимальным вариантом является добавка, созданная на основе грудного молока, однако сейчас имеется несколько вариантов добавок, созданных на основе белка коровьего молока.
В случаях недостаточного высасывания грудного молока требуется докармливание. При этом используются специальные адаптированные сухие молочные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности, по сравнению с обычными адаптированными смесями. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.
Таким образом, с помощью рационального питания в настоящее время можно сохранить здоровье здоровым детям и уменьшить риск реализации неблагоприятных факторов, способствующих развитию различной патологии у детей раннего возраста.

Естественное вскармливание детей первого года

жизни. Методы проведения контроля и коррекции.

Технология вскармливания грудью.

Естественным вскармливанием грудного ребенка называется

вскармливание его грудным молоком. Естественное вскармливание -

наилучший способ питания детей с первых дней их жизни. В первые

дни лактации молочная железа отделяет молозиво, состав которого с

каждым днем меняется. Лишь на 2-3 неделе оно приобретает постоян-

ный состав и становится зрелым молоком. Кормление здорового ново-

рожденного ребенка надо начинать через 6 - 12 часов после рожде-

ния в зависимости от его индивидуальных особенностей,

особенностей матери, времени рождения.

После первого кормления ребенка прикладывают к груди через

каждые 3 - 3.5 часа с соблюдением ночного перерыва в 6 - 6.5 ча-

сов. Число кормлений - 6-7 раз в сутки, длительность каждого

кормления в первое время - 20 мин., в дальнейшем - 15-20 мин., в

зависимости от активности сосания ребенка, особенностей материнс-

кой груди и лактации. При каждом кормлении ребенка следует прик-

ладывать только к одной груди, обращая внимание на полное осво-

бождение ее от молока. В течение первых трех дней дети высасывают

от 5 до 30-35 мл за кормление, что составляет около 100-200 мл в

сутки. С каждым следующим днем количество молока, всасываемого

ребенком, увеличивается и к 8-9 дню достигает 450-500 мл в сутки.

Количество молока, необходимое новорожденному ежедневно в течение

первых 7-8 дней жизни, можно ориентировочно расчитать по фориуле:

V = 10 х n х 7 (где n - число дней жизни ребенка)

Количество молока у молодых, особенно первородящих, женщин в

первые дни лактации часто бывает недостаточным. Это может стать

причиной некоторой задержки восстановления первоначального веса

ребенка, что, как правило, не отражается отрицательно на дальней-

шем его развитии. Однако если у новорожденного ребенка физиологи-

ческое снижение веса к 4-5 дню жизни превышает 8% первоначального

веса и не обнаруживается тенденции к восстановлению веса, а ребе-

нок, не выдерживая интервалы между кормлениями, проявляет явное

беспокойство, необходимо докормить его молоком другой женщины.

Молоко следует давать ложечкой или пипеткой. Дети, преждевременно

приученные получать докорм из бутылочки через резиновую соску,

почти всегда начинают мало сосать, сто усиливает гипогалактию у

матери. Таких детей приходится преждевременно переводить на сме-

шанное вскармливание.

Начиная со второй недели жизни указанная выше формула уже

неприменима. Суточное количество молока, необходимое для вскарм-

ливания, расчитывается исходя из веса ребенка:

от 2 до 6 недель - 1/5-1/6 веса тела,

от 6 недель до 4 месяцев - 1/6 веса тела,

старше 4 месяцев - 1/7-1/8 веса тела.

Более точным является калорийный расчет. В первой четверти

первого года ребенок должен получатьв сутки в среднем 120-130

ккал на 1 кг веса, во второй четверти - около 110 - 120, в треть-

ей - около 100-110 и, наконец, к концу года - около 90-100 ккал.

Здоровый ребенок, живущий в благоприятных условиях, должен до 4.5

5 мес. находиться на вскармливании одним материнским молоком,

если его достаточно у матери.

При вскармливании ребенка грудью могут возникнуть трудности,

связанные с матерью:

1) неправильная форма сосков, что затрудняет их

захватывание ребенком;

2) ссадины и трещины сосков, делающие акт

сосания груди крайне болезненным;

3) мастит;

4) галакторея;

5) "тугая грудь";

6) гипогалактия;

7) тяжелые заболевания матери - психические болезни, эндок-

ринные расстройства, декомпенсированные пороки сердца,

сифилис, если заражение произошло в последний месяц

беременности (острые инфекционные заболевания не всегда

являются противопоказанием к кормлению ребенка грудью);

8) неплноценый состав молока.

Возможны затруднения и со стороны ребенка:

1) дефекты и заболевания полости рта и носа;

2) привычные срыгивания;

3) непереносимость женского молока;

4) тяжелые заболевания ребенка (внутричерепная родовая

травма, пневмония, сепсис и др.)

Большие трудности возникают и при кормлении вяло сосущих де-

тей. Особенно все перечисленные затруднения могут быть устранены.

Реже приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком матери, а

иногда переводить ребенка на смешанное вскармливание. Лишь в

очень редких случаях (непереносимость женского молока) возникает

необходимость перевести ребенка на искусственое вскармлиание мо-

лочными смесями, а в тех случаях, когда ребенок не переносит ни

женского, ни коровьего молока (галактоземия, наследственная непе-

реносимость дисахаридов, например лактозы), ему назначают безмо-

лочное питание.

При недостаточном количестве молока у матери нередко приме-

няется докармливание ребенка сцеженным молоком другой кормящей

женщины - донора. Донорское молоко, подвергнутое термической об-

работке и сохраняемое после сцеживания в течение нескольких ча-

сов, теряет многие ценные биологические свойства женского молока.

Детей, получающих только донорское молоко, приходится, как прави-

ло переводить на смешанное вскармливание.

С 1.5-2-месячного возраста целесообразно давать ребенку

овощные, фруктовые или ягодные соки: начинают с 1.5 чайной ложки

1-2 раза в день, постепенно к 5-6 месяцу доходят до 5-10 чайн.л.

(25-50г), а к концу года - до 80-100г в день. Наряду с соками, но

в счет указанного их количества, начиная с 2-3-го мес., ребенку

можно давать тертое сырое яблоко или консервированное фруктовое

С 4.5-5 мес. здоровый ребенок не может удовлетворяться толь-

ко грудным молоком, даже есликоличества его вполне достаточно и

полностью покрываетвсю калорийную потребность организма ребенка.

С этого времени в рацион надо ввести прикорм.

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Е стественное вскармливание. Самой лучшей пищей для ребенка грудного возраста является молоко матери. Это молоко идеально приспособлено к особенностям пищеварения и обмену веществ ребенка первых месяцев жизни. Оно содержит практически все необходимые для правильного роста и развития ребенка вещества. Для обеспечения достаточной лактации имеют большое значение правильное и регулярное прикладывание ребенка к груди матери, а также полное опорожнение молочной железы. Поэтому после каждого кормления ребенка необходимо сцеживать остатки молока, даже если в груди молока осталось мало. Очень важно для кормящей матери соблюдение определенного режима и правильного питания (табл. 7).

Рацион кормящей матери ежедневно должен содержать мяса 180—200 г, молока 500 мл, творога 50 г, сыра 50 г, масла 50 г, 1 яйцо, овощей 500—600 г, фруктов 200 г, хлеба 400—500 г. Следует избегать употребления пряностей, экстрактивных веществ, что может придать неприятный привкус и запах грудному молоку. Употребление спиртных напитков исключается полностью. Кормящая женщина должна соблюдать правильный режим сна и отдыха, выполнять умеренную физическую нагрузку, обязательно бывать на свежем воздухе.

В первые 3—4 дня после рождения ребенок из молочной железы матери получает молозиво, затем переходное молоко, на 2—3-й неделе лактации грудное молоко становится зрелым и приобретает относительно постоянный состав. Молозиво по составу близко к тканям новорожденного, поэтому легко усваивается организмом; по сравнению со зрелым грудным молоком оно содержит большее количество белков, в основном представленных альбуминами и глобулинами. Казеиновая фракция в молозиве содержится в меньшем количестве, но в дальнейшем в зрелом молоке эти соотношения выравниваются, достигая 60:40. В 100 мл зрелого женского молока содержится в среднем 1,2 г белков, что почти в 3 раза меньше, чем в коровьем. Однако белки женского молока обладают высокой биологической ценностью, они богаты незаменимыми аминокислотами, представлены в основном мелкодисперсной фракцией, что облегчает их переваривание и всасывание и не вызывает напряжения в работе желудочно-кишечного тракта ребенка.

В 100 мл женского молока в среднем содержится 3,5 г жира, в состав которого входят полиненасыщенные жирные кислоты. Жиры женского молока отличаются высокой степенью дисперсности, что облегчает процессы эмульгирования и обеспечивает полноценность их всасывания и усвоения организмом ребенка. Кроме того, высокий уровень утилизации жиров женского молока зависит от наличия в нем собственной липазы. Углеводы женского молока в основном представлены лактозой, которой в 100 мл молока содержится 6,5—7 г. Лактоза женского молока состоит главным образом из р-лактозы, которая способствует росту бифидобактерий и препятствует колонизации патогенной флоры кишечника. Содержание минеральных веществ в женском молоке ниже, чем в коровьем, однако качественный состав и соотношение их более благоприятные. Содержание кальция в женском молоке в 4 раза, а фосфора в 2 раза ниже, чем в коровьем. Однако кальций и фосфор в женском молоке находятся в хорошо усвояемой форме и в наиболее благоприятных соотношениях (2:1). В женском молоке по сравнению с коровьим в 2—3 раза больше солей железа; в достаточном количестве содержатся микроэлементы: медь, цинк, марганец и др., а также имеются витамины С, Е, А и др., содержание которых зависит от времени года, характера питания кормящей женщины, ее индивидуальных циркадных ритмов, состояния организма и т. д. В женском молоке присутствуют ферменты, которые в значительной степени облегчают переваривание и усвоение основных пищевых веществ. Женское молоко обладает мощными иммунными свойствами, содержит антитела против ряда заболеваний, иммуно-глобулины, клеточные элементы, а также бактериоста-тические вещества, в частности лизоцим и интерферон.

Ребенок должен получать пищу в строго установленные часы. Режим кормления ребенка устанавливают в зависимости от его возраста и состояния здоровья. Здорового доношенного новорожденного впервые прикладывают к груди матери не позднее 6—12 ч после рождения, кормят 6—7 раз в сутки через каждые 3-3V2 ч (ночной перерыв 6Vi—7 ч). В первые двое суток новорожденный обычно высасывает из груди матери 10—20 мл молока в одно кормление, на 3—5-е сутки -30—50 мл, на 5—7-е сутки — 50—90 мл.

Ориентировочное количество пищи, необходимое ребенку в первые дни жизни, рассчитывают по формуле:V = 2 % от массы тела при рождении х л, где V — объем пищи, необходимой ребенку в сутки, и п — день жизни ребенка. Например, ребенок 5 дней с массой тела при рождении 3500 г должен получать V = 70 г х 5, т. е. V = 350 мл молока в сутки. Следовательно, в каждое кормление (при 7-разовом кормлении) ребенок должен получить 50 мл молока.

Суточное количество молока, необходимое ребенку старше 7—8 дней, должно составлять до 2 мес Vs массы тела ребенка, от 2 до 4 мес — И, от 4 до 6 мес -Vi и от 6 до 9 мес — V&. Количество молока на одно кормление высчитывают делением суточного объема пищи на число кормлений. Например, масса тела ребенка 3 мес составляет 5400 г. Количество необходимого молока в сутки составит Уб массы его тела, т. е. 900 мл. При 7-разовом кормлении ребенок в каадое кормление должен получить 130 мл. Тем не менее, такой способ расчета является лишь приблизительным и не обладает высокой точностью.

В первые месяцы жизни ребенка целесообразнее пользоваться калорийным способом расчета питания, в соответствии с которым новорожденный в 1-й день жизни должен получить 30 ккал на 1 кг массы тела, на 3-й день — 50 ккал/кг, калорийность постепенно повышают, чтобы к 10-му дню жизни она составляла 120 ккал/кг. По достижении указанного уровня калорийности он сохраняется неизменным до истечения 5-го месяца жизни. При использовании данного способа расчета питания калорийность 100 мл грудного молока принимают за 70 ккал.

С целью проверки достаточности высосанного молока регулярно проводят контрольные взвешивания. В неонатальном периоде ребенку требуется 6—7 кормлений в сутки, от 1 до 4 мес — 6 в сутки, от 4 мес до 1 года — 5 в сутки. Необходимое количество молока при грудном вскармливании ребенок должен высасывать за 15—20 мин.

При назначении питания ребенку следует руководствоваться не только расчетом по объему пищи, но также учетом потребности ребенка в основных пищевых веществах на 1 кг массы тела (табл. 8).


"Нормы потребности приведены в расчете на 1 кг массы тела. Потребность в белках дана при вскармливании грудным молоком или заменителями его с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80 % указанные величины необходимо увеличить на 20—25 %.

Для коррекции витаминного и минерального составов рациона с 1-го месяца ребенку постепенно вводят фруктовые соки: вначале 0,5—1 чайную ложку (5 мл) в день, затем ежедневно увеличивают это количество и доводят к 2-месячному возрасту до 20—25 мл. Давать соки следует после еды, применение их перед едой может снизить аппетит, так как они содержат сахар. Из соков лучше использовать яблочный, черносмородиновый, абрикосовый, морковный, томатный (последние три — с 3-месячного возраста). Клубничный и земляничный соки на первом году жизни давать не следует, так как эти ягоды очень трудно промыть и, кроме того, они могут вызвать экссудативные проявления. Соки цитрусовых (апельсиновый, мандариновый, лимонный) следует давать с осторожностью, так как они у многих детей могут вызвать аллергические реакции. Соки цитрусовых обычно назначают детям старше 3— 4 мес. Не рекомендуется на первом году жизни виноградный сок, который нередко вызывает усиленное брожение в кишечнике. В питании детей можно использовать и готовые консервированные соки, выпускаемые промышленностью для детского питания. В консервированных соках содержатся минеральные вещества, витамины, органические кислоты и сахар. Соки бывают осветленные и неосветленные (с мякотью).

С 1,5—2-месячного возраста можно ввести в рацион яблочное пюре (тертое яблоко). Его начинают давать с Vi— 1 чайной ложки, постепенно увеличивая количество пюре до объема фруктовых соков в рационе. К 10—12 мес количество яблочного пюре может быть увеличено до 100 г. Можно делать пюре и из других фруктов, имеющих нежную клетчатку (например, бананы и киви). Детям, страдающим запором, рекомендуется давать пюре из чернослива (2—4 чайные ложки в день в зависимости от возраста ребенка). В питании детей можно использовать консервированные фруктовые пюре, выпускаемые нашей промышленностью специально для детского питания, а также детские продукты зарубежного производства. С 3,5-месячного возраста в питание ребенка необходимо ввести творог (из молочной кухни). Начинают давать творог с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая количество до 20 г в течение месяца, в дальнейшем количество творога увеличивают на 5 г каждый последующий месяц. С 4 мес можно давать яичный желток, являющийся источником кальция, фосфора, железа и витаминов A, D, Ва, РР, а также содержащий легкоусвояемый ценный белок. Сваренный вкрутую желток лучше давать с кашами и овощным пюре. Сначала дают Vs— V* часть желтка (растертого с грудным молоком), а с 5 мес — Vi часть в день.

С 4,5—5-месячного возраста вводят первый прикорм в виде овощного пюре (капуста белокочанная, морковь, картофель и т. д.). Детям с гипотрофией, анемией, рахитом, экссудативным диатезом овощное пюре в качестве прикорма вводят на 2—4 нед раньше, т. е. с 3,5—4 мес. Начинают давать овощное пюре с 1 чайной ложки и постепенно в течение 10—12 дней его количество доводят до 100—150 г. С введением прикорми ребенка переводят на 5-кратное кормление. Прикорм должен быть хорошо гомогенизирован и не должен вызывать затруднение при глотании. Постепенно ребенка необходимо переводить на более густую и плотную пищу. Дают овощное пюре в одно из грудных кормлений, лучше среди дня. Не рекомендуется начинать прикорм в жаркие дни и при заболевании ребенка, так как в этих случаях новая пища может плохо перевариваться и вызывать кишечные расстройства. К овощному пюре можно добавлять растительное масло, сливки в количестве 4—5 г и в дальнейшем мясо. Можно использовать и овощное пюре, выпускаемое промышленностью, но предварительно следует убедиться, что ребенок хорошо переносит все основные компоненты, входящие в его состав. Очень полезны и обладают хорошими вкусовыми качествами овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей: картофель, капуста, морковь, кабачки и др. Консервированные пюре дают так же, как и приготовленные в домашних условиях: начинают с 1—2 чайных ложек и постепенно доводят объем до 100—150 г. С 5,5—6-месячного возраста вводят второй прикорм в виде каши, сначала 5—8 % консистенции, затем 10 % (5,8 и 10 г крупы или муки на 100 мл воды соответственно). Предпочтение следует отдавать смешанным кашам, которые готовят из муки различных групп (овсяной, гречневой, рисовой). Каши готовят на цельном молоке или на овощном отваре с добавлением 5 % сахарного сиропа и 3 % сливочного масла. В возрасте 7 мес вводят мясной бульон, богатый экстрактивными веществами, в количестве 30—50 мл, с сухариком из белого хлеба (2— 3 г) или корочкой черного хлеба. С 7,5—8 мес ребенку дают хорошо (дважды) провернутый говяжий или свиной фарш (10—20 г). В этом же возрасте третье кормление заменяют цельным (коровьим) молоком или кефиром (третий прикорм), которые можно давать с сухариком или печеньем. Режим кормления в этом возрасте целесообразно построить следующим образом: в 6 ч утра — грудное молоко, в 10 ч (завтрак) — 8—10 % молочная каша (180 г) с Vi яичного желтка, 50 г яблочного пюре, в 14 ч (обед) — 50 г мясного бульона с сухариком (3 г), 150 г овощного пюре, 20 г мясного фарша, 50 г фруктового сока, в 18 ч — кефир или цельное молоко (160 г), 40 г творога, 10 г печенья, в 22 ч — грудное молоко. В 10-месячном возрасте мясной фарш можно заменить фрикадельками, а затем паровыми котлетами. Можно использовать мясные консервы, выпускаемые промышленностью. В этом же возрасте можно ввести в рацион ребенка рыбу нежирных сортов (судак, треска и др.) и курятину. Рыбу дают вместо мяса в виде фарша на обед с овощным пюре. При наличии аллергических реакций рыбу и куриный фарш давать не рекомендуется. К году грудное кормление заканчивают. К этому времени ребенок получает разнообразную пищу с достаточным количеством пищевых веществ. Не рекомендуется отнимать ребенка от груди в летнее время, во время болезни и при проведении профилактических прививок. Отнимать ребенка от груди надо постепенно: сначала заменяют утреннее грудное кормление кефиром или цельным молоком, через 5—7 дней вечернее кормление заменяют кефиром или цельным молоком. На протяжении первого года жизни ежемесячно (а при необходимости и чаще) следует производить ориентировочный подсчет состава суточного рациона ребенка для проведения необходимой коррекции основных пищевых веществ. При расчете питания следует пользоваться «Таблицами химического состава пищевых продуктов» (под ред. А. А. Покровского. М., 1976).

Оценку полноценности питания проводят по многим параметрам, из которых особую важность прежде всего имеют клинико-физиологические данные: динамика массы тела и роста, состояние кожных покровов, тургор тканей, характер стула, психомоторное развитие, процессы кроветворения.

Смешанное и искусственное вскармливание. При недостаточном количестве грудного молока нередко ребенка приходится переводить на смешанное или искусственное вскармливание, для чего используют донорское или коровье молоко, которое соответствующим образом изменяют (адаптируют). Донорское молоко можно употреблять только после пастеризации. Коровье молоко в настоящее время используется для приготовления различных смесей. На сегодняшний день так называемые простые молочные смеси, к которым относятся различные разведения коровьего молока (Б- и В-смеси), практически не используют; они представляют скорее исторический интерес. Ранее для их приготовления использовали отвары различных круп (овсяной, гречневой, рисовой); в Б-смесях соотношение отваров к молоку составляло 1:1, а в В-смесях — 1:3. Тем не менее, до сих пор выпускаются сухие молочные смеси «Крепыш» и «Здоровье» аналогичного состава. По своему составу они значительно отличаются от женского молока. В этих продуктах белковый компонент в основном представлен казеиновой фракцией. Кроме того, имеется дефицит отдельных аминокислот, очень важных для растущего организма, снижено содержание жира и нарушен жирно-кислотный спектр, отмечается недостаток полиненасыщенных жирных кислот, имеется избыток углеводов, что может привести к нарушению обмена веществ. Смеси не сбалансированы по витаминному и минеральному составу. Все перечисленные недостатки свидетельствуют о неадекватности названных продуктов для обеспечения полноценного питания ребенка.

В настоящее время имеется определенный выбор адаптированных смесей нового поколения, максимально приближенных по составу к грудному молоку (табл. 9).

Таблица 9

Химический состав грудного молока и его заменителей

Вид продукта, 100 мл

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность

Грудное молоко

1,5

3,5

7,0

Адаптированные смеси:

«Малыш»

2,0

3,5

7,0

«Детолакт»

1,8

3,5

7,0

«Пилтти»

1,5

3,5

7,3

«Бона»

1,5

3,5

7,3

«Тутгели»

1,5

3,5

7,3

«Нан»

1,7

3,4

7,4

«Нутрилон»

1,4

3,6

7,1

«Симилак»

1,5

3,6

7,3

«Сноу Брэнд 7А»

1,8

3,5

7,1

«Импресс»

1,9

3,5

8,9

«Хиппон А»

1,7

3,5

8,1

Кисломолочные смеси:

кефир

2,8

3,2

4,1

«Малютка»

1,7

«Пеларгон» 65

Некоторые из них производятся в нашей стране, но большая часть закупается за рубежом.

Очень полезными продуктами для вскармливания детей раннего возраста являются кисломолочные (ацидофильные) смеси. Они приготавливаются из молока путем заквашивания его молочно-кислыми микроорганизмами. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются молочная кислота и ферменты, которые стимулируют секрецию желудочного сока, нежно створаживают белки молока и тем самым облегчают и улучшают процессы пищеварения. Очень ценным свойством кисломолочных продуктов является их способность уменьшать брожение в кишечнике, подавлять и вытеснять патогенную микрофлору.

В нашей стране из кисломолочных продуктов наибольшее признание и распространение получил кефир. Он медленнее и равномернее, чем несквашенное молоко, покидает желудок и тем самым создает благоприятные условия для пищеварения. Содержащаяся в кефире молочная кислота гидролизует жир и обеспечивает более нежное створаживание молочного белка. Присутствующие в кефире дрожжи обеспечивают образование в нем витамина А и некоторых витаминов группы В, а также ферментов, участвующих в расщеплении углеводов. Тем не менее, состав кефира в значительной мере отличается от состава женского молока. В нем много белка, имеется дефицит полиненасыщенных жирных кислот, отмечается недостаток витаминов, не сбалансировано соотношение основных минеральных солей. Следует помнить, что кефир является продуктом прикорма (третий прикорм). Поэтому в первом полугодии жизни кефир может использоваться только для коррекции рациона питания (белкового компонента) либо в лечебных целях. Из кисломолочных продуктов в первые месяцы жизни показано использование ацидофильной смеси «Малютка», которая адаптирована, т. е. по составу приближена к женскому молоку.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом не прекращаются исследования по созданию оптимальных молочных смесей, приближенных по составу к женскому молоку, так называемых заменителей грудного молока, или адаптированных молочных смесей. Благодаря составу и специальной технологической обработке эти продукты адаптированы к особенностям пищеварения и обмена веществ детей грудного возраста. К указанным смесям, выпускаемым нашей промышленностью, относятся «Детолакт», «Малютка» и «Малыш». В этих смесях содержание основных пищевых веществ приближено к составу женского молока. «Детолакт» — это отечественный продукт, созданный на основе всемирно известной смеси «Симилак». Смесь «Малютка» предназначена для вскармливания детей первых двух месяцев жизни, а «Малыш» — для детей старше 2 мес. Благодаря специальной технологической обработке (гомогенизация, вакуумная сушка распылением), добавлению растительного масла, сливок, жиро-и водорастворимых витаминов (A, D, Е, С, РР, Вб), глицерофосфата железа, а также введению в смесь «Малютка» лимоннокислых солей натрия и калия, а в смесь

«Малыш» — муки эти смеси адаптированы к физиологическим потребностям и особенностям пищеварения детей грудного возраста.

При смешанном вскармливании докорм дают или в виде самостоятельного кормления, или как дополнение к кормлению грудью. Докорм следует вводить постепенно и давать после кормления грудью. В зависимости от количества молока у матери докорм назначают или ко всем кормлениям грудью, или к нескольким из них. Надо стремиться к регулярному прикладыванию ребенка к груди, что способствует усилению лактации. Когда ребенок привыкнет к новой пище, а также при необходимости докорм можно давать в виде самостоятельного кормления, чередуя с грудным молоком. Важно сохранить не менее 3 грудных кормлений, так как при редком прикладывании к груди лактация быстро угасает.

Очень важно при смешанном вскармливании правильно определить недостающий объем пищи, для чего необходимо учесть количество молока, получаемого из груди матери. Для этого ребенка взвешивают до и после кормления грудью. Недостаточный объем пищи дополняют введением докорма. Докорм лучше давать с ложечки. Если докорм приходится давать из соски, надо выбирать соску из упругой резины, чтобы она была не очень длинной и чтобы в ней было не одно, а несколько маленьких отверстий. Выбор пищи для докорма прежде всего зависит от возраста ребенка, его состояния и индивидуальных особенностей. Если ребенка приходится докармливать в первые 2 мес жизни, то лучше давать донорское молоко. Если донорского молока нет, то можно использовать адаптированные молочные смеси.

Таблица 10

Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных пищевых продуктов при искусственном вскармливании детей раннего возраста

Искусственное вскармливание осуществлять тяжелее, чем естественное, поэтому очень важно при этом правильно выбрать смесь, необходимую для ребенка, вводить ее постепенно и очень осторожно. Лучше для этих целей использовать адаптированные смеси или кисломолочные продукты. В связи с тем что усвояемость молочных смесей ниже, чем грудного молока, потребность в белках при смешанном и искусственном вскармливании выше.

Соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток при смешанном и искусственном вскармливании назначают несколько раньше, чем при вскармливании грудным молоком. Первый прикорм в виде овощного пюре и второй — в виде каши назначают на месяц раньше (табл.10). При этом следует помнить, что пища из овощей и круп в желудке задерживается дольше, чем молоко. Поэтому детей, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, переводят на 5-разовое кормление раньше — с 4—4,5 мес.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.