Как животные дрессируют нас. Что такое положительное наказание в дрессировке собак

Вы заметили, что я сказала «положительное наказание», а не просто наказание. В повседневной речи мы часто говорим о наказании, когда то, что мы технически под этим подразумеваем, является положительным наказанием. У нас также может быть отрицательное наказание, но это будет тема другого поста.

«Наказание» означает что-то, что уменьшает вероятность повторения поведения, т.е. снижается частота проявления подобного поведения. А «положительное» означает, что что-то добавлено.

Таким образом, положительное наказание означает добавление чего-то после того, как собака совершила поведение, что снижает частоту проявления этого поведения.

Например, если собака прыгает на вас, вы можете ударить ее коленом в грудь, и в следующий раз, когда вы увидитесь собака не будет прыгать, т.е. вы положительно наказали прыгающую собаку. Вы добавили что-то (неприятное ощущение толчка от колена в грудь) и снизили частоту проявления поведения.

Пожалуйста, обратите внимание: я не рекомендую этот способ обучения собаки, и мы доберемся до причин почему чуть позже. И он также может не сработать (например, если собака воспринимает это как игру и продолжает прыгать, и в этом случае это не работает как наказание).

Примеры положительного наказания

Существует множество примеров положительного наказания: , отшлепать с помощью газеты, использовать ошейник с аэрозолем цитронеллы, чтобы прекратить лай (когда собака залает — выплескивается струя с запахом цитронеллы), альфа-переворот или «доминирование», когда собаку укладывают на бок или переворачивают на спину и удерживают в таком положении после того, как она сделала что-то, что не понравилось владельцу; применение строгого ошейника, который врезается в шею собаки, когда она тянет на поводке, удары собаки поводком или резкие рывки, когда она делает то, что не нравится владельцу, использование электрошокового ошейника, чтобы прекратить то, что собака делает и т.д.

Это не исчерпывающий список, и вы, возможно, видели и другие виды положительного наказания.

В повседневном языке некоторые из них называются «коррекцией». Например, рывок поводком, чтобы собака села, когда ее попросили, часто называется «коррекцией поводком».

Но важно понимать, что это все то же положительное наказание. Другими словами, вы все равно добавили что-то (рывок поводком, который собака чувствует на шее), что должно уменьшить вероятность возникновения поведения.

Одна из причин, по которой важно помнить об этом, заключается в том, что дрессировка собак никак не регулируется, и иногда тренеры собак не очень разбираются в методах, которые они используют. К сожалению, люди иногда говорят, что это не наказание. Даже в некоторых популярных книгах объяснения могут быть весьма запутанными и не ясными (Browne et al., 2017). Это затрудняет для обычных людей понимание того, что тренер на самом деле собирается делать с их собакой.

Но я попробовал на себе и это мне не повредило!

Иногда люди говорят, что они повесили строгий ошейник на свою руку и потянули, и это им не повредило. Иногда люди повторяют этот опыт с электрошоковым ошейником. Поэтому они считают, что это нормально использовать их на своей собаке.

Проблема состоит в том, что обычно они контролируют натяжение строгого ошейника и силу удара током, потому что они сами делают это (или это делает кто-то другой, но они знают, когда это произойдет).

Это может звучать как незначительная деталь, но это имеет большое значение. Одно дело иметь контроль над ним, и совершенно другое — если это случается с вами совершенно неожиданно, и если подобное повторяется и продолжается.

Отсутствие контроля над чем-то само по себе может стать источником стресса.

Другой момент, о котором следует помнить, — это то, как это работает. Чтобы оно сработало, чтобы остановить поведение, животное должно посчитать его неприятным (если ему понравилось или оно даже не заметило, это не уменьшит частоту проявления поведения).

И, наконец, кожа на шее вашей собаки на самом деле очень тонкая. San Francisco SPCA сообщает , что «кожа на шее человека на самом деле толще (10-15 слоев клеток), чем кожа на шее собаки (3-5 слоев)». У них много полезных ресурсов , если вы хотите узнать больше о строгих ошейниках (англ.).

Мы склонны думать, что поскольку у собак есть шерсть, они должны быть более защищены от подобных вещей, чем мы с нашей голой кожей. Но шея собаки — очень чувствительная область. Если вы вспомните анатомию шеи, то она содержит важные органы, например, трахею. Приложение давление к трахее не проходит даром для любой собаки, но может быть особенно опасным для брахиоцефалических пород, которым и так сложно дышать.

Так что приложить что-то к руке — это не самый надежный способ испытать, что почувствует ваша собака (существует, конечно, более философский вопрос о том, что чувствует собака, но в этом случае я предлагаю вам прочитать ).

Но разве моя собака не пытается доминировать?

На самом деле ученые согласны с тем, что доминирование — это не способ обучения собак. Теория доминирования раньше была очень распространена (вы и сейчас все равно можете встретить ее в некоторых книгах, телепередачах и услышать от тренеров), но это устаревший подход к обучению собак.

Одна из проблем с подходом с точки зрения доминирования заключается в том, что он предполагает, что собака всегда пытается доминировать над вами. Прежде всего это не так, и во-вторых, он описывает ваши отношения с собакой как состязание. И это может убедить людей использовать положительное наказание (например, альфа-переворот), потому что они думают, что это рекомендует наука, но это не так.

Некоторые из вещей, которые люди относят к доминированию, включают движение впереди вас, когда собака на поводке, проход первым в дверь, прием пищи первым, залезание на диван или кровать. Люди говорили мне, что они беспокоятся, что их собака станет непослушной, потому что им нравится позволять ей сидеть на кушетке с ними.

Позвольте мне успокоить вас, что вполне нормально позволять вашей собаке сидеть на кушетке, если вы этого хотите. Это одинаково хорошо, если вы предпочитаете, чтобы она не делала этого; просто предоставьте собаке хорошую лежанку и вознаградите ее за ее использование (вы даже можете спрятать там кусочек корма, чтобы сделать собаке приятный сюрприз, когда она ляжет спать). Таким образом она полюбит свой лежак больше, чем кушетку. И вы даже можете научить ее идти туда по команде, если это требуется.

Точно также нормально, если собака идет впереди вас, первой выходит в дверь и первой получает свою порцию еды. Просто решите, что удобно для вас и придерживайтесь этого.

С другой стороны, если собака идет впереди вас, потому что она идет на натянутом поводке, то это не ваша собака доминирует, это просто собака, которая хочет идти быстрее, потому что где-то там есть что-то очень интересное, и она хочет получить это побыстрее. Вы можете использовать специальную корректирующую шлейку наподобие Easy Walk, чтобы облегчить свое передвижение с собакой, которая к тому же не вызывает стресс (Grainger, Mills and Montrose 2016).


Существуют ли риски при использовании положительного наказания?

К сожалению, научные исследования различных методов обучения собак показывают, что существуют потенциальные риски при использовании положительного наказания, который является аверсивным методом.

В своем обзоре научной литературы по обучению собак Ziv (2017) сообщает:

«Не смотря на методологические проблемы, похоже, что аверсивные методы дрессировки имеют нежелательные непреднамеренные результаты, и что их использование ставит под угрозу благополучие собак. Кроме того, не существует никаких доказательств того, что аверсивные методы более эффективны, чем методы обучения, основанные на поощрении. По крайней мере 3 исследования в этом обзоре демонстрируют, что противоположное может быть правдой в отношении как домашних, так и рабочих собак. Поэтому рекомендуется, чтобы сообщество использовало в основе обучения собак поощрение и избегало, насколько это возможно, аверсивных методов обучения».

Некоторые из проблем, которые, как сообщается, являются следствием применения положительного наказания в обучении собак, это увеличение страха, агрессии и стресса.

В одном исследовании был обнаружен агрессивный отклик у собак при применении положительного наказания (Herron, Reisner и Shofer, 2009). Например, 11% собак были агрессивны в ответ на использование строгого ошейника или удавки, 15% когда собаке кричали «нет», и 43%, когда собаку били или пинали.

Чем чаще люди используют положительное наказание, тем больше вероятность того, что они сообщают, что их собака агрессивна и / или возбудима (Arhant et al., 2010). Использование аверсивных методов обучения является фактором риска для агрессии по отношению к незнакомым людям и членам семьи (Casey и соавт 2010). И то, что удивляет некоторых людей, заключается в том, что люди, которые говорят об использовании положительного наказания при обучении собак, с большей вероятностью сообщают о проблемах поведения (Hiby, Rooney and Bradshaw, 2004). Подобное также имеет место быть, когда мы сравним тех, кто использует электрошоковый ошейник, с теми, кто использует положительное подкрепление при обучении подзыву (подходу по команде). Люди, которые используют ЭШО были менее успешны в обучении, чем они ожидали (Blackwell et al 2012).

Иногда люди говорят, что они используют ЭШО, потому что считают, что его более эффективным. Фактически в экспериментальном исследовании, в котором участвовали профессиональные тренеры собак, не были никакой разницы в эффективности применения электрошокового ошейника по сравнению с положительным подкреплением для обучения подзыву в присутствии скота (овцы) (Cooper et al., 2014). Но были проблемы с благополучием собаки при использовании ЭШО.

«Похоже, что рутинное использование электрошоковых ошейников даже при наличии опыта (как утверждают производители ЭШО) представляет риск для здоровья собак. Ожидается, что масштабы этого риска возрастут, когда его будет использовать не профессионал.»

Что говорят профессиональные организации об использовании положительного наказания в обучении собак?

«Исследования показывают, что собак не нужно физически наказывать, чтобы обучить правильно вести себя, и существуют значительные риски, связанные с использованием наказания (например, торможение обучения, увеличение страха и / или провоцирование агрессии).

Поэтому следует избегать тренеров, которые обычно используют строгие ошейники, удавки, электрошоковые ошейниники и другие методы физического наказания в качестве основного метода обучения».

А как насчет трусливых, тревожных или агрессивных собак?

Иногда люди думают, что положительное наказание — единственное, что будет работать на агрессивной собаке. К сожалению, использование аверсивных техник может привести к тому, что собака станет более агрессивной. Причиной агрессии часто является страх и беспокойство, и использование положительного наказания не делает ничего, чтобы устранить их.

Один из рискованных сценариев — когда собака наказывается за рычание, потому что владелец не любит, когда на него рычат. Но он ничего не делает, чтобы разобраться с причиной, по которой собака рычит (например, может быть собака боится и хочет, чтобы кто-то держался от нее подальше, или она рычит, когда у нее отбирают миску с кормом).

Что происходит в этом случае? Собака учится не рычать, но проблема, которая вызывала такое поведение, все еще существует. Наказание не делает ничего, чтобы помочь собаке полюбить людей или довериться им. Вполне возможно, что в следующий раз вместо рычания, она просто укусит.

Если собака рычит на вас, вы должны прекратить делать то, что делаете. Спросите себя, почему она рычит. Затем найдите другое решение, даже если это долгосрочный подход, который требует помощи тренера для собак.

Если ваша собака боится или беспокоится, тогда особенно важно не использовать положительное наказание, поскольку это только усугубит страх или тревогу. Это может также заставить собаку бояться вас, если они свяжут вас с источником наказания. Опять же, вам может потребоваться найти хорошего тренера собак, чтобы помочь решить вашу проблему.

Разве мы не должны использовать все доступные инструменты?

Некоторым людям нравится использовать сочетание положительного подкрепления и положительного наказания для обучения своей собаки. Обычно это называется «сбалансированным» обучением собак.

Однако с этим «сбалансированным» обучением собак есть ряд проблем. Риски применения наказания не исчезают только потому, что иногда вы предлагаете собаке лакомства или игру. Это очевидно из некоторых упомянутых выше исследований, где многие участники использовали как положительное подкрепление, так и положительное наказание.

Просто потому, что доступен целый ряд методов, это не означает, что вы должны использовать их все.

К счастью, в наши дни доступны инструменты, такие как корректирующие шлейки (например, Easy Walk) и автоматические дозаторы корма, поэтому сейчас есть гораздо больше вариантов, чем раньше, для людей, которые хотят альтернативы наказанию. И есть гораздо больше информации в книгах, на телевидении и в Интернете, чем раньше, поэтому, если вы ищете информацию, там она есть (но вы все равно должны быть очень осторожны с вашими источниками, так как также есть много ошибочной информации о дрессировке собак).

Это зависит от вас, как владельца собаки, использовать методы, которые, по вашему мнению, безопасны для вашей собаки и будут работать. Если тренер по собакам предлагает метод, который вас не устраивает, ищите другого тренера.

Как я должен тренировать свою собаку?

Если вы привыкли думать о дрессировке, как о способе отучить собаку от какого-то занятия, тогда вам следует подумать, чему бы вы хотели бы научить свою собаку делать вместо этого.

Например, вы не хотите, чтобы ваша собака прыгала на людей, которые приходят к вам или прохожих на улице. У вас есть несколько вариантов того, чему можно обучить собаку в таком случае. Может быть, вы захотите, чтобы собака садилась, чтобы ее погладили. Возможно, вы хотели бы научить собаку касаться носом руки человека, поэтому собака получит возможность понюхать человека, но все ее четыре лапы останутся на земле. Может быть, вы действительно не возражаете, если не все эти лапы остаются на земле. Или, может быть, вам просто хотелось бы, чтобы собака могла ходить рядом, а не бегать ко всем встречным людям в мире.

Все это возможно, и что вы выбирете, зависит от вас. Ваша собака демонстрирует очень распространенное, доброжелательное поведение, когда прыгает на людей, чтобы приветствовать их, но вы можете обучить ее, чтобы она приветствовала их так, как вам хотелось бы.

Вместо того, чтобы использовать положительное наказание за неправильное поведение, попробуйте подумать об использовании положительного подкрепления, чтобы обучить вашу собаку тому, что нужно делать. Это лучше для вашей собаки, потому что это позволяет избежать рисков, связанных с положительным наказанием. И есть и другие преимущества использования положительного подкрепления в обучении собак, которые здесь не рассматриваются.

И если вам нужна помощь, вы всегда можете нанять тренера для собаки. Просто помните, что дрессировка собак никак не регулируется, поэтому будьте осторожны в выборе хорошего тренера для своей собаки.

Заключение

Когда люди говорят о наказании в обучении собак, часто они подразумевают то, что технически известно как положительное наказание.

Положительное наказание означает добавление чего-то, чтобы снизить вероятность поведения, например, использовать рывок, альфа-переворот или ударить собаку. Хотя многие люди по-прежнему используют положительное наказание для обучения своей собаки хотя бы иногда, есть риски, связанные с ее применением, в том числе риски страха, тревожности, стресса и агрессии. Также возможно, что собака свяжет наказание с владельцем, и поэтому станет бояться его. Метод положительного подкрепления лучше для благополучия животных, и есть даже несколько исследований, которые предполагают, что они работают лучше.

Я закончу цитатой из Hiby, Rooney и Bradshaw (2004).

«Поскольку методы, основанные на поощрении, связаны с более высоким уровнем послушания и меньшим количеством проблемного поведения, мы предлагаем их использование в качестве более эффективной и положительно влияющей на благополучие альтернативы наказанию для обычного владельца собаки».

Мы должны решить, как обучать наших собак, но имеет смысл использовать методы, которые хороши для благополучия собак.

Ссылки

  • Arhant, C., Bubna-Littitz, H., Bartels, A., Futschik, A., & Troxler, J. (2010). Behaviour of smaller and larger dogs: effects of training methods, inconsistency of owner behaviour and level of engagement in activities with the dog. Applied Animal Behaviour Science, 123(3), 131-142. https://doi.org/10.1016/j.applanim.2010.01.003
  • Blackwell, E. J., Bolster, C., Richards, G., Loftus, B. A., & Casey, R. A. (2012). The use of electronic collars for training domestic dogs: estimated prevalence, reasons and risk factors for use, and owner perceived success as compared to other training methods. BMC Veterinary Research, 8(1), 93. https://doi.org/10.1186/1746-6148-8-93
  • Cooper, J. J., Cracknell, N., Hardiman, J., Wright, H., & Mills, D. (2014). The welfare consequences and efficacy of training pet dogs with remote electronic training collars in comparison to reward based training. PloS one, 9(9), e102722 .
  • Grainger, J., Wills, A. P., & Montrose, V. T. (2016). The behavioral effects of walking on a collar and harness in domestic dogs (Canis familiaris). Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research, 14, 60-64. https://doi.org/10.1016/j.jveb.2016.06.002
  • Herron, M. E., Shofer, F. S., & Reisner, I. R. (2009). Survey of the use and outcome of confrontational and non-confrontational training methods in client-owned dogs showing undesired behaviors. Applied Animal Behaviour Science, 117(1), 47-54. https://doi.org/10.1016/j.applanim.2008.12.011
  • Hiby, E. F., Rooney, N. J., & Bradshaw, J. W. S. (2004). Dog training methods: their use, effectiveness and interaction with behaviour and welfare . Animal Welfare-Potters Bar then Wheathamstead, 13(1), 63-70.
  • Ziv, G. (2017). The Effects of Using Aversive Training Methods in Dogs–A Review. Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research.

Последнее обновление: 04/05/2015

«Наказание» - термин, используемый в концепции оперантного обусловливания для обозначения каких-либо изменений, следующих за определённым поведением, которые уменьшают вероятность того, что это поведение повториться в будущем. Для повышения вероятности поведения используется положительное и отрицательное подкрепление; в случае, когда повторение поведения необходимо предотвратить, используется наказание.

Его часто ошибочно путают с отрицательным подкреплением. Помните, подкрепление всегда увеличивает возможность того, что поведение будет повторено, цель же наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать проявлению определённого поведения.

Виды наказания

Впервые сформулировавший концепцию оперантного обусловливания, определил два различных типа неприятных стимулов которые могут быть использованы в качестве наказания:

  • Положительное наказание. Этот вид наказания предполагает предъявление негативного стимула после поведения, которое необходимо предотвратить в будущем. Например, когда ученик говорит вне очереди во время занятия и перебивает одноклассников, учитель может сделать ему замечание.
  • Отрицательное наказание. Данный вид наказания предполагает удаление позитивного стимула после поведения, которое нужно скорректировать. В случае с перебивающим одноклассников школьником - если он несмотря на замечание преподавателя снова встревает в ответ товарища, - учитель может лишить его перемены.

Эффективно ли наказание?

В большинстве случаев наказание действительно эффективно и оправданно, однако у каждого найдется пример того, что наказание срабатывает не всегда. Возьмем, к примеру, исправительные учреждения. Отсидев положенный срок и освободившись, многие люди снова совершают преступления. Почему это наказание работает в одних случаях и совершенно неэффективно в других?

Исследователи обнаружили ряд факторов, которые способствуют эффективности наказания в различных ситуациях.

Во-первых, наказание, скорее приведёт к ослаблению желания повторить недопустимое поведение, если оно следует непосредственно за поведением. К тюремному заключению человека приговаривают через довольно большой период времени после совершения преступления - именно этим можно объяснить неэффективность заключения как способа профилактики преступлений.

Во-вторых, больших результатов с помощью наказания можно добиться, только если применять его последовательно. Например, люди часто продолжают ездить с превышением скоростных ограничений даже после получения штрафа. Почему? Да потому что это поведение не наказывается последовательно: довольно трудно применять наказание всякий раз, когда происходит нежелательное поведение.

Кроме того, наказание имеет и некоторые заметные недостатки. Во-первых, любые изменения в поведении, которые являются результатом наказания, часто носят временный характер. «Поведение, за которым последовало наказание, скорее всего, снова повторится - после того, как его негативные последствия будут устранены», - объяснил Скиннер в своей книге «О бихевиоризме». Возможно, самый большой недостаток заключается в том, что наказание фактически не предполагает получение какой-либо информации о более подходящих или желаемых формах поведения. Объект воздействия учится лишь не совершать определённых действий, а вот что ему можно делать, он в большинстве случаев так и не узнаёт.

В отличие от наказания, негативное подкрепление – это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое препятствует аверсивному положению дел, таким образом чаще повторяется и является негативно подкрепленным (см.

Табл. 7-1). Поведение ухода – это тот самый случай. Скажем, человек, который прячется от палящего солнца, уходя в помещение, скорее всего снова пойдет туда, когда солнце вновь станет палящим. Следует заметить, что уход от аверсивного стимула не то же самое, что избегание его, поскольку аверсивный стимул, которого избегают, физически не представлен. Следовательно, другой способ бороться с неприятными условиями – научиться избегать их, то есть вести себя так, чтобы предотвратить их появление. Эта стратегия известна как научение избегания. Например, если учебный процесс позволяет ребенку избежать домашнего задания, негативное подкрепление используется для усиления интереса к обучению. Поведение избегания также имеет место, когда наркоманы разрабатывают искусные планы, с тем чтобы сохранить свои привычки, но не довести дело до аверсивных последствий – тюремного заключения.

Таблица 7-1 Позитивное и негативное подкрепление и наказание

Как подкрепление, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Обратите внимание на то, что подкрепление усиливает реакцию; наказание – ослабляет ее.

Скиннер (Skinner, 1971, 1983) боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности – это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые их первоначально наказали. Рассмотрим, например, родителя, который наказывает ребенка за посредственную учебу. Позже, в отсутствии родителя, ребенок может вести себя еще хуже – прогуливать уроки, шататься по улицам, портить школьное имущество.

Вне зависимости от исхода ясно, что наказание не принесло успеха в выработке желаемого поведения у ребенка. Так как наказание может временно подавлять нежелательное или неадекватное поведение, основным возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там, где отсутствует тот, кто может наказать. Ребенок, которого несколько раз наказали за половые игры, совсем необязательно откажется от их продолжения; человек, которого посадили в тюрьму за жестокое нападение, не обязательно будет меньше склонен к жестокости. Поведение, за которое наказали, может опять появиться после того, как исчезнет вероятность быть наказанным (Skinner, 1971, p. 62). Этому легко можно найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепают за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить полицейскому и продолжать свободно превышать скорость, когда поблизости нет патруля с радаром.

Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер (Skinner, 1978) рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулами, они более пригодны для формирования поведения человека. Например, осужденные преступники содержатся в невыносимых условиях во многих карательных учреждения (свидетельство тому – многочисленные тюремные бунты в Соединенных Штатах за последние несколько лет). Очевидно, что большинство попыток реабилитировать преступников провалились, это подтверждает высокий уровень рецидивов или повторных нарушений закона. Применив подход Скиннера, можно было бы так урегулировать условия окружения в тюрьме, чтобы поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан, позитивно подкреплялось (например, научение навыкам социальной адаптации, ценностям, отношениям). Подобная реформа потребует привлечения экспертов по поведению, имеющих знания о принципах научения, личности и психопатологии. С точки зрения Скиннера, такую реформу можно было бы успешно выполнить, используя уже имеющиеся ресурсы и психологов, обученных методам бихевиоральной психологии.

Скиннер показал возможности позитивного подкрепления, и это повлияло на стратегии поведения, используемые в воспитании детей, в образовании, бизнесе и промышленности. Во всех этих областях появилась тенденция к все большему поощрению желательного поведения, а не наказанию нежелательного.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

С его помощью решаются следующие задачи:
1) формирование нового стереотипа поведения;
2) усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения;
3) ослабление нежелательного стереотипа поведения;
4) поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях.
Обычно на практике решаются по крайней мере две задачи (вторая и четвертая или третья и четвертая), чаще же работа с пациентом направлена на реализацию второй, третьей и четвертой задачи.
Задача формирования нового стереотипа поведения обычно возникает в работе с детьми, отличающимися выраженным девиантным поведением, или с больными, имеющими грубые постпроцессуальные изменения личности.
Использование этих методик предполагает обязательный анализ каждого клинического случая в реальной ситуации, наблюдение за поведением больного или проявлениями его симптоматики в данных условиях. Это позволяет выявить подкрепляющие стимулы, которые различаются по параметру «приятный-неприятный». Положительное подкрепление - это предъявление стимула, вызывающего у пациента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций. Отрицательное подкрепление - это изъятие, удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную эмоциональную реакцию, и поэтому также приводящее к усилению определенных поведенческих реакций. Два указанных выше понятия позволяют охарактеризовать подкрепляющий стимул по поведенческим данным, а не по субъективной оценке наблюдателя. С учетом этого становится ясно, почему, например, переживание боли у мазохиста является положительным подкреплением. Нейтральные стимулы - это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение, хотя, с субъективной точки зрения наблюдателя, могут вызывать положительную эмоциональную реакцию. Безусловные подкрепляющие стимулы не зависят от предшествующего обучения. Это стимулы, вызывающие врожденные реакции (пища, вода), к ним же можно отнести и определенный уровень сенсорной стимуляции. Подкрепляющая сила их зависит от периода депривации и возрастает при удлинении последнего. В повседневной жизни преобладают подкрепляющие стимулы, приобретающие указанные выше характеристики под влиянием процесса обучения, т. е. условные подкрепляющие стимулы. Чаще всего это социальные стимулы (внимание, похвала, одобрение, признание, положительная оценка и т. д.). Анализ конкретных случаев, например истерического приступа, позволяет отметить усиление и учащение приступов в определенных ситуациях, когда проявляется забота о пациенте, оказывается ему внимание (можно сказать - нежелательное внимание) со стороны окружающих, близких, соседей по палате, медицинского персонала. Наблюдение за поведением позволяет оценить также значение других подкрепляющих стимулов (время, проведенное перед телевизором, за беседой и др.). На основании этих данных формулируется конкретная гипотеза о характере подкрепляющего стимула. Удаление гипотетического подкрепляющего стимула позволяет проверить истинность гипотезы. Однако необходимо помнить, что после удаления подкрепляющего стимула всегда есть период, в течение которого нежелательное поведение возрастает как по частоте, так и по силе проявления. В это время пациент «выжимает» из окружающих нужный ему подкрепляющий стимул, а окружающие обычно не выдерживают его натиска и идут ему навстречу. Поэтому при данной методике психотерапевт должен привлекать членов семьи больного, персонал, т. е. активно организовывать «новое» окружение больного.
В методике собственно положительной тренировки можно выделить 4 этапа.
Первый этап - определение цели тренировки. К ее обсуждению привлекается не только пациент, но и лица, которые принимают участие в лечении и от которых зависит получение или неполучение подкрепления. По возможности таких людей должно быть немного, для того чтобы лучше контролировать все окружение больного, например, желательно поместить пациента в изолированную палату или в палату с минимальным числом больных. На этом же этапе должен быть определен и способ постоянного наблюдения за поведением пациента с фиксацией внимания на изменениях в терапевтическом направлении вырабатываемого стереотипа поведения. Нужно стремиться к тому, чтобы эта информация была максимально объективной.
На втором этапе основная задача состоит в определении того, какие стимулы (объекты или действия) будут служить в качестве подкрепления. Анализ реального поведения больного позволяет выявить значимость для него различных стимулов.
На третьем этапе вырабатывается желательный стереотип поведения, для чего создаются условия, облегчающие его формирование. Следует максимально использовать действие как положительного, так и отрицательного подкрепления. На первых порах применяется схема постоянного подкрепления, т. е. за каждое выполненное действие пациент получает подкрепление, характер которого постоянно меняется, чтобы не вызвать пресыщения. Иногда появление желательного поведения облегчается при демонстрации другими лицами соответствующего поведения (моделирование).
На четвертом этапе закрепляется выработанный стереотип поведения, чтобы он сохранился и тогда, когда больной окажется в реальной ситуации и когда будут иные условия подкрепления. Схема подкрепления меняется, используются схемы с вариабельным интервалом - наиболее устойчивые к угашению. Успех методики положительного подкрепления зависит от наличия точной информации о достигнутом прогрессе, что позволяет переходить к следующему этапу, к другой схеме подкрепления; от умения психотерапевта разнообразить подкрепление, используя все его формы, в том числе и социальное подкрепление.
Вариантом методики положительного подкрепления, приспособленной к условиям стационара, является жетонная система (token economy).
Методика контроля стимула основывается на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакцией на них носит довольно жесткий характер. Появление такого стимула позволяет точно предсказать ответ. Поэтому, контролируя условия появления стимулов и предшествующих реакций, можно добиваться изменения поведения с меньшей затратой времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения. События, предшествующие поведению, можно сгруппировать следующим образом: 1) дискриминантные стимулы, в прошлом связанные с определенным подкреплением; 2) облегчающие стимулы, вызывающие определенное поведение (например, новая прическа, новая одежда могут способствовать появлению желания общаться); 3) условия, увеличивающие силу подкрепления (обычно это период депривации какой-либо потребности, например период голода). Методика контроля стимула преследует следующие цели: 1) научить пациента идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации, а также выявлять условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и избегать их (например, установление связи различных ситуаций с едой - еда за просмотром телевизора, во время случайных встреч со знакомыми, разговора по телефону и т. д. - с последующим исключением этих стимулов, т. е. еда только в определенном месте и в определенное время); 2) научить пациента укреплять стимулы, связанные с правильным, желательным поведением (например, знание списка продуктов или блюд, имеющих низкую калорийность, и овладение умением пользоваться только этим списком; письменный учет калорийности позволяет быть еще более последовательным в достижении этой цели); 3) научить пациента умению манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.
Решить задачу уменьшения нежелательного стереотипа поведения можно с помощью нескольких методик:
1) методики наказания;
2) угашения;
3) насыщения;
4) лишения всех положительных подкреплений;
5) оценки ответа.
Угашение относится к поведенческим методикам и основано на принципе исчезновения реакции, положительно не подкрепляемой. Проходит оно те же этапы, что и при положительном или отрицательном подкреплении. Важным здесь представляется диагностический этап, когда устанавливаются аспекты окружения, подкрепляющие нежелательное поведение. Угашение предполагает лишение больного всех положительных подкреплений только данного нежелательного стереотипа поведения. Скорость угашения зависит от того, каким образом в реальной жизни раньше подкреплялся этот стереотип. Методика угашения требует значительного времени, потому что, прежде чем нежелательное поведение начинает угасать, оно проходит период первоначального возрастания по частоте и силе.
Методика насыщения основана на том, что поведение, даже положительно подкрепляемое, но продолжающееся в течение длительного времени, имеет тенденцию истощаться само, а положительное подкрепление теряет свою силу.
Лишение всех положительных подкреплений является одним из вариантов угашения. Наиболее эффективным способом считается изоляция, но в реальной жизни она практически сводится к социальной изоляции, например в случае удаления одного ребенка в другую комнату при сохранении окружения без изменения. Иногда такая изоляция вызывает положительное подкрепление или означает прекращение действия неприятного стимула, имевшегося в реальной ситуации (например, отсутствие столкновения ребенка с агрессивно проводящим свою линию родителем, т. е. фактически возникает ситуация негативного подкрепления).
Методику оценки ответа точнее можно было бы назвать методикой штрафов. Она используется только с положительным подкреплением, и суть ее сводится к уменьшению числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение. Программа составляется таким образом, чтобы уменьшение определенных положительных подкреплений не могло быть легко заменено другими положительными подкреплениями. Система штрафов должна применяться как можно реже.
Данные приемы описаны отдельно лишь из методических соображении, в практической же работе ни один из них не применяется изолированно. Комбинации методик определяются целью проводимой программы, а искусство психотерапевта состоит в умелом использовании различных сочетаний применительно к каждому конкретному случаю.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ" в других словарях:

    В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного… …

    Формулировка «закона эффекта» Торндайка выглядит следующим образом. Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к рые сопровождаются или сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях,… … Психологическая энциклопедия

    Подкрепление - 1) по И. П. Павлову, – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию; в процессе сочетания индифферентного (условного) раздражителя и П. образуются условные рефлексы 1 го типа; 2) в оперантном научении – достижение… … Словарь дрессировщика

    ПОДКРЕПЛЕНИЕ - (в пед.) система пед. мер, являющихся подтверждением правильности (положительное П.) или ошибочности (отрицательное П.) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это прежде всего система методов стимулирования, в частности… … Педагогический словарь

    Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S >R), они разработали принцип О. о. (R >S), согласно которому поведение… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Положительное подкрепление и отрицательное подкрепление выполняют две совершенно различные функции в управлении поведением. С одной стороны, эти явления имеют решающее значение для научения, несмотря на то, что механизм такого воздействия до сих… … Психологическая энциклопедия

    Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, напр., чтобы они вели себя по другому. При оперантном обусловливании на поведение тж влияют его последствия, но этот процесс не является научением по… … Психологическая энциклопедия

    Эта статья содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Прикладной анализ поведения (англ. … Википедия

    НАКАЗАНИЕ - 1. Любое событие, которое действует противоположно подкреплению, то есть положительное наказание сокращает вероятность реакций, вызвавших его, а отрицательное наказание повышает вероятность реакций, его прекративших. См. отрицательное… … Толковый словарь по психологии

    Тип социального, психологического воздействия, социально психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку такие… … Википедия

Нередко дрессировщики путают понятия отрицательного подкрепления и положительного наказания . Хотя они близки между собой, это не одно и то же. При положительном наказании имеет место некоторое неприятное событие. Например, коррекция поводком, когда собака отказывается подходить по команде. Собаку наказывают за то, что она не подходит, так что в будущем она будет понимать, что если она не подойдет, то получит воздействие. Как только собака усвоит это, она будет подходить к вам, избегая коррекции. Отсутствие коррекции это пример отрицательного подкрепления.

Ключевое отличие между этими двумя понятиями состоит в том, что отрицательное подкрепление будет закреплять поведение, в то время, как положительное наказание будет приостанавливать поведение. Мы будем использовать термин коррекция по отношению к положительному наказанию.

Собака может реагировать на положительное наказание одним из четырех способов, в зависимости от силы наказания и темперамента собаки:

1. Подчиниться и избежать коррекции, выполнив команду

2. Убежать

3. Вступить в борьбу

4. Замереть

Положительное наказание – это метод, который обычно используют, чтобы прекратить нежелательное поведение. При правильном применении оно действует, но вы должны знать, какой вид воздействия будет эффективным, но не чрезмерным.

Очевидные недостатки использования положительного наказания это его явные нежелательные побочные эффекты: бегство, агрессия, апатия и достаточно часто общее подавление поведения, за которое наказывают. Другими словами, если собаку наказывают за сидение в одной ситуации, она может не садиться в другой.

При дрессировке собак используют различные виды коррекции (положительного наказания). Как и в случае с мотивацией, необходимый уровень коррекции варьирует от собаки к собаке. Существует, однако, огромная разница между коррекцией и жестоким обращением, и дрессировщик должен осознавать эту разницу.

Кроме очевидных моральных и этических проблем, возникающих из-за жестокого обращения, все дрессировщики должны понимать, что жестокое обращение способствует лишь подавлению характера животного. Подавленная собака не может воодушевленно работать на дрессировочной площадке или на соревнованиях. Начинающему энтузиасту может показаться, что собака удовлетворительно выполняет упражнение. Однако опытный глаз увидит, что собака запуганна проводником и чрезмерно осторожна, ей будет не хватать таких признаков победителя, как огонь в глазах и упругость шага.

Поскольку разграничение между коррекцией и жестоким обращением столь важно, будет уместным определить некоторые понятия. Эти определения взяты из словаря.

· Коррекция: корректирующее действие, исправление, устранение ошибки, регулирование, замечание или тренировка.

· Принуждение: принуждающее действие. Очень сильно или убедительно управлять или подгонять. Вызывать определенные действия, оказывая чрезвычайное давление.

· Насилие: Способность воздействовать интенсивностью, физической силой, чтобы принудить, склонить или убедить. Заставлять физически, психологически, или морально.

· Жестокое обращение: Злоупотреблять, поступать неправильно, причинять зло, насиловать и оскорблять.

· Истязание: Намеренное действие причинения сильной боли.

Другой важный момент, о котором необходимо помнить: Коррекцию следует использовать только если доказано, что собака знает, чего вы от нее хотите. Корректировать что-то, чего собака не понимает, в первую очередь означает скатиться до уровня жестокого обращения.

Использование положительного наказания.

Чтобы коррекция была эффективной, она должна:

1. Быть немедленной

2. Быть остаточно сильной, чтобы подавить нежелательное поведение

3. Быть связанной только с нежелательным поведением

4. Происходить всякий раз, когда совершается нежелательное поведение

Если вы осознаете, что изводите собаку, многократно в течение короткого периода заставляя ее сделать что-либо, это означает, что вам надо изменить подход к дрессировке. Продолжение того же способа дрессировки не приведет вас никуда. Вместо этого следует разбить обучение на маленькие, позитивные составляющие, и объединять их в одно целое позже. Лучше всего начать все с начала.

Отрицательное наказание: лишение подкрепления

Когда собака интересуется подкреплением, и сделает что угодно, чтобы его получить, его отсутствие может быть эффективным воздействием в дрессировке. Удаление ожидаемого подкрепления - это форма наказания, которая создает у животного неудовлетворенность. Собака работает не на основе реакции избегания, и, следовательно, не испытывает потребности убежать, замереть, или бороться. Однако она будет пытаться найти правильный путь, чтобы добыть это подкрепление. Если собака приучена в качестве подкрепления за выполнение команды или серии команд играть с любимой игрушкой, она уже обучена правилам, следуя которым она достигает подкрепления. Если собака не следует этим правилам, она обнаруживает, что это не приводит к подкреплению. Лишение подкрепления концентрирует ее на выявлении правил.

Подобный метод предоставляет собаке выбор - возможность не подчиняться командам, и возможность скорректироваться самостоятельно. Считается, что противоположностью подкрепления является не физическая коррекция, а отсутствие подкрепления.

Перерыв

Перерыв в работе во многом сходен с лишением подкрепления. Если собака излишне стимулирована или чрезмерно отвлекается на посторонние раздражители, лучше не бороться с этим, самая правильная тактика – это удалить ее с площадки на 10 минут, а затем попробовать снова. Не следует изолировать собаку на длительное время, такое, как час или два, поскольку животное не удерживает внимания долго и может начать развлекать себя само. Это делает коррекцию менее эффективной. Если собаку заставили прождать только 10 минут, или около того, то она может вернуться на площадку с совершенно другим отношением.

Надо ли добавлять, что следует прежде определить, не хочет ли собака отдохнуть. Если хочет, то перерыв не будет коррекцией.

Способ избегания

Избегание используют, чтобы исключить нежелательное поведение, связывая такое поведение с дискомфортом. Чтобы этот способ работал, коррекцию следует применять нужный момент, чтобы у собаки сформировалась ассоциация между нежелательным поведением и воздействием, и это воздействие должно быть достаточно сильным, чтобы исключить желание повторно проявлять такое поведение. Интенсивность принуждения, необходимого для собаки для осуществления коррекции, всегда должны быть минимальной.

Наиболее распространенный прием, основанный на избегании - это строгая команда «нет», в сочетании с резким коротким рывком поводка, пристегнутого к обычной удавке или строгому ошейнику. Другие примеры – вода или лимонный сок, брызгающие в морду собаке, бросок цепочки, или электроошейник.

Следует понимать, что использование строгого ошейника и электроошейника в дрессировке по Шуцхунд запрещено . Если обнаружится, что вы использовали одно из этих средств при тренировке и перед выступлением, вы можете быть дисквалифицированы . При этом известно, что они используются при дрессировке по Шуцхунд и перед соревнованиями постоянно. Мы считаем, что лучше говорить об этом открыто, чем скрывать этот факт. Таким образом, мы надеемся помочь людям понять, как работают эти средства.

Позвольте нам начать с заявления, что мы не оправдываем использование электроошейника как основного средства дрессировки. Значение имеет не только гуманистический аспект, но и следующий важный момент: электроошейник - не самый эффективный способ дрессировки для получения долговременных результатов. В то же время, мы признаем, что он используется достаточно часто, поскольку он работает. Мы против использования электроошейника при обучении новым командам. Если применять его, то только как средство коррекции, после того, как упражнение уже усвоено.

Например, если мы дрессируем собаку по защите, и она до сих пор не поняла, что по команде «дай» надо отпустить рукав, или она не чувствует себя комфортно, и под действием страха может возобновить хватку, это неподходящее время для использования электроошейника. Дело в том, что удар током это форма наказания, но прежде чем наказывать за поведение, мы должны быть уверены, что собака уже знает, как правильно реагировать на поданную команду в отсутствии отвлечения или стресса. Если она не знает этого, то наказание неэффективно и жестоко.

Рассмотрим следующий лабораторный эксперимент: собаку поместили в большой ящик, состоящий из двух отсеков. Один отсек изолированный; другой нет, и может передавать электрический ток на собаку. Собака свободно гуляет по обоим отсекам. Когда включается свет, если собака находится в неизолированном отсеке, она получает удар током. Из-за удара она начинает двигаться и в итоге обнаруживает, что в другом отсеке тока нет. После нескольких проб, если загорается свет, собака избегает удара током за счет быстрого перемещения в изолированную часть ящика. Как только свет выключают, она продолжает нормальное поведение, заходит в обе части, уверенная, что знает, как избежать удара током.

Однако, жизнь это не лаборатория. При дрессировке у собаки есть гораздо больше возможностей выбора. Поэтому мы полагаем, что электрокоррекция может быть использована, только если мы уверены, что собака знает, чего от нее хотят. Поэтому электрошок в меньшей степени сбивает с толку и лучше служит для наказания неповиновения, чем для начальной коррекции.

Мы должны также четко осознавать следующее: если под воздействием элекроошейника собака по-прежнему не желает менять свое поведение, принимая решение, что же делать дальше, проводник должен быть очень осторожен. Воздействие более высокого уровня может сработать, но при этом в то же время усиливается боль! В этом случае проявляется этический аспект протворечия между гуманностью и жестоким обращением с животным. Никто никогда не должен переступать эту черту только ради спорта.

Электроошейник прошел длинный путь в своем развитии. В разных моделях предусмотрены различные возможности, начиная от предупреждающего звонка перед коррекцией и заканчивая предложением различных уровней воздействия, на выбор проводника. Как и со всеми другими способами коррекции, выбранный подходящий уровень, будет тем ниже, чем мудрее и опытнее проводник. Поэтому таким методом должны пользоваться только наиболее опытные дрессировщики.

При использовании электроошейника, проводник должен подобрать подходящий уровень воздействия для своей собаки. Лучше всего сделать это во время выполнения такого упражнения на послушание, которое собака очень хорошо понимает. Тогда при применении коррекции не возникнет путаницы. Проводник должен знать, какое воздействие будет слишком сильным, а какое слишком слабым. И четко осознавать, что если вы случайно ударите собаку током в неподходящий момент, в дрессировке это может значительно отбросить вас назад. Это еще одна причина того, что электроошейник могут использовать только опытные дрессировщики.

Мы никогда не должны забывать, что не все собаки подходят для Шуцхунд. Кто-то может быть счастлив, занимаясь чем-то другим, и заставлять его с помощью электрошока делать то, что для него не естественно - это жестокость. Ни один дрессировщик не должен допускать жестокости. И здесь границы несколько размываются. Использование электроошейника для собаки с низким болевым порогом или слабыми нервами – жестокость. Использование того же ошейника для самоуверенной собаки с высоким болевым порогом жестокостью не является. То же можно сказать и в отношении строгого ошейника.

Если вы собираетесь использовать электроошейник (помните, мы не считаем это необходимым), используйте его аккуратно и гуманно. Лучший результат будет получен, если вы наденете ошейник за 2 часа до тренировки, и снимете его через час после. Таким образом, собака не свяжет его прочно с дрессировкой.

Важное преимущество электроошейника состоит в том, что он позволяет проводнику корректировать собаку на расстоянии и без поводка. Вероятно, лучше обратиться к этому методу, если опробованы все другие дрессировочные решения, а собака – крепкое животное с высоким болевым порогом. Но даже и в этом случае ошейник должен быть использован только как вспомогательное средство и никогда не должен быть единственным способом дрессировки.

Издержки использования электроошейника для решения проблем заключаются в том, что он позволяет проводнику лениться. Проводник может не заботиться о поиске причин того, почему собака ведет себя определенным образом, и не пытаться решить проблему, используя психологию – что принесло бы более долговременные результаты и было бы гораздо лучше для собаки.

В другом поведенческом эксперименте собаку поместили в ящик с заслонкой, где был барьер между двумя отсеками, так что собака не могла перемещаться из одного в другой. Ее подвергали беспорядочным воздействиям тока, которых она не могла избежать, что бы она не делала: скулила, лаяла, прыгала и т.д. Через некоторое время собака просто легла и смирилась с током. Это называется выученная беспомощность. Когда животное узнало, что не может избежать ударов током, барьер убрали, и у собаки появилась возможность переместиться в другую часть ящика и избежать воздействия, но она этого не сделала. Этот эксперимент был проведен на большом числе собак, и результаты всегда были одинаковые. Потом экспериментатор переместил животное в другую часть ящика, чтобы показать ему, что есть способ избежать тока. Большинство собак на это не отреагировали, и чтобы научиться им понадобилось минимум 200 попыток.

Другая отрицательная сторона использования электроошейника – то, что некоторые собаки «знают про ошейник». Это значит, что собака подчиняется стопроцентно, когда она в ошейнике, но будет такой же непослушной, как всегда, если его снять. Чаще всего это случается, если проводник начинает лениться и довольствоваться ошейником, используя его для всех видов коррекции.

Мы предпочитаем использовать отрицательное наказание (лишение подкрепления) на первом и в большинстве случаев единственном этапе – для прекращения нежелательного поведения, вместо использования электроошейников и других способов принуждения. Это позволяет собаке самостоятельно выучить, каким правилам надо следовать, чтобы получить то, чего она хочет. При этом не используются ни ошейники, ни избегание, ни физическое наказание. Собака может учиться на своих собственных ошибках. На испытаниях собака будет чувствовать себя комфортнее и работать целеустремленнее, чем после дрессировки с помощью принуждения. Дело в том, что собака научилась, как думать о своих собственных действиях, а не просто правильно реагировать .

Принуждение

Чтобы быть готовым "читать" собаку и успешно использовать принуждение, нужен некоторый опыт. Воздействие должно быть достаточно сильным, чтобы прекратить отвлечение, не более и не менее. Вы также должны быть способны немедленно после коррекции, в случае необходимости привести собаку в состояние высокого возбуждения. Жесткая коррекция не помогает.

В дрессировке, и особенно при использовании принуждения, всегда важно, чтобы у вас было что-либо действительно нужное собаке. Если у вас нет ничего для мотивации собаки, дрессировка может оказаться менее результативной, или же собака будет работать только для того, чтобы избежать воздействия.

Сделав все эти предупреждения, приведем пример метода принуждения, который может помочь в некоторых ситуациях, когда все остальное не помогло. В этом случае вы используете сильное физическое воздействие немедленно после подачи команды, но перед тем как собака может что-то сделать. Это может быть рывок за ошейник вверх, чтобы посадить, или за ошейник вниз, чтобы положить. Смысл в том, чтобы собака захотела своей реакцией опередить воздействие (пример классического Павловского условного рефлекса).

Уровень воздействия должен быть подбираться очень осторожно, индивидуально для каждой собаки. Вам нужна надежная собака, а не паника и отказ от работы. Подобные воздействия не должны быть постоянным. Принуждение не должно становиться сигналом к выполнению вашей команды!

Помните, что результат действия приемов, основанных на принуждении – исправление поведения, или его ухудшение – проявляется обычно не сразу же, на том занятии, когда они применялись, а на следующем. Дело в том, что принуждение запускает и поведение избегания. Надо надеяться, что на следующее занятие собака продемонстрирует более правильное поведение и меньше избегание, а не наоборот. Лучше всего подождать и посмотреть, как она будет действовать во время следующего занятия, вместо того, чтобы пытаться добиться безупречного выполнения сразу же.

Глава 5

Шуцхунд III

Работа по следу

Работа по следу - это бесспорно наиболее сложный этап Шуцхунд для большинства дрессировщиков. Даже если вы владелец превосходной следовой собаки, остается беспокойство об условиях, в которых придется прорабатывать след и о том, как собака отработает сегодня. Это особенно актуально для серьезных соревнований в спорте высокого уровня. Как и на Олимпийских играх, иногда все зависит от счастливого жребия.

Работа по следу отличается от упражнений по послушанию и защите тем, что собака должна выполнять упражнение без дополнительных команд. В послушании или защите вы периодически даете собаке команду, которая стимулирует ответ. На следовой существует только начальная команда на поиск. После этого вы должны просто надеяться на собаку.

Давайте начнем с того, что бегло взглянем на правила следовой работы и на то, что именно оценивают судьи. (Правила для прокладчика следа, проводника и собаки взяты из Официальной Книги Правил Объединенного Американского Клуба Шуцхунд.)

След

· Длина следа от 800 до 1,000 шагов

· След прокладывается посторонним

· Давность следа 50 минут

· На следу оставлены 3 предмета

· След четыре раза меняет направление под углом 90º

· Судья определяет направление следа, согласно условиям имеющихся в наличии полей

· Насколько возможно, следы должны быть проложены по-разному. Надо обратить внимание, чтобы предметы были разложены на каждом следу по-своему. Расположение углов на разных следах должно различаться.

· Начало следа должно быть заметно отмечено флажком, знаком или меткой, которые втыкаются в землю слева от точки старта.

Прокладчик следа

· Прокладчик следа направляется к точке старта и остается там в течение некоторого времени.

· Затем прокладчик начинает движение по указанию судьи и размещает первый предмет приблизительно через 100 шагов.

· Перед прокладкой следа прокладчик должен продемонстрировать предметы судье.

· Прокладчик должен использовать предметы, которые практичны (удобны), несут запах прокладчика, размером не больше бумажника и не отличаются по цвету от грунта. Могут быть использованы очечники, бумажники и т.д.

· Предметы кладутся на след, а не рядом с ним.

· Второй предмет должен быть положен в середине второго или третьего отрезка. Это делается без остановки, и не сбавляя шага.

· Третий предмет размещается на конце следа.

Рис. 7.

1. Стандартный след Шуцхунд III

2. 250-300 шагов

3. старт

4. предмет

5. предмет

6. предмет

Проводник

· Проводник может пускать собаку на проработку следа на 10 метровом поводке или без поводка. Оба способа оцениваются одинаково.

· Во время прокладки следа собака и проводник должны быть вне поля зрения.

· Проводник готовит собаку к выполнению упражнения и, когда его вызывают, сдает рапорт судьям.

· Проводник сообщает судьям, поднимает его собака предметы, или обозначает их. Одновременное использование обоих способов правилами не допускается.

· До и во время работы на следу проводник не должен воздействовать на собаку силой или корректировать ее каким-либо способом.

· На старте проводник должен дать собаке достаточно времени, чтобы взять след. Проводник не должен позволять собаке порывистость.

· Проводник должен следовать за собакой на расстоянии 10 м. с поводком или без него.

· Поводок можно держать провисшим.

· Когда собака обозначает обнаружение предмета, проводник должен бросить поводок и немедленно подойти к собаке. Затем проводник должен взять обозначенный предмет, и показать его судье, подняв высоко в воздух. Допускается, чтобы собака подняла предмет, в этом случае проводник подходит к ней и немедленно забирает предмет.

· После завершения проработки следа проводник передает предметы судье.

Собака

· По указанию судьи собака спокойно и медленно подводится к месту старта и ставится на начало следа.

· Собака должна спокойно взять запах нижним чутьем.

· Собака должна двигаться вперед на расстоянии 10 метров (всей длины поводка) от проводника. Независимо от того, выполняется ли упражнение на поводке или без него, проводник не должен начинать движение, пока собака не отойдет на расстояние 10 метров.

· Сразу после того, как собака нашла предмет, она должна поднять его или четко обозначить: остановиться и встать, сесть, лечь, или вернувшись к проводнику. Продвижение вперед с предметом, или поднятие его во время укладки ошибочно.

Рис. 8

A’Shane Ot Vitosha Келли Мартин, SchHIII, IPOIII, лучший результат на этапе следовой работы - 100 баллов - на национальных соревнованиях DVG в 1997 году (фото Нанетт Никерсон)

Подсчет баллов

Максимальный балл на этапе следовой работы - 100. За ошибки начисляются следующие штрафные баллы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.