Как улучшить память и внимание у ребёнка. Развиваем память и внимание ребенка

Как только ребенок идет в школу, родители неминуемо сталкиваются с ситуациями, когда чадо становится рассеянным, отрешенным. И даже если с вечера всей семьей учили стихи, заданные учителем, то утром он едва может вспомнить пару строк. В полный рост перед семейством встает вопрос - как улучшиться память ребенка и как отличить проблемы с памятью от других проблем, преимущественно психологического плана, и банальной лени.

В этой статье мы расскажем, как проверить память ребенка и как ему помочь ее улучшить.




Особенности возраста

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет. Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей - родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными. Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.


Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.


Проводим тесты

Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:

  • Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.


Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов и какие из них он запомнил сразу.

Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).

Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе - это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях - от 0 до 2.


  • Тест Смирницкой. Этот тест позволит оценить состояние зрительной памяти, важной для учебы. Положите перед ребенком 10 картинок с самыми разными предметами (мяч, земляника, воздушный шар и т. д.), дайте ему две минутки, чтобы внимательно посмотреть на весь ряд, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 или даже три карточки. Попросите чадо ответить, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки чадо затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют - это довольно тревожный признак.


  • Тест на проверку долговременной памяти. Для проведения исследования можно использовать те же карточки с изображениями знакомых ребенку предметов. Положите их в ряд, а потом показывайте по одной и называйте, что там изображено. Потом карточки убирают и просят ребенка перечислить все 10 слов, которые прозвучали. Затем вернитесь к этому через полтора часа и попросите вспомнить, что было изображено на карточках и какие слова вы называли. Результат оценивают так: в норме ребенок запоминает при первом просмотре и прослушивании до 7 слов. После того, как пройдет час-полтора, он должен помнить не менее 5-6 из них.


Как улучшить память?

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Возьмите за правило каждый день спрашивать, как его дела.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.


Эффективные упражнения и игры

  • «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, даже за семейным ужином или по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я ездила в Африку и видела там слона!». Задача ребенка повторить названием вашего животного и добавить нового («Я ездил в Африку и видел там слона и мартышку!». Вы или третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя (« Я ездил в Африку и видел там слона, мартышку и страуса»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки будет 20-25 слов.


  • «Сыщик Шерлок Холмс». В эту игру можно поиграть во время прогулки, по дороге куда-нибудь и даже на собственной кухне. Назовите предмет, который находится в поле вашего зрения квадратной формы (коробка для крупы). Ребенок похватывает «эстафету» и называет второй квадратный предмет на вашей кухне (рамка для фотографии). Потом ваша очередь, а потом - снова слово ребенку. Как только вы вместе переберете все квадратные предметы в помещении, попросите чадо закрыть глаза и спрячьте один из них. Задача ребенка - найти пропажу.



  • «Большая разница». Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно (такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например), найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешен и востребован в жизни, поэтому проблемы интеллектуального развития в настоящее время волнуют всех. И первым вопросом, который следует задать себе в такой ситуации, как развить у детей память. Ведь именно у ребенка может стать причиной не успешности человека в будущем. Не будь у нас памяти мы так бы, и оставались в своем развитии на уровне младенцев.

Итак, какие виды памяти необходимо развивать:

  • образная;
  • непроизвольная;
  • произвольная;
  • опосредованная;
  • непосредственная;
  • кратковременная;
  • долговременная.

Любой тип, используется человеком на протяжении жизни ежесекундно, и каждый из них мы можем улучшить. Однако, в процессе запоминания наибольшее участие принимает образный процесс. Именно зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная реакция составляют основу процессов сохранения информации.

Индивидуальность в процессе восприятия

В зависимости от того, какие органы чувств были задействованы в процессе создания образа, такой тип памяти и будет использоваться. Однако для каждого человека тип запоминания будет различен.

Презентация: "Развитие памяти у детей младшего школьного возраста. Игры и упражнения"

Говоря о детях, следует упомянуть, что одни лучше воспринимают зрительные образы, другие слуховые, а для третьих необходимо выполнить механические действия, чтобы запомнить материал, однако не бывает так, что один вид развит, а остальные на зачаточном уровне. Все три типа развиты практически одинаково, но все же какой-то из них будет преобладать. Не смотря ни на что, улучшить процесс запоминания можно. Для этого следует грамотно подбирать тип деятельности в процессе обучения.

Школьная программа учитывает особенности развития детской памяти и поэтому процесс изучения нового всегда задействует все три типа образного восприятия:

  • дети самостоятельно читают предложенный материал (визуальная);
  • слушают рассказ учителя (аудиальная);
  • записывают краткий конспект (двигательная).

Наиболее важным аспектом педагогики является способность учителя вовлечь в работу всех учеников независимо от уровня их интеллектуального развития.

Возрастные особенности развития детского восприятия

Первые процессы, связанные с формированием памяти, начинают проявляться в 3-4 месяца, в это время малыш способен воспринимать важные для него образы (мамино лицо, запах еды и т.д.) К 7 месяцам он уже может активно воспроизводить увиденные действия и способен к решению простейших логических задач, например, найти игрушку только что накрытую платком.

Презентация: "Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте. Занимательные игры"

В период с одного года до трех у детей активно развивается двигательный тип запоминания. Они могут повторять простые движения за взрослыми и с легкостью запоминают определенную последовательность движений.

С 3 до 6 лет память развивается наиболее активно, появляется осознанное стремление запомнить что-либо (например, стишок для Дедушки Мороза). Однако самостоятельно запоминать дети еще не в состоянии, и им требуется помощь взрослого.

В период с 6 до 9 лет, память ребенка подвергается первому серьезному испытанию. Ребенок идет в школу и объем информации, которую требуется запомнить, резко увеличивается, следовательно, и нагрузка на детский мозг возрастает. Однако именно в этом возрасте все полученные знания усваиваются наилучшим образом.

Тренировка памяти в домашних условиях

И все-таки, как развить память у ребенка? Существует несколько простых советов, выполнение которых поможет вашим детям развивать свою память и улучшить уровень восприятия. Известно, что становление способностей к сохранению собственных воспоминаний у детей начинается в самом раннем возрасте, поэтому стоит следовать определенной системе с самого рождения:

  • используйте нейропластичность мозга (чем больше различных видов деятельности присутствует в занятиях ребенка, тем лучше);
  • обеспечьте физические нагрузки и здоровый сон (улучшается питание мозга);
  • постарайтесь сохранять эмоциональную стабильность в семье и по отношению к ребенку;
  • объясните ему простейшие приемы запоминания.

Систематическое выполнение этих несложных правил, поможет вашему малышу , и развивать внимание и восприятие. Не забывайте, что работа мозга начинается с самого раннего возраста, поэтому все занятия и тренировки нужно начинать как можно раньше.

Говорите с малышом, показывайте и объясняйте ему все, что вас окружает. Комментируйте все свои действия.

Помогайте познавать окружающий мир и развивать свои способности. Задавайте наводящие вопросы. Описывая предметы, называйте как можно больше их свойств и характеристик говорите, где они используются. И тогда все ваши дальнейшие усилия по развитию памяти у ребенка будут намного легче, а результат не заставит себя ждать.

Методы развития памяти у детей

Многих родителей волнует вопрос, как развивать память у ребенка. Это вопрос возникает не только у тех, кто замечает медленное развитие. Данная тема интересна всем мамам и папам, которые хотят, чтобы их ребенок полноценно развивался и добился тех целей, которые он поставит перед собой, повзрослев. Рассмотрим методики, которые актуальны для определенного возрастного периода ребенка.

Новорожденные дети до 1 года

Младенцы к 3-4 месяцам уже способны запоминать образы, которые важны для него – мама и папа. В шесть месяцев происходит формирование знаний об окружающих предметах, а также начинают появляться первые страхи. Например, ребенок плачет, когда видит человека в белом халата, т.к. он напугал его во время медицинского осмотра.

Задание родителей в этом возрасте ребенка следующее:

  • Следует разговаривать с малышом с самого первого дня. Повествуйте о том, что его окружается, можно петь колыбельные, проговаривать потешки и т.д.
  • При посещении новых для ребенка мест, обращайте его внимание на новые объекты. Например, при виде кошки – рассказывайте какие она звуки издает, как движется и, конечно, не ограждайте его от тактильного восприятия.
  • Если ребенку уже исполнилось семь месяцев, можно начинать играть в различные игры. К примеру, прятки.
  • В возрасте восьми месяцев, малыш уже интересуется картинками в книгах, поэтому рекомендуется читать. В возрасте девяти месяцев, ребенку будет интересно играть в пальчики и другие забавы.

Период с 1 до 3 лет

Этот возраст неспроста считается наиболее увлекательным в развитии ребенка. Малыш начинает хорошо запоминать движения, действия, слова и, конечно, стремится их воспроизводить. Поэтому со стороны родителей нужно научиться играть с ним во все подвижные игры, а также вместе танцевать, петь песни, рисовать, опробовать звуки на музыкальных инструментах и многое другое. Даже элементарная переборка фасоли или гороха может стать увлекательным и полезным занятием, которое будет тренировать его концентрацию и внимание.

Также необходимо постоянно вести с малышом диалог о том, где вы находитесь, что вы видите на прогулки, как происходит игра и т.д.

Полезно будет и разгадывать загадки или учить стихи. Во время чтения важно не только интересно повествовать, но и объяснять смыл новых слов, а после обсуждать с ребенком все события из сказки и героев. Это позволит малышу научиться формировать свое мнение.

  1. Задание «Поиск предметов». Склейте или возьмите несколько штук коробочков. Далее положите в них любой небольшой предмет, так, чтобы малыш их видел. Представьте, что вы волшебник и накройте платком коробки со словами «Фокус-покус». Малыш должен сам убрать платок и найти тайный предмет. Это развивает его память.
  2. Задание «Найди пропавший предмет». На столе разместите любые три игрушки. Задание для ребенка – запомнить их и отвернуться. Уберите со стола любую, а малыш, повернувшись, должен угадать, что пропало. Повысить сложность игры, можно меняя игрушки местами.
  3. Задание «Память». Найдите любые яркие картинки (количество любое, но советуем начинать с трех). Покажите дитю, а затем спрячьте их. Задание для ребенка - вспомнить все и нарисовать.

Период с 3 до 6 лет

Именно в этот период процессы памяти у детей наиболее активны. В этом возрасте знания быстро усваиваются и даже более того. Дети осознано начинают ставить перед собой задачи, к примеру, выучить стих для новогоднего утренника. Однако самостоятельно сделать это ему ещё трудно, поэтому со стороны родителей важно участвовать в этом вопросе, помогая фразами «Давай еще раз прочитаем» или «Давай вместе повторять». Заметим, что этот возраст является оптимальным для начала изучения иностранного языка.

Как развить память и внимание у ребенка 10 лет — такой вопрос обычно возникает у родителей, когда у их чада снизилась успеваемость в школе. Ещё вчера, казалось бы, учёба более или менее давалась, но на последнем родительском собрании внезапно выяснилось, что ребёнок начал отставать, а сам он поясняет, что не может запомнить урок. Ничего страшного, мы расскажем, как тренировать память и внимание у ребенка 10 лет.

Почему возникает необходимость тренировать память и внимание у ребенка 10 лет

Помимо возможной потери успеваемости, вы можете заметить также, что ваш ребёнок стал немного рассеянным и невнимательным и не помнит о какой-то вашей просьбе, сделанной вами 10 минут назад. Если мы берём за аксиому, что ребёнок здоров (потеря памяти или внимательности может быть связана, например, с дефицитом йода в организме, но это не тема нашей статьи, хотя и тема для проверки этого момента у детского эндокринолога вами), то причины для этого могут быть, например, следующие:

  • Переутомление ребёнка — помимо посещения школы и выполнения домашнего задания ребёнок посещает ещё два кружка и одну спортивную секцию, а в перерывах успевает смотреть телевизионные программы? Очень даже вероятно, что у него накопилась хроническая усталость. Нужно помочь ребёнку разобраться с его режимом дня, следить за тем, чтобы он полноценно питался и имел возможность отдохнуть, прогулявшись по улице. Если следует пожертвовать каким-то кружком, стоит это сделать, поскольку здоровье ребёнка очевидно важнее, чем ваше стремление впихнуть в него все знания и умения.
  • Крайне важно в этом возрасте спать минимум 10 часов в сутки, не нужно равнять ребёнка по себе. Если вам хватает семи часов, чтобы выспаться, для ребёнка это мало. Хронический недосып обязательно приведёт к проблемам с памятью и внимательностью.


Итак, для того, чтобы улучшить память и внимание у ребенка 10 лет, следует позаниматься с ним и использовать следующие упражнения, которые в игровой форме помогут справиться с проблемой:

  • Для начала мы будем развивать слуховую память. Можно читать ребёнку какие-то сказки или стихи, чтобы затем спросить его о какой-то детали. К примеру, вы можете сами вставить подробное описание того, как выглядит персонаж, а потом спросить у ребёнка, был ли персонаж в ботинках или сапогах и какого они были цвета.
  • Разучивайте с ребёнком стихи, но не так, как это делается обычно, когда ребёнок читает стих и запоминает его, а пусть попробует запоминать его на слух, когда стих читаете вы. Это намного сложнее, зато и тренировка памяти происходит очень эффективно, особенно слуховой, что поможет ребёнку запоминать объяснения учителя.
  • Более увлекательный вариант предыдущего пункта — учить любимые песни на слух, обязательно составляйте ребёнку компанию в этом деле.
  • Нет ничего лучше, чем классические упражнения, которыми развивали память не только мы, но, кажется, даже наши родители. Речь об играх вроде “найди десять отличий” или “отыщи на рисунке все числа от 1 до 40”. Все эти упражнения были придуманы лучшими педагогами своего времени, и они очень системно подходят к развитию ребёнка.
  • Есть также игра, в которую можно играть как с совсем маленькими детьми, так и с более взрослыми школьниками. Нужно сложить в мешок множество самых разнообразных мелких предметов, какие вы только найдёте дома. Пускай ребёнок запускает руку внутрь мешка и пытается на ощупь понять, что это. Главное правило — он не должен заранее знать, что вы положили в мешок, но при этом предметы всё же должны как-то угадываться. Предметы можно будет со временем менять на новые, а также готовить внутри и сюрпризы для вашего чада в виде какой-то сладости, которая будет бонусом игры.
  • Придумайте десять пар слов, которые будут близки чем-то, но второе слово будет ассоциацией совсем не первого уровня. Скажем, “самолёт-хвост”. Зачитайте ребёнку все десять пар и объясните связь этих слов. Спустя какое-то время предложите ребёнку назвать второе слово в паре, когда вы будете перечислять только первые слова.
  • Ещё одна классическая игра — положить перед ребёнком, к примеру, девять картинок в три ряда по три изображения. Потом перемешайте их и попросите ребёнка вернуть всё как было. Конечно, поначалу он восстановит максимум один из рядов, но постепенно результаты будут всё лучше и лучше. Тогда же можно и увеличить количество картинок до 16 и 25.

Главный совет, который можно дать родителям — занимаясь с ребёнком, не позволяйте себе раздражаться и ругать своё чадо. Ваше раздражение, а тем более ругань, приведут к тому, что у ребёнка не будет никакой мотивации к занятиям, и он просто замкнётся. Этим вы и проблему не решите, и создадите более серьёзную, когда ребёнок просто не захочет с вами общаться.

Старайтесь сделать занятия максимально интересными и увлекательными, чтобы ребёнок занимался с удовольствием. Стимулировать ребёнка по ходу задания, как в примере со сладостью-сюрпризом в “волшебном мешке” — отличное решение.

Не бойтесь обращаться к психологу за советом, если ни в какую не можете наладить с ребёнком контакт и помочь ему. Вполне вероятно, что выходом окажется рекомендация отдать ребёнка в какой-то кружок наподобие театральной студии, который максимально полно раскроет потенциал ребёнка за счёт коллективных игровых тренингов под руководством опытного педагога.

Мозг человека имеет удивительную способность адаптироваться к окружающей среде и изменяться. Это называется нейропластичностью. У детей такая способность развита особенно хорошо. Так воспользуйтесь этим! Чтобы улучшить память, нужно постоянно учиться чему-то новому. Поэтому обучение вашего чада только одному «ремеслу» (например, только музыке или только рисованию) не всегда оправдано. Пусть хобби и увлечения ребенка сменяют друг друга. И важно: выбирайте деятельность для ребенка по принципу: «это ново - это сложно - это интересно»!

Еда для хорошей памяти: рыба (лосось, тунец, форель, скумбрия, сельдь); грецкие орехи; тыква; фасоль; листовые зеленые овощи (шпинат, брокколи); бананы; абрикосы; дыня; зеленый чай.

Не экономим на физкультуре и сне

Ежедневные тренировки тела повышают способность мозга обрабатывать и воспроизводить информацию. Секрет прост: физические упражнения увеличивают поступление кислорода в мозг, клетки «серого вещества» начинают работать активнее. И при этом уменьшается риск заболеваний, приводящих к ослаблению работы мозга.

Важность соблюдения режима для детей - неоспорима. Ведь кроме всего прочего после полноценного сна восстанавливаются навыки критического мышления и процессы памяти.

Обнимаем и целуем

Многочисленные исследования показывают, что ребенок, который растет в крепкой, дружной семье, лучше усваивает школьные знания. Почему? Да просто поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга! Поэтому дарите любовь, обнимайте ребенка, заботьтесь о нем и занимайтесь с ним. Это станет залогом его успешной учебы.

Смеемся от души

В отличие от эмоциональных реакций, ограниченных определенными областями мозга, смех активизирует различные зоны. Когда ребенок шутит, смеется и слушает веселые рассказы, у него быстрее начинают работать области, отвечающие за процессы обучения и за творчество. Не зря говорят, что смех помогает мыслить шире и свободней. Научите ребенка самоиронии - вместо того чтобы грустить над неудачей, можно и посмеяться над собой. Научите видеть во всем только положительную сторону. Чаще смешите его и провоцируйте на шутки.

Учим приемы

Существует целый ряд приемов запоминания, которые легко и удобно использовать в учебе и повседневной жизни. Вот некоторые из них.

Визуальный образ. Посоветуйте связать слово, которое нужно запомнить, с приятным знакомым предметом, явлением, человеком. Изображение лучше представить ярким, красочным и трехмерным. Это может быть любимый персонаж, герой из мультика.

Акростих. Научите ребенка запоминать предложения следующим образом: «держим в голове» первые буквы каждого слова в этом предложении. Получается аббревиатура. Кстати, для примера - существуют книги со стихами и загадками-акростихами для детей. Отличная тренировка!

Акроним. А это обычная аббревиатура. Например, чтобы по географии запомнить названия озер или рек, выучим в определенной последовательности первые буквы их наименований. И когда придет время воспроизводить - аббревиатура всплывет! А за ней и реки подтянутся.

Метод локусов. Прекрасный способ запомнить информацию (например, исторические даты и сражения) - это «расположить» ее в своем воображении в хорошо известном месте. Например, в детской. На кровати - Крещение Руси, за столом - Ледовое побоище и так далее.

Рифмы и аллитерации. Повторяющиеся звуки и слоги помогают легко запомнить сложные факты и цифры.

Попробуйте сделать из таблицы умножения веселую считалочку.

Кстати

Мы не можем вспомнить что-то, если не уделяли этому знанию должного внимания. Любая «кодировка» информации занимает около 8 секунд.

При запоминании надо привлекать все свои органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Можно попробовать связать информацию, которую нужно запомнить, с той, которую ребенок уже знает.

Для запоминания сложного материала нужно суметь сосредоточиться на понимании основных идей - и легко, доступно объяснить их для себя.

Посоветуйте ребенку отрепетировать перед зеркалом то, что он пытается запомнить. Может, он расскажет это с выражением или представит, что выступает перед классом.

4 года назад

Развитие памяти – процесс, необходимый для дальнейшего обучения ребенка. Без развитой возможности запоминать у ребенка возникнут проблемы с усвоением информации и обучаемостью. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был умен и сообразителен. Вы, наверняка, желаете видеть, что учеба ребенку легко дается и вызывает интерес. А для этого, уже с ранних лет необходимо тренировать и развивать память. Что же вам необходимо сделать?

Создайте условия
  • Питание . Обеспечьте ребенку сбалансированный, здоровый рацион питания, в котором будут зеленые, листовые овощи, орехи, мед. Убедитесь, что все пищевые потребности удовлетворяются с помощью поливитаминов. Следите, чтобы ребенок употреблял достаточное количество воды.
  • Режим дня. Развивайте здоровый распорядок в жизни ребенка. Не забывайте, что для хорошей работы мозга ребенку необходимо достаточное время для сна (ребенку 2-3 лет – 11 часов, 3-7 – 10 часов, ребенку от 7 лет для сна достаточно 9 часов). Не забывайте, что детям до 7-8 лет необходим для отдыха также дневной сон.
  • Спорт. Физические упражнения необходимы для оптимального функционирования мозга ребенка, и как следствие, процесса запоминания информации.
Пробудите интерес

Ребенок никогда не запомнит то, что не представляет для него интереса. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с легкостью что-то запомнил, подходите к этому творчески – информацию преподносите, как увлекательнейшую историю. Это должно быть ярко и необычно, интересно – и тогда это обязательно запомнится. Когда рассказывать своему ребенку что-то важное, наденьте смешную шляпу, сделайте видео, прибегните к помощи семейного питомца, отправьтесь в поход и т.д.

Ежедневно тренируйтесь

Каждый день узнавайте и запоминайте что-то новое. Это может быть новое стихотворение, номер телефона, даже новое слово. Закрепляйте знания обо всем, что узнает ребенок – после просмотра мультфильма спросите его о смысле увиденного, после прочтения книги попросите назвать имена героев, придя из гостей, где он познакомился с другими детьми, вспомните, как кого зовут, и чем каждый ему запомнился. Главное – постоянно находится в процессе запоминания.

Мнемоника

Существует целая наука, изучающая, как развить у ребенка память. Искусство и техника запоминания получили названия мнемоника и мнемотехника. Методов и приемов запоминания немало, попробуйте их использовать при обучении вашего ребенка.

  • Музыка и ритм. Музыка помогает нам легче запомнить слова. Попробуйте «наложить» нужный текст на музыку, пропеть номер телефона, адрес, отбивать ритм при запоминании стихотворения, и как только ребенок будет вспоминать мотив или ритм – сразу же вспомнит и необходимую информацию.
  • Рисунок. Порой, чтобы что-то запомнить малышу, ему достаточно это нарисовать. Всевозможные значки, символы, стрелочки также помогают объемнее уяснить информацию и быстрее ее запомнить.
  • Акростихи. Возьмите первую букву каждого слова в списке, которые вы хотите запомнить, и затем составьте предложение со слов, начинающихся с этих букв. Ярким примером подобного метода служит всем известное «Каждый охотник желает знать…»
  • Акронимы. Акроним – это аббревиатура для набора слов. Такой метод может хорошо помочь вашему малышу запомнить названия организаций и мест.
  • Рифмование. Безусловно, стихи запоминаются легче и быстрее, чем проза. Взрослые до сих пор помнят из школьных времен глаголы-исключения – «Гнать, держать, смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть и терпеть, и опять смотреть, вертеть». Что-то из того, что необходимо запомнить, можно найти уже в готовом зарифмованном виде в книгах или интернете. Ну а к остальному можно подойти творчески, и сочинять стихи вместе с ребенком.
  • Вспомогательные предметы. Как ребенку запомнить, сколько дней в каком месяце? Многим известен этот метод – по костяшкам кисти руки. Верхушка костяшки – 31 день, впадина – 30; февраль стоит особняком и имеет 28 или 29 дней. Подобным образом можно узнавать, растет или убывает луна – надо приставить палец к полумесяцу на небе, и если малыш видит, что получилась буква «Р», значит луна растет, если не видит – убывает.
Учитесь, играючи

Самый лучший способ улучшить память ребенка – в игре. Вот несколько игр, развивающих способность запоминать.

  • «Продуктовый магазин» . Лучше, если в эту игру будет играть от 3-х человек. Сидя в кругу, первый игрок начинает историю «Я пошел в продуктовый магазин и купил …», выбирая элемент. Следующий игрок начинает с этих же слов, указывает пункт первого игрока, и добавляет свой элемент. Третий игрок называет уже три элемента в списке, включая свое слово. Игра продолжается, пока кто-то не забывает пункт из списка.
  • «Мой день» . Попросите вашего малыша описать своей день с минуты пробуждения до времени завтрака. Пусть он описывает не только действия, которые он выполнял, но и звуки, которые слышал, запахи, которые ощущал, вспомнит, какие чувства испытывал, и озвучит мысли, которые приходили ему в голову в тот или иной момент.
  • «Натюрморт». Разложите на столе предметы разной крупности в любом порядке. Дайте малышу немного времени запомнить, что он видит. Попросите его отвернуться, и измените положение предметов, добавьте новый или уберите один из прежних. Посчитайте, сколько изменений он не заметил. Позвольте ему проделать тоже самое с вами, и ведите счет игры.
  • «Что изменилось?». Играть лучше всей семьей или большой компанией на празднике. Ведущий выходит в центр комнаты, остальные представляют собой зрительный зал. Зрители несколько секунд запоминают, как выглядит ведущий. Затем он ненадолго выходит из комнаты и меняет что-то в своем гардеробе, а после возвращается. Зрители угадывают, что изменилось. Чтобы усложнить задание, можно менять не только внешний облик, но и настроение (мимику).
  • «Ассоциации». Вы называете слово, а малыш произносит все слова, которые у него ассоциируются с данным термином (например «Светофор» – дорога, зеленый-желтый-красный, пешеход, опасность, автомобиль, «зебра» и т.д.).
  • Шахматы, карты, шашки – любые из подобных игр не только тренируют краткосрочную память, но и заставляют запомнить картинку целиком и тренируют системное запоминание.

Для развития и тренировки памяти нужна помощь родителей. Подходите к этому легко и радостно – пусть процесс не выглядит сложным и обременительным для малыша, а приносит радость. Научившись запоминать информацию, малыш получит мощнейший инструмент не только для дальнейшей учебы, но и для жизни в целом.

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.