13.04.2019
Нежный друг детей и самоваров. Нежный друг детей и самоваров (из антологии Евтушенко)
За всю жизнь Хармсу удалось напечатать только два своих «взрослых» стихотворения. Понимая, что шансов на публикацию лирики самовыражения нет и не будет, Хармс стал параллельно писать стихи и рассказы для детских журналов «Еж» и «Чиж». Неправда, что это была халтура, даже если Хармс и его товарищи сами на допросах именно так говорили.
Первое, что я вспоминаю при имени великого абсурдиста Даниила Хармса, – обожаемые с детства стихи: Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.
А еще вспоминается одна история о том, что такое русский абсурд. Он бывает разный – и очаровательный, и непробиваемо тупой.
Году в 1957 я плыл в Комсомольск-на-Амуре на стареньком проржавевшем катерке. Рядом со мной на палубную скамейку плюхнулась только что ввалившаяся на борт с крошечного островка лукавоглазая, хотя сильно немолодая, колхозница:
– Ну чо, поздоровкаемся, чо ли?
Она была в вытертой плюшовке. А у ног в чунях поставила большую ивовую корзину, поверху прикрытую выцветшей тельняшкой.
– Хочешь яиц свеженьких?
Я не отказался. Ее рука нырнула под тельняшку, достала пару яиц и проколола их английской булавкой.
– А вы что, яйца продавать плывете? – спросил я.
– Да нет, сдавать, милок…
– Как это кому? Власти… У нас тут инспекция нагрянула проверять сдачу частных яиц. «Вы, – говорят, – на вашем острове совсем распустились. За год от вас обязательной поставки двадцати процентов яиц в помине не было – и мы их у вас все конфискуем в наказание!» А у нас хозяйства захудалые, едва сотню яиц наскребли. «Ладно, – говорят, – мы дальше поплывем по таким же островам-яйцеутайщикам, а вы отрядите кого-нибудь в Комсомольск, на склад налогового управления со своими повинными яйцами». Мы им по-доброму – давайте лучше вам рублями штраф уплотим, а яйца нам самим нужны. А они ни в какую – только натурой, нашими, то бишь, яйцами. Вот я и навигируюсь по волнам ото всего обчества. А поскольку куры у нас плохо чо-то несутся, наказали эти сто сдать, а другие сто в магазине купить и обратно привезти. Ну, не дурдом ли, милок, а?
– Абсурд, – сказал я, тогда еще удивлявшийся тупости.
Слово это она поняла по-своему.
– Обоссут – это еще мягко… Ты буковку «р» для точности добавь, – вздохнула она.
Вот что вспоминается при имени Даниила Хармса – одного из отцов нашего абсурдизма. Не все русские писатели вышли из «Шинели» Гоголя – Хармс и его коллеги-обэриуты, например, вынырнули из ноздрей мясисто-гостеприимного «Носа».
Родословная самого Хармса (Даниила Ивановича Ювачева) весьма любопытна. Его дедушка, Павел Ювачев, был полотером в Зимнем дворце. Можно вообразить, на какие вещественные тайны, закатывавшиеся в углы и щели будуаров, могла наталкиваться его босая нога на скользилке, прихваченной ремешком.
Отец, Иван Павлович Ювачев, был выпущен штурманом из технического училища при морском ведомстве в Кронштадте. Назначение получил на Черное море. Казалось бы, сын полотера, несший офицерскую службу, должен испытывать почти религиозное чувство к царской семье. Ан нет, через несколько лет он примкнул к террористам-народовольцам, проходил по знаменитому процессу «14-ти» и 28 сентября 1884 года был приговорен к смертной казни через повешение, но вскоре приговор заменили 15-ю годами каторги. Первые четыре года осужденному пришлось отбывать в одиночке сначала Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. На сахалинской каторге два года он проработал в ножных кандалах, потом стал заведовать метеостанцией. В 1895 году, за четыре года до конца срока, был неожиданно освобожден.
И вскоре превратился из неисправимого атеиста в воинствующего христианина, да еще и мистика. После каторги жил во Владивостоке. Совершил кругосветное плавание. В 1899 году вернулся в Петербург и совершенно необъяснимо получил место в инспекции Управления сберегательными кассами. Выпустил две биографические книги: «Восемь лет на Сахалине» (1901) и «Шлиссельбургская крепость» (1907) и несколько проповеднических брошюр.
В 1903 году Иван Павлович женился на будущей матери Даниила Хармса, но кто она была? Надежда Ивановна Колюбакина, тоже из дворцовой челяди, как и дед поэта, полотер. Она заведовала прачечной в убежище принцессы Ольденбургской, а затем стала начальницей убежища, где жили освободившиеся из тюрем женщины. О родовых корнях Хармса можно написать авантюрный романище. Да и о самом Данииле – вторую его часть.
Он учился в Петершуле на Большой Конюшенной, с детства владел немецким и английским языками. В 1924 году поступил в Ленинградский электротехникум, но через год бросил его, чтобы не отвлекаться от занятий литературой.
Хаос Гражданской войны, которую он пережил, был одним из величайших абсурдов истории, и нужно было стать абсурдистом, чтобы этот абсурд выразить. Он встретился с целой плеядой молодых людей, не выбравших ни борьбу против советской власти, ни ее поддержку. Они выбрали обэриутство. Они хотели быть выше политики. Называли себя чинарями – сей смутный титул, возможно, происходил от надменного эпикурейства, позволяющего чин-чинарем забавляться шуточками-обэриуточками во время чумы. В ядро ОБЭРИУ (Объединения реального искусства) входили Александр Введенский , Яков Друскин , Леонид Липавский, Дойвбер Левин, Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров , Константин Вагинов , Николай Олейников и Даниил Хармс . Как-то сбоку – вроде с ними, но больше сам с собой – располагался Николай Заболоцкий .
За всю жизнь Хармсу удалось напечатать только два своих «взрослых» стихотворения. Понимая, что шансов на публикацию лирики самовыражения нет и не будет, Хармс стал параллельно писать стихи и рассказы для детских журналов «Еж» и «Чиж». Неправда, что это была халтура, даже если Хармс и его товарищи сами на допросах именно так говорили. Было столько поэтической прелести в «Веселых чижах», написанных Хармсом совместно с С.Я. Маршаком, или в целиком хармсовском «Иван Иваныче Самоваре», или в гениальном переводе с немецкого стихов Вильгельма Буша о Каспаре Шлихе и его собаках, – в переводе, который я декламировал в детстве наизусть, да и сейчас помню.
У обэриутов был литературно-медицинский принцип предварительной прививки микробов абсурда самим себе в целях усиления иммунитета от их массового вторжения.
Но так получилось, что и сарказм, и надпартийность на фоне нарастающей кремлевской паранойи начинали выглядеть как притворяющаяся ернической заумью «вражескость», более пугающая начальство, чем примитивная антисоветская пропаганда, именно своей непонятностью.
В этом, собственно, разгадка того, почему Н.С. Хрущев с неадекватной яростью набросился на абстракционизм, хотя какая-нибудь вполне реалистическая картина с инвалидом-обрубком на деревянной платформе, катящейся на подшипниках, могла быть в сотни раз опасней для номенклатуры.
В тоталитарном обществе у обэриутов не было будущего.
Они это понимали, но другими быть уже не могли.
Показания арестованного Даниила Хармса были полностью выдержаны в духе абсурдизма: «…моя книжка «Иван Иваныч Самовар» является антисоветской в силу своей абсолютной, сознательно проведенной мною оторванности от конкретной советской действительности. Это – типично буржуазная детская книжка… Кроме того, в этой книжке мною сознательно идеализируется мещански-кулацкая крепкая семья с огромным самоваром – символом мещанского благополучия».
Самовары, тем не менее, выжили.
А вот Хармс нет.
Нежный друг детей и самоваров,
русского абсурда чародей,
жаль, что ты не выжил от ударов,
Хармс из чударей и чинарей.
Нам не надо ханства-богдыханства
и за хамство позднего стыда.
Если б нам второго
Оксана Кузнецова
«Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции для маленьких детей».
Комментарии к презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции»
Старший дошкольный возраст.
Образовательная область: познание.
Цель презентации: приобщение детей к культуре родного края.
Программное содержание:
*дидактические задачи:
познакомить детей с понятиями МУЗЕЙ и ТРАДИЦИЯ; раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа; рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах, о зарождении самоварного ремесла в Туле, о разнообразии тульских самоваров, их достоинствах и уникальности;
*развивающие задачи:
развивать у детей интерес к культуре родного края, его истории; вызвать в душе воспитанников положительный отклик об увиденном и услышанном материале; развивать познавательные способности: память, внимание, умение слушать и воспринимать новую информацию;
*воспитательные задачи:
формировать нравственные качества личности: чувство патриотизма, любви к родному городу, его культуре и истории, чувство гордости за земляков – жителей города Тулы.
Слайд №2
Ребята, вы знаете, что такое музей?. Музей – это большой дом, в котором хранится коллекция интересных предметов. Это могут быть картины, посуда, мебель, музыкальные инструменты, старинные книги, игрушки …Каждый желающий может прийти в музей и познакомиться с коллекцией. В нашем родном городе Туле есть удивительный музей, в котором хранятся самовары. именно поэтому он называется Музеем самоваров.
Слайд №3.
Так вот в тульском Музее самоваров жил-был маленький, очень маленький самоварчик. Размером он был с обычный наперсток, а весил всего 16 граммов. Но никто не мог назвать его игрушкой, потому что малютка был самым настоящим самоваром с настоящей крошечной крышечкой, конфоркой, тушилкой. В нем можно было вскипятить 4 капли воды! Самоварчик был очень счастлив. Ему нравилось, что посетители музея с восторгом рассматривали его и говорили, какой он замечательный.
Слайд №4.
Но вот однажды в зал, где стоял наш самоварчик, принесли электрический чайник. Он был совсем новым и очень красивым, так показалось нашему самоварчику. Поначалу чайник не обращал никакого внимания на малютку. Он важно пыхтел, ворчал и выпускал пар. Но когда наступил вечер, все посетители ушли, и в зале наступила полная тишина, чайник вдруг заметил самоварчика, посмотрел на него свысока и сказал важным голосом: «Не понимаю, что делает в музее этот малыш! Ему, совершенно, здесь не место, как в прочем и всем самоварам, таким старым и уродливым! Их время прошло! Они никому не нужны! Толи дело мы, чайники! Современные, красивые, а, главное, нужные людям!
***После таких слов наш самоварчик не на шутку огорчился. Он, живя в музее столько времени среди своих родственников старинных самоваров, никак не мог подумать, что они, самовары, не нужны людям. Малютка стоял такой рассеянный и не знал, что делать…
Слайд №5.
Переполненный переживаниями и тревожными мыслями, он вдруг услышал нежный знакомый голос, который узнавал всегда безошибочно. Это голос принадлежал его маме, старинному тульскому самовару, сделанному из меди еще в начале 19 века.
Слайд №6.
Внутри такого самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Поджигали их лучиной - тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины, потом раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала.
Слайд №7.
***Самоварчик крепко обнял свою маму и рассказал ей о своих тревогах.
На минутку ему показалось, что мамочка очень расстроится, услышав слова чайника. Но мама-самовар, выслушав сына, ни капельки не огорчилась, а даже, к удивлению самоварчика, нежно погладила его и,улыбнувшись, сказала: «Малыш, не бойся и не верь чайнику. Самовар – это не просто сосуд, в котором кипятят воду! Это ТРАДИЦИЯ русского народа! Ты знаешь, что означает это слово?» Самоварчик в ответ покачал своей крышечкой. Он никогда не слышал этого слова. (Целесообразно спросить у детей, знакомо ли им это слово)
Слайды №8.
Самовар, сынок, - продолжала мама, - вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Его покупали на всю жизнь, берегли, ухаживали, передавали от родителей к детям.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Слайды №9.
Для семейного чаепития самовар помещали в центр стола. Пока он закипал, на белую скатерть выставлялись все чайные принадлежности и домашняя выпечка: пироги, ватрушки, хворост, и конечно же тульские пряники. Выставлялись так же сахарница с уже расколотым на кусочки сахаром-рафинадом, вазочки с вареньем, как правило, земляничным или из крыжовника, розетки для варенья, редко – конфеты и шоколад.
Слайды №10.
На чаепитие собиралась вся семья - и бабушка с дедушкой, и папа с мамой и, конечно, дети. Все садились за большой стол, наливали чай из самовара, угощали друг друга вкусностями, медом, вареньем и беседовали…
Проходили годы, дети вырастали, у них появлялись свои дети, но члены семьи продолжали собираться все вместе за большим столом. Они обязательно пили чай из самовара и рассказывали интересные истории. Вот это и есть традиции, сынок!
Как здорово, мама, иметь традиции! - воскликнул самоварчик. – А кто придумал пить чай из самовара?
Слайд№11.
Кто изобрел самовар, неизвестно, потому что это произошло очень давно. В Древнем Риме тоже пользовались предметом очень похожим на наш русский самовар. Он имел форму высокого кувшина с двумя емкостями внутри для жидкости и углей. В античном самоваре не было крана и крышки, вода заливалась через верх и набиралась оттуда при помощи черпака, а раскаленный уголь подавался через отверстие сбоку. Интересно, что в этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни. Для этого вместо угля использовался лед. Назывался такой кувшин-самовар АУТЕПСА.
Слайды №12.
И в Древнем Китае были свои самовары. Изготавливались они из меди и назывались «хого» , что в переводе означает «огненный котел».
И действительно, китайский самовар имел форму котелка с трубой внутри. В таком самоваре можно было не только вскипятить чай, поставив его на костер или угли, но и приготовить какое-нибудь блюдо.
Слайд №13.
Китайцы очень берегут свои традиции! Они и сегодня также любят собираться дома за большим столом всей семьей, чтобы отведать блюда, приготовленные в китайском самоваре Хого.
Слайд №14.
Трудно сказать, когда появились первые самовары в России. Их прадедушкой был медный «сбитенник» . Это круглый чайник с внутренней трубой и поддувалом. Готовили в нем сбитень, очень полезный и вкусный старинный русский напиток из меда с пряностями.
Слайд № 15.
Тогда еще не было традиции пить чай, поэтому в течение дня пили горячий сбитень. Разносили его в тех самых круглых сбитенниках, а людей, которые это делали так и называли - сбитенщики.
Слайд. №16.
Первые фабрики, где изготавливали самовары, появились в нашем родном городе Туле. Тульские мастера стали делать много красивых самоваров различной формы и размеров.
Слайды №17.
Тульские самовары стоили дорого, потому что делали их настоящие мастера. Но они все чаще и чаще стали появляться в русских домах.
Слайды №18.
Их покупали и очень богатые люди…
Слайды №19.
и горожане…
Слайды №20.
и крестьяне, которым приходилось долгое время копить деньги на такую покупку.
***Про самовар русские люди придумали много пословиц и поговорок:
Самовар кипит – уходить не велит.
Печка – матушка, а самовар – батюшка.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Самовар, что море соловецкое, пьем из него за здоровье молодецкое.
Самовар закипел – отвлекайся от дел.
На три двора пять самоваров, а одна лошадь.
Слайд№21.
Самоваром гордились и выставляли его на показ.
Вот посмотрите, какой красавец! Этот самовар был сделан из латуни в конце 19 века. Он имеет форму вазы.
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник –
Сам заварит, сам нальет. (Самовар).
Слайд №22.
Самовар с красивым названием «Флорентийская ваза» сделан также в 19 веке. Название самовару давали по форме корпуса.
Слайд №23 .
А этот самовар называют рюмкой, потому что похож на рюмку.
Слайд №24
Самовар – шар.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар. (Частушка)
Слайд №25.
Самовар – репка.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку! (Частушка)
Слайд №26.
Вот самовар-арбуз!
Стоит толстячок,
подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
всем чай пить велит. (Самовар).
Слайд №27.
Самовар-бочонок.
Слайд №28.
Самовар-петух.
Слайд №29.
А вот необычный самовар-терем! Правда, красивый!
Слайд №30.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовались дорожные самовары. Путешественники брали в дорогу специальный погребец. В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и… самоварчика на спиртовке.
Позже был изобретен “заплечный” (носили за плечами) самовар. Его брали в военные походы солдаты.
Слайд №31
А вот самый маленький самовар - меньше песчинки (высота его 1.2 мм). Изготовлен он из золота в наше время мастером Николаем Алдуниным и состоит из 12 деталей. Увидеть такого малыша можно только с помощью увеличительного стекла.
Слайд №32.
Почти сто лет назад туляки изготовили очень большой самовар. Весил он 100 кг. В него можно было налить 250 литров воды. Вода вскипала в таком самоваре за 40 минут, а остывала 2 дня.
Но в 1995 году на тульском заводе «Штамп» был изготовлен гигантский (очень большой, огромный) самовар, который весил 500 кг (столько весит взрослая корова). В него уже можно было налить 450 литров воды. Такой самовар сделали для того, чтобы вовремя городских праздников можно было напоить ароматным полезным чаем много людей.
***Маленький самоварчик слушал рассказ мамы с замиранием сердца. Он впервые узнал, как важен самовар для русского человека, с какой любовью и трепетом относятся люди к традиции самоварного чаепития в нашей стране. В нем возникло необычайное чувство гордости за все русские самовары, особенно за те, что были сделаны в Туле.
Колёсико у кресла 5 буквнежный
1) Проявляющий любовь, ласку по отношению к кому-либо.
отт. Преисполненный таких чувств.
2. перен.
Приятный на ощупь; мягкий.
3. перен.
Приятный на вкус, на запах.
4. перен.
Приятный по звучанию.
5. перен.
Имеющий тёплый, светлый, мягкий тон (о цвете).
6. перен.
Отличающийся миниатюрностью или изяществом очертаний.
отт. Отличающийся хрупкостью; слабый, изнеженный.
7. перен.
Не выносящий грубого прикосновения.
отт. Легко портящийся при хранении или при перевозке.
8. перен.
Относящийся к раннему, детскому возрасту.
нежный
-ая, -ое; нежен, -жна, -жно, нежны и нежны; нежнейший
1)
а) Проявляющий любовь, ласку по отношению к кому-л., в обращении с кем-л.
Н-ая мать.
Нежный отец.
Он был нежен с дочерью.
Вчера она была весела и нежна.
б) отт. Выражающий ласку, любовь, исполненный мягкости, ласки, любви.
Нежный взгляд, голос.
Н-ая улыбка.
Смотреть нежными глазами.
Н-ое чувство.
2) Мягкий, приятный на ощупь.
Н-ая кожа.
Нежный шёлк, батист, пух.
3) Мягкий, приятный на вкус, на запах.
Н-ое мясо.
Н-ая начинка.
Нежный соус.
Это вино очень нежно.
Н-ые духи.
Нежный аромат цветов.
4) Отличающийся изяществом очертаний или миниатюрностью.
Нежный профиль.
Н-ая фигурка.
Н-ые черты лица.
5) Имеющий светлый, мягкий, тёплый тон.
Нежный цвет, тон.
Нежный румянец.
Н-ая заря.
Н-ая окраска.
6) Отличающийся хрупкостью, боящийся грубого прикосновения; легко портящийся при хранении, перевозке.
Н-ые цветы.
Н-ое кружево.
Н-ые фрукты.
Н-ые оптические приборы.
7) Приятный по звучанию, тихий, гармоничный.
Нежный голос.
Нежный смех.
Н-ые звуки флейты.
8) Слабый, хрупкий, изнеженный.
Кто-л. нежного здоровья, сложения.
Вырастить из детей нежных белоручек.
- нежный пол
друг
I м.
1) Тот, кто тесно связан с кем-либо дружбой.
отт. Любимый человек; возлюбленный или возлюбленная.
2) Защитник чьих-либо интересов, взглядов; сторонник кого-либо.
3. перен. разг.
То, что способствует нормальной жизнедеятельности человека.
II м.
Употребляется как дружеское обращение к кому-либо.
друг
I -а; мн. - друзья, -зей; м.
см. тж. дружок, дружище, дружеский
1)
а) Человек, связанный с кем-л. отношениями дружбы.
Искренний друг.
Близкий, задушевный друг.
Испытанный друг.
Друзья-приятели, друзья-товарищи.
Друг детства.
Друзья до гроба (до конца, до смертного часа)
Друзья по оружию (вместе воевавшие против общего врага)
Друзья по несчастью (связанные общей бедой)
* Старый друг лучше новых двух (посл.)
б) отт. О животных, птицах, преданных человеку или полезных ему растениях.
Собака - лучший друг человека.
Голуби - наши пернатые друзья.
Зелёный друг. (о растениях)
в) расш. О любимом человеке, возлюбленном.
Сердечный друг.
Друг жизни (о муже, жене)
2) кого-чего Сторонник, приверженец, защитник.
Друг обиженных и угнетённых.
Друг детей.
Друг природы.
Друг свободы, истины (книжн.)
3)
а) Дружеское обращение (обычно к близкому или знакомому человеку)
Друг мой, передай мне книгу.
Как ваша диссертация, мой друг?
О чём задумался, друг?
б) отт.; разг. В обращении к чужому, незнакомому человеку.
Куда ты торопишься, друг?
А ты, друг, что здесь делаешь?
Мы с тобой, друг, ещё разберёмся!
- будь другом!
- друг дома
II
- друг друга
- друг дружку
самовар
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2. разг.
Чаепитие.
самовар
см. тж. самоварчик, самоварный Металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки или с электрическим нагревателем.
Пить чай из самовара.
Поставить самовар.
Электрический самовар.
Сувенирный самовар.
русский
I м. разг.
Русский язык.
II м.
см. русские 2) III прил.
русский
I см. русские; -ого; м.
II -ая, -ое.
1) к Россия и Русь.
Р-ая история.
Р-ая природа.
Русский народ.
Р-ая земля.
Русский язык.
Р-ая литература.
Р-ая культура.
Русский характер.
Р-ая пляска.
Р-ое гостеприимство.
Р-ие пословицы и поговорки.
Р-ая душа.
Р-ое масло (топлёное)
русский
I м. разг.
Русский язык.
II м.
см. русские 2) III прил.
1) Относящийся к Руси, Российскому государству, России, русским, связанный с ними.
2) Свойственный русским, характерный для них и для Руси, Российского государства, России.
3) Принадлежащий Руси, Российскому государству, России или русским.
4) Созданный, выведенный и т.п. на Руси, в Российском государстве, в России или русскими.
русский
I см. русские; -ого; м.
II -ая, -ое.
1) к Россия и Русь.
Р-ая история.
Р-ая природа.
Русский народ.
Р-ая земля.
2) Принадлежащий русским, созданный русскими или свойственный русским.
Русский язык.
Р-ая литература.
Р-ая культура.
Русский характер.
Р-ая пляска.
Р-ое гостеприимство.
Р-ие пословицы и поговорки.
Р-ая душа.
Р-ое масло (топлёное)
Р-ая печь (особым способом сложенная в жилых помещениях кирпичная печь для варки пищи, выпечки хлеба и отопления)
Р-ая рубашка (верхняя мужская рубашка навыпуск с застёгивающимся сбоку воротом; косоворотка)
Р-ие сапоги (с голенищами до колен)
абсурд
I м.
II м. разг.
Направление в искусстве и литературе второй половины XX в., изображающее мир и поступки людей как нелепость, как совокупность фактов, не поддающихся объяснению; абсурдизм.
абсурд
(лат. absurdum)
То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица.
Довести до абсурда.
Прийти к абсурду.
Театр абсурда (течение в драматургии, изображающее мир лишённым логики и смысла)
чародей
I м.
Волшебник, колдун; чаровник I.
II м.
Тот, кто очаровывает, околдовывает, обладает пленительной властью обаяния; чаровник II.
чародей
-я; м.
см. тж. чародейка, чародейный, чародейский
1) Волшебник, колдун.
Считать кого-л. чародеем.
* Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил (Пушкин)
2) Чарующий, пленяющий чем-л. человек.
Чародей поэзии.
Истинный чародей слова.
Актёр-чародей.