Избалованные дети: как вырастить ребёнка, не разбаловав его

Мария Соболева

Ребенок избалован. Что делать родителям?

Избалованный ребенок - головная боль родителей. Но и окружающим приходится несладко от его выходок и истерик. Можно ли перевоспитать такого юного эгоиста, какие методы позволяют этого добиться? Советы психологов мамам и папам, которые слишком много позволяли своему чаду, но вовремя спохватились - в этом материале.

Признаки избалованного ребенка

Лучший на свете ребенок, конечно, ваш, кто бы сомневался. Только почему-то с каждым днем всё меньше сил терпеть бесконечные «дай!», «хочу!», «купи!» и прочее. По каким признакам определяют, избаловано дитя или нет?

Пора бить тревогу, если ребенок:

  • капризный, раздражительный, требовательный;
  • упрямится, когда просят что-то сделать, например убрать игрушки;
  • любит устраивать сцены на людях с целью получить желаемое;
  • не понимает слов «нет», нельзя»;
  • просьбы взрослых выполняет только когда что-то получает в награду;
  • не слушает взрослых и сверстников;
  • не хочет ничем и ни с кем делиться;
  • требует к себе постоянного внимания;
  • плаксивый, нервный, эгоистичный.

Крохи до года еще не бывают избалованными, плачем они сообщают родителям о своих потребностях - есть, пить, поменять подгузник, получить мамино внимание.

Но рефлекс «заплакал - дали желаемое» формируется очень быстро! Важно не пропустить момент, когда малыш начнет понимать объяснения - мама занята, подожди немного. И приучать к мысли, что не могут все его желания выполняться сию секунду.

Чем чревата избалованность

Когда малышу с раннего детства всё преподносится на блюдечке, о какой самостоятельности в будущем можно говорить? Ребенок вырастет неприспособленным к реалиям окружающего мира.

Причины избалованности

Часто балуют детей мамы, чья беременность протекала тяжело. С ребеночка, доставшегося с таким трудом, буквально сдувают пылинки.

Поздние дети тоже становятся объектами чрезмерной опеки всего семейства.

Есть родители, буквально страдающие жертвенностью, - для них с рождением ребенка свои интересы перестают существовать, они готовы потакать любым прихотям малыша.

Единственное чадо в большом семействе с дедушками, бабушками и тетушками тоже рискует пострадать от чрезмерной любви и различий взглядов на воспитание.

Мама что-то попытается запретить, найдутся те, кто пожалеет дитятко, папа не купил игрушку, дед или бабушка, а то и оба задарят обиженного. В семьях, где детей много , таких проблем не возникает.

Многие родители нехватку времени на общение с ребенком пытаются компенсировать подарками. А потом понимают, что далеко не Рокфеллеры, но потребности и запросы дитяти всё растут. Тут уж мамы с папами хватаются за голову и осознают - избаловали!

Случается, родители сами имеют проблемы психологического плана - выросшие в авторитарной семье, привыкли подчиняться и уступать. А ребенку им особенно сложно сказать «нет».


Некоторые мамы и папы ошибочно считают - будешь что-то запрещать малышу, у него сформируется заниженная самооценка.

А не купишь своему киндеру велосипед, как у соседского Саши, железную дорогу (у друга Миши есть!), какой-нибудь гаджет, к которым нынче с малолетства приучают детвору, еще и комплекс неполноценности разовьется.

Опасения эти напрасны, а вот избалованного ребенка при таком подходе получите точно.

Можно ли перевоспитать избалованного ребенка

Ради блага вашего чада перевоспитать его придется, раз уж нажили такую проблему. Главное - самим родителям осознать всю серьезность положения и принять такое решение.

Семейный совет. Вначале мама и папа должны определиться - чего нельзя делать ребенку, какие его поступки повлекут за собой наказание и как отныне родители будут реагировать на слезы и требования чада.

Составьте себе программу действий, как перевоспитать избалованного ребенка, и следуйте ей.

Учитесь говорить «нет» . Начните вводить в обиход слова «нельзя», «нет», «я не разрешаю». Запрещать что-то вполне нормально, ребенок должен понимать - есть вещи, которые нельзя делать.

Отбирать понравившуюся игрушку у малыша на площадке, пытаться бить маму, если она не дает свой мобильный телефон, требовать еще одно мороженое в магазине - так делать плохо.


Общайтесь с ребенком . После вседозволенности резко перейти на запреты - вряд ли ребенку будет понятна смена курса. Объясняйте, почему не будете покупать шоколадку, не позволите смотреть очередной мультик, зачем малыш должен убирать свои игрушки, чем чревато непослушание.

При желании перевоспитать получится, только нужно время.

Терпение и труд.. . Поговорка как раз для вас. Терпением придется запастись. Нельзя кричать на своего избалованного малыша, шлепать его, когда в очередной раз он попытается взять вас измором, то бишь истерикой. Привыкший получать свое, киндер будет отчаянно сопротивляться вашим попыткам привить ему послушание.

Будьте настойчивы и последовательны . Гните свою линию! Перевоспитание эгоиста дело не одной недели. И никаких поблажек, как бы жалко вам ни было орущего битый час карапуза. Если нельзя гонять палкой кошку, бросаться песком в детей, брать мамину помаду, то это запрещено и сегодня, и завтра, и всегда.

Истерикам - твердое «нет!». Всемогущее оружие избалованного ребенка - истерика. Бывают вообще виртуозы этого дела. И ведь удивительно, насколько быстро малыш начинает понимать силу такого воздействия. Пару раз пошли на поводу у чада, оно скоро взгромоздится вам на шею.


Бороться с истериками придется, соблюдая несколько правил:

  • не пытайтесь успокоить и уговорить орущего киндера - бесполезно;
  • переждите «бурю», не уходя далеко, но и не проявляя никакой реакции;
  • уже успокоившемуся ребенку объясните - если он будет себя так вести, ничего не получит, но его накажут;
  • не реагируйте на замечания окружающих. Неудобно, конечно, когда ваше чадо топает ногами или падает на пол, но чужие советы вам сейчас ни к чему;
  • не кричите и не шлепайте ребенка, сохраняйте спокойный тон.

Ты не один! В доступной форме начинайте объяснять своему чаду - смотри, сколько людей вокруг, и они все тоже чего-то хотят. Но никто не плачет, не топает ножками, все умеют себя вести. А ты выглядишь смешно.

Учите малыша общаться с ровесниками, дружить, делиться игрушками. Почаще бывайте на детских площадках, приглашайте подруг с детьми к себе, ходите в гости.

Люблю, но накажу! Дайте понять ребенку - вы очень его любите, но огорчены нехорошим поведением, называйте конкретные примеры: мама расстроилась и даже рассердилась, когда ты не хотел ложиться спать вовремя, требовал мультик и громко кричал (об ограничении просмотра телевизора читайте в статье «Как правильно бороться с детской телеманией»). Объясните, в каких случаях будете наказывать за непослушание.

Познакомьте дитя с понятием «обязанность». Покажите, как много работают мама и папа: они должны заработать деньги на подарки ребенку, на еду, одежду, готовят есть, убирают, стирают и т. д. Просите помочь вам что-то подать, принести, помыть (придется перемывать, но никуда не денешься). Пусть первой обязанностью киндера станет складывание собственных игрушек на место.


Поощрение материальное или моральное? Часто у избалованного ребенка формируется стойкая привычка - каждый день получать подарки и гостинцы от родни. Перевоспитать юного потребителя будет нелегко. Старайтесь вместо очередной конфетки или игрушки уделить малышу больше времени - поиграть с ним, погулять, вместе посмотреть мультфильм, порисовать, почитать.

Нужно научить ребенка любить маму и папу, а не видеть в них источник материальных удовольствий. Иначе со временем игрушечной машинкой не отделаться, подросшее чадо потребует настоящую «тачку».

Избаловать дитя легко, любящие родители часто не замечают эту грань, отделяющую свободу от вседозволенности, заботу от излишней опеки, желание сделать ребенка счастливым от потакания всем капризам.

Парадокс - все мы люди, из плоти и крови, но почему такие разные, особенно по отношению к детям? Казалось бы, инстинкт продолжения рода заложен в нас генетически. Но почему-то убежденные чайлдфри вообще не хотят детей, весьма прохладно относясь к «цветам жизни», а любовь к своим чадам некоторых родителей так велика, что они их безмерно балуют.

Иногда попытки самостоятельно перевоспитать избалованного ребенка терпят крах - взрослым не хватает терпения, мудрости, знаний. Тогда за помощью лучше обратиться к детскому или семейному психологу.


Баловать в меру - целое искусство. Если вы им владеете, наверняка дети в вашей семье счастливы, жизнерадостны, активны и растут уверенными в себе. Их не страшно отпускать во взрослую жизнь, ведь их защищает правильная родительская любовь.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как объяснить детям, откуда берутся дети? Нет, пожалуй, более трудной и деликатной темы для родителей. Что можно рассказать ребенку в разном возрасте, стоит ли использовать детские энциклопедии и обучающие мультфильмы – узнайте мнение психологов на этот счет.

Дети начинают капризничать после 1 - 1,5 лет, ведь до этого возраста они живут инстинктами и не умеют устраивать сцен с целью извлечения выгоды. В этом возрасте стоит прислушиваться к потребностям своего малыша и стараться их выполнять. Хотят они немного: кушать, спать и получить внимание мамы.

С 1,5 - 2 лет малыш начинает манипулировать взрослыми и требовать своего любой ценой. Основные признаки избалованности: эгоизм, непослушание, безответственность, несамостоятельность и плохое поведение в общественных местах.

Причины избалованности ребенка

  • Первый ребенок, когда родители, бабушки, дедушки и другие родственники души в нем не чают и пытаются исполнить любой каприз;
  • Долгожданный и единственный ребенок, которому сложно в чем-то отказать, и хочется дать все самое лучшее;
  • Чувство вины родителей, если у них не хватает времени на ребенка, тогда они задаривают его подарками и ни в чем не ограничивают, чтобы «купить» любовь;
  • Несогласованность взрослых, когда мама говорит ложиться в 22 часа, а папа разрешает играть до полуночи;
  • Психологические проблемы взрослых, которые не умеют отказывать и идти наперекор кому-то;
  • Родители не хотят заниматься воспитанием - легче поддаться капризу ребенка, чем терпеть истерику.

Существуют и другие причины, но практически во всех виноваты взрослые. Чаще всего они и не догадываются, что из-за их поступков и послаблений ребенок может вырасти избалованным. А некоторые целенаправленно воспитывают своего малыша таким, считая, что так у него будет высокая самооценка и он сможет большего добиться в жизни.

Но это ошибочная точка зрения, потому что избалованные дети не готовы к реальной жизни и в будущем их могут поджидать проблемы с общением, достижением целей, самостоятельностью. Так что при первых же признаках избалованности следует принять меры.

Как перевоспитать избалованного ребенка

  1. Введите режим дня.
    Ребенку будет намного проще выполнять повседневные дела, если они будут происходить в определенной последовательности в одни и те же часы. Сделайте наглядную табличку, по которой малыш сможет ориентироваться. Через некоторое время это войдет в привычку и не придется заставлять чистить зубы по утрам и перед сном.
  2. Установите правила поведения.
    Они должны быть просты и понятны, желательно их визуально оформить и повесить на видном месте. Не ставьте сразу строгие границы, пытаясь создать идеального ребенка. Для начала устраните баловство и капризы. Например, добавьте в список пункт «ложиться спать в 22 часа – штраф: день без телевизора».

    Распишите наказания за несоблюдение правил, чтобы малыш четко осознавал правила и последствия за их нарушение. За хорошее поведение установите вознаграждение – похвала, просмотр мультфильма или что-то вкусное.

  3. Придерживайтесь единого мнения.
    Все взрослые должны соблюдать установленные правила. Ребенок не научится им следовать, если бабушка разрешит играть подольше, а папа будет покупать все по первому требованию. Все разговоры и споры по поводу воспитания должны происходить наедине, чтобы ребенок их не видел.
  4. Учите терпению.
    Если ребенок просит о чем-то, не бросайте свои дела, чтобы быстрее исполнить его прихоть. Скажите, что сейчас домоете посуду и выполните его просьбу, а пока что нужно подождать.
  5. Научите слушаться запретов.
    Во время капризов твердым и спокойным голосом говорите «нет» или «нельзя». Не повышайте голоса и не поддавайтесь на уговоры малыша.

    Первое время может быть больно видеть, как ребенок плачет и заливается слезами, упрашивая вас пойти навстречу. Но через некоторое время он поймет, что этот метод не даст результат, и не будет его использовать.

  6. Просите обосновать желание.
    Спросите у малыша, зачем ему нужно то, о чем он просит. Если он приведет веские доводы, и вы поймете, что это не просто каприз, можно пойти ему навстречу.
  7. Приучайте к самостоятельности.
    Поручите ребенку какое-нибудь домашнее дело, которое будет ему по силам. Делая что-то полезное, малыш научится уважать чужой труд и станет более ответственным. Постепенно давайте и другие поручения, соответствующие его возрасту.
  8. Чаще разговаривайте с малышом.
    Объясняйте, почему не можете купить игрушку, расскажите о своем детстве или просто отвечайте на его вопросы. Покажите ребенку, что вы все так же любите его и новые правила введены для его же пользы.

Главное - не увлекитесь в попытке перевоспитать избалованного ребенка. Меняйте условия жизни малыша постепенно и не перегните палку, ограничивая во всем и перестав проявлять свою любовь.

Ведь в первую очередь в его поведении виноваты взрослые, так что попытайтесь смягчить этот период заботой и пониманием. Процесс может занять немало времени, но результат того, определенно, стоит.

Многие считают, что между словами «не воспитанный» и «избалованный» можно поставить знак равенства. Только это не так. Ребенка балуют ценными вещами, вечными потаканием его капризам и полным отсутствием воспитания. А вот баловни – это те дети, которые получают от родителей любовь именно столько, сколько нужно. Таким детям дарят подарки просто так, а не когда они требуют, им позволяют многое, но не потому, что родители чувствуют какую-то вину. И такой ребенок знает, если что-то пойдет не так, он будет отвечать за это. А вот избалованный ребенок считает себя всемогущим. Ему всегда все было дозволено, любая его прихоть исполнялась. Он может забиться в истерике в магазине, потому что ему чего-то не купили, и не поймет причины, почему отказали. Ему всегда все покупалось и делалось только так, как он хотел.

Признаки избалованности ребенка

Вот в семье появился маленький человечек, родители не могут нарадоваться и делают все, чтобы их кроха ни в чем не нуждалась. Чихнул – тут же подлетают с платком; заплакал, потому что не достать какую-то игрушку – пожалуйста, возьми, только не плачь. Ударит кого-нибудь на площадке – поругают, но лишь для вида, а про себя подумают, какой молодец, может за себя постоять. У таких родителей, всегда найдется объяснение плохому поведению, ведь это их самый, самый любимый кроха на свете.
Бывает, родители очень заняты на работе и стараются откупиться от детей дорогими игрушками. Со временем подарки становятся дороже, но ребенок уже перестает их ценить и растет эгоистом, эмоционально холодным и не умеющим общаться с окружающими.
Покупка и исполнение всех пожеланий приводит к тому, что ребенок не понимает, почему родители не купили игрушку Ему. Отсутствие денег для него не аргумент, он просто не поймет, ведь это же для Него. Такой ребенок будет устраивать истерику, драться и плохо себя вести каждый раз, когда что-то будет происходить не по его желанию.

Причины избалованности ребенка

Психологами давно замечено, что мы воспитываем своих детей либо так же, как воспитывали нас, либо абсолютно наоборот.
Чаще всего, причиной, по которой родители балуют своего ребенка, является то, что их самих недолюбили в детстве. И они пытаются дать детям все, чего не имели сами.
Еще одной причиной, по которой дети вырастают избалованными – это долгожданный ребенок. Долгое ожидание или, наоборот, множество неудачных попыток, приводит к тому, что когда ребенок рождается, мир родителей сужается до одного этого человечка, такого долгожданного. Его потребности, его достижения и успехи так радуют их, что, в конечном счете, ребенок начинает воспринимать себя центром вселенной. Чтобы он ни сделал, вызывает бурю положительных эмоций, и родителям неважно, как он поступил, плохо или хорошо. Ведь это сделал их малыш.
Последней причиной, является своеобразный взгляд на воспитание. То есть, ребенка не ограничивают, не наказывают и стараются выполнить любое его желание, объясняя это тем, что ребенок должен развиваться, а ограничение только тормозят его личность.
Есть еще одно, но, скорее, это комплекс и страх перед социальным мнением родителей. Как бы моего ребенка не назвали бедным, у него должно быть все только самое лучшее.

Как не избаловать ребенка?

Вы хотите, чтобы у вашего ребенка было все лучшее, чтобы он ни в чем не нуждался. Красиво одеть и вкусно накормить, для многих это признак хорошего детства. Но не кажется ли вам, что это критерий счастья для вас, а не для ребенка? Ведь изначально ему не важно, сколько стоит игрушка или коляска. Дети должны понимать что можно, а что нельзя. Должны научиться уважать других и их потребности. Самое лучшее для ребенка – не материальные блага, а ваша любовь. Не навороченный ПК, а хотя бы раз в месяц можно устроить выходной на аттракционах или в цирке. Настоящий мужчина – это не драка на детской площадке, а ответ за свои поступки. Ведь наступит день, когда даже вы станете для ребенка лишь денежной машиной, так как для него кроме себя нет ничего важного в жизни.

Как перевоспитать избалованного ребенка?

Некоторые могут сказать, что всякое ограничение плохо для правильного развития психики. И это верно. Но не стоит впадать в крайности. Выполняя желания кричащего чада, вы лишь показываете ему, что чужие интересы не надо брать в расчет, важно только то, что хочется ему. А ведь при правильном формировании личности и построению взаимоотношений с другими ребенок должен научиться понимать ту грань, где заканчивается его личность и начинается личность другого. Говоря ребенку «нельзя» и «можно» вы не вредите, а помогаете в установке определенных рамок во взаимоотношениях с окружающими. Только благодаря родителям ребенок учится контролировать и свои эмоции, и адекватно реагировать на все трудности, которые он встречает на своем жизненном пути.
Вы, наверное, подумаете, а ведь отказать своему милому и красивому малышу так сложно. А вот и нет! Только отказывая, объясните ему, почему нельзя и почему вы не купили ему эту игрушку. Главное не начинайте все резко, иначе ребенок подумает, что вы перестали его любить. Все должно быть постепенно. Донесите до своего ребенка, что вы его любите, вас просто расстраивают его поступки. Он должен знать, что он все такой же самый-самый для вас, просто немного запутался во взаимоотношениях с окружающим его миром.
Не допускайте такую ошибку, как, отказав сегодня, в следующий раз вы снова сдались и снова купили, что у вас потребовали. Такое ваше непостоянство сбивает ребенка. Он сразу смекнет, стоит немного всплакнуть, и ваша защита опять спала.
Наверное, у вас происходило такое, вы заходите в магазин и ваше чадо начинает стучать ногами, требуя что-то купить. Вы в шоке от такого поведения, вам неловко и в голову не приходит ничего путного. Вы в смущении покупаете, что требуют, лишь бы не кричал и уходите домой, проиграв эту битву. Следует знать, что до таких же истерик, только уже дома совсем не далеко. В такой ситуации лучше постараться внятно объяснить, что общаться с ним вы будете только тогда, когда он успокоится. Знайте, что как бы ребенок себя не вел, ситуацию он все-таки контролирует и смотрит за реакцией взрослых. В конце концов, он поймет, что такое его поведение ничего ему не даст. Истерика проходит быстро, если родители делают вид, что им все равно. Поведение ребенка всегда зависит от взрослых, пример тому – с папой малыш ведет себя хорошо, а с мамой просто невыносим.
Если возникают сложности с отказом своему чаду, то попробуйте хотя бы отсрочить время ответа на его просьбы. Только не стоит это ожидание делать слишком длительным. Он должен научиться понимать, что есть интересы других и с этим надо считаться.

Каким вырастает избалованный ребенок?

В будущем избалованному ребенку будет тяжело. Ведь когда он получает все по первому требованию, он начинает также относиться и к миру. Зачем стараться, если и так все получаю. Оказавшись во взрослой жизни, таким детям тяжело заводить друзей. Ведь с детства им прививали, что они самые лучшие, и потом такие дети сильно удивляются, почему окружающие не оценивают этого. Благодаря своей избалованности излишним вниманием со стороны родителей в детские годы, такие дети утрачивают социальное чувство и не умеют брать и давать взамен, что так необходимо во взрослой жизни. Они не могут учиться и общаться, потому что на них никто не обращает внимания так, как дома.
Многие родители пытаются объяснить любое плохое поведение ребенка, дать какое-то оправдание, и просто слепы от своей любви. Что в итоге может привести к попаданию в плохую компанию. Ведь, в конечном счете, ребенок вырастает и уходит из дома, а понимание социальных норм поведения в обществе у него отсутствует из-за неправильного воспитания.
Такие дети не умеют любить и отдавать другим, для них нет ничего важного, кроме собственных интересов и ничем хорошим такое кончиться не может. Поэтому любите своих детей и балуйте, только знайте меру и все будет хорошо.

Как показало недавнее обсуждение на 7е, большинству детей и проявлять другие признаки самостоятельности - и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют - и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит - но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от "суровой действительности", мы действуем из лучших побуждений. Но человек - существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана - это приводит к личностным деформациям.

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, - им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их "домашние" сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К "золотым" детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха - это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч - водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: "А сегодня мы будем заваривать чай?".

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. "Как зовут его няню?" - интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: "Так не бывает! У всех есть няни!".

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: "Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?". Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

"Золотые дети" не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, "хулиган, бездельник, троечник", вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в "случайной удаче" или "счастливой судьбе", а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей - от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что "социально компетентные" дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или "строить козни", но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе - отвоевывать себе "место под солнцем", во дворе - выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире "золотого гетто" такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения - со "всемогущими" родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других - ведь их этому не учили, - и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы - иногда по пять-десять раз за все время обучения - это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия "взрослый - ребенок" предполагает своего рода "вертикаль власти", уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: "Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен..." Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие "взрослый" - оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства "вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду..." Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.


Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь "один из многих", это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций - он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком - для всех он был просто "мальчик из России, которому надо подтянуть английский". Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы, капризы, истерики, и родителям пришлось забрать его из школы.

Избалованные "бриллиантовые" девочки и мальчики не могут себе представить, что существуют какие-то ограничения, не умеют прогнозировать последствия своих действий, в том числе и по отношению к другим. Они не готовы нести ответственность за свои поступки и уверены, что законы писаны не для них. Способность испытывать чувство вины у них нарушена либо отсутствует вовсе. И повзрослев, они остаются теми же избалованными детьми, не признающими запретов, не уважающими других людей, не считающимися с их правами.

За примерами далеко ходить не надо - все помнят громкие истории с богатыми наследниками и наследницами на дорогих машинах, нарушавшими ПДД и приговоренными к различным наказаниям. В моей практике таких клиентов еще больше - обычно из сложных ситуаций их "выручают" родители. Но вот замять дело о серьезном нарушении за границей семье моих клиентов не удалось - сын угодил в тюрьму, и уже никто ничего не смог сделать.

"Золотые" дети погружены в мир иллюзий. Это и иллюзия избранности - "мне можно все, ведь я особенный", и иллюзия существования некоего спасителя: если вдруг что-то случится, то кто-нибудь придет и все разрулит, все сделает, все за меня решит.

Почему юноши и девушки из богатых семей часто подвержены депрессиям? Потому что тот иллюзорный мир сплошных привилегий, в котором они росли, не соответствует реальному миру, в который они попадают, взрослея. Молодой человек продолжает думать, что ему по-прежнему все что-то должны, что он сможет и дальше жить, не прикладывая собственных усилий. И как только понимает, что все не так безоблачно, как казалось, что на самом деле никто не позаботится о нем, кроме него самого, это переживается очень тяжело.

Купить эту книгу

Обсуждение

Супер статья!

28.11.2017 14:45:02, Jana aldrian

Бред сивой кобылы.

03.11.2017 14:19:15, Шламимо

Хорошая статья.

Комментировать статью "Кем вырастет избалованный ребенок: 5 печальных последствий"

Учебники таковы, что самостоятельно ребенок по ним заниматься не может. Самостоятельный ребенок. Освоение навыков. Детская психология. Самостоятельность.

Обсуждение

А у меня всю жизнь воспоминания как я во втором классе 2 сентября отравилась в школе, пришла домой и мне плохо, я помню как я на себя пихору натянула из шкафа, потому что одеяло не смогла вытащить из дивана, а потом провал и стойкое ощущение ненужности и одиночества. И так хотелось к маме до слез. И позвонить никак, и соседи не помощь.

12.09.2018 15:08:31, Светлана+++

А у меня "ключ на шее" с последнего года в детском саду! Какая я гордая была!!! Вся эта мелкотня неразумная ждет родителей, а я сама домой (мама записку в сад писала, чтоб меня отпускали одну). Сил не хватало чтоб повернуть ключ - он был большой, так папа придумал мне выдавать карандаш, которым я пользовалась как рычагом...

11.09.2018 13:32:18, Anitagood

Кем вырастет избалованный ребенок: 5 печальных последствий. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Обсуждение

Мои наблюдения такие же, но меня совершенно не радуют. Потому что слишком похоже на социальное расслоение. Сын учился уже в 5ти школах, общается с ребятами из всех прошлых классов. В дворовой пары создавались уже в 3м классе и в 5ом активно начинали обжиматься. У его друзей из той школы братья-сестры активно размножаются в 17-20 лет. Мои соседи по даче с обеих сторон ну не то чтобы маргиналы, но кроме как поздороваться нам разговаривать не о чем. Слева трое детей, справа уже пятеро. И друг с другом они активно дружат. То есть это с нами что-то не так, а не с ними.
Итого, мои наблюдения таковы, что "умные" не размножаются. Вернее, у меня есть исключения- целых две семьи, в одной трое, в другой уже четверо. Но активно за это взялись уже сильно после 30ти))
Меня это категорически не радует, скорее даже пугает. Во всех лицеях, где учился сын дети спокойно дружат, общаются, но совершенно не думают об отношениях. В его возрасте в наших школах были устойчивые пары, в 12 в меня были влюблены и воевали за меня два Алексея, до сих пор помню те баталии.. Раньше все были одинаковы... сейчас, ИМХО отношения не для всех(

Это социальный срез. Слой общества у когорого все хорошо. И ему не нужно спешить размножаться.
Буквально позавчера в деревне где у нас дом, была свадьба. Парень 23 что ли года женился. Пару лет назад вышла замуж его 20-летняя сестра. По прежнему рано женятся в деревнях. А чо - гулять некогда, пахать надо. Хозяйку выбрал и паши вместе.

Подростковый период или избалованность?. Отношения с родителями. Ребенок от 10 до 13. Подростковый период или избалованность? Дочери 11 лет, подростковый возраст полным ходом. По моим ощущениям "отбивается от семьи", т.е. у подружек или у кого-то ещё круче.

Обсуждение

какие вырванные листы из дневника? Все давно в электронном виде. Тупая разводка.

В 11 лет - подростковый возраст? Извините, но здесь явное отсутствие воспитания, искаженные моральные и материальные ценности, и как следствие неуважение к родителям! Занимайтесь ребенком, мама! Время еще есть. P. S. У меня 2 взрослых ребенка, но подобного не было.

26.02.2018 14:13:52, Ира к

Раздел: Методики раннего развития (комплекс для самостоятельного \саморазвитея детей). Как в раннем развитии научить ребенка заниматься самостоятельно?

Обсуждение

Вот тут есть видео по теме: Как научить ребенка с рождения учиться и в 7 лет окончить школу? - см.: [ссылка-1]

Что получится, если мама и бабушка не будут мешать детям заниматься по по этой системе школьной программе с рождения?

Здесь, на видео можно увидеть, что самостоятельно занимавшийся по системе П.В.Тюленева ребенок, не ходя ни разу в школу, уже в 7 лет "сдает" экзамены за среднюю школу:
- читает наизусть "Евгений Онегин", все стихи М.Ю. Лермонтова и т.д.- по программе школы.
- по математике ребенок прошел все темы решил все задачки до 7-го класса, и т.д. - в других видео тоже есть..

Главный секрет в том, чтобы мама и бабушка не знали, что ребенок занимается и читает школьные учебники, вместо сказок!

приучение к самостоятельности. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Ребенка я видела из машины до того момента. когда до школы оставалось метров 500 - там как бы...

Обсуждение

В 10 лет - почти везде, за исключением метро с пересадкой на дальние расстояния. Но на велике по Москве не особо разъездищься, в том числе до школы в 5 мин ходьбы. Но в 6 лет он меня из лесопарка вывел, да. У меня в отличие от него топографический кретинизм.

9 лет, ходит в школу сам. 15 минут пешком.
знает дорогу до ближайших магазинов (иногда если ему хочется сладостей, а мне лень тащиться, даю деньги, ходит сам), до домов друзей (одного пока к ним не отпускаем, но когда у нас появилась новая няня, он ей дорогу показывал, чтобы она его туда водила).
ориентируется в метро, в ближайших автобусах, хотя на деле не проверяла.
знаю точно, что если потеряется, реветь не будет, а спросит дорогу или попросит прохожих набрать мой номер телефона.

но самостоятельностью это не считаю, в остальном он совершенно беспомощен.

Избалованность детей - что это?) Давно хотела поднять эту тему. Моей маме ее знакомые и друзья при ее рассказах обо мне о моем поведении По мне так: избалованный ребенок = невоспитанный ребенок, сидящий на шее лентяй. Родители всё всегда делали за него, т.к...

Обсуждение

По мне так: избалованный ребенок = невоспитанный ребенок, сидящий на шее лентяй. Родители всё всегда делали за него, т.к. быстрее, лучше, удобнее всё сделать самим. а не ждать, пока чадо разберется что да как. Таких детей бабушки и мамы одевают до четвертого класса, и боже упаси, чтоб дитятко перетрудилось, пусть отдыхает, мы всё сами помоем, уберем, соберем, пропылесосим... И никакие гаджеты не влияют на избалованность, если ребенка заставлять с малых лет трудиться.

Хорошая тема. Пример из жизни коллеги. Муж вечный бизнесмен без денег и бизнеса. Денег в дом не приносит вообще. Квартира на Кутузовском досталась в наследство мужу. Он из семьи номенклатурного работника. Жена вечно работающая содержит и мужа и сына студента. Баловать сына особо не чем. Но мама все всегда ему отдает, кажется готова кожу с себя отдать.
Друг сына из ооооочень обеспеченной семьи. Воспитывали по принципу: упал отжался. На просьбу 20 летнего сына о машине отец ответил: тебе машину или мое уважение? Если машину куплю завтра, если уважение заработай сам. Но при этом конечно айподы, шмотки, поездки у ре присутсвуют.
Оба учаться в Бауманке. Так вот препод обоим предлагает проект который не приносит денег сразу но принесет бесценный опыт. Сын моей коллеги отказывается: ездить долго вставать рано, а его друг с радостью соглашается
Так вот по мне избалован матерью сын моей коллеги! Он все время сидит у матери на шее и ему там очень удобно. В моральном, материальном плане это неважно. А его друг как раз осознает свою зависимость от родителей (ибо не баловали таки и объясняли ху из ху) и работает ад своей будущей независимостью. Я не удивлюсь если сын коллеги сядет на диван после Бауманки и на шею матери.

Какой он избалованный ребенок?. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие Какой он избалованный ребенок? Девочки, очень хочу услышать мнения - каким вы себе представляете избалованного тематического.

Обсуждение

ИМХО, тематический ребенок еще не может быть избалованным - слишком рано. Двух-трехлетке еще вполне позволительны по возрасту те черты, которые у детей постарше можно считать признаками "избалованности".
В этом возрасте ребенок еще может быть не готов к полноценному вербальному диалогу, и порой не может справится с эмоциями.
Но родители 1-2-3- летки могут успешно работать над тем, чтобы ребенок стал "избалованным".

я смотрю по родителям. если они как-то стараются держать ребенка в рамках нормы, то списываю на капризы ребенка. если никак не реагируют, то ребенок избалованный. я считаю, что воспитывать ребенка никогда не рано, часто бывает, наоборот. Для меня важно ребенка научить жить в социуме, а насколько часто/редко родители покупают/не покупают игрушки и т.п. - в каждой семье свой уклад.

Раздел: -- посиделки (закон о самостоятельном перемещении детей). Ещё к вопросу о самостоятельном перемещении по городу (мальчики, юноши).

Обсуждение

Во-первых: не так уж много мальчиков, которые к 14 годам вырастают в 180-ти сантиметровых парубков.
Во-вторых: почему тем мамам, которые не сопровождают детей лет с 7-8, не даёт покоя вопрос - зачем и почему другие мамы своих сопровождают?
Вот вам конкретно что за дело?
Моим сыновьям ОЧЕНЬ нравится проводить со мной время. И, да, идти по улице им со мной приятно, весело, интересно.

Большая вероятность, что пресловутый парень будет к этому нормально относиться, он просто не будет знать, что бывает по-другому. Если Вам интересно, есть классик российской педагогики, Лесгафт. Он есть в википедии. Он ввел классификацию детей, и среди прочих типов фигурируют:

# мягко забитый тип;
# злобно забитый тип;

Со вторым понятно, его ремнем забили. А первого водили до 20 лет за ручку и внушили ему, что так и надо, и он поверил. Не то, чтобы я про всех детей пишу, но есть и такие. Такой ребенок верит, что если мама так делает, то так и надо.

Обсуждение

Мой сын стал ходит один домой в 1-ом классе, через 2 недели после начала учебы. Но у нас щкола ОЧЕНЬ близко, практически через двор. И, как тут мне многократно напоминают, мы не в Москве:)
Никаких бумаг я не подписывала, никакой "выдачи" детей с рук на руки у нас нет, и я не представляю себе такого бреда. Это же не детский сад! Если ребенок не может идти один домой, то уж по крайней мере он может это понимать и сам знает, что должен дожидаться маму. Урок закончился - все свободны.

В началке только по заявлению, 1 девочка из класса, пешком. С 5 класса почти все сами, большинство общ.транспортом.

Рассуждения на темму самостоятельность. Отношения с детьми. Детская психология. У меня старший, очень самостоятельный ребенок. Его самостоятельность в первую очередь...

Обсуждение

а если не секрет, почему именно половину, зачем он ждет минут 10 после закипания чайника и зачем ему термос в Ваше отсутствие??? У нас, видимо, ни одного самостоятельного человека в семье... :)))))

Про самостоятельность - по-моему, не совсем так. По-моему, самостоятельность - это когда _можешь_ сам "вспомнить про необходимость этих действий и найти на это время" в отсутствие взрослых, к примеру. А в присутствии родителей дети обычно расслабляются и не спешат брать на себя груз ответственности за себя:) Поэтому и нужны напоминания...

Вот очень хорошее определение, по-моему, в нем все сказано:)
"САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:

1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям."

От себя бы я добавила, что больше всего способствуют выработке самостоятельности реальные сложные, тяжелые, стрессовые ситуации, вплоть до необходимости выживания. Родителям, которые умеют развивать в детях самостоятельность в благоприятных условиях - мой респект:).

Самостоятельный ребенок. Освоение навыков. Детская психология. Давайте порассуждаем на тему самостоятельности детей. Как вы считаете, где та грань в современном небезопасном...

Обсуждение

Мой всем этим занимается с 10 лет примерно (плюс-минус полгода) - и в школу ходит сам, и в магазин, и с плитой на "ты", и с микроволновкой, и даже с посудомойкой и стиралкой.

Я работающая мама-москвичка. Нянь никаких никогда не было (у меня был гибкий свободный график просто).

работающая мама-москвичка (сейчас в декрете:)).
Дите в саду, после сада - или с папой, или с няней. Самостоятельность - лет с 2,5-2 могла остаться на 10-15 мин дома одна, всегда всякие розетки и т.п. без заглушек (но ребенок очень сознательный). Одну гулять, конечно, не отпускаю:) Предположительно, до школы смогу одну отпустить классе в первом, но школа, куда мы надеемся попасть, в 3 мин ходьбы без пересечения дорог.
Нанимать няню - думаю, лет до 8... Хотя смотря на какой срок. Если на полдня-на день - то и позже имеет смысл, а если на час-два, то в 6-7-8 лет, имхо, деть вполне сам может посидеть.
Одну в магазин (если в блиайший, в нашем доме) - то как только ее начнет лифт "воспринимать", ну и от времени года и суток зависит (в смысле, не темно ли, не поздно ли).
К плите - когда одна дома - лет в 10-12, когда я дома - холть сейчас, в моем присутствии:)
Домашние дела свалить на няню не удается - она ж не домработница! Делаем вместе с дочкой:)

Рассказы об избалованных детях. Что читать ребенку. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Рассказы об избалованных детях. Заинтересовалась моя дочь этой темой.

Обсуждение

Диск есть с мультиками про Машеньку "Чудесный колокольчик" называется. Там есть и "Как Машенька поссорилась с подушкой", и "Маша больше не лентяйка", и "Маша и волшебное варенье" , и др. как раз про избалованную девочку.

Да проще самой напридумывать:))) У нас тоже такие истории весьма востребованы, но поиском специально не заморачивалась - сама сочиняю.

Какой уровень самостоятельности у ваших детей (сколько им лет?) и когда они эту Ему нравится процесс самостоятельных расчетов на кассе. Ждет нас потом на улице у магазина.

Обсуждение

7-летнего одного я не рискну никуда отправить - его тянет на экстрим. Норовит пощекотать нервы водителям - вытягивает ногу над шоссе, стоя на тротуаре и смотрит за реакцией водителей. Он небольшого роста и всех пугает его вид, думают, что он сейчас побежит на дорогу. Ругаю, одергиваю, но еще не перерос свои замашки. А 10-летний, спокойный и рассудительный изначально, иногда ходит один в школу - с мобильным телефоном и отзвоном по прибытию по городскому, который установлен в школе. Переходить надо 4 дороги, одна из них - 2 на 2 полосы, плюс трамвайные пути, за 15-20 минут хода. Там 2 светофора, 1 лежачий полицейский и один просто пешеходный переход. Когда крайняк, тогда пускаю одного - всего раза 3-4 ходил. Во дворе дома гуляют одни, окна выходят во двор, хоть и этаж высокий, можно их там увидеть. Но со двора запрещено уходить. Ключи от дома даю обоим, если я во дворе, а им домой надо подняться. Но младший только со старшим в лифт заходит - ему веса не хватает. Если сам идет по лестнице, то с отзвоном, что дошел. Могу обоих вместе отправить домой без меня по пути из школы, если мне в магазин надо зайти у дома, до дома остается 1 дорога, неширокая, визуально контролирую поодаль, как они ее перешли, потом иду в магазин. Дома не готовят ничего. Хотя младший порывается периодически приготовить родителям яичницу, пожарить блины. Готовит. С небольшой подручной помощью. Только бутерброды и каша из пакетиков, еще сварить пельмени смогут. А больше греют в СВЧ. Дома одним надолго оставаться пока нет необходимости. Но остаться могут, иногда остаются на 2-4 часа, редко. Младшую дочь дома одну с ними не оставляю. Минут на 5 - до мусоропровода или в ванную мне - минут на 15-20 - максимум. В магазине могут сами сделать покупки, 1-2 наименования, под мой заказ, с расчетом на кассе. А без моего заказа отоваривается младший сын - пока я хожу и выбираю, он берет себе тележку и на собственные деньги под завязку суммы набирает себе еду и сладости на свой вкус. Ему нравится процесс самостоятельных расчетов на кассе. Ждет нас потом на улице у магазина. Поездки на общественном транспорте детей одних для нас пока неактуальны - нет необходимости. Рядом бабушки. В бассейн добираются с сопровождением.

Вы правильно рассуждаете. Но а бабушка, на мой взгляд, сама бы не прочь побаловать внука, но глядя на фото, поняла, что тягаться с Вами ей не по карману. Вот и высказалась от безысходности. В каком смысле Вы употребляете слово "баловать"?

Обсуждение

Мне кажется, что Вы зря переживаете по поводу его не самостоятельности и неумения что либо делать. Придет время и он всему научиться. Но очень важно в ребенке воспитать дух сотрудничества и желания чему-то учиться. Написала выше название книги, которая позволит взглянуть на данную проблему иначе.

Привет...Только что с няни..Задала тему:"Мамочки! Скажите мне, пож-та, должен ли ребёнок к 3,3 одеваться сам полностью? Наша новая воспитательница ТРЕБУЕТ и не помогает принципиально...Мы еле-еле привыкли к садику, а теперь снова слёзы по утрам...,ну не всеже одинаковые, а она говорит уже об отклонении в развитии..." Нам тоже есть о чём задуматься...Никому наши детки не нужны...Лишь бы проблем с ними не было...Кстати девочки всегда по СоцРазв мальчиков обходят. И это не их достоинство и не мамино умение,а общая тенденция...А мужики-мерзавцы вырастают чаще из зашуганных и недоласканных мальчишек...

20.01.2005 01:46:13, Хет

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Самое лучшее средство воспитания, как ни печально, это строгость, даже жесткость. Кто же избаловал наших детей? Избалованность детей - что это?)

Обсуждение

Ничего криминального. У нас все очень похоже хоть и спим не вместе. Ну по правде говоря мы чуть чуть постарше и чуть чуть полегче в поведении. Чего и вам желаем:) Мы сами формируем поведение своих детей своим отношением. Вы вряд ли станете строгой мамой, вряд ли захотите этого. Удачи, все будет хорошо:)

Ниже Вы писали, что работаете... Думаю, что это не является причиной проблемного поведения ребенка. Со старшей дочкой жизнь сложилась так, что в ее полтора года я вышла на работу, причем в Москве. А мы жили тогда в подмосковье и все рабочие дни дочка проводила с бабушкой и дедушкой, я ее видела только по выходным. При этом главной проблемой были мои терзания. Дочка пережила это более-менее спокойно, во всяком случае таких проблем как у Вас, у нас и близко не было. Конечно, надо отметить, что с бабушкой и дедушкой мы с ней жили с ее рождения,т.е. она находилась в знакомой обстановке.
Ниже много писали, что все дети разные... ИМХО, такое поведение действительно является особенностью ребенка. И не существует способа, применив который можно сделать ребенка спокойным и т.д. Остается только набраться терпения и ждать, пока ребенок сам это перерастет... Судя по тому, что Вы написали, Вы и так делаете для ребенка все возможное. Желаю удачи!

Что такое - баловать ребенка?. Детские возрастные кризисы. Детская психология. ИМХО. Избалованный ребенок = неуверенный ребенок. Когда ребенок четко знает что вот это можно всегда Просто ребенок привлекается к исправлению последствий содеянного им безобразия.

Обсуждение

ИМХО. Избалованный ребенок = неуверенный ребенок. Когда ребенок четко знает что вот это можно всегда, это тоже можно, но мама не одобряет, а это нельзя никогда (разумные запреты на вещи/действия, представляющие опасность для жизни существуют в любой семье) - он легко ориентируется и спокойно пользуется всей предоставленной ему свободой. Если же сегодня можно, завтра нельзя (к бабушке приехали), послезавтра можно (опять дома), через неделю нельзя (гости пришли) - маленький ребенок начинает нервничать и проверять каждую ситуацию на предмет можно/нельзя, а вдруг в этот раз окажется можно. При этом он _надеется_, что в этот раз будет можно и очень расстраивается, когда слышит нельзя - результат "капризы", "истерики", ярлык "избалованный ребенок".
Как иллюстрация мысли пример: пришла знакомая с дитенком в гости, мои горными козлами:) скакали на диване, ее девочка присоединилась с боольшущим удовольствием. Мама сначала пыталась протестовать, но быстро отвлеклась и детки прыгали дальше. На следующий день она позвонила мне и достаточно возмущенным тоном высказала, какие избалованные у меня дети и что ее доча стала такая же, весь день истерики, она (знакомая) замучалась отвлекать ее от дивана. Тот факт, что 2-летний ребенок не видит разницы между диванами и не понимает, почему вчера разрешили так классно поскакать, а сегодня за это чуть не орут на него не принимался во внимание. Результат - капризный ребенок на 3 дня (пока не забылся диван) :((03.03.2000 22:42:28, Оля

Капризному ребенку нелегко справляться со своими желаниями. Еще минуту назад он хотел играть в прятки, а теперь хнычет из-за куклы. Все внимание родителей и бабушек он пытается притянуть к себе и требует выполнения каждой прихоти.

Нужно понимать, что выходки избалованного ребенка терпеть не стоит. Капризный характер можно скорректировать – это пойдет на пользу самому чаду. Ведь пока он маленький, требования ребенка исполняют его родные. А когда их не окажется рядом, малыш останется один на один со своими желаниями.
По материалам lovetobemum.ru мы подготовили статью: как понять, что ребенок вами манипулирует, и какие методы воспитания помогу избавиться от избалованности? Советы психологов для мам и пап.
Как понять, что ребенок избалован

1. Для ребенка не существует слов «нет» и «нельзя», он требует немедленного исполнения каждой просьбы, несмотря на отказы и объяснение причин, почему это невозможно.
2. Даже подождать пару минут для ребенка – целая вечность, он не готов терпеть заминки – и сразу переходит на плач и крики.
3. Редко случается так, что ваше чадо довольно полностью. Малыш очень быстро меняет свои решения и начинает требовать что-то новое.
4. Свои обязанности капризный ребенок выполнять не спешит, как и делиться игрушками или прислушиваться к родителям. Зато брать чужие вещи или требовать, чтобы ему помогали – считает нормой.
5. Просто так уговорить избалованного ребенка что-либо сделать практически невозможно. Только если вы готовы что-то предложить взамен – конфету или сеанс мультиков. С каждым разом размер «оплаты» растет.
6. Избалованные дети удивительно несамостоятельны и требуют заботы. Им трудно занять свое время играм без родителей, самостоятельно кушать или одеваться.
В некоторой степени капризны все дети, особенно в возрасте 2-5 лет, когда их психика еще недостаточно устойчива и они идут на поводу минутных порывов. Но если ребенок плохо себя ведет и это вошло в привычку, необходимо всерьез задуваться о перевоспитании.

Причины детской избалованности

Где же была допущена ошибка? Почему ребенок стал испытывать терпение мамы и папы? Причин, почему ребенок капризничает, может быть много. Вот основные из них:

  • чрезмерная опека родителей – переизбыток любви может вылиться в «звездную болезнь». Малыш привыкает, что его хвалят по любому поводу и начинает себя мнить центром мира
  • полная свобода действий, когда родители оставляют ребенка без разумного контроля. В итоге он поступает так, хочется, не считаясь с норами общества и желаниями остальных
  • двойные стандарты – не только ребенок, но и взрослые должны соблюдать дисциплину и быть терпеливыми. Если сегодня вы разрешили съесть конфету или просидеть до ночи возле компьютера, а вчера нет, ребенок может просто не понимать, что можно, и за что его ругают
  • чувство вины у родителей – папа и мама могут задаривать малыша подарками и залюбливать, поскольку сами в детстве в этом нуждались. Папа и мама, которые постоянно проводят время на работе, могут использовать дорогие игрушки и потакать прихотям, чтобы восполнить пробел в общении

Как перевоспитать избалованного ребенка

1. Родителям в воспитании ребенка нужно набраться терпения на двоих. Ведь на то, чтобы капризы ребенка утихли, может потребоваться много времени.
2. Вводите ограничения постепенно, чтобы малыш не воспринял их с большим протестом.
3. Чтобы перевоспитать капризного ребенка, научитесь ему отказывать, а не только потакать, если особой потребности, например, в покупке игрушки нет.
4. Соблюдайте правила и сами: если вы отказали в чем-то ребенку, не поддавайтесь на слезы и провокации с его стороны.
5. Даже если малыш начинает кричать и требовать, сохраняйте спокойствие, не выходите из себя.
6. Научите ребенка ждать. Например, выполните его просьбу не сразу, бросив все дела, а через пару минут. Постепенно можно увеличить интервал.
7. Позволяйте ребенку делать ошибки и учиться на собственных поступках. Это поможет ему понять, что не все желания должны исполняться.
8. Приучить ребенка к дисциплине можно с помощью распорядка дня. Малыш может гулять, кушать и отправляться спать в определенные часы, чтобы приучиться к порядку.
9. Малыш может капризничать, когда ему скучно и некуда девать энергию. Поэтому попросите его выполнять несложную домашнюю работу, запишите в спортивную секцию или на танцы.
10. Обязательно хватите ребенка за старания, ведь это результат его собственных усилий.
Если ваш малыш постоянно капризничает и растет избалованным ребенком, это не повод отчаиваться. С проблемой можно и нужно бороться, поняв причины детской избалованности. Запаситесь терпением – и постепенно у вас получится наладить отношения с маленьким ребенком. Отучить малыша капризничать важно еще и потому, что во взрослой жизни умение быть терпеливым и настойчивым откроет ему множество возможностей и позволит добиться успеха .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.