Какому инструменту посвятил шопен всю свою жизнь. Краткая биография Шопена.

11

Влияние музыки на человека 21.05.2017

Ирина 21.05.2017 Шопен. Ах, этот миг неповторимый…

Дорогие читатели, сегодня у нас в блоге душевная, трепетная тема – тема музыки. Всегда хочется, чтобы жизнь была наполнена не только делами и заботами, но и чем-то тонким, проникновенным, жаль, что не всегда на это находятся время и силы… Однако сейчас пусть для нас настанут именно такие минуты, и вместе с Викторией Мельниковой, музыкантом, моей коллегой, мы прикоснемся к миру прекрасных мелодий и тонких чувств.

Добрый день, дорогие читатели блога Ирины! За нашими окнами волшебница весна, которую мы всегда с таким нетерпением ждём. Даже воздух весной особенный. Расцветают деревья, поют птицы, и в это время как никогда хочется окунуться в мир чарующей музыки. А встреча у нас сегодня такая душевная, ведь именно сегодня я хочу, чтобы мы с вами обратились к творчеству великого романтика Фредерика Шопена.

Это был весенний вечер

Это был весенний вечер,
У окна стоял рояль,
В полумраке дивном свечи,
На плечах из шёлка шаль.


В этот вечер за роялем
Леди нежной красоты
Исполняла вальс Шопена,
Унося нас в мир мечты…

Как же нам не помечтать? А поможет нам создать мечтательное настроение лирический вальс Шопена, а именно вальс Ля бемоль мажор опус 69 №1, наполненный нежностью и волнительным очарованием. Как мы знаем, эта тональность была любимой тональностью композитора.

А исполнит этот вальс уже полюбившаяся многим, прекрасная пианистка Валентина Лисица. На блоге Ирины вы можете почитать статью об этой замечательной пианистке. Далее мы ещё обязательно будем говорить о ней.

Душа фортепиано


«Вдохновенный лирик», «поэт фортепиано», «душа фортепиано» – все эти эпитеты относятся к великому Шопену. Музыканты часто говорят, что нет более фортепианного композитора. И это не удивительно, ведь Шопен сочинял практически только для фортепиано. Композитор обогатил фортепианную музыку новыми чертами, внёс много нового во все её жанры. С полной уверенностью можно сказать, что его талант в сфере фортепианной музыки вспыхнул яркой звездой.

Родился Фредерик Шопен в местечке Желязова Воля. Этот тихий живописный уголок находится неподалёку от Варшавы. Вскоре после рождения Фредерика семья переехала в Варшаву, но на летние каникулы юный Шопен приезжал на свою малую родину. С детских лет полюбил он изумительную природу родной земли – берёзовые рощи, широкие поля и прекрасные луга вдохновляли композитора на творчество. И это глубокое чувство любви к родной Польше он пронёс в своём сердце через всю жизнь.


Волшебные звуки мелодий Шопена

Сейчас я очень хочу, чтобы вы послушали одну из изумительных мазурок Шопена. Сам Шопен называл свои мазурки «картинками», и действительно композитор вложил в эти совсем небольшие фортепианные произведения целую жизнь родного народа. Слушая мазурки Шопена, сразу представляешь себе Польшу, её природу – так ярко выражен в них самобытный колорит.

Для вас прозвучит одна из прекрасных мазурок Шопена в исполнении замечательного китайского пианиста Yundi Li. Пианист стал лауреатом Международного конкурса Шопена в 2000 году. За всю историю конкурса он первый лауреат из Китая и, более того, самый молодой пианист, победивший на этом конкурсе. В 2010 году Yundi Li был награждён правительством Польши золотой медалью «За заслуги в культуре Gloria Artis».

Юность Шопена прошла в Варшаве. Здесь он оттачивал мастерство в Высшей школе музыки. В это время расцвёл его талант как композитора. Истинными жемчужинами классической музыки являются два его юношеских концерта, которые и сейчас входят в репертуар лучших пианистов мира.


Первая влюбленность Шопена

Именно в это время Шопен испытал глубокое чувство любви к Констанции Гладковской – так звали эту стройную девушку с бархатным голосом. Наверняка юный Фредерик, прогуливаясь по вечерним улочкам Варшавы или сидя где-нибудь на лавочке в саду, вспоминал свою любимую.

Фредерик Шопен. Желание

И сейчас я приглашаю вас послушать одну из самых красивых лирических песен «Желание», которую композитор посвятил Констанции. Эта песня прозвучит в исполнении оперной звезды, певицы польского происхождения Александры Курзак. Девочка начала заниматься музыкой с 7 лет, играла на скрипке и фортепиано. Она является лауреатом многих песенных конкурсов, в настоящее время выступает на лучших оперных сценах мира. Её очаровательное сопрано так прекрасно передало настроение песни, лёгкость и изящество, да и польский язык, я думаю, вам, дорогие читатели, будет интересно послушать.

Тоска по родине

Нам известно, что Фредерик совсем юным покинул родную Польшу навсегда. А в это время в Польше произошли трагические события – было подавлено национально-освободительное восстание. Это стало глубоким потрясением для композитора. Все переживания нашли воплощение в его музыкальных творениях. Находясь вдали, Шопен очень тосковал по родному краю. Слушая музыку композитора, мы чувствуем, что многие его произведения пропитаны ностальгией по родине.

Шопен —
Творец мелодий страстных,
Тех удивительно прекрасных,
Что душу нам волнуют вновь,
В них ностальгия, в них любовь.
Любовь к родной земле, к природе
Так ощутима в каждой ноте.
Жемчужных украшений свет…
Милее тех мелодий нет.

Дорогие читатели, предлагаю вам послушать ещё одно произведение Шопена. На мой взгляд, это один из самых проникновенных этюдов композитора. А исполнит его очень талантливый, один из самых ярких молодых пианистов, Даниил Трифонов.

Даниил Трифонов является лауреатом очень престижных конкурсов: им. Ф. Шопена (III премия), им. Рубинштейна (I премия) и П.И. Чайковского (I премия и Гран-при).

Итак, этюд Шопена №7 из опуса 25. Очень глубокое произведение. Сколько мысли, сколько чувства вложил композитор в это произведение. И так тонко, душевно Даниил передал всю эту глубину. Убедитесь сами, ведь только музыка может всё рассказать.

Счастливые мгновения

А сейчас мы с вами послушаем ещё одно произведение Шопена – Блестящий вальс из опуса 34, написанный в любимой тональности композитора. Это один из самых радостных вальсов Шопена, он связан с долгожданной встречей Шопена с родителями в Карлсбаде (сейчас это Карловы Вары).

А исполнит этот вальс прекрасный . Ланг Ланг – один из лучших исполнителей музыки Шопена. Так хорошо, так эмоционально передал он настроение. Сколько радости, сколько счастья! Стоит только посмотреть на него… и улыбка на лице. Пусть и ваша душа наполнится радостью.

А сейчас нас с вами зачарует и подарит настроение ещё один благородный вальс Шопена. Этот вальс также написан композитором в его любимой тональности ля-бемоль мажор, был издан в 1840 году. Мы послушаем его в исполнении Yundi Li. Так виртуозно и эмоционально исполнил пианист этот прекрасный вальс.

Дорогие читатели, так как я очень люблю и пишу стихи, а также интересуюсь созданием аудио, хочу сегодня подарить вам одно из моих стихотворений. Я заметила, что музыка часто вдохновляет меня, а музыка Шопена такая особенная. Кто любит музыку Шопена, тот точно меня поймёт.

Сама очень люблю играть Шопена. А ещё я люблю наблюдать за руками пианистов во время исполнения произведений. И вот однажды, после просмотра видео, где музыку Шопена так вдохновенно исполняла Валентина Лисица, родились эти строки.

Когда звучит рояль

Над клавишами пролетают
Пальцы двух волшебных рук,
И струны рояля, мечтая,
Рождают чарующий звук.


Ах, эти руки, эти руки,
Как крылья лебедя они…
О, как волнуют эти звуки,
Проникновенны и нежны.

Рисует вновь воображенье
Морскую синь и чаек крик,
И снова дарит вдохновенье
Неповторимый этот миг.


Пусть этот миг
Прекрасный, нежный,
Когда рояль звучит-звучит,
В цвету сирени белоснежной
Нас зачарует, окрылит…

Музыка Шопена удивительная. В ней целый мир чувств и переживаний, в ней прекрасный мир души композитора. Я думаю, что человек, однажды прикоснувшись к этому чуду, не расстанется с ним уже никогда.

В ночной тиши звучит ноктюрн прекрасный

И вот ещё один душевный подарок для вас – ноктюрн Фредерика Шопена Des-dur No.2 из опуса 27. Такой нежный, такой проникновенный. За роялем Валентина Лисица.

Дорогие читатели, слушайте душевную, утончённую музыку Шопена! Вдохновения вам и приятных встреч с прекрасной музыкой!

Автор статьи музыковед, руководитель проектов и продюсер Виктория Мельникова.

Примечание: стихи, которые использованы в этой статье авторские, написаны Викторией Мельниковой.

Я благодарю Викторию за ее проникновенный рассказ о Шопене. Думаю, после него, даже если вы никогда ранее не слышали его произведений или не испытывали к ним особой любви, вам захотелось услышать их или послушать еще раз, чтобы ощутить те прекрасные душевные порывы, о которых так прекрасно рассказала Виктория. И пусть это чудесное настроение, которое вызывают произведения польского романтика, остается в душе надолго.

Возвращайтесь к музыке Шопена. Поверьте, она способна будить самые высокие чувства, помогать вам в самые трудные минуты, эта музыка поможет увидеть вам другие краски жизни. Она очень полезна для нашего душевного наполнения.

Во власти Золотого саксофона

Знаменитым музыкантом и интересным человеком является Фредерик Шопен. Краткая биография его изложена в данной статье. Он родился 1-го марта 1810-го неподалеку от Варшавы.

Семья будущего композитора была очень образованная. Его отец имел офицерский чин, служил в армии, а потом занимался преподавательской работой в варшавском лицее. Он также неплохо играл на фортепиано, скрипке и флейте. Мать Фредерика обожала музыку. Поэтому неудивительно, что в такой семье родился великий музыкант и композитор.

Музыкальный дар проявился у него в ранние годы, и первое сочинение было опубликовано уже 1817-м. Первым наставником Фредерика был Фойтех Живный. Именно он научил будущего композитора понимать и любить классическую музыку. У мальчика был серьезный недуг - врожденный туберкулез.

Биография Шопена гласит, что первый публичный концерт у него состоялся в 1818-м. Фредерик играл на фортепиано. В период 1823-1829 гг. он обучался в музыкальном лицее, а потом в главной музыкальной школе, где преподавал его собственный отец. Там Фредерик изучал польскую литературу, историю, эстетику и осваивал другие гуманитарные дисциплины. В то время будущий композитор увлекался рисованием карикатур, писал пьесы и стихи. За годы учебы Фредерик объездил с выступлениями всю территорию Польши, побывал в Вене и Берлине. Первый стиль игры на пианино у него сформировался под влиянием Гуммеля. В польской столице Фредерик участвовал в различных музыкальных кружках.


повествует, что после завершения обучения (1830 год) он дал три больших концерта в Варшаве, которые стали триумфальными. В том же году Фредерик отправился в заграничную поездку и навсегда расстался со своей родиной. Побывав во многих европейских городах, Шопен наконец осел в Париже. В 1835-м он поехал в Лейпциг, где увиделся с Шуманом.

В 1836-м композитор познакомился с польской девушкой, которую звали Мария Водзиньская. У них начался роман. Однако её родители согласия на свадьбу не дали. Данные отношения продлились лишь год, и молодые люди расстались. Это приводит к тому, что в 1838-м едет на Мальорку Фредерик Шопен. Биография его говорит, что на этом острове он знакомится с Жорж Санд - известной писательницей из Франции. По-настоящему её звали Аврора Дюпен. В поместье писательницы Фредерик нередко проводил лето. Она была для своего времени довольно эксцентричной личностью. Аврора носила мужскую одежду и Однако, несмотря на это, у писательницы было двое детей. Роман известных людей длился около 9 лет.

Шопен постоянно развивал свой талант и реализовывался творчески, однако на его отрицательно сказался разрыв с Жорж Санд, который произошёл в 1848-м. Композитор также испытывал трудности материального плана, а силы его подтачивал туберкулез. Биография Шопена свидетельствует, что в 1848-м он поехал в Британию, однако самочувствие не позволило композитору дать запланированные концерты в Лондоне. Фредерик возвратился в Париж разбитый и измученный.

Биография Шопена повествует, что в 1849-м он скончался от чахотки. Его предали земле во французской столице. Однако сердце, согласно завещанию, отвезли в Варшаву, где захоронили в костеле.

Фредерик Шопен краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Фредерик Шопен краткая биография

Фредерик Франсуа Шопен - польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец — француз. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. К 6 лет он начал заниматься игрой на фортепиано.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет.

В 1832 году Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже.

Первый концерт он дал в 22 года. Здесь произошли встречи с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа).

В 1834-35г.г. Шопен совершает поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном, в 1835г. знакомится в Лейпциге с Р. Шуманом.

В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. В 1848 году он гастролирует по Великобритании. Это было его последнее путешествие.

Умер Шопен 17 октября 1849 года в Париже, где и находится его могила.

ПОЛЬСКИЙ САМОРОДОК ФРЕДЕРИК ШОПЕН

Гениальный композитор во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано.

Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки.

Плач под звуки музыки

Маленький виртуоз Фредерик Шопен

Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами.

Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.

При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества.

Лучший пианист страны

Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар.

Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание».

Прощание с родиной

Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.

К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.

Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж.

По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком.

Шапки долой, перед вами Шопен!

Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора о первом парижском концерте Шопена . Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.

Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, не мог оставить эти изнуряющие занятия.

С мыслями о Польше

Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу. Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта.

Любовь – яд

Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.

Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора. Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением. Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних.

Знаменит, но одинок

С годами все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству. Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения. К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки.

В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем.

Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась. За последние два года своей жизни почти ничего не написал. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние. Он вернулся в Париж и 1849 года умер на руках сестры, которая приехала к нему из Польши.

На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста.

ФАКТЫ

С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет.

Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью.

Обновлено: Август 1, 2017 автором: Елена

Представитель искусства романтизма. Он родился в небольшом городке Желязова Воля, расположенном недалеко от Варшавы. Его отец Николя имел французское происхождение, а мать Юстина была местной жительницей.

Музыкальные впечатления детства

Обучаться игре на фортепиано Фредерик начал в шесть лет. Юному музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал своего подопечного на произведениях Баха и Моцарта. С юных лет Шопен изучал и впитывал великую и талантливую музыку.

В раннем детстве Фредерик познакомился с итальянской оперой, очень популярной во всех уголках Европы. В начале 19 века вокальное искусство не было слишком сложным для восприятия. Широкий круг слушателей привлекали яркие театральные постановки и красивые запоминающиеся мелодии, которые можно было напевать. И хотя творчество Шопена не содержит ни одной оперы, он приобрел и на всю жизнь сохранил вкус к гибким и пластичным мелодиям.

Салонное искусство

Еще одним источником музыки будущего композитора стало так называемое салонное исполнительство. Крупным представителем этого Михаил Огиньский. Он известен и сегодня благодаря своему знаменитому Полонезу.

Салон - одна из форм проведения досуга представителей обеспеченных слоев европейского общества 19 века. Эта общественная практика была описана во многих литературных произведениях, например у Льва Толстого и Оноре де Бальзака. В салонах люди не только общались, но и слушали музыку. Крупнейшие пианисты и скрипачи тех времен приобретали известность именно благодаря выступлениям на разнообразных светских мероприятиях.

Фредерик Шопен играл на фортепиано в местных салонах с 12 лет. Он любил это скромное домашнее искусство. Творчество Шопена несет яркий отпечаток салонной музыки. От приглашенных на светское мероприятие пианистов часто требовалась бравурная виртуозность и сентиментальная легкость исполнения. Но Шопену чужды излишняя развлекательность и банальность, свойственные данному направлению искусства.

Раннее творчество

Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он написал в возрасте семи лет, возможно, находясь под влиянием одноименного произведения Михаила Огиньского. Еще один источник сочинений будущего композитора - польский музыкальный фольклор. С ним Фредерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой, а также певицей-аматором.

Юный Шопен учился в Варшавском лицее, параллельно занимаясь музыкой под руководством частных педагогов. Он постигал уже не только игру на фортепиано, но и композицию. Позже Фредерик поступил в Главную школу музыки польской столицы.

В Польше карьера Шопена развивалась успешно благодаря щедрому покровительству меценатов. В частности, о молодом пианисте заботилось знаменитое аристократическое семейство Четвертинских. На волне успеха Шопен был приглашен на гастроли в Австрию, куда он и уехал в 1829 году.

Эмиграция и ее причины

Концерты молодого музыканта пользовались в Европе огромным успехом. Им восхищались знаменитые композиторы того времени Роберт Шуман и Ференц Лист. Творчество Шопена находилось на пике популярности. Во время пребывания композитора на гастролях на его родине произошло восстание.

Свободолюбивые поляки взбунтовались против Российской империи. Масштабные народные волнения, охватившие страну, продолжались около двух лет. В 1831 году, после осады Варшавы, они были подавлены российской армией. После победы действия оккупационных властей стали еще более жесткими.

Шопен был горячим сторонником независимости Польши. После поражения восстания он принял решение не возвращаться на родину. Непосредственным откликом на эти трагические события стал этюд "До Минор", названный «Революционным». Композитор сочинил его в начале сентября 1931 года, сразу после падения осажденной Варшавы.

Печальные события в Польше разделили творчество Шопена на два крупных периода. Молодой музыкант выбирает для постоянного места жительства Париж, в котором и проводит остаток своих дней, периодически выезжая на гастроли. Композитор больше никогда не видел своей родины.

Новая жизнь в Париже

В Париже Шопен вел активную творческую и педагогическую деятельность. В тот исторический период столица Франции была центром политической и культурной жизни Европы. После Июльской революции 1830 года в парижском обществе горячо поддерживали сторонников борьбы за независимость Польши. Крупнейшие деятели искусства того времени бескорыстно помогали композитору в первые годы его эмиграции.

Жизнь и творчество Шопена неразрывно связаны с деятельностью его современников - знаменитых деятелей искусства. Новыми друзьями композитора стали художник Эжен Делакруа, писатели Генрих Гейне и Виктор Гюго, композиторы Ференц Лист и музыковед Франсуа Фетис.

Болезнь и окончание карьеры виртуоза

Спустя несколько лет после обустройства в Париже Шопен выступил с концертами в Англии и Германии, где познакомился с выдающимися композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном. Тогда же, в середине 30-х годов, его настигла болезнь - туберкулез легких.

Слабое здоровье молодого музыканта не позволило ему продолжить карьеру пианиста-виртуоза. Он перестал выступать в больших залах. Творчество Ф. Шопена с этого времени сводится к написанию ряда фортепианных произведений, которые и проложили ему путь в историю музыки.

Как пианист он ограничил свои выступления небольшими салонами и камерными концертными залами. Играл он преимущественно для своих друзей, коллег и людей с похожими художественными вкусами и пристрастиями.

Камерные залы и дружественная аудитория обусловили уникальность музыки Шопена. Она очень личная, интимная. Кажется, что композитор обнажает перед слушателями свою страдающую душу. Творчество Ф. Шопена неразрывно связано с фортепиано. Для других инструментов он не писал.

Любовь всей жизни

Будучи в Париже, композитор познакомился со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, публиковавшей свои книги под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта женщина пользовалась в парижском обществе скандальной известностью. Она носила мужскую одежду и демонстративно курила сигары. Местный бомонд периодически будоражили слухи о ее многочисленных связях.

Если характеризовать жизнь и творчество Шопена кратко, то можно утверждать, что без Жорж Санд он не был бы самим собой. Она стала не только любовницей композитора, но и его другом. Писательница была старше Шопена. У нее было уже двое детей - мальчик и девочка.

Великий музыкант часто гостил в фамильном замке, который стал приютом для многочисленных друзей Авроры и ее возлюбленного. Она обожала бурное веселье и вечеринки, продолжавшиеся до рассвета. Больной композитор переносил ее развлечения с огромным трудом. Тем не менее их роман продлился более десяти лет.

Зима на Майорке

Как бы талантлив ни был и творчество его неразрывно связаны с Жорж Санд. Особенно популярна среди любителей романтических историй легенда об их совместном путешествии на Майорку. Испанский остров в Средиземном море сегодня является туристическим раем. Тогда же, в далеком 19 веке, это было заброшенное, пустынное и мрачное место. Великолепие природы сочеталось с угрюмыми нравами местных жителей и плохими бытовыми условиями.

Шопен, биография и творчество которого во многом обусловлены неизлечимой болезнью, пережил на этом острове один из самых трудных периодов. Влюбленные хотели провести на Майорке теплую зиму вдали от парижских сплетен. Но зима выдалась очень дождливая и холодная, а негативное отношение местных жителей к любовникам было откровенно агрессивным. Они не смогли арендовать жилье и вынуждены были поселиться в заброшенном монастыре, где свирепствовал холод. Этой зимой здоровье композитора значительно ухудшилось.

Во время жизни на Майорке Жорж Санд скучала по парижской роскоши. Тосковал и Шопен. Краткая биография и творчество композитора делают эту зиму на острове особенно яркой. Музыкант сочинил здесь несколько прекрасных произведений. После возвращения во Францию писательница опубликовала книгу «Зима на Майорке».

Романтизм и фортепианное творчество

Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры - как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть - траурный марш.


Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы - это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора - прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия "Си Минор" напоминает элегию.

Жанры в музыке Шопена

Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.

Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы - мазурки и полонезы.


Мазурки и полонезы

Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.

Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.


Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Лишенный родины изгнанник, он умер очень рано, в 39 лет. Большую часть жизни Шопен страдал неизлечимой болезнью, которая ограничивала его карьеру виртуоза. Он в полной мере познал любовь сотен поклонников и той единственной женщины, которая сумела его понять. Она обладала таким же талантом, как и он сам. Его трагическая и одновременно счастливая судьба - в музыке. И она бессмертна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.