Ребенок хочет быть всегда первым. Что значит быть первым

Современное общество сделало достижения одной из главных ценностей. Занять первое место на работе, в спорте или в личных отношениях - больше уже не мечта, но долг каждого. Между тем психоаналитики считают, что такая жажда победы любой ценой свойственна нарциссическим личностям и является не только движущей силой, заставляющей развиваться и совершенствоваться, но может стать источником депрессии. Когда, несмотря на все усилия, успех так и не приходит, это влечет за собой муки стыда и потерю самоуважения.

В поисках родительской любви

В начале жизни мы очень нуждаемся в любви родителей. Именно это чувство дает уверенность в себе, необходимую для того, чтобы двигаться вперед и найти место среди других людей. «Родительская любовь - тот помост, который поддерживает всю жизнь, - говорит возрастной психолог Татьяна Бедник. - Однако, если он вознесен слишком высоко, это может привести к формированию нарциссической личности. Если родители любой шаг ребенка воспринимают с восхищением, не прививают ему реалистичное отношение к самому себе, это может породить убежденность, что весь мир должен быть у его ног».

У таких людей не возникает сомнений в том, что они самые сильные, самые одаренные и что об их личности можно говорить только в превосходной степени. Не быть самым-самым означало бы для них риск утратить любовь родителей, а позднее - признание общества. Между тем к формированию нарциссической личности может привести не только избыток, но и недостаток родительской любви.

Соответствовать ожиданиям

«Часто бывает, что родители проявляют любовь только в тех случаях, когда достижения ребенка отвечают их собственным интересам, - объясняет психоаналитик Марина Бардышевская. - Они возлагают на свое чадо миссию по выполнению того, чего в свое время не сделали сами, и за счет его успехов повышают свою самооценку. У ребенка же возникает бессознательное ощущение того, что он не ценен для родителей (и для других людей) сам по себе и что их любовь он может заслужить только благодаря своим достижениям».

Такая ориентация на чужие ценности не дает ему возможности быть самим собой, осознать свои желания и цели. «Стремление соответствовать ожиданиям окружающих ведет ко все большему отчуждению от собственных потребностей и требует больших эмоциональных затрат, - продолжает Марина Бардышевская. - Поэтому в случае малейшей неудачи может наступить депрессия».

«Я стремилась к успеху, потому что в глубине души считала себя хуже всех»

Валерия, 32 года, менеджер

«В детстве я была первой во всем, не только в школе: я занималась музыкой, и преподаватели считали, что у меня большое будущее... Я окончила университет с красным дипломом и в 26 лет уже была директором по персоналу в международной компании. Я чувствовала себя выше всякой критики. До тех пор, пока из-за травмы ноги мне не пришлось прервать работу и я не обнаружила, что мне нашли замену.

Объективно это ничего не значило, но я переживала это как свое поражение. В первый раз меня поставили перед фактом, что меня можно заменить, что я не самая лучшая. У меня началась депрессия, с которой я смогла справиться лишь с помощью психотерапевта. Я наконец осознала, что так стремилась к успеху как раз потому, что в глубине души считала себя хуже всех».

Предчувствие неудачи

Некоторые тревожные родители уверены, что их ребенок обязательно получит плохую оценку, провалится на экзамене или у него не сложатся отношения со сверстниками. Ожидание грядущего провала заставляет их делать все, чтобы его предотвратить. А у ребенка на всю жизнь остается предвкушение фиаско.

«В этом случае он стремится к победе не для того, чтобы добиться результата, услышать одобрение, - говорит Марина Бардышевская. - Он уходит от поражения, которое, как правило, сопряжено с тяжелыми переживаниями стыда и чувства неполноценности».

Что делать?

Пересмотреть свои цели

Стремясь занять первое место, вы можете потерять из виду личные интересы. Каковы ваши цели? Что побуждает вас к ним стремиться? Ответы на эти вопросы позволят понять, какие цели вы ставите перед собой из нарциссизма, а какие отвечают вашим личным устремлениям.

Полагаться на свое мнение

Помните, что мнение окружающих относительно и ваша ценность не зависит от количества признанных другими людьми достижений.

Ценить победу

Успех едва достигнут, а вы уже рветесь к новому завоеванию. Как выбраться из порочного круга? Осознайте, каких усилий вам стоила эта победа. Потом поздравьте себя и наградите подарком или отпуском. Цель в том, чтобы заново научиться ценить сладость успеха и укрепить веру в себя.

В случае неудачи…

Проанализируйте ее причины и задайте себе вопрос: «Мог ли я сделать лучше?» Если да, то продумайте план новой попытки. Если нет, вспомните, что неудачи - неизбежная часть нашей жизни. А неутоленную потребность в успехе направьте на более достижимую цель.

Вопреки общепринятым представлениям, тот, кто стремится быть первым, убежден, что он последний. За этим стремлением скрывается бессознательный недостаток самоуважения.

Помочь такому человеку вы сможете, дав понять, что не обязательно быть лучшим, чтобы получить ваше признание и любовь. Он должен убедиться, что вы цените его и что, какое бы место он ни занимал в обществе, его место в вашем сердце никто у него не отнимет.

Наверно, вы встречали таких детей. Они обязательно должны первыми зайти в помещение, первыми выйти, первыми получить сок, первыми добежать до горки, всегда стоять в первой паре и т.д. Они хотят быть первыми. И частенько заходятся в истерике, если им этого не удается. С такими детьми не просто родителям, не просто воспитателям, а еще сложнее другим детям.

На что стоит обратить внимание в первую очередь? В чем ребенок хочет быть первым? Если ребенок хочет лучше всех рисовать, петь, танцевать, быстрее всех бегать и т.д. и при этом его желание быть первым (лучшим) ограничивается именно какими-то видами деятельности, которыми он интересуется, то повода для беспокойства нет. Напротив, можно говорить о таких положительных особенностях ребенка, как желание стать лучше, чему-то научиться.

Если же ребенок стремится быть первым только в мелочах, там, где для того, чтобы стать первым, не нужны ни умения, ни старания, то стоит обратить внимание на эту ситуацию. В первую очередь родителям стоит посмотреть на себя. Не было ли такого, что они излишне стимулировали ребенка на успех? Хвалили только тогда, когда он был первым? Такое отношение родителей может способствовать тому, что ребенку будет казаться, что быть не первым плохо и стыдно, а тот, кто не первый – плохой.

Стоит задуматься о причинах такого желания ребенка. Иногда это желание признания, желание быть замеченным. Быть первым — это всегда быть на виду, быть заметным. Порой это крик ребенка, который испытывает недостаток внимания от родителей и пытается восполнить его таким образом. Также такое поведение может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе, о его тревоге. При этом, ребенок сам не может понять, что с ним происходит, защищается от суровой действительности доступным для него способом.

Как же помочь такому ребенку? Совершенно бессмысленно пытаться воздействовать на разум и доказывать, что «не главное быть первым, главное быть умным», говорить о том, что «сегодня ты первый, а завтра Вася». Лучше всего обратиться к специалисту, который сможет помочь ребенку. Но, конечно, это не всегда возможно.

Что же делать родителям или педагогам? В первую очередь, научить ребенка чувствовать и рефлексировать. А также выражать собственные чувства. Попытаться разобраться, зачем ребенку быть первым. Это вопрос, возможно, поставит ребенка в тупик. Но сама попытка ответить – это попытка рефлексии, которая очень важна для ребенка. Попытаться ответить можно с помощью взрослого.

Аня (5 лет) всегда хочет быть первой. В детском саду, когда дети строятся по парам, чтобы выйти на прогулку, она всегда старается оказаться в первой паре, на физкультуре она всегда встает первой, хотя знает, что дети всегда строятся по росту и ей приходится занять свое место в середине шеренги. Когда воспитатель на занятиях выдает карандаши или пластилин, Аня всегда тянет руку и кричит: «Мне, мне первой дайте». Однажды воспитательница спросила Аню: «Аня, зачем тебе быть первой?». Аня удивилась. «Первой лучше», — сказала она спустя некоторое время. «Первой лучше», — повторила педагог. «А чем лучше первой выйти на прогулку или сесть за стол?». Аня молчала. «А тот, кто вышел второй или третий, он хуже того, кто первый?» Аня все так же молчала, глядя на педагога. Тогда начала говорить педагог: «У нас все выходят гулять, правда? И все рисуют. Не бывает так, чтобы я кого-то не взяла на прогулку или кому-то не дала карандаши. Так? Это похоже на магазин, когда мы ждем своей очереди, чтобы купить что-то. Один покупает, а другой ждет. Так и с прогулкой. Кто-то первый выходит, а кто-то первый заходит».

Педагог сделала первый маленький шаг к тому, чтобы Аня начала задумываться о том, что быть первым это не так уж важно.

А как учиться осознавать собственные чувства и как учить этому ребенка? Например, если ребенку не удалось что-то сделать первым и он начинает «закипать», возмущаться, может быть, проявлять агрессию по отношению к другим детям, то родитель или педагог может сказать: «Ты сердишься, когда не успеваешь зайти первым. Я тоже, бывает, сержусь, когда хочу что-то сделать, а у меня не получается. В прошлый раз ты был первым и ты радовался». В этом случае взрослый облачает в слова то, что чувствует ребенок, но еще не может сказать. Кроме того, взрослый говорит ребенку, что тот имеет право на негативные эмоции и это очень важно для ребенка. И третье, что делает взрослый – это сообщает, что и он сам бывал в такой ситуации: злился, сердился. И это снова важно для ребенка, потому что знать, что не ты один испытываешь негативные эмоции – крайне важно.

Мы описали сейчас только сложности, которые касаются именно того ребенка, который стремится быть первым. Но ведь есть и другие участники взаимодействия: другие дети. И нередко не один ребенок стремится к первенству.

Миша и Паша братья. Мише шесть лет, Паше три. Миша любит быть первым, а Паша все время подражает брату и тоже кричит: «Я первый!». «Я первый», — это с криками дети несутся к парадной, чтобы непременно встать около двери и зайти первым. Потом они соревнуются в быстроте, ведь именно первый успеет нажать на кнопку лифта, потом потолкаются и поспорят о том, кто же первый зайдет в лифт, далее будут делить кнопку вызова этажа и так далее. Мама очень устает от этих соревнований и часто ругает мальчиков. Например, когда мальчики начали ссориться из-за того, кто первый возьмет печенье, мама рассердилась, отругала их и убрала сладости. Мальчики разревелись, а мама сказала: «Будете сидеть без сладостей, пока не научитесь нормально себя вести». К сожалению, на следующий день ничего не изменилось, мальчики все так же спорили, кричали и плакали.

Эти «соревнования» раздражают родителей, приводят к тому, что в реальности все происходит гораздо медленнее, ведь время уходит именно на споры. Вернемся же к Мише и Паше. Что значит, «нормально себя вести» и могут ли дети это осуществить? Казалось бы, чего проще не ссориться, по очереди или вместе делать все дела? Для ребенка быть первым – эмоционально значимо и поэтому дети нуждаются в поддержке взрослыми, ведь, действительно, они не могут всегда быть первыми. Что же делать маме? Как помочь детям не проиграть в их соревновании?

И тогда, когда мама уже была в отчаянии, ей неожиданно пришла в голову мысль. А что, если сделать так, чтобы оба сына были первыми? Возможно ли это? Уже через несколько минут ей представилась возможность это проверить. Дети проснулись и отправились умываться. Они, как обычно, спорили, кто первый будет чистить зубы. И тогда мама сказала: «Вы оба будете первыми. Вставайте вместе рядом с раковиной. Вот так. И умывайтесь». Дети притихли и относительно спокойно почистили зубы. Однако за завтраком все повторилось. Оба хотели первыми получить кашу. Мама чувствовала, что «номер» с тем, что «оба первые» не пройдет на этот раз. Тогда она сказала: «Я дам Мише первому кашу, а Паше – чай. Хорошо?». И дети снова согласились.

«Мой ребенок не умеет проигрывать, ему обязательно надо быть первым»... «А мой ребенок равнодушен к соревнованию, у него нет амбиций»... Так говорят родители. Причем эти слова могут быть сказаны как с положительной окраской, так и с отрицательной. Все зависит от самих родителей.

Хорошо это или плохо, когда ребенок хочет во всем быть первым? Хорошо это или плохо, когда ребенок не хочет быть первым? Давайте попробуем разобраться с помощью системно-векторной психологии,знания, которой помогают понимать психологию человека, мотивы любых его поступков.

Вернемся к соревнованиям. На своих уроках английского языка я много играю с детьми начальной школы. Это помогает лучше запомнить слова, конструкции и также сделать урок веселым и интересным. И я наблюдаю, как по-разному дети относятся к игре.

Например, Ваня, первоклассник. Он занимается у меня всего 3 месяца, но я могу сказать о нем многое. У него ярко выражены кожные свойства: быстрота реакции, непоседливость, умение видеть пользу-выгоду и желание быть первым.

Быстрота реакции, сообразительность, непоседливость были замечены мною сразу, поэтому и урок я строила, беря во внимание эти качества, т.е. я часто меняла задания, стимулировала Ваню отметками. А вот что касается желания быть первым, оно проявилось только в игре.

Сначала я поняла, что в любую игру Ваня пытается внести соревновательный мотив, даже если она не предполагает этого. А когда мы начали играть в игры, где обязательно должен быть первый, вот тут я была поражена! И ещё раз (уже в который!) нашла утверждения системно-векторной психологии. Ну, вот даже если совсем не хочешь верить, жизнь снова и снова доказывает наблюдаемость и практичность этого знания!

Так вот, Ваня играл с азартом и когда видел, что дело оборачивается не в его пользу начинал обманывать. Своими быстрыми юркими пальчиками (а у кожников они именно такие) пытался перевернуть кубик или поставить свою фишку так, как ему было выгодно. Он думал, конечно, что я ничего не вижу.

Так мы играли несколько раз, и он всегда выигрывал. Радости его не было предела, он просто ликовал! Даже начинал пританцовывать и напевать. Но в какой-то момент я решила положить этому конец и указала на его нечестные действия... И выиграла! Тут и случилось ужасное!

Сначала Ваня разозлился очень сильно: швырнул кубик на пол, ударил кулаком по столу, а потом... потом заплакал, но было видно, что это слезы не жалости к себе. Он плакал из-за злости. Остальная часть урока у нас прошла, увы, в нерадостной обстановке.

Позже в разговоре мама Вани подтвердила, что так он ведет себя везде и в школе, и в спортивных секциях, и дома.

Ване повезло, что его родители тоже с кожными психическими свойствами. Им понятно его желание, и они делают все возможное, чтобы скорректировать поведение мальчика. А Ваня очень старается: делает домашние задание на отлично, на танцах занимается усердно, чтобы выиграть конкурс, и даже попросил тренера по теннису заниматься с ним индивидуально,чтобы победить на соревнованиях.

Ваня еще маленький звереныш, и поэтому когда он чувствует, что не получит желаемого, он начинает хитрить, обманывать и идти на всякие уловки, как это было в игре со мной. При правильном развитии , прививая ребенку навыки правильного поведения, объясняя ему «что такое хорошо и что такое плохо», мальчик разовьет свои природные свойства и перерастет все негативные моменты. Станет ответственным человеком, который для реализации своих желаний будет вкладывать максимум усилий, сможет стать профессиональным юристом, предпринимателем или руководителем. И ему не надо будет «работать локтями», чтобы прийти к своей цели.

Мы продолжаем играть с Ваней. Но каждый раз при его выигрыше, я говорю ему, что я очень рада за него, жму ему руку и поздравляю. Еще я отмечаю, что немного расстроена, потому что у меня не получилось.

На днях наш урок с Ваней закончился совсем плохо. Я выиграла, и мальчик разозлился в очередной раз. Слезы злости потекли по щекам. На мои совершенно нейтральные слова прозвучала грубость. Не дождавшись, когда я закончу урок и отпущу его, Ваня встал и, сказав «до свидания», собрался выйти из комнаты. Пришлось призвать его к порядку. Придется, видимо, прекратить пока игры.

Натали я Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана


Раздел:

Что значит быть первым

Что несомненно воспринял Александр от своих учителей и товарищей по учебе, так это принципы кастового воспитания, восходящие к отдаленным векам формирования индоевропейской идеологии. По меньшей мере десять тысяч лет культурных традиций, оставивших по себе след в языке, мифах и социальной практике, убедили правящие классы Македонии в том, что македоняне, или «люди с гор», представляют собой структурированную общину, имеющую три функции (религиозную, военную, экономическую) и четыре уровня социальной принадлежности (семья, род, племя, нация) с вождем или царем, выходцем из военной аристократии, во главе. Этот-то вождь или царь и был для своего народа гарантом отправления религиозного культа, военных побед и материального благосостояния. Славившееся породистыми лошадьми племя эмафиев, или «людей песка», на юго-востоке (близ современной Верии, в античности Беройя), известное уже в VIII веке до н. э. Гомеру, в первой половине VII века выдвинуло из своих рядов княжескую династию Аргеадов, которые и основали первое объединенное царство - Македонию. По одной легенде, дошедшей до нас благодаря Геродоту (VIII, 137), первые здешние вельможи, братья Гаван, Аэроп и Пердикка, были здесь когда-то пастухами: один пас коней, второй - быков, а третий - овец.

Это означает, что македоняне все еще жили при родовом строе, с сохранением пережитков тотемизма, экзогамии и полукочевого образа жизни. Три талисмана самовластия - золотой кубок солнца, длинный нож или кинжал и священный хлеб - находились в руках рода Пердикки и хранились в Эгах, крепости вблизи Вергины, в нижнем течении Галиакмона. В легенде об основании Македонии мы также находим не более трех цветов, характерных для трех каст: белый цвет Аргоса, красный (цвет роз) - Бермия и черный - цвет глинистых почв Пиерии. На долю Архелая I в конце V века до н. э., но прежде всего Филиппа II, отца Александра, выпала задача добавить к этим трем кастам свободных людей, чистокровных арийцев, отряд ремесленников (происходивших, как правило, из греков с Балканского полуострова) - инженеров, механиков, литейщиков, кораблестроителей, художников, врачей, которые напоминают неарийцев, шудр в Индии, кузнецов Мамурия Ветурия в Риме, Дактилий, или потомков Дедала на Крите, «демиургов», или ремесленников в микенском мире.

Рассказывая юному Александру, что он происходит непосредственно от величайшего воителя Геракла и от царя мирмидонян Ахилла, запечатлевая в памяти мальчика их подвиги в песнях и эпических стихах, его воспитатели, родственники и наставники напитывали дух царевича неизгладимыми образами, политическими и нравственными идеалами, к которым он вновь и вновь возвращался на протяжении своей краткой жизни. Прежде всего Александр оказался проникнут убеждением в собственной принадлежности к аристократии, то есть к группе лучших людей, для которых слава, ???o? является высшей целью существования, а личное мужество, ?????, делает их повелителями. Если Ахилл предпочел короткую и славную жизнь жизни долгой и ничем не примечательной, так это потому, что он сделал выбор в пользу единственной достойной формы жизни после смерти - неувядаемой славы, и лишь лучшие могут надеяться ее достигнуть. К этим лучшим принадлежал и царь. Сосредоточив в руках сразу три функции, царь обретает их в основном в силу своих исключительных добродетелей: он должен быть правдив, честно биться на войне и всегда и во всем проявлять великодушие. С подобными формулами, описаниями такого рода мы сталкиваемся и в древнейших эпосах, от Ирландии до Индии, и в том, как в эпосе Александра повествуется о его жизни и деяниях.

Прежде всего следует подчеркнуть поразительную искренность молодого человека, а впоследствии царя, который не терпел лжи не меньше, чем заговоров. Филипп, который при всех попенял Александру за то, что он действовал исподтишка, желая расстроить брак сводного брата с дочерью сатрапа Пиксодара в 337 году, навсегда исцелил его от интриг. Урок не пропал даром. Филота, сына Пармениона, погубило в октябре 330 года то, что он не был откровенен, скрыв от царя нити опутывавшего его заговора. Александр был способен простить погрязших в долгах продажных солдат, если они честно сознавались в своих проступках. Александр, любивший беседовать с философами, даже с дерзкими киниками, не переносил «софистов», то есть тех умников, которые, подобно греку Каллисфену из Олинфа, стремились из любви к искусству доказывать истинность любого утверждения. Возмутительность подобного рода риторики продемонстрировал штабу Александра Каллисфен, когда в 328 году этот болтливый племянник Аристотеля, ничуть не смущаясь, произнес сначала похвальное слово македонянам, а потом выступил с сатирой на них (Плутарх «Александр», 53, 3–54, 2).

Верить в существование истины - значит, верить в существование справедливости. Споры, выносившиеся на рассмотрение царя, выслушивались и разрешались им, во всяком случае вплоть до времени, о котором идет речь, с непредвзятостью, поражавшей античных авторов. Бытовавшая в армии откровенность, нередко доходившая до цинизма, весьма грубая правда-матка, которую привыкли резать служивые своему начальнику, - все это поддерживалось практикой принесения клятв и попойками: «преданные из преданных» (ибо именно это означает слово «гетайры»-??????, то есть товарищи, или подлинные друзья царя), поднимая полные чаши и обмениваясь поцелуями, полагали себя связанными друг с другом навсегда, как супруги или братья, которым нечего скрывать друг от друга.

Однако этот культ правды, эта искренность были у Александра несколько болезненными. Вне всякого сомнения, ему было невдомек, что мы не более искренни в отношении самих себя, чем в отношении других, как показал Пиранделло в «Трех мыслях маленькой горбуньи». «Некоторые полагали (до битвы при Гранике), что следует поостеречься и посчитаться с общепринятым мнением насчет этого месяца: обычно македонские цари в десии (мае) в поход не выступали. Но Александр исправил это тем, что приказал считать его вторым артемисием» (Плутарх «Александр», 16, 2). «Царь, который всегда ревниво сопереживал успехам гадателей, повелел считать этот день не 30-м числом, а 28-м» (там же, 25, 2). В сентябре 329 года Александр, который был болен, однако желал любой ценой форсировать Яксарт (Сыр-Дарью), потребовал от своего предсказателя Аристандра, чтобы тот сфабриковал ему благоприятные знамения (Курций Руф, VII, 7, 22–29). У всякого своя правда «Chacun sa v?rit?», принятый во Франции перевод названия написанной в 1917 г. пьесы Пиранделло «Cosi ? (se vi pare)», по-русски переводят «Каждый по-своему». Ср. русскую пословицу «У всякого Павла своя правда». - Прим. пер. , и особенно это относится к суеверной душе. Позднее, окруженный льстецами и восточными придворными, царь превращал истину во все более и более субъективную идею, будучи все менее склонен мириться с сомнениями в ней. И хотя в Персии и Индии он добился, чтобы ему разъяснили, что такое Артха и Р(и)та, высшие ценности арийского мира, эта божественная истина, которая наряду с миропорядком обосновывает клятву и договор (митра), он не мог, вместе со своим отцом и многими греками, не думать, что как в том, чтобы выслушивать, так и в том, чтобы высказывать любую правду, нет ничего хорошего.

Царь должен быть первым среди лучших, способным уложить противника на месте в любом единоборстве - будь то на поле битвы, в отъезжем поле или на ипподроме. Все эти места стали для Александра полями чести. Примечательно, что этот юнец желал быть первым любой ценой - и тогда, когда бросался на врага во главе эскадрона, и в царских парках, «парадисах» Сидона, Сузианы, Парфии или Согдианы, где вступал в единоборство с наиболее опасными зверями, например львом, символом монархии. На полях четырех основных битв во время азиатского похода - при Гранике, на равнине Исса, на всхолмленном поле Гавгамел и при Джалалпуре Александр бросался на главнокомандующего противной стороны, сатрапа или царя, желая поставить общую победу в зависимость от победы личной. Он одобрительно относился к тому, что полководцы, такие, как Эригий и Аристон, вызывали противника на поединок, совершая тем самым подвиг, характерный для эпического героя (Курций Руф, VII, 4, 32–39; Плутарх «Александр», 39, 2). Однако он не позволял, чтобы кто-то сразил дичь или врага, когда он усматривал в них свою законную добычу. В октябре 328 года армия отдыхала и развлекалась в одном из царских парков. «Александр, войдя сюда со всем своим войском, начал гнать диких зверей во всех направлениях. Один из них, лев редкой величины, набежал на самого царя, желая на него напасть, и тогда Лисимах (он стал впоследствии царем), который находился к Александру ближе других, готовился уже отразить зверя рогатиной. Однако царь оттолкнул Лисимаха и велел ему уйти, сказав при этом, что не хуже него способен в одиночку убить льва… Хотя для Александра все кончилось тогда хорошо, однако в соответствии с обычаем македонского народа было принято решение, чтобы царь больше не охотился пешим, а также без сопровождения самых отборных полководцев и друзей» (Курций Руф, VIII, 1, 13–18).

В соответствии с македонским обычаем было также принято, чтобы человек, принадлежащий к знати, ел сидя на стуле, а не вытянувшись на ложе, до тех пор, пока не убьет кабана. В случае, если секач одновременно выбегал на двоих, юноша должен был уступить честь нанести смертельный удар старшему или более титулованному господину, но в первую очередь - царю или главе рода. Гермолай, принадлежавший к пажескому корпусу молодой аристократ, который еще не был посвящен, был публично выпорот за то, что первым ударил кабана, которого намеревался сразить царь. Отсюда возникли обида, а затем и заговор, которые привели к роковым последствиям в Самарканде той же осенью 328 года.

Слава царя как победителя или великого ратоборца не могла быть запятнана каким-либо изъяном. Этим объясняется позиция, которую занял Александр по меньшей мере в четырех случаях за свой краткий жизненный путь. Плутарх («Александр», 4, 9–10; «Об удаче или доблести…», I, 9, 331b; «Изречения…», 2, 179d) рассказывает, что Филипп, кичившийся тем, что лошади из его конюшни победили на скачках в Олимпии, побуждал сына принять участие в состязаниях в беге, на что Александр ответил: «Согласен, если я буду состязаться с одними царями». В 328 году Александр убил Клита Черного за то, что тот покусился на его репутацию, заявив при всех, что царь отвернулся от македонян, между тем как самопожертвованию друзей он обязан своим спасением. В сентябре 329 и 326 годов Александр пришел к заключению, что все его предыдущие победы ничтожны, если он не достигнет крайних пределов мира на севере и востоке, то есть Реки Океана, упрекая своих солдат за то, что они не дали ему добиться славы. Его донимала мысль, что он не проплыл по Индийскому океану от впадения Инда, и впоследствии он задумал проплыть кругом Аравийского полуострова (и Африки?), чтобы вновь попасть в Атлантический океан. Он чувствовал себя призванным совершить то, чего до него не пробовал исполнить ни один человек, никто из детей Зевса, будь то Геракл или Дионис! Например, пересечь 700 километров пустынь Гедросии и Макрана по кромке Индийского океана там, где погубили свои армии Семирамида и Кир.

Александру, преемнику и наследнику египетских фараонов, следовало превзойти также и их, по крайней мере дважды, во времена Моисея (Исх. 14: 15–31) и Камбиза (Геродот, III, 26; Плутарх «Александр», 26, 12), лишавшихся своих армий посреди песчаного прилива. Девизом всех античных сыновей богов войны и славы мог бы стать тот, который приписывают Цезарю: «Nihil actum reputans, si quid restaret agendum» («Он полагал, что не сделано ничего, если что-то еще оставалось сделать»). Плутарх («Александр», 4, 8) говорит об Александре-ребенке еще проще: «Честолюбие (?????????) делало его не по годам серьезным и великодушным».

Из книги Петр Смородин автора Архангельский Владимир Васильевич

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ «УПРЯМЫМ»! Все чаще стал получать Цекамол сигналы об оживлении полулегальных меньшевистских организаций в Москве. Появились их ячейки на железных дорогах и в типографиях. Нелегально действовали меньшевики в Одессе, Харькове, Таганроге, эсеры - в Киеве,

Из книги Моя жизнь автора Ганди Мохандас Карамчанд

XIII Что значит быть «кули» Здесь не место подробно описывать положение индийцев в Трансваале и Оранжевой республике. Желающие получить полное представление об этом могут обратиться к моей «Истории сатьяграхи в Южной Африке». Однако остановиться на этом вопросе в общих

Из книги Высоцкий - две или три вещи, которые я о нем знаю автора Зимна Марлена

«Я ДОЛЖЕН ПЕРВЫМ БЫТЬ НА ГОРИЗОНТЕ!» Пожалуй, три способности Высоцкого помимо артистических получили воистину легендарную огласку. Это плавание, вождение автомобиля и умение пользоваться своими кулаками.Еще ребенком Высоцкий научился прекрасно плавать. Находясь с

Из книги Заполняя паузу автора Демидова Алла Сергеевна

Что значит быть естественным? Казалось бы, будь искренним, и ты будешь естественным. Но можно быть искренним и не быть естественным по отношению к происходящему. Это мы часто замечаем в жизни. А на сцене или в кино можно быть искренним, но неестественным по отношению к

Из книги Стамбул. Город воспоминаний автора Памук Орхан

Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Из книги Дальняя бомбардировочная... автора Голованов Александр Евгеньевич

«Иметь жезл маршала в руках - еще не значит быть полководцем» В марте - апреле я успел несколько раз побывать в штабе Западного фронта, где решал вопросы боевого применения АДД, с командующим фронтом Г. К. Жуковым, которого знал по Халхин-Голу. Начальником штаба фронта был

Из книги Биография Стамбула автора Памук Орхан

34 Быть несчастным - значит ненавидеть себя и свой город Иногда город вдруг странным образом изменяется. Улицы, где ты чувствовал себя как дома, внезапно меняют цвет. Ты смотришь на загадочные толпы снующих вокруг людей и понимаешь, что они вот так бессмысленно бродят

Из книги Олег Антонов автора Захарченко Василий Дмитриевич

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПЕРВЫМ Было это давно, в 1954 году. На испытательный аэродром опытного завода прилетел новый самолет антоновского КБ - турбовинтовой АН-8. Все удивлялись: впервые в транспортной авиации появилась машина новых габаритов, нового облика.- Пузатый воздушный

Из книги «Сокол-1» автора Лавриненков Владимир Дмитриевич

ТРУДНО БЫТЬ ПЕРВЫМ «С 1 января по 30 июля 1943 года 9-й ИАП вел активные боевые действия на Сталинградском, затем Южном фронтах. В ходе зимнего наступления Красной Армии после разгрома немецких войск под Сталинградом полк асов в составе 18 летчиков участвовал в боях за

Из книги Жить со вкусом, или Байки бывалого кулинара автора Фельдман Исай Абрамович

«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ!» НУ А КУШАТЬ? НУ А КУШАТЬ УЖ ПОТОМ! Специалистов с высшим специальным образованием на Украине можно было пересчитать по пальцам, и руководство «Укрдорресторана» (а именно этой организации подчинялись вагоны-рестораны, а также все

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

Что значит быть принцессой «Доброе сердце ценнее короны». Из поэмы 1842 года Альфреда Лорда Теннисона «Леди Клара Вер де Вер» Мы уже установили, что жизнь княгини Грейс была наполнена усердной работой, а не безмятежным времяпровождением и купанием в роскоши. Не будучи

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Быть первым 10 ноября 2002 года16°10’ с. ш., 34°44’ з. д.Прошел 1385 миль. Мимо лодки – «чух» да «чух» – проплывают дельфины.16:30. Будто от удара, у меня закружилась голова, охватил озноб. Крепко прижав к груди весла, я медленно сполз на дно лодки. Солнце, пробивающееся сквозь

Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей Викторович

Призван быть первым

Наверно, вы встречали таких детей. Они обязательно должны первыми зайти в помещение, первыми выйти, первыми получить сок, первыми добежать до горки, всегда стоять в первой паре и т.д. Они хотят быть первыми. И частенько заходятся в истерике, если им этого не удается.

С такими детьми не просто родителям, не просто воспитателям, а еще сложнее другим детям.
На что стоит обратить внимание.

В ЧЕМ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ПЕРВЫМ?

Если ребенок хочет лучше всех рисовать, петь, танцевать, быстрее всех бегать и т.д. и при этом его желание быть первым (лучшим) ограничивается именно какими-то видами деятельности, которыми он интересуется, то повода для беспокойства нет. Напротив, можно говорить о таких положительных особенностях ребенка, как желание стать лучше, чему-то научиться.

Если же ребенок стремится быть первым только в мелочах, там, где для того, чтобы стать первым, не нужны ни умения, ни старания, то стоит обратить внимание на эту ситуацию.

В первую очередь родителям стоят посмотреть на себя. Не было ли такого, что они излишне стимулировали ребенка на успех? Хвалили только тогда, когда он был первым? Такое отношение родителей может способствовать тому, что ребенку будет казаться, что быть не первым плохо и тот, кто не первый – плохой.

Стоит задуматься о причинах такого желания ребенка. Иногда это желание признания, желание быть замеченным. Быть первым — это всегда быть на виду, быть заметным. Порой это крик ребенка, который испытывает недостаток внимания от родителей и пытается восполнить его таким образом. Также такое поведение может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе, о его тревоге. При этом, ребенок сам не может понять, что с ним происходит, защищается от суровой действительности доступным для него способом.

Как же помочь такому ребенку? Совершенно бессмысленно пытаться воздействовать на разум и доказывать, что «не главное быть первым, главное быть умным», говорить о том, что «сегодня ты первый, а завтра Вася». Лучше всего обратиться к специалисту, который сможет помочь ребенку. НО, конечно, это не всегда возможно.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ПЕДАГОГАМ?

Научить ребенка чувствовать и рефлексировать. А также выражать собственные чувства.

Попытаться разобраться, ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ БЫТЬ ПЕРВЫМ. Это вопрос, возможно, поставит ребенка в тупик. Но сама попытка ответить – это попытка рефлексии, которая очень важна для ребенка. Попытаться ответить можно с помощью взрослого.

А как учиться осознавать собственные чувства? Например, если ребенку не удалось что-то сделать первым и он начинает «закипать», родитель или педагог может сказать: «Ты сердишься, когда не успеваешь зайти первым? Я тоже, бывает, сержусь, когда хочу что-то сделать, а у меня не получается. В прошлый раз ты был первым и ты радовался».

РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМ

ЧАСТЬ 2. КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ПЕРВОЕ МЕСТО МЕЖДУ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ

«Я первый», — это с криками дети несутся к парадной, чтобы непременно встать около двери и зайти первым. Потом они соревнуются в быстроте, веди именно первый успеет нажать на кнопку лифта, потом потолкаются и поспорят о том, кто же первый зайдет в лифт, далее будут делить кнопку вызова этажа и так далее. Эти соревнования раздражают родителей, приводят к тому, что в реальности все происходит гораздо медленнее, ведь время уходит именно на споры.

Ситуация 1. Миша и Паша братья. Мише шесть лет, Паше три. Миша любит быть первым, а Паша все время подражает брату и тоже кричит: «Я первый!». Мама очень устает от этих соревнований и часто ругает мальчиков. Например, когда мальчики начали ссориться из-за того, кто первый возьмет печенье, мама рассердилась, отругала их и убрала сладости. Мальчики разревелись, а мама сказала: «Будете сидеть без сладостей, пока не научитесь нормально себя вести». К сожалению, на следующий день ничего не изменилось, мальчики все так же спорили, кричали и плакали.

Что значит, «нормально себя вести» и могут ли дети это осуществить? Казалось бы, чего проще не ссориться, по очереди или вместе делать все дела? Для ребенка быть первым – эмоционально значимо и поэтому дети нуждаются в поддержке взрослыми, ведь, действительно, они не могут всегда быть первыми. Что же делать маме? Как помочь детям не проиграть в их соревновании?

Ситуация 2. И тогда, когда мама уже была в отчаянии, ей неожиданно пришла в голову мысль. А что, если сделать так, чтобы оба сына были первыми? Возможно ли это? Уже через несколько минут ей представилась возможность это проверить. Дети проснулись и отправились умываться. Они, как обычно, спорили, кто первый будет чистить зубы. И тогда мама сказала: «Вы оба будете первыми. Вставайте вместе рядом с раковиной. Вот так. И умывайтесь». Дети притихли и относительно спокойно почистили зубы. Однако за завтраком все повторилось. Оба хотели первыми получить кашу. Мама чувствовала, что «номер» с тем, что «оба первые» не пройдет на этот раз. Тогда она сказала: «Я дам Мише первому кашу, а Паше – чай. Хорошо?». И дети снова согласились.

Что сделала мама в этом случае? Она уважительно отнеслась к желанию мальчиков быть первым и помогла им реализовать это желание. Причем так, чтобы каждый из них получил опыт бытия первым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.