Половое воспитание подростков. Как помочь ребенку сформировать правильное отношение к сексу: подводные камни и простые решения

Верно говорит народная мудрость: «Маленькие дети - маленькие заботы, большие дети - большие заботы». Первые «большие заботы» начинаются в подростковом возрасте, который еще называют переходным. Откуда и куда переходит в это время ребенок? Из детства в отрочество, а это в значительной степени связано с процессами полового созревания.

Первыми вестниками полового созревания можно считать появление вторичных половых признаков. У мальчиков заметно повышаются темпы роста, увеличиваются размеры полового члена и яичек (что иногда сопровождается небольшой болезненностью), появляются волосы на лобке и под мышками, а вскоре и на лице. Происходит «ломка» голоса (так называемая мутация), и он приобретает более густой тембр. У большинства юношей в этот период отмечается набухание грудных желез и повышенная чувствительность сосков. Активизируется деятельность потовых и сальных желез, что часто приводит к возникновению юношеских угрей. В 13-15 лет начинаются первые поллюции.

Педагогам и многим родителям хорошо известно такое парадоксальное явление - мальчики в 13-15 лет знают (пусть поверхностно и не точно), что такое менструация у девочек, но нередко имеют довольно смутное представление о... поллюциях. Конечно, не все до единого, но, к сожалению, многие. И тогда наступление первых поллюций застает их врасплох и вызывает ряд неприятных последствий. Впрочем, не всегда только неприятных, а порой и трагических, если первые семяизвержения они принимают за заболевание.

Гигиенические требования с точки зрения медицины к мужчинам не столь строги, как к женщинам, однако уже подростку надо привить навыки ухода за своими половыми органами. Скапливающиеся в полости, образуемой между головкой полового члена и крайней плотью, слизь, капли мочи, специальный секрет-смазка, так называемая смегма, являются хорошей питательной средой для многочисленных микроорганизмов.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, кто отвечает за ее будущее. Чисто биологические изменения в организме, обусловленные повышенной продукцией половых гормонов, приводят к изменениям интерсексуальных отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций и мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие в организме изменения.

Если еще в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям удается найти общий язык с подростками, то относительно некоторых форм сексуального поведения подростков взрослые нередко допускают серьезные ошибки. Прежде всего это касается одного из самых трудных вопросов, с которым приходится сталкиваться большей части родителей и многим педагогам, - вопроса об онанизме (мастурбации). Вполне понятна тревога родителей, особенно матери, когда она узнает, что сын занимается «этим постыдным делом». Реакция большинства отцов более спокойная - у многих из них в жизни подобное также имело место в том же возрасте, хотя, естественно, этим они не хвастают. Матери же, повторяем, реагируют на такое открытие болезненно. И...

Откуда же такое широко распространенное мнение о постыдности мастурбации, ее вреда для будущего мужчины? Истоки ее относятся если и не к глубокой, то все же к древности, к периоду возникновения христианства. Христианская религия осудила подобный способ как недопустимый для удовлетворения полового желания.

Христианская религия существует уже около 2000 лет. За этот период она сумела многого добиться, в частности укоренить взгляд на вред онанизма в сознании многих поколений. И сегодня мы еще сталкиваемся с отголосками тех воззрений. Отсюда и своеобразные методы воспитания подростков в настоящее время. У многих взрослых - это те же самые запугивания последствиями онанизма, угрозы наказания, если «не прекратишь с сегодняшнего дня», и т. д. Как правило, эти методы дают минимальные (если вообще дают) положительные результаты, но почти всегда оказывают отрицательное воздействие на психику подростков. Иначе говоря, практически мало кто из подростков прекращает занятия мастурбацией, но зато все они получают информацию о вреде онанизма. Только теперь они удовлетворяют свою страсть со страхом и обреченностью, ожидая в будущем неизбежной расплаты.

Период полового созревания, который продолжается в среднем до 19-20 лет, врачи называют периодом юношеской гиперсексуальности. Чрезмерная сексуальность в этом возрасте обусловлена выработкой очень большого количества половых гормонов. В таком состоянии многие предметы и явления начинают рассматриваться подростком через своеобразную призму сексуальности, что вызывает определенное психическое напряжение. Освобождение от этого напряжения многие подростки находят в возможности полового самоудовлетворения - мастурбации.

Первые мастурбационные акты обычно совершаются под влиянием неясных, неосознанных побуждений, однако в дальнейшем подросток начинает четко осознавать свои желания. Иногда они направлены на конкретного человека, и достаточно только воспоминаний о нем либо взгляда на какие-то предметы, обстановку. Большое значение в возникновении полового желания имеет сексуальная фантазия, которая у юношей развита больше, чем у девушек.

Как же относится современная наука к мастурбации? Приведем мнение двух наиболее авторитетных специалистов в данной области. Так, Г. С. Васильченко пишет: «Мастурбация представляет суррогатное средство, позволяющее снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта...» А. М. Свядощ указывает, что «умеренная мастурбация в юношеском возрасте носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной».

По данным ряда отечественных и зарубежных авторов, мастурбацией в юношеском возрасте занималось от 52 до 90 и более процентов здоровых мужчин. Таким образом, можно говорить, что мастурбация - довольно распространенное явление. Частота мастурбационных актов зависит от индивидуальных особенностей организма подростка (выраженность его полового влечения) и форм его досуга. У некоторых юношей сила психического напряжения настолько велика, что половое желание начинает играть превалирующую роль над прочими чувствами, и это ведет к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. Мастурбация же снимает половую возбудимость на более или менее продолжительное время.

Как правило, занятия мастурбацией прекращаются с началом регулярной половой жизни. Однако в некоторых случаях она может продолжаться и после вступления в брак, в частности в те периоды, когда интимная близость долгое время по какой-то причине невозможна (болезнь супруги, беременность и т. д.).

Несмотря на сказанное, вред от онанизма многими все же ощущается. В чем же дело? Да в том, что при неправильном половом воспитании, запугивании и угрозах в мозгу подростка возникает, как говорят медики, застойный очаг ожидания отрицательных последствий. Таким образом, вредной оказывается не столько сама мастурбация, сколько страх обязательной расплаты. Именно этот страх чаще и является причиной неудачных половых актов, особенно в начале половой жизни.

В практике известны случаи, когда после первой неудачной попытки совершить половое сношение молодые люди, решив, что неудача была обусловлена систематическими мастурбационными актами, вторую попытку интимной близости позволили себе только спустя... годы.

Правда, все, что написано выше, касается так называемой умеренной мастурбации. Однако изредка приходится сталкиваться с более тяжелой формой навязчивого онанизма, при котором мастурбация превращается в самоцель и занимает большую часть досуга подростка. Эта форма встречается преимущественно у юношей с тяжелым, угрюмым характером или излишне застенчивых, круг друзей у которых ограничен, а интеллект снижен. Такие подростки склонны к уединению, бесцельному времяпрепровождению. Отсюда одна из эффективных мер профилактики - взрослые должны тактично и ненавязчиво постараться расширить круг знакомств и интересов, попытаться увлечь подростка каким-нибудь делом, спортом и т. п. Вообще физический труд и спорт снижают силу сексуального влечения и если не приводят к полному прекращению мастурбации, то значительно уменьшают частоту актов.

Обнаружив, что подросток занимается мастурбацией, родителям не следует прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещаний или клятв, что он больше этого делать не станет. Скорее всего желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый мастурбационный акт будет сопровождаться еще большим раскаянием и страхом расплаты. Как же вести себя родителям в такой ситуации? Единого рецепта дать нельзя, поскольку правильность поведения зависит от множества условий. Большое значение имеет и то, существует ли доверие между родителями и ребенком, как давно он занимается мастурбацией, что ему известно об этом. Но в любом случае разговор должен быть спокойным, без унижения личности и угроз «рассказать всем, какой ты есть...»

Неправильна и другая крайность - оставление этого без внимания. Может быть, не всегда надо вести беседы на эту тему, ибо до сих пор они нередко представляют трудности даже для специалистов, но подумать об организации досуга подростка, привлечь к выполнению посильной физической работы, добиться регулярных занятий спортом родители обязаны.

Необходимо также иметь в виду, что в период гиперсексуальности половое желание у подростков может быть усилено чрезмерными ласками родителей, даже того же пола. Поцелуи в губы, объятия, разрешение вместе «поваляться» в кровати могут способствовать учащению мастурбационных актов или привести к их появлению. Правда, здесь тоже не следует вдаваться в крайность, так как слишком жесткое воспитание обедняет чувства.

Переходный возраст полон противоречий...

Одной из главных черт, присущих подросткам, является желание утвердиться в жизни, самоутвердиться, стремление к взрослости, а отсюда постоянный поиск своего «я», приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребенка-подростка как личности - процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, школе, кругу друзей. Знание воспитателями (мы имеем в виду не только воспитателей штатных, но всех взрослых, кто сталкивается с детьми) основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия. И на этом этапе формирования личности подростка красной нитью полового воспитания должна проходить дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий «настоящий мужчина» или «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не только знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

И еще. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков с девочками. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь.

Как отнестись родителям к этой первой любви? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания?

Да. Маленькие дети - маленькие заботы, большие дети - и заботы большие.

И родители оказываются перед выбором: или оградить собственного ребенка от этого счастья, или закрыть на все глаза и довериться сознательности своих детей, их разуму. Конечно, если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители исподволь научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет.

Ну, а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно. Правда, хотим мы этого или нет, но, кроме нас, половым воспитанием занимаются и окружение наших детей, и книги, и кино, и телевидение. Так что думать, будто наши подростки совсем уж безграмотны в сексуальных вопросах, неправильно. Другой разговор, в каком направлении шло это бесконтрольное воспитание. И в этом случае основания для беспокойства родителей, конечно, имеются. Не секрет, что встречаются еще молодые люди (и, по-видимому, в связи с акселерацией, даже чаще, чем несколько десятилетий назад), для которых вся гамма отношений между полами сводится только к интимной близости. С подобными представителями необходимо вести борьбу. Как? Опять-таки правильным половым воспитанием.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями.

О том, что предупредить мастурбацию трудно, если молодой человек сам не сможет подчинить инстинкт своей воле, мы уже писали. И здесь хотим только добавить: надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далекая еще от совершенства половая система подростка не остается безразличной для тех нагрузок, которые ей приходится выдерживать во время этих занятий. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении. Она может оказаться чрезмерной уже не только для половой системы подростка, но и вообще для всего организма.

Как известно, в период полового созревания у части юношей повышается артериальное давление (возрастная гипертензия, юношеская гипертония). А при сексуальном возбуждении даже у здоровых людей артериальное давление увеличивается до полутора раз, частота пульса - до 140-160 ударов в минуту. Но то, что безвредно или даже полезно созревшему, крепкому организму взрослого, может оказаться вредным растущему организму подростка.

В этом вопросе важна не только физическая сторона. Эмоциональные срывы, психические травмы, плохое настроение и угнетенность могут оставить свой след на всю жизнь. А причин для них сколько угодно - наступление у сексуального партнера беременности и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов (которые привели или не привели к разводам, но ведь отношения все равно испорчены), обусловленных перенесенной в юношеском возрасте психической травмой, вызванной именно этими и подобными причинами.

Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Это отношение, с одной стороны, настолько многогранно, а с другой - тысячами нитей связано с иными аспектами воспитания, что в принципе сказать, воспитан ли тот или иной человек, можно всего по одной характеристике - как он разговаривает с женщиной.

Если юноша (мужчина) не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан. Не воспитан вообще, и в сексуальном отношении в частности. И это отсутствие воспитания настолько отрицательно сказывается на семейной жизни, что если и не приводит к разводу, то особой семейной радости не создает.

Нередко встречаются мужчины, у которых достает ума не позволять себе такое поведение, но искреннего уважения к женщине им все-таки не хватает. Иной из них на первый взгляд достаточно воспитан, но при разговорах с друзьями начинает жаловаться на неудачу в выборе жены, на ее непорядочность и т. п. И тут выясняется, что никогда он свою избранницу не уважал и не уважает, впрочем, как и всех женщин вообще.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Надо, безусловно надо говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, кончив наставление, муж набросится на жену с грубостями.

К половому воспитанию как девушек, так и юношей относится проблема карманных денег. Ведь половое воспитание должно включать понятия «хозяйка», «хозяин», «глава семьи». А разве можно стать ими, не научившись тратить и считать деньги?

С точки зрения А. С. Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как наличие небольшой суммы заставляет ребенка и подростка планировать покупки, отказывая себе в чем-то, чтобы купить желаемое. Макаренко подчеркивал, что карманные деньги могут иметь важное воспитательное значение.

Серьезной ошибкой является довольно распространенное в наших семьях положение, при котором дети, да и подростки, лишены права голоса при решении финансовых вопросов в семье. Кто-то отстраняет их, считая еще недостаточно разумными («мал еще, вырастет - жизнь научит»), кто-то не хочет, чтобы дети знали «прозу» жизни. И нет ничего удивительного, что, вырастая, начиная самостоятельно зарабатывать, многие оказываются не подготовленными к тому, чтобы умело распоряжаться своим бюджетом. Особенно печально наблюдать подобное у молодых людей, уже создавших семью.

Откуда должны «браться» карманные деньги? При ответе на этот вопрос большинство родителей также допускают ошибки, полагая, что деньги ребенок должен «зарабатывать» хорошей отметкой, примерным поведением, какой-нибудь услугой. По нашему мнению, это неправильно. Даже для нас, взрослых, один материальный стимул в работе является развращающим перекосом и обязательно требует дополнения в виде моральных стимулов, воздействия на сознательность. Так это для нас, грамотных, зрелых, все правильно понимающих.

Мы думаем, что карманные деньги должны пополняться за счет регулярных (в дни получки, например) «взносов». Причем хорошо, если эти взносы не выглядят как подачки или подарок, а деньги даются с полным уважением к личности ребенка и к его будущим расходам, контролировать которые можно только очень ненавязчиво.

Регулярные взносы играют и еще одну положительную роль - они не толкают детей к попрошайничеству, а хуже того - к воровству. Известно, что в какой-то период дети в большинстве своем становятся мелкими воришками: берут из родительских кошельков мелочь, утаивают сдачу. Крупнейший специалист в вопросах воспитания детей американский педиатр профессор Б. Спок пишет, что практически все дети проходят через подобное и, как правило, излечиваются бесследно. Однако одни скорее, другие позже. И чем позже, тем для ребенка хуже. Регулярный денежный взнос, по мнению Спока, ускоряет излечение.

Своеобразной формой карманных денег является ведение копилки. Ребенок планирует и накопление, и расходы, а это способствует развитию положительных качеств.

Итак, мы за то, чтобы дети имели карманные деньги, но при соблюдении двух обязательных условий: регулярности взносов и признания за ребенком полного права на эти деньги. Последнее подразумевает, в частности, и то, что деньги эти нельзя отобрать, запретить их потратить на что-либо, как того хочет ребенок, нельзя заставить купить на них то, чего он не хочет. И если, как иногда случается, родителям приходится прибегнуть к деньгам, собранным сыном или дочерью, надо обязательно попросить их взаймы, оговорить срок возвращения и соблюсти его.

Наконец, при половом воспитании (а проще говоря - практически ежедневно и ежечасно) мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет.

Ряд факторов способствовал и способствует тому, что значение отца в семье, авторитет мужчины постоянно снижается. Сейчас, когда практически все женщины работают и зарабатывают не меньше мужа, когда, по крайней мере в городах, исчезли заботы о дровах, воде, огороде, заготовках на зиму и ремонте, сложилась ситуация, что и жена, и особенно дети никогда не видят мужчину в деле, за работой. То же, чем занимается он на производстве, им в деталях неизвестно.

В одном исследовании, проводившемся среди учащихся младших классов, было показано, что дети слабо представляют, чем занимаются на работе их отцы (правда, и матери тоже): «работает инженером», «что-то изобретает», «бригадир»... Личность отца как производителя материальных ценностей невысоко котируется у детей, поскольку они не видят и почти ничего не знают о результатах его труда. И поэтому оценка личности, авторитет формируется на основании того, что дети видят в свободное от работы время, когда бесспорным преимуществом обладают женщины.

В другом исследовании, проведенном в детском саду, ученые попросили детей разложить предложенные картинки на две кучки - «мамины вещи» и «папины вещи». Результат оказался поразительным - практически все дети независимо от того, действительно ли мужчина бездельник или нет, в «папину» кучку сложили изображения телевизора, газет, удочек, кресла и т. п. В «маминой» же кучке оказались и стиральная машина, и веник, и кастрюли, и пылесос, и хозяйственная сумка.

Как говорится, устами младенца глаголет истина. И пускай она не совсем бесспорна, задуматься мужчинам есть над чем. В частности, над результатами исследований Н. Соловьева, который пришел к следующим выводам. Сейчас, при переходе от старых условий быта к новым, от мужской авторитарности к эгалитарности (равноправию) супругов, многие мужья и отцы не сумели сориентироваться, а некоторые просто забыли о своем долге и обязанностях.

По словам Соловьева, «отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем».

Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. «Никакая усталость, никакое раздражение не могут оправдать действий, направленных на разрушение супружеского и родительского единства», - замечает Соловьев.

Пример отца в семье всегда оказывает (другой разговор - положительное или отрицательное) влияние на формирование у детей обоего пола образа Мужчины - мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь - как возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. И поэтому-то отец в ответе за счастливое (или несчастливое) семейное будущее собственных детей.

Закончим главу, как и предыдущую, разговором об одежде. Только в данном случае речь пойдет не о моде на костюмы, рубашки и т. д., а о моде, распространившейся в последние годы среди молодых людей, - носить вместо трусов плавки. Это - прямой путь к бесплодию, от которого мужчины страдают не меньше женщин. Плотные плавки, а тем более синтетические или шерстяные, нарушают температурный режим в яичках.

Яички - мужские половые железы - представляют собой парное бобовидное образование размером (в среднем) 4X2,5 см и массой 25-30 г. Они покрыты рядом плотных оболочек. На разрезе яичко напоминает апельсин, только долек в яичке много больше - 150-200. В каждой дольке в свернутом виде располагается 3-7 семенных канальцев. Длина каждого из них достигает 30 м. Всего же в одном яичке упаковано до 30 км канальцев. Сравните - на катушке ниток умещается всего 200 м.

Внутренняя поверхность канальцев выстлана клетками, из которых и образуются сперматозоиды. При встрече с женской яйцеклеткой сперматозоид оплодотворяет ее, давая начало новой жизни. Сперматозоиды вырабатываются в канальцах под воздействием специальных половых гормонов с момента полового созревания, обычно с 13-15 лет.

Яички выполняют в организме две функции - сперматогенеза, о чем мы уже рассказали, и внутрисекреторную. Вырабатывая мужские половые гормоны, они формируют и направляют развитие мужчины в широком смысле.

В незначительных количествах яички вырабатывают и женские половые гормоны - эстрогены.

Важным образованием, обеспечивающим половую функцию, является мошонка - тонкостенный мышечно-кожный мешок, в котором находятся яички. Яички в норме должны опускаться в мошонку уже к моменту рождения мальчика. Иногда этого не происходит (с обеих сторон или только с одной), что носит название крипторхизма. Яички могут задержаться в брюшной полости или в паховом канале. Не опустившееся яичко всегда меньше нормального по размерам, а кроме того, часто оказывается недоразвитым. Если оно не опустится до начала периода полового созревания, т. е. до 11 -13 лет, сперматогенная функция его резко нарушится. Дело в том, что сперматозоиды в семенных канальцах могут созревать только при температуре не более 34 °С. Внутри же брюшной полости или в паховом канале температура, естественно, выше (37 °С).

Именно для поддержания оптимальной температуры наилучшим образом приспособлена мошонка. Два слоя мышц, идущих перпендикулярно друг к другу, обеспечивают изменение ее размеров в широком диапазоне. Когда холодно, мышцы сокращаются и, во-первых, приближают яички к туловищу, а во-вторых, уменьшают поверхность теплоотдачи. И наоборот, в жару они расслабляются, позволяя увеличить теплообмен. Ношение же плавок не позволяет мошонке выполнять эту важнейшую для мужчин, особенно молодого возраста, функцию.

Первая эрекция полового члена у мальчиков проявляется еще в грудном возрасте. И значительно учащается в 2-3 годам. Это происходит по причине раздражения определенных зон, например перед мочеиспусканием.

Половое влечение у мальчиков , может появляться ещё до того, как ребёнок пойдёт в школу. Родителям стоит понимать, что это нормально и никаких отклонений у малыша нет. Своеобразные половые ощущения появляются, например, если ребенку натирают узкие брюки или он вытирает полотенцем половые органы. Перемены и созревание у ребёнка, могут проявляться в повышенном любопытстве к половым органам девочки, мальчик может проявлять к противоположному полу и заботу. В этот период у детей возникают резонные вопросы, почему у мальчиков и девочек разные половые органы. Родителям стоит давать чёткие ответы на такие вопросы, лучше всего правдивые, факты лучше не заменять выдумкой.

Дети дошкольного возраста уже четко понимают различие полов, поэтому воспитание детей 6 лет должно быть дифференцированным. Нужно по-разному относиться к воспитанию девочки и мальчика. На собственном примере отец должен показать своему сыну, что о слабых нужно заботиться, помогать им. Именно для этого и нужна сила, присущая мужчине. Папа обязан показать ребёнку, что о маме и бабушке, сестре, нужно заботиться: открывать им дверь и пропускать вперёд, помогать носить тяжёлые сумки и другие предметы. Расскажите мальчику, что девушки слабее физически, поэтому их нельзя обижать, а нужно всегда становиться им на защиту. Учите мальчика быть сильным, смелым. Не следует бросаться к ребенку каждый раз с охами и криками, когда тот ушибёт коленку или шлёпнется. Давайте мальчику время на осознание того, что он вполне может справиться со стоящими перед ним проблемами.


Элементарные навыки воспитания должны войти в привычку: открывать дверь перед девушкой, подавать ей руку, помогать с тяжестями, подносить пальто и так далее. В возрасте 2 лет, ребёнок уже будет осознавать и понимать, что значит правильно, и как должно быть. Именно семья может, как воспитать настоящего мужчину, так и допустить некоторые погрешности: в школе мальчик обижают девочек, рукоприкладствуют, дерзят маме.

В возрасте 6-7 лет, мальчики начинают интересоваться половыми органами. Они могут их трогать, просить кого-то показать их, показывать свои в ответ. Это нормально, поскольку ребёнок занимается исследованием собственно и чужого тела, ему интересно, как оно устроено. Однако нужно объяснить ребенку, что показывать свои половые органы можно лишь родителям и врачу. Объясните, что по поводу всех подобных вопросов, нужно обращаться к семье или книгам, но показывать или смотреть половые органы окружающих – нельзя, не принято. Приобретите специальные энциклопедии, читайте вместе с сыном, если дело усугубиться, обратитесь к врачу, примите серьёзные меры, запретите подобные игры.

Ребенок, увлеченный интересными играми и занятиями, реже проявляет интерес к своим половым органам. Замечено, что чрезмерный интерес к своему половому члену проявляют мальчики, которым не хватает ласки и внимания в семье.


А вот вопрос: «Откуда берутся дети», может возникнуть в любом возрасте. Спросите, почему малышу стало интересно? Не следует совсем маленьким деткам раскрывать всю правду. Можно сказать так, что у мамы в животике ребёночек растёт, оттуда и появляется. А попадает он туда, из-за семян, которые есть у папы, когда мама и папа спят вместе, что малыш может появиться только у взрослых людей, которые любят друг друга и т.д.

Не придумывайте ребёнку ответы, чтобы избежать обид с его стороны, когда малыш узнает правду. Просто объясняйте спокойно, не стесняясь. Учите и будьте очень аккуратны, честны, отвечайте на все вопросы, когда бы они ни появились. Советуйтесь со специалистами и книгами по воспитанию мальчиков.

Половым воспитанием мальчика в семье должны заниматься все члены. Поскольку пример, который вы подадите ему в возрасте самом раннем, начиная с года, скажется на его отношении к жизни в дальнейшем. При этом, объясняя ребёнку вопросы, касающиеся полового созревания, стоит отметить, что он может спросить об этом у вас, не вынося подобное любопытство за приделы семейного круга. Для этого вам всегда следует отвечать на вопросы своего малыша предельно честно и понятно.

Тревога родителей вполне понятна: на них лежит нелёгкая задача раннего полового воспитания малыша, и справиться с ней непросто. Со временем к этому процессу присоединятся детский сад и школа, друзья и телевизор, Интернет и зазывающая реклама, но первыми в череде воспитателей стоят всё-таки мама и папа.

Младенческая и детская сексуальность

Каждый человек в течение жизни проходит процесс психосексуального развития, то есть формирует и развивает свое представление о сексуальности и личные сексуальные предпочтения. Новорожденный активно реагирует на осязательный контакт - например, когда кто-то из родителей его поглаживает, прижимает к себе, и особенно - когда мама кормит грудью. Улыбки, булькающие звуки, комплекс оживления и другие признаки чувственного удовольствия со стороны недавно появившегося на свет малыша не кажутся взрослым чем-то "эротическим", но это и есть проявление младенческой сексуальности.

Чем старше становится ребенок, тем лучше развивается его моторная координация. Проще говоря, ручки становятся более послушными. И кроха, которому всего несколько месяцев, начинает трогать и исследовать свои половые органы. Заметив такое, родители нередко начинают волноваться, полагая, что это может служить ранним проявлением необузданной сексуальности или каких-то патологий. На самом деле подобное поведение ребенка совершенно нормально. Малыш изучает свое тело - его строение, возможности, ощущения.

В возрасте 1-2 лет дети уже достаточно хорошо управляют своими ручками и другими частями тела и могут начать мастурбировать в той или иной форме (в том числе и без помощи рук), целенаправленно доставляя себе удовольствие. Это тоже вариант нормы (но и отсутствие мастурбации в детстве отклонением от нормы не является!).

В 2 года малыш знает названия частей своего тела, в 2,5-3 способен отличить девочку от мальчика и начинает осознавать свою половую принадлежность и ее неизменность.

К 4 годам у ребенка формируется достаточно полное осознание своей половой принадлежности; нередко с этим увеличивается и интерес к гениталиям - как своим, так и посторонним. Важно, чтобы в этот период ему не внушили отношение к телу вообще и половым органам в частности как к чему-то постыдному.

В возрасте от 4 до 5 лет дети начинают ясно осознавать свою наготу и стесняются раздеваться. С этого возраста взрослым пора относиться к отправлению естественных надобностей ребенка как к его интимному делу. Малыш начинает понимать многие общественные сексуальные табу. Становятся уместны и полезны многочисленные беседы, чтобы он лучше усвоил социальные нормы. Совершенно незаменимым подспорьем становятся специальные детские книги и видеофильмы. Общие требования к ним таковы: понятный язык, никакого насилия, множество иллюстраций (в книге) или динамичное действие (в фильме), и, конечно, содержание и форма подачи, в целом соответствующие принятым в семье принципам воспитания.

В качестве примера можно привести книгу Виржини Дюмон: "Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет", которая во всем мире считается одним из лучших образцов такого рода литературы, адресованной детям. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно подражать кому-то из взрослых, чаще - одному из родителей. От того, какой опыт извлечет он из примеров, поданных окружающими в этот период, зависят его способности к эмоциональной близости с другими людьми.

Поговорим, как взрослые люди?

Беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" нелегко. Родители беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или слишком мало, что начнут эти беседы слишком рано или слишком поздно, не могут решить, какие слова можно и нужно употреблять в таких случаях, а какие - нельзя. Как, когда и что говорить малышу? Прежде всего, взрослые должны усвоить:

Как личность человека неотделима от его сексуальности, а сексуальность - от личности, так и половое воспитание неотделимо от воспитания "вообще". Ребенка не надо "воспитывать сексуально", его надо просто воспитывать.

Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Именно в раннем детстве закладываются первичные пласты подсознательного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Иными словами, воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены.

Дать детям грамотное, соответствующее возрасту представление об интимной стороне жизни не труднее, чем научить их множеству других вещей.

А соблюдение некоторых достаточно простых правил поможет добиться успеха:

  • важнейшее, что необходимо донести до своего ребенка - что бы ни случилось, он всегда может рассказать об этом хотя бы одному из родителей. Дома его выслушают, ему поверят и защитят. Малыш должен доверять маме и папе, а они должны быть достойны этого доверия;
  • взрослым придется провести внутреннюю работу с самими собой, взяв под контроль собственные комплексы и проблемы. Безусловно, избавиться от них таким способом не удастся, но главная цель родителей - не передать их ребенку и создать ему предпосылки для защиты от них. Добиться этого не так уж трудно, поскольку раннее половое воспитание не предполагает обсуждения личных сексуальных предпочтений родителей или рассказа об их личном опыте половой жизни. Подобные вопросы со своими детьми не стоит обсуждать ни в каком возрасте, даже когда они сами станут мамами и папами. Речь идет лишь об отношении к телу и зачатию как таковому. В норме это отношение должно быть позитивным: в теле нет ничего плохого, а в факте зачатия - ничего постыдного. Все люди зачаты одним и тем же способом: соединением яйцеклетки и сперматозоида;
  • воспоминания о собственном детстве (какие представления и познания о сексуальной стороне жизни были у нынешних мам и пап, когда они были в том же возрасте, что и их малыш сейчас), безусловно, тоже помогут родителям. Консультация психолога или сексолога (а возможно, и обоих специалистов) будет очень кстати.

Главное - естественность

Следует обязательно объяснить малышу, что секс и все с ним связанное - это естественная интимная сторона жизни каждого человека, связанная с любовью и получением удовольствия. И ее ни в коем случае не нужно воспринимать как что-то неправильное, позорное или грязное.

Как правильно донести это до ребенка? Во-первых, обсуждать эти вопросы нужно в естественной манере, как любую другую тему - как бы ненароком, между прочим. Это гораздо лучше, чем выделять специальное время, пытаясь превратить процесс воспитания в курс лекций и семинаров. Упорный поиск подходящего времени и места наверняка отобьет у ребенка охоту задавать родителям вопросы на эту тему, в то время как его интерес к ней сохранится.

Во-вторых, не стоит опасаться, что малыш услышит о сексе "слишком много" - из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял. Не нужно ограничиваться лишь биологическими фактами - ребенку наверняка хочется (и нужно!) знать об эмоциональной стороне этого вопроса. Здесь очень важно избегать пространных монологов: иначе может потребоваться полчаса для изложения первичной информации, а обычный ребенок вряд ли способен оставаться внимательным так долго.

И в-третьих, не надо бояться первыми заводить разговор, если есть ощущение, что этот момент по каким-то причинам удобен для подобной беседы.

В половом воспитании действует общий принцип любого развития: чтобы быть эффективным, оно должно не только отвечать на уже поставленные вопросы, но и предвосхищать их, помогая детям верно эти вопросы формулировать. Кроме того, типичная ошибка взрослых - недооценка реального уровня интересов и знаний детей. Однако если родителям покажется, что ребенку сейчас не интересна "сексуальная" тема, которую они затронули, обсуждение можно просто отложить. Но при этом обязательно дать понять малышу, что он сам может вернуться к разговору, когда захочет. Например, сказать ему: "Ну ладно, потом. Будет интересно - спросишь, так ведь?".

Подбираем правильные слова

Многие сексологи настаивают на том, чтобы родители сами правильно называли половые органы, избегая для их обозначения "детских" слов, и приучали к этому ребенка. Возможно, сначала взрослые и сами должны будут научиться с одинаковой интонацией, не хмыкая и не краснея, произносить: "голова", "пенис", "рука". Зато их дети, буквально с пеленок привыкшие к специфическим терминам, впоследствии не будут испытывать иррационального стеснения ни в кабинете врача, ни в супружеской постели.

Увы, обычное затруднение - неблагозвучные названия женских половых органов (что интересно - такая проблема существует во многих языках, не только в русском). Даже маме-гинекологу с прогрессивными взглядами нелегко сказать своей дочери в ванной: "Не забудь вымыть большие половые губы". Возможно, удачным выходом будет некоторый компромисс: ребенка следует научить правильным названиям, чтобы при необходимости (например, в случае болезни) он мог их употребить, а в "обыденной" жизни можно пользоваться какими-то принятыми в семье безоценочными и лишенными эмоциональной окраски сокращениями. К примеру, широко распространенный термин "пися" для этого подходит, потому что отражает одну из важнейших функций органа, а "красота", "игрунчик", "малышка" - нет. К подростковому возрасту использование анатомической терминологии в соответствующих ситуациях должно стать для ребенка обычным делом.

Невинные вопросики

Как известно, у каждого ребенка наступает возраст "почемучки", когда он пытается осмыслить себя и окружающий мир. И вопрос "откуда я появился" в череде других является следствием обычного любопытства, а не интереса к тому, чем интересоваться еще рано. При этом для девочки ответ на него более важен, чем для мальчика, поскольку уже в возрасте 3-4 лет малыши осознают, что дети появляются только у женщин, и что в будущем именно девочкам суждено стать мамами.

Родителям нужно поощрять ребенка задавать любые вопросы. Получение правдивых и понятных ответов зачастую исчерпывает или снижает интерес к щекотливой теме (как и ко многим другим), в то время как уход от обсуждения нередко разжигает тайное, тщательно скрываемое любопытство.

Малыш не должен испытывать смущения, спрашивая "про это". Задавая конкретный вопрос, он имеет право получить четкий ответ в доступной для него форме. После ответа надо убедиться, что ребенок его понял. Если родители не в состоянии ответить на все, что интересует их ребенка в этой области, лучше признаться в этом и пообещать найти ответ. Можно обратиться к более знающему человеку, к специальной литературе. А прежде чем дать ответ, взрослые должны подумать, действительно ли он соответствует вопросу.

К примеру, если кроха спрашивает: "А как малыш из маминого животика на свет появляется?", то ответ вроде: "У мамы для этого есть маленькая дырочка, которая может стать большой, а потом опять маленькой. Через нее малыш и выбирается. А некоторым мамам делают укол и разрезают животик", - походящий. А вариант: "Малыш появляется, как Бог (врач) решит", - не годится.

Чем старше становится ваш ребенок, тем больше у него должно быть возможностей для дискуссий со всеми членами семьи. Ему необходимо чувствовать, что выражать свое мнение и задавать вопросы - нормально. В любом случае жизненно важно, чтобы предположения и идеи ребенка высказывались вслух, были услышаны. Кроме того, малышу надо знать, что любые, даже "щекотливые" темы, могут спокойно обсуждаться в семье и что он всегда может сказать о том, что его беспокоит, и будет услышан. Это имеет значение не только для общей свободы личности, но и для физической безопасности крохи.

Пример рассказа на тему "Откуда берутся дети"

Мама и папа встретились и полюбили друг друга. Они захотели, чтобы у них появился ребеночек. Для этого мужчин и женщин есть специальные клеточки, которые должны соединиться у мамы в животе. Папа и мама соединяют свои половые органы, и папина клеточка переходит к маме. Иногда, если папа или мама болеют, врачи помогают пересадить эти клеточки. Потом из них начинает расти малыш. Он живет в животе примерно 9 месяцев и выходит на свет через половые органы. Иногда, если младенец не может выйти сам, врач делает маме укол, разрезает животик и достает ребенка. Это не страшно. И потом они живут все вместе и любят друга, и могут родить еще братика или сестричку. Такого объема информации обычно вполне достаточно для ребенка пяти-шести лет; а в три - четыре года малыш наверняка удовольствуется еще более поверхностным рассказом.

Проблема или норма?

В свою очередь, аспекты психосексуального развития детей, вызывают много вопросов у их родителей. Например:

Могут ли взрослые при ребенке заниматься сексом? Около 80% новоиспеченных пап и мам практикуют сексуальные отношения в одной комнате с бодрствующим новорожденным. В этом нет ничего страшного - в конце концов, нередко у молодых родителей нет никакой другой возможности побыть друг с другом. Но чем старше становится ребенок, тем осторожнее и деликатнее должны становиться взрослые. Если в глазах малыша читается вопрос: "А что это вы делаете, а?" (обычно это происходит, когда возраст ребенка приближается к году), пора "конспирироваться". Бурное речевое развитие ребенка тоже служит предостерегающим напоминанием. А уж если дитя, которого родители до сих пор считали несмышленым карапузом, имитирует половой акт, его совершенно точно пора изолировать от подобного зрелища (и звукового сопровождения).

Несмотря на обстоятельные ответы "по возрасту" со стороны взрослых, ребенок никак не оставляет щекотливую тему в покое? Временный неуемный интерес к любому явлению - это нормально, а оттенок неприличности разговорам о телесных явлениях придают прежде всего взрослые. В то же время, чем дальше заходит любопытство ребенка, тем более сдержанными и тактичными должны быть реакции родителей. К примеру, мама может подробно объяснить ребенку, где находится дырочка, через которую рождается младенец, и даже схематично это нарисовать, если объяснений недостаточно, но ей нельзя показывать эту "дырочку" малышу на своем теле. А на его настойчивые просьбы надо объяснить, что так не делают. Просто нельзя, и все. Спокойствие и сдержанность со стороны взрослых должны сделать свое дело. Если же детский интерес по-прежнему никак не утихает, стоит выяснить, не получает ли ребенок нежелательную информационную подпитку извне (например, от приятеля), не травмировало ли его хрупкую психику какое-то событие. В этом может помочь разобраться детский психолог, сексолог, психиатр.

Ребенок часто мастурбирует? Мастурбация является почти универсальным аспектом психосексуального и социального развития, и в большинстве случаев она имеет адаптивное значение, а также вносит вклад в развитие способности к получению удовольствия от сексуальной стимуляции. Пресекать это явление бесполезно (разве что ценой глубокой невротизации маленькой личности), хотя, безусловно, специально поощрять не надо. Взрослым не следует тут же отвлекать ребенка (любого, не только раннего возраста) знаками своего внимания или подчеркнутой лаской.

Подобная мера может быть чревата тем, что малыш на подсознательном уровне быстро усвоит: если он будет делать "так", то мама (или другой близкий человек) тут же обратит на него внимание. Если мастурбация имеет место в разовых случаях или время от времени, то вообще не нужно обращать на это внимание. Если же ребенок, по мнению родителей, мастурбирует слишком часто, нужно спокойно, мягко, дружелюбно отвести его руки, одеть его, вместе заняться каким-нибудь делом, и пусть малыш какое-то время, пока не "успокоится", побудет рядом со взрослыми. Лучше всего отвлекают занятия, требующие участия обеих рук: мозаика, кубики, лепка, уборка в комнате. Меньше всего подходит просмотр телевизора (т.е. любое созерцание, овладевающее сознанием). Смысл "правильной" реакции родителей в том, чтобы ребенок понял: здесь нет ничего плохого, но надо учиться себя контролировать (я - хозяин тела, а не тело - мой хозяин).

При этом родителям необходимо особо тщательно подбирать для малыша нательное белье - так, чтобы оно достаточно плотно прилегало к телу (тогда под него неудобно засовывать руку), но в то же время одежда не должна быть мала, чтобы не натирать и не сжимать половые органы. Во-первых, это вредно, во-вторых, может само по себе являться источником нежелательной стимуляции. Малыш может забыть, что, например, нельзя мастурбировать на людях. Нужно тактично напомнить ему об этом, но ни в коем случае не ругать и тем более не кричать, потому что именно это и способно привести к патологическим фиксациям и проторенной дорожке мимо ЗАГСа в кабинет сексопатолога. Спокойная же реакция родителей помогает сыну или дочери усвоить, что мастурбация - это не что-то ужасное, а скорее весьма интимный процесс, который требует уединения. Жестких и единообразных норм частоты мастурбации нет, но если мама или папа застают малыша за этим занятием регулярно, есть смысл обратиться к детскому специалисту - психологу, сексологу или психиатру "общего профиля" - сначала без ребенка. В ряде случаев частая и навязчивая мастурбация может говорить о дискомфортных ощущениях в тазовой области (в том числе и о банальных глистах).

До какого возраста ребенка родители могут ходить при нём обнаженными? Открытое и спокойное отношение к наготе в семье поможет малышу не воспринимать свое тело как нечто такое, что всегда надо скрывать. Если дети никогда не видят своих родителей голыми, им наверняка очень любопытно, как взрослые люди выглядят без одежды. Кроме того, ребята могут испугаться, неожиданно увидев голого человека. Отношения мама-сын, папа-дочь особой разницы здесь не имеют. Однако практика ничем не сдерживаемого обнажения вовсе не обязательна, и никогда не стоит вести себя таким образом, чтобы что-то заставило родителей или детей стыдиться. Никто не должен быть более откровенным, чем может себе это позволить. Иначе говоря, пока ни родителей, ни ребенка вид голого тела не смущает, можно спокойно раздеваться друг при друге. Если же родители понимают, что ребенку неприятно видеть их обнаженными, или, напротив, он испытывает особый интерес к нагому телу взрослых, лучше избавить его от подобных сцен и, с другой стороны, дать ему возможность переодеваться наедине.

Игра "в больницу"

В дошкольном возрасте дети часто играют в "больницу". Большинство малышей ограничиваются "уколами" (как традиционно "самым страшным" в болезни), приемом лекарств и тому подобными процедурами. Но иногда по сюжету игры малыши раздеваются, рассматривают, касаются половых органов друг друга. Это нормальное возрастное явление. Многие ученые сходятся во мнении, что фазу половых игр (то есть игр, связанных с рассматриванием и даже ощупыванием тел друг друга, в том числе и другого пола) ребенок должен пройти обязательно, и что развитие детей, лишенных половых игр, страдает пробелами.

Взрослым, заставшим малышей за таким занятием, не стоит тут же разгонять всю компанию, давать волю гневу или страху, пытаться впредь тотально контролировать детское общение. Гораздо полезнее во время их игры ограничиться тактичным наблюдением, а после (лучше не сразу, но в тот же или на следующий день) побеседовать с ребёнком наедине, но как бы между прочим, не заостряя на этом внимания: выделяет ли он эту игру в череде остальных, какие чувства она вызвала, что в ней понравилось и не понравилось, хочет ли он играть еще.

В норме откровенный интерес к раздеванию, взаимному рассматриванию и прикосновениям длится недолго и его проявления можно заметить у ребенка один-два раза или эпизодически. Сама игра при этом не вызывает у детей смущения (а смущение в беседе с родителем носит поверхностный характер) и не кажется дошкольникам чем-то особенным. Реальными же поводами для тревоги в подобных случаях могут быть:

  • оттенок навязчивости или агрессивности со стороны хотя бы одного участника;
  • участие в игре ребенка на 3-4 года старше остальных (не говоря уже о половозрелых особях);
  • участие в игре ребенка, существенно отличающегося от других физическими размерами (если слишком маленький или слишком большой ребёнок становится объектом навязчивого интереса или насмешек).

6-летние дети могут имитировать половой акт - в этом возрасте интерес к нему максимален, - но принуждение к таким действиям однозначно выходит за границы нормы, равно как и попытки вводить любые предметы в анус или вагину себе или другим детям. И, конечно, если ребенку такая игра оказалась неприятна, родители с ним вместе должны подумать, как впредь ее избегать.

Барби не виновата!

Родители часто спрашивают о том, какое влияние оказывают на детей куклы с анатомическими подробностями - Барби или Синди с развитой грудью, Кен с половым членом. Сами по себе такие игрушки не "развращают" малышей. Для обычных детей половые признаки у кукол имеют такую же ценность, как прилагающиеся к ним набор посуды, дом, автомобиль.

Двадцать пять лет назад вне конкуренции были "мягкие" куклы с закрывающимися глазами и с пищалками, теперь - с грудью и попой. Но использование их в систематических (не разовых!) играх с подчёркнуто эротическим сюжетом и явное предпочтение их любым другим игрушкам отличает детей с нарушенной психикой, прежде всего - перенесших сексуальное насилие. Вопрос приобретения такой игрушки, равно как и любой другой, решается в зависимости от ее качества, желания ребенка, эстетического вкуса потребителя и возможностей семейного бюджета.

Усилия в половом воспитании теряют всякий смысл, если у родителей нет с ребенком общего языка. Ничего страшного, если взрослым не удастся преодолеть смущение и описать сыну или дочери половой акт, а потом прямо ответить на вопрос: "И вы с папой тоже?.. И до сих пор?!". Гораздо хуже, если малыш думает, что спрашивать об этом нельзя, - значит, ему не хватает доверия к маме и папе.

Бессмысленно прививать ребенку отношение к своему телу как к безусловно прекрасному, если он подвергается физическим наказаниям. Сын или дочь никогда не поймут, какие чувства взрослым может принести интимная близость, если все их детство проходит на фоне родительских перепалок. Есть вещи, которые никто, кроме матери и отца, дать человеку не может. Надо не только любить своего ребенка, но и каждую секунду помнить об этом.

Почему важно выстраивать с ребенком доверительные отношения - обо всем этом рассказывает детский практикующий психолог Ольга Перекопайко.

Эксперт также рассказываем о том, почему правильно образовывать детей на тему их сексуальности, как делать это правильно и дает простые, но действительно полезные и .

Ольга Перекопайко,
детский психолог,

Большинство взрослых считает, что разговоры на тему сексуальности и полового воспитания стоит начинать в . А вот и нет.

Процесс идентификации пола (половой идентичности) начинается в раннем детском возрасте и уже тогда родителям необходимо знать, как же нужно себя вести и как реагировать не те или иные детские любопытства и проявления. Мы же как родители искренне хотим, чтобы наши дети любили и принимали свое тело, были гармоничными и, конечно же, удовлетворенными. Рассмотрим некоторые ситуации на конкретных примерах.

Когда ребенок начинает рассматривать свое тело, проявлять интерес к своим гениталиям, не стоит ругать его за это и в испуге кричать: «убери руки, нельзя так делать!». Очень даже можно, ведь ребенку это просто интересно и никаких извращений в этом нет: он познает свое тело точно так же, как познает окружающий мир. После того, как он рассмотрел и ощупал себя - со всем любопытством приступит осматривать других людей.

В детском саду это знакомство с собой и сверстниками происходит более динамично и незаметно, так как там есть общий туалет и тихий час. И не стоит поддаваться истерике нянечки, которая говорит, что ваш ребенок «трогал» мальчика или девочку, и ругать его за это. Лучше купите ребенку пупса-мальчика и пупса-девочку с половыми органами, чтобы ребенок наглядно видел, в чем отличия мальчика от девочки.

Также с юного возраста . Папа вполне может купаться с сыном и учить, как правильно это делать, а девочка, соответственно, принимать ванну с мамой. И очень важно называть все своими именами, половые органы в том числе.

Я, как психолог, сталкивалась с тем, что дети в десять-одиннадцать лет не знают названий . Это неграмотность и стеснительность, в первую очередь родительская, ведь зачастую взрослые сами не могут произнести слова «пенис», «вагина» и т.д. Конечно, вы можете дать свое уникальное, секретное имя половым органам, но, вместе с тем, дети должны знать правильные и понятные названия своих частей тела. Они в книжках по анатомии уж точно написаны, значит официально признаны и ничего постыдного и пошлого в этом нет. В помощь вам может послужить замечательная книга «Откровенный разговор об этом» (ТОВ «Видавництво» Країна мрій»).

Недавно меня пригласили в 4-й класс одной киевской школы, чтобы разобраться в очень деликатной и ужасной, по мнению родителей и классного руководителя, ситуации. А дело вот в чем: один мальчик подначивал других детей играть во «взрослые игры» с девочками. Во время перемен на улице привязывали девчонок к чему-то и приставали к ним. Могли зажать девчонок под кустами и т.п. Конечно, родители в панике начали бить во все колокола, ополчились против рано, по их мнению, созревшего беспредельщика и его родителей, уже написали заявление на имя директора на исключения мальчика из школы. Эмоции просто зашкаливали. А на самом деле произошла банальная вещь в эпоху вседоступного интернета: мальчик насмотрелся порнофильмов и рассказал об увиденном одноклассникам, чем заработал себе авторитет. И они начали экспериментировать во время прогулок. Классный руководитель, точно так же, как и родители, не готова была проявлению сексуальности у детей в столь раннем возрасте, поэтому сразу сработали защитные реакции и проявилась агрессия в сторону «информатора» и зачинщика.

На самом деле - это очень показательный пример того, что если детям интересна какая-то информация, то они ее получат любыми способами и эти способы будут далеко не всегда правильными и позитивными, да и сама информация может быть искаженной и далекой от действительности. Поэтому, если вы столкнулись с малейшим проявлением интереса вашего, казалось бы, еще не готовому к этому разговору, ребенка, срочно находите время и слова, чтобы ответить на все интересующие его вопросы, подсовывайте нужные книги, давайте просматривать информативные мультики, их сейчас предостаточно.

Не знаете, как это сделать, сходите на консультацию к психологу. Важно, чтобы ребенок получал интересующую его информацию из уст родителей, тогда у него сформируется понимание того, что, если он настолько волнующие и интимные вопросы может с вами обсуждать, значит и всем остальным не постыдно и можно делиться. И поверьте, когда у вашего чада будет влюбленность, разочарование, радость, переживания - он придет к вам, а не к чужому человеку, за поддержкой и советом.

Еще один важный момент, о чем нужно поговорить с детьми - это эксгибиционизм, и другие психические отклонения. Не стоит пугать детей, но дать информацию и объяснить, как действовать, если они столкнутся с такой ситуацией - необходимо. Это точно такая же информация, как мы учим детей действовать в случае пожара или землетрясения.

К девяти-десяти годам ребенок уже знает многое о своем теле, знает, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о чувствах и взаимности. Обязательно рассказывайте о своих романтических историях, влюбленности, ухаживаниях и свиданиях. Таким образом у ребенка сформируется определенная картинка развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной, и для него она будет правильной, понятной и естественной. Потом можете объяснить, что иногда встречаются люди, которые болеют и в общих словах рассказываете суть заболевания и его проявления. Тут есть очень важный момент: с детства нас приучают заботиться о больных, жалеть и помогать. Так вот, это не тот момент и не тот случай. Жалость и забота здесь не уместны.

«Если тебе что-то непонятно или вызывает смущение, дискомфорт, отвращение - остановись и не делай! Вспомни меня. Я бы тебе такое предложил/а? Нет. И знай, я всегда на твоей стороне, выслушаю и поддержу тебя».

Детям действительно очень важно знать, чувствовать и понимать, чтобы не произошло - дома их поймут и помогут справиться с любой ситуацией.

Рассказывая о разного рода заболеваниях и их проявлениях, также говорите с детьми об их здоровье. Большое значение имеет в равной степени, как психологическое, так и физиологическое развитие ребенка. Так, исследование Института педиатрии, акушерства и гинекологии, которое проводилось на выборке второклассников киевской школы, показало перекос в питании школьников. Дети едят значительно больше вредной пищи, чем полезной, и это влияет на их развитие на физиологическом и психологическом уровнях. И та же эмоциональная нестабильность, пониженная стрессоустойчивость по отношению к внешним раздражителям может быть банально связана с дефицитом и Омега-6, которые они недополучают в пище.

Родительство - это непростая штука, но очень увлекательная и многогранная. Нет таких книг, которые научат быть родителями, есть только информация, к которой вы можете прислушаться, есть ваши чувства, ощущения и специалисты, которые могут быть вам полезны.

Об эксперте:

Ольга Перекопайко - детский практикующий психолог, опыт работы 10 лет, психолог-эксперт телеканала Украина (передача "Говорить Украина"), 5 канала (передача "Полилог"), всеукраинской газеты/интернет издания "Сегодня" .

Интерес к собственной физиологии появляется у детей достаточно рано, но всегда ли это затрагивает и вопросы, связанные с сексом? Какова роль семьи в данном случае? Можно ли доверить школе сексуальное воспитание детей? Как вести себя родителям и на какие вопросы ребенка отвечать? Когда начинать половое воспитание детей и подростков? Кто из родителей должен этим заниматься? Как вести себя в период полового созревания ребенка? Чем отличается сексуальное воспитание дошкольников от подростков?

Начиная с трех-четырех лет малыши задают родителям необычные вопросы, которые нельзя оставлять без внимания

Когда впервые детей начинают интересовать различия между полами?

Обычно такое любопытство появляется в 2 – 3 года, но в это время их волнует не столько сексуальная сторона вопроса, сколько физиологическая. У них появляется интерес к своему телу, и происходит осознание принадлежности к мужскому или женскому полу. Дети обращают внимание на внешние отличия и начинают смотреть на себя и других детей без одежды, пытаются подглядывать за родителями. Возникают вопросы: «Почему мальчики писают стоя, а девочки – сидя?», «Почему у меня нет груди как у мамы?» и так далее.

Как вести себя родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основная обязанность родителей в данном вопросе – не игнорировать интерес малыша и давать ответы спокойно и без стеснения. Ребенок должен осознать и принять сексуальность как одну из сфер своей жизни, что возможно только при доверии родителям и их объяснениям. Когда взрослые начинают смущаться и уходить от ответов, дети чувствуют себя неловко и тоже начинают стесняться. В результате подобные воспоминания, пусть и на подсознательном уровне, могут проявиться уже во взрослом возрасте и доставить проблемы в сексуальной жизни, стать поводом для обращения за помощью к психологу. Не стоит забывать, что основу любого воспитания составляют не только и не столько ответы на вопросы, сколько демонстрация на примере отношений в семье, как вести себя в той или иной ситуации.


Малыши рано замечают различия между полами, что вызывает у них интерес и множество вопросов

Насколько подробно объяснять?

Не стоит пытаться перевести разговор или уйти от ответа – ребенок может найти его с помощью интернета или телевидения, прочитать в книгах или узнать у других детей. Следует удовлетворить его интерес, но не пускаться в длинные путаные объяснения – ваш уже большой малыш должен понять именно интересующие его моменты, поэтому отвечать надо кратко и по существу. Бывает так, что дети по нескольку раз задают один и тот же вопрос, иногда по-разному его формулируя. Обычно это свидетельствует о том, что ваш ответ ребенку не понятен, поэтому уточняйте вопросы и переспрашивайте его до тех пор, пока тот не успокоится и не прояснит для себя все интересующие его моменты. При этом вдаваться в подробности не лучшее решение, излишние детали могут оттолкнуть или напугать ребенка.

Матери или отцу отвечать на вопросы?

Для дошкольников нет особой разницы в том, кто будет отвечать на их вопросы. Потом лучше распределить обязанности следующим образом: беседы с сыном поводит отец, а с дочкой – мать. Представителю другого пола сложнее будет объяснять физиологические особенности и ответить на все вопросы ребенка, тем не менее, в какой-то момент потребуется совместные усилия, чтобы удовлетворить его здоровое любопытство. Такие разговоры необходимы для определения собственной половой принадлежности.

Что говорить о зачатии?

Примерно в возрасте четырех лет появляется вопрос: . При этом чаще всего интересует не сам процесс зачатия, а история собственного появления на свет. Здесь важно объяснить не столько физиологическую сторону вопроса, сколько роль испытываемых людьми при этом чувств.

Можно ответить, что если двое взрослых любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребенок, то они выражают это через ласки и прикосновения, в результате у мамы в животе происходит формирование маленького зернышка, из которого и вырастает потом малыш.

Это удовлетворит детский интерес и поможет почувствовать свою важность и значимость для родителей. Позднее, по достижению школьного возраста, можно объяснить и физиологический аспект процесса – о проникновении мужского фаллоса в женское влагалище и выделении им спермы, о встрече сперматозоидов с яйцеклеткой и оплодотворении последней. Тем не менее, слишком вдаваться в подробности пока еще рано – ребенок просто не поймет их до конца.


Обязательно давайте ответы на вопросы ребенка, но насколько развернуто - зависит от возраста малыша

Удовольствие от секса – что говорить по этому поводу?

Узнав историю собственного рождения, ребенок начинает интересоваться и тем, какие ощущения испытывали взрослые, не было ли им больно, получали ли они удовольствие. Не бойтесь отвечать на подобные вопросы и расскажите, что заниматься сексом и получать от него положительные эмоции – это абсолютно естественно. В результате ребенок получит еще одно подтверждение того, насколько родители ему рады и желали его появления, а также сделает первые шаги в осознании отличий занятий любовью от процесса воспроизводства вида. Здесь стоит сделать особый акцент на том, что сексом должны заниматься между собой только взрослые.

Скрывать свою наготу от ребенка или нет?

Впадать в крайности в этом вопросе не стоит – до исполнения ребенку трех лет сильно скрывать свою наготу нет необходимости. Со старшими детьми стоит проявлять целомудрие и не смущать их своей наготой, ведь тела ребенка и взрослого сильно отличаются, и подобная разница может привести к появлению комплексов и ненужных фантазий. Вполне допустимо в семье, если мать и дочь или сын и отец будут видеть друг друга обнаженными при переодевании на пляже или в бассейне, но стоит избегать подобных ситуаций с родителем другого пола – так вы избежите лишних тревог и волнений.

Необходимо обратить внимание и на важность личного пространства для человека, недопустимость заходить в уже занятый санузел или комнату, когда там переодеваются. Не позволяйте детям трогать свои половые органы и грудь (для мамы), поскольку это интимные части тела. Уходите от подобных прикосновений и объясните ребенку, что его касаться в этих местах тоже никто не должен

Удовлетворить детский интерес к наготе человеческого тела можно с помощью картин и статуй, обращая внимание на их красоту и гармоничность. В возрасте 3 – 5 лет (психосексуальная фаза развития) дети нередко представляют себя в качестве мужа/жены своих матери/отца – здесь необходимо разъяснить недопустимость подобных отношений между близкими родственниками или представителями разных поколений. Такие пояснения помогут ребенку защититься от неправомерных действий в свой адрес, например при встрече с педофилом.


Объясните ребенку значение личного пространства, а также неприкосновенность интимных зон человека

Половое воспитание подростков-школьников

Половое воспитание трудно проводить у подростков, с которыми ранее не занимались подобным. Примерно около 10-ти лет заканчивается скрытый (латентный) период сексуального развития и ребенок вступает в подростковый возраст (пубертатный период, период полового созревания). В это время происходит половая идентификация и взросление организма, активный рост и гормональная неустойчивость, при этом психическое созревание не всегда соответствует физическому. В результате наступает кризис подросткового возраста. Он по-разному проявляется у мальчиков и девочек:

  • Мальчики обычно спокойно воспринимают изменение собственного тела и даже гордятся им, однако нередко стесняются поллюций.
  • Девочки, наоборот, больше беспокоятся из-за изменений фигуры – увеличения груди, появления округлостей. Первые менструации также могут вызвать серьезные переживания, и даже страх.

В это время очень важно доверие в семье, и необходимы объяснения родителей, можно даже обратиться за консультацией к врачу, если ребенка что-либо сильно беспокоит.

Мальчикам рекомендуется рассказать о естественности и безопасности ночных семяизвержений, поскольку это физиологический процесс, никак не зависящий от их желаний. Воспринимать их тоже надо без особых волнений, поскольку такое явление характерно для всех подростков. Поводом для беспокойства должны стать отсутствие поллюции или их излишняя частота – так могут проявляться какие-либо нарушения в развитии или функционировании организма, поэтому стоит обратиться к специалисту.

Девочкам необходимо рассказать, что женская фигура и должна быть плавной и округлой, а все происходящие изменения свидетельствуют о вступлении во взрослую жизнь. Мать или другие взрослые женщины в семье должны позаботиться и подготовкой девочки к началу менструаций – пояснить суть происходящего с организмом и значимость для дальнейшей жизни. Стоит предупредить и о возможных переменах в поведении и перепадах настроения, повышенной раздражительности и эмоциональности.


Помогая ребенку найти ответы на волнующие его темы, вы укрепите отношения в семье и почувствуете доверие и уважение со стороны подростка

Зачем мальчики и девочки начинают интимную жизнь?

Сексуальное воспитание, проводимое как с мальчиками, так и с девочками, обязательно должно затрагивать и вопросы, связанные с началом половой жизни. Важную роль играет половое воспитание - как основа формирования здоровой семьи.

Нередко бывает так, что причиной начала половой жизни у мальчиков во время учебы в школе становятся не испытываемые подростками чувства, а любопытство, стремление к самоутверждению, удовлетворение физиологических потребностей. Партнером в такой ситуации может стать любая девушка или женщина, даже малознакомая, но откликнувшаяся на предложение юноши. В результате интерес к партнерше быстро угасает, такая влюбленность не перерастает во что-то большее.

Для девушек же главную роль играют чувства и эмоции, а вступление в половую связь может рассматриваться ими не как самоцель, а только как способ укрепить свои отношения с возлюбленным. Мальчики же отказ от интимной близости могут воспринять, как стремление набить себе цену, а не связать его с внутренними переживаниями партнерши.

Девушкам необходимо знать, что у мальчиков в подростковом возрасте наступает фаза так называемой гиперсексуальности, которая обычно длится 2 – 3 года. В это время их отличает повышенная возбудимость, и возрастает количество эротических фантазий и интересов. Девушки же развиваются иначе – несмотря на более ранее созревание, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, а уже позднее – эротические чувства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.