Нравственное воспитание детей. Нравственное воспитание личности

Будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, люди должны быть определен­ным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требо­вания. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количество разнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является ре­гуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные по­становления государственных органов, разные уставы и инструкции, указа­ния и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность.

Нравственность человека - совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический харак­тер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельност 1 личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каж­дый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережли­вым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т. д. Чтобы осуществ­лять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех от­ношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

отношение к политике государства, к родине, другим странам и наро­дам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее
и личное благо, дисциплина труда);

отношение к общественному достоянию, материальным ценнос­тям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, куль­
тура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);

отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципи­альность и т. д.).

Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычая­ми и традициями. Для этого в этике существуют две моральные катего­рии - добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддерж­ка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло.


Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствий с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое пове­дение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие.

Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное зна­чение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержа­тельной и педагогической действенности.

Таким образом, нравственное воспитание (НВ) - это целенаправ­ленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соот­ветствующих требованиям общественной морали. Как результат нравствен­ного воспитания выступает нравственность человека.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включе­ния учащихся в разнообразные виды практической деятельности и орга­низации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взгля­дов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по ус­воению правил и норм поведения.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеж­дения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свиде­тельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная зада­ча- формирование сознания и организация контроля над ним. Это совмест­ная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:

1) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).

2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).

3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что
такое плохо).

4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).

2. Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие
учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития
у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие,
ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются
методы: личный пример, внушение, совет и т. д.

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений
культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической
деятельности, а также в специально организованных видах деятельности
по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

включение их в морально-гностическую деятельность по осмысле­нию сущности формируемых качеств и способов их проявления;

выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении
норм и правил морали.

НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического ас­пекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы воспитания:

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных про­блем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

♦ Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность:
трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

♦ Создание воспитывающих ситуаций - также один из методов НВ.

♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренин­ги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.

♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощ­рения также способствуют выработке привычек и культуры поведения..
Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной
деятельности детей.

♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков,
относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, кон­ференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников. -

♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является эти­ческая беседа.

Нравственные упражнения - это имитация ситуаций, в процессе
которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и вне­школьной деятельности силами образовательных учреждений и учрежде­ний дополнительного образования; в процессе осуществления всех осталь­ных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе об­щения с природой, под воздействием СМИ и др.

Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их вы­полнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, со­весть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность”.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: “из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. в статье “о нравственном элементе в воспитании ” он писал:

Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы?

4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

на тему «Нравственное воспитание»

Исполнитель: Прокопенко Татьяна Николаевна

группа: 100

Руководитель: доцент кафедры

социальной педагогики

Пищова Анна Владимировна

Введение

2. Методика нравственного воспитания

4. Связь нравственного воспитания с другими видами воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Цель: Рассмотреть в нравственном воспитании цель, содержание и методы.

1. Изучить сущность и цели нравственного воспитания.

2. Рассмотреть содержание нравственного воспитания.

3. Выявить методы нравственного воспитания.

4. Определить связь нравственного воспитания с другими видами воспитания.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.

1. Цели и задачи нравственного воспитания

нравственный воспитание личность

Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания. Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду. «Нравственные нормы» - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. «Воспитание» - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. «Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания;

2. Воспитание и развитие нравственных чувств;

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание - активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

2. Методы, формы, средства нравственного воспитания

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения.

Выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.

В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Следовательно, можно выделить механизм нравственного воспитания: Знания и представления + мотивация + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

Главная особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.

Вторым средством воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Третьим средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е.она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы:

1 группа: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью). 2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа). 3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

Выделяют некоторые бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Эти методы наиболее эффективны в наше время в процессе нравственного воспитания.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

1.Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. 2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. 3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства. 4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. 5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. 6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества. 7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. 8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали. 9. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, результатов не будет. 10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Также правомерна классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной представляется первая.

В организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

3. Возрастные особенности нравственного воспитания

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Формируются первоначальные основы нравственности. Происходит освоение поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формируется нравственное отношение к природе, забота об окружающих людях, ценностное отношение к труду. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

В подростковом возрасте происходит приобщение к общечеловеческим ценностям(дружба, милосердие и т. д.),формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств. а так же способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т. п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания, профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками.

В юношеском возрасте происходит освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и т. д.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс- конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и миро воззрения старшеклассников в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. На 3 уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям! Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

4. Связь нравственного воспитания с другими видами воспитания

В общей системе воспитания человека физическое воспитание практически неотделимо от других видов воспитания. Естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон воспитания - единство физического и духовного развития человека

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет так называемую спортивную этику. В своих общечеловеческих началах она имеет гуманный характер, что выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т.д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания. Этика физкультурников и спортсменов должна быть подчинена в конечном счете высшим формам общечеловеческих нравственных норм.

Физическая культура и спорт предоставляют действенный материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Не без основания физическую культуру и особенно спорт называют "школой эмоций", "школой воли", "школой воспитания". Как и любые средства воспитания, физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания широко пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнение - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Путь к физическому совершенству - это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей "природы" - он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое воспитание неразрывно связано с нравственным и другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия.

Заключение

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Можно сделать выводы, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

Полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

Знание “механизмов” формирования нравственности;

Умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. Нравственное воспитание имеет своей задачей формирование чувства долга, ответственности по отношению к самому себе, в отношении других людей, общества. Родины. Эти качества возникают у людей только ценой собственных усилий, настойчивости каждого человека прежде всего по отношению к самому себе. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в определенном возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Список литературы

1. Бабаян, А.В. О нравственном воспитании /А.В.Бабаян, И.А.Сикорский, // Педагогика. -2004. - №10. - С. 66 - 74.

2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / Е. Г. Речицкой [ и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. -- 389 с.

3. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова; под общ. ред.Е. Ф. Сивашинской. - Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.

4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003. - 287с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Механизм нравственного становления личности. Задачи нравственного воспитания, основные факторы, средства и методы. Личный пример, фольклор, связь поколений, идеал. Национальное своеобразие воспитания. Духовное богатство народа и народная педагогика.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Диагностика нравственной самооценки и ценностных ориентаций.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников ДО

    дипломная работа , добавлен 27.12.2007

    Исследование нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Изучение механизмов и содержания нравственного воспитания. Выявление отношения дошкольников к нравственным нормам в ходе экспериментального исследования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Актуальность нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования. Роль сказки в воспитании нравственности. Нравственность и воздействие средствами театральных постановок. Игра и нравственность.

    отчет по практике , добавлен 07.05.2012

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека. Сущность, значение, содержание, основные задачи и средства нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Особенности нравственного развития младшего школьника. Агрессия, социопатия, вербальный тип отклонения. Организация нравственного воспитания в современной школе.

Введение

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Проблема нашего исследования актуальна. На рубеже XX - XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».

2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.

3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.

4) изучить ценностные ориентации учащихся.

5) описать опыт нравственного воспитания школьников.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ практического осуществления нравственного воспитания на уроке.

Понятие нравственного воспитания

Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»?

«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М.: Академия, - 1995. - с 144, - определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

В. И. Даль считал, что «нравственный» - противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «къ умственному относится истина и ложь; къ нравственному - добро и зло» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558.; второе определение понятия «нравственный» по В. И. Далю: «Добронравный, доброд?тельный, благонравный; согласный съ сов?стью, съ законами правды, съ достоинствомъ челов?ка, съ долгомъ честнаго и чистаго сердцемъ гражданина» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558.. Что же составитель словаря относил к нравственному? В. И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христiанская в?ра заключаетъ въ себ? правила самой высокой нравственности. Нравственность в?ры нашей выше нравственности гражданской: первая требуетъ только строгаго исполненья законовъ, вторая же ставитъ судьею сов?сть и Бога» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558. Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю - духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали.

«Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М. - 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Современная литература также отражает понятия нравственности. «Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2.система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь». Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005. - с. 206.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «НРАВСТВЕННОСТЬ, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в «Философии права» (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы: Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т. п.» Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 171.

Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус -- ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия «Н.в.».

… Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении -- как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см. Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей» Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 169 - 171..

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания» Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987. - С. 92.

Нравственному воспитанию многие великие педагоги придавали большое значение.

«Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» Соблиров, Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Зарубежные педагоги по разному смотрели на нравственное воспитание.

«В своей работе «Новые вводные лекции по психоанализу». Фрейд пишет о том, что в человеке все определяется бессознательным началом -- инстинктами, наследственностью. Именно бессознательное роднит психику животных и человека... Опираясь на этот вывод, он считает, что воспитание бес сильно что-либо изменить. Но Фрейду, человек -- существо чувственное, сексуальное и нравственность в его жизни не играет решающей роли. В соответствии с этой теорией, поведение ребенка таинственно и регулируется глубинными мутационными, неуправляемыми процессами, в связи с чем не подлежит нравственно регуляции и саморегуляции» Гурин, В. Г. В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 17..

«Крупный представитель бихевиоризма -- Б. Скиннер считает, что личность не опосредует свои поступки мотивами и целями, а поведение человека контролирует социальная среда. В итог поступки теряют нравственный смысл для личности, поскольку оценка дается внешней средой, а не ею самой … Б. Скиннер утверждает, что человек, подобно машине, подчиняется строгим законам» Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 17 - 18..

«Опираясь на взгляды Дж. Дьюи, это направление [«прогрессивистский путь»] развивает Л. Колберг... Его позиция основана на идее идентификации прогресса общества и развития личности. Поэтому он считает, что, стимулируя нравственное развитие личности, совсем не обязательно вкладывать в это какое-то определенное содержание... Л. Колберг считает, что осуществить воспитание -- это создать условия, которые обеспечат учащимся моральное совершенствование» Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 21..

Однако следует понять, почему один человек нравственный, а другой - нет. «Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, убеждения и выработанная привычка. … Нравственные убеждения - это синтез знаний о должном и ценностном, эмоций и чувств, т.е. нравственных переживаний поступков, связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. В этой триаде … именно эмоциональная составляющая - центральное связующее звено. Ибо знания о нравственной культуре усваиваются, если они переживаются как ценность… В основе эмоционально-нравственной культуры - нравственные чувства» Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169..

Итак, нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

При осуществлении нравственного воспитания возникает ряд проблем. « … Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд непреодолимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н. в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя вверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразно «повивальное» искусство (Сократ. И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнении и т д.). Н. в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств: ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность, можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства», как нет средств, которые ведут к нравственности, так и нравственность не может быть средством ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.

Возникает ещё одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н. в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики музыки и др.) учат добродетели.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл. о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно черед поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других» Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

«Н.в., может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путем навязывания им через жёсткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности)» Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.. Такая форма нравственного воспитания неправильная, даже опасная.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.