Известные композиторы и художники жившие в. Невероятные истории из жизни великих композиторов

Самого масштабного заработка Шуберту едва хватило раздать долги и продержаться несколько недель. А опись всего имущества композитора после его смерти с легкостью уместилась в 4 строчки.

Мы подготовили несколько любопытных историй из жизни великих композиторов.

Сколько стоит Шуберт?

Фрагмент картины Джозефа Абеля (1764–1818), на которой, по предположению искусствоведов, изображен молодой Франц Шуберт

Весной 1828 года, 26 марта, Шуберт наконец-то согласился составить концерт из собственных произведений. Потребность в деньгах и известности чувствовалась все сильней. Пресса откликнулась неохотно - первый отзыв был напечатан в Дрездене 12 июня, 2 июля сдержанная рецензия вышла в Берлине. Венская пресса обошла событие стороной.

Тем не менее концерт собрал 800 флоринов - самый масштабный заработок всей шубертовой жизни. Он тут же купил себе наконец собственное фортепьяно взамен прежде арендованных, сводил Бауэрнфельда на концерт Паганини, раздал долги, и через несколько недель оказался на той же мели, что и прежде.

В ноябре того же года Шуберт умер. Опись всего его имущества после смерти выглядела так:

3 вечерних фрака, 3 сюртука, 10 пар брюк, 9 жилетов;

1 шляпа, 5 пар туфель, 2 пары сапог;

4 сорочки, 9 шарфов и платков, 13 пар носков, 1 простыня, 2 покрывала;

1 матрас, 1 подушка, 1 одеяло.

«Музыкальная забастовка» Йозефа Гайдна

Гайдн Франц Йозеф, портрет работы Томаса Харди (1792)

Тридцать лет служил Гайдн у венгерского князя Эстергази и тридцать лет он оставался «крепостным слугой». Несмотря на то, что композитор уже получил всеобщее признание, он должен был во всем подчиняться князю Эстергази. Ни Гайдн, ни музыканты капеллы не имели права покидать резиденцию князя, пока он был там. А князь уезжать из резиденции не торопился. Музыканты капеллы устали от жизни без отдыха, что вынудило их обратиться к Гайдну за помощью.

И Гайдн нашел выход. В 1772 году к очередному празднеству он написал новую симфонию. Гости об этом были предупреждены заранее, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта.

И вот зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты… Симфония зазвучала… Вдруг… Один из валторнистов отыграл такты своей партии, закрыл ноты, затем сложил свой инструмент, потушил свечу на пюпитре… и ушел! Гайдн, будто не замечая, продолжил дирижировать.

Флейтист сыграл свою партию и тоже закрыл ноты, потушил свечу и ушел. Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист покидают сцену. Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты…

Что же Гайдн? Неужели не слышит?
Замер последний звук. Погас последний огонек. И в беспросветно темном зале остался лишь густой запах свечного нагара.

Гайдн победил. Князь понял намек и на следующее утро покинул свою резиденциию, дав музыкантам возможность отдохнуть от служения.

Бах и Маршан. История несостоявшейся дуэли

Портрет Иоганна Себастьяна Баха (1746)

Игра французского органиста Луи Маршана настолько восхитила немецкую публику, что все твердили, что он затмил собой всех немецких исполнителей. Но тут до короля дошли слухи о музыканте Бахе из Веймара, искусство которого якобы являлось вершиной мастерства. Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден и допущен слушателем на концерт при дворе.

На концерте Маршан сел за клавесин и выступил с одной из французских арий, дополняя ее блистательными вариациями. Публика разразилась громкими аплодисментами. После выступления Баха пригласили опробовать клавир. Он сел за клавиши, и зал замер в удивлении: Иоганн Себастьян начал играть ту же композицию, что исполнял Маршан. Бах услышал ее в первый раз в жизни, что не помешало ему безошибочно повторить все вариации французского органиста и добавить собственных - более сложных и искусных.

Историк Фридрих Марруг писал: «Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к состязанию в игре на органе и набросал на листке бумаги тему для импровизации, господин Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счел благоразумным удалиться из Дрездена».

Таким образом, творческая дуэль так и не состоялась. Маршан отбыл из Дрездена ранним утром. Победа без состязания была присуждена Баху, что, правда, нисколько не отразилось на общем положении Баха. Дрезден по-прежнему продолжал упиваться иностранными талантами и тратить на них огромные деньги, а милостиво отпущенное Баху вознаграждение не дошло до него, застряв в карманах дворцовых чиновников.

Последнее произведение Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт, Барбара Крафт

Год выдался тяжелым: Моцарт страдал от безденежья и долго болел. Однажды в дверь постучался незнакомец, одетый во все черное.

Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
- Пусть будет так. Чего же он хочет? - ответил Моцарт.
- Он только что потерял близкого человека. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, - сказал незнакомец и удалился.

Идея создания реквиема глубоко захватила Моцарта. Он работал с невероятным увлечением. Вот только состояние здоровья композитора становилось все хуже. «Видно, для самого себя пишу я этот Реквием», - не раз говорил он жене и друзьям. Странная таинственность незнакомца только усугубляла положение и действовала угнетающе на возбужденное воображение композитора.

Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены его болезненным видом и уговорили отложить работу и лечь в постель. Он согласился при условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. А своему любимому ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать необходимые указания по завершению Реквиема.

Около часа ночи Моцарт скончался.

Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась просто. Граф Франц фон Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым композиции, переписывал их и выдавал за собственные. Потеряв жену, граф решил почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел разговор с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность переговоров.

Тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников. Много лет спустя была сделана попытка отыскать останки великого композитора. Но безрезультатно.

Ныне на венском кладбище можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет.

Великие композиторы оставили после себя бесценное наследие в виде гениальных музыкальных произведений. Жизни гениев априори не могут быть скучными и неинтересными. В этом обзоре собрано несколько неизвестных, но занимательных фактов из биографий некоторых композиторов.

Йозеф Гайдн

Однажды, будучи прославленным композитором, Гайдн увидел на пороге своего дома мясника. Тот попросил у маэстро написать менуэт для свадебного марша в честь его дочери. Гайдн согласился и уже через день отдал мяснику заветный менуэт. Спустя пару дней композитор услышал громогласную музыку с улицы, в которой он с трудом узнал свое произведение. Открыв дверь, Гайдн обнаружил у себя на пороге довольного мясника, его дочь и мужем, толпу странствующих музыкантов и огромного быка с позолоченными рогами, который был преподнесен в дар композитору. После этого менуэт до-мажор стал называться «Менуэтом быка».

Франц Петер Шуберт

Знаменитый австрийский композитор Франц Петер Шуберт написал свою первую серьезную симфонию в 17 лет. В последующие 15 лет своей жизни он создал немало гениальных произведений, но пресса почему-то отказывалась их публиковать. От этого композитор жил более чем скромно и отчаянно нуждался в финансах. Наконец в возрасте 32 лет Шуберт устроил концерт из своих произведений и собрал 800 флоринов (его первый серьезный гонорар). Этих денег композитору хватило, чтобы наконец приобрести фортепиано и раздать долги. Через пару недель Шуберт снова оказался в нужде. В том же году великий композитор умер, а перечень его имущества состоял всего лишь из нескольких костюмов, пары сапог, матраса, подушки и одеяла.


Иоганн Себастьян Бах

В 18 веке невероятно популярными при королевских дворах были выступления музыкантов, композиторов. Так, однажды в Дрезден прибыл французский органист Луи Маршан, который поразил публику своим исполнением. В то же время король прослышал о талантливом Иоганне Себастьяне Бахе. Музыкант из Веймара был приглашен к королевскому двору. Тогда же Луи Маршан выступал с французской арией, дополненной его виртуозными вариациями. После окончания выступления публика ехидно пригласила Баха к клавиру. К всеобщему потрясению Бах в точности исполнил композицию Маршана, притом, что слышал он ее первый раз в жизни. Когда же Бах набрался смелости пригласить Маршана на творческое состязание в игре на органе, француз решил тут же покинуть страну.


Вольфганг Амадей Моцарт

В последний год своей жизни Моцарт отчаянно нуждался в деньгах, а обострившаяся болезнь только усугубляла ситуацию. Однажды на пороге его дома появился незнакомец и от лица своего хозяина заказал у композитора написание реквиема. Со всей своей страстью Моцарт взялся за дело, но из-за ухудшения здоровья казалось, будто он пишет этот реквием для себя. Спустя некоторое композитор скончался.
Тем незнакомцем, который заказывал у Моцарта реквием, оказался граф Франц фон Визьген цу Штуппах. Ему так хотелось называться композитором, что он покупал у музыкантов их работы и выдавал их за свои. Также граф хотел поступить с произведением Моцарта, но этого так и не случилось.

Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказывать бесконечно. Прокофьев гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам, что обувь

ему надевала супруга. Ниже – самые интересные факты из жизни и творчества русских композиторов…

Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки

Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.

Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.Михаил Иванович Глинка.

А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и Людмила» - принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки – 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.

Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: «Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали ».

А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин «в четверть часа под пьяную руку ». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.

Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.

Скрябин - создатель светомузыки

Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке.

Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века.Александр Николаевич Скрябин.

Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.

Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации

Пётр Ильич Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.

Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.

Пётр Ильич Чайковский.

Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку! »

Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.

Римский-Корсаков умер из-за своей оперы

Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель.

Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.

Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.

Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора - 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»:

«Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина »

Композитор Бородин основал Русское химическое общество

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.

Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов.Александр Порфирьевич Бородин.

За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля.

Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.

Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества.

У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.

Прокофьев придумал особый вид шахмат

Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.

Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной».Сергей Сергеевич Прокофьев.

Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.

Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.

Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов

Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор – покинул Россию в 1917 году и осел в США.

Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым.Сергей Васильевич Рахманинов.

Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.

У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.

Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!».

Недалеко от Люцерна, на берегу живописного озера расположилась вилла Сенар. Здесь обрел свою вторую родину великий русский композитор С.В.Рахманинов. Именно здесь он попытался воссоздать атмосферу своего родового имения Ивановки, оставленного навсегда в России после революции 1917 года. «Сенар» - такое название они придумали вместе с женой. В нем соединены их имена «Сергей и Наталья Рахманиновы».

То, что в жизни обычных людей выглядит аномалией, для гениев – практически норма. Особенно странные привычки и эксцентричные поступки свойственны музыкантам — будто принадлежность к абстрактной сфере звуков делает их пришельцами с другой планеты. Интересные факты из жизни композиторов – яркое тому подтверждение.

Отец Бетховена страдал от алкоголизма. Эта склонность была наследственной: бабушку великого композитора сразу после рождения сына отправили в монастырь, чтобы излечить её пристрастие к горячительным напиткам.

Отец Бетховена, мечтавший сделать из сына великого исполнителя, запрещал ему сочинять музыку – ребёнок не должен был отвлекаться. К счастью для искусства, мальчик оказался непослушным.

Хорошо образованный в области литературы, искусства и истории, композитор до конца жизни не ладил с арифметикой. Возможно, причиной этого казуса был вовсе не гуманитарный склад ума, а тот факт, что мальчик с 13 лет фактически содержал всю семью и в школе появлялся редко.

Бетховен, несмотря на внешнюю угрюмость, был удивительно щедрым и великодушным человеком. Он помогал друзьям материально и до конца жизни содержал не только своих младших братьев, но и их детей. А когда рухнул брак его возлюбленной Джульетты Гвиччарди (которая отказалась выйти замуж за Бетховена), он помог деньгами и ей.

Гендель — вздорная футбольная знаменитость


Гендель был человеком вспыльчивым и самолюбивым. Он отказался от присвоения звания почётного профессора Оксфорда, не желая становиться коллегой «этих болтунов». За получение диплома нужно было заплатить небольшие деньги, и это показалось Генделю унизительным. А когда во время репетиции оперы знаменитая певица Франческа Куццони отказалась петь арию в той манере, которую предлагал композитор, тот в ярости в буквальном смысле пытался выбросить её в окно.

Гендель самостоятельно освоил клавесин, случайно наткнувшись на инструмент на чердаке родного дома. Ему было 4 года. Отец композитора был против его увлечения, не считая музыку серьёзной профессией. Не желая огорчать родителя, Гендель поступил на юридический факультет и даже умудрился его закончить.

Гимн европейской Лиги чемпионов – аранжировка произведения Генделя «Садок-Священник». Оно было написано по случаю коронации Георга II и связано с библейской тематикой.

Вундеркинд, игрок и соня


Музыкальный вундеркинд Моцарт с 7 лет гастролировал по миру и был лишён нормального детства. Во время одного из концертов в зал забежала кошка, и мальчик, забыв о слушателях, бросился к ней. А получив в 14 лет звание академика, подросток, в ответ на поздравление отца, попросил позволения «немножко погулять».

Моцарт любил поспать – разбудить его было невероятно сложно. Только один способ срабатывал безотказно: стоило сыграть аккорд, композитор мгновенно просыпался и начинал импровизировать.

Моцарт страстно любил бильярд. За вечер он мог спустить весь свой гонорар – к слову, немаленький: на него в те времена можно было кормить среднюю семью в течение месяца. Привычка жить на широкую ногу и сгубила композитора. Хоронили его как бедняка – в общей могиле.

Бездарный музыкант Чайковский


Первые учителя Чайковского считали его посредственным музыкантом. Он выучился на юриста и даже несколько лет проработал в Департаменте юстиции. Только в 21 год Чайковский решил заняться музыкой, поступив… на курсы для дилетантов!

Композитор отличался невозможной любознательностью. Кроме литературы, истории и искусства он занимался ботаникой и зоологией (оказавшись в Берлине, первым делом побежал в знаменитый зоопарк), астрономией, медициной, интересовался техническими новинками (например, первым в стране опробовал фонограф Эдисона) и обожал раскладывать пасьянсы.

Чайковский женился только в 37 лет. Помешанная на нём Антонина Милюкова завалила композитора признаниями в любви, а он не хотел быть причиной её несчастья. Но фактически брак продлился несколько недель – молодая женщина оказалась отнюдь не Татьяной Лариной. Неудачный брак только укрепил слухи о гомосексуальности Чайковского. Тем не менее, до конца жизни композитор содержал Милюкову и даже помогал её детям, рождённым от других мужчин.

Чайковский был помешан на гигиене и постоянно мыл руки. Парадоксальным образом он умер от холеры, неосторожно выпив сырой воды во время эпидемии. Хотя существует версия, что трагическая оплошность была не случайностью, а самоубийством.


Свиридов своей музыкальной карьерой во многом обязан матери. Ей, крестьянке, за ударный труд во благо СССР была положена награда: корова или рояль. Заметив музыкальные способности сына, она выбрала инструмент и этим определила судьбу мальчика.

Во время учёбы Свиридов жил в общежитие в одной комнате с 20 соседями. Сокурсники пророчески дразнили его «великим композитором» — никто, кроме него, не посещал сочинительский курс.

Всю жизнь этот советский музыкальный гений и обладатель высших правительственных наград арендовал инструмент у Союза композиторов. На покупку своего банально не хватало денег.

Свиридов обожал рыбалку, но при этом отличался чрезвычайной брезгливостью и не мог копать червей. Если же иного выхода не было, Свиридов после этой процедуры часами мыл руки.

Еще один интересный факт из жизни композитора связан с его дневниками. Всю жизнь он вёл записи, используя для этого не только тетради и блокноты, но и магнитофонную плёнку, поля книг и журналов, клочки бумаги, справочники, телефонные книги и даже свои нотные записи.

Химик и музыкальный гений


Бородин – друг и соратник Менделеева – был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке. Он даже открыл абсолютно новаторские для того времени Женские врачебные курсы.

Знаменитый портрет Бородина кисти Репина был написан не с композитора, а с человека, похожего на его. Самого Александра Порфирьевича уже не было на свете.

Однажды в поезд, на котором Бородин и Менделеев путешествовали по Италии, ворвалась австрийская полиция, искавшая сбежавшего политического преступника. Специфическая внешность композитора вызвала подозрения, и Бородина обыскивали и допрашивали больше часа. Когда же его наконец отпустили и поезд тронулся, оказалось, что настоящий беглец действительно прятался в этом вагоне, но полицейские, занятые Бородиным, его просто не заметили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.