Побег костылин ленивый бесхарактерный. Презентация к уроку литературы "Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы" (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: « Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Странная дружба Жилина и Дины»

Цели: осмыслить содержание рассказа «Кавказский пленник»,уметь находить основные проблемы, поднятые автором в произведении, сюжет и композицию; приобщить детей к самостоятельной исследовательской деятельности, развить навыки анализа художественного произведения; воспитать духовно-нравственную личность, умение работать в группе, уважать мнение товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные: Знать понятия: «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений

Предметные: умение оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная разминка

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

Что называется сюжетом в литературном произведении?

Что называется композицией в литературном произведении?

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

3 . Целеполагение.

Беседа. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы.

Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.
- Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары - и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают.

4. Изучение нового материала.

Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
- Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
- Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
- Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей - это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.

Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.

Какими же предстали перед нами герои?

Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).

Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

Работа по иллюстрациям учащихся.

Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого?

5. Физминутка.

Сначала, дети, встанем в ряд,

Чуть попятимся назад.

А потом шагнём вперёд,

Улыбнувшись в полный рот.

Вправо плавно мы качнёмся,

Затем влево повернёмся.

Колени чуточку согнём,

Руки крепко в них упрём,

Плечи дружно разведём

И в итоге - их сведём.

Всё! Закончилась минутка -

Продолжаем слушать чутко.

6 . Закрепление материала.

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

7. Итог урока.

Пришло время делать выводы:

1) Задаются вопросы следующего характера:

Почему удался второй побег Жилина из плена? (Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала).

Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

Как сложилась судьба Костылина?

Кто же кавказский пленник?

Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав?

8. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «С кем бы я пошёл в разведку?»

«Кавказский пленник»
Глава І
1. Почему рассказ назван «Кавказский
пленник»?
2. Кого
назвали в рассказе «кавказским
пленником»?
3. Назовите причину, заставившую Жилина
отправиться в путь.
4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник»
Глава І
5.
Что заставило Жилина и Костылина
оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник»
Глава І
6. Как договорились вести себя герои, уезжая
от обоза, и как себя вели, встретившись с
горцами?

«Кавказский пленник»
Глава І
7. Расскажите о том, как были захвачены в
плен Жилин и Костылин.

«Кавказский пленник»
Глава ІI
8.
Как
определилась
судьба Жилина, а затем
и Костылина в плену?
9. Что заставляет Жилина
торговаться,
дать
неправильный адрес?

«Кавказский пленник»
Глава ІІІ
1.
2.
3.
4.
5.
Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем
отличалась их жизнь в течение месяца плена
в стане врага?
С чьей помощью мы знакомимся с жизнью
горного аула?
Как относятся татары в первые дни плена к
Жилину и Костылину и почему?
Правы ли горцы, называя Жилина «джигит»
и
Костылина
«смирный»?
Объясните
причину такой разницы.
Почему к Жилину стали приезжать местные
жители из близлежащих аулов?

Сравнительная таблица

Качество
1. Смысл
фамилии
2. Внешность
Жилин
Костылин
Жилы - кровеносные Костыль - палка с
сосуды, сухожилия.
поперечиной,
закладываемой под
Жилистый -
мышку, служащая
сухощавый,
опорой при ходьбе
мускулистый, с
хромым людям или
выступающими
тем, у кого больные
жилами
ноги
«А Жилин хоть не «А
Костылин
велик ростом, да удал мужчина
грузный,
был».
толстый,
весь
красный, а пот с него
так и льет»

Сравнительная таблица

Качество
3. Место
жительства
героев
4. Чем питались
пленные?
Жилин
Костылин
Горный татарский аул, сарай
Лепешка
из
просяной муки или
тесто сырое да вода;
молоко,
сырные
лепешки,
кусок
баранины
Только лепешка из
просяной муки или
тесто сырое да вода

10. Сравнительная таблица

Качество
5. Чем
занимались
офицеры?
Жилин
Костылин
«Написал
Жилин
письмо, а на письме не
так написал, - чтобы не
дошло. Сам думает: „Я
уйду“
«Костылин еще раз
писал домой, все
ждал присылки денег
и скучал. По целым
дням сидит в сарае и
считает дни, когда
письмо придет; или
спит»
«А сам все высматривает,
выпытывает, как ему
бежать. Ходит по аулу,
насвистывает, а то сидит,
что-нибудь
рукодельничает - или из
глины кукол лепит, или
плетет
плетенки
из
прутьев. А Жилин на
всякое рукоделье был
мастер»

11. Сравнительная таблица

Качество
6. Мнение
татар о
пленниках
Жилин
Костылин
«Джигит»
«Смирный»

12. Сравнительная таблица

Жилин
Костылин
Делаем вывод
Даём характеристику Жилину и Костылину
Деятельный человек. В
трудной
ситуации
не
теряет силы духа. Все
старания прилагает к тому,
чтобы выбраться из аула,
совершить побег. Все его
поступки
и
дела
подчинены одной цели освобождению.
Пассивен,
ленив,
бездеятелен, скучал, ждал,
когда пришлют деньги; не
умеет приспособиться к
ситуации.

13.

«Кавказский пленник»
Глава ІV
Как прожил Жилин месяц?
Какую хитрость придумал герой,
чтобы взобраться на гору?
Что помешало ему в тот же вечер
совершить побег?
Почему Жилин предложил Костылину
бежать с ним?
Объясните
причину
колебаний
Костылина перед побегом?

14. «Жилин готовится к побегу»

Составление плана рассказа по
материалам III и IV глав
1. Знакомство с жизнью татарского аула.
2. Работа над подкопом.
3. Поиски дороги.
4. Путь побега - только на Север.
5. Внезапное возвращение татар.
6. Побег.

15. Делаем вывод

Посмотрите,
как
ярко,
сильно
может
проявиться характер одного человека и совсем
не проявиться характер другого в одинаковых
обстоятельствах.

16. Делаем вывод

Одного
выручает терпение, выносливость,
хитрость,
смелость,
желание
быть
свободным, вера в свою правоту; другой
не проявляет каких-либо усилий, действий
к тому, чтобы ценой собственных усилий
освободиться из плена, хотя ему тоже
хочется вернуться на Родину.

17. Домашнее задание

Подготовить
рассказ по плану «Жилин
готовится к побегу». На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Главным героем этого произведения является русский офицер Жилин, который случайно попал в плен к татарам.

Есть в рассказе и другой герой, тоже офицер русской армии, Костылин. О пребывании в плену этих людей и повествует Толстой в своем произведении. Жилин и Костылин совершенно разные по характеру. По-разному складываются их судьбы. Они различаются и внешне. Костылин грузный, толстый. Он весь вспотел, пока обоз продвигался к крепости. А Жилина я представляю стройным, очень подвижным.

С первых же событий Толстой показывает, насколько его герои отличаются друг от друга. Когда они уехали вперед от обоза, у Костылина было заряженное ружье. Но как только он увидел татар, тут же про него забыл. Он бросился наутек и совсем не думал, что Жилин в большой опасности и что он с ружьем может ему хоть чем-то помочь. Жилин же, наоборот, когда понял, что не сможет уйти от погони, решил хоть одного татарина зарубить шашкой.

По-разному ведут себя герои и в плену. Костылин сразу же пишет письмо домой, чтобы прислали выкуп. Жилин торгуется. Он думает о матери, которая не сможет найти не только три тысячи, но и пятьсот рублей. Поэтому и адрес на письме он пишет неправильно. Он надеется только на себя. Жилин сразу же решил бежать из плена.

Он очень деятельный. Всегда что-то мастерит или ходит по аулу. Но не просто так. Жилин высматривает путь к побегу. В сарае он делает лаз. В это же самое время Костылит только спит или «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет». Он не пытается что-то предпринять самостоятельно для своего спасения. Лишь только надеется на других.

Во время побега Костылин подвел и себя, и своего товарища. Он не думал об осторожности. Когда стало больно ноги, Костылин закричал, хотя знал, что совсем недавно мимо них проехал татарин, и своим криком он может привлечь его внимание. Так и случилось. А Жилин снова думает не только о себе но и о своем товарище. Он не бежит из плена один, а зовет с собой Костылина. Когда Костылин не может больше идти от боли в ногах, Жилин несет его на себе, потому что «не годится товарища бросать».

Несмотря ни на какие трудности, Жилин все же спасается из плена. Он знает, что ему не на кого надеяться. Поэтому спасти себя он должен сам. Он сильный по характеру человек. Ему все удается. А Костылин слабохарактерный. Он надеется на других. Поэтому чуть не погибает в плену. Его выкупили чуть живого. Вот так разные характеры влияют на судьбу каждого из героев.


Кавказский Пленник: Жилин и Костылин - две разные судьбы. Краткое сочинение. За помощь дам 70 баллов.

Ответ:

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-ые годы XIX века. На Кавказе в то время шла война русских с горцами. В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили с самим писателем и его сослуживцами во время их службы на Кавказе. Однажды он со своим другом чудом ушёл от погони. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей. Задумываясь над судьбами главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина, обращаешь внимание на их фамилии. Они даже рифмуются, а по значению противоположны. Жилин от слова «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, упругий, а Костылин от слова «костыль» - палка для хромых, бессильных. Внешность у них тоже разная. «Жилин хоть и не велик ростом, а удал был». «А Костылин мужчина грузный, толстый». Однажды Жилину пришло письмо от матери, которая просила его приехать к ней. Любящий сын сразу же отправился в дорогу. Поехал он с обозом за крепость. Обоз шёл медленно. Выехал Жилин вперёд, подъехал к нему другой офицер – Костылин, решили они ехать дальше одни, без обоза. Тут на них напали татары. И уже здесь повели себя офицеры по-разному. Жилин проявил храбрость, «выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина», но татары подстрелили под Жилиным лошадь и взяли его в плен. А Костылин, у которого было ружьё, «только увидал татар, закатился что есть духу к крепости» и оставил товарища в беде. Однако предательство не спасло его. В плену Жилин и Костылин тоже ведут себя по-разному. Когда хозяин Абдул-Мурат сказал офицерам, что им нужно заплатить выкуп 5000 рублей, Костылин сразу же написал письмо, потом «Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» или спал. А Жилин согласился только на 500 рублей и письмо отправил на другой адрес, чтобы не обременять заболевшую мать, а сам подумал: «Бог даст – и сам выберусь». Ходит днём Жилин по аулу, «а сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» «или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает» дыру для побега. Слепил раз Жилин из глины куклу и подарил её Дине, дочери хозяина, потом другую. «И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить». А когда Жилин хозяину часы починил, «прошла про Жилина слава, что он мастер». И стали все к нему обращаться с просьбами, а он никому не отказывал. Когда Жилин закончил копать дыру под сараем и узнал, в какую сторону им бежать, он выбрал подходящую ночь и вместе с Костылиным убежал из аула. Пошли они в горы. Сапоги у Жилина стоптались, он «снял свои, бросил, пошёл босиком», а «Костылин всё отстаёт и охает». Когда встретили они в лесу оленя, «Костылин так и упал со страху, а Жилин смеётся». Дальше ещё хуже – Костылин «мужчина грузный, пухлый, запотел; ... да ноги ободраны – он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать», закричал Костылин, а в это время проезжал мимо татарин и услышал его крик. Жилин думает: «Бросить товарища не годится». Посадил на себя Костылина и понёс. Вскоре догнал их татарин с подмогой, вернули офицеров в аул и спустили их в яму. Так по вине Костылина их первый побег не удался. И снова мы видим, насколько по-разному ведут себя офицеры в одинаковых условиях. Теперь «житьё им стало совсем дурное». «Костылин совсем разболелся, ломота во всём теле стала и всё стонет или спит». А Жилин, хоть и видит, что дело плохо, всё равно «думает о вольном житье». Когда Дина принесла ему черешни и лепёшку, он стал размышлять о том, как уговорить девочку помочь им. Пожалела Дина Жилина, и принесла к яме здоровый шест. Жилин и тут не хотел оставлять Костылина одного, но тот отказался бежать. В этот раз Жилин бежал один. Он не смог сбить с ноги колодку. Взял у Дины лепёшки, которые она принесла ему в дорогу, поблагодарил за всё девочку, перекрестился и пошёл в горы. Тяжело было Жилину идти в колодке 8 вёрст, но он все-таки добрался до своих. Жилин «остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли». У рассказа Л. Н. Толстого есть загадка. Писатель даёт ему название «Кавказский пленник», а не «пленники», хотя в плен попадают два русских офицера. Жилин – сильный духом, деятельный, работящий, добрый и великодушный, любит детей, всем помогает, даже своим врагам, поэтому расположил их к себе. Он решает свои проблемы сам. Костылин совсем другой человек. Он ленивый и способный на предательство. Поэтому Жилин сумел убежать из татарского плена, а Костылин, хотя его и выкупили у татар, маловероятно, что сумеет выбраться из плена своих слабостей и своего эгоизма. Жилин и Костылин – люди разные, поэтому и судьбы у них тоже разные. Я думаю, что именно эту мысль и хотел донести до нас автор.

Похожие вопросы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.