Воспитание нравственности у дошкольников

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.).

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» .

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» . Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» .

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» . По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» . Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Материал по теме:

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» .

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» . В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» .

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» . Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» . Результатом нравственного воспитания, - добавляет Ю. К. Бабанский, - является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» .

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» .

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение .

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников - это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» . Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» .

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями - это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой - к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» .

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства - это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» .

Воспитание нравственного поведения дошкольников , по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, - это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» .

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста - общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» . Второе направление - «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». . Третье направление - формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» . Четвертое направление - «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» . Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств , среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы .

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка - социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада - это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение . Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа . Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» .

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников - нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

Библиографическое описание: Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.

Литература:

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. - 2009. - № 17 // URL:www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Академия, 2014. - 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. - М.: Владос, 2009. - 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2011. - 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 195 с.

http://www.moluch.ru/archive/87/16622/

Я получила такой вопрос от читателя: «Подскажите что-нибудь по нравственному воспитанию дошкольников и как это можно оформить? подготовить типа проекта и как сузить тему?». Постараюсь рассказать, что в себя включает нравственное воспитание дошкольников и как это можно преподнести.

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.

В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.

Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в садике рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.

Эта тема – нравственное воспитание дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.

Цели и средства нравственного воспитания

Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:

  • научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
  • воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
  • объяснить правила этикета;
  • научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
  • дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
  • развить патриотические чувства.


Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:

  • Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
  • Контакты с природой. Общение с живыми существами учиат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
  • Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
  • Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).

Почему я говорю, что социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий? В первую очередь, потому, что дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое. Педагогам и родителям теорию можно почитать у Виноградовой в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», она же подскажет темы для занятий. Есть обширный учебник Козловой «Дошкольная педагогика» и другие книги автора, в них тоже уделяется внимание нравственному воспитанию.

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста

Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:

  • Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
  • Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
  • Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
  • Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.


Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.

От теории переходим к практике

Лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Вернемся к вопросу читателя, и тут я могу сказать: для начала нужно привязаться к возрасту и цели (семинар, аттестация). А также сузить, актуализировать тему занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д.

Не нужно пытаться объять необъятное, лучше идти мелкими шажками и одно занятие построить только вокруг одной темы. Нужно придумать концепцию, подобрать практические задания, мультики, игры, стишки, дидактический материал. Те, кто писал конспекты занятий (НОД), знают, как это делается: составляется сценарий урока от приветствия до подведения итогов.

Ребенок получает информацию об окружающей общественной жизни, знакомится с заинтересовавшими его событиями, пользуясь для этого разнообразными источниками. Ребенок запоминает то, что показалось ему интересным, важным.

Стихийно усвоенная информация прямо пропорциональна развитию любознательности, познавательных интересов ребенка. Чем любознательней ребенок, тем больше он замечает вокруг, тем глубже он пытается познать, осознать наблюдаемое. Чем больше он узнает, тем больше появляется возможностей для развития его любознательности и познавательных интересов. Информация об общественной жизни затрагивает не только ум, но и душу ребенка. Он переживает события, радуется или огорчается им, оценивает их моральными оценками «хорошо», «плохо».

Переживание информации, а не только ее осознание делает эти знания значимыми для ребенка и, следовательно, вносящими вклад в формирование морального облика.

«Знания сами по себе относительно нейтральны к нравственности, но, как только они затрагивают чувства ребенка, вызывая переживания, их информативная функция приобретает нравственное направление воздействия на личность» .

Существует мнение, что нравственная воспитанность личности основывается на формировании и развитии эмпатии в дошкольном возрасте. Родители и воспитатели должны формировать и способствовать развитию адекватных эмпатийных отношений с окружающими (с далекими и близкими, взрослыми и детьми; по отношению к животному и растительному миру, игрушкам и.т.д.).

Эмпатия - способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние другого человека или одушевленного нами предмета и явления. В конечном счете это способность быть добрым и чутким к чужим бедам и радостям. «Эмпатия - одна из основных стержневых линий, ведущих к нравственному совершенствованию личности, к освоению моральных норм и правил поведения ребенком, носителем и транслятором которых служит взрослый, и отчасти группа сверстников, являющаяся хотя и чрезвычайно важной, но побочной дополнительной линией нравственного воспитания личности» .

Однако очевидна легкость осуществления нормативного подхода в нравственном воспитании, большой удельный вес использования моральных правил в воспитательном процессе и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении как бы «толкает» педагогическую науку на признание второстепенного пути за основной. При этом эмоции, эмпатийные переживания включаются как дополнительные усиливающие компоненты в процессе обучения моральным нормам. Нередко получается так, что таким образом подключенные эмоции оказываются именно тем необходимым «клапаном», на который и надо бы нажать, чтобы вызвать соответствующие изменения в мотивации, приводящие к действительным нравственным поступкам детей.

Подходы к формированию нравственной направленности личности лежат в пласте возникновения и развития мотивов и эмоций, и их невозможно заменить чисто рассудочными путями обучения нормам и знаниям, пусть даже моральным, поскольку регуляция поведения и деятельности имеет свою специфику. Именно эта специфика ралевантна особенностям нравственного развития личности.

Нравственное развитие - это основной стержень, вокруг которого «раскручиваются» все другие аспекты, важные для воспитания социальных отношений индивида. Понятие «нравственная направленность» гораздо эвристичнее и конструктивнее, чем «нравственные качества личности», формирование которых с последующим суммированием якобы даст нам нравственное развитие личности. «В последнее время все больше исследователей приходят к выводу, что любое личностное качество, поступок, поведение становятся нравственными, если побуждаются нравственными мотивами» . В общих чертах мотив - это проявление потребности жить и действовать для блага, для счастья других. Это «верхнее определение» данной потребности. Наряду с ней существуют и более «приземленные» ее ступени: не причинять вреда и страданий близким, особенно когда это выгодно субъекту.

Одна из самых основных задач нравственного воспитания - регулирование детских потребностей. Проблема возникновения и развития потребностей пока недостаточно разработана в психологии, отсутствует их научно обоснованная классификация, которая активно использовалась бы исследователями. Мотивы более конкретны и выявлены, нежели потребности, особенно у дошкольников, хотя разработка и этой проблемы полна самых противоречивых предложений и мнений. Однако, известно, что в процессе развития ребенка побуждающие мотивы начинают занимать подчиненное положение в мотивационно-потребностной сфере по отношению к возникающим смыслообразующим мотивам.

В связи с этим в воспитании личности весьма ответственным является момент адекватности появляющихся смыслообразующих мотивов ребенка высшим духовным ценностям взрослого. Таким образом, выявление специфики психолого - педагогических методов в формировании нравственной направленности личности должно осуществлятся с ориентацией на становление мотивационно-потребностной сферы - ядерного образования личности, которая находится под «перекрестным огнем» по крайней мере двух устойчивых мотивационных структур родителей и воспитателей (наиболее референтные группы для ребенка дошкольника).

Нравственная направленность - это система устойчивых нравственных мотивов в русле нравственной потребности. Нравственная активность - это свойство целостной личности отражать процессуальное взаимодействие эмоционально - мотивационных и познавательных факторов в их единстве.

«Нравственная активность является действенным выражением нравственной направленности, когда моральные знания и нормы, являясь одной из сторон нравственной активности, проявляются в ней опосредованно, преломляясь через структуру нравственных мотивов, которая либо тормозит, либо стимулирует их» . В связи с этим представляется особо важным изучение психологических особенностей формирования эмпатийного отношения детей и взрослых в условиях детского сада и семьи, ибо в формировании нравственной направленности основой является эмоциональная эмпатия, базирующаяся на потребности в другом человеке, опредмеченная в нравственных мотивах.

С другой стороны, длительность и сложности, которыми сопровождаются становление и развитие эмпатийной основы нравственности, требует от педагогической практики постоянного обращения к обучению ребенка моральным нормам и правилам поведения. .

В плане жизненных отношений понятию «эмпатия» соответствует понятие «доброта». Эмоциональная эмпатия является психической стороной гуманных отношений в системе «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок». Такие отношения складываются при условии переживания ребенком полноценного социально - адекватного эмпатийного процесса, когда и семья и воспитатели не только декларируют нормы поведения, но и руководствуются нравственными нормами в собственном поведении.

Проблемы эмпатии касаются различные психологические и педагогические работы, посвященные исследованию сферы нравственного развития, но в них ставится задача рассмотрения отдельных компонентов эмпатийного процесса. В большей или меньшей степени отмечается роль сопереживания, сочувствия в формировании и развитии гуманного, доброжелательного отношения друг к другу (А.М.Виноградова, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Р.И.Жуковская, Л.А. Пеньевская, Г.П. Лаврентьева, С.В. Петерина и др.). При этом в некоторых работах интуитивно нащупываются психологические механизмы и отдельные звенья эмпатийного процесса, которые адекватно используются в системе воздействия на ребенка, обеспечивая тем самым решение сложных педагогических задач по нравственному воспитанию.

Обобщая опытные данные вышеперечисленных исследователей, Г.Г. Кравцов и Л.П. Стрелкова отмечают ряд важных теоретических и экспериментальных отношений:

  • 1. «Эмпатию, как феномен, включенный в контекст жизненных отношений людей рассматривают как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетическом аспекте представляет собой трехзвенную цепочку (сопереживание - сочувствие - импульс к содействию), где каждое звено занимает свое определенное место. Функционирование каждого звена обеспечивается соответствующим психологическим механизмом.
  • 2. Эмпатийный процесс основан на фундаментальной человеческой потребности - потребности в другом человеке. Началом эмпатийного процесса можно считать эмпатогенную ситуацию - эмоциональное состояние другого человека; эмоциональное заражение «запускает» эмоциональную идентификацию с другим - с объектом эмпатии, которая репрезентирована субъекту эмпатии в качестве сопереживания.

Таким образом эмоциональная идентификация является психологическим механизмом процесса сопереживания, когда субъект, как бы сливаясь, отождествляясь с другим, испытывает чувства и эмоции другого.

Когнитивный компонент, включенный в процесс в связи с желанием разобраться в ситуации, вызывает ослабление идентификации, способствуя переходу на собственную позицию субъекта эмпатии, а также обуславливает переход ко второму этапу эмпатийного процесса - сочувствия.

Адекватное сочувствие требует от субъекта эмпатии определенного интеллектуального развития и способностей в социальной ориентировке, порой очень сложных. Сочувствие и анализ ситуации вызывают импульс к содействию, а результатом эмпатийного процесса, по которому можно судить о характеристиках отдельных его звеньев, является акт реального содействия.

  • 3. В онтогенетическом плане пропуск любого звена эмпатийного процесса, «обрыв» цепочки на каком-то звене приводит к неадекватному искажению эмоционально-мотивационной сферы личности. Наблюдаемые в жизни «оборванные» эмпатийные цепочки, особенно после первого звена - сопереживания - привели к ошибочным заключениям о существовании двух форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, с подчеркиванием негативной роли устойчивого сопереживания для личностного развития. Для формирования эмпатийного процесса, а также для коррекции псевдоэмпатии роль сопереживания как энергетического заряда, направляющего начало всего процесса трудно переоценить.
  • 4. Развитие эмпатийного процесса в личностном плане идет не только от элементарных форм к высшим, но и от более полных к «свернутым» процессам, имеющих при этом как бы в точечной форме эмоциональный потенциал целостного процесса, способного обеспечить в соответствующих условиях его полную или частичную развертку. В зависимости от условий и особенностей личности чаще всего оказывается свернутым сопереживание, а иногда и проявление сочувствия, и на поверхности имеет место «чистое» содействие.

Эмпатийный стиль взаимодействия с другими закладывается на основе когда-то пережитого целостного эмпатийного процесса, что особенно важно для выявления психологических основ нравственного развития личности дошкольника.

  • 5. Процесс восприятия художественной литературы дошкольниками и специально организованное после него общение со взрослыми и со сверстниками с использованием игровых приемов является наиболее благоприятным условием для изучения феномена эмпатии, с одной стороны, так как дает возможность рассматривать процесс в его полноте и протяженности и зафиксировать начало и динамику новых для субъекта эмпатийных звеньев процесса; С другой стороны при соответствующем косвенном руководстве взрослыми эти условия способствуют формированию, развитию и коррекции эмпатийных переживаний у детей.
  • 6. С помощью изменения интенсивности эмоциональной идентификации возможна регуляция протекания эмпатийного процесса без пропуска его звеньев. Такое управление эмпатийным процессом позволяло довести его до результативного момента - содействие» .

Обучение моральным нормам и правилам и следованию им является необходимым, но недостаточным условием для такого формирования, поскольку затрагивают самые поверхностные структуры, слои субъективного опыта, которые весьма изменчивы, подвижны и целиком зависят от требований наличной ситуации. Только при проникновении в мотивационно-эмоциональную сферу, в частности, в эмпатийную, которая регулируется нравственным мотивом, дает возможность добраться до глубинных ядерных слоев структуры личностного опыта, в котором складываются жизненные смыслы и значения, из которых транслируются основные побуждения субъекта, стоящие за сиюминутными побуждениями и часто не обнаруживаемые в экспериментальной ситуации и наблюдении. .

Однако именно эти побуждения могут неожиданно разрушить поверхностный слой, благополучный с точки зрения сформированных моральных правил, особенно когда дело касается жизненных ценностей личности.

Ребенок - дошкольник, почти во всем зависимый от взрослых, как бы «подпираемый» ими, проявляется в основном в этом слое, на который направлены все воспитательные воздействия взрослого - «следует или не следует нормам поведения» и «как заставить им следовать». А в то же время стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаруживают особенности своей структуры в старших возрастах.

На ранних стадиях психического развития значительная роль принадлежит первому компоненту эмпатийного процесса - сопереживанию, проявляющемуся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Как начальный этап в формировании отношений к явлениям общественной жизни такая «заражаемость» чувствами педагога вполне оправдана и важна. Но для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволяли формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. Опираться только на подражание взрослому нельзя, так как это может привести к формированию слепого, бездумного следования образцу, к неразвитости чувств.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы знания, приобретенные ребенком, активно способствовали выработке убеждений и практической реализации их в его поведении. Знание должно стать действенно значимым для ребенка. Знание должно стать регулятором поведения для ребенка. Свои знания ребенок проявляет в общении сначала с самыми близкими ему людьми (в кругу семьи), а несколько позже и в кругу сверстников, в условиях детского сада.

В условиях семьи возможна большая интенсивность и длительность проявления сопереживания, что создает предпосылку перехода к следующим компонентам эмпатийного процесса. Условия группы детского сада способны обеспечить «широту» сопереживания, когда ребенок чувствует себя одним из многих сопереживающих, причастным к общему коллективному сопереживанию, где объектом эмпатии могут быть и сверстники, и игрушки, и литературные персонажи, и животные.

Во втором звене эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, моральные знания и социальная ориентация ребенка в отличии от первого звена, где доминантой является в основном уровень реагирования на ситуацию. Подлинная эмоциональность предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность (скорее, повышенная чувствительность может оказаться барьером при переходе к сочувствию, так как сопереживание другим на основе фиксируемой на себе идентификации может способствовать «обрыванию» эмпатийного процесса), но и высокий уровень, то есть интеллектуальный уровень.

«На стадии сочувствия субъект мгновенно должен определить возможные пути выхода из ситуации, быть адекватно социально ориентированным, и многое другое. Поэтому недооценка интеллектуального развития, как и эмоционального, в равной мере нежелательна для становления зрелой личности. Интеллектуализация не может быть излишней, а может быть ее:

  • а) Абсолютизация в семье, детском саду, то есть перевес в сторону интеллектуального развития, что, несомненно, искажает структуру формирования личности;
  • б) Неверное понимание - как процесса бессистемного накопления большого количества сведений» .

Стадия сочувствия требует гармоничного сочетания декларированных высказываний взрослых о их целях, намерениях, моральных правилах (вербальный уровень) с поступками, наблюдаемыми ребенком, которые актуализируются нравственными мотивами.

Переход к реальному воздействию возможен при расширении круга переживания эмоций, обогащении эмпатии такими эмоциями и эмоциональными комплексами, как преодоление страха за себя, активное «противостояние» злу, отвращение к несправедливости, бескорыстная радость за других и тому подобное. Обучение «холодному» содействию без переживания предшествующих стадий эмпатийного процесса может привести к формированию эмпатии, проявляющейся как ни к чему не обязывающей, традиционной вежливости, принятой в той или иной социальной группе.

Таким образом, можно сказать, что роль эмпатии в воспитании нравственной направленности личности в условиях взаимодействия семьи и общества велика, поскольку только на основе эмпатийного понимания других людей, любви и доброжелательности к конкретным людям наполняются подлинным смыслом и высокий интеллект, и большие физические возможности человека, и его эстетические потребности.

Нравственное воспитание как целенаправленный педагогический процесс имеет свои принципы:

1. Воспитание личности в коллективе.

Этот принцип предполагает воспитание личности через коллектив и в нем. Еще А.С.Макаренко утверждал, что полноценное развитие личности и ее нравственное формирование возможно лишь в процессе общения и деятельности в коллективе сверстников.

Малышу самому трудно понять чувства, настроение другого ребенка. Поэтому работа педагога, построенная на основании данного принципа должна быть направлена на формирование навыков эмоционального общения, на формирование, последовательное развитие и смену друг друга всех компонентов эмпатийного процесса.

Первые детские симпатии проявляются рано, и в их основе лежит эмоциональный мотив: малыш желает играть с соседом, потому что у него видит интересную игрушку; поглаживает по щеке плачущего партнера по игре, пытаясь успокоить его. Пока это эпизодические проявления симпатии, которые во многом зависят от настроения детей, внешне привлекательных факторов.

К старшему дошкольному возрасту дети проявляют способность к мотивированию своей симпатии к сверстнику. Дети учатся общаться между собой не только в свободное время, но и во время занятий, игр, режимных моментов. Дошкольники высоко оценивают умение сверстников спокойно, дружелюбно и ласково общаться, справедливо распределять роли в интересной игре, вежливо вести себя на занятиях, внимательно выслушивать собеседника и многое другое.

Не менее важным оказывается и опрятный внешний вид сверстника.

Исследования Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой показали, что в группу наименее предпочитаемых детей попали не только те, чьи личностные качества не отвечали требованиям группы, но и те, чей внешний вид вызывал эстетическое неудовлетворение. В группу предпочитаемых в общении, наоборот, попали дети не только ласковые и веселые, но и опрятные. Причем, авторы исследования заметили, что зависимость симпатий дошкольников к сверстникам с возрастом становится обратно пропорциональной. Чем, старше дошкольник, тем меньше обращает внимание на опрятность сверстника, и тем больше мотивирует свою к нему привязанность личностными достоинствами последнего.

Воспитательное значение взаимоотношений в коллективе велико. Общаясь, дети на практике закрепляют и выверяют, что значит поступать хорошо или плохо.

Исследованиями советских психологов доказано, что система личностных отношений, основанная на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения и так далее, доминирующих в дошкольном возрасте и играющих первостепенную роль как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, формировании доброжелательного отношения между его участниками.

Взаимоотношения дошкольников особенно нуждаются в педагогической корректировке, поскольку они только начинают складываться. Дошкольники очень чувствительны к тому, как относятся к ним сверстники. Эти переживания эмоционально значимы для ребенка, они побуждают детей занимать определенную позицию в отношениях с окружающими. Предположения о том, что ребенок, который побывал в затруднительном положении из-за отрицательного эмоционального отношения к себе, легче поймет другого ребенка, посочувствует ему, неверны. Пережитые из-за отрицательного к себе отношения сверстника неприятные чувства мешают формированию способности видеть другого, понимать состояние, испытываемое им. У детей возникают равнодушие к другому, безразличие к его затруднениям, неприязнь, иногда даже агрессия. Все это разъединяет детей, углубляется отчуждение между ними, нежелание общаться, контактировать со сверстником.

Воспитание эмоционального отношения со сверстниками очень сложный и длительный процесс и нельзя ожидать немедленного эффекта.

«Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании - говорит В.А.Сухомлинский - и для того, чтобы руководить этим процессом, требуется мастерство воспитателя». Следует заметить, что дошкольники испытывают чувство удовлетворения от положительного отношения сверстников, с охотой вступают в общение, разговаривают друг с другом, затевают игры. Играют дружно, оказывают помощь. Это свидетельствует о том, что положительные переживания способствовали регуляции поведения ребенка, оказывали благотворное влияние на развитие отношений в коллективе.

Отзывчивость сверстников на затруднительное положение побуждает в ребенке нравственные чувства, которые возникают как отклик на взаимопонимание другого. Можно сказать, что положительные чувства стимулируют желание устранить неблагополучие другого, проникнуться к нему заботой. Дети учатся понимать взрослого и сверстника, проникаясь к нему заботой, вниманием, у них формируется сочувствие, доброжелательность, эмоциональная открытость. Радость, которую дошкольники приносят другим, побуждают к новым добрым поступкам. У них укрепляется желание видеть себя хорошим и быть таким. Именно переживание положительного отношения к себе облегчает детям усвоение правил взаимоотношений.

Таким образом, создание специальных ситуаций, в которых ребенок делает самостоятельный моральный выбор, и тех, в которых дети оказывают сверстникам помощь и поддержку, является эффективным приемом формирования гуманных взаимоотношений в коллективе дошкольников, и разработан этот прием в соответствии с вышеуказанным принципом. Опираясь на данный принцип, педагог постепенно формирует группу дутей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимной заботы и помощи, симпатии, товарищества, взаимной ответственности.

Совместный образ жизни формирует первоначальное чувство долга, дисциплинированность, способствует созданию первоначальных отношений организаторов и исполнителей.

2. Требовательность и уважение к личности воспитанника.

Данный принцип требует от воспитателя уважения к воспитанникам, признания их права на самостоятельность, на собственное мнение, суждение, оценку. Он предполагает и уважение детей друг к другу. Принцип требовательности и уважения к воспитаннику был выдвинут А.С.Макаренко в его работе «Педагогические сочинения. Проблемы школьного советского воспитания». Он призывал педагогов предъявлять больше уважения и больше требований к ребенку.

Антон Семенович подчеркивал, что требовательность и уважение органически связаны между собой. Они направлены на воспитание всех сторон личности, на формирование гуманного отношения к людям.

Задача воспитания нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Уважение к личности воспитанника означает доверие к силам ребенка, его возможностям, проявление доброжелательности, чуткости и отзывчивости, заботы о нем, оказании ему вовремя конкретной практической помощи, а также моральной поддержки.

В каждом воспитаннике необходимо находить ценные положительные качества и опираться на них. Но, конечно, нежные отношения к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всем, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Требовательность, предъявляемая к детям, предусматривает воспитание у детей умение подчиняться, выполнять установленные правила, ставить интересы коллектива выше собственных и многого другого.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствует положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Требования, предъявляемые взрослыми, не могут быть равно отнесены ко всем детям в равной степени. Исходя из этого, важным принципом является учет возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Этот принцип указывает на необходимость изучения воспитателем каждого своего воспитанника. Причем данное изучение может проходить не в процессе наблюдения со стороны, а лишь в процессе совместной жизни и активной деятельности. Изучение детей должно быть не самоцелью, а средством определения индивидуального подхода к воспитаннику и оказания ему при необходимости практической помощи.

Данный принцип требует выработки индивидуального подхода педагога к воспитаннику. Осуществляя индивидуальный подход, воспитатель опирается на знание типа высшей нервной деятельности, учитывает особенности характера, уровень развития сознания и самосознания ребенка, индивидуальный жизненный и нравственный опыт ребенка, его интересы и потребности, возможности и особенности эмоциональной сферы. На основе этого воспитатель поднимает своих воспитанников до уровня общих требований нравственного развития всего детского коллектива. По мере возрастания физической и духовной зрелости дети все более становятся не только объектами, но и субъектами воспитания. Возрастает их творческая активность, самостоятельность.

Для того, чтобы воздействие педагога на нравственную сферу личности ребенка привели к требуемому исходному результату, необходимо соблюдение следующего принципа

4. Единство и целостность воспитательного процесса.

Этот принцип утверждает целостность и непрерывность процесса формирования нравственной направленности личности и предполагает установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития, во всех видах деятельности (в игровой, трудовой, учебной, в общении).

На основе достигнутого детьми на одном возрастном этапе выдвигаются новые задачи, поднимающие их на более высокий уровень нравственного развития на последующих возрастных этапах. При таком подходе можно воспитать у детей прочные нравственные убеждения, привычки и навыки. Создается возможность осуществлять нравственное воспитание как непрерывный процесс накопления детьми нравственного опыта.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Данный принцип подчеркивает единство морального сознания, чувств и поведения, что подтверждает крайнюю необходимость придерживаться следующего принципа.

5. Связь нравственного воспитания с жизнью.

Данный принцип требует такого построения процесса нравственного воспитания, чтобы вся жизнь и деятельность детей осуществлялась ими как нужная людям, обществу и приносила личное удовлетворение. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто бы правильно, но поступки их корыстны и фальшивы; в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушными к поведению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого - формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребенка и о формировании мотивированного нравственного поведения ребенка. В этом аспекте деятельность выступает как условие и как средство нравственного воспитания. Делая ребенка лишь наблюдателем нравственного поведения других людей, не предоставляя ему возможности самому осуществлять такое поведение, мы воспитываем у него способность к пассивному переживанию морального чувства, но не способность к моральному действию.

Деятельность выступает в качестве средства нравственного формирования личности при условии, когда ее содержание и организация имеют нравственный характер и моральное обоснование, а также когда ее объективная моральная ценность приобретает для ее участников личную значимость.

Исследования процесса нравственного воспитания и развития (В.А.Сухомлинский, Н.И.Болдарев, И.С.Мариенко, Л.Н.Новикова, З.И.Васильева, Т.Е.Конникова и др.) служат подтверждением того, что центральным звеном нравственного формирования личности является переход внешних моральных требований во внутренние требования личности к себе, в соответствующие нравственные мотивы поведения. Характер деятельности, ее содержание и способы организации определяют и характер возникающих отношений, моральные нормы, которыми руководствуются ее участники. Участие в нравственно направленной общественно полезной деятельности создает ценный нравственный опыт - источник формирования нравственных мотивов и форм поведения, соответствующих моральному облику гармонично развитой личности. В значимой общественно полезной деятельности личность становится не только объектом, но и активным субъектом воспитания, сознательным творцом своего дальнейшего нравственного развития. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека. Для этого необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, чувств и поведения.

Современная педагогика выделяет три группы задач нравственного воспитания дошкольников:

а) Формирование нравственного сознания подрастающего поколения - система нравственных представлений, понятий, суждений. Совокупность нравственных идей, взглядов, теорий, понятий, традиций составляет общественное нравственное сознание. В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения.

Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления, связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментарностью, недостаточной осознанностью. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жадности, жестокости, трусости, лености и прочим порокам.

б) Формирование нравственного поведения - вторая группа задач нравственного воспитания на всех этапах развития ребенка. Нравственные предписания сознания требуют всегда определенного способа поведения. Нравственное поведение должно стать привычным для формирующейся личности. Поэтому у детей необходимо формировать в единстве с нравственными представлениями и понятиями готовность к действию, поступку, необходимые умения, понимание необходимости того или иного действия или поступка, переживания чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного. В нравственных действиях проявляется нравственное отношение к людям, вещам, самому себе, моральная позиция личности.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Нравственное формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта нравственного поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися нравственными представлениями.

в) Формирование нравственных чувств и отношений - третья группа задач нравственного воспитания. Значение чувств в нравственном формировании исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Таким образом, от направленности нравственных чувств во многом зависит поведение ребенка. В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность педагоги воспитывают у детей первые добрые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизм. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство ответственности перед другими людьми за свои поступки, сочувствие и сострадание к незнакомым людям, уважение к взрослым и сверстникам, патриотические чувства. В процессе воспитания нравственные чувства детей становятся более устойчивыми, действенными, начинают выступать в качестве мотивов поведения.

Задачи формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста осуществляются через систему методов воспитательного процесса, определяющих пути и способы реализации поставленных перед педагогом задач гармоничного развития личности ребенка, в том числе и задач нравственного воспитания.


Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

    Средства нравственного воспитания

    Методы нравственного воспитания и их характеристики

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Нравственное воспитание - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужны недюжинная воля и самообладание.

    Сущность нравственного воспитания и его механизм

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

    Задачи нравственного воспитания

В современной дошкольной педагогике нравственность определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность формирования нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А.Шолохова”

Егорьевский филиал

Кафедра педагогики, психологии и логопедии

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Курсовая работа по возрастной психологии

Студентки 3 курса заочного отделения
педагогического факультета
Платицыной Екатерины Николаевны

Научный руководитель:
Ст. пр. Давыдова С.В.

2011 год
Оглавление

Введение ………………………………………………………… ……………….3
Глава1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1 Содержание нравственного воспитания……………… …………………...8
1.2 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников…………11
1.3 Средства и методы нравственного воспитания дошкольников…………16

Глава 2. Развитие нравственности детей дошкольного возраста
в игре
2.1 Игра как ведущая деятельность в развитии нравственности……………20
2.2 Программы занятий и развлечений на развитие нравственности детей
в детском саду…………………………………………………………………… 23

Заключение …………………………………………………… ………………...30

Список литературы ………………………………………………….………...32

Введение
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности этого человека, его моральные убеждения, его внутренний мир «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».
Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм не достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Русские революционеры-демократы призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования в воспитании. Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины не отделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жесткости.
В первые годы Советской власти Н.К. Крупская, А.С Макаренко, А.М, Горький выступили против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н.К. Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребенка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.
В современной советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В.А Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развивается в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, завести, страха, отчуждения.
Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Французский психолог А.Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле».
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие большое значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье и детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка, гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и в кругу взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются.
Цель исследования проанализировать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования развитие нравственности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого- педагогической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Проведение игр и занятий на формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
1.1 Содержание нравственного воспитания.
Нравственное воспитание - это:
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственного воспитания является мораль.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:
- воспитание гуманности как качества личности;
- воспитание коллективизма;
- формирование начал гражданственности и патриотизма;
- формирование отношения к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.
В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.
Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

1.2 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников.
Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного становления личности:
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.