Столько сколько занятие в младшей группе. Конспект занятия по фэмп во второй младшей группе на тему: «сколько …столько, поровну. Гостинец от зайчика

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Столько - сколько».

Составила и провела занятие воспитатель МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово Григорьева Елена Анатольевна.
Задачи:
воспитывать интерес к математике,
овладению умениями понимать множества («один» и «много»);
научить детей понимать выражение «столько - сколько», отражать в собственной речи это понятие, обозначающее равенство численностей множеств.
Материал:
Стулья, конфеты, тарелки разных цветов.

Ход занятия:

Дети сегодня, мы с вами отправляемся в страну под названием «Математика», но сначала предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Ровным кругом ».
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, и говорят такие слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе.
Делаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например, повернуться, наклониться, присесть.
Затем воспитатель обращает внимание на стулья, которые стоят в группе по количеству детей. Дети стоят около воспитателя.
В.: Детки посмотрите, сколько у нас стульев?
Д.: (Много).
В.: Нам с вами надо узнать - стульев у нас в группе столько, сколько детей? Или меньше, а может быть и больше? Сейчас мы с вами проверим, возьмите каждый по одному стулу. Поставьте на ковер полукругом (специально выделенное место). Воспитатель помогает детям поставить стулья на ковре.
В.: (подзывает всех детей) ребята встаньте все около меня и посмотрите, сколько стульев у нас в группе?
Д.:(Много).
В.: Да, стульев много и детей много. Мы сейчас узнаем, хватит ли стульев для детей.
В.: Аня сядет на один стул (показывает рукой, и дети садятся). Женя - на один стул, Оля - на один стул (остальные наблюдают и ждут своей очереди, чтобы сесть). В.:(увеличивает темп, называя имена детей). Садитесь каждый на один стул.
В.:(спрашивает крайнего ребенка): Рядом с тобой есть пустой стул?
Р.: отвечает
В.:(у следующего ребенка), а рядом с тобой есть пустой стул? А между Димой и Вовой есть пустой стул? Нет. Ни одного стула не осталось.
В.: Сколько детей, столько и стульев.
Послушайте: У нас столько стульев, сколько детей.
В.: Так, сколько же у нас стульев? Скажи, Костя?
Костя: У нас стульев столько, сколько детей.
(Именно такого ответа по формулировке нужно добиться от детей).
В.: Скажем вместе: У нас стульев, сколько детей.
Воспитатель берет в руки тарелку с конфетами и говорит: « Ребята посмотрите, у меня есть тарелка, а в тарелки конфеты»
В.: Как вы думаете, сколько конфет?
Д.:(Много).
В.: Интересно, конфет столько, сколько детей? Или нет. Как мы это узнаем?
Д.: ответ (надо взять).
В.: А поскольку конфет надо брать, чтобы узнать, столько ли конфет, сколько детей? Д.: (По одной).
В.: Каждый ребенок берет по 1 конфетке. На тарелке должны остаться конфеты, после того когда последний ребенок возьмет конфету.
В.: У каждого есть по конфетке? (Да).
В.: А у меня на тарелке остались конфетки?
Д.: отвечают
В.: Значит конфет больше, чем детей. Так сколько конфет, в тарелке?
Д.: (Больше, чем детей).
В.: Да конфет больше, чем детей. (Показывает на оставшиеся конфеты). Давайте, проверим, сколько же конфет осталось? Дети кладут свои конфеты на другую тарелку (например, красного цвета).
В.: Ни у кого не осталось, (поднимает тарелку). В красной тарелке конфет столько, сколько детей. А сколько же конфет в этой тарелке (цвет синий)? Показывает на тарелку с оставшимися конфетами.
Д.: (Много).
В.: Берите по одной. Узнаем, столько ли конфет, сколько детей? (Дети подходят по одному). Алеша, возьми 1 конфетку, Таня и называет всех по очереди, дети подходят, берут по 1 конфетке и видят, как уменьшается количество. Двое последних детей говорят: «А мне не хватило»!
В.: Значит конфет меньше, чем детей, Оле и Саше не хватило.
Воспитатель внимательно смотрит, как дети кладут конфеты, чтобы ни у кого не осталось.
В.: Как же мы узнали, что конфет меньше, чем детей?
Д.: (Не хватило).
В.: А как же мы узнали, что конфет больше, чем детей?
Д.: (Много осталось).
В.:. А чего у нас в группе столько же, сколько детей? (Стульев).
В.: Как надо сказать? (Стульев столько, сколько детей).
В.: А чего у нас меньше, чем детей (Показываете синюю тарелку, где меньше конфет.).
Д.: Конфет в синей тарелке меньше, чем детей. (Реплики, а там много)
В.: (смотрите на вторую красную тарелку): Сколько здесь конфет?
Д.: Конфет в красной тарелке столько, сколько детей.
В.: Дети на этом наше путешествие в страну математики закончилось. Вы у меня сегодня молодцы, научились считать. Предлагаю вам угоститься конфетой из той тарелки, где конфет столько сколько детей. Дети угощаются.

ольга плотникова
Конспект НОД по ФЭМП «Столько, сколько, поровну. Танины помощники» (вторая младшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию (математике) столько , сколько , поровну .

2 младшая группа .

«Танины помощники »

Цель : Продолжать формировать элементарные математические представления детей.

Задачи :

Формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.

Уточнить в речи употребление слов : столько , сколько , поровну .

Закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.

Расширять словарь детей.

Развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Материалы : большая кукла, стол , скатерть, тарелки, кружки, тарелка с конфетами.

Ход занятия:

Дети заходят в группу видят огорченную куклу.

В : Ребята, посмотрите наша кукла Таня плачет! Давайте узнаем, почему она плачет?

В : Таня говорит, что у нее сегодня день рожденье, к ней придут гости.

А она не знает, сколько надо поставить тарелок и кружек для гостей?

В : Ребята, а как мы сможем развеселить нашу Таню? Давайте поможем кукле Тане , но сначала мы с ней поиграем.

Д : Давайте!

Физминутка : Помощники

Дружно мы поможем Тане (Руки на пояс шагаем на месте)

Мы на стол накроем сами . (Руки вытягиваем вперед, ставим на пояс)

Раз, два, три, четыре-

Потянулись, наклонились, (Руки вверх- потянулись, Наклон вперед)

Хорошо мы потрудились. (Руки на поясе, наклон головой вправо, влево)

В : Молодцы! Посмотрите, наша кукла Таня повеселела! Ей понравилось играть с нами.

В : Теперь, давайте поможем расставить посуду , для гостей. Ребят, сколько у нас тарелок и кружек?

Воспитатель обращает внимание на тарелки и кружки стоящие на подносе.

Д : Много

В : Ребята давайте расставим тарелки и кружи на стол . Посмотрим, сколько у нас тарелок , а сколько кружек ?

Д : Давайте!

Дети расставляют на стол тарелки , ставят на них кружки.

В : Сколько у нас тарелок и кружек?

Д : Тарелок столько сколько кружек .

В : Значить их поровну ?

Д : Да?

В : Ребята, кукла Таня совсем повеселела, она благодарит вас и приготовила вам угощенье.

Воспитатель показывает тарелку с конфетами.

В : Посмотрите на тарелку, сколько здесь конфет ?

Д : Много

В : Правильно! Давайте посмотрим сколько их . Берите по одной конфетки. Сколько у нас конфет ?

Д : Столько , сколько и ребят .

В : Правильно ребята. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с Куклой Таней.

Д : Спасибо, до свиданье!

В : Кукле Тане пора встречать своих гостей. А мы с вами потрудились, а теперь немного отдохнем.

(Если дети желают можно продолжить сюжетно-ролевую иргу «День рожденье куклы Тани » )

Публикации по теме:

Конспект занятия НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Столько-сколько. Поровну» Цели: 1. Закрепить знания детей соотносить элементы одного множества с элементами другого. 2. Подвести детей к пониманию равенства множеств.

Конспект занятия по математике в средней группе «Понятие «столько - сколько» Цель: формирование понятий «столько - сколько» Задачи: продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Золушка» г. Туапсе

Составитель: Цветкова Наталия СергеевнаКонспект занятия по ФЭМП в младшей группе.
Тема: «Меньше, больше, поровну»
Задачи: Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Материал: Квадраты и круги на каждого ребенка. Изображения цветов, бабочек, зверей, яблочек, сделанные из картона.
Ход занятия:
Воспитатель: Перед вами на столах лежат геометрические фигуры. Назовите их.
Дети: Квадраты и круги.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: много
Воспитатель: Разложите все геометрические фигуры на 2 группа.
Дети раскладывают на квадраты и круги.
Воспитатель: Скажите, а чего больше получилось кругов или квадратов?
Дети: Квадратов.
Воспитатель: Давайте проверим ваш ответ. Для этого на каждый квадрат положите круг. На все квадраты хватило кругов?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит квадратов больше, чем кругов. А кругов меньше, чем квадратов.
Попросить несколько детей повторить вывод.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в путешествие. Для этого надо встать около своих столов и шагать на месте.
Дети шагают, в это время воспитатель на доску вешает цветы.
Воспитатель: Ребята мы очутились с вами на полянке. Посмотрите сколько здесь много цветов. На полянке так же живут бабочки. Давайте, одну бабочку посадим на один цветок. (Можно вызвать 2х детей, что бы они посадили бабочек.) Посмотрите чего больше на нашей полянке?
Дети: Цветов больше чем бабочек.
Воспитатель: Что бы цветам было не обидно, надо еще позвать бабочек, для этого надо встать около своих стульчиков и помахать руками, как крылышками бабочки.
Дети машут руками. Воспитатель в это время садит не достающих бабочек на цветы.
Воспитатель: Молодцы ребята. А, что теперь можно сказать о том сколько бабочек, а сколько цветов.
Дети: Одинаково.
Воспитатель. Правильно цветов столько же, сколько бабочек.
Дети повторяют с воспитателем вывод.
Воспитатель: Давайте пойдем дальше.
Дети встают и шагают на месте. Воспитатель вешает на доску картинки лесных зверей.
Воспитатель: А теперь мы оказались в лесу. Посмотрите мы пришли в гости к зверятам. Мы принесли им яблочки. Давайте раздадим им яблочки. Но надо раздать так, что бы всем было поровну. Что бы ни кому не было обидно.
Воспитатель вызывает ребенка, и он раздает яблочки.
Воспитатель: Посмотрите, всем зверям достались яблочки?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит яблок получилось поровну. А в моей корзинке еще остались яблочки и мы их раздадим вам. Каждому по одному и получиться поравну.

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе.

Тема: По много, поровну, столько - сколько

Цель:

  • учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;
  • продолжать формировать элементарные математические представления детей;
  • продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №11общеразвивающего вида»

Арского муниципального района Республики Татарстан

По много, поровну,

столько - сколько

(Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе)

Воспитатель:

Ситдикова Милеуша Асхадулловна

2017

Тема: По много, поровну, столько - сколько

Цель:

  • учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;
  • продолжать формировать элементарные математические представления детей;
  • продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Задачи:

  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.
  • уточнить в речи употребление слов: столько - сколько, поровну, по много.
  • закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.
  • расширять словарь детей.
  • развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
  • воспитывать любознательность, познавательный интерес.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Форма организации: групповая

Интеграция образовательных областей: ФЦКМ, ФЭМП, физическая культура, развитие речи.

Демонстрационный материал: стол, тарелки, чашки, тарелка с конфетами, круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см)

Раздаточный материал: карточки для дидактической игры «Один – много», круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).

План занятия:

  1. Организационный момент
  1. «Доброе утро всем, кто проснулся!»
  2. Сюрпризный момент

II. Основная часть.

  1. Сравнение две группы предметов: по много, поровну, столько – сколько.
  2. Физкультминутка. Хороводная игра «Зайка шел».
  3. Дидактическая игра «Найди свой домик».
  1. Рефлексия
  1. Итог
  2. Гостинец от зайчика.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Садятся полукругом.

  1. Упражнение «Доброе утро всем!»

2. Сюрпризный момент

В : Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришел зайчик. Но почему-то он печальный? Давайте узнаем, почему он такой грустный?

В : Зайчик говорит, что сегодня к нему придут гости. А он не знает, сколько надо поставить на стол тарелок и чашек для гостей?

В : Ребята, а ведь мы сможем развеселить нашего зайчика. Давайте, поможем зайчику накрыть стол.

  1. Основная часть.
  1. Сравнение две группы предметов (по много, поровну, столько – сколько)

В : Начнем расставлять посуду для гостей. Ребят, сколько у нас тарелок и чашек?

Воспитатель обращает внимание на тарелки и чашки стоящие на подносе.

Д : Много

В : Ребята давайте сначала расставим тарелки на стол. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют тарелки, сопровождая свои действия словами «Ещё одна тарелка»)

Сколько тарелок мы поставили? (Много)

А теперь на каждую тарелку поставим чашку. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют чашки на тарелок, сопровождая свои действия словами «Одна тарелка – одна чашка»)

Сколько чашек? (Много) Что можно сказать о количестве тарелок и чашек? (Поровну.) На каждой тарелке стоит чашка?(Ответы детей.) Тарелок и чашек поровну? (Ответы детей)

Ребята посмотрите ещё раз на стол. У нас на столе чашек столько сколько тарелок.

В : Сколько у нас тарелок и сколько чашек?

Д : Тарелок столько сколько чашек.

В : Значит их поровну?

Д : Да?

  1. Физкультминутка. Хороводная игра «Зайка шел»

(Игра помогает создать хорошее настроение, содействует развитию слаженных движений).

В : Ребята, зайчик совсем повеселел, он благодарит вас за помощь и приглашает вас в игру.

Дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

Воспитатель. Какие молодцы наши ребятки! Зайке понравилось с вами играть. Ему было очень весело.

  1. Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

Ребята, назовите какая эта фигура?(Квадрат). Какого цвета квадрат? Что есть у квадрата? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Какая это фигура? (Треугольник). Какого цвета треугольник? Что есть у треугольника? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Чем похожи квадрат и треугольник? (Есть стороны и углы). Чем эти фигуры отличаются?

Воспитатель накладывает на квадрата треугольник. Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей». (Показывает).

Аналогичные вопросы задает воспитатель о сторонах фигур.

Обобщение: У квадрата больше сторон и углов.

  1. Дидактическая игра «Найди свой домик».

На ковре лежат треугольник и квадрат. Дети берут со стола по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

  1. Дидактическая игра «Много – один».

У детей по две карточки с геометрическими фигурами. Воспитатель говорит: «Много», ребята показывают карточку, на которой нарисовано три квадрата и отвечают: «много». Далее он произносит «Один». Дети показывают карточки с одним треугольником.

Ребята, давайте поиграем с геометрическими фигурами. Сколько у нас квадрата? (Три) Сколько у нас треугольников? (Один) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько квадрата у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько треугольников у нас. (Молодцы ребята)

  1. Рефлексия

1. Итог

Что мы делали на сегодняшнем занятии математики? (Мы помогали зайчику накрыть стол, правильно расставили на стол чашек и тарелок, сравнивали количество чашек и тарелок, их было поровну, по много, поиграли с зайчиком, сравнивали треугольник с квадратом и т.д.) На следующем занятии продолжим сравнивать двух равных групп предметов, различать и называть знакомые нам геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Зайчику понравилось наше занятие! Вы сегодня все хорошо поработали, были большие молодцы.

  1. Гостинец от зайчика.

Зайчик для вас приготовил гостинец.

Воспитатель показывает тарелку с конфетами.

В : Посмотрите на корзинку, сколько здесь конфет?

Д : Много

В : Правильно! Давайте посмотрим сколько их. Берите по одной конфетки. Сколько у нас конфет?

Д : Столько, сколько и ребят(детей).

В : Правильно ребята. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с зайчиком.

Д : Спасибо, до свиданья!

В : Зайчику пора встречать своих гостей.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.