Конфликты школьников: как на них реагировать? Школьные конфликты: как уладить без последствий

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго "отравить" пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго "отравить" пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе , а также самые оптимальные варианты их устранения.

Основные причины возникновения конфликтов


Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют "мирилки" - фразы, наподобие "мир между вами, миска с пирогами"... Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики , поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других


Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников. При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

  1. Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого "взрыва" лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
  2. Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами. Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
  3. Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
  4. Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
  5. Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
  6. Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Решайте не больше одной проблемы за раз


Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации , связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта , чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Игры для снятия детской агрессии

Игра "Мешочек для криков"

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой "крик" назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра "Обзывалки"

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии , а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие "обзывалки" можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: "Ты, Маша, кактус", "Ты, Миша, бульдозер" и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра "Камень в обуви"

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: "Вам в обувь когда-то попадал камень?" Дальше спрашивает: "Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?". Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: "Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили". Тогда учитель предлагает сказать детям "У меня камень в обуви" и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от "камня".

Психологические проблемы

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Филологов не понимает физтех - молчат в ти­шине.

глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Статья

Подготовила

Иванова Светлана Ханифовна

Учитель начальных классов

г Нижнекамск

2012

ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ «ШКОЛА - РОДИТЕЛИ»

Филологов не понимает физтех - молчат в ти шине.

Эти не понимают тех, а этих - те…Для разговора

Глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Если в первом приближении рассмотреть отношения «родители- школа», то с явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит и три основные тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу («сами в ней учились», «школа избранного профиля», «школа с новаторскими идеями обучения и воспитания», «школа в округе слывет как «хорошая», «добрая», «ребенку в будущем пригодится именно такая подготовка», «есть знакомые учителя», «школа хорошо оборудована, имеет благопристойный вид» и т.п.). В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, спо собствуют их выполнению детьми, исповедуют доброжелательное отношение к школе и учителям, которое, естественно, передается и детям; с удовольствием помогают (материально и морально) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «наша школа хорошая - я вполне доверяю ей своего ребенка», «я занимаюсь своим делом, а школа - своим», «учителя лучше знают, как надо обучать и воспитывать», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут - тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учится, не нарушает дисциплину - все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитыванием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются в ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При этом такое равновесие долго продолжаться не может, ибо при отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы»: содер жание и методика воспитывания семьи и школы входят в проти воречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, ста новления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а, следовательно, - и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых от ношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери)», «в этой школе ничего хорошего нет...», «после того случая (...) мой ребенок ненавидит свою школу, а как же я могу к ней хорошо относиться», «педагогика школы - это насилие над личностью: я только по необходимости терплю это», «в других школах все (...) гораздо лучше», «конфликт с... определяет мое отношение к школе», «школа мне не нравится, но удобно, что она рядом с домом», «школа вообще консервативна», «в учителя вообще идут одни жизненные неудачники или недоучки» и т.п. в этих и подобных ситуациях возможна различная степень непони мания, противоречивости отношений, противостояния и даже про тиводействия, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты, проявления протеста в действиях..., объектом которых, естественно, становится ребенок, отдельные группы детей, классы и школа в целом. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители - школа»: хотим мы или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом ро дителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность. В порядке рекомендаций, пожеланий начинающему (молодому) классному руководителю следует порекомендовать немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противосто яние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, про явлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, вы разительностью нравственной и эстетической позиции, широкой эрудированностью и кругозором... Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей лич ности (тактично, ненавязчиво, скромно), по - возможности «снять» явные общешкольные противоречия в отношениях «дет - школа», «родители - школа», показать родителям «что хорошего я увидел (а), познакомившись с вашими детьми», раскрыть удовлетворяющие родителей перспективы учебно-воспитательной работы с классом, вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного), обязательно в конце первого собрания предложить родителям (каждому!) письменно или устно высказать свои суж дения по поводу услышанного, замечания, вопросы, предложения, дополнения, соображения, рекомендации, просьбы... Обязательно дать возможность сейчас, немедленно, и в будущем иметь инди видуальные встречи и консультации с классным руководителем. И еще: при первых же контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура психолого-педагогическая, культура речи, позитивная эмоциональность (и противовес равнодушно-ад министративному безразличию), выражение позитивного настроя на детей и родителей, мажор и оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем, проявление велико душия, готовность к позитивным отношениям с родителями, вы сказывание тактичного отношения к своему предшественнику («хо рошему» ли - «плохому» ли, принятому- непринятому родителями и учащимися, доброму - сердитому ли...)...

Такое начало позволит классному руководителю выстроить си стему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно поло жительными, бесконфликтными. Такого быть не может, ибо в основе этих отношений - жизнь со всеми ее радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями. Жизнь учащихся, взрослых - педагогов и родителей; жизнь, протекающая за пределами семьи и школы, неизменно вторгающаяся в учебно-воспитательный процесс.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпа дение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, кри териях оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт - это противоречие, в диалектическом подходе к явлениям (в том числе педагогическим) - источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу - ученика, отношений в классе и с родителями, самого педагога» Неразрешенный конфликт усу губляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей, сводит на нет позитивные явления в классе и в семье... Вот почему классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конф ликта (в этом ему поможет имеющаяся философская, педагогиче ская и психологическая литература) и постоянно анализировать и «вести» разрешение конфликта в отношениях «учитель - уча щиеся», «учитель - родители» по линии их позитивного развития.

С этой целью необходимо раскрыть здесь типы возможных конфликтов в отношениях классного руководителя с родителями, их основные причины, способы разрешения и условия, в которых разрешение конфликтов возможно.

Итак, начнем наш анализ с перечня причин, которые могут породить конфликты разной степени сложности и глубины между классным руководителем и родителями.

Первая группа - причины объективные:

Различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях (политических, экономических, нравствен ных, эстетических, экологических, поло-ролевых...), в убеждениях..;

Различия в уровне психолого-педагогической, этической, эс тетической... подготовленности к воспитанию и обучению детей;

Возрастные и половые различия педагога и родителей;

Различия в типе отношений к ребенку, объясняемые их назначением и воспитательными функциями: в основе отношения родителей - чувство любви и родственные связи, в основе отно шения педагога - общественные и общечеловеческие требования;

Однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей - из наблюдений в домашних условиях, у педагога - в системе общественных отношений различные видов деятельности, некоторые из которых отсутствуют дома);

Предъявление завышенных требований родителей - к пе дагогам, педагогами - к родителям;

Разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физиче ского, эстетического, нравственного..») - наличие помещений, обо рудования, пособий, технических средств, специалистов и т.д.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать и причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

Личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи...), на правленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, ин тересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и спе циальных), темперамента, экстравертности-интравертности, черт характера...;

История жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую пози цию;

Сложившийся стереотип в понимании воспитания: воспитание - как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как... наказать, пригрозить, запугать...», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

Предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

Отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

Недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения...);

Вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания;

Анализируя причины и условия появления конфликтности в от ношениях с родителями, классный руководитель, как правило, вы являет несколько моментов, которые образуют так называемую слож ную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Теперь приведем перечень типов возможных конфликтов в от ношениях «классный руководитель (учитель) - родители» по воз растающей степени глубины и сложности:

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля, похода, му зыкального произведения... (такого рода противоречие не затраги вает ни одну из сторон);

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

Спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных осо бенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного про цесса в школе... (это противоречие уже затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

Ссора, прерывание отношений на краткий или более дли тельный срок - могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, под черкнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования...);

Разрыв - конфликт, доведенный до крайней точки, в отношениях образовалось противостояние, делающее невозмож ным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

Сведение незначительных, несущественных проблем взаимо отношений к шутке;

Компромисс (действия на основе взаимных уступок);

Перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные... объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешен ным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педа гогического такта...);

Спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

Выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, располо женности, любви... к ребенку и родителям;

Временный отказ от своего требования;

Привлечение других лиц (директора школы, завуча, учите лей-предметников, специалистов-профессионалов, других членов семьи...) в качестве «третейского судьи»;

Выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых, необычных формах):

дома за чашкой чая, в библиотеке, в сквере..., отсроченное во времени...;

Проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

Конструктивный диалог (склонение родителей на свою сто рону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специ ально отобранным содержанием, убедительными доводами, доказа тельными фактами и т.д.;

Умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

Использование метода «параллельного действия» А.С. Мака ренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жиз ни, аналогичного сложившейся ситуации, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

Личный пример педагога в умении использовать все пере численные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разре шения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания.

Основные из них таковы:

Убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

Психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

Этическая образованность, владение нормами культуры по ведения, соблюдение правил этикета;

Психологическое здоровье сторон (в противном случае уме стно участие врача-психоневролога, невропатолога, психиатра);

Скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководи телю управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а, следовательно, - средством повышения эффектив ности всего учебно- воспитательного процесса.

Литература

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? М., 1993.
  2. Архипова И.А. Подготовка ребёнка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
  3. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. в школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 1998. – 240 с.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении- М., 1987.
  6. Классные часы. 2 класс / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1976. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. Под ред. Пилиповского ВЛ. М., 1992.
  8. Родительские собрания. 2 класс. Шаги к мудрости / авт.-сост. В.Н. Максимочкина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 168 с.
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  10. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  11. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993
  1. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова Е.В. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.
  4. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология. (Педагогическое воз действие в процессе воспитания школьника). М., 1992.
  5. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителей. М., 1986.

Когда родители провожают своего ребенка в школу, то хотят быть уверенными в том, что он будет там находиться в безопасности и под присмотром взрослых. Но к сожалению, в школе, как и везде, могут произойти ситуации, требующие от родителей некоторых правовых знаний, и одна из таких ситуаций – конфликт с учителем. На портале «Я Родитель» недавно уже была статья на эту тему, однако в ней рассматривался подобный конфликт с точки зрения детской и взрослой психологии . Сейчас речь пойдет о юридической стороне проблемы.

Каждому родителю необходимо знать, что все взаимоотношения ученика и школы строятся на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». На основании этого же закона, к слову, ребенок имеет право получать бесплатное полное среднее образование. Также интерес для родителей должен представлять Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где отдельно прописаны основные права ребенка, в том числе связанные с процессом обучения. Кроме того, права и обязанности ученика, в частности связанные с порядком и формой аттестации, графиком каникул и учебным расписанием, могут быть перечислены в уставе школы.

Нужно понимать, что ребенок, когда он находится в школе, остается гражданином страны, а если ему уже исполнилось четырнадцать, то он, в правовом понимании, наделен частичной дееспособностью. Это означает, что законодательство закрепляет за ребенком полный пакет гарантий, который есть у любого гражданина, и статус школьника никак не может на это повлиять.

«Имеет ли учитель право вмешиваться в личную жизнь ученика?»

Этот вопрос, наверное, является самым распространенным, так как основная масса конфликтов с педагогом возникает как раз из-за того, что взрослый, как кажется, ученику «лезет не в свои дела».

Сразу скажем, что учитель, равно как и любой сотрудник учебного заведения, не в праве вмешиваться в личную жизнь ученика. Но нужно сделать оговорку. Несмотря на некоторою простоту понятия «личная жизнь», ни в одном законе нет четкого определения этого понятия. При этом существуют пределы неприкосновенности личной жизни, включающие в себя недопустимость разглашения личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, семейных и дружеских отношений, привязанностей, увлечений. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. Однако исключением в данном случае из этого правила могут служить ситуации, которые требуют от педагога определенного вмешательства в жизнь школьника, если тот находится в трудной жизненной ситуации или, к примеру, совершает правонарушение. Например, если ученик связался с плохой компанией и стал пропускать занятия, учитель должен сообщить об этом родителям, а затем, если ситуация не улучшится – инспектору по делам несовершеннолетних. С одной стороны, педагог, вроде как, вмешивается в личную жизнь ученика, а с другой - этого требует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», возлагающий ответственность за поступки ученика в том числе и на школу.

Бывают ситуации, при которых нарушение правил самим школьником порождает конфликт . Например, во время уроков ученик обменивается с кем-то СМС-сообщениями. В таком случае также нельзя забывать об общеобязательных правилах, предусмотренных законом. Например, если учитель отобрал у школьника телефон или записку, то он не имеет права знакомиться с их содержанием и разглашать его.

Учитель также не вправе разглашать личную информацию об ученике и, тем более, обсуждать его личные проблемы в присутствии класса. Сюда же относится любая информация об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе. При этом высказывать, как лично ученику, так и публично, свои собственные оценочные суждения, способные оскорбить, унизить или нанести психологическую травму школьнику, преподавателю категорически запрещено – его задача научить, а не оскорблять.

«Имеет ли право учитель принуждать ученика участвовать в субботнике?»

Зачастую у ребят может возникнуть конфликт с учителем, если их принуждают, например, к участию в так называемых субботниках, уборках, дежурстве. Подобные мероприятия законом никак не регулируются, однако они могут быть предусмотрены в уставе школы в разделе «Обязанности учащихся». Об этом лучше узнать заранее и не спорить с Уставом.

«Обязан ли учитель отпускать с урока освобожденного от физкультуры ученика?»

Такой вопрос задают юристам довольно часто, так как обычно учитель заставляет школьника присутствовать в спортивном зале, даже если тот освобожден от физкультуры.

В этой ситуации родителям важно понять, что школьник освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на конкретном уроке. Согласно закону, школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков категорически нельзя.

Иными словами, даже если школьник освобожден от физкультуры, он должен в момент урока находиться в спортивном зале под присмотром учителя, а вот отпустить ребенка домой или погулять на это время учитель права не имеет.

«Что делать, если учитель применил силу и кто несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка в школе?»

Стоит поговорить и о физическом воздействии на ребенка со стороны учителя. Любые физические действия педагога, направленные (специально или косвенно) на физический вред обучающемуся, не только категорически запрещены, но и уголовно наказуемы. Важно разобраться, что же подразумевается под физическим воздействием. Сюда относятся любые наказания с применением силы, в том числе разные «шлепки», «толчки», кидание предметов и подобные проявления «эмоций». Иными словами, если вашему ребенку учитель дал подзатыльник – это повод для серьезного разбирательства, вплоть до обращения в судебные инстанции.

Необходимо также отметить, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка в школе несут преподаватели и администрация учебного заведения, поэтому любое потакание с их стороны детской агрессии или развитию конфликтных ситуаций между учениками административно наказуемо.

Если вы видите, что в школе происходит нечто подобное, необходимо незамедлительно сообщить об этом или директору образовательного учреждения, или вышестоящему органу (окружное управление образование, районная администрация, региональное министерство образования), или в правоохранительные органы (прокуратору).

Ответственность за поступки детей несут их родители, законные представители, опекуны или попечители, поэтому именно они будут отвечать за любой вред, нанесенный в результате конфликтной ситуации среди подростков в школе. Кроме того, ответственность в таких ситуациях ложится также и на плечи администрации школы. И если, например, дело дойдет до возмещения вреда, то отвечать в суде придется как родителям, так и администрации школы.

Конфликт, безусловно, далеко не лучший способ общения и решения проблем, и вы должны научить вашего ребенка избегать их. Если же все-таки проблемы возникли, всегда действуйте в соответствии с законом и не бойтесь привлекать к разрешению споров администрацию школы.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.