В россии найдено собственное скифское золото. Золото скифов: описание коллекции, история, тайны и мифы

Конечно, первыми ассоциациями при слове «скифы» является представление курганов, диких наездников, покоривших территории Крыма и Причерноморья. До этого на землях жили греки, с которыми и произошло столкновение племен. Скифы смогли победить даже персов с помощью грамотных партизанских ходов. Поэтому культура и умственное развитие племени находилось на высоком уровне. Об этом также свидетельствуют раскопки курганов, где часто обнаруживают скифское золото.

Скифское золото

Сокровища скифов будоражили умы историков и археологов, поскольку о них упоминал еще сам Геродот в своих писаниях. Тем более что территории проживания скифов находились относительно рядом. Проживание племен в степях Украины длилось долго, поэтому производство изделий, в том числе и украшений, было налажено. Кроме того, скифы в ювелирном деле стали сотрудничать с греками, которые объяснили им тонкости работы. Именно греки считались высококлассными ювелирами.

Особенности скифского ювелирного дела

Изначально украшения изготавливались только для верхушки поселения скифов, но потом изделия смогли себе позволить приобрести даже простые люди, правда количество золота в них было уменьшено. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называют - скифско-греческим искусством, а часть приписывают только изделиям скифов.

Скифское золото имеет характерные особенности, которые оценивают археологи:

  • Причина изготовления скифами украшений заключалась в том, что так можно было соперничать с греками и доказать могущество своего поселения.
  • Обязательно изделие должно было нести какой-то смысл, рассказывать сюжет или символизировать что-то. Изделия ради изделий никто не делал, поскольку их ценность была бы незначительной.
  • Несмотря на то что скифы были завоевателями, то есть варварами, они ничего не разрушали. Изделия славились тонкостью линий, завершенностью образов и изделий. Украшения объединили лучшие черты обеих культур. Чтоб отличить греческие украшения от скифских, нужно обратить внимание на мотив: если он связан с мифологией и античностью, значит, изделие сделано греками.
  • Существовали мужские и женские украшения. Отличить их можно было по мотивам изделия или внешнему виду. Мужские украшения были выполнены грубее, носили воинственный характер, и мотивы были связаны с войнами и завоеваниями или агрессивными животными.
  • Именно любовь племени к животным выделила отдельный стиль скифской культуры, который назывался «скифский звериный стиль». А также отдельные черты украшений указывают на то, что у поселений были свои религиозные обряды и они были жрецами.

Появление первых ювелирных украшений датируется концом бронзового века, тогда люди уже умели обрабатывать драгметалл, придавать ему форму и внешний вид. Так и родился прообраз современной ювелирной отрасли. Если говорить о самом древнем украшении наследия скифов, то его примерный возраст - 20 тысяч лет.

Большинство изделий было найдено в курганах. Курганы - это насыпи земли, которые имели погребальное значение. В таких местах хоронили только очень богатых скифов или храбрых воинов. А скифское золото обнаруживалось при раскопках археологами. Первые украшения нашли еще при правлении Петра первого: именно он понял, что курганами нужно заниматься, поскольку там хранится большое количество золота, и оно может быть разграблено.

Но из-за революционных процессов и смене власти во время Российской империи не было организовано четкой разработки и добычи украшений скифов.

Золото как часть культуры

Золото племена использовали именно потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид изделий, и они считали украшения оберегом даже в боях. Толщина таких вещей - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубоватыми, поскольку скифам хотелось вместить как можно больше золота в изделие. А также существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображали головы животных, причем в объеме, а не в плоскости.

Самым распространенным считалось изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Но иногда попадались и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно. Распространены среди них такие изображения, как:

  • грифоны;
  • химеры;
  • сфинксы.

Несколько изделий могут похвастаться полноценным сюжетом, но также с неразгаданным смыслом. Возможно именно так скифы выражали мысли по поводу сотворения мироздания.

Остальные племена, которые располагались рядом со скифами, также пользовались их техникой обработки золота и изготовления из него украшений. Например, племена готов и гуннов принесли технику на территорию Европы, где ее переняли даже кельты. Именно мастера из Скифии считались лучшими ювелирами.

Хотя длилось такое торжество недолго, поскольку крымские земли и часть территории имели благоприятный климат, и было много желающих завоевать эту местность. Поэтому поселение скифов постепенно выместили и ассимилировали сарматы. Сарматские ювелиры больше склонялись к использованию своей мифологии и мотивов в творчестве, а также дополняли украшения драгоценными камнями, например, бирюзой или разбавляли творчество стеклом.

Где находят украшения?

Самые известные курганы на территории Скифии:

  1. Куль-Оба.
  2. Чертомлык.
  3. Солоха.

Именно там обнаружили массивные и красивые украшения, которые хотят заполучить себе все музеи мира. Часть скифского золота сегодня хранится в «Эрмитаже» (Санкт-Петербург), а остальная часть - в музеях Крыма. В 2017 году некоторые коллекционные экземпляры были вывезены на выставку за границу из Крыма, после чего украинской стороной были предъявлены претензии на право владения ими. До сих пор эти изделия не вернулись в музеи Крыма.

В связи с большим спросом на золото скифов, одесские мастера изготовили изделие самостоятельно и выдали его за корону Царя Скифии - Скилура. Этот «экспонат» долгое время находился на хранении в Лувре, пока не раскрылась настоящая история вещи и экспертиза не доказала поддельность изделия.

Самым знаменитым и подлинным украшением племени считается нагрудная пектораль. Она упоминается в каждом учебнике истории как венец скифского ювелирного мастерства и развития племени. Нашли ее во время раскопок кургана «Толстая Могила» на территории Днепропетровска. Раскопки велись под руководством Бориса Мозолевского, археолога и по совместительству поэта, который увлекался культурой племени. Действие происходило в 1971 году и казалось бесперспективным, но мечта ученого пересилила скептицизм исследователей.

Обнаружение золотой пекторали перевернуло историю и стало знаковым событием, поскольку работа была выполнена чрезвычайно точно, а вес изделия был больше килограмма. Полное значение и оценку сюжета пекторали не поняли до сих пор. Отдельные фрагменты, которые расшифрованы, дают возможность понять культуру быта скифов, их повседневную жизнь. Открытие стало полноценной сенсацией века. А вот второй склеп возле «Толстой Могилы» не раз подвергался ограблениям и действиям черных копателей. Несмотря на это, там обнаружили останки воинов, на которых были золотые венки, а их лица закрывались пластинами из золота.

Коллекция скифского золота насчитывает самые запоминающиеся и массивные изделия. Среди них:

  • браслет со сценами терзания оленя хищниками;
  • бляшка скифского всадника;
  • скифский браслет;
  • бляшка со сценой побратимства;
  • зеркало из золота;
  • налобник с нащечниками;
  • скифское ожерелье.

Кроме украшений или приспособлений из драгметалла, в курганах часто обнаруживают предметы быта скифов, которые больше несут историческую ценность, чем материальную. По поводу открытия известных изделий из золота выпускают монеты, марки и другие памятки. Сейчас добыча изделий считается по-прежнему перспективным и прибыльным направлением в археологии.

Летом, пока мы все берём отпуска и второпях летим на море, археологи выходят под палящее солнце в поисках особых исторических ценностей. В этом году одна из экспедиций прошла в Бахчисарайском районе, неподалеку от села Песчаное. И стоит признать, что прошла она успешно! В излюбленном археологами Усть-Альминском некрополе найдены настоящие сокровища. Специалисты обнаружили не просто украшения, а новое «скифское золото».

140 драгоценностей

В 2014 году четыре крымских музея отправили на выставку в нидерландский музей Алларда Пирсона чуть более тысячи артефактов из коллекции «скифского золота». Среди самых ценных экспонатов – скульптура змееногой богини – прародительницы скифских царей, китайские лакированные шкатулки, сережки в виде мужских фигурок, сосуды в виде милых барашек, грифон на бронзовом навешье, золотые украшения, посуда и многое другое. Все это добро Голландия должна была отдать ещё в середине мая 2014 года. Однако после того как Крым воссоединился с Россией, власти Украины потребовали вернуть всё им. «Мол, раз Крым российским мы не признаём, значит и золото из Крыма – украинское, и в какой музей его возвращать – решать нам!» – заявили тогда киевские чиновники. В Нидерландах на скандал решили не нарываться, выставку продлили – авось всё само собой разрешится. Все наши экспонаты опечатали прямо в витринах в Амстердаме. Теперь идут суды.

Вернёмся к нашей экспедиции… Усть-Альма всегда радовала археологов. Не удивительно, что там ведутся раскопки уже более 50 лет. Несмотря на то, что «чёрные копатели» грабят эти могилы с XIX века, и особенно они пострадали в 90-е, крымские специалисты из года в год продолжают находить там ценные исторические предметы. В этом году обнаружили 140 золотых артефактов!

Золотые серьги
Фото: Анастасия Медынцева

– Смотрите, это знаменитое скифо-сарматское золото. Абсолютно такое же, как сейчас находится в Амстердаме, из того же могильника, из Усть-Альминского некрополя, – рассказала «Комсомольской правде» главный хранитель Бахчисарайского историко-культурного и археологического музей-заповедника Оксана Алпашкина. – Эти находки ни в чём не уступают тем, что «зависли» в Нидерландах, а может и превосходят. Артефакты великолепно сохранились. Судя по цвету метала – это золото, причём очень высокая проба.

Все найденные артефакты попадут в фонды Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Что нашли в разграбленных могилах

Если вы думаете, что 140 предметов – это приличная куча золота, то нет. Главный хранитель музея аккуратно разложила перед собой несколько маленьких пакетиков. Один с серьгами, ещё пара с перстнями, другие – с наглазниками, различными украшениями для одежды и другие золотые «кнопочки».

Из таких амфор состояло ожерелье
Фото: Анастасия Медынцева

– Мы нашли единственное погребение в склепе, который датируется I веком н.э. В этой погребальной камере была одна женщина, – вспоминает руководитель экспедиции Александр Труфанов. – Две серьги, венок погребальный (трилистники), бляшки (ими украшались манжеты мужских и женских платьев), ожерелье в виде амфор (нашивались на воротники), наглазники (золотые круглые пластинки). Кстати, на глазах такие штуки ещё ни разу не находили, их всегда находят в районе плеч. Есть видимо какой-то обряд, ритуал, о котором мы не знаем. Возможно, при отпевании они накладывались на глаза, а при захоронении убирались на грудь. И всё это было на женщине. Кроме золотых украшений там была посуда: лепные курильницы, краснолаковый кувшин и флакон для благовоний.

Археологи изучали участок, который долгое время считался уже ограбленным. Однако «чёрные копатели» чаще перерывают небольшие пласты земли, профессионалы же делают достаточно большие раскопы.

– Когда копаешь большими площадями, то лучше представляешь архитектуру погребального сооружения, поэтому нам удалось найти несколько могил, которые грабители пропустили, – объясняет Труфанов. – Помимо склепа (женского захоронения) были раскопаны ещё несколько рядовых могил. Вещей там было довольно много: бронзовые браслеты, керамика, бусы.

Ещё два золотых перстня были найдены в большом склепе (рядом с женским захоронением), который был ограблен в древности. Два кольца были обнаружены среди обломков костей.

Небольшой перстень
Фото: Анастасия Медынцева

– Таких перстней в наших коллекция ещё не было, – восхищена находками Оксана Алпашкина. – Этот перстень с геммой из стекла довольно маленький, скорей всего детский. А этот побольше, но что за камень, не могу сказать, – гранат или сердолик?! Экспертиза покажет. На перстне отлито уникальное изображение – Амур, а перед ним стоит на задних лапках собачка, а он кормит её или дразнит. Такого изображения нет, возможно, ни в одной коллекции.

Второй перстень
Фото: Анастасия Медынцева

Среди находок есть несколько подвесок: в виде лунницы (детский оберег) и сдвоенное ведерко, скорее всего, чей-то амулет.

– Наверное, есть всё-таки в природе такой закон… Что-то убыло, а что-то прибыло, причём даже лучше, – всё никак не может забыть артефакты, отданные в Амстердам, главный хранитель. – Конечно, теперь мы особо рады перстням, серьгам в виде кандили и украшению из амфор, такого нигде нет. Да и наглазникам, мы абсолютно такие же отправляли на выставку, но эти лучше сохранились, они плотнее.

Наглазники
Фото: Анастасия Медынцева

Также были найдены различные бусы, амфоры, фибулы, посуда. Эти и другие находки после изучения специалистами передадут в Бахчисарайский дворец. Они хоть и не золотые, но тоже представляют большой интерес для историков.

СПРАВКА

Усть-Альминское городище и некрополь – городище находится в 1 км к западу от села Песчаное Бахчисарайского района. Оно расположено на крутом и обрывистом мысу Керменчик, возвышающемся над морем и устьем реки Альма. Береговая полоса подвержена абразионным процессам. Сохранившаяся часть крепости имеет форму ромба площадью до 6 гектар. К городищу примыкает некрополь площадью около 5 гектар. Исследованная территория городища – около 2000 кв. м, некрополя – около 8000 кв. м. Памятник датируется концом ІІ в. до н. э. – ІІІ в. н. э.

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru

Золотая скифская пектораль, из музея в Киеве

Те, кому доводилось путешествовать днепровскими степями, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Последняя версия в скором времени подтвердилась.
Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Скифы - этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились скифы в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией.
Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.
Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», — так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, могилы их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Курган после раскопок «черных археологов»

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 метров, в высоту — 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.
Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Отважные воины, непревзойдённые ремесленники, хорошие скотоводы… Всё это о скифах - одном из самых загадочных народов, появление которого учёные называют «внезапным», что конечно же, небезосновательно.

Возникновение скифов датируется VII веком до нашей эры. Заселив довольно обширную территорию – равнины от западной части Дуная до восточной части Дона, скифы уже были народом со своей культурой и чётко сформированной государственностью, где была и верховная, и исполнительная власть. Откуда прибыли скифы на эти территории, с чего начинается история данного народа, по сей день остаётся загадкой, хотя в настоящее время и выдвигается несколько основных версий.

Имея на то время лучшее вооружение и высоко подготовленную армию, более пятисот лет скифы держали в страхе своих «соседей», например, более слабых фракийцев. Однако есть исторические подтверждения тому, что скифы громили и очень серьёзных соперников, среди которых мощнейшая держава Ахеменидская Персия, армия которой составляла более 6 000 воинов.

Армия скифов была не такой многочисленной, а разгромили противника они благодаря собственной непревзойдённой тактике ведения военных действий. Спустя время, скифы пошли на Египет и разгромили сильнейшее войско фараона Псамметиха. Примеров можно привести ещё много, но ясно одно: эпоха скифов – одно из самых ярких пятен в истории тех народов, которые когда-либо заселяли территорию современной Украины и южной России.

Своё существование Скифия прекратила в конце III века после поражения германскими племенами. Часть народа была уничтожена захватчиками, оставшееся население слилось с завоевателями.

Помимо отважной армии и жестокости, которая проявлялась в отношении других народов, скифы прославились ещё и необычайной любовью к роскоши. Один из примеров - «богатейшие» места захоронений.

Усопших хоронили в насыпных курганах, которые заполняли большим количеством золотых изделий (золото у этого народа, как впрочем, и у многих других, ассоциировалось с вечной жизнью и богатством). Интересно, что так скифы провожали в мир иной не только богатую знать, но и простых людей. Одежда, в которой хоронили усопшего, была вся обшита золотом.

Для этого, скифами даже была разработана определённая технология производства золотых изделий, которая представляла собой ручную вытяжку золотой «фольги», из которой выдавливали тонкие бляхи или так называемые медальоны. На них были вытеснены различные изображения.

Этой работой занимались специально обученные ремесленники, а секреты создания золотых украшений, которые нашивались на погребальное одеяние, передавались из поколения в поколение. Помимо этого, при захоронении знати, скифы клали в могилы ещё и довольно массивные изделия из золота. Очень часто скифы прикрывали благородным металлом даже лица умерших - накрывали их масками, выполненными из золотой фольги.

Кроме того, что золото скифов имеет особую манеру исполнения, объектами для изображений на этих изделиях выступают в основном животные. Три их основные группы: хищники, копытные и птицы. Встречаются также и вымышленные фантастические животные. Нельзя не отметить и тот факт, что изображениям всех зверей на золоте скифов характерен весьма ограниченный набор поз. Например, хищники из семейства кошачьих спят свернувшись, копытные стоят на кончиках копыт, оленей скифы изображали в лежачей позе с подогнутыми ногами и т.д.

К сожалению, вообразить себе весь масштаб золотого наследия одного из самых удивительных и загадочных народов современному человеку не представляется возможным. Курганы грабили, как во времена скифов (причём промышляли этим не только соседние поселения, но и сами скифы), так и после. Очень много курганов было «растаскано» германскими племенами, захватившими Скифов. Возможно, нетронутых мест захоронений уже и вовсе не осталось, по крайней мере, тех, где была захоронена скифская знать. Для опытных кладоискателей определить, где спрятано золото, не составляет труда.

К тому же, сориентировать в структуре такого места захоронения достаточно просто. В основном, грабители использовали такой способ – проделывали узкий лаз непосредственно к месту, где покоился усопший, снимали с него золото и возвращались обратно.

Уцелевшее и сохранившееся до наших дней золото скифов можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Украины, которую по праву называют «Золотой кладовой». Известия о том, что древние артефакты могли быть вывезены новыми властями за территорию страны в качестве залога под новые кредиты и финансирование, взбудоражило многих. И дело даже не в том, что данные экспонаты являются золотым запасом Украины. Изделия скифов выполнены из низкопробного золота и имеют исключительно культурную ценность - это наследие народа, заселявшего территорию современной Украины и восточной части России за тысячу лет до нашей эры.

Существует также мнение, что сокрытие или вывоз артефактов может иметь и более глубокий смысл – уничтожение фактов, которые опровергают мифологическое «еврейское первородство». К слову, когда речь заходит об «арабской весне», войне против Сирии и Ирака, тоже часто упоминается о похищении артефактов. Есть предположение, что до сокровищ, которые хранились в Киеве (если, конечно, их вывоз, действительно, имеет место быть), дотянулись те же руки, которые причастны к исчезновению древностей из музеев Каира и Маллави, Иракского национального музея в Багдаде и т.д. Однако докопаться до правды не представляется возможным.

История местонахождения золота скифов, хранившегося в Музее исторических драгоценностей Украины, на сегодняшний день покрыта такой же тайной, как и история возникновения самого народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.