Подборка игр и упражнений на тему «Посуда. НОД по рисованию в старшей группе. Роспись посуды: Гжель

Согласно требованиям ФГОС в дошкольных детских образовательных учреждениях много внимания уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта цель реализуется в рамках занятий по лепке, аппликации и рисованию. Рисование в средней группе в этом списке занимает совершенно особое место, так как на этих занятиях изобразительные задатки малышей могут раскрыться наиболее полно. Более того, в возрасте 3–4 лет способности к данному виду деятельности у детей находятся примерно на одинаковом уровне, главное, правильно мотивировать маленьких художников. Поэтому задача воспитателя составить план работы так, чтобы все карапузы были заинтересованы в творческом процессе. Рассмотрим технологическую карту создания занятия по рисованию в средней группе на тему «Посуда».

Подготовительный этап

Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.

Какие краски и основу выбрать?

Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.

И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.

Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки - с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.

Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.

В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).

Какие техники и приёмы можно использовать?

В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.

Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются

  • раскрашивание шаблонных картинок;
  • дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование простых форм с натуры.

Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.

Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
  • работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
  • закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.

Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках

Для основы штампов можно использовать обычные ватные диски Для раскрашивания в технике тычка можно использовать ватные палочки или кисточки Техника рисования пальчиками позволяет раскрасить посуду с содержимым так, что они кажутся объёмными Тычки на одном рисунке могут быть разного цвета

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Задача эстетического развития детей в детском саду - дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с

  • природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
  • кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
  • пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
  • цветной бумагой.

Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.

Как индивидуализировать задание?

На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам

  • выбор цветовой гаммы для картинки;
  • фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
  • дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).

Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так

  • «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
  • «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
  • «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
  • «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
  • «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
  • «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
  • «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.

Как мотивировать детей?

Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.

Беседа и наглядность

В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды - это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.

Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного - это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:

  • «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
  • «Что такое чаепитие?»;
  • «Для чего нужна посуда?» (как вариант - отдельные предметы кухонной утвари);
  • «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
  • «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.

Стихотворения

Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.

Таблица. Примеры стихотоврений о посуде

Загадки

Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами - дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.

  • Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
  • Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
  • На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
  • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).

Сказки

Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:

  • Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
  • Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Схема составления конспекта занятия

Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:

  • закрепление знаний о посуде;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
  • тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
  • работа над развитием речи;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.

Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:

  • формировать представления детей о назначении посуды;
  • расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
  • обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Следующий уровень подготовки - распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.


Пример конспекта

Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»

<…Посмотрите, какая у меня красивая посуда. Что у меня изображено на рисунке? (чашка с блюдцем).
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня.
Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки.
Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку.
(прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь).
Заключительная часть.
В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами,
Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.>

Этапы работы над рисунком

«Чайная пара - тарелка и чашка - для мамы»

Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки - вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.

Инструкция

  1. Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
  2. «Сделайте красками фон на паре».
  3. Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
  4. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
  5. «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».

Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании - зигзагообразные линии, точки и пр.

«Моя любимая чашка»

Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт вырезанные шаблоны. Если дети умеют обращаться с ножницами, то они могут самостоятельно вырезать картинки.
  2. «Макаем кисточку в краску более светлого тона и делаем несколько точек, касаясь листа лишь кончиком кисти».
  3. «Моем кисточку и окунаем её в краску более тёмного оттенка, снова делаем точки».
  4. «Следим, чтобы точки не сливались».
  5. «Даём рисунку высохнуть».

«Сервиз для Мальвины»

Для выполнения этой композиции дети используют линейки с вырезанными трафаретами квадрата, треугольника и полумесяца. А также на линейке должна быть рельефная сторона для создания волнистой линии.

Приём примакивания отрабатывается в контексте нанесения узора на чашку и блюдце Дополнительным изобразительным средством в этом рисунке является обрывная аппликация, от рисунка в классическом понимании остаётся прорисовка контура посуды Украшение разделочных досок можно приурочить к изучению сказки «Федорино горе»

Рисование в средней группе на тему «Посуда» подразумевает, как правило, раскрашивание готовых шаблонов. Однако это ни в коем случае не уменьшает тот объём подготовки занятия, который выполняет воспитатель на занятиях по рисованию с натуры с детьми постарше. Очень важно правильно подобрать образовательный контекст, в который данное занятие будет вписано, а также определиться с набором мотивационных приёмов. Нельзя забывать и правильной организации процесса рисования, а также этапа оценки и рефлексии. При соблюдении этих условий дети получат удовольствие от занятия, будут довольны результатами своей работы. А воспитатель не только реализует поставленные цели, задачи, но и откроет в своих подопечных новые творческие возможности и способности.

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол (рисунок).

Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

Тема: «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

Оборудование:

Картинки с изображением посуды, перфокарты, простые карандаши, кукла, предметы посуды.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Посмотрите, сколько у меня картинок. Что на них изображено? Назовите одним словом.

Вы догадались, о чем мы будем с вами говорить? (о посуде).

А зачем нам она нужна? (Чтобы есть из нее, пить, готовить и хранить продукты.)

2. Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.

Ты кто? Почему ты плачешь?

Федора: — От меня посуда ушла.

Ребята, вы догадались кто же это? Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

А какая она должна быть? (чистая).

Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

Федора: (громко плачет).

Почему ты так громко плачешь?

Федора : — Мне посуду жалко! Она побьется.

Блюдца, блюдца

Вдоль по улице несутся

На стаканы - дзынь - натыкаются

И стаканы - дзынь - разбиваются.

А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

А какая еще посуда бьется? (фарфоровая из фарфора: хрустальная - из хрусталя; глиняная из глины).

Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

Вот видишь, Федора, не всякая посуда бьется. Ребята, что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? (нужно убраться дома, все помыть, себя причесать, умыться).

Так что, Федора, поторопись домой, сделай все, как ребята сказали, может посуда к тебе и вернется.

Федора уходит.

3. — А вы, ребята, посмотрите на свои карточки. В кружочках размещены названия предметов посуды. Отгадайте их, запишите. (работа с перфокартами)

Дети пишут: 1. ножи; 2.чашки; 3. ложки; 4. кувшин .

А теперь посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (фрукты).

Я загадаю вам загадки, а вы найдете отгадки на этих картинках и в своих нижних кружочках разместите их.

Загадки: о вишне, сливе, лимоне, яблоке, груше. (дети выполняют).

Теперь прочитайте, что у вас получилось в выделенных клеточках. Вилка .

Для чего она нам нужна? (накалывать пищу).

Для чего нам нужен нож? (чтобы резать).

Чтобы резать каким должен быть нож? (острым). Давайте поточим и наш нож.

4. Физминутка.

Точим нож, точим нож

Будет очень он хорош

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы,

Угощайтесь, молодцы!

5. Стук в дверь (кукла).

Ребята, кукла Даша говорит, что к ней гости собираются, а посуды у нее мало.

Что же делать? (купить). А где? (в магазине). А как называется магазин, где продают посуду? (посудный). А для куклы какая нужна посуда? (кукольная).

Каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная).

Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки). В чем лежит сахар? (в сахарнице).

А печенье, конфеты? (в конфетнице).

Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую).

Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку).

Суп на стол мы поставим (в супнице). А селедку? (в селедочнице). А соль? (в солонке).

Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

6. — А теперь я посмотрю, как каждый из вас сможет узнать, какая посуда для чего предназначена и из чего она сделана. Давайте поиграем в игру « Какой предмет лишний?».

Ложка, вилка, нож, ложка деревянная.

Чашки 3 шт. одинаковые, 1 чашка с другим рисунком.

Кукольная - сковорода, кастрюля, шумовка, тарелка наст.

Кружка железная, пластмассовая, глиняная, чашка.

Селедочница, глубокая тарелка, ложка столовая, ложка чайная.

Стакан хрустальный, стеклянный, пластмассовый, 100 г маленький.

Какие молодцы! Теперь вы точно сможете правильно накрыть стол для гостей и не перепутаете чайную посуду с кофейной, столовую с кухонной.

7. — А сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

Разведчица.

Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

Была ли разбита чашка? Почему?

Правильно ли поступил Вова?

А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

Стук в дверь. Заходит чистая Федора.

Федора, какая ты красивая!

Федора: — Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

И за вашу помощь приглашаю вас на чай.

Конспект совместной интегрированной познавательно-продуктивной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Окулова Людмила Андреевна, учитель-дефектолог; первая квалификационная категория,

Русских Надежда Сергеевна , воспитатель; первая квалификационная категория,

МАДОУ детский сад № 89 комбинированного вида города Тюмени

Образовательные области: «Познание» (Формирование целостной картины мира), «Познание» (Формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие» (Обучение грамоте), «Художественно-эстетическая деятельность» (Рисование), «Физическое развитие».

Программное содержание.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о видах посуды (кухонная, столовая, чайная), о назначении посуды, деталях, о материале, из которого сделана посуда. Закрепить представление об особенностях народного промысла «гжель».

  1. Коррекционно-развивающие. Развивать наблюдательность, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
  2. Образовательные. Закрепить знаний детей о временах года, о зимних месяцах, о днях недели, о частях суток. Закрепление навыка количественного счета. Закрепить навык сравнения множеств предметов и уравнивания их путем добавления предметов. Закрепить навык определения первого звука в словах и соотнесения с соответствующей буквой. Закрепить знания детей о росписях народного творчества (гжель, хохлома). Учить детей составлять узор на основе простых гжельских орнаментов (сеточки, точки, капельки). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисования кончиком кисти.
  3. Воспитательные. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к посуде. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать положительную установку на участие в совместной образовательной деятельности. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
  4. Оздоровительные. Поднять эмоциональный настрой, способствовать оздоровлению детей с помощью физкультминутки и игры.

Словарная работа. Активизировать словарь по теме. Закрепить навык согласования существительных с прилагательными и существительных с числительными. Закрепление в словаре детей слова «роспись».

Оборудование. Предметные картинки с изображением посуды, мольберт, плоские изображения чашек и блюдец, буквы, «чудесный мешочек». Выставка посуды (гжель, хохлома). Две разрезные картинки (чайники в росписи гжель). Схемы, иллюстрации росписи по мотивам росписи «гжель». Силуэт - заготовка на белой бумаге - чайник. Кисть - №2, гуашь (синяя и белая), палитра, вода, салфетки.

Музыкальный фон: мелодия «Ярмарка», «Зимняя фантазия».

Предварительная работа: Знакомство с видами посуды, с деталями посуды, с материалом, из которого сделана посуда. Знакомство с промыслом «гжель» и «хохлома». Беседы, рассматривание альбомов, книг, игрушек. Способы и приёмы смешивания краски на палитре.

Ход совместной непосредственной образовательной деятельности.

Учитель – дефектолог приглашает детей в музыкальный зал.

Учитель – дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на ярмарку посуды. Но на пути у нас будут препятствия-задания, которые мы должны выполнить. Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей).

Учитель – дефектолог: И вот первое задание. Мы с вами должны вспомнить наш календарь.

Д/и «Наш календарь».

Учитель – дефектолог с детьми повторяет время года, месяц, день недели, время суток.

Учитель – дефектолог: Молодцы, легко справились с первым заданием. И на пути у нас следующее задание.

На мольберте предметные картинки с изображение посуды.

Учитель – дефектолог: Посмотрите на мольберт и скажите, что вы здесь видите? (Ответы детей).

Учитель – дефектолог: Ребята, что вы видите на картинках? (Ответы детей). Как, одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: Посуда.

Учитель – дефектолог: А зачем нам необходима посуда? (Ответы детей). Всю эту посуду можно разделить на три группы: чайная, кухонная, столовая посуда. Если мы гостей позовем на чай, посуда какого вида нам нужна?

Дети: Чайная посуда.

Учитель – дефектолог: Назовите чайную посуду.

Дети: Чашка, блюдце, чайник, сахарница.

Учитель – дефектолог: Если гости придут на обед, посуда какого вида нам необходима?

Дети: Столовую посуду.

Учитель – дефектолог: Назовите столовую посуду.

Дети: Хлебница, тарелка, вилка, ложка, нож.

Учитель – дефектолог: Когда мама на кухне готовит обед, посуду какого вида она использует?

Дети: Кухонной посудой.

Учитель – дефектолог: Какая посуда относится к кухонной?

Дети: Кастрюля, сковорода.

Учитель – дефектолог: Молодцы, и с эти задание вы справились. А сейчас ребята я прошу вас присесть на стульчики.

Дети садятся на стулья. На мольберте неравное количество плоских изображений чашек и блюдец. (Шесть чашек, семь блюдец).

Учитель – дефектолог: Ребята, что вы видите на мольберте? Сколько чашек? Сколько блюдец? Чего больше, меньше? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы чашек и блюдец стало поровну?

Дети: Добавить чашку или убрать блюдце.

Учитель – дефектолог: Сколько чашек необходимо добавить?

Дети: Одну чашку.

Учитель – дефектолог добавляет одну чашку.

Учитель – дефектолог: Сколько чашек? Сколько блюдец? (Ответы детей). Теперь чашек и блюдец стало…(поровну). По сколько?

Дети: По семь.

Учитель-дефектолог: Как получилось число семь?

Дети: шесть и одна – семь.

Учитель – дефектолог: Замечательно, с легкость выполнили это задание. И пора нам немного отдохнуть. Давайте встанем и выполним физкультминутку.

Учитель – дефектолог вместе с детьми выполняет физкультминутку.

Физкультминутка.

«Вот большой пузатый чайник,

Очень важный, как начальник.

(Руки в стороны, на пояс)

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие, бедняжки,

(Дети приседают)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Дети кружатся вокруг себя)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Руки вверх, на носочки)

Вот пластмассовый поднос,

(Руки по швам)

Он посуду нам принес».

(Дети вытягивают руки вперед) .

Учитель – дефектолог: Отдохнули, молодцы. А сейчас ребята подойдите ко мне. Посмотрите, у меня есть «чудесный мешочек» и в нем лежат картинки. Каждый из вас по очереди достанет по одной картинке и назовет, что на ней изображено и определит какой первый звук в названии предмета.

Дети по очереди достают картинки, определяют первый звук и находят на мольберте соответствующую букву.

Учитель – дефектолог: И это задание выполнили. Ребята, а вы слышите музыку? (Ответы детей).

Музыкальный фон.

Воспитатель: К нам на ярмарку спешите и друзей своих зовите! Это ярмарка посуды не простая, а посвященная народному промыслу. А кто мне скажет, что такое народный промысел? (ответы детей: это предметы сделанные руками людей). А вы знаете, что на ярмарку мастера везут свою посуду из разных уголков нашей страны. Эти работы сделаны мастерами, народными умельцами. Обратите внимание на столы, перед нами посуда народных мастеров. Давайте подойдём к первому столу, как вы думаете какая это роспись?

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Да ребята - эта посуда привезена к нам из Нижегородской области, село Хохлома, которое стоит на великой реке Волге. Давайте вспомним, из чего сделана эта посуда? (Ответы детей). Какой обычно узор рисуют мастера? (Ответы детей). А какие цвета используют художники?

Дети: 4 цвета – желтый, красный, черный, зеленый.

Воспитатель: Молодцы. Подойдём к следующему столу. А здесь ребята, какая роспись на посуде?

Дети: Гжель.

Воспитатель: Эту посуду привезли из посёлка Гжель, который находится не далеко от Москвы. Скажите, из чего сделана эта посуда?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Какие элементы используют гжельские мастера при росписи посуды?

Дети: Капельки, сеточки, полосочки, цветы.

Воспитатель: Почему, работы гжельских мастеров напоминает нам о зиме? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Вы знаете ребят, а я тоже принесла вам картинки, на которых изображена посуда, но все детали этих картинок перепутались между собой. Соберите детали, чтобы получились две целые картинки.

На подносе лежат разрезанные картинки. Дети собирают детали картинок.

Воспитатель: Вот и собрали вы картинку, что у вас получилось?

Дети: Чайники.

Воспитатель: А какая это роспись?

Дети: Гжель.

Воспитатели: Ребята, я вам предлагаю превратиться в искусных мастеров, и расписать вот эти замечательные чайники по мотивам гжельской росписи.
Садитесь, на свои рабочие места. Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета есть?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, а кто мне скажет, как получить голубую краску? (Ответы детей). На мольберте вы видите изображение гжельской посуды, обратите внимание на узоры. Можно использовать, такие же узоры в ваших работах. Как мы будем рисовать узоры гжель? (Ответы детей). А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе, выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

«Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит над другой.)

Только чашку мы разбили,

(Загибаем пальчики начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложки мы чуть - чуть сломали,

Так мы маме помогали».

Воспитатель: Не спешите, помните пословицу, которую придумал русский народ о тех, кто спешит: «Поспешишь - людей насмешишь».

Под музыкальное сопровождение «Зимняя фантазия» дети начинают рисовать.

(В процессе самостоятельной работы, воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь).

Воспитатель: Молодцы, какая красивая роспись гжель у вас получилась на чайниках. Я вам предлагают добавить свои работы на ярмарку. А так как вы хорошо трудились, и мы находимся на ярмарке, предлагаю поиграть.

Учитель – дефектолог, воспитатель и дети встают в круг. Педагог держит в руках ленту. Дети повторяют за педагогом слова:

«Вышел(а) (имя) прогулять,

Стал(а)подружку(друга)выбирать,

Кому ленту передать

Поклонись, поклонись

Да за ленточку возьмись!

Мы считаем раз, два, три –

Ну-ка, ленту забери!»

Двое детей бегут в разные стороны, оббегают круг и забирают ленту.

Воспитатель: Спасибо ребята за вашу работу! Вы умеете быть трудолюбивыми настоящими мастерами.

Список использованной литературы:

  1. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. « Развитие элементарных математических представлений» (Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. «Ознакомление с окружающим миром». (Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) – М.: Мозайка – Синтез, 2011.

Интернет – ресурсы:

Сайт для воспитателей детских садов Маам.ру.

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-chudo-gzhel.html.

Фотографии из архива детского сада №89 г. Тюмень.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект НОД по познавательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Посуда»

Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении
2. Уточнить представления о материалах, из которых изготовлена посуда
3. Развивать творческое воображение
4. Развивать навык рисования кистью и акварелью
5. Развивать интерес к изобразительной деятельности
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость

Необходимый материал:
1. Посуда из разного материала
2. Презентация «Расписная посуда»
3. Картинка «полочка»
4. Картинки «посуда»
5. Плоское изображение тарелочки на всех детей (для расписывания)
6. Акварель
7. Кисти
8. Непроливайка с водой
9. Салфетки

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад к нам пришла посылка. На ней написано «Ребятам подготовительной группы». Это нам?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, давайте ее откроем


(Дети помогают воспитателю открыть посылку)
Воспитатель: Что вы здесь видите?
Дети: Посуду (игрушечную)
Воспитатель: Что такое посуда?
Дети: Это предметы, из которых мы принимаем пищу
Воспитатель: Какую посуду вы видите?
Дети: кастрюлю, тарелку, кружку, ложки, вилки, сковородку, дуршлаг, чайник, поварешку и т.д.
Воспитатель: Какие есть виды посуды?
Дети: Столовая, чайная и кухонная.

Воспитатель: Тогда, поиграем в игру «Поставь на нужную полочку» . Верхняя полочка предназначена для чайной посуды, средняя полочка – для столовой, а нижняя – для кухонной посуды.
На магнитной доске прикреплено изображение полочки


Воспитатель раздает детям картинки с изображением посуды, дети прикрепляют с помощью магнита на нужную полочку.

Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нужен каждый предмет посуды?
Дети: Кружка – пить чай, кофе, сок, воду. Тарелка - для супа, борща. Кастрюля – для варки. Сковорода – для жарки и т.д.
Воспитатель: Все верно. А теперь, давайте превратимся с вами в посудку.

Физминутка
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Нагнулись, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Воспитатель: Посуда бывает из разного материала: из стекла, из керамики, из фарфора, из глины, из металла.
Игра «Из чего?» (воспитатель предлагает вариант материала, а дети называют прилагательное, например: посуда из стекла – стеклянная, из металла – металлическая)

Воспитатель: Есть такие мастера – художники, которые расписывают посуду. Рисуют на ней различные узоры. Такая посуда очень красивая. (Показ презентации "Расписная посуда")

Давайте, мы попробуем побыть художниками, и разрисуем тарелочки.
(Воспитатель раздает детям плоские изображения тарелочек, распечатанных на листах формата А4).


Дети самостоятельно расписывают тарелочки
Воспитатель: Здорово, у нас получилось. Ребята. Я предлагаю вам, отправить ответную посылку Фее, а положить в нее можно наши расписные тарелочки. Ва согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам добрая Фея прислала нам посудку?
Дети: Для того, чтобы мы изучили ее, узнали для чего она нужна
Воспитатель: Правильно. Но раз она игрушечная, то значит ею еще можно и играть. Возьмите посудку, отнесите ее в уголок. Я предлагаю вам поиграть в игру «Встречаем гостей» (Дети самостоятельно придумывают и развивают сюжет игры)

Презентация на тему: Посуда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.