Вложил десницею кровавой. Глаголом жечь сердца людей это

    Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… …

    Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, убѣждать, распространять свѣтъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ раздѣляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    жечь - гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики

    ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова

    - «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия

    - (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей, и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом... Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

На этой странице читайти стихи «Пророк» русского поэта Александра Пушкина , написанные в 1826 году.

Пророк

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей."

1826

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

Темы стихотворения

Другие стихи Александра Пушкина

Выберите стихи... 19 октября 1825 19 октября 1827 2 ноября To Dawe, Esqr Адели (Играй, Адель...) Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной Альфонс садится на коня... Ангел Анчар Арион Баратынскому (О ты, который...) Бесы Блажен в златом кругу вельмож... Близ мест, где царствует Венеция златая... Бог веселый винограда... Бородинская годовщина Брожу ли я вдоль улиц шумных... Будрыс и его сыновья Будь подобен полной чаше... Буря Был и я среди донцов... Была пора: наш праздник молодой... В альбом (Гонимый рока самовластьем...) В альбом (Долго сих листов заветных...) В альбом А.О.Смирновой В альбом княжны А.Д.Абамалек В альбом Павлу Вяземскому В голубом небесном поле... В еврейской хижине лампада... В крови горит огонь желанья... В мои осенние досуги... В начале жизни школу помню я... В поле чистом серебрится... В роще карийской, любезной ловцам... В степи мирской, печальной и безбрежной... В часы забав иль праздной скуки... В.С.Филимонову при получении его поэмы Вакхическая песня Везувий зев открыл... Весна, весна, пора любви... Вино (Ион Хиосский) Виноград Вновь я посетил... Во глубине сибирских руд... Воды глубокие... Воевода Возрождение Вольность Воспоминание (Когда для смертного...) Воспоминание в Царском Селе Восстань, о Греция, восстань... Всё в жертву памяти твоей... Всем красны боярские конюшни... Вы за Онегина советуете, други... Выздоровление Герой Глухой глухого звал к суду... Гнедичу Город пышный, город бедный... Гусар Д.В.Давыдову (Тебе певцу...) Дар напрасный, дар случайный... Два чувства дивно близки нам... Движение Делибаш Дельвигу Демон Денису Давыдову Деревня Десятая заповедь Для берегов отчизны дальной... Дон Дориде Дорожные жалобы Дружба Друзьям (Богами вам еще даны...) Друзьям (Вчера был день разлуки шумной...) Друзьям (Нет, я не льстец...) Дубравы, где в тиши свободы... Е.Н.Ушаковой (Вы избалованы природой...) Е.П.Полторацкой Ее глаза Ек. H. Ушаковой (Когда, бывало, в старину...) Ек. Н. Ушаковой (В отдалении от вас...) Если ехать вам случится... Если жизнь тебя обманет... Есть роза дивная: она... Еще дуют холодные ветры... Еще одной высокой, важной песни... Жалоба Желание Жил на свете рыцарь бедный... Жуковскому Забыв и рощу и свободу... Заклинание Зачем я ею очарован?.. Зачем, Елена, так пугливо... Земля и море Зимнее утро Зимний вечер Зимняя дорога Золото и булат Зорю бьют... из рук моих... И вот ущелье мрачных скал... И дале мы пошли... И я слыхал, что Божий свет... И.В.Сленину И.И.Пущину Из Alfieri * Из Barry Cornwall Из А.Шенье Из Анакреона Из Аристова "Orlando Furioso" Из Афенея Из Гафиза Из записки к А.О.Россет Из Ксенофана Колофонского Из Пиндемонти Из письма к Алексееву Из письма к Великопольскому (С тобой мне...) Из письма к Вяземскому Из письма к Соболевскому Из письма к Яковлеву Именины Иной имел мою Аглаю... К ** (Ты богоматерь, нет сомненья...) К *** (Счастлив, кто близ тебя...) К *** (Не спрашивай...) К *** (Нет, нет, не должен я, не смею...) К А. Тимашевой К Баратынскому К бюсту завоевателя К вельможе К Вяземскому К другу стихотворцу К Е.Н.Вульф К кастрату раз пришел скрыпач... К Морфею К морю К Н. Я. Плюсковой (На лире скромной...) К Наталье К ней (В печальной праздности...) К переводу Илиады К портрету Вяземского К портрету Жуковского К Чаадаеву К Языкову (К тебе сбирался...) К Языкову (Языков, кто тебе внушил...) Кавказ Как сатирой безымянной... Как сладостно!.. но, боги, как опасно... Как счастлив я, когда могу покинуть... Какая ночь! Мороз трескучий... Калмычке Кинжал Кипренскому Клеветникам России Кн. Козловскому Кн.Голицыной, посылая ей оду «Вольность» Княгине З. А. Волконской Княжне С. А. Урусовой Кобылица молодая... Когда б не смутное влеченье... Когда в объятия мои... Когда владыка ассирийский... Когда за городом, задумчив, я брожу... Когда порой воспоминанье... Когда Потемкину в потемках... Когда так нежно, так сердечно... Когда твои младые лета... Колокольчики звенят... Кольна Краев чужих неопытный любитель... Красавица Красавица перед зеркалом Кривцову (Не пугай нас...) Кристалл, поэтом обновленный... Критон, роскошный гражданин... Кто знает край, где небо блещет... Кто из богов мне возвратил... Кто, волны, вас остановил... Литературное известие Любовь одна - веселье жизни хладной... Мадонна Мальчику (Из Катулла) Медок Меж горных стен несется Терек... Менко Вуич грамоту пишет... Месяц Мечтателю Мирская власть Могущий бог садов - паду перед тобой... Мое беспечное незнанье... Мой портрет Монастырь на Казбеке Монах Мордвинову Моя родословная Муза (В младенчестве моем...) Н.Н. при посылке ей «Невского альманаха» На Булгарина На Великопольского На выздоровление Лукулла На Дондукова-Корсакова На Испанию родную... На картинки к Евгению Онегину На Каченовского На Надеждина (В журнал...) На Надеждина (Надеясь на мое презренье...) На перевод Илиады На статую играющего в бабки На статую играющего в свайку На холмах Грузии лежит ночная мгла... На это скажут мне с улыбкою неверной... Надо мной в лазури ясной... Наездники Напрасно я бегу к сионским высотам... Наслажденье Не видала ль, девица... Не дай мне бог сойти с ума... Не знаю где, но не у нас... Не пой, красавица, при мне... Недавно я в часы свободы... Нереида Несчастие Клита Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем... Новоселье Ночной зефир струит эфир... Ночь Нравоучительные четверостишия Няне О бедность! затвердил я наконец... О нет, мне жизнь не надоела... О сколько нам открытий чудных... Обвал Ода LVI (Из Анакреона) Ода LVII Окно Олегов щит Он между нами жил... Опять увенчаны мы славой... Осеннее утро От западных морей... От меня вечор Леила... Ответ Ответ анониму Ответ Ф.Т. (Нет, не черкешенка она...) Отрок Отрывок Отцы пустынники и жены непорочны... Паж или Пятнадцатый год Певец Перед гробницею святой... Песни о Стеньке Разине Песнь о вещем Олеге Пир Петра Первого Плетневу (Ты мне советуешь...) Плетневу (Ты хочешь...) Погасло дневное светило... Под небом голубым страны своей родной... Подражание арабскому Подражание итальянскому Подъезжая под Ижоры... Поедем, я готов; куда бы вы, друзья... Полководец Полюбуйтесь же вы, дети... Пора, мой друг, пора!.. Портрет Послание Дельвигу Послание к Великопольскому Поэт Поэту Пред испанкой благородной... При посылке бронзового Сфинкса Признание Приметы Прозерпина Пророк Простишь ли мне ревнивые мечты... Прощание Птичка Разлука Редеет облаков летучая гряда... Рефутация г-на Беранжера Рифма Родословная моего героя Румяный критик мой... Русскому геснеру Сапожник Сафо Сват Иван, как пить мы станем... Свободы сеятель пустынный... Сводня грустно за столом... Сказки: Noel Слово милой Собрание насекомых Совет Сожженное письмо Соловей и кукушка Соловей и роза Сонет (Суровый Дант...) Стамбул гяуры нынче славят... Стансы (В надежде славы...) Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы Сто лет минуло, как тевтон... Стою печален на кладбище... Странник Страшно и скучно... Стрекотунья белобока... Сцена из Фауста (Мне скучно, бес...) Счастлив ты в прелестных дурах... Так старый хрыч, цыган Илья... Талисман Твои догадки - сущий вздор... Телега жизни Товарищам Труд Туча Ты и вы Ты просвещением свой разум осветил... Узник Фазиль-хану Фонтану Бахчисарайского дворца Французских рифмачей суровый судия... Храни меня, мой талисман... Художнику Царей потомок Меценат... Царскосельская статуя Царь увидел пред собою... Цветок Цветы последние милей... Циклоп Цыганы Чем чаще празднует лицей... Что белеется на горе зеленой?.. Что в имени тебе моем?.. Чу, пушки грянули!.. Чугун кагульский, ты священ... Шумит кустарник... На утес... Элегия (Безумных лет угасшее веселье...) Элегия (Счастлив, кто...) Элегия (Я видел смерть...) Элегия (Я думал, что любовь...) Эпиграмма (Журналами обиженный жестоко...) Эпиграмма (Лук звенит, стрела трепещет...) Эпиграмма (Мальчишка Фебу...) Эпиграмма (Седой Свистов!..) Эпиграмма (Там, где древний...) Эпиграмма на Шаликова Эпитафия младенцу кн. Н.С.Волконскому Эхо Юноша! скромно пируй... Юношу, горько рыдая... Юрьеву (Любимец ветреных Лаис...) Я вас любил... Я возмужал среди печальных бурь... Я думал, сердце позабыло... Я здесь, Инезилья... Я знаю край: там на брега... Я памятник себе воздвиг нерукотворный... Я помню чудное мгновенье...

    Стих небольшой,простой для запоминания. Один из известнейших стихотворений А.Пушкина. Смысл стихотворения — тяжелое бремя поэта, каково быть поэтом и что значит «словом жечь сердца».

    Данила Ответить

    Одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Фраза «Глаголом жги сердца людей» давно стала крылатой!

    Светлана Ответить

    Автобиографическое стихотворение. Пушкин не сочинял стихи — он лишь записывал то, что падало на него «сверху». Увы, дар творить лучшие культурные творения дается не всем.

    Илья Прохоров Ответить

    Еще в школьные времена учил наизусть, ностальгия. Пушкин отлично подходит для заучивания. Стихотворение очень популярное, глубокое и осмысленное.

    Anton Nikitin Ответить

    Только последняя строка запомнилась и всё:(

    Вика Ответить

      легко учится,час и все)

      Максим Лузин Ответить

        Целый час! «Море» Жуковского вообще без рифмы, но учится за 30 минут.

        Настя Хвостова Ответить

      Учится очень легко, главное правильно ударение в словах ставить. Я за 15 минут выучила.))

      Ирина К. Ответить

      Выучить его можно быстро,но понимание придёт с годами.

      Валентина Ответить

    Последняя строка чего стоит…

    Вадим Ответить

    я скачала запись звуковую «пророк» и все телефон наушники запись пятерка)

    Татьяна Котельникова Ответить

    духовной жаждою томим
    в пустыне мрачной я влачился
    рассматривая и изучая первые строки произведения мы видим что поэт заявляет о душевном поиске который по его ощущениям напоминает о мрачной пустыне в которой нет влаги, однообразный пейзаж и жгучее солнце… Довольно простое и банальное противопоставление в наши дни часто используются — дожди.
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Появилось действие — явление Серафима. Становится понятно направление духовных поисков — религиозное. Человек глубоко погружён в религию и её особенности.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он,
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Далее идёт процесс превращения простого человека в пророка.
    В принципе это и есть суть стихотворения: некая переработка человеческих органов в новые глубоко моральные духовные инструменты. Согласно религиозным воззрениям Серафим не касается всех органов подряд. Действует он избирательно: глаза, уши, рот, сердце. Заметьте, что Серафим не трогает руки или ноги, не отрывает допустим голову целиком или половые органы — в этом есть определённый религиозный смысл раскрывать который в данном случае не буду. Общая картина этого Акта говорит о безысходности самого человека и всемогуществе господа. Духовные муки приводят человека лишь к тому что над ним совершают Акт а не к тому чтобы человек сам что-то переосмыслил. Вторжение некоей небесной силы является здесь единственным способом утоления духовной жажды.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.»
    В заключении интересно отметить напутствие Бога — глаголом жги сердца людей. После Акта трасформации Бог выбирает путь для просветления остальных людей через разговоры. Создав некую биомашину он программирует её на воздействие при помощи разговора — слова. Бог показывает что подобными делами с трасформацией он не будет заниматься выстроив людей в длинную очередь. Показана избирательность и далее форма дальнейшего воздействия. Глазами программиста — похоже на создание некоего процессора который будет исправлять ошибки в программах по умолчанию. Опять же всё построено на иерархичности. Варианты самонахождения духовных поисков исключены.
    Общие выводы: Стихотворение глубоко религиозно подчёркивает ничтожность самопознания. Индивидуальность присутствует только у Бога. Показан лидер и толпа. Думаю что Пушкин этим стихотворениям хотел высмеять монархический общегосударственный строй.

    Марина Иванкина Ответить

      Если бы человек не был томим духовной жаждой, он бы и не был удостоен такого пути. Духовная жажда и есть духовные поиски. Также очень сомнительны выводы насчёт невозможности самопознания и переосмысления. Тем более, что Пушкин, скорее всего, так не считал. Подкреплю цитатой из другого стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны,/
      Чтоб сердцем возлетать во области заочны,/
      Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,/
      Сложили множество божественных молитв…» Заметьте, они сами сложили молитвы, чтобы возлетать в области заочны. Активное участие человеческого духа здесь утверждается. А при чём тут государственный строй — вообще в толк не возьму.

      Георгий Петренко Ответить

        Георгий, как понять отцы пустынники? И при чём здесь непорочность жён? Это звучит в настоящее время так: Чтобы укрепить веру надо Активно фантазировать и тогда будет легко на сердце… Это в чистом виде — религиозное воззвание… А человеческий дух укрепляется не фантазиями а дисциплиной.

        Марина Иванкина Ответить

        Георгий, а чем молитва отличается от фантазии? И чем тогда подобный набор звуков-слов и всякой тарабарщины будет отличаться от завываний шамана племени Тумба юмба перед тем как съесть своего соплеменника? И это всё заметьте — поиск духовных истин.. Утоление жады…. Но результат всего этого — самоуспокоение. Поиск оправдания своей тухлой натуре. Если же вы наверняка утверждаете что подобные молитвы помогают добиться концентрации и дисциплины — может быть вы и людей назовёте которые смогли добиться небывалых результатов в управлении своим физическим и энергетическим телом.

        Марина Иванкина Ответить

        Однако, на вопрос вы отвечаете не ответом, а утверждением противоположности понимания из чего следует понимать ваше не желание отвечать. Также как и многие люди верующие в бога вы занимаете позицию: Бог есть, потому что я в него верю и другие верят…. Это всё. Аргументы подобных людей не интересуют. Про усопших и их нетленные мощи — махнём шире — читайте Кастанеду там вообще нет смерти, утверждается что есть живые древние маги изменившие своё энергетическое тело до формы существ. Многие великие — вы правы. Фёдор Михайлович Достоевский например который играл в карты и был жутким тираном. Пётр Ильич Чайковский — возможно педофил. Таких примеров масса и они указывают что религия не способна остановить глубокие человеческие пороки. Вот вам пример тухлой натуры. Я бы не ставила в один ряд молитвы и медитацию — это раз. Во вторых — вера в бога не плохое занятие само по себе но со временем утратившее свой сдерживающий фактор. И по одному закону божию уже давно не прожить в нашем жестоком мире.

        Марина Иванкина Ответить

    Со школы помню, легко учится!

    Анасталия Ответить

ПРОРОК Переход на страницу аудио-файла: VOXLIB.RU . Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, -- И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, -- И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей".

Примечания

* Пророк (стр. 149). В образе пророка, как и в "Подражаниях Корану" (см. выше) Пушкин разумел поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке). Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием "Пророк", противоправительственного содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. А. Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г.: ""Пророк" он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано ("Духовной жаждою томим etc.")" ("Звенья", VI, 1936, стр. 153). Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли. Вариант первого стиха "Пророка" -- "Великой скорбию томим", имеющийся в записи Пушкина, относится, по-видимому, к первоначальной редакции известного текста.

«Пророк» Александр Пушкин

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.

Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями. Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии . Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений. В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды , что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества. Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом. Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.

Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом. И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей». Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи. Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.

Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью , посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.