Творческая личность. Одаренные натуры зачастую нахальны

Творческим людям следует беречь свою психику. Не так давно группой исследователей из разных стран были приведены результаты наблюдения за творческими натурами. Причем, охвачено было порядка 1млн. чел. Как оказалось, для журналистов и писателей существует опасность впасть в депрессию; фотографам и танцовщицам угрожают биполярные расстройства – маниакально депрессивные психозы; художникам и музыкантам порой мешает сильная эмоциональность. Среди людей искусства более высок процент нервных срывов. Еще древнекитайские мудрецы считали, что смотреть на песочные часы - значит улучшать свое энергетическое, эмоциональное состояние. И, действительно, эксперименты психологов доказали, что эффект от созерцания сыплющегося песка просто колоссальный!

Идеальный подарок

Перетекает песок в «угоду бытию» в «колбовых», «шаровых» и других разновидностях изделий. Окраска песка, форма колб, богатство оформления - все имеет значение для выбора подарка творческому человеку. Время стремится вперед, удивляя нас все более усовершенствованными технологиями, а старинное изобретение не утрачивает и никогда не утратит своей привлекательности. Хорошие песочные часы в подарок - это не только элегантный декоративный элемент, это буквально мистический предмет, помогающий сосредоточиться.

Вдохновение через созерцание

Как часто в этом символе вечности находили вдохновение писатели, поэты, художники, певцы, музыканты.

Убегающим называл время в песочных часах великий символист Бальмонт.

Мечтает поместить в песочные часы весь мир певец Стинг.

Аргентинский мыслитель Борхес в своих безграничных фантазиях сравнивает песочные часы с теми сосудами, которым нет износа.

На Востоке называют их эталоном пространства. А послы в древности, желая доказать свою искренность, говорили о чистоте своих помыслов, как о горсти песка, заключенных в колбу.

Интересно, что и психологи сумели выяснить, как цвет пересыпающегося песка влияет на эмоциональное состояние. Зеленый песок поможет справиться с жестокими мыслями, со страхом и агрессией. Желтый цвет песка - чудесный релаксатор. Синий и голубой цвета внушает романтические идеи, а красный будит страстные порывы.

А что будят драгоценные камни, пересыпающиеся в самых дорогих песочных часах? Об этом рассказать могут только нувориши. «Песок» в таких ювелирных изделиях сплошь из изумрудов, бриллиантов. На любой вкус!

Мистический талисман

Не даром символ вечного времени всегда был на рабочих столах философов, магов и алхимиков. Слишком большое значение они придавали струящемуся песку. Песочные часы тогда помогают концентрироваться и дорожить временем, когда находятся в «секторе знаний». Есть мистическая примета: когда солнечный луч падает на струящийся песок, часы песочные обретают силу талисмана - концентратора энергии света. Принять твердое решение помогут часы с подставкой из натурального камня, а деревянное обрамление наиболее подходит для энергии «творческой фантазии». Недаром в фен-шуй их олицетворяют с энергией Ци, которая постоянно движется.

Встречались ли в вашей жизни люди творческой натуры, очень хрупкой, ранимой и такой хрустальной, которая может разбиться от одного прикасания этого странного, страшного мира? Скорее всего, встречались. Ну и как вам? Вы анализировали их? Всматривались в глаза? Пытались узнать, что творится у них в голове? Да, несомненно. Хочу рассказать вам про одну такую девушку.

Несколько лет назад я встретил одну девушку. Она была очень странной и уставшей. Кожа была сера, глаза красны и опухши с синяками, которые оставила бессонница, но они были ярко-зеленого цвета, как листики березки под лучами солнца, губы такие… Кровавые, обкусанные. Она была, довольно, росла, но худа, и было заметно, что ей не очень просто передвигаться. Ее сковывала боль, причем очень сильная. Одежда была черна, будто, она едет на чьи-то похороны или поминки. Я увидел ее в грязном автобусе, в котором и сам ехал по делам, она сидела на самом последнем месте и, смотря в окно, что-то рисовала в небольшом блокнотике на пружине. Как только я взглянул на нее, у меня появилось огромное желание обнять ее и чем-то помочь, ведь вид у нее был очень плачевен и вот, будто, она сейчас расплачется. Так я разглядывал ее несколько десятков минут, пока водитель не остановил автобус на нужной остановке и она, быстро собравшись, вышла. Я еще долго проигрывал в своей голове ее образ и не мог остановиться. Она вызывала у меня неподдельный интерес. Ее притяжение и аура была очень сильна для меня.

С того момента прошел месяц-полтора, и я, было уж, забыл ее, но жизнь заставила напомнить…

Придя на одну из выставок картин какого-то малоизвестного художника я вновь увидел ее. Все тот же взгляд, те же губы, та кожа и тело, на котором черная, как пустота космоса, одежда. Я подошел к ней и очень стеснительно познакомился. Не люблю эти натянутые и изъезженные вопросы, типа: «как дела? », «как самочувствие? », ведь было и так видно, что дела идут не очень, а самочувствие оставляет желать лучшего, поэтому я пригласил ее погулять в один из многочисленных зеленых парков нашего городка. Встреча была назначена где-то в шесть вечера, но я пришел пораньше, все боялся опоздать. Прогуливаясь по парку, мы о многом разговаривали. Я многое узнал о ней. Ее основной деятельностью была- писательская. Она писала небольшие депрессивные рассказы, как раз по ее состоянию, выпустила несколько книг. Я до сих пор помню ее голос и легкую улыбку, которая проступала непринужденно во время нашего разговора. Так как я был очень чувствителен к настроениям других людей, я заметил, она была в депрессии. Да, может прозвучать очень громко и преждевременно, но все же, ее состояние простым плохим настроением назвать было нельзя. Узнав ее лучше, я понял, у нее очень ранимая и восприимчивая душа, которая может рассыпаться на кусочки при одном необдуманном прикосновении человека. Если представлять ее душу в виде картины, то можно описать примерно так:

«Все туманно и незначительно, но тут же присутствуют очень яркие цвета и живут бок о бок с темнотой и небытием, которые подкрепляются тоской, которая растет и растет с каждым днем. Представьте огромное пространство, поле, с зеленой травой и очень красными маками, его огораживают высочайшие березки, ивы и дубы, а рядом находится небольшое черное озеро, которое с каждым дождем из ее слез растет. » Она с легкостью переносит физическую боль. Часто, моральную превращает в физическую. Ей так проще. Было.

Недавно я узнал, что ее не стало. Она находилась в депрессии несколько лет и не выдержала. Говорят, что на ее похороны практически никто не пришел, и это грустно, ведь она была поистине замечательным, добрым и открытым человеком.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Нет, не любить их можно и просто из зависти - талантливые люди зачастую успешны в карьере. Однако с талантом обычно ассоциируют положительные черты характера - чуткость к другим, способность понимать, желание сделать жизнь окружающих ярче. Увы, креативным натурам свойственно не только хорошее: исследования психологов показали, что есть ряд неприятных качеств, которыми одаренные индивиды обладают чаще, чем среднестатистический человек.

1. Творческие люди лгут охотнее и изощреннее

2. При этом они еще и недоверчивы!

Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Психологи, установившие этот факт, считают, что недоверчивость не является случайным спутником талантливой натуры: она - ее суть. Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если...» - они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения. Впрочем, исследователи установили, что недоверчивостью отличаются в основном те из творческих людей, которые не являются публичными фигурами, - а вот те, кто по своему роду занятий вынужден постоянно прибегать к самопрезентации, не могут позволить себе такой роскоши, как недоверие к другим, - напротив, они должны увлекать окружающих своими идеями и инициативами, а без веры в окружающих это невозможно**.

3. Одаренные натуры зачастую нахальны

С характерным для талантливых личностей моральным релятивизмом связано еще одно неприятное качество - нахальство. Исследователи анализировали характеры 1304 добровольцев по шестимерной личностной модели HEXACO, одна из шкал которого посвящена оценке таких качеств, как искренность, справедливость, щедрость и скромность. После этого все добровольцы должны были решить несколько тестов, позволяющих оценить их креативность. Выяснилось, что у самых одаренных были минимальные показатели по всем из упомянутых качеств. Особенно не хватало им скромности - как утверждают исследователи, одаренные люди лучше других осведомлены о своих талантах и, как правило, необычайно высокого мнения о себе. Другим любопытным результатом исследования стало то, что между креативными и обычными людьми не оказалось существенной разницы в проявлениях ряда качеств, традиционно ассоциируемых с одаренностью, - терпимости, готовности к диалогу, мягкости, доброты и т. п. Зато талантливые обнаружили куда более высокие показатели по уровню открытости для новых впечатлений и экспериментов***.

4. Творческие личности чаще страдают от клинической депрессии

Одаренный человек - не слишком хороший товарищ не только потому, что склонен ко лжи: у него вдобавок часто бывает плохое настроение. Более того, талантливые легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, - например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого. Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий: например, Эдгар По и Николай Гоголь страдали одинаковым страхом - быть похороненными заживо. Шведские психологи решили проверить, не является ли связь между талантом и депрессивностью всего лишь расхожим стереотипом, и воспользовались для этого данными 1,2 миллионов пациентов психиатрических клиник и их родственников. Карточки пациентов включали упоминание их профессий, и психологи без труда составили статистику по распространенности среди представителей того или иного рода занятий различных психических недугов. Выяснилось, что работники творческих профессий - в частности, писатели, фотографы и танцоры, гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями - так, у них на 8% чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. Кроме того, например, писатели на целых 121% чаще страдают от условий своей жизни, чем рядовые обыватели, и почти на 50% сильнее склонны к самоубийству. Тот факт, что и среди родственников представителей творческих профессий психические недуги (шизофрения, аутизм, биполярное расстройство и даже анорексия) встречались чаще, чем среди прочих людей, позволил ученым сделать еще один важный вывод: и способность к творчеству, и упомянутые расстройства во многом обусловлены генетикой.

*J. Walczyka et al. «The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas». Creativity Research Journal, 2008.

** J. Mayer, T. Mussweiler «Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity». Journal of Personality and Social Psychology, 2011.

*** P. Silvia et al. «Cantankerous creativity: Honesty–Humility, Agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement». Personality and Individual Differences, 2011.

**** S. Kyaga et al. «Mental illness, suicide and creativity: 40-year prospective total population study». Journal of Psychiatric Research. 2013.

Творческая личность

Творчество или учеба?

Когда речь идет о состоявшемся актере, певце, художнике или танцоре, мало кто сможет сказать про него, что это «ненастоящая профессия». Когда же родители видят у детей сильный интерес к творческой деятельности и желание отдавать ей все свое время, они нередко говорят ребенку именно эту фразу. Творчество воспринимается как развлечение, не оставляющее времени на учебу.

Поэтому если у вас нет уверенности, что творческая деятельность - единственное и раз и на всю жизнь призвание вашего чада, сделайте все, чтобы увлечь его и другими занятиями. Вполне возможно, что попав к увлеченному учителю химии в 10 классе, ваш «прирожденный музыкант» вдруг увлечется естественными науками, оставив музыку в качестве хобби.

Не ставьте при этом цель во что бы то ни стало переключить ребенка, ведь ваша задача - дать ему настоящую свободу выбора.

Евгения Лепешова

Психолог

Обязательно обратите внимание ребенка, что вовсе необязательно сужать свои интересы до какого-то одного дела. Подростки, выбирающие профессию, часто совершают эту ошибку - пытаются выбрать какое-то единственное дело из всех, что доставляют им удовольствие или получаются. Это выбор очень сложный и не всегда может быть правильным. Дайте понять ребенку, что он вполне может, например, заниматься математикой и одновременно играть в любительском театре школы или университета.

Дома и в коллективе

Недаром существует выражение «творческий беспорядок ». Мамы «творческих натур» часто знают о нем не понаслышке. Также такие дети нередко испытывают сложности в самоорганизации - не помнят расписание уроков, неаккуратны в одежде, отвлекаются при выполнении рутинной работы. Можно ли что-то с этим сделать или стоит принять, как есть? Безусловно, можно и даже нужно, главное не переусердствовать. Постарайтесь найти способы помощи ребенку в самоорганизации. Пусть это будет какое-то расписание или другая система «напоминалок», найдите возможность сделать будничные дела более яркими. А главное, будьте терпеливы, избегайте сравнений с другими детьми, ведь каждый ребенок уникален.

Творческим натурам бывает сложно адаптироваться в коллективе . Ребенку будет проще, если он найдет в классе свое место и сможет и там применить свои способности. Для этого не помешает попросить о помощи и учителя, который, зная о талантах ребенка, сможет привлечь его к выступлению на школьном концерте, выпуску стенгазеты или предложит другое занятие по внеклассной работе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.