Сценарий праздник березки в начальной школе. Классный час в начальной школе "праздник русской березки". Своей красой неброской

Такой праздник я готовила впервые. Изучив большое количество сценариев в интернете,предлагаю свой сценарий мероприятия, полученный в результате их обработки. Праздник разделен на несколько частей:

1 - Береза - символ России

2 - Красота березы в поэзии и картинах русских художников

3 - Полезные свойства березы

4 - Православный праздник Троица (традиции и обряды)

5 - Солдатские березки

Каждую часть репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. А вот песни и танцы готовили все вместе, так веселее.

На праздник мы пригласили ребят второго класса. Они были не просто зрителями, но и участниками: пели песни, водили хороводы, подготовили танец с ложками. Праздник получился интересным и познавательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Букова М.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Сценарная разработка

Праздника русской березки

Праздник открывается презентацией. Звучит песня "От чего так в России березы шумят" на экране сменяют друг друга фотографии берез в разные времена года.

Ведущий. - Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими, длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее знают все - это символ и гордость русского народа. Россия и береза. Эти два слова слиты воедино.

1- ученик. На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

2 ученик. Березы русские, родные!

О вас и пишут и поют,

Разливы ваши снеговые

И мне покоя не дают.

3 ученик. Пускай зовут в дорогу дали,

Но где бы жить не довелось,

Я не могу себе представить

Мою Россию без берез.

4 ученик. Ты до того, березонька, красива

И в жаркий полдень,

И в часы росы,

Что без тебя не мыслима Россия.

И я не мыслим без твоей красы.

5 ученик. Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

Исполняют песню "Березы" муз. Синельниковой сл. Сухова.

Ведущий. Прекрасна русская береза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в музыке, и в живописи, и в литературе. Многие поэты посвятили свои стихи березке.

1 ученик.

Белая береза

С. Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

2 ученик. А вот еще несколько строк из другого стихотворения С. Есенина.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

3 ученик.

Люблю березку русскую

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

Дети исполняют песню "Талисманы" муз. В. Плешака сл. В. Сергеевой.

Когда дети читают стихи и поют песню на экране появляются репродукции картин известных художников:

И.И. Шишкин "Березовая роща", А. Куинджи "Березовая роща",

И. Левитан "Березовая роща", "Золотая осень", "Март"

А. Саврасов "Грачи прилетели", И. Грабарь "Февральская лазурь".

III.

1 ученик. Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из березы идет в дело.

2 ученик. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

3 ученик . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

4 ученик . В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок этого дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает.

5 ученик . Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, скипидар, древесный спирт, уксус.

6ученик. Березовые дрова - лучшее топливо в русских печах, тепла дают много, горят быстро и жарко.

7 ученик. А как можно представить себе русскую парную без березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает.

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей!

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват . (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Ведущий. Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы.

Ребята исполняют танец с ложками.

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки.

Дети поют песню "Во поле береза стояла" под аккомпанемент баяна и водят хоровод.

Девочки садятся "вокруг озера" и рассказывают.

4 ученица . Ближе к вечеру девушки гадали у реки, бросая венки в воду.

Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье.

5 ученица. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры.

6 ученица. А если остановится на одном месте - год не быть замужем.

7 ученица. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти.

8 ученица . Чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Дети исполняют веселый танец под песню И. Купалы "Брови".

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

1 ученик. Стоит она возле ограды

Одна на погосте.

Осколки фашистских снарядов

Оставили след на бересте.

Стрелял чужеземец,

Но чудом она уцелела.

Стоит она, словно дивчина,

На месте расстрела.

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Дети исполняют песню "Березовый сок"

муз. В. Баснера сл. М. Матусовского

1 ученик . Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.

2 ученик . Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

3 ученик.

Опять о них, кудрявых и белесых...

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

4 ученик.

«Россия», - шепчут мне березки,

«Россия», - шепчут камыши,

«Россия», - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: Русь!

Мне не трудны твои нагрузки;

Я в поле рос, я чубом рус.

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

5 ученик.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в соей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

Праздник заканчивается презентацией. Звучит песня "Русские березы"

Муз. Е Ширяева. сл. Д. Нигматулина.


Родные русские березы
Пленяют сердце навсегда!

Учитель Здравствуйте, уважаемые гости! Дорогие ребята!

Сегодня в нашем классе праздник – праздник русской березки.

Русь моя! Люблю твои березки
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы на глаза,
Отекшие от слез.

Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи, в фольклоре.

Красавицей русских лесов называли люди березу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе создано много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Ну, а какой же праздник без самой именинницы, надо ее сюда пригласить:

Учитель обращается к ученикам: отгадайте загадку

Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан,

Дети (хором) Береза! Встречам березу. Выходит ученица в наряде березы.

Береза.

Здравствуйте, дети! Как я рада,
Быть в этот осенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой).

Ученик

Береза, моя березонька, березка моя белая,
Береза кудрявая, стоишь ты, березонька
Посередь долинушки, на тебе березонька,
Листья зеленые, под тобой березонька,
Трава шелковая…
Белый ствол, чуть поникшие ветви,
Задушевный, задумчивый взор,
Тихо дремлют родные березы,
Украшая России простор.

Учитель

Для этой выставки картин,
трудился вовсе не один,
Готовился весь 3 «В»,
одни писали сочиненья,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес.
Плечом к плечу трудились рядом
Помочь друг другу были рады.

(Готовясь к празднику, дети нарисовали рисунки с изображением березки. Каждый из учащихся написал сочинение «Русская березка». Несколько учащихся у доски рассказывают о своих рисунках.)

Учитель Некоторые из вас написали сочинения о березах, вот некоторые строки из ваших сочинений. Учитель читает строки из детских сочинений.

Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на «Поэтическую полянку» , где вы услышите много поэтических стихов, посвященных нашей русской красавице.

Ученики

Белолицая, белоствольная
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей.
Опять о них – кудрявых и белых
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть вечность колеси.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…
Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Учитель Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они 50 миллионов гектаров земли. Мила она нашему сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.

Вот мы и добрались до «Полянки умельцев» Здесь вам предложат изделия из березы.

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка.
Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву.
Вот к топору – топорище , коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой!
Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане,
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане.
Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь.
Коли ты рыбак отменный, цевки купишь непременно.
А они из березовой коры. Жалко денег? Делайте вы.
А вот это – туесок! Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится?
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Учитель Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры, береста - готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем чистили обувь, из бересты плели лапти, ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Очень полезно пользоваться веником в бане,

Настоем листьев лечат ожоги, березовый уголь принимают при отравлении, почки березы используют как противовоспалительное средство. Полезен и приятен березовый сок. Его издавна принимали как напиток, делали из него квас. Березовый сок пьют для укрепления организма, им умываются, моют волосы для укрепления и роста.

Сейчас вы услышите песню «Березовый сок» в исполнении ансамбля «Песняры». Впервые она прозвучала в 1971 году, ей исполнится 40 лет со дня создания, но она и теперь радует своей мелодичностью и нежностью до сих пор.

Звучит песня «Березовый сок»

Своей красотой неброской
Во всех краях, во все года
Родные русские березы,
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде
А пуще – в солнечные дни,
В своем зеленом хороводе
Они лебедушкам сродни.
Белы, стройны и горделивы,
Без них, и мир не так чудесен
И не слагается мотив
Народ создал немало песен
Березкам русским посвятив.
А теперь мы побываем еще на одной полянке «Песенной». Исполняется хоровод «Во поле березка стояла».
И для малых, и для взрослых,
Всем на радость каждый год
Старину нам вспомнить надо
Песни, пляски стариков.
Дети исполняют песню «Как на поле, на поляне».
Люди верили, где девушки шли,
Сарафаном трясли,
Будет рожь густа, умолотиста,
С одной полосы умолотили три мешка.
Дети исполняют песню – танец «Дед Симак».

Учитель Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России. Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубённов.

«… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама при рода даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим,
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.

Учитель Сегодня мы вспомним еще одно произведение о березе - музыкальное произведение вальс «Березка». Интересна история этого вальса, его написал военный Евгений Михайлович Дрейзин в 1911 году, т. е. этому вальсу почти 100 лет, но он волнует наши сердца, трогает наши души до сих пор. Надо сказать, что в нашей стране был создан ансамбль «Березка», это был хореографический ансамбль – ему аплодировали во многих странах мира. Сегодняшнее исполнение вальса нам дорого вдвойне, потому что вы услышите голос нашей любимой, замечательной певицы, которая олицетворяет голос России – Людмилы Георгиевны Зыкиной.

Звучит вальс «Березка»

Пройдя по березовым рощам, мы добрались до «Природоохранной полянки». Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал нож и стал вырезать свое имя на стволе.

Да, человек беспощадно уничтожает леса, Ученики нашего класса придумали сами и нарисовали экологические знаки в защиту наших берез. Они заставляют задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.

И, наконец, «Прощальная полянка» Вот мы на последней полянке.

Так давно у нас ведется, так уж исстари у нас,
Что потехе остается меж работой только час.
Заглянули в старину мы, будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны нашу песню до конца.
Все не спеть нам славных песен, добрых слов нам не сказать,
Край наш стариной чудесен, как и вся Россия - мать.

Ребята! Готовясь к празднику, вы очень старались и с любовью сделали макеты своих берез, и сейчас мы их поместим на этом листе, и прямо сейчас у нас на глазах вырастет березовая роща, так любимая всеми.

Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои березы.

И где бы не росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!
И не найти ее красивей, на радость нам она цветет,
В ней образ матери – России неувядаемый живет!

Надежда Николаева

Цель : познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой.

Образовательные задачи :

познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником ;

формировать реалистические представления о природе;

расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи :

развивать умение узнавать по описанию (загадке) ;

способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора .

Воспитательные задачи :

воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням , хороводам, подвижным играм;

воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование : диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа : разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями : рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан .

Предполагаемые результаты : систематизация знаний о празднике , обрядах и обычаях.

Логика проведения развлечения .

Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла» , воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас на праздник , который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник , посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок : Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

2 ребёнок : Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей . (И. Агеева)

3 ребёнок : Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ведущий : Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Ведущий : Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы» . (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой . Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства , а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок : Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

2 ребёнок : Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок : Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

4 ребёнок : Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей .

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский)

Дети поют песню «Во поле берёза стояла» .

Раздаётся стук.

Ведущий : Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется старичок-лесовичок :

Нет, это я, старичок-лесовичок. (Подходит к берёзке, разглядывает.) Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видел хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев.

У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Знаете, какая игра была самой любимой на Зелёные Святки?

Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Участники игры строятся в две колонны парами. Водящий становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны : один – слева, другой – справа, стараются соединиться, добежав до условленного места. (На расстоянии 20 шагов обозначают место флажками или веточками берёзы.) На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно.

Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, одного участника игры он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Старичок-лесовичок : Ой, утомился я с вами!

Ведущий : Сядь, дедушка, отдохни. Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки , на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали . Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

Молодцы, ребята. На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек» .

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит :

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают :

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущий : Русская берёза красива в любое время года!

Внеклассное мероприятие "Праздник русской берёзки"

Класс празднично украшен. На переднем плане картины леса, рощи, красивые иллюстрации с русской березкой.

Учитель: Сегодня мы с вами устроим праздник – «Праздник русской берёзки». Белая берёза – символ нашей Родины. Любят её все люди нашей страны. Её воспели поэты и музыканты. Любят её за красоту, и ещё за пользу, которую она приносит людям.

Берёзку люди называют как?
Назовите, – какая ОНА.

Дети: кудрявая, стройная, тонкая, белая, весёлая, грустная, нарядная, белоствольная, зелёная, ясная, заречная, ясная, развесистая, большая, ма-ленькая, высокая, низкая, ясная.

РОДНАЯ РУССКАЯ!!!

Учитель: А какие нежные названия нашли поэты в своих стихах.

Дети: 1. Берёзка – лебедь белая,
Рядком с тобой стою
Тебе, моя несмелая
Я песенку пою.

2. Зелёная, раздольная
Ты гибче камыша
Березка, белоствольная
Ну всем ты хороша.

3. У красы березки платье серебристое
У красы березки зелены косицы.

4. Защищать березку мы бежим гурьбой
Чтоб краса березка выросла большой.

Учитель: Да, надо защищать березку и особенно весною.

Вот послушайте рассказы Г. Скребицкого и подумайте –

Как помочь березкам весной.

Читает первый ученик: «Раненая береза».
Однажды весной бродил я по лесу и вышел к опушке. Остановившись и оглянувшись кругом, я заметил – возле самой дороги старую развесистую березу. На её стволе ещё издали ярко выделялись свежие следы топора. Глубокую зарубку заливал прозрачный березовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу. Густые ветви сплошь были усыпаны лиловыми почками, но многие из них уже не распустятся. Та влага, которая напитала бы их, теперь течет на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы их вырастить нужно 40-50 лет. И вот такое ЗЛО делает любой человек, который желает испить 2-3 глотка – сладковатого, почти безвкусного сока, сока так нужного бе-лоствольной красавице.

Читает второй ученик: «Весенний плач».
Видели, как весной плачут березы. Как стекают по белым стволам прозрачные слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья то жестокая рука ранит ствол.

Как помочь березе?

Заслушиваются ответы детей.

Надо замазать ранку глиной, или смазать варом, или просто землёй.

Учитель: Берёзовый сок берут в тех местах, где лес будут вырубать, а не в лесных зонах городов и сёл, и не в парках.
И ещё сок можно брать из прошлогодних спиленных пней на вырубках.

Учитель: Чтобы больше узнать о нашей русской березке – мы с вами сейчас заочно совершим «Экскурсию по экологической тропе» – всем классом совершим эту заочную экскурсию и много интересного узнаем какую пользу она приносит людям.

Почему берёза белая?

Дети: 1. Кора молодой берёзы темная. Но пройдёт несколько лет и она побелеет. Мы привыкли видеть дерево таким, не удивляемся. А ведь говорят, - береза – единственное в мире дерево с белой корой. Так, наверное, и есть на самом деле.

2. И ещё в одном отношении береза необычна. Это единствен-ный случай, когда белый цвет получается за счёт особого красящего вещества – бетулина. Бетулин как пудра какая-то или мел, - заполняет омертвевшие клетки из которых состоит береста.

3. У других растений белый цвет (цвет лепестков) получается, как пишет ботаник В.В Нотров из-за отсутствия всякого красящего вещества: клетки лепестков прозрачны и между ними есть пространства – межклетники, заполненные воздухом. Они то и создают видимость белого цвета, отражая солнечные лучи.

4. Белая кора берёзы тоже отражает солнечные лучи. Поэтому всегда даже в самый солнечный, жаркий день она остаётся прохладной.

5. А вообще то берёзы бывают не только белыми. Есть виды желтоватой, коричневой и даже чёрной березы. Ботанический род берёзы насчитывает 120 видов.

6. На коре берёзы видели вы поперечные чёрные чёрточки – это чечевички. Они служат для дыхания ствола, через них проходит воздух. Сама же береста ни воды, ни воздуха не пропускает.

7. Плоды берёзы часто называют семенами. Но это неточно. Не семена они, а именно плоды: орешки, только очень маленькие.

8. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко-далеко, больше чем за километр от материнского дерева.

9. И почти всегда, где эти крылатые орешки приземляются, они начинают прорастать. Богатой почвы им не надо, недаром берёза даже на старой кирпичной стене может вырасти. Да и к остальным жизненным благам дерево это нетребовательно. И в слишком влажных и в слишком сухих местах не погибнет. Вот только свет берёзе обязательно нужен, затемнённые места не для неё.

10. Обычная берёза живёт 100-120 лет, но берёза ЖЕЛЕЗНАЯ, растущая у нас в Приморье доживает до 400 лет. Древесина её необычно твёрдая, ствол нельзя распилить, можно только срубить, меняя топоры. Но рубить не следует: железная берёза занесена в Красную книгу.

11. Берёза КАМЕННАЯ, тоже растущая у нас на Дальнем Во-стоке, получила своё название за то что древесина её очень прочна, как камень. Но не все ботаники с этим согласны. Профессор А.В. Смирнов утверждает: древесина её обычная, только просто берёза эта любит расти на камнях. А доживает она до 500 лет.

Учитель: Мы познакомились с разными видами берёз. И самое удивительное, что берёзы бывают даже – чёрные. Но люди любят берёзы не только за красоту, но ценят её как целительницу здоровья.

Сейчас дети расскажут, что изготовляют из берёзы в медицине и что можно ею лечить.
Дети: 1. В этом дереве четыре угодья: - первое угодье – большим на здоровье. Наверное все знают – БАННЫЙ ВЕНИК!

Дёготь, получаемый при сухой перегонке древесины, обла-дает сильным противомикробным действием. Его используют для лечения кожных заболеваний, ожогов, ран. Дёготь входит так же в состав ранозаживляющих мазей Вишневского, Вилькенсона, дегтярного масла.

2. Почки, листья и кора берёзы, содержат эфирные масла, ду-бильные вещества, каротин, фитоицыды, аскорбиновую кислоту и по сей день рекомендуются народной медициной как мочегонное, кровеочестительное, жаропонижающее и противовоспалительное средство.

3. Пригодился человеку и берёзовый древесный уголь, ко-торый потребляют как адсорбент при отравлениях и заболеваний кишечника.

4. Второе угодье – свет и тепло – в старину из берёзы делали лучины для освещения жилья. А берёзовые дрова - самые жаркие.

6. И наконец, следует сказать о лечебной и пищевой ценности берёзового сока. В его состав входят различные витамины, фруктовый сахар, органические кислоты, микроэлементы и другие вещества, оказывающие общеукрепляющие, противомикробные действия, стимулирующие обмен веществ в организме.

7. Третье угодье - её белая береста – на поделках красота. Из бересты русские умельцы плели корзины, сумки, оплетали глиняную посуду, изготовляли различные шкатулки, украшения, что являлось доходной отраслью русского народного промысла.

Учитель: Мы собрали разные предметы, иллюстрации и описание разных поделок, где можно использовать древесину, бересту берёзы и предлагаем вам посетить эту нашу небольшую выставку.

8. Четвёртое угодье – чистый воздух и чистая вода и лесная краса.
Один гектар лиственного леса производит 8000 кг кисло-рода – столько составляет суточная норма для 2600 че-ловек.
10000 гектаров леса удерживают полмиллиона кубометров воды, защищая почву от эрозии и высыхания.

Учитель: Древние славяне считали берёзу священным деревом. И сейчас и издавна берёза считалась символом России и широко использо-валась в различных отраслях: в медицине, в освещении, она давала тепло людям:

Есть дерево – об четыре дела
- Первое дело – мир освещает,
- Другое дело крик утешает,
- Третье – больных исцеляет
- Четвёртое дело чистоту соблюдает.

БЕРЁЗА – СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО.

Дети: 1. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвя-щали её богине Ладе.

2. На Руси это растение было связано с весенними церков-ными праздниками. С приходом тёплых дней, в четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник – Семик, а воскресенье праздник Троицы. Семик и Троица отмечались в рощах, лесах и озёрах. Девушки украшали берёзы лентами, плели венки, водили хороводы вокруг берёз. В домах и храмах берёзовыми ветками украшались образа святых, пол усыпался свежими травами и цветами.

3. Со священной берёзой крестьяне – земледельцы связывали немало примет: - С берёзы течет много сока – к дождливому лету.

4. Соловей запевает, когда может напиться с берёзового ли-ста.

5. Когда берёза лист распустит вперёд ольхи – будет сухое лето.

6. Когда с берёзы лист осенью на Покров упадёт чисто – к лёгкому году, а не чисто к строгой зиме.

7. Овёс сей когда берёза распускается, картошку сади, когда берёза полный лист распустит.

Учитель: Сколько добрых слов сказано о русской берёзе. Поэты рус-ские посвящали ей стихотворения. Вот послушайте о нашей берёзке:

Ученик: 1. Всеволод Рождественский «Берёза».

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен
Нет дерева сердцу милей
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы
И так уж она хороша,
Что кажется –
В шуме берёзы есть русская наша душа.

2. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод
Радостно и звонко каждый запоёт:
Ай да берёзка, белый ствол
Зеленей, зеленей ты листвой
Яркие платочки в руки мы возьмём
У берёзки стройной хоровод мы заведём.

3. Л. Бойков «Проселки»

В моём краю берёзы тихо строго.
Они полян цветенье берегут.
Здесь чуть приметные в траве дороги
Порой неведомо куда бегут.

Бегут извилисто и непонятно
Не напрямик, чтоб было навсегда
И потому, наверное, приятно
Петлять по ним неведомо куда.

Шагать и никуда не торопиться
А если ехать – тоже не спешить
И что-то ощутить и насладиться
Особым состоянием души.

Учитель: И в заключении мы предлагаем вам побывать заочно на лесной полянке, на празднике «Русской берёзки».
Девочки сшили нарядные костюмы, сплели венки. Они сейчас споют песню и исполнят хоровод: «Ай да берёзка».
Музыка Т. Потапенко – (движения придумываются ведущим).

Дети исполняют песню и хоровод – машут платочками, прощаются и уходят.

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.