Плохие гены. Как узнать, чем будет болеть ваш будущий ребёнок. Как определить, слышит ребенок или нет? Как понять, что у малыша со слухом все в порядке

Почему так важно знать всю правду о том, что происходит с ребенком в школе? Дело в том, что в начальной школе дети только адаптируются к новой среде и не всегда понимают, правильно ли все то, что с ним происходит. Некорректное поведение учителей или грубое поведение одноклассников может обижать или унижать ребенка, но рассказать об этом решится далеко не каждый малыш, просто потому, что не знает, что должно быть по-другому. Предлагаем вам 10 вопросов, которые помогут быть в курсе обстановки в школе и избежать серьезных психологических проблем у вашего ребенка.

К сожалению, все чаще в Интернете можно наткнуться на истории о том, как учителя унижают или даже бьют своих учеников. И даже если преподаватель не прибегает к рукоприкладству - это не значит, что ребенок не получает психологических травм. Вот одна из подобных историй от матери, которая столкнулась с жестокостью педагога:

Отправила ребенка в этом году в первый класс, сегодня звонит его классная и орет: "Ваш ребенок обкакался на уроке, забирайте его"! Прихожу, он в шоке, рыдает, униженный, сидит в грязных штанишках в раздевалке, мимо проходят дети, смеются. Утешила, дома стала расспрашивать, как же такое вышло, неужели их не пускают в туалет? Оказалось, пускают, и чтобы пойти в туалет, нужно поднять руку, и тогда классная спросит: «Тебе по-большому или по-маленькому?» Если ответить «по-большому», она достает из стола большой рулон бумаги (в школьных туалетах с бумагой всегда проблема) и отрывает от него крошечный листочек. Если попросить больше, начинает высмеивать перед всем классом, типа «Ты сколько там навалить-то собрался», «Позови меня, когда дела сделаешь, я посмотрю, сколько там, и решу, нужна ли тебе еще бумажка», и так далее. Сын за осень пережил такую ситуацию уже дважды, на третий раз решил терпеть, и вот... Когда я пришла в гневе к классухе, она сказала в ответ: «А вы что, его не научили, что какать стыдно?».

По этой истории видно, что какими бы внимательными родители ни были, они не всегда знают, что их детей обижают. Спросив: «Как дела в школе?», скорее всего, вы услышите в ответ «нормально», но доверять односложному ответу не стоит. Чаще всего дети стараются скрыть постыдные эпизоды из своей жизни, поэтому так просто рассказать о проблеме они не решаются. Задача родителей – сформировать беседу таким образом, чтобы ребенок мог «намекнуть» на проблему, сам того не подозревая.

10 главных вопросов, которые помогут узнать об атмосфере в школе:

  1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? (А что самое плохое?).
  2. Если бы ты смог выбрать, с кем сидеть за одной партой, то кого бы ты пригласил, а с кем бы отказался сидеть? (Почему?)
  3. Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? (Говорят ли учителя странные/смешные слова?)
  4. Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? (Почему?)
  5. От чего сегодня ты больше всего устал?
  6. Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? (Почему?)
  7. Ты сегодня из-за чего-нибудь сердился в школе?
  8. Если бы ты стал учителем, что бы ты изменил в вашей школе?
  9. Как ты считаешь, все ли оценки ставят тебе заслуженно?
  10. Тебе сегодня делали замечания на уроках? (За что?)

По тому, как ребенок отвечает на эти вопросы, можно понять очень многое. Вы будете видеть, что его огорчает, есть ли у него недруги, какой из предметов, а может быть и учителей, доставляют ребенку дискомфорт. Даже если он промолчит на один из вопросов – это уже будет сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно, если у ребенка действительно проблемы в школе.

Как заслужить доверие?

Конечно, чтобы ребенок честно отвечал на эти вопросы, важно, чтобы он вам доверял. А доверие к родителям нужно не то, чтобы заслужить, а, скорее, сохранить. Для этого соблюдайте несколько правил:

  • Всегда будьте искренними.
  • Если у вас нет времени на неторопливый разговор, лучше перенесите беседу на более позднее время, иначе вам в какой-то момент придется прервать малыша, а для него это будет очень важно.
  • Во время беседы смотрите друг на друга, не отвлекайтесь на уборку, готовку или еще что-то. Во-первых, для ребенка важно ваше участие, во-вторых, так вы можете упустить «тревожный звоночек» в глазах ребенка – будь то страх или боль.
  • Выполняйте свои обещания. Если вам пришлось нарушить данное слово, извинитесь. То, что родители тоже могут ошибаться и признавать это, поможет малышу по-другому смотреть на мир.

Что должно насторожить родителей?

  • Необъяснимые травмы. Слишком частое появление синяков, царапин и шишек, а также «случайные» причины появления: «Нечаянно упал», «Споткнулся», «Засмотрелся».
  • Испорченные вещи. Порванная тетрадь у мальчишки не повод поднимать панику. Но вот если вы заметили, что вещи ребенка стали портиться с излишней частотой, скорее всего, у него проблемы. Порванные учебники, рюкзаки, оторванные пуговицы и карманы на одежде – все это может свидетельствовать о травле другими учениками.
  • Резкое нежелание идти в школу. Слезы и истерики по утрам могут сигнализировать о проблеме.Если малыш с удовольствием проходит 3 четверти в школу, то вряд ли внезапно ему разонравится учеба – скорее всего, у этого есть серьезные причины. Но не все дети решают вопрос слезами – другие начинают врать о ежедневных болезнях: температуре, болях в горле или животе - и это тоже признак проблемы в школе.

Как известно, на сегодня в Казахстане очень высокий процент детского суицида. Отчасти, причина в том, что проблемы у детей не были замечены вовремя. Дорогие родители, разговаривайте со своими детьми, стремитесь к их доверию. Даже уделив всего полчаса своего времени на беседу, можно подарить своему чаду счастливое будущее.

Наш эксперт – врач-сурдолог поликлиники №3 УДП РФ Андрей Изосимов .

Эта история – реальная. Первого сентября в одной из обычных московских школ учительница, прежде чем начать урок, попросила учеников выслушать маму их одноклассника. Мама показала ребятам маленький предмет: «Это слуховой аппарат моего сына. Без него он не слышит. Вы можете аккуратно рассмотреть его, а я вам расскажу, как он работает». У ребят – неподдельный интерес к диковинке. И даже уважение к ее обладателю. Мальчик теперь не стесняется своего недуга. Он, еще недавно обреченный на изоляцию, получил возможность общения со сверстниками на равных. И все потому, что мама вовремя поняла, что у сына нелады со слухом, и сделала все, чтобы вернуть ребенка в мир звуков.

С первых дней

Вот они – долгожданные первые слова, которые произносит кроха: «Мама, папа, ляля…». Один карапуз быстро осваивает премудрости общения, другому малышу мир слов дается труднее. А один из тысячи новорожденных упорно молчит, и взрослые подчас и не догадываются, что виной тому – нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. Если родители с первых месяцев жизни малыша не предпримут решительных мер, то ребенок так никогда и не услышит человеческую речь, а значит, не научится говорить.

Как вовремя заподозрить, что у малыша проблемы со слухом?

Причин тугоухости немало. Малыш может плохо слышать:

● если он родился раньше срока и/или весил при рождении меньше 1,5 кг;

● если сразу после рождения ребенок самостоятельно не смог вздохнуть, получил внутричерепную травму во время родов;

● если во время беременности мама перенесла опасную инфекцию (краснуху, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);

● если маму во время беременности лечили ототоксическими препаратами (некоторыми антибиотиками, мочегонными средствами);

● если тугоухость – наследственный недуг в семье;

● при генетических отклонениях.

На что обратить внимание

Как же проверить слух младенца? Врачи пока не научились определять, слышит ли ребенок в утробе матери. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В Cкандинавии, например, всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха методом регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, поэтому он может применяться для исследования слуха даже у самых маленьких. К сожалению, в нашей стране пока нет практики проверки слуха у всех новорожденных. Поэтому родителям самим надо быть внимательными и понаблюдать за крохой:

● Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?

● Реагирует ли в полтора-шесть месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

● Гулит ли в два-четыре месяца? Переходит ли это гуление в лепет к 4–5 месяцам?

● Появляется ли у него новый (эмоциональный) лепет при появлении родителей?

● Появляются у ребенка в возрасте 8–10 месяцев какие-либо новые звуки?

Если после таких наблюдений родителей что-то настораживает, им следует показать малыша врачу.

Последствие болезней

В случае сомнений обратитесь к специалистам и с малышом постарше – его тоже подстерегают неприятности: слух может пострадать от болезни (менингита, энцефалита, тяжелых форм кори и свинки), частых отитов (причем воспаление среднего уха протекает порой без заметных симптомов), от лекарств, дающих осложнения на уши, от черепно-мозговых травм.

Свою лепту вносит и технический прогресс, испытывая наше ухо непомерными нагрузками. От чрезмерно громких и длительных звуков чувствительные слуховые клетки во внутреннем ухе погибают. Один только гул улицы, не прекращающийся ни днем, ни ночью, – это почти 90 децибел. Что уж говорить об оглушительном реве реактивного самолета (120 децибел), подземки, рок-концерта. Уши просят пощады. А мы не слышим их мольбы и добавляем еще и музыку, льющуюся из наушников вездесущего плеера…

Проведенное в Московской области обследование выявило снижение слуха более чем у половины второгодников! Дети превратились в отстающих просто потому, что их вовремя не обследовали.

Модель «мультяшная»

Как только доктор диагностировал поражение слуха и признал, что ни лечение, ни операция проблему не решат (а в 90% случаев это, увы, именно так), нужно без промедления обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его точно в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, научится говорить, будет нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Но торопитесь: слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза (в идеале – до шестимесячного возраста).

Наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7–12 месяцев до 3,5–4 лет. Чем позже – тем хуже результат, тем больше потребуется усилий родителей и сурдопедагогов, чтобы ребенок овладел речью. Если с коррекцией слуха протянуть до пяти лет, научить ребенка связно говорить будет практически невозможно.

Конечно, малышу нужен особый аппарат: максимально прочный и легкий, незаметный для окружающих, чтобы ребенок не стеснялся его носить. Или, напротив, яркий, цветной, украшенный мультяшными персонажами, чтобы стал предметом зависти ровесников. Именно такие модели предлагают детям фирмы, специализирующиеся на выпуске современной цифровой техники. Специалисты предъявляют к слуховому прибору свои требования: он должен быть мощным, с широким диапазоном частот, максимально точно отображать звук. Ведь чем лучше аппарат, тем быстрее и лучше ребенок научится слышать и говорить, тем ярче и полнозвучнее будет его жизнь.

Отличительные черты в развитии остриц

Переносчиками червей в мире является каждый четвертый человек, животные и даже насекомые. Инвазия происходит орально, только через рот. Обитать яйца остриц способны на любой поверхности. Какие это могут быть предметы и вещи? Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в жизни ребёнка:

  • на шерсти диких и домашних животных;
  • в песке и почве;
  • фекалии людей и животных;
  • стенки в общественных уборных;
  • общественный транспорт: ручки дверей, сидения;
  • в комнате инфицированного ребёнка: шторы, игрушки, постельное бельё;
  • во дворе: детские площадки, песочницы, качели и т. д.

Факторы инвазии глистами

Дети в детском саду начинают меняться между собой игрушками и бельём. Иногда, вместе спят в кровати. Контакт с инфицированным ребёнком неизбежен. Необходим постоянный контроль на выявление симптомов заболевания и меры по профилактике. Имеются мнения, что при выявлении остриц у одного ребёнка из группы необходимо проводить лечение всем остальным. Но проследим механизм заражения и сделаем выводы.

Итак, в группе выявили глистов у одного ребёнка. Он прошёл профилактику, родные прошли лечение. Вот, он вышел с больничного снова в детский сад. Представим, что вся группа была отправлена для прохождения лечения остриц. Все здоровы и имеют прекрасное здоровье. Возникает вопрос, имелась ли обработка помещений детского сада, ведь яйца могут обитать на любой поверхности и мебели. Дети пользуются общественным транспортом, имеют домашних собачек и кошечек, которые гуляют по улице, хватая остриц на свою шерсть.

Получается, что группа пролечилась от остриц, а через неделю их нашли у другого ребёнка. И необходимо повторное лечение всем детям и взрослым. Такую профилактику придётся делать постоянно и повсюду, что в принципе невозможно сделать. Поэтому единственным способом избежать последствий инвазии является постоянное наблюдение за малышом на выявление симптомов и контроль периодической сдачей анализов в клинике.

Какие есть признаки, чтобы понять что ребёнок заразился?

Какие бывают клинические проявления энтеробиоза?

Узнать о сильном действии глистов на организм ребёнка помогают серьёзные последствия. К таким относят снижение памяти и ребёнок не воспринимает поступающую информацию. Боли в животе становятся невыносимыми. Зуд в заднем проходе беспокоит не только ночью, но и днём: на уроках, в детском саду или во время прогулки. Ребёнок постоянно отвлекается на свои негативные ощущения и теряет способность радоваться, формируется плаксивость.

Чтобы избавиться от глистов необходимо исключить самозаражение и повторное инфицирование их яйцами. Срок жизни червей не превышает 35 дней и они могут погибнуть, выйти естественным путём из организма. Для этого используют некоторые меры:

  • Каждодневное подмывание заднего прохода с помощью средств гигиены. Инфицированному ребёнку рекомендуется спать одному в постели и носить нижнее бельё с резинками. Выход кишечника затыкают ватой, смоченное в вазелиновой или цинковой мази. Черви неспособны освободиться от клейкой массы. Вату необходимо менять периодически.
  • Для восстановления работы пищеварительного тракта применяют энтеросорбенты (активированный уголь, энтеросгель, полисорб) и препараты, способствующие пищеварению: фестал, панкреатин или мезим. Для снятия болей в кишечнике и животе применяют но-шпу.
  • Острицы питаются содержимым кишечника и забирают полезные вещества из потребляемой пищи, а соответственно из организма ребёнка. Рекомендуется принимать на время лечения витамины и иммуномодуляторы.
  • При лечении ребёнка требуется профилактика всех близких людей. А также потребуется санитарная обработка помещения в доме. Детское бельё стирают в горячей воде с последующей глажкой. Яйца погибают от горячего утюга. Мебель, полы, стены и игрушки требуется обработать дезинфицирующим средством.
  • Важно, донести до ребёнка информацию о необходимости соблюдать личную гигиену. Иначе, все усилия будут напрасны и он заразится на следующей прогулке по улице или после поездки на дачный участок.

Для ускорения процесса гибели остриц применяют медикаментозное лечение с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических мер. В детском возрасте острицами проболел каждый второй ребёнок и имеющийся иммунитет не позволяет в дальнейшем иметь тяжёлые последствия. Наблюдение за вашим ребёнком поможет избежать проблем со здоровьем. Острицы не наносят ущерба организму, если вовремя грамотно их уничтожить.

Как без анализов понять, что у ребенка глисты

Многие родители, особенно молодые неопытные мамы, очень часто сталкиваются с проблемой, как понять, что у ребенка глисты завелись и что в этом случае делать. Такая ситуация возникает чаще всего в семьях, где тщательно соблюдают чистоту в доме и внимательно следят за гигиеной ребенка.

Признаки появления у детей глистов

Но есть и общие признаки глистов у детей, заметив которые, родители должны быть настороже. Все эти признаки связаны с изменением функционирования детского организма:

  • появления признаков авитаминоза при полноценном питании;
  • частые боли в области пупка или тошнота;
  • частые беспричинные дисбактериозы;
  • отставание ребенка в росте и физическом развитии от сверстников;
  • частые головные боли;
  • бросающаяся в глаза слабость и вялость ребенка;
  • бледность лица, синева под глазами;
  • изменение аппетита (он может как пропасть, так и усилится), отказ от любимых блюд.

Вовсе не обязательно, что эти симптомы вызваны наличием в организме ребенка глистов, по отдельности они могут быть и причинами других болезней, но если вы заметили 3-4 из перечисленных признаков, то медлить нельзя: нужно немедленно показать ребенка врачу и попросить проверить, есть ли глисты у ребенка.

Как узнать вид появившихся глистов

Наряду с общими существуют и специфические симптомы, по которым можно определить, какой именно непрошеный «гость» подселился в детском теле. Проще всего выявить остриц: они вызывают в области анального отверстия сильный зуд, по ночам (поскольку ночью острицы активизируются, выходя наружу и откладывая яйца) тревожащий ребенка.

Если вы заметили, что на протяжении 1-2 недель ребенок днем спит нормально, а по ночам просыпается и изо всех сил старается почесать свое анальное отверстие, вдобавок в этом месте есть покраснение, то это серьезный повод отправиться к педиатру, прихватив детский кал на анализы.

Аскариды проявляют себя насморком и высыпаниями на коже, по внешнему виду похожими на крапивницу. Также может незначительно (в пределах 38°С) повышаться температура тела, а на кистях рук и стопах ног могут появляться прыщики с прозрачной субстанцией внутри. Фактически это проявления вызываемой аскаридами аллергии, появляющейся в результате всасывания в кровь продуктов их обмена и распада.

Схожие симптомы и при заражении детей лямблиями. Тошнота, аллергические реакции в виде сыпи, по виду схожей с корью или краснухой, чередование запоров и диареи. Характерной особенностью для зараженных лямблиями детских организмов является желтый налет на языке и зубной скрежет. Хотя последний симптом может быть вызван и многими другими причинами, поэтому он является только подтверждающим симптомом, но никак не самостоятельным признаком наличия лямблий в организме. Фактически определить их наличие бывает очень трудно даже опытному врачу, поскольку симптомы их присутствия накладываются на многие похожие по внешним проявлениям и характеру протекания симптомы. Подтвердить или опровергнуть их наличие можно только путем углубленных лабораторных анализов кала и крови.

Лечение от глистов

Даже точно зная, как определить, есть ли у ребенка глисты, нельзя быть слишком самонадеянным. Коварство большинства видимых симптомов в том, что их легко спутать с другими заболеваниями. Поэтому при малейшем подозрении на наличие в организме ребенка глистов родителям нужно показать его врачу.

Даже опытный врач не всегда рискнет поставить ребенку подобный диагноз без проведения специальных анализов. Более того, родители в таком случае просто обязаны настоять на проведении лабораторных исследований, ведь может случиться, что под одинаковыми внешними признаками в детском организме соседствуют 2 вида глистов, вывод которых требует разного лечения и разных препаратов.

Также родителям стоит помнить, что назначаемый чаще всего анализ кала под микроскопом для его эффективности нужно проводить обязательно теплым и не менее 3 раз с интервалом в 1-2 дня, с обязательной повторной сдачей анализов через 2-3 недели. А еще лучше сдать анализ крови на наличие глистов. Анализы эти в основном платные и стоят недешево, но эффективность у них намного выше, чем при анализе кала. Лечение от глистов нужно проводить только под присмотром врача, строго выполняя его рекомендации. Заниматься самостоятельным лечением по принципу «раз врач прописал этот препарат старшему, то и для младшего сойдет» недопустимо.

Практически все антигельминтные препараты токсичны, применяя «не те» препараты, вы положительного эффекта не добьетесь, а печень и почки ребенку «подсадите». Применение народных способов выведения глистов не всегда бывает эффективным. К тому же большинство из них основаны на отварах различных трав, а их давать детям до 12 лет категорически не рекомендуется. Существуют и безобидные, среди которых самый известный — употребление сырых тыквенных семечек.

Как профилактическое средство это неплохой способ, но полностью вывести с его помощью глисты из организма невозможно, для этого нужны более сильные препараты.

Если у ребенка обнаружены глисты, заботливым мамам важно понимать, что практически все дети проходят через это. Но противоглистная профилактика: чистота в доме, соблюдение правил личной гигиены — никогда не будет лишней. Также в профилактических целях можно давать детям витамин А: исследованиями доказано, что при его достаточном количестве риск подцепить личинки глистов уменьшается почти наполовину.

педикулез гигиенический вши кровососущий

Педикулез проявляется сильным зудом в месте укусов вшей.

Зачастую вшей сложно обнаружить, так как они хорошо маскируются в волосах.

Считается, что первый признак вшивости -- это зуд кожи головы, однако он может появиться лишь спустя три месяца, после того как у ребенка появились вши. Другие признаки педикулеза это:

белесые гниды у корней волос, чаще всего за ушами и около шеи

пустые коконы, прикрепленные к волосу на некотором расстоянии от корня

сыпь на задней поверхности шеи, вызванная,

продуктами жизнедеятельности вшей

Можно попытаться вычесать вшей густым гребнем над листком белой бумаги. Это не самый эффективный способ -- насекомые могут просто напросто сбежать из расчесываемой зоны. Единственный способ убедиться в том, что у ребенка нет вшей -- это тщательно прочесать мокрые волосы гребнем с мелкими частыми зубцами. Использовать инсектициды рекомендуется только в том случае, если вы обнаружите у ребенка живых вшей.

Как ребенок может заразиться педикулезом

Вши не умеют прыгать, летать или передвигаться по воде. Они переползают от одного человека к другому при тесном контакте голова к голове. Именно поэтому они так часто бывают у детей от 4 до 11 лет. В этом возрасте дети, посещающие детский сад или школу, обычно играют рядом друг с другом. В группу риска также входят родители, братья и сестры детей этой возрастной группы, а также школьные учителя и воспитатели детских садов. Существует ошибочное мнение, что педикулез чаще бывают у людей с длинными волосами или у людей, которые моют волосы редко. На самом деле, вши не отдают предпочтения тому или иному типу волос, а также волосам определенной длины или степени ухоженности. Кроме того, неверно полагать, что головные вши передаются через одежду, постельное белье, полотенца, головные уборы, и все эти предметы подлежат обязательной стирке и обеззараживанию.

Головные боли у младенцев возникают по различным причинам: из-за повышенного внутричерепного давления, сложной адаптации к новой среде после рождения, травмы при родах или через кислородное голодание. Груднички чаще всего чувствуют дискомфорт в первые две недели жизни. Высказать жалобы они могут только с помощью плача и беспокойного состояния. Как определить, что у ребенка болит голова, а также, что нужно предпринимать родителям может рассказать только врач.

Основные признаки недуга: как понять, болит ли голова у ребенка




Когда у малыша болит голова, он беспрерывно плачет и может запрокидывать голову назад. Болевые ощущения могут возникать даже от простого поворота головы. Это сигнализирует о повышенном внутричерепном давлении. Если после рождения у младенца диагностированы проблемы неврологического характера, он может плохо спать, быть вялым и часто срыгивать без причины.

Как узнать, что у ребенка болит голова? Об этом чаще всего свидетельствует:

  • продолжительный плач в любое время суток;
  • плохой сон и вялость;
  • крик при прикосновениях к голове или при массаже;
  • частое срыгивание;
  • судороги с запрокидыванием головы назад;
  • выраженное проявление вен в области черепа;
  • метеоризм в животе, отказ от пищи.

Если у малыша урчит в животе, но он отказывается от еды, это также может указывать на высокое внутричерепное давление. Врачи доказали, что у новорожденных головные боли часто сопровождаются дискомфортом в желудочно-кишечном тракте.

Важно!

При обнаружении симптомов необходимо обязательно показать ребенка педиатру. Иначе это может привести к серьезным заболеваниям и патологиям, неправильному развитию центральной нервной системы.

Чтобы голова болела не так часто, нужно больше времени проводить на свежем воздухе. Для интересных и продолжительных прогулок можете предложить малышу детский автотранспорт. Хорошим вариантом станет электромобиль для катания на улице.

Для улучшения общего состояния младенцу нужен крепкий сон. Успокаивающее действие на малыша могут оказать специальные травяные чаи, например, «Бабушкино лукошко» с витаминно-минеральным составом .

Выводы

Как узнать, болит ли у ребенка голова? На это обычно указывает продолжительный сильный плач и угнетенное настроение, резкий крик при прикосновении к голове, метеоризм в животе, отсутствие нормального сна и обильное срыгивание. Кроме того, если боли провоцируют судороги, ребенок может запрокидывать голову. При выявлении перечисленных сигналов следует сразу же обращаться к педиатру. Он должен назначить лечение и посоветовать профилактические меры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.