Консультация для педагогов: "Организация деятельности детей в летний оздоровительный период"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы. Кроме, того, следует отметить, что в настоящее время в силу ряда причин, в том числе экономического характера, многие родители не могут организовать детям полноценный летний отдых, в связи, с чем эта проблема должна решаться с активным участием дошкольных учреждений.

Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) в дошкольных учреждениях должны проводится еженедельно. Активная и многообразная двигательная деятельность детей длительное пребывание на открытом воздухе способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических особенностей, функционированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

На лето оставляется план оздоровительной компании. Затем приступают к планированию отдельных мероприятий - разработке сценариев физкультурных досугов, дней здоровья, содержание которых строится на основе программно- методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспитанию детей и зависит от времени года, условий проведения, а также от возраста и уровня подготовленности детей.

Физкультурные праздники являются своеобразной формой демонстрации движений детей в различных видах физических упражнений и проявление двигательных и психологических качеств. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т.п. продолжительность праздника составляет от 60 до 90 мин., поэтому при планировании следует предусматривать такое чередование материал, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку исходя из подготовленности детей. Рекомендуется заранее продумать формы поощрения детей, при этом наиболее целесообразными в воспитательном отношении считаются коллективные награды.

День здоровья характеризуется тем, что отменяются все занятия, режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью. Целесообразно организовать и провести несложные спортивные соревнования, туристические походы, прогулки за пределы детского сада, физкультурный праздник или досуг. Нередко в этот день детям в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляются гигиенические навыки. Деятельность дошкольников не ограничивается участием в различных физкультурно - оздоровительных мероприятиях: имеют место различные формы трудовой (коллективная уборка территории детского сада, работа по уходу за растениями на участке и др.), а также творческой (конкурсы танцоров, художников, певцов, музыкантов, чтецов и др) деятельности.

При организации физкультурного досуга или праздника, для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление мест их проведения (спортивного зала или площадки) в соответствии с содержанием мероприятий активного отдыха, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных ритуалов (например, торжественных церемоний открытия и закрытия с выносом вымпелов соревнующихся команд, парада и представления участников, приветствия команд и зрителей, показательных выступлений юных спортсменов и т.п.).

Подготовка к участию в мероприятиях активного отдыха проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях и их закреплении во время прогулок и утренней гимнастики. Однако некоторые игры, эстафеты и аттракционы, а также несложные по структуре упражнения могут применяться без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент.


Консультация для педагогов

«Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в летний период»

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Цели оздоровительного периода

В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии. Программа оздоровительной работы в ДОУ – это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата. Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.

Задачи оздоровительного периода

Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:

    Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.

    Формирование положительного эмоционального настроя.

    Создание условий для самостоятельной двигательной активности малышей.

    Совершенствование физических функций детского организма.

    Развитие культуры движения.

    Формирование потребности в физических упражнениях, гигиенических процедурах, здоровом образе жизни.

Обязательно оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.

Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ

Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:

    Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).

    Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки, занятия в бассейне).

    Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).

    Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).

    Витаминотерапия (фиточай, сок, кислородный коктейль, витамины).

    Работа с родителями.

План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкультурной, музыкальной, художественно-эстетической образовательной деятельности, праздников и развлечений. В них входят:

    утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;

    физкультурные занятия;

    индивидуальные игры и упражнения;

    физкультурный досуг;

    гимнастика после дневного сна;

    игры в сухом бассейне;

    интегрированные занятия на свежем воздухе;

    спортивно-музыкальные праздники.

Формы оздоровительной работы в ДОУ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ придерживается таких форм, как:

    занятия-тренировки;

    спортивные соревнования;

    беседы о сохранении здоровья, строении тела;

    физкультминутки;

    викторины;

    двигательные разминки;

    экскурсии;

    праздники, досуги, спартакиады.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС может принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.

Закаливающие мероприятия

Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий. При этом важно учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка. Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:

    свето-воздушные ванны;

    обливание ног и рук прохладной водой;

    закаливающая гимнастика после дневного сна;

    ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;

    полоскание рта после еды.

Основные принципы закаливания – регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик, то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное – положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.

Коррекционные мероприятия

Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, хореограф, психолог.

Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:

    Коммуникативные игры.

    Артикуляционная гимнастика.

    Логоритмические упражнения.

    Игры на релаксацию.

    Фонетическая ритмика.

    Ритмопластика.

    Ортопедическая гимнастика.

Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект – сделать лучше других.

Профилактические мероприятия

К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:

    Гимнастика для глаз.

    Самомассаж.

    Точечный массаж.

    Арт-терапия.

    Музыкотерапия.

    Сказкотерапия.

    Психогимнастика.

    Игротренинги.

    Кинезотерапия.

Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения. В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоровительная работа в ДОУ. Постепенное усложнение – основополагающий фактор для полноценного развития детей.

Работа с родителями

План летней оздоровительной работы в ДОУ включает в себя работу с родителями. Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют на улицу на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков. На родительских собраниях или в приватной беседе медсестра расскажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необходимых процедур дома. В памятках для родителей воспитатель напишет рецепт фиточая или правила артикуляционной игры. Хорошо в летний период использовать экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.

Особенности летнего периода

В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения. Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями). Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.

Проектная деятельность

Малоподвижный образ жизни, повышение заболеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ДОУ. Практическая ориентация проектной деятельности поможет организовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников. Практическая часть проекта включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходимости гигиенических, закаливающих навыков.

Организационные моменты работы

В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечнососудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.

Утро.

Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды – полоскание рта. Чтение книг, беседы о здоровье. На прогулке – упражнения на развитие крупной и Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гимнастикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры-хороводы, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах).

День.

Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него – корригирующая гимнастика на кроватях. Перед полдником – наблюдение за растениями в группе, разучивание стихов о природе.

Вечер .

Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творческую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами. Чередовать их с элементами В завершение – прогулка по экологической тропе с родителями.

Праздники для детей: «Лесное путешествие», «Учим Лунтика делать зарядку», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «День солнца», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Веселый калейдоскоп», «День Нептуна».

Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в летний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закаливания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Организация двигательной активности», «Здоровьесберегающие технологии для детей», «Посильный труд на воздухе».

Консультации для родителей : «Подвижные игры летом на улице», «Игры с песком, водой», «Учимся плавить и нырять», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?»

Как организовать работу с детьми летом

Как организовать работу с детьми летом.

К лету дети очень устают от организованной воспитательно – образовательной деятельности, активность их внимания резко снижается уже в мае. Поэтому в летние каникулы детей нельзя нагружать непосредственно – образовательной деятельностью. В тоже время познавательные и развивающие возможности этого периода настолько высоки, что не использовать их просто нельзя. Предложенный мной подбор методов работы с детьми рассчитан на детей разновозрастной группы. Для старших дошкольников результативен мотив помощи малышам. В данном случае дети ставят себя в позицию «взрослого». Для младших дошкольников побуждающими служат мотивы помощи и стремления быть похожими на старших детей. Нельзя ставить старших дошкольников в постоянную зависимость от желаний и нужд малышей. Они должны иметь возможность объединиться с детьми своего возраста. Подходов к организации деятельности детей летом много, осталось только захотеть организовать в детском саду настоящие летние каникулы.

Наблюдения на прогулках и экскурсиях.

Активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и закреплять их;

Развивать наблюдательность, любознательность;

Обратите внимание детей на песочницу в сухую и влажную погоду. Чем отличается сухой и мокрый песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Спросить у них, что значит выражение: «Строить замки на песке».

Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Задайте вопросы: «Где остаются более чёткие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает? »

Обратите внимание детей на грязную обувь. Предложите им пройти в резиновой обуви по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? Что быстрее отмывается с рук – песок или глина? В ветреную погоду в течение некоторого времени понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер?

Чтение стихотворений с последующим обсуждением.

Активизировать знания, полученные в процессе экспериментирования;

Развивать произвольное внимание, память и речь.

Песчаный дом.

Поутру из чёрной тучи

Падал дождик целый час.

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело

И построил дом с окном.

А в полдень солнышко пригрело –

И рассыпался мой дом.

Г. Люшнин

Почему герой этого стихотворения решил строить дом из песка сразу после дождя?

Каким стал песок после дождя? Почему он стал таким?

Почему песочный дом рассыпался после того, как пригрело солнышко? Что с ним произошло?

Весь песок ногой сгребу,

Весь руками соберу.

Я построю светлый дом,

Садик розовый с кустом.

Парк тенистый вырос вдруг.

Сторожа стоят вокруг.

Есть песок сырой у нас,

Что нам вылепить сейчас?

Хочешь, лес? Вот тёмный лес,

Мальчик на сосну залез.

Карлик тащит свой мешок,

Ветку поднял, поволок

Вот лошадка, вот коза,

Кошка в люльку заползла.

Вот на крышу сел арбуз,

Снёс яйцо… Нет, я смеюсь:

Просто так я пошутил –

Из песка я всё слепил.

Л. Квитко

Вопросы и задание:

Из какого песка мальчик всё слепил?

Что именно он сделал?

А что вы лепили из сырого песка?

Слепить из сырого песка то, что слепил мальчик в стихотворении.

Жёлтая страница. (фрагмент)

Вы любите, ребята,

Пересыпать песок?

В руках у вас лопата,

Ведёрко и совок.

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

С. Маршак

Вопросы и задания:

Отличается ли песок, о котором говорится в стихотворении от того, из которого лепил герой предыдущего стихотворения?

Почему вы так считаете? Попробуйте пропустить сквозь мягкий кулачок струйку песка, увеличивая и уменьшая её.

Игры и опыты с водой.

Расширять представления о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, имеет разную температуру) ;

Познакомить с такими явлениями, как испарение воды и высыхание, их взаимосвязью;

Показать через эксперимент, что одни предметы плавают, а другие тонут в воде;

Закаливать организм;

Формировать интерес к играм с водой.

Подвижные игры с водой.

Игры проводятся в жаркие дни, лучше в конце прогулки. Комплекс для младших детей включает три игры, а для старших – пять игр. Температура воды 30 градусов. Дети – босиком, в трусиках и панамах. После игр они вытираются и переодеваются. Игры проводятся с согласия родителей, под контролем медицинского работника, на тенистом участке площадки. Игры с бегом чередуются со спокойными паузами, заполненными чтением стихов, потешек, отгадыванием загадок, пением песенок.

«Барсук и дети» (3 – 6 лет)

Задача: развивать чувство ритма, темпа, речь, ловкость, смелость.

Оборудование: брызгалка.

Ход игры. Выбирается ребёнок на роль «барсука» (их может быть двое), он «спит в норке», в руках у него брызгалка. Дети идут к нему с противоположной стороны площадки со словами:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный –

Сладко спит в норе прохладной.

Эй, барсук, не спи – вставай!

Всех ребяток поливай!

Барсук просыпается и брызгает водой на детей, которые от него убегают.

«Таня брызгалку нашла»(4 – 6 лет)

Формировать умение согласовать свои движения с движениями других детей, чётко и дружно произносить текст стихотворения, внимательно слушать текст, быстро реагировать на сигнал, не наталкиваться друг на друга во время бега;

Развивать ловкость.

Оборудование: то же.

Дети ходят по кругу, одна девочка – в центре. Она выполняет движения, соответствующие стихотворению, которое произносят дети:

По дорожке Таня шла, Таня брызгалку нашла.

Стала Таня выбирать, кому брызгалку отдать.

Солнце, воздух, луг, цветы, брызгать деток будешь ты!

Таня передаёт брызгалку любому игроку из круга, тот брызгает на детей – они разбегаются.

«Крокодилы» (5 – 6 лет)

Задача: развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, смелость чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Оборудование: брызгалки.

На площадке двумя линиями отмечается «речка» (ширина 3м, там «живут» два крокодила. У каждого из них брызгалка. Дети должны перебегать через речку на другой берег. Они подходят к речке со словами:

Два весёлых крокодила

На реке Нил спокойно жили.

Как увидели ребят –

Водой стали обливать!

После этих слов дети бегут через речку, а крокодилы обливают их водой.

«Поливаем огород» (5 – 6 лет)

Развивать ловкость, быстроту, умение играть в команде, чувство ритма, речь;

Формировать умение сопереживать.

Оборудование: вёдра с водой.

Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» - ведро с водой – и своя лейка, которая стоит на финише. Задача – маленьким ведёрком зачерпнуть из «колодца» воды и передать его. Последний игрок выливает воду в лейку, с пустым ведром бежит к колодцу, снова зачерпывает воду и передаёт ведёрко по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодце» не закончится вода. Игра начинается после стихотворения, которое дети легко запоминают:

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите, в лейку лейте –

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьёт!

Е. Благинина.

Выигрывает команда, которая расплескала меньше воды. Чтобы это было наглядно, в лейки можно положить по толстому куску пенопласта – он будит подниматься вместе с водой, и дети сами увидят, кто победит. Позже, вечером, этой водой можно полить огород или цветник.

«Овощи – фрукты» (5 – 6 лет)

Различать овощи и фрукты;

Развивать быстроту реакции, ловкость, умение работать в команде.

Оборудование: по 10 пластиковых овощей и фруктов, сачков с длинными ручками.

Дети делятся на две команды по пять человек. В бассейн бросают по 10 пластиковых овощей и фруктов, а вокруг него кладут 10 сачков. Одна команда собирает овощи, а другая – фрукты. Команды стоят у линии старта и произносят слова:

Лето тёплое сейчас, урожай созрел у нас.

Не ленись и не зевай, поскорее собирай!

Дети бегут к бассейну, каждый берёт сачок, достаёт два нужных предмета и возвращается к линии старта. Выигрывает команда, быстрее и правильно собравшая предметы.

«Угадай, что на дне»(4 – 5 лет)

Задача: развивать тактильно – двигательные ощущения, умение обследовать предмет в воде.

Оборудование: ёмкость с водой, мелкие игрушки, предметы.

Воспитатель предлагает детям превратиться в морских исследователей. На дне моря в затонувших кораблях много разных интересных предметов. Он просит детей рассмотреть их через толщу воды.

Воспитатель. Почему предметы, лежащие на дне, можно увидеть?

Дети. Вода прозрачная.

Воспитатель. Но достать их сможет тот, кто, не глядя, опустив руку в воду, угадает, какой предмет лежит на дне.

Ребёнок должен назвать предмет, а затем вытащить его из воды. Если он ошибся, ему даётся ещё один шанс поднять сокровище наверх. После того как все «затонувшие» предметы будут отгаданы и подняты, воспитатель предлагает детям придумать историю, которая с ними произошла.

Опыты с водой (5 – 7 лет) .

Проводить опыты можно на участке, предваряя ими игры с водой, или в процессе игр.

Опыт №1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят прозрачные пластиковые стаканы или ёмкости, сделанные из пластиковых бутылок с обрезанными и оплавленными краями. В одну ёмкость воспитатель предлагает детям налить воду, взятую из водопроводного крана (или кипячёную и охлаждённую для питья) и любую другую непрозрачную жидкость (молоко, сок). Данный опыт на участке можно совместить со вторым завтраком, полдником. Организовать опыт можно и в группе, совместив его с приёмом пищи.

Воспитатель предлагает детям опустить ложку или палочку в обе ёмкости. Обращает внимание на то, что в воде ложка видна, а в молоке или соке не видна или видна плохо.

Вывод. Вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель предлагает детям подумать, почему вода не всегда и не везде прозрачная, где вода самая чистая и прозрачная. Рассказывает детям о том, почему нельзя пить из непрозрачных источников, луж, реки, озера; почему воду из водопроводного крана лучше очищать с помощью специальных фильтров.

Старшим детям можно рассказать о Байкале – самом большом хранилище пресной воды в мире. Можно использовать опыт детей, полученный ими при посещении вместе с родителями в летний период прудов, рек и озёр родного края, водоёмов юга. Воспитатель даёт детям задание сравнить прозрачность воды дома до фильтрации и после.

Опыт №2 «Вода испаряется и превращается в пар»

В жаркий день, когда асфальт и металлические предметы сильно накаляются, воспитатель предлагает детям вылить на дорожку, или какую – либо нагретую плоскость на участке ведёрко воды. Спрашивает, что случилось с водой? Закрепляет понятия: вода льётся, разливается, растекается. Предлагает понаблюдать за тем, как на солнце она быстро испаряется, поверхность высыхает. Так как в жаркую погоду вода испаряется быстро, хорошо виден пар.

Вывод. Пар – это тоже вода.

Опыт №3 «Поверхность воды может отражать окружающие предметы»

После летних дождей воспитатель предлагает детям рассмотреть ровную поверхность лужи, увидеть отражение окружающих предметов, себя. Палкой дети мешают воду и приходят к выводу, что окружающие предметы отражает только ровная спокойная, как зеркало, гладь воды. Он рассказывает детям о том, что в древние времена, когда не было ещё зеркал, люди использовали воду для того, чтобы увидеть своё отражение.

Вывод. Поверхность воды отражает окружающие предметы, как зеркало.

Опыт №4 «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»

Воспитатель предлагает детям сравнить растворяются ли в воде речной песок, сахарный, соль, краска (можно добавить в воду сок овощей и фруктов, духи). Предлагает подумать, какое это имеет значение для человека, природы. Устраивает с детьми «мастерскую художника», получая разные оттенки цветов путём растворения краски в воде.

Вывод. В воде некоторые вещества могут растворяться, придавая ей вкус, цвет и запах, а некоторые нет.

Опыт №5 «Вода жидкая, может течь»

Воспитатель предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой. Спрашивает, почему воду можно перелить из одного стакана в другой? Предлагает детям попробовать перелить кусочки замороженной воды – льда из морозилки, густой кисель. Делает вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод. Вода жидкая и может течь.

Консультация для воспитателей на тему: «Организация детского досуга в летний период».
Уважаемые педагоги! Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы.
Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Нам педагогам важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.
Предлагаю Вам формы работы, которые могут соответствовать этим условиям.
Игровые часы.
Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Бояре», «Цепи» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.
При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа.
Музыкальные часы.
Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры.
Выставки.
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка должна проводиться в несколько этапов.
На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое лето к нам пришло!» - рисунки.
Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.
Оформление выставки.
Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.
Игры-путешествия.
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги должны разделить между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Творческие площадки.
При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько «мастерских», в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.
Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья.) Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.
В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка «Цветик-семицветик». Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей «серединке». Задача детей - собрать как можно больше лепестков.
Летние праздники.
Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.
Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки. Ловкость, столь необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды.
Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.
Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для летних мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.
Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное), становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.
Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы». Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующиеся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.
«Боулинг». Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.
И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как «Пионербол». Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7-9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону. Если в какой-то момент на одной стороне площадки оказывается два мяча, соревнование останавливается и команда, на стороне которой нет ни одного мяча, получает очко. Очко можно заработать и в том случае, если противник проведет мяч под сеткой или отправит мяч за границы площадки.
Продолжительность спортивной баталии может быть или до 15 очков, или же по пять минут на каждый из двух периодов. Третий период проводят в случае равного счета в двух первых. Если мяч задевает сетку или попадет в нее при подаче, то подача повторяется, а очки не присуждаются никому. При выигрыше очка ряды участников на площадке меняются. В этой игре, помимо ловкости и быстроты реакции, воспитывается командный дух, слаженность взаимодействий между соревнующимися командами.
Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами (с мячом - «Свечки» (русская народная игра), «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра), «В узелок» (татарская народная игра) и т.д.); игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры («Отгадай» (игра народов Дагестана), «Бой петухов» (марийская народная игра), «Хромая лиса» (татарская народная игра), игры с бегом («Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Колышки» (марийская народная игра) и т.д.).
На природе одной из самый простых, доступных и занимательных игр для детей является бадминтон. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.
При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру «Снайпер»: на расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы - кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.
Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры.
Игра «Успей занять своё место». Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего - опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.
Рисование мелками. Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.
Игры с обручем и скакалкой. Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.
Надувание мыльных пузырей. Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.
Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде.
Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.
Игра с камешками. Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.
Подвижная игра с дидактической направленностью. Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное. В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Уважаемые педагоги! На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей. Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.
Желаю успехов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.